Поддержка экспорта в Германии
Федеративная республика Германия является одной из ведущих экономик мира и входит в тройку крупнейших стран-экспортеров товаров на мировые рынки. По итогам 2014 г. положительное сальдо внешнеторгового баланса Германии достигло нового рекордного значения, составив по торговле товарами 217 млрд евро1, что соответствует 7,5% ВВП страны. Этот результат в очередной раз подтвердил высочайшую конкурентоспособность германского экспорта - основного фактора успеха германской экономической модели.
Правительство Германии традиционно рассматривает внешнюю торговлю и инвестиции в зарубежные рынки как важнейшие предпосылки для экономического роста, занятости и высокого уровня жизни в стране. «Степень открытости» экономики Германии (импорт плюс экспорт товаров и услуг по отношению к ВВП) составила в 2013 г. 94,9%, по этому показателю она лидирует среди стран «Большой семерки». Сегодня каждое второе рабочее место в Германии напрямую или косвенно связано с экспортной деятельностью, одновременно около одной трети оборота германских компаний достигается за счет внешней торговли. Экспортная квота Германии составляет более 50% от ВВП страны, при чем наибольший вклад в развитие национального экспорта вносят такие высокотехнологичные отрасли, как автомобилестроение, машиностроение, химико-фармацевтическая отрасль и электротехника, на которые приходится более половины экспорта страны2. В целом по доле экспорта высокотехнологичной продукции на мировой рынок Германия занимает третье место после Китая и США. Для сравнения доля России в 34 раза меньше.
УДК339.5 (430) ББК 65.428 (4 Гем) Б-435
Н.И. Белов
1 Официальный сайт Федерального статистического ведомства Германии. Цифры и факты. Народное хозяйство и окружающая среда. Внешняя торговля. - URL: https://www.destatis.de/DE/ZahlenFakten/Gesa-mtwirtschaftUmwelt/Aussenhandel/Aussenhandel.html
2 Официальный сайт Федерального министерства экономики и энергетики Германии. Факты германской внешней торговли в 2013г. - URL: http://www.bmwi.de/BMWi/Redaktion/PDF/F/fakten-zum-deutschen-aus-senhandel-2013,property=pdf
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
97 Q
Залогом успеха германских экспортеров является не только высокое качество товаров с этикеткой «Сделано в Германии», но и комплексная государственная политика, направленная на создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности как в стране, так и возможностей для германской торговли и инвестиций за рубежом. В рамках этой политики особое внимание уделяется стимулированию инновационной активности национальных экспортеров и содействие трансферу результатов научных исследований в промышленность посредством развития национальной инфраструктуры поддержки инноваций.
Учитывая передовые позиции Германии как мирового экспортера, её опыт в части поддержки национальных участников ВЭД, заслуживает пристального внимания с точки зрения изучения возможностей его использования при совершенствовании системы поддержки экспорта в России. В данном контексте целью настоящей статьи является освещение основных направлений, институтов и действующих программ государственной поддержки экспорта в Германии.
Германская модель поддержки экспорта представляет собой пример эффективного взаимодействия между государством и бизнесом. При чем последний, в лице национальных отраслевых объединений, германских внешнеторговых палат за рубежом и ведущих концернов, является активным участником процесса формирования и совершенствования внешнеэкономической стратегии, а также разработки и реализации конкретных мероприятий поддержки.
Во главе этой системы находится Федеральное министерство экономики и технологии Германии3. Данный орган наделен широкими полномочиями при формировании и реализации национальной политики в области экономики и внешнеэкономической деятельности. Так, министерство разрабатывает и реализует национальную экономическую политику, что включает в себя внешнеэкономическую, торговую, энергетическую и промышленную политику, политику в области инноваций, телекоммуникаций и политику по развитию малого и среднего предпринимательства и пр. Кроме того, ведомство обеспечивает экономические аспекты обороны страны.
