Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы формирования туристской кластерной политики в России и за рубежом'

Проблемы и перспективы формирования туристской кластерной политики в России и за рубежом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / ОТРАСЛЕВОЙ КЛАСТЕР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Махновский Дмитрий Евгеньевич, Степанова Светлана Александровна

В статье исследуются проблемы и перспективы развития кластеров и кластерной политики в России. Анализируется отечественный и зарубежный опыт проведения кластерной политики, в том числе в туризме. Как форма экономической организации, кластеры в целом доказали за рубежом свою эффективность. Однако применение этого опыта в России нуждается в серьезной теоретической и практической подготовке на различных уровнях территориальной и отраслевой организации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы формирования туристской кластерной политики в России и за рубежом»

J

<

Проблемы и перспективы формирования туристской кластерной политики в России и за рубежом

Problems and prospects of formation tourist cluster policy in Russia and abroad

УДК 338.486

J

<

Махновский Дмитрий Евгеньевич

доцент Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, кандидат экономических наук 191023, Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 21

Mahnovskiy Dmitry Evgenievich

191023, Saint-Petersburg, ul. Sadovaya, 21

Степанова Светлана Александровна

доцент Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, кандидат экономических наук 195197, Санкт-Петербург, ул. Жукова, д. 9а

Stepanova Svetlana Alexsandrovna

195197, Saint-Petersburg, ul. Zukova, 9a

В статье исследуются проблемы и перспективы развития кластеров и кластерной политики в России. Анализируется отечественный и зарубежный опыт проведения кластерной политики, в том числе в туризме. Как форма экономической организации, кластеры в целом доказали за рубежом свою эффективность. Однако применение этого опыта в России нуждается в серьезной теоретической и практической подготовке на различных уровнях территориальной и отраслевой организации.

The article investigates problems and development prospects of clusters and cluster policy in Russia. Domestic and foreign experience of holding cluster policy is analyzed, including — in tourism. Clusters have proved abroad the efficiency as form of the economic organization. However application of this experience in Russia needs serious theoretical and practical preparation at different levels of the territorial and branch organization.

Ключевые слова: кластер, кластерная политика, региональный кластер, отраслевой кластер, конкурентоспособность, инновации

Keywords: cluster, cluster policy, regional cluster, branch cluster, competitiveness, innovation

Конкурентоспособность территории, ее инвестиционная привлекательность зависят от того, насколько эффективно структурировано ее экономическое пространство, в какой степени используются рациональные формы территориальной и отраслевой организации. Одним из наиболее перспективных инструментов развития хозяйственного потенциала признаются кластеры. По определению М. Портера [1], «кластер — это группа географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Географические масштабы кластера могут варьироваться от одного города или штата до страны или даже ряда соседствующих стран». Отечественные разработки последних лет внесли существенный вклад в развитие теории и практики кластерной политики. Диапазон различий в трактовках понятия «кластер» в недавно опубликованных исследованиях остается весьма значительным. Согласно одному из определений под кластером понимается группа однородных взаимосвя-

занных экономических объектов (корпораций, отраслей или предприятий). Региональный кластер представляет собой сетевую структуру, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организаций гражданского общества в регионе, сплоченных вокруг ядра конкурентоспособной экономической деятельности [2]. Хотя понятие ядра конкурентоспособной экономической деятельности требует более подробных пояснений. Свои определения приводятся в разработках министерств экономики и регионального развития [3]. В Методических рекомендациях по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (2008 г) дается весьма важная для понимания функциональная типология формирующихся отечественных кластеров, предусматривающая наличие дискретных, процессных, инновационных и «творческих», туристических и транс-портно-логистических кластеров [4].

Диапазон различий в современных трактовках понятия «кластер» позволяет уточнить и сформулировать сущность регионального туристского кластера. Региональный туристский кластер — это устойчивый территориально-сконцентрированный диверсифицированный межотраслевой комплекс, взаимодействующий на основе кооперации и конкуренции предприятий, общественных организаций (ассоциаций, союзов в сфере туризма и т. д.), органов государственного управления, формирующих, регулирующих и обслуживающих туристские потоки. Синергетический эффект, который создается при кластерной организации бизнеса на территории, является основным фактором эффективного развития туристского комплекса региона.

