М.В. Леденева, 2005
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ГЕРМАНИИ И РОССИИ
НА РУБЕЖЕ XX—XXI ВЕКОВ
М. В. Леденева
В общем комплексе внешнеэкономических связей России отношения с Германией традиционно занимают центральное место. Федеративная Республика Германия является важнейшим торговым, финансовым и инвестиционным партнером нашей страны. Отношения с Германией предоставляют возможности полномасштабной реализации наших конкурентных преимуществ в энергетике, химии, металлургии, космосе, биотехнологии и других наукоемких технолошях. Мощный потенциал взаимного сотрудничества основывается на высоком уровне взаимодополняемости экономик, в значительной степени обусловленном их структурой и различиями в обеспеченности природными ресурсами, географической близости, традиционности деловых связей, надежной договорно-правовой основе.
Заинтересованность России в развитии торгово-экономических отношений с Германией во многом определяется тем, что ФРГ вступила в XXI в. как один из лидеров мировой экономики. Вместе с другими развитыми государствами она формирует ядро современного мирового хозяйства, прочно занимая 2-е место в мире по объему внешней торговли и 4-е — по абсолютному размеру ВНД '. ФРГ находится в авангарде происходящего в мире разностороннего и многопланового процесса глобализации и является главной движущей силой интенсивно развивающихся процессов европейской интеграции. Современные интересы РФ обусловливают необходимость поиска путей развития отношений с Германией для налаживания конструктивных партнерских отношений с объединенной Европой.
В настоящее время ФРГ является крупнейшим торговым партнером России, обеспечивая около 10 % ее внешнего товарооборота и значительно опережая по этому показателю другие развитые государства и страны СНГ. Так, удельный вес США во внешней тор-@ говле России составляет лишь около 4,5 %, Ита-
лии — 6 %, Франции и Великобритании — примерно 3 %, Японии — менее 2 %2. После обвального спада в начале 1990-х гг. на протяжении пореформенных лет российско-германский товарооборот достаточно устойчиво возрастал и в 2002 г. составил по германским данным 24,4 млрд евро3. Структура российского экспорта в ФРГ целом менее благоприятна, чем структура совокупного экспорта РФ: доля минерального топлива в экспорте в ФРГ (свыше 4/5) значительно превышает его удельный вес в общем экспорте России (около 55 %) и продолжает увеличиваться (за 1997—2002 гг. она возросла на 12,7 процентных пунктов). В то же время удельный вес машинно-технической продукции в экспорте в ФРГ составляет величину в 2—3 раза меньшую, чем в совокупном объеме экспорта РФ (3—4 % против 9—10 %). Основными экспортными товарами РФ наряду с нефтью и газом являются черные и цветные металлы, продукты основной химии, минеральные удобрения, а также древесина и целлюлозно-бумажные изделия.
Германия традиционно является одним из важнейших поставщиков в Россию продукции машиностроения, химической промышленности, товаров народного потребления, медикаментов и продовольствия. Структура российского машинно-технического импорта малоэффективна, так как по сравнению со среднемировыми показателями доля в ней высокопроизводительного современного оборудования и технологий незначительна: преобладают простое оборудование, бытовая электроника, легковые автомобили.
Российско-германским торговым связям свойствена асимметричность: РФ занимает достаточно скромное место в экспорте и импорте Германии. По данным Федерального статистического ведомства ФРГ на нашу страну в 2002 г. приходилось 2,1 % внешнеторгового оборота Германии4. Однако по отдельным позициям доля российских поставок в германс-
ком импорте достаточно велика: по нефти — 25—28 %, природному газу — 35—40 %, отдельным наименованиям цветных металлов — 15—45 %, антрациту — 40 %, древесной целлюлозе хвойных пород — 23 %, удобрениям — 13 %, черным металлам — свыше 4 % 5.