Внешнеэкономический блок министерства включает, в частности, департаменты, курирующие разработку внешнеэкономической и торговой политики, в том числе вопросы защиты интеллектуальной собственности, таможенно-тарифной политики. Отдельные департаменты занимаются вопросами экспортной поддержки и привлечения иностранных инвестиций, выделением экономической помощи развивающимся странам, а также обеспечением контроля за экспортом военного оборудования, товаров и технологий двойного назначения и пр. Министерство играет ведущую роль в принятии решений по экспортному кредитованию и страхованию, а также страхованию немецких инвестиций за рубеж, оказывает финан-
3 С 17.12.2013 - Федеральное министерство экономики и энергетики Германии
^ 98
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
совую поддержку участию национальных производителей в международных выставках, проводимых за рубежом4.
Важнейшим элементом государственной поддержки экспорта в Германии выступают меры финансового характера, прежде всего, кредитование, страхование и представление государственных гарантий. Решения по этим вопросам принимает Межминистерский комитет. К финансовым мерам стимулирования экспорта относятся также: освобождение экспортеров от уплаты налога на добавленную стоимость; субсидирование (прямое и скрытое) некоторых отраслей промышленности (например, судостроение, аэрокосмическая и угольная промышленности); финансовая поддержка экспортноориентированных НИОКР.5
Ключевая роль в государственной системе финансовой поддержки экспорта отведена страховому обществу Euler Hermes (далее - «Ойлер-Гермес»), которое предоставляет страховое покрытие по внешнеторговым сделкам германских экспортеров. Непосредственное финансирование германского экспорта осуществляется, преимущественно, специализироваными государственными кредитными учреждениями, а также частными банками при необходимом условии страхования кредитов в «Ойлер-Гермес».
Сегодня «Ойлер-Гермес» - это глобальный лидер в области страхования кредитных рисков, который присутствует в более чем 50 странах, консолидированный ВВП которых составляет более 90% от мирового. На мировом рынке кредитного страхования его доля составляет около 35%6. Общество покрывает риски по краткосрочным кредитам за свой счет, а по среднесрочным и долгосрочным сделкам - от лица государства и за счет бюджетных средств. Общий лимит по операциям агентства устанавливается ежегодно немецким Парламентом.
Свою деятельность «Ойлер-Гермес» в консорциуме с германским отделением одной из ведущих консалтинговых фирм «ПрайсвотерхаусКуперс» (PricewaterhouseCoopers Aktiengesellschaft Wirt-schaftsprüfungsgesellschaft (PwC AG). В рамках предоставленных Федеральным правительством полномочий консорциум самостоятельно принимает решения о предоставлении страхового покрытия. Решения по стратегическим вопросам и по страховому покрытию крупных экспортных сделок принимает так называемый Межминистерский комитет (Interministerieller Ausschuss (IMA), ведущим федеральным министерством в соста-
4 Официальный сайт Федерального министерства экономики и энергетики Германии. Организационная структура Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ.-URL: http://www.bmwi.de/BMWi/Redaktion/PDF/M-O/organisationsplan-bmwi,property=pdf
5 Единый внешнеэкономический портал Минэкономразвития России. Меры государственной поддержки германского экспорта и инвестиций 2012 - URL: http://www.ved.gov. ru/rus_export/partners_search/torg_exp/?action=showproduct&id=4152
6 Сайт общества Euler Hermes. Годовой отчет общества Euler Hermes .- URL: http://www. eulerhermes.com/mediacenter/Lists/mediacenter-documents/Euler_Hermes_2013_Registration_ Document.pdf
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
99 Q
ве которого является Федеральное министерство экономики и технологий (BMWi). В состав комитета входят также представители Федерального министерства финансов (BMF), Федерального министерства иностранных дел (Auswärtiges Amt), Федерального министерства экономического сотрудничества и развития (BMZ).
«Ойлер-Гермес» страхует риски невозвращения кредитов, выданных немецкими банками немецким экспортёрам или иностранным банкам и импортерам, под экспортные контракты. Общество осуществляет гибкую политику страхования рисков, которая зависит от оборота компании, отраслевой специфики и целей внешнеэкономической деятельности. В частности, имеются специальные решения для предприятий малого и среднего бизнеса, крупных компаний и транснациональных концернов.
