УДК 332.12
КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ
Галина Егоровна Мекуш
Кемеровский государственный университет, 650043, Россия, г. Кемерово, ул. Ермака, 7, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой общей и региональной экономики, тел. (384-2)58-42-36, e-mail: region@kemsu.ru
Елена Олеговна Ушакова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры управления бизнес-процессами, тел. (913)952-52-52, е-mail: yeo_08@mail.ru
В статье рассмотрен опыт реализации кластерной политики в Сибирском Федеральном округе. Экономическое развитие регионов при переходе на постиндустриальную и инновационную модели предполагает замену традиционных подходов новыми механизмами управления региональным развитием, к которым можно отнести создание территориальных кластеров. Кластерный подход в развитии Сибирских регионов направлен на повышение их конкурентоспособности. Авторами проанализированы особенности и проблемы формирования территориальных кластеров как перспективной формы развития территорий.
Ключевые слова: кластерный подход, политика, территориальный кластер, развитие, туристско-рекреационный кластер.
CLUSTER APPROACH IN THE DEVELOPMENT OF THE SIBERIAN REGIONS
Galina E. Mekush
Kemerovo State University, 650043, Russia, Kemerovo, 7 Ermak St., D. Sc., Professor of Department of General and Regional Economy, tel. (384)258-42-36, e-mail: region@kemsu.ru
Elena O. Ushakovа
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., Lecturer of Department Business Process Management, tel. (913)952-52-53, e-mail: yeo_08@mail.ru.
The article describes the experience of implementing cluster policy in the Siberian Federal District. The economic development of regions in the transition to a postindustrial and innovative model involves replacing traditional approaches with new mechanisms for managing regional development, to which can be attributed the creation of territorial clusters. The cluster approach in the development of the Siberian region aimed at improving their competitiveness. The authors analyzed the features and problems of the formation of territorial clusters as a promising form of territorial development.
Key words: duster approach, cluster policy, territorial cluster, development, tourist-recreational cluster.
Вопросы кластерной политики широко обсуждаются в научных кругах и находят отклик российских и зарубежных исследователей. Территориальные кластеры рассматриваются как инструмент реализации национальных
и региональных стратегий развития. Именно территориальные кластеры позволяют повысить эффективность взаимодействия между предприятиями бизнеса, органами управления, образовательными и научными учреждениями. Это говорит об актуальности темы данного научного исследования и его практической значимости.
Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одним из приоритетных условий модернизации экономики считается создание сети территориально-производственных кластеров, развивающих потенциал территорий и обеспечивающих инвестиционную привлекательность регионов страны [2, 8]. Разработаны механизмы поддержки кластеров, заключающиеся в оказании финансовой помощи и создании центров кластерного развития.
Центрами кластерного развития обеспечивается содействие реализации совместных кластерных проектов по организационному развитию кластеров, расположенных в регионе, организация совместных проектов по уменьшению издержек производства и повышению качества продукции, логистические потоки и информационно-коммуникационные технологии, организация групповых маркетинговых программ, оказание услуг по предоставлению высокотехнологичного оборудования.
В настоящий момент, политика кластеризации экономики Российской Федерации строится на основе промышленного, инновационного, туристического, инфраструктурного и образовательного типов кластеров, а также форм особого межкластерного взаимодействия.
Несмотря на положительный опыт создания территориальных кластеров в регионах страны, имеются пока нерешенные проблемы, к которым следует отнести недостаточную развитость малого бизнеса, инфраструктурных и организационных условий, низкий уровень доверия между субъектами рынка, недостаточность информационной открытости, низкую культуру производства и уровень развития отраслевых ассоциаций, краткосрочные горизонты планирования и др. [10].
В Российской Федерации создание территориальных кластеров пока находится в начальной стадии, которую более пятнадцати лет назад прошли страны Европы, Азии, Америки. Многими государствами, реализующими кластерную политику были сконцентрированы усилия на поддержание конкурентоспособных кластеров и создание кластеров, обеспечивающих конкурентоспособность бизнеса, регионов и национальных экономик в долгосрочной перспективе [6, 7].
В таких условиях государство не только способствует формированию кластеров, но и само становится их участником (опыт Германии, биотехнологических кластеров в Великобритании, автомобильного, аэронавтики в Бельгии, морского хозяйства в Норвегии, лесопромышленного кластера в Финляндия и др.) [4, 5]. Зарубежные специалисты в области региональной экономики рассматривают территориальные кластеры как основной стратегический инструмент экономической политики. Так как территориальные кластеры являются формой, способствующей повышению конкурентоспособности и росту
инновационного потенциала страны, то все большее количество стран готово оказывать финансовую поддержку в создании кластеров и способствовать их развитию [9].
Рассмотрим некоторые проблемы и специфику использования кластерного подхода в Российской Федерации. Кластерная политика, принятая в нашей стране, имеет особо выраженную региональную привязку. Она рассматривается как одно из условий развития конкурентоспособных регионов за счет создания условий для внедрения инноваций.
Особое значение в развитии кластеров имеют муниципальные и государственные органы власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование, использующие механизмы стимулирования инвестиционной активности и финансово-бюджетные рычаги. Создание территориальных кластеров направлено на рост конкурентоспособности и инновационного потенциала предприятий
и организаций, развитие малого и среднего бизнеса. Кластеры рассматриваются как динамичная и гибкая форма организации производства, которая по мере развития уже созданных кластеров может меняться.
Кластерная политика в Российской Федерации реализуется на трех уровнях: федеральном, региональном и на уровне бизнес-структур. Для каждого уровня ставятся конкретные цели и задачи кластерной политики.
