15. ИНВЕСТИЦИИ И ИНОВАЦИИ
15.1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Артемова Е.И. д.э.н, профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ,
Бурса И.А., к.т.н., докторант кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ,
Капусткин А.В., аспирант кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ Контакты автора:
Аннотация. Выявлены особенности развития инвестиционных процессов в агропромышленном комплексе, предложены основные пути выхода сельскохозяйственной отрасли из инвестиционного кризиса. Ключевые слова: Агропромышленный комплекс, инвестиции, инвестиционный климат, инвестиционная привлекательность, государственная инвестиционная политика
MAINTENANCE OF INVESTMENT APPEAL OF AGRARIAN SECTOR OF ECONOMY OF RUSSIA
Artemova E.I., Dr. Sci. Econ., professor department of economics and foreign economic affairs KSAU,
Bursa I.A., Cand. Tech. Sci.department of economics and foreign economic affairs KSAU,
Kapustkin A.V., postgraduate department of economics and foreign economic affairs KSAU
Annotation: The peculiarities of development of investment processes in the ar-ropromyshlennom complex, offered a way out major agricultural industrytion of the investment crisis.
Keywords: Agriculture, investment, investment
climate, investment attractiveness, the state investment in policy
В условиях интеграции России в мировые хозяйственные связи и преддверии вступления в ВТО возникает необходимость выбора приоритетных направлений развития аграрного сектора экономики, основанных на рациональном использовании инвестиций. Именно инвестиционная привлекательность агропромышленного комплекса может явиться фундаментом продовольственной безопасности страны и обеспечить эффективное отечественное сельскохозяйственное производство, которое, в настоящее время, значительно отстает в своем развитии от сельского хозяйства экономически развитых стран.
Основным источником финансирования сельскохозяйственного производства в РФ с 1990 г. являются собственные средства предприятий (табл. 1), т.к. после рыночных преобразований государственная помощь АПК значительно сократилась и доля государства в инвестировании сельского хозяйства стала меньше. Однако, в последние годы, можно отметить некоторые изменения, связанные с увеличением доли привлеченных средств с 32,0 % в 2000 г. до 55,5 % - в
2009 г., что, с одной стороны, можно рассматривать как позитивный факт, который говорит об увеличении инвестиционной активности предприятий сельскохозяйственной отрасли и усилении государственной помощи, а с другой стороны, как отрицательный - т.к. собственных инвестиционных средств становится все меньше, что говорит об ухудшении финансового положения субъектов агропромышленного комплекса.
Таблица 1
Доля АПК в валовом внутреннем продукте и инвестициях в основной капитал РФ в фактических ценах
Год ВВП Доля АПК в ВВП Инвестиц НИ Б ОСНОВНОЙ капитал РФ Пнвесшшн в основной капитал АПК ІІНБЄСГИШШ В осношон капшал AIK по 1C точны кам фвШШрОЕЭШЯ. /о
млрд. р^б. млрд. р$1э. % млрд. Р!^- млрд. р}б. % собстве иные привле ченные
1930 17,4 3.6 20,7 0.S 0,14 17,5 42,7 57,3
1940 78.3 4,7 26,0 1.97 0,23 11,7 44,7 55,3
1950 179,2 61:2 34.2 16.S 2.4 14.3 48.1 51.9
1960 261.1 72,4 27,7 24.4 3,8 15.6 46.4 53.6
1970 643.5 103.8 16.1 80.6 14.3 17,8 37,3 62,2
1980 1079,1 187,8 17,4 163.1 22,7 16.7 41,2 58.8
1990 1631,2 218,7 13.4 2491 39.4 15,8 58,9 41.1
2000 7306,1 742,4 10,2 1165.2 30,8 3,0 6S.0 32,0
2005 21625,0 1380,9 6,4 3611,1 171,3 4,7 59,8 40,2
2009 39063,8 2551,7 6.5 7930,3 317,2 4,0 44,5 55,5
В РФ финансовая поддержка сельского хозяйства в расчете на рубль произведенной продукции примерно в 2,5 раза меньше чем, в США, в 5 раз меньше, чем в ЕС и в 11 раз - чем в Норвегии, которая ближе всего к России по своим климатическим условиям [1]. В Западной Европе на поддержку сельского хозяйства выделяется в среднем 300 долл. на гектар сельхозугодий, в Японии - 473, в США - 324, в Канаде - 188, а в России - всего лишь около 13 долл. [2].