В настоящее время прослеживается тенденция резкой дифференциации регионов РФ по объемам экспортно-импортных операций с Германией, обусловленная сложившейся товарной структурой российско-германской торговли, различным природно-экономическим потенциалом регионов России и их раз-ноудаленностью от ФРГ. Особую роль в российско-германской торговле занимает Москва, на которую по данным региональной статистики приходится 42 % стоимостного объема импорта, основная часть которого реализуется на региональных рынках, и свыше 44 % экспорта РФ в ФРГ, лишь незначительная доля которого является продукцией собственного производства. По объемам экспорта в ФРГ выделяются богатые топливно-сырьевыми ресурсами добывающие регионы, а также ряд промышленно развитых районов, специализирующихся на металлургии и химической промышленности: Тюменская область, Татарстан, Башкортостан, Удмуртская Республика, Оренбургская, Самарская, Тульская и Пермская области. В импортных поставках за Москвой следует Северо-Западный федеральный округ (почти 20 % совокупного объема импорта РФ), Центральный федеральный округ (13,1 %) и Приволжский федеральный округ (11,4 %). Несмотря то, что Россия в торговле с Германией имеет устойчивое положительное сальдо, около двух третей субъектов РФ имеют в торговле с этой страной отрицательное сальдо торгового баланса.
Современный германский рынок характеризуется многообразием, крупными размерами, динамичным развитием, приоритетным требованием потребителей к неценовым параметрам товара (качество, упаковка, экологическая безопасность) и является весьма перспективным для России. В то же время на нем сильны протекционистские барьеры (субсидирование, квотирование, технические барьеры, антидемпинговые пошлины и др.), что является важным фактором, сдерживающим экспорт российского текстиля, продукции химической промышленности, машиностроения, металлургии и сельского хозяйства.
Еще в советский период на германском рынке хорошо зарекомендовали себя некоторые виды машинно-технической продукции
российских предприятий: металлорежущие станки, энергетическое, насосно-компрессорное и прокатное оборудование. Хотя и в настоящее время спросом на германском рынке пользуются отдельные виды производимых в России машин и оборудования (двигатели, газовые турбины, электрогенераторные установки, электроарматура и др.), масштабы российских поставок невелики. Главными причинами этого являются невысокое качество и несоответствие мировым стандартам российской машинно-технической продукции, недостаточная гибкость предложения к требованиям постоянно меняющегося рынка ФРГ, проблемы в организации сбыта и послепродажного сервиса, усиливающаяся конкуренция со стороны новых индустриальных стран и стран ЦВЕ.
Учитывая тот факт, что в ФРГ широко распространена производственная кооперация, причем 80 % импорта Германии машин и оборудования составляет обычная серийная продукция, перед российскими предприятиями открываются большие возможности освоения германского рынка в электротехнике, точной механике, оптике, станкостроении и многих других отраслях при условии соблюдения установленных сроков, качества и сохранения производственных технологий. Наиболее перспективными для сбыта российской машинно-технической продукции могли бы стать новые земли ФРГ, имевшие ранее устойчивые и разносторонние связи с нашей страной.
Значительный интерес для российских экспортеров представляет рынок сельскохозяйственных и продовольственных товаров Германии, который является самым емким в европейском экономическом пространстве. Поставки Россией продовольственных товаров в ФРГ в основном ориентированы на традиционные виды российского экспорта: рыбу и ракообразные, икру осетровых, водку, хлебные злаки, семена подсолнечника. Реальные резервы наращивания и облагораживания экспорта связаны с увеличением удельного веса готовых изделий, а также производством биопродукции, рынок которой в ЕС в настоящее время переживает бум.
По объемам привлечения инвестиций из ФРГ Россия заметно отстает от стран Восточной Европы. Тем не менее сравнительно емкий российский рынок, перспективы его расширения при выходе на траекторию устойчивого экономического роста, возможность использовать российские филиалы как плацдарм для завоевания рынков других стран СНГ привлекают многие германские
фирмы. При этом низкий уровень издержек на оплату труда в сочетании с квалифицированной рабочей силой воспринимается как возможность выгодного замещения импорта из ФРГ. Германия лидирует по накопленному объему инвестиций в нашей стране, который на 1 января 2004 г. составил 10,2 млрд долл. или 18 % общего объема накопленных иностранных инвестиций. В 2003 г. в РФ поступило 4,3 млрд долл. германских инвестиций (2-е место после Великобритании), что на 300 млн долл. превышает уровень предыдущего года.