Страховое покрытие в случае не поступления платежа, связанное с политическими рисками или форс-мажорными обстоятельствами (например, запрет или ограничение на перевод средств из страны-импортёра, запрет на поставку в страну импортёра экспортируемого товара, конфискация или уничтожение экспортируемых товаров вследствие тех или иных политических событий, природных катаклизмов), составляет до 95% ущерба. Для экономических рисков (например, банкротство/неплатёжеспособность импортёра, отказ импортёра по каким-либо причинам оплачивать поставку) страховое покрытие составляет 85% ущерба.
Соответственно для каждого вида покрытия установлена определенная норма участия страхователя (экспортера) в возмещении убытков. Такая франшиза может составлять, например, для политических рисков - 5%, для коммерческих рисков -15%, для страхования банковских кредитов и производственных кредитов - 5%7.
Всего в 2013 г. в рамках механизма экспортных кредитных гарантий через «Ойлер-Гермес» было предоставлено около 28 млрд евро. При этом основными получателями указанных средств являлись малые и средние предприятия. Около 80% всех выданных гарантий приходилось на развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В целом можно говорить об эффективности программы предоставления государственных гарантий, имея в виду тот факт, что уже 15 лет доходы от данной деятельности превышают выплаты по страховым случаям. Так, в 2013 г. сумма выплат по страховым случаями составила 232,5 млн евро, доходы бюджета достигли 580,9 млн евро (рост - 50%)8.
7 Интернет - ресурс Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ "Банк данных мер поддержки". Гарантии по экспортным кредитам- URL: http://foerderdatenbank. de/Foerder-DB/Navigation/Foerderrecherche/suche.html?get=13202483c2fb8cbcaabfa5431e52 785d;views;document&doc=7107
8 Интернет - ресурс Федерального министерства экономики ФРГ "Банк данных мер поддержки". Гарантии по экспортным кредитам - URL: http://foerderdatenbank.de/Foerder-DB/Navigation/Foerderrecherche/suche.html?get=13202483c2fb8cbcaabfa5431e52785d;views; document&doc=7107
^ 100
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
Специальными государственными институтами финансирования германского экспорта являются Банк развития KfW (Kreditanstalt für Wiederaufbau) и Общество кредитования экспорта АКА (Ausfuhrkredit GmbH). В рамках государственной финансовой поддержки национального экспорта указанными институтами предоставляются льготные кредиты, ставки по которым устанавливаются в соответствии с Соглашением об официально поддерживаемых экспортных кредитах, разработанного странами-членами ОЭСР.
Банк KfW был основан после 2 Мировой войны в 1948 году во Франкфурте и в настоящее время представляет собой банковскую группу с балансовым капиталом в 465 млрд евро и числом сотрудников около 5,4 тыс. человек. KfW на 80% принадлежит Федерации, на 20% - федеральным землям. Помимо предоставления экспортных кредитов в компетенцию KfW входит: участие в программах приватизации государственного имущества, финансирование инфраструктурных проектов, содействие развитию экономики регионов Германии, кредитование малого и среднего бизнеса, сотрудничество с развивающимися странами и странами с переходной экономикой9.
Общество кредитования экспорта АКА предоставляет льготные экспортные кредиты, услуги по рефинансированию, разделению рисков, а также оказывает услуги по проведению экспортных сделок. Примечательно, что основанное в 1952 г. общество АКА представляет собой консорциум из 19 крупнейших финансовых институтов Германии, имеющих плотную сеть представительств во всех регионах страны. Это, с одной стороны, позволяет задействовать кредитные ресурсы коммерческих банков, а с другой - значительно облегчить доступ МСП к экспортному финансированию, так как экспортеры ведут диалог непосредственно с «домашними» банками10.