В туристском кластере компании-партнеры получают ряд выгод от совместной деятельности: снижение степени риска и неопределенности, технологические и организационные инновации, укрепление имиджа, рост качества турпродукта, условия для результативного маркетинга, содействие развитию региональной экономики и повышению инвестиционной привлекательности территории в целом. Для успешного использования кластерного подхода не менее важно определение не столько самого кластера, сколько его свойств. Сформулируем основные свойства кластеров:

• кластер развивается в конкретном регионе и опирается на его ресурсный потенциал. Образ туристского кластера в одном регионе будет отличаться от образа кластера в другом регионе. С этих позиций кластеры являются уникальными экономическими образованиями;

• кластер обладает свойствами проектной системы, поскольку является результатом сознательных организационных усилий лиц, рассматривающих формирование кластера как управленческий проект. Это свойство кластеров позволяет применять к ним методы управления проектами;

• для формирования ядра кластера, а в дальнейшем и его развития, необходимо выстроить институциональную структуру, в рамках которой инициируются законодательные инициативы и формируются механизмы по отслеживанию исполнения принятых законодательных актов.

В кластере формируется особая инновационная среда, способствующая повышению конкурентоспособности входящих в него фирм и процветанию региона, что является важным условием привлечения внимания инвесторов.

В настоящее время в России идет процесс формирования ряда региональных кластеров. Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промыш-ленно-производственного, туристско-рекреационно-го и портового типа, создаваемых в соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г № 116-ФЗ, а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2006 г. № 328-р. Кроме того, эффективные механизмы финансирования проектов развития кластеров сформированы в результате образования и деятельности ряда институтов развития, включая Инвестиционный фонд Российской Федерации, государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», ОАО «Российская венчурная компания», Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Создание туристско-рекреационных особых экономических зон сопровождается формированием благоприятного инвестиционного климата территории со стороны федеральных и региональных органов управления. На федеральном уровне сформирован ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров на данных территориях. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на государственную поддержку малого предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.

Главное свойство кластеров — обладать конкурентным преимуществом. При этом оно должно быть

присуще не одной или нескольким фирмам, наибо- >| лее успешным на региональных и мировых рынках, ^ а кластеру в целом. Конкурентоспособные кластеры ^ достаточно легко формируются в мегаполисах. Но с могут возникнуть также в местностях, которые обла- о дают не самым благоприятным экономико-географи- х ческим положением. В результате территориальной, ш культурной и организационной близости предприятий □= в региональном кластере складываются особые взаи- § моотношения и образуются дополнительные стимулы ш в экономическом развитии. ^

В целом кластеры и кластерная политика, реали- ¡Е зующиеся наиболее последовательно в развитых ка- ^ питалистических странах, продемонстрировали свою ™ жизнеспособность и способствовали более успешному ^ формированию основ пятого технологического уклада о хозяйства, а также продвижению на практике идей □= постиндустриального общества. Очень существен- § но в разных странах различаются исходные условия < реализации кластерной политики. Государственные § инициативы в кластерной политике, как правило, ориентированы, в первую очередь, на поддержку силь- х ных и креативных компаний, создание плодотворной среды, в которой, в свою очередь, более слабые и отсталые фирмы могли бы повышать свою конкурентоспособность [5].

Способность разрешать насущные социально-экономические проблемы местного и/или регионального уровня — залог успеха политики территориального кластерообразования. Не менее важное значение в рамках кластерной политики имеет и возможность параллельного разрешения ряда отраслевых проблем — поддержки стандартов качества, повышения конкурентоспособности. Многими исследователями отмечается, что конкурентные преимущества создаются и в основном используются на региональном уровне.

Таким образом, проведение кластерной политики в условиях развивающейся рыночной экономики должно предусматривать скоординированную работу по созданию адекватных условий на государственном, региональном и местном уровнях. Причем относительно большая ответственность за проведение сбалансированной кластерной политики ложится на региональные органы власти, реализующие проведение политики «сверху-вниз».