В отраслевой структуре германских инвестиций 1-е место занимает торговля и общественное питание. В данную сферу в 2003 г. было направлено 2,5 млрд долл. германских инвестиций, в том числе 276 млн долл. прямых инвестиций, 2,3 млн долл. прочих инвестиций. В российскую промышленность поступил 1 млрд долл. германских инвестиций, что составило 8,6 % иностранных вложений. Наибольший объем капиталовложений был осуществлен в цветную металлургию (537 млн долл.), пищевую промышленность (156 млн долл.), химическую и нефтехимическую (93 млн долл.), связь (49 млн долл.), общую коммерческую деятельность по обеспечению функционирования рынка (197 млн долл.)6.
В региональном отношении немецких инвесторов привлекают прежде всего столица и другие крупные города. Большинство германских предприятий размещено в г. Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Краснодарском крае, Республике Татарстан, Самарской, Ростовской, Пермской и Челябинской областях. В Москве в настоящее время насчитывается более 1 230 представительств германских компаний, 809 российско-германских совместных предприятий, 637 дочерних компаний со 100 %-м немецким капиталом, а также 28 филиалов немецких фирм1. В регионе активно действуют немецкие компании «Knauf», «Ehrmann», «Marktkauf», германский филиал компании «1КЕА» и др. Из некрупных регионов по числу предприятий с германскими ПИИ выделяется лишь Калининградская область, в которой 25 % предприятий с ПИИ — предприятия с германским участием. Это объясняется особым геополитическим положением региона и действием на его территории особой экономической зоны, предполагающей беспошлинный ввоз товаров.
Несмотря на богатые природные ресурсы России, привлекающие американские,
голландские, британские и другие компании, они относительно мало интересуют германских инвесторов. Это связано с тем, что в ФРГ очень мало мощных добывающих компаний. Сравнительно крупные капиталовложения осуществили лишь концерн «Ruhrgas», реализующий ряд совместных проектов газодобычи и наращивающий свою долю в компании «Газпром», а также фирма «Wintershall» (дочерняя компания «BASF»), участвующая в совместном предприятии по добыче нефти в Волгоградской области.
В отличие от большинства крупных развивающихся стран, Россия привлекает прямые инвестиции тех германских компаний, которые не выделяются своими размерами в мировом масштабе, но входят в число отраслевых лидеров в ФРГ. Это, например, производитель отделочных теплоизоляционных и конструкционных материалов «Knauf», который имеет 6 сбытовых компаний и участвует в 12 промышленных компаниях, одна из которых (завод «Победа-Кнауф», г. Санкт-Пе-тербург) экспортирует свою продукцию в Швейцарию и ФРГ. Предприятия пищевой промышленности создают производства для замещения импорта из ФРГ, например, компания «Alfred Ritter», осуществляющая совместный проект с Одинцовской кондитерской фабрикой «Коркунов» с целью увеличения доли российского рынка и экспорта в ФРГ, Северную Америку и Китай 8.
Германские компании в качестве объекта инвестирования часто выбирают ведущие предприятия советского периода, которые в условиях рыночных реформ оказались в трудном положении. Прямые инвестиции ФРГ способствуют их успешной технической модернизации и грамотному управлению. Так, крупным проектом (190 млн долл.) стали прямые инвестиции одного из подразделений фирмы «Herlitz» в компанию «Волга» Ба-лахнинского целлюлозно-бумажного комбината (Нижегородская обл.), ведущего производителя газетной бумаги России. Фирма ВК «Logistik Service» выкупила Ярославский полиграфический комбинат, переоборудовала его, обучила персонал, в результате чего производительность труда на комбинате за небольшой срок возросла в 2,5 раза9.