Еще одним важным инструментом государственного стимулирования экспорта является предоставление гарантий Федерального правительства Германии для прямых немецких инвестиций за рубежом. Прямые немецкие инвестиции за рубежом дают возможность повысить конкурентоспособность немецкого бизнеса и немецкой экономики в целом, поскольку:
□ означают перемещение немецкого капитала в страны с более выгодными условиями производства (например, более дешёвой рабочей силой);
□ способствует открытию и использованию источников сырья и полуфабрикатов;
9 Сайт банка KfW . Презентация банка KfW.- URL: https://www.kfw.de/Presse-Newsroom/Pressematerial/PDF-Dateien-Präsentationen/PDF-Dokumente-2014/GP_2014_ deutsch_042014_final.pdf
10 Сайт банка АКА. Годовой отчет.- URL: https://www.akabank.de/downloads/GB2013D.
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
101 Q
□ открывают для немецких товаров и услуг новые рынки сбыта;
□ создают условия для политического и экономического развития стран-реципиентов в направлении, благоприятном для германского бизнеса.
В качестве дополнительных мер финансовой поддержки можно рассматривать средства, выделяемые в рамках федеральных и региональных программ по развитию регионов. Например, программы поддержки новых федеральных земель (бывш. ГДР), которые предусматривают прямые дотации производственным предприятиям при инвестициях в основной капитал и формировании фонда заработной платы. При этом наибольшие объемы поддержки получает малый и средний бизнес, в том числе экспортоориентированый. Так дотации на указанные выше цели могут достигать 35% для малых предприятий и 25% - для средних. Кроме того, государство берет на себя расходы, связанные с получением экспертных консультации по производственным вопросам, обучением персонала, проведением НИОКР, а также затрат, связанных с выводом на рынок инновационной продукции, включая патентирование11.
Отдельно следует упомянуть о стимулировании национальных экспортеров через поддержку участия германских предприятий в международных выставках, которая осуществляется Федеральным министерством экономики и энергетики и Федеральным министерством продовольствия и сельского хозяйства. Совокупные годовые бюджеты указанных ведомств на эти цели составляет около 37 млн евро. Только в 2014 г. в рамках Федеральной программы выставочно-ярмарочной деятельности была предусмотрена государственная поддержка на 276 выставочных мероприятиях, из которых около половины посвящена развивающимся рынкам стран Юго-восточной и Центральной Азии. Формирование ежегодной программы выставочной деятельности осуществляется при непосредственном участии отраслевых союзов, германских торговых палат и диппредставительств за рубежом. Содействие выставочно-ярмарочной деятельности на федеральном уровне дополняется региональными инициативами, которые распространяются на мероприятия, где федеральное финансирование не предусмотрено. Концепция поддержки вы-ставочно-ярмарочной деятельности имеет целью обеспечить максимально льготные условия, прежде всего, для малых и средних предприятий за счет снижения
12
расходов, связанных с их участием в выставках.12
11 Интернет - ресурс Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ "Банк данных мер поддержки". Федеральная программа «Улучшение региональной экономической структуры». - URL: http://www.foerderdatenbank.de/Foerder-DB/Navigation/Foerder-recherche/suche.html?get=views;document&doc=373
12 Интернет - ресурс Федерального министерства экономики и энергетики ФРГ "Банк данных мер поддержки". Программа выставок за рубежом. - URL: http://www.foerderdaten-bank.de/Foerder-DB/Navigation/Foerderrecherche/suche.html?get=views;document&doc=8264
^ 102
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
За информационно-консультационную поддержку национальных экспортеров на федеральном уровне отвечает Германская организация по содействию торговле и инвестициям - Germany Trade and Invest, которая была образована в 2009 г. в форме общества с ограниченной ответственностью (GmbH) путем объединения функций Федерального ведомства по внешнеэкономическим связям и Организации по привлечению инвестиций (Invest in Germany). Коллектив GTAI образуют эксперты в таких областях внешней торговли, как международное право, налоговое и таможенное законодательство. Сбор и обработка внешнеэкономической информации осуществляется через международную сеть, насчитывающую более 50 корреспондентских отделений по всему миру. Информация, предоставляемая GTAI, включает, в частности, материалы об общей экономической ситуации конкретной страны или региона, перспективах развития отдельных отраслей экономики, особенностях правового и таможенного регулирования и конъюнктуре иностранных рынков, а также данные о разрабатываемых и реализуемых инвестиционных проектах, проводимых тендерах, потенциальных иностранных импортерах и др.13
Информационные услуги оказываются преимущественно на безвозмездной основе посредством собственного Интернет-портала (www.gtai.de), печатных публикаций, а также через специализированную внешнеэкономическую платформу iXPOS (www.ixpos.de). С практической точки зрения для экспортеров наибольший интерес представляет платформа iXPOS, которая была создана при поддержке Минэкономики ФРГ в 2001 г. в целях повышения эффективности и координации деятельности германских государственных и частных организаций и компаний, оказывающих услуги национальным предприятиям при выходе и работе на зарубежных рынках. Платформа iXPOS предоставляет заинтересованным германским предприятиям-экспортерам, помимо внешнеэкономической информации в страно-вом и отраслевом разрезе, данные о государственных мерах поддержки экспорта и организациях, занятых в области содействия ВЭД, а также является электронной биржей контактов между германскими экспортерами и иностранными потребителями.