Основные задачи, решаемые кластерной политикой как на отраслевом, так и на региональном уровнях, — повышение конкурентоспособности и стимулирование НТП. Одновременное продвижение экономики по обоим направлениям — наиболее желательный вариант развития. Именно такая схема характерна для развитых стран с достаточно разветвленной и зрелой системой кластеров. Однако для стран с небольшими удельными объемами ассигнований на НИОКР подобный вариант не всегда возможен. В этом случае для повышения конкурентоспособности акцент делается на более полное использование собственного опыта и ресурсной базы, организационно-управленческие и пропагандистские мероприятия, социальные технологии, в том числе с использованием кластерной политики.

Не следует игнорировать важной закономерности современной системы международного разделения труда, согласно которой ни одна страна из-за дефицита имеющихся ресурсов не может быть конкурентоспособной во всех отраслях мирового хозяйства. Соответственно, должна быть проведена селекция приоритетных направлений кластерного развития.

Задачи и методы идентификации туристского кластера

Параметры идентификации Задачи анализа Методы

1. Географические границы туристского кластера 1. Установить географические границы кластера и определить составляющие географического каркаса кластера (транспортные коммуникации, центры туристских потоков и т. д.) 1. Анализ совокупности туристских маршрутов, предлагаемых турфирмами региона. 2. Анализ пространственного расположения центров туристских потоков и движения туристских потоков. 3. Анализ пространственного расположения и состояния транспортных коммуникаций

2. Структура туристского кластера 1. Выявить составляющие структуры кластера 1. Количественный и качественный анализ структуры кластера

3. Отличительные характеристики туристского кластера 1. Определить уникальность туристско-рекреационных ресурсов кластера. 2. Выявить наиболее распространенные виды и формы туризма на территории. 3. Выявить наличие (или отсутствие) пересечения исследуемого кластера с другими кластерами. 4. Рассмотреть пространственное расположение кластера 1. Сравнение уристско-рекреационных ресурсов с аналогами. 2. Анализ совокупности турпродук-тов, предлагаемых турфирмами. 3. Анализ экономики региона с целью выявления других кластеров. Установление взаимосвязи исследуемого кластера с другими. 4. Анализ расположения туристского кластера относительно других кластеров; стран, из которых пребывают основные потоки туристов; транзитные транспортные потоки

К приоритетным сферам кластерного развития может относиться туристская деятельность.

Значительная теоретическая и аналитическая работа в сфере кластерной политики ведется в Евросоюзе. Согласно подходам экспертов ЕС по кластерной проблематике, виды кластерной политики можно дифференцировать в соответствии со структурой их управления и профилем деятельности. Структура управления определена распределением ответственности по различным учреждениям в пределах процесса формирования политики. На высшем уровне министерства формулируют общие контуры стратегии, часто определяя статьи бюджета и устанавливая новые государственные структуры. Разрабатываются специальные программы действий. Программы включают несколько специальных инициатив, использующих инструменты воздействия, предназначенные для специфических регионов или секторов экономики. В пределах этих инициатив важнейшая роль принадлежит учреждениям — инициаторам программ. Многочисленный состав участников кластерной политики для обеспечения эффективности работы требует введения механизмов координации.

В целях разработки или развития кластерной политики необходимо диагностировать состояние кластеров в регионе. Диагностика состояния кластера представляет собой процесс по изучению кластера как открытой системы, состоящей из многочисленных взаимосвязанных частей, а также связанных с внешним миром. Рассмотрим процесс диагностики на примере региональных туристских кластеров. На первом этапе необходимо выявить, являются ли определенные территории кластерами с помощью качественного анализа соответствия изучаемых территорий признакам туристского кластера. На втором этапе идет процесс идентификации туристского кластера, то есть определение его границ, структуры и отличительных параметров. Задачи и методы идентификации представлены в табл. 1.