Основной целью реализации кластерной политики является достижение высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики за счет повышения эффективности деятельности предприятий - участников кластера. Задачи кластерной политики направлены на создание эффективных механизмов оказания финансовой поддержки и привлечение инвестиций, совершенствование механизма сотрудничества на федеральном и региональном уровнях управления, создание эффективной логистической системы, поддержание конкуренции и стимулирование международного сотрудничества.
Чтобы реализовать кластерную политику, начинают разрабатывать кластерные программы, конкретизировать объемы и источники финансирования, определять организационные обязанности и условия субсидирования.
Тип кластерной политики определяют согласно методологии построения национальной модели кластеров (североамериканской, европейской и азиатской моделей), форм (континентального и англосаксонского типы), в зависимости от механизма реализации (католической политики и интервенции.
Реализация кластерной политики проходит в следующих формах: формирование специальной инфраструктуры, институтов развития, инновационной среды, международных кластерных инициатив.
Сибирский Федеральный округ является территорией, на которой получают активное развитие территориальные кластеры по следующим направлениям:
- фармацевтика, медицинская техника и информационные технологии (Томская область);
- по комплексной переработке угля и техногенных отходов (Кемеровская область);
- инновационных технологий ЗАТО г. Железногорск, (Красноярский край);
- инновационный кластер информационных и биофармацевтических технологий (Новосибирская область);
- Алтайский биофармацевтический кластер и др.
Следует обратить особое внимание на формирование туристско -рекреационных кластеров как инструмента социально-экономического развития большинства сибирских регионов. Туристско-рекреационный кластер - это сосредоточение в рамках одной ограниченной территории предприятий и организаций, взаимосвязанных разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, сопряженной с индустрией туризма и рекреационными услугами [1, 3].
Основная цель создания туристско-рекреационных кластеров - повышение конкурентоспособности отрасли на внутреннем туристском рынке за счет си-нергетического эффекта от совместной работы предприятий и организаций кластера, активизации инноваций и разработки новых туристских направлений.
Опыт формирования и развития туристско-рекреационных кластеров на территории Сибирского Федерального округа, показывает реализацию принципов государственно-частного партнерства и в целом, положителен. Среди успешных кластерных проектов можно выделить следующие: «Белокуриха» в Алтайском крае, «Подлеморье» в Республике Бурятия, «Шерегеш» в Кемеровской области, автотуристский кластер «Золотые ворота» в Алтайском крае, всесезонный горнолыжный комплекс «Манжерок» в Республике Алтай и др.
Опыт показывает, что кластерный подход во всем мире признается как политика повышения конкурентоспособности национальной экономики и ее структуры. Решение проблем формирования территориальных кластеров и реализация кластерной политики в Российской Федерации обеспечит повышение уровня конкурентоспособности отечественных предприятий, несырьевой и высокотехнологический экспорт товаров и услуг, увеличение количества предприятий малого и среднего бизнеса, ускоренное развитие инновационной экономики, повышение эффективности системы подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка, рост инвестиционной активности субъектов рынка и стимулирование социально-экономического развития регионов страны.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Левченко Т. П., Кощеев С. В., Селиверстова М. А. Мировой опыт идентификации кластеров в условиях адаптации к российской экономике [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Науковедение». - 2013. - № 6 (19). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/ article/n/mirovoy-opyt-identifikatsii-klasterov-v-usloviyah-adaptatsii-kossiyskoyekonom. - Загл. с экрана.
2. Марков Л. С. Теоретико-методологические основы кластерного подхода / Под ред. Н. И. Суслова. Новосибирск, 2015. - 300 с.
3. Мекуш Г. Е., Ушакова Е. О. Территориальное планирование развития сферы туризма в муниципальных районах Новосибирской области // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока. Экономика природопользования, землеустройство, лесоустройство, управление недвижимостью» : сб. материалов в 4 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 129-134.
4. Растворцева С. Н., Череповская Н. А. Приоритеты и формы реализации кластерной политики в российских регионах: Монография. - Белгород: КОНСТАНТА, 2013. - 206 c.
5. Региональное и муниципальное управление социально-экономическим развитием в Сибирском Федеральном округе / под ред. А. С. Новоселова. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2014. - 400 с.
6. Ротова В. Н. Основные проблемы кластерных организаций Сибирского федерального округа // Известия АлтГУ, 2011. - №2-2. - С. 320-324.
7. Baranov A., Suslov V. Development of Macro and Interindustrial Methods of Economic Analyses // World Conference. Listvyanka, 26-31 August 2013 / Institute of Economics and Industrial Engineering of Siberian Branch of Russian Academy of Sciences. - Novosibirsk: IEIE SB RAS, 2014. - 215 p.
8. Burmatova O. Comparative analysis of the features creation and functioning of clusters and territorial - industrial complexes // Local production systems in countries in and outside the EU: from theory to practice [Electronic resource] / Univ. of national and world economy, Univ. of Lodz, Matej Be luniv. Banska Bystrica, Institute of economics and industrial engineering of the Siberian Branch of the Russian Acad. of Sciences, Novosib. State Uni., Ternopil national econ. Uni. Sofia: UNWE, 2014. - Ch. 2.9. -P. 227-241.
9. Krugman P. R. First Nature, Second Nature, and Metropolitan Location // Journal of Regional Science. - 1993. - Vol. 33. - P. 129-144.
10. Porter M. E. (1998) Clusters and the new economics of competition. Harvard Business Review 76 (6). - Р. 77-90.
© Г. Е. Мекуш, Е. О.Ушакова, 2017