Для анализа данных, представленных в таблице 1, нами были получены уравнения регрессии в виде полиномов второй степени, которые с 76 и 69 % вероятностью описывают зависимость заданных откликов от выбранного фактора, где:
У1 - доля агропромышленного комплекса в ВВП РФ, %;
У2 - доля инвестиций в сельское хозяйство от общего объема инвестиций в основной капитал РФ, %;
Х - порядковый номер года.
Тренды, отражающие динамику изменения доли агропромышленного комплекса во внутреннем валовом продукте и инвестиций в основной капитал на развитие сельского хозяйства от общего объеме инвестиций в основной капитал РФ (рис. 1) начиная с 1930 г. и по настоящее время показывают, что удельный вес продукции АПК во внутреннем валовом продукте РФ с 1950 по 2009 гг. сократился с 34,2 до 6,5 %. Это можно объяснить прогрессирующим диспаритетом цен и резко возросшим импортом продовольствия. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства начиная с 1970 г. также постоянно уменьшается и в 2009 г. составила всего 4% общего объема инвестиций в экономику.
Степень активности инвестиционной деятельности в АПК России зависит от инвестиционной привлекательности отрасли, которая определяется двумя группами
29B
факторов, одна из которых действует позитивно и формирует инвестиционный потенциал, а другая -сказывается негативно и оценивается как инвестиционный риск. Показатели потенциала и риска тесно взаимосвязаны (рис. 2).
Потенциал страны или региона учитывает основные макроэкономические показатели, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т. п.), потребительский спрос населения и др. Инвестиционный потенциал состоит из производственного, ресурсно-сырьевого, технико-технологического, инновационного, почвенно-климатического, финансового, потребительского, инфраструктурного, трудового и социального потенциалов.
Рис. 1. Динамика изменения доли АПК в ВВП РФ и
инвестиций в основной капитал на развитие АПК РФ (% от общего объема инвестиций в основной капитал)
Инвестиционный риск характеризует вероятность возникновения непредвиденных потерь в условиях неопределенности результатов инвестиционной деятельности или вероятность достижения прогнозируемого результата инвестиций и дохода от них. Он показывает, почему следует (или не следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну и определяет правила игры на инвестиционном рынке. В отличие от инвестиционного потенциала многие из этих правил могут измениться очень быстро. Степень инвестиционного риска зависит от политической, социальной, экономической, финансовой, экологической и криминальной ситуаций.
Действующее в стране законодательство является важнейшей составляющей инвестиционного риска. На территории большинства регионов действует единое общегосударственное законодательство, которое несколько дополняется в отдельных субъектах федерации, регулирующих инвестиционную деятельность в пределах своих полномочий. Это законодательство не только влияет на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, определяет порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала.
Согласно исследованиям, проведенным Институтом экономики РАН, по степени благоприятствования инвестиционного климата российские регионы были условно поделены на семь групп. Сельскохозяйственные регионы отнесены лишь к пятой группе, одной из неблагоприятных в инвестиционном отношении [3]. Здесь практически отсутствует необходимое инфраструктурное обеспечение и слабо развиты формы коо-
перации производства. Эти регионы требуют к себе повышенного внимания и значительного вложения средств.
Г ооударог венная
инвестиционная
политика АПК
Методы реализации Инструменты реализации
государств еннои государственной инвестниионнон
инвестиционной политики политики
Лдрквыгаявк пиюты* гг рогр яммы
Прямая бволжетн ая государственна* □ солф^ка, в вие лсггапнн в
Ьшвонратеы! государства
11а.ю і ав ыв.'п
Ькямі ньі« к рвдн ты м государств—мы ■ баод«.»гаы
Вшархгкьм г оо длрсга — и і к дц ыга.шмыи ило*и«ы к. рпнпшты» на комумрсяоі о
Крыншмши* по ус.'товмях. -товари ы« крипты.