Таким образом, стабилизация политической ситуации, экономический рост, совершенствование законодательства, сокращение внешней задолженности и снижение темпов инфляции вызывают новую волну интереса у германских предпринимателей. Опрос
германских предпринимателей выявил, что 14,4 % из них в настоящее время осуществляют проекты в России, причем 35 % планируют инвестиции в российскую экономику в будущем 10. Тем не менее иностранные инвесторы ждут дальнейших преобразований: реформы банковского сектора, введения западных стандартов в области бухгалтерского учета, действенных мер по борьбе с коррупцией и др. В ходе опроса, проведенного консалтинговой фирмой «Огое§е & Сотр. АО», было установлено, что основными препятствиями ведения бизнеса в России для иностранных компаний являются бюрократия, несовершенство таможенного регулирования, коррупция, недостаток источников финансирования, а также неразвитость инфраструктуры 11.
Федеративная Республика Германия является крупнейшим кредитором России. На нее приходится около 1/3 общего объема финансовых требований к России со стороны западных кредитных институтов (в том числе в рамках Парижского клуба — более 40 %). По оценкам, консолидированная задолженность России перед Германией составляет более 50 млрд евро. Она складывается из кредитов, предоставленных в период с 1987 по 1997 гг. бывшему СССР и РФ немецким государством, частными коммерческими банками и компаниями-экспортерами. Общая кредитная задолженность России Германии регулируется в рамках Парижского и Лондонского клубов стран-кредиторов. Большую часть российской задолженности перед Германией составляют краткосрочные заимствования, поэтому на протяжении последних десяти лет часто возникал вопрос о ее реструкгуризации. К сожалению основная часть полученных Россией кредитов была растрачена без ощутимой отдачи для российской экономики.
Российско-германские кредитно-финансовые связи времен «перестройки» и постсоветского периода прошли в своем развитии несколько этапов: 1) 1987—1991 гг. — предоставление кредитных ресурсов Советскому Союзу в значительных объемах под идеи «перестройки»; 2) 1992—1995 гг. — период критического отношения Германии к российским реформам, резкое сокращение кредитов; 3) 1995 — август 1998 гг. — постепенное восстановление доверия к России и ее экономическим субъектам, рост предоставляемых кредитов и эффективности финансируемых проектов; 4) с августа 1998 г. — период неопределенности, связанный с резким ростом недоверия к российскому руководству; 5) 2000 г. —
по настоящее время — стабилизация ситуации, укрепление финансового положения России, своевременные расчеты с кредиторами.
Положительным моментом второй половины 1990-х гг. стал сдвиг в структуре субъектов кредитования в сторону регионов и частных заемщиков. Кредиты стали предоставляться преимущественно с целью повышения экспортного потенциала российских предприятий, в основном сырьевых. Среди них выделяются рамочные кредитные соглашения с рядом российских регионов, среди которых Тюмень, Пермь, Челябинск, Татарстан, Екатеринбург, Оренбург.
В результате валютно-финансового кризиса августа 1998 г. ухудшились финансовые условия сотрудничества России и Германии. В частности, резко сократилось государственное страхование экспортных кредитов по линии «Гермес». Россия была переведена в наивысшую группу риска, что резко осложнило кредитование российского импорта инвестиционных товаров. Германия отказалась предоставить России государственные кредиты и приостановила финансирование совместных инвестиционных проектов в рамках выделенного в 1996 г. государственного кредита. Ведущие коммерческие банки ФРГ поддерживали мораторий на кредитование сделок с Россией без 100 %-ного обеспечения. Ссылаясь на негативный опыт, правительство Германии прекратило оказание содействия в развитии двухстороннего кредитно-финансового сотрудничества на региональном уровне.
Правительственные и часть деловых кругов Германии заняли выжидательную позицию к принятию решений, ориентированных на активизацию торгово-экономического сотрудничества РФ с ФРГ, особенно в области масштабных инвестиционных проектов, а также привлечения кредитов. Такое положение сохранялось до конца 1999 г. В начале 2000 г. были подписаны соглашения России с Лондонским клубом кредиторов о реструкгуризации и списании части российского долга.
В декабре 2004 г. Президент РФ В. Путин договорился с канцлером ФРГ Г. Шредером о досрочном погашении в 2005 г. 6 млрд долл. из долга России Германии в рамках Парижского клуба, в чем заинтересована Германия, имеющая в течение ряда лет дефицит бюджета в размере более пороговой черты ЕС 3 %. Сегодняшняя договоренность между Россией и Германий дает основание полагать, что будут достигнуты договоренности и с прочими 18 странами-членами Парижского клуба.