Институциональная инфраструктура поддержки германских экспортеров за рубежом включает: экономические отделы при германских диппредставительствах, сеть внешнеторговых палат, а также центры промышленности и торговли, так называемые «Дома германской экономики».
К задачам 220 дипломатических представительств Германии, включая посольства и консульские отделы, в части содействия экспорту относится, прежде всего, деятельность по улучшению условий доступа на конкретный рынок и оказание информационно-консультационной поддержки германским участникам ВЭД в реали-
13 Сайт общества Germany Trade and Invest. Годовой отчет общества. - URL: http://www. gtai.de/GTAI/Content/DE/_SharedDocs/Downloads/Ueber-uns/geschaeitsbericht-2013.pdf
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
103 Q
зации их экономических интересов при взаимодействии с органами власти страны пребывания. При этом заинтересованные предприятия могут обращаться непосредственно в соответствующие диппредставительства или же в рабочий штаб по содействию внешнеэкономическим связям, действующий в рамках Министерства иностранных дел Германии.
Ключевым элементом системы поддержки германских экспортеров за рубежом является сеть внешнеторговых палат (Aussenhandelskammern-AHK) и представительств германской экономики, которая является эффективным механизмом продвижения интересов и координации деятельности германских предприятий на иностранных рынках. Общее число отделений ВТП и представительств германской экономики составляет 130 отделений в 90 странах мира, количество членов более 45 тыс. При этом количество сотрудников обеспечивающих деятельность сети ВТП составляет 1,7 тыс. человек.14
Финансирование деятельности ВТП осуществляется в основном за счет членских взносов, предоставление платных услуг предприятиям, а также дотаций, выделяемых через Федеральное министерство экономики и технологий Германии, которые составляют примерно 25% бюджета организации15.
В зависимости от правовых условий в каждой конкретной стране ВТП могут быть организованы в форме двусторонних торговых палат (например, Российско-Германская внешнеторговая палата (www.russland.ahk.de/ru) или в форме представительств и делегаций германской экономики. Функциями ВТП являются:
□ представительство внешнеэкономических интересов германской экономики, по поручению правительства Германии;
□ представительство интересов предприятий и организаций, являющихся членами ВТП. Членами ВТП являются помимо предприятий отраслевые и профессиональные объединения и ассоциации, региональные ТПП и пр.;
□ оказание услуг предприятиям по выходу и работе на зарубежных рынках.
Свою деятельность германские ВТП осуществляют в тесном взаимодействии
с Федеральным министерством экономики и технологий Германии, Торгово-промышленной палатой Германии, отраслевыми союзами, выставочными обществами, земельными ассоциациями и региональными институтами развития ВЭД. Непосредственно в стране пребывания германские ВТП взаимодействуют с дип-представительствами Германии и Организацией содействия германскому экспорту и привлечению инвестиций в экономику Германии Germany Trade and Invest (GTAI).