Иыакшцыин ыы« ы іиі они крипты
Ллркаая г осударсгв—пая поздціак а
территорий с инбьигоарнн пюй
структурой промівоісгах
Рис. 2. Схема инвестиционной привлекательности АПК
[Схема разработана авторами с использованием результатов исследований И. Ковалевой, Е. Мухиной, Н.
Райской, А.Френкель, Г. Чубакова].
Инвестиционный голод, который испытывали и постоянно испытывают сельскохозяйственные предприятия, обусловлен их относительно низкой инвестиционной привлекательностью, которая вызвана рядом объективных и субъективных причин и особенностей, присущих сельскохозяйственному производству, среди которых считаем нужным выделить низкую рентабельность и, как следствие, продолжительную окупаемость вложенных инвестиций, а также высокие риски агробизнеса.
Повышение инвестиционной привлекательности аграрного сектора приведет к активизации инвестиционной деятельности, которую можно считать не только основным условием вывода сельского хозяйства из кризиса, но и определяющим фактором его дальнейшего развития. Нужна не просто реформа социальнообщественного и технологического укладов на селе путем эволюционных преобразований, а привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций, в которых остро нуждаются практически все сферы и отрасли АПК.
Благоприятный инвестиционный климат характеризуется политической устойчивостью, наличием эффективной законодательной базы, умеренными налогами, льготами, представляемыми инвесторам.
Проблемы агропромышленного комплекса в значительной мере вызваны недостатками в механизме формирования инвестиционной политики, определяющей условия для его нынешнего существования и дальнейшего развития. Только активизация инвестиционных процессов создаст реальные предпосылки для решения накопившихся проблем предприятий аграрного сектора, интенсификации производства, внедрения инновационных технологий, роста производительности труда и т.д. Поэтому, в современных условиях, выработка и реализация инвестиционной поли-
тики государства, нацеленной на обеспечение темпов развития и экономического роста, повышение эффективности экономики - одно из главных направлений экономических реформ.
Создание экономических и других предпосылок для массового притока инвестиций в агарный сектор - важнейший элемент стратегии государственной инвестиционной аграрной политики. Корректная инвестиционная политика может значительно повысить инвестиционную привлекательность как страны, так и ее отдельных регионов и отраслей народного хозяйства.
Государственная инвестиционная политика - это система мер государственного регулирования экономики, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата в стране, а также на повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов. Она является частью общегосударственной политики. К основным методам реализации государственной инвестиционной политики в области агропромышленного комплекса можно отнести:
- разработку и реализацию адресной инвестиционной программы;
- предоставление бюджетных инвестиций предприятиям АПК;
- предоставление государственных бюджетных гарантий;
- предоставление налоговых льгот;
- предоставление бюджетных кредитов;
- предоставление инвестиционных налоговых кредитов;
- отсрочку или рассрочку по уплате налоговых платежей.
Инструментами государственной инвестиционной политики в АПК могут служить:
- прямая бюджетная государственная поддержка, предоставляемая в виде дотаций и компенсаций;
- безвозвратные государственные капитальные вложения, которые являются инвестициями государства и служат инструментом привлекательности для осуществления предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе;
- возвратные государственные капитальные вложения, размещаемые на конкурсной основе;
- кредитование по льготным условиям, товарные кредиты, лизинг;
- государственная поддержка депрессивных территорий, а также территорий с неблагоприятной структурой производства.
Схема государственной инвестиционной политики в АПК представлена на рисунке 3.
Государственная инвестиционная политика должна быть ориентирована на перенос центра тяжести с государственного инвестирования на формирование благоприятной инвестиционной среды, привлекательной для российских и зарубежных инвесторов.