Германия является одним из традиционных и наиболее заинтересованных партнеров нашей страны в сфере научно-технического сотрудничества. К сожалению, как Германия, так и в особенности Россия в последнее время отстают от темпов научно-технического прогресса в мире, а следовательно, и в наукоемкой конкуренции, что обусловливает необходимость координации их усилий.
Современное двустороннее научно-техническое сотрудничество России и Германии осуществляется как на уровне государства, так и на уровне научных учреждений, фондов и организаций. Среди научно-исследовательских структур Германии, активно сотрудничающих с Россией, выделяются Германское научно-техническое общество, Рабочее сообщество промышленных исследовательских объединений «Отто фон Гюрекс», Фонд Александра фон Гумбольдта, Общество Фрауенгофера, Сообщество немецких исследовательских центров им. Германа фон Гельмгольца; Общество им. Макса Планка по содействию наукам и др.
К началу 1990-х гг. Россия и Германия оформили ряд договоренностей, касающихся сотрудничества в таких областях, как мирное использование ядерной энергии, исследование высокотемпературной сверхпроводимости, здравоохранение, сельское хозяйство, космос и др. Эффективной координации совместных усилий содействует российско-немецкая комиссия по научно-техническому сотрудничеству, в которую входят представители государственных ведомств и научно-исследователь-ских организаций. Во многом благодаря ее деятельности во второй половине 1990-х гг. были заключены специальные российско-германс-кие соглашения, касающиеся таких сфер, как лазерные исследования и лазерная техника, водные ресурсы и технологии, охрана окружающей среды, информация и документация, биология и биотехнология, морские и полярные исследования. Был начат ряд совместных проектов, в том числе по разработке установок для очистки промышленных сточных вод, созданию новых технологий водооочисгки. Заключены многочисленные двусторонние соглашения между научно-исследовательскими учреждениями и организациями РФ и ФРГ, которые по сути являются специальными программами содействия сотрудничеству в конкретных сферах науки.
Таким образом, Россия располагает большим производственным и интеллектуальным потенциалом, который пока не задействован в полной мере в отношениях с ФРГ.
В области торгово-экономических отношений с Германией Россия сталкивается с тремя группами проблем. Первая группа связана с многочисленными трудностями собственно межстранового взаимодействия и включает всебя: 1) антидемпинговые пошлины, нетарифные ограничения, технические стандарты и правила, тарифные «пики», применяемые к конкурентоспособным российским товарам на рынке ЕС; 2) фактически дискриминационные положения, внесенные в антидемпинговое законодательство ЕС одновременно с предоставлением ЕС России рыночного статуса, не позволяющие РФ воспользоваться его преимуществами; 3) трудности при вступлении России в ВТО, во многом инициированные ЕС, затрудняющие возможность на данном этапе вступления нашей страны в ВТО, которое могло бы обеспечить приемлемый баланс прав и обязанностей. Вторая группа проблем определяется взаимосвязью внешнеэкономической деятельности и внут-риэкономической ситуации в стране и включает проблему низкой конкурентоспособности отечественной готовой продукции, топливно-сырьевой «перекос» структуры экспорта; проблему экономической безопасности РФ, эффективной защиты внутреннего рынка от конкурирующего импорта; неразвитость системы стимулирования производства и экспорта готовой продукции, в т. ч. кредитования и страхования; низкий платежеспособный спрос; необходимость обслуживания значительного внешнего долга. Третья группа проблем связана со спецификой природно-климатических и географических условий России и включает проблемы транспортной изоляции России, ограничения в осуществлении эффективных грузоперевозок, повышенных издержек производства в связи с суровыми при-родно-климатическими условиями.