На третьем этапе необходимо определить степень развития туристского кластера, который, в свою очередь, может быть сильным, устойчивым, потенциальным, латентным, а также необходимо выявить наличие проблем в кластере, т. е. такое состояние кластера, которое характеризуется напряженностью, нарушением равновесия между отдельными его элементами или между кластером и внешней средой. Определив состояние туристских кластеров в регионе, необходимо разработать стратегии развития кластеров. В зависимости от того, кто может являться инициатором и разработчиком кластерной стратегии, нами предлагается выделение трех подходов к формированию стратегии: формирование стратегии сверху вниз; формирование стратегии снизу вверх; смешанный подход. Сущность каждого подхода представлена в табл. 2. Понимание недостатков каждой стратегии позволяет избежать отрицательных последствий при ее реализации. Стратегическая цель у развитого и развивающегося кластера одна — повышение конкурентоспособности кластера, но способы достижения этой цели различаются. Наиболее актуальными являются два типа стратегий, применение которых зависит от степени зрелости туристского кластера: преимущественно экстенсивного роста; преимущественно интенсивного роста.

В настоящее время в России имеет место подъем интереса к кластерной проблематике. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России [6]. В то же время стадии практической реа-

Подходы к формированию туристских кластерных стратегий

Параметры сравнения Разработка стратегии сверху вниз Разработка стратегии снизу вверх Смешанный подход

Инициатор разработки стратегии Государственные органы власти Бизнес-структуры Инициаторами могут быть и государственные органы власти и бизнес-структуры

Процесс создания стратегии Разработка и реализация программ развития туристского комплекса региона Предложение инициатив и их лоббирование Разработка и реализация государственных программ осуществляется при непосредственном участии бизнеса и общественных организаций

Преимущества подхода Подход может реализовы-ваться и в потенциальном и латентном кластере. Учет социальных и экологических аспектов развития территории Лучшее знание бизнес-процессов и проблем, препятствующих развитию туристской деятельности в регионе Учет интересов всех участников (государства, бизнеса и населения)

Недостатки подхода Действия государственных органов власти могут подавлять инициативы частного сектора и идти в разрез с его целями. Слабая реализация стратегии (существование только «на бумаге»). Неэффективное использование бюджетных средств. Недостаточное знание истинных проблем бизнеса В слаборазвитом кластере отсутствуют сильные связи внутри кластера, что затрудняет формирование инициатив. Недостаточный учет бизнесом социальных, экологических и иных аспектов. Для реализации таких стратегий необходимы развитые институты гражданского общества Зависимость успешности стратегии от способности участников кластера достигать компромиссов

лизации достигла лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров. По ряду приоритетных направлений кластерной политики работы еще не начаты:

• не созданы механизмы методической, информационно-консультационной и образовательной поддержки развития кластеров;

• отсутствует необходимая координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, объединений предпринимателей по реализации кластерной политики;

• ограничен набор инструментов финансовой поддержки кластерных проектов из бюджетных источников.

Необходимость повышения эффективности использования потенциала развития кластеров как одного из приоритетных направлений усиления конкурентоспособности и диверсификации экономики сочетается с возможностью подъема инвестиционной привлекательности территорий.

Формирование и развитие кластеров является эффективным механизмом привлечения прямых иностранных инвестиций и активизации внешнеэкономической интеграции. Включение отечественных кластеров в глобальные цепочки создания добавленной стоимости позволяет существенно поднять уровень национальной технологической базы, повысить скорость и качество экономического роста за счет повышения международной конкурентоспособности предприятий, входящих в состав кластера, путем:

• приобретения и внедрения новых технологий, новейшего оборудования;

• получения предприятиями кластера доступа к современным методам управления и специальным знаниям;

• получения предприятиями кластера эффективных

возможностей выхода на высококонкурентные международные рынки.

Результатами реализации кластерной политики является рост производительности, инвестиционно-инновационная активность предприятий, входящих в кластер, а также повышение интенсивности развития малого и среднего предпринимательства, обеспечение ускоренного социально-экономического развития территорий базирования кластеров.

К основным направлениям содействия развитию кластеров, реализуемым органами государственной власти и местного самоуправления, можно отнести следующие:

1. Содействие институциональному развитию кластеров, предполагающее в том числе инициирование и поддержку создания специализированной организации развития кластера, а также деятельности по стратегическому планированию развития кластера, установлению эффективного информационного взаимодействия между участниками кластера и стимулирование укрепления сотрудничества между ними.