Однако государственная инвестиционная политики должна основываться не только на том, чтобы разумно тратить бюджетные деньги, а также на создании сельскохозяйственным производителям условий для эффективной деятельности и накоплений собственных инвестиционных ресурсов. Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость и стабильность предприятия, является коэффициент финансовой независимости, отражающий процент собственного капитала в формировании активов, который у российских сельхозпроизводителей, в настоящее время, не всегда превышает 30% отметку, при оптимальном значении 50% [4, с. 33].
Определяющими для сельскохозяйственных предприятий являются реальные инвестиции в основной капитал, т. к. основные средства сильно изношены и требуют частичной или полной замены. Одними государственными средствами здесь не обойтись. Однако потенциальные частные инвесторы предпочитают вкладывать свои средства в другие отрасли с более высокой инвестиционной привлекательностью и благоприятным инвестиционным климатом.
Федеральная и региональная власти нашей страны должны в своих решениях и законодательных актах соблюдать интересы аграрного сектора. Только при этом сельское хозяйство сможет успешно развиваться и производить конкурентоспособную продукцию.
Таким образом, следует отметить, что в настоящее время, агропромышленный комплекс России находится в кризисе, в том числе и инвестиционном, и выход из него возможен, по мнению авторов, только при выполнении следующих условий.
Рис. 3. Схема государственной инвестиционной политики по поддержке и развитию АПК [Схема разработана авторами с использованием результатов исследований И.В.Ковалевой, Н.В. Максимец, Л.Р. Шагиба-ловой].
Во-первых - значительное увеличение финансовой составляющей государственной помощи отраслям АПК и кардинальное изменение принципов её распределения. Ни для кого не секрет, что основная доля денежных средств (до 90 %) поступает не непосредственно производителям, а оседает в банках, в виде различных компенсаций процентных ставок по кредитам. Причем эти кредиты не являются доступными для большинства товаропроизводителей т.к. у многих хозяйств отсутствует необходимая залоговая база. Кроме того, руководители слабых хозяйств опасаются брать кредиты из-за высоких производственных рисков, связанных со спецификой аграрного производства. Поэтому чаще всего кредиты достаются не тем, кто в них остро нуждается, а сильным и лоббируемым властными или коммерческими структурами хозяйст-
вам. Туда же уходит, в основном, и невозвратная часть государственной помощи - субсидии, дотации и т.д.
Во-вторых - искоренение диспаритета цен между промышленностью и сельскохозяйственным производством. Для устойчивой работы предприятий АПК необходимы не только заемные, но и собственные внутренние инвестиционные средства. Однако деньги, вырученные при продаже продукции (часто ниже себестоимости) не возмещают товаропроизводителям, в нашей стране, даже минимальных воспроизводственных потребностей. Из-за перекоса цен из отрасли ежегодно изымается, по данным разных источников 8-12% валовой продукции или 18-30% товарной [5, с. 33; 6, с. 68]. Это огромные материальные средства, которые могли быть собственными инвестиционными источниками.
Необходимо в кратчайшие сроки восстановить паритет цен на сельскохозяйственную и другую продукцию на таком уровне, который позволит поддерживать требуемую рентабельность и создавать условия для расширенного воспроизводства на собственной экономической основе.
И, наконец, в-третьих - повышение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственных отраслей. Это самая главная проблема, которая сама собой решиться не сможет. Она находится в тесной взаимосвязи с двумя первыми и её решение, в большей степени, зависит от разумной инвестиционной политики государства. Только системно нацеленная инвестиционная политика, позволит решить накопившиеся за долгое время аграрные проблемы, выйти на новый качественный уровень и обеспечить долговременное и устойчивое развитие сельского хозяйства, его расширенное воспроизводство, отвечающее возрастающим запросам жизни нынешнего века.
Список литературы:
1. Чкаников М. Доктрина на обед / М. Чкаников // « Российская газета». - 2008. - №4782 от 29 октября.