Указанные проблемы во многом определяют дальнейшее развитие российско-германских отношений. Однако, несмотря на определенные трудности, имеются реальные предпосылки для их углубления, которые обусловлены следующими мотивами с немецкой стороны: 1) стабильная заинтересованность германской экономики в крупномасштабных поставках российских энергоносителей и многих видов промышленного сырья; 2) заинтересованность ФРГ, несущей основную нагрузку в поддержке евро конкурентоспособной товарной массой, в расширении сферы действия евро в торговых отношениях с Россией;
3) заинтересованность промышленного секто-
ра Германии в регулярных поставках своей продукции на российский рынок; 4) заинтересованность германской стороны в научно-техническом сотрудничестве; 5) заинтересованность германских корпораций в эффективных капиталовложениях.
Россия, в свою очередь, может иметь определенные преимущества в связи с углублением своих торгово-экономических связей с Германией: 1) ускоренное технико-техно-логическое перевооружение многих отраслей обрабатывающей промышленности; 2) ускорение процесса сближения России с ЕС и мировым сообществом через укрепление экономических, финансовых и информационных связей с Германией — ведущей страной ЕС;
3) сотрудничество в энергетической сфере;
4) обеспечение относительно стабильного уровня валютных поступлений за счет гарантированного сбыта основных экспортных товаров; 5) объединение потенциала российских фундаментальных научных коллективов с германским финансовым и технологическим потенциалом для коммерческой реализации научных разработок на мировых рынках.
В последние годы были улучшены политические условия для формирования нового качества торгово-экономических связей. В процессе двусторонних политических консультаций на высшем уровне во время визита президента В. Путина в Германию летом 2000 г. стороны решили придать экономическому сотрудничеству стратегический характер на базе углубления энергетического диалога, развития инвестиционного сотрудничества и производственной кооперации, взаимодействия в высокотехнологичных отраслях. В 2000— 2002 гг. были достигнуты договоренности по неурегулированным страховым и другим спорным вопросам в финансовой сфере, на которых настаивала германская сторона (Балтийское морское пароходство, рыболовецкие суда для Камчатки, кредитно-бартерное соглашение с Тюменской областью, задолженность по трансфертным сделкам бывшей ГДР). В связи с этим Россия была переведена из 6-й (наихудшей) в 5-ю группу странового риска в отношении государственного страхования экспортных кредитов по линии акционерного общества «Гермес», был снят мораторий на страхование экспортных кредитов на поставки в Россию германского оборудования. Погашению и обслуживанию государственного долга в настоящее время уделяется приоритетное значение, о чем свидетельствует прописанный в бюджете механизм
создания финансового резерва и заявления руководства страны о досрочном погашении обязательств перед кредиторами.
В то же время заметно ухудшилось инфраструктурное обеспечение экономических интересов России в Германии. Торгпредство РФ в ФРГ было упразднено и его функции были переданы Торгово-экономическому бюро в составе российского посольства. Это ослабило позиции России на германском рынке и затруднило отстаивание стратегических экономических интересов России. ФРГ, напротив, активизировала деятельность в России представительств Союза немецкой экономики и Союза немецких торгово-промышленных палат.
По нашему мнению, основой развития двусторонних торговых отношений должен стать комплекс мер, направленных на структурную перестройку российской промышленности, повышение ее конкурентоспособности и привлечение германского капитала. Выделяются следующие меры: активизация инвестиционного процесса, технико-технологи-ческая модернизация производства, восстановление изношенной инфраструктуры; внедрение лизинга для перевооружения российской промышленности; сохранение и развитие научно-технического потенциала; сдерживание роста тарифов естественных монополий; введение энерго- и ресурсосберегающих технологий; создание условий для развития масштабной двухсторонней производственной кооперации в отраслях обрабатывающей промышленности и высоких технологий; создание государством благоприятных общих макроэкономических условий для развития отечественного бизнеса (улучшение условий доступа к кредитам, перераспределение основной налоговой нагрузки с труда на капитал, стимулирование потребительского спроса и др.); разумную защиту отечественных производителей от конкурирующего импорта на период формирования конкурентоспособных отраслей промышленности. Для формирования конкурентоспособной экономики требуется развитие высокотехнологичных производств, что должно найти отражение в повышении государственных расходов на НИОКР, поддержке и инициировании Правительством РФ процесса патентования национальных научных и технологических достижений, имеющих прикладной характер и способных приносить значительный экономический эффект.