2. Развитие механизмов поддержки проектов, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий и содействие эффективности их взаимодействия. Предполагается, что предоставление поддержки соответствующим проектам должно оказываться вне зависимости от принадлежности участвующих в их реализации предприятий к тому или иному кластеру.

В целях обеспечения эффективности реализации кластерной политики федеральными органами исполнительной власти предусматривается оказание методической, информационно-аналитической, консультационной и образовательной поддержки органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, бизнес-ассоциациям.

>| Важным аспектом является реализация мер на-=г логового регулирования для участников кластеров. ^ В соответствии с действующим законодательством с льготы по ставкам федеральных налогов установ-о лены в отношении организаций — резидентов осо-х бых экономических зон, созданных в соответствии со с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 г № 116-ФЗ. При этом субъ-§ екты Российской Федерации и муниципальные обра-ш зования имеют право на установление льгот по уплате ш соответственно региональных и местных налогов и ¡Е сборов, а также ставки налога на прибыль в части, ^ подлежащей уплате в бюджет субъекта Российской 5 Федерации. Возможность предоставления налоговых ^ льгот регионального и муниципального уровня, в том о числе в рамках создания особых экономических зон регионального уровня, является эффективным инс-§ трументом развития кластеров. С целью привлечения < инвесторов к формированию кластеров необходимо § подготовить «Инвестиционный паспорт кластера», в материалах которого показаны инвестиционная при-х влекательность и стратегические ориентиры развития территории.

Таким образом, процессы кластерообразования, проведение кластерной политики требуют углубленных теоретических и практических исследований с использованием отечественного и зарубежного опыта. Разнообразие исходных условий, поливариантность хода экономического и кластерного развития обусловливают необходимость использования в кластерной

политике гибкой тактики, применения разнообразного инструментария, привлечения для разрешения возникающих проблем широкого круга специалистов. Успешность реализации кластерных проектов во многом зависит от уровня макроэкономической стабильности, характера и интенсивности действия внутренних и внешних (международных) факторов.

Литература

1. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2002.

2. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации. М.: Совет Федерации, 2008. URL: http://www.ir-pep.ru/analytics/ innov/detail/?item_id=218.

3. Концепция кластерной политики в Российской Федерации. М.: МЭР, 2008. URL: http://www.poria.ru/files/konc_klastem_ 259_10.doc.

4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. М., 2008. URL: http://www.ir-pep.ru/analytics/innov/doc/Metodreki_ klastery.doc.

5. Пилипенко И. В. Проведение кластерной политики в России. Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу 2008 года Общероссийской общественной организации «Деловая Россия» «Стратегия 2020»: от экономики «директив» к экономике «стимулов» URL: http://council.gov. ru/files/journalsf/number/20081126141715.pdf.

6. Концепция долгосрочной стратегии экономического развития Российской Федерации до 2020 года / Минэкономразвития. 2008. URL: http://www.economy.gov.ru/ wps/wcm/myconnect/economylib/mert/welcome/pressser-vice/eventschronicle/doc1217949648141.

Санкт-Петербургская академия управления и экономики

ПРИГЛАШАЕТ В ДОКТОРАНТУРУ

Приказом Федерального агентства по образованию от 29.05.2007 № 949 в Санкт-Петербургской академии управления и экономики открыта докторантура по специальности научных работников

• 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Докторантура Академии осуществляет подготовку научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации в области экономических наук на возмездной основе.

В докторантуру принимаются лица, имеющие степень кандидата наук, научные достижения в области экономики и управления и способные самостоятельно проводить фундаментальные и прикладные исследования.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки в докторантуре — не более 3 лет.

Порядок приема в докторантуру

Заявление о приеме в докторантуру подается на имя ректора Академии с приложением следующих документов:

• копии диплома о присуждении ученой степени кандидата наук;

• анкеты с фотографией (личный листок по учету кадров);

• развернутого плана подготовки докторской диссертации;

• списка опубликованных научных работ, изобретений;

• копии трудовой книжки.

Документ, удостоверяющий личность, диплом о присуждении ученой степени кандидата наук предъявляются поступающим в докторантуру лично.

Контактная информация

Наш адрес: г. Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А, ауд. 512-а.

Телефон: (812) 363-42-93, Шолохов Игорь Михайлович

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.