2. Вишняков В. Продовольственная безопасность - главная забота коммунистов / В. Вишняков, Е. Краснолуцкая // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kprf.ru/dep/57612.html
3. Испытывая на прочность региональные ресурсы / "Российская газета" - 2009. - №4858 от 27 февраля 2009 г.
4. Апкаева Е. Резервы роста экономической эффективности сельхозпроизводства / Е. Апкаева, Н. Бондина // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - №1. - С. 33.
5. Борхунов Н. Неэквивалентность обмена в АПК и общественные интересы / Н. Борхунов // Экономика сельского хозяйства России. - 2007. - №5. - С. 33.
6. Ходос Д.В. Механизм стабильного развития АПК региона / Д.В. Ходос, А.Г. Сидельников // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. - 2008. - №4 (42). - С. 6772.
References:
1. Chkanikov M. The doctrine for a dinner / M.Chkanikov//«the Russian newspaper». - 2008. - №4782 from October, 29th.
2. Vishnjakov V. Food safety - the main care of communists / V.Vishnjakov, E.Krasnolutsky//[the Electronic resource]. An access mode: http://kprf.ru/dep/57612.html
3. Testing for durability regional resources / "the Russian newspaper" - 2009. - №4858 from February, 27th, 2009
4. Apkaeva E. Rezervy of growth of economic efficiency of agricultural manufacture / E.Apkaeva, N.Bondina//Rural economics of Russia. - 2007. - №1. - with. 33.
5. Borchunov N. Nonequivalence of an exchange in agrarian and industrial complex and public interests / N.Borhunov//Rural economics of Russia. - 2007. - № 5. - with. 33.
6. Chodos D.V. The mechanism of stable development of agrarian and industrial complex of region / D.V. Hodos, A.G. Sidelnikov//the Bulletin of the Altay state agrarian university. -2008. - №4 (42). - with. 67-72.
РЕЦЕНЗИЯ
На статью «Обеспечение инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики России».
Е.И. Артемовой, д.э.н., профессора кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ, И.А. Бурса, к.т.н., докторанта кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ, А.В. Ка-пусткина, аспиранта кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности КубГАУ.
Представленная работа затрагивает актуальную проблему - обеспечение роста эффективности и конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей на основе роста инвестиционной привлекательности аграрного сектора экономики России, что способствует решению задач, поставленных в Доктрине продовольственной безопасности страны.
В работе даны сравнительные данные финансовой поддержки сельского хозяйства России и ведущих стран ЕС, Японии и США. Представлен анализ изменения доли агропромышленного комплекса в валовом внутреннем продукте РФ и инвестициях в основной капитал, который показал, что данные показатели, косвенно характеризующие развитие отечественного сельского хозяйства, неуклонно снижаются. Основными причинами низкой инвестиционной привлекательности АПК страны авторы считают прогрессирующий диспаритет цен и резко возросший импорт продовольствия. Для изменения существующей ситуации необходима активизация инвестиционной деятельности.
В работе представлена разработанная схема инвестиционной привлекательности отраслей агропромышленного комплекса и подчеркнуто, что важнейшей составляющей инвестиционных рисков в РФ является действующее законодательство и не всегда предсказуемое его изменение.
Авторы подчеркивают, что нужна не просто реформа социально-общественного и технологического укладов на селе путем эволюционных преобразований, а привлечение в аграрный сектор крупномасштабных инвестиций, в которых остро нуждаются практически все сферы и отрасли АПК. Необходимо создание экономических и других предпосылок для массового притока инвестиций в агарный сектор, что должно стать важнейшим элементом стратегии государственной инвестиционной аграрной политики. Только правильно ориентированная инвестиционная политика может значительно повысить инвестиционную привлекательность как страны, так и ее отдельных регионов и отраслей народного хозяйства.
Таким образом, изложенные в статье результаты научных исследований представляют интерес не только для научных работников, но и для широкого круга читателей. Статья рекомендуется к публикации в научнопрактическом журнале.
Заведующий кафедрой организации производства и
инновационной деятельности КубГАУ, профессор,
д.т.н., к.э.н. Ю.И. Бершицкий