Экспорт сырья должен играть роль главным образом источника валютных поступлений для проведения структурной перестрой-
ки, модернизации производства и инвестирования в НИОКР, для чего требуется решить вопрос эффективного перераспределения рентного дохода. С точки зрения повышения эффективности топливно-сырьевого экспорта особое значение имеют: 1) увеличение глубины переработки и улучшение качества сырьевых товаров и полуфабрикатов; оптимизация ценовых и иных условий контактов; 2) гибкое маневрирование экспортным потенциалом сырьевых отраслей в зависимости от конъюнктуры на внешних рынках, в том числе путем создания стабилизирующих экспортных резервов; 3) совершенствование транспортной инфраструктуры.
Большое значение для развития двусторонних отношений имеет борьба с коррупцией, криминалом, административным произволом и другими негативными явлениями, формирующими непривычные для немецких предпринимателей условия ведения бизнеса и способствующие утрате РФ экономической привлекательности для ФРГ и ее переориентации на страны ЕС, ЦВЕ и ЮВА.
Для стимулирования российского экспорта и продвижения продукции на германский рынок необходима реализация экономических, организационно-правовых и специальных мер, включающих: 1) развитие прямых связей федеральных земель Германии с российскими регионами и городами; 2) государственную финансовую поддержку экспорта, включающая в себя: предоставление государственных гарантийных обязательств под привлекаемые банками кредитные ресурсы для обеспечения оборотными средствами экспортных производств; страхование экспортных кредитов; предоставление гарантий и контргарантий по кредитам и др.; 3) участие государства в финансировании организационных и специальных мер стимулирования экспорта, в том числе путем: улучшения инфраструктурного обеспечения экономических интересов России в Германии (возобновление деятельности Торгового представительства РФ в Германии, открытие в регионах Германии представительств Торгово-промышленных палат регионов России); финансовой поддержки участия наших предприятий в специализированных международных выставках и ярмарках в ФРГ; финансирования расходов на подготовку технико-экономических обоснований, ориентированных на экспорт проектов и предконтрактную проработку экспорт-
ных операций; использования различных форм рекламной деятельности для продвижения отечественной продукции на внешний рынок: теле- и радиопередач; специализированных периодических изданий и др.; 4) консультационную поддержку российских и немецких компаний по вопросам законодательства, норм и правил поведения на рынке, стандартов и иных требований к качеству товаров; проведение маркетинговых исследований германского и российского рынка; 5) содействие на государственном уровне переводу РФ в более благоприятную группу странового риска в отношении страхования экспортных кредитов.
Приоритетными областями в двустороннем сотрудничестве должны стать производственная кооперация, а также сотрудничество в наукоемких областях промышленности, в сфере информационных и высоких технологий. Представляется, что при поддержке государства возможно соединение достижений России в фундаментальных разработках с техническим, технологическим и финансовым потенциалом Германии с целью их коммерциализации и выведения на мировые рынки наукоемкой продукции с использованием западных методов менеджмента и внешних инвестиций.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Доклад о мировом развитии 2002 года. Создание институциональных основ рыночной экономики. М.: Издательство «Весь мир», 2002. С. 232.
2 Таможенная статистика внешней торговли Российской Федерации. 2002 г.: Сб. М., 2003. С. 7-12.
3 Андреев В.Д., Шмельков В.М. Российс-ко-германские экономические отношения: движение к стратегическому партнерству // БИКИ. 2003. № 89. С. 2.
4 http://www.destatis.de
5 http://www.polpred.ru
6 О германских инвестициях в экономику России // БИКИ. 2004. № 56. С. 3.
7 В Союзе немецкой экономики РФ // БИКИ. 2004. № 144. С. 9.
8 Матвеева А. Коркунов и Риттер // Эксперт. 2002. № 37. С. 38.
9 Лисина О. Ярославскую типографию взяли немцы // Коммерсантъ. 2001. № 101.14 июня. С. 4.
10Spielmann G., Filip М. Investieren in Mittel- und Osteuropa // www.ey.com
11 Шкунаев Д. О мотивах и препятствиях для выхода германских фирм на российский рынок //БИКИ. 2004. №134. С. 5.