14 Официальный сайт Объединения внешнеторговых палат Германии. О внешнеторговой палате.- URL: http://ahk.de/ueber-ahk/ueber-ahk/
15 Официальный сайт Объединения внешнеторговых палат Германии. Внешнеторговые палаты - ключевой актер германской поддержки ВЭД. - URL: http://ahk.de/fileadmin/ ahk_ahk/Downloads/AHK_Zentraler_Akteur_der_Deutschen_Aussenwirtschaftsfoerderung.pdf
^ 104
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
ВТП оказывает компаниям-членам многочисленные бесплатные услуги:
□ предоставление актуальной информации об экономико-политической ситуации в стране пребывания;
□ содействие в поиске отраслевой информации;
□ предоставление справочной информации об экономических и юридических изменениях, касающихся налогового и трудового законодательства, таможенного регулирования, условий импорта и экспорта товаров и услуг;
□ содействие при поиске услуг адвокатов, аудиторов, переводчиков и т.д.
□ оценка и продвижение проектов, находящихся на ранней стадии разработки;
□ содействие в решении платёжных и логистических вопросов;
□ предоставление информации о выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Спектр платных услуг, предоставляемых ВТП германским предприятиям через
зарегистрированное для этих целей юридическое лицо (в России, например, эти функции выполняет ООО «Центр информации германской экономики»), включает, в частности:
□ консалтинг в области рынка и ассортиментной политики, конъюнктурные и маркетинговые исследования;
□ предоставление коммерческой информации о компаниях и подбор партнеров;
□ поддержка выставочно-ярмарочной деятельности;
□ проектный консалтинг и сопровождение проектов, консалтинг в области правовых и таможенных вопросов;
□ аккредитация представительств и регистрация юридических лиц;
□ профессиональное обучение и повышение квалификации, поиск персонала;
□ посредничество в установлении контактов и организации деловых встреч.
В 2006 г. совместно с организациями, занятыми в области продвижения германского экспорта объединением германских ВТП был разработан пакет стандартизированных услуг, ориентированный, преимущественно, на потребности экспор-тноориентированных предприятий малого и среднего бизнеса - DEinternational. Данная сервисная концепция была одобрена федеральным правительством Германии, которое со своей стороны оказывает поддержку её продвижению. Концепция включает, наряду с указанными выше платными услугами, следующие элементы: поддержка работы виртуального офиса компании (office in office); аутсорсинговые услуги ведения налоговых расчетов; консалтинг и сопровождение при создании предприятия за границей; услуги по инкассо и урегулирование в досудебном порядке возникающих споров16.
16 Официальный сайт Объединения внешнеторговых палат Германии. DEinternational - Ваш успех за границей. - URL: http://ahk.de/ahk-dienstleistungen/deinternational-fuer-ihren-geschaeftserfolg-im-ausland/
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
105 Q
Следует отметить, что услуга по поддержке работы виртуального офиса была разработана, прежде всего, для малых и средних предприятий, для которых выход на зарубежные рынки и работа на них представляют определенные сложности, ввиду отсутствия у них достаточных финансовых средств и квалифицированного персонала. Наличие постоянно действующего виртуального офиса облегчает коммуникации между германскими предприятиями и иностранными потребителями, позволяя экономить на затратах, связанных с открытием представительства и наймом персонала.
Дополняет структуру поддержки германских экспортеров за рубежом сеть промышленно-торговых центров Германии, так называемых «Домов германской экономики», которые располагаются в важнейших, с точки зрения национальных предприятий, экономических регионах мира. Центры, владельцами которых являются государственные кредитно-финансовые учреждения, объединяют под своей крышей различные государственные и негосударственные учреждения и организации по содействию развития ВЭД. Центры предоставляют заинтересованным германским предприятиям и организациям офисные и складские помещения в аренду по доступным ценам, проводят на своих площадях презентационные мероприятия и конференции, оказывают услуги по поддержке работы представительств предприятий, являются, на ряду с ВТП, дополнительной площадкой по обмену информации о ведении бизнеса за рубежом. 17
ВЫВОДЫ
Обобщая вышесказанное, можно выделить ряд особенностей германской модели поддержки экспорта, которые представляют интерес с точки зрения их учета при совершенствовании государственной системы поддержки экспорта России. Как видно, отличительной особенностью системы поддержки экспорта Германии является отсутствие ярковыраженного центрального государственного управления, характерного для многих развитых стран. Напротив, учитывая федеральное устройство Германии, наряду с федеральными структурами, активное участие в содействии национальным экспортерам принимают регионы и предпринимательские ассоциации. Такая синергия обеспечивает разнообразие механизмов и услуг по поддержке ВЭД, что способствует ориентированности на конкретные потребности бизнеса и адресности государственной поддержки.
Функции по разработке и реализации политики в области развития национального экспорта Германии находятся в ведении единого органа - Федерального министерства экономики и энергетики, которое наделено широкими полномочиями при формировании и реализации национальной политики в области экономики и внешнеэкономической деятельности, включая вопросы промышленной и инно-
17 Сайт Германских центров промышленности и торговли. Германские центы промышленности и торговли в мире.- URL: http://www.germancentre.com/ueberuns
^ 106
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
вационной политики, развития малого и среднего предпринимательства. Такое сосредоточение компетенций в рамках одного Министерства, на наш взгляд, является залогом эффективности реализации национальной внешнеэкономической стратегии и обеспечивает эффективную координацию и развитие всех элементов системы поддержки экспорта, с учетом её потенциала и задач повышения конкурентоспособности экономики страны.
В России функция по предоставлению государственной поддержки экспорта распределена между несколькими ведомствами: Минпромторгом России, Минэкономразвития России и Минфином России и банками-агентами Правительства Российской Федерации (Росэксимбанком и Внешэкономбанком). Указанные министерства и организации осуществляют государственную финансовую поддержку экспорта, каждый в рамках своих полномочий по предоставлению конкретного вида поддержки. При этом отсутствует единая координация, единый учет и комплексный подход в применении существующих мер государственной поддержки экспорта.
Приоритетным направлением поддержки национальных экспортеров, наряду с мерами финансового характера, является информационно-консультационное сопровождение предприятий при выходе и работе на зарубежных рынках. В рамках этой работы обеспечивается получение экспортерами необходимого минимума знаний и умений во ВЭД, что позволяет снять психологический барьер при принятии решения о начале экспортной деятельности, а также способствует экономии средств и времени при выходе на новые зарубежные рынки. Эта функция реализуется через специализированное государственное агентство Germany Trade and Invest. Услуги, оказываемые предприятиям, осуществляются на безвозмездной основе. Помимо информационной поддержки, оказываемой государственной GTAI, предприятия получают соответствующую информационно-консультационную помощь со стороны предпринимательских объединений, прежде всего, по линии внешнеторговых промышленных палат.
Сопоставляя возможности по информационному обеспечению, которые имеют сегодня экспортеры из развитых стран и российские предприятия, приходится признать, что в России это направление является одним из узких мест. Сегодня, к сожалению, приходиться констатировать, что существующая в России единая информационная Интернет-платформа (www.ved.gov.ru) не отвечает в полной мере потребностям экспортеров, как в части наличия актуальной информации, включающей данные по конкретным зарубежным отраслевым рынкам, так и рекомендации для начинающих и опытных экспортеров.
В отличие от других развитых стран Германия не поддерживает работу специализированного государственного агентства по продвижению экспорта, как, например, британское UK Trade & Investment или французское UBIfrance, которые имеют значительный штат сотрудников и представительства за рубежом. Важней-
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
107 Q
шей опорой германского бизнеса за границей является сеть внешнеторговых палат за рубежом (ВТП), которые действуют во всех странах, представляющих интерес для германской экономики. Цель деятельности ВТП, которая субсидируется государством и координируется с диппредставительствами Германии за рубежом, заключается в представлении интересов германского бизнеса и оказании конкретных организационных и информационно-консультационных услуг германским компаниям при выходе и работе на зарубежных рынках.
Учитывая положительный германский опыт поддержки экспортеров на зарубежных рынках через сеть Внешнеторговых палат, можно было бы рассмотреть возможность государственной поддержки развития сети представительств ТПП России в отдельных перспективных странах с растущими рынками. Эти представительства могли бы, например, решать задачу оказания доступных платных услуг российским участникам ВЭД, так как действующие в настоящее время Торгпредства России за рубежом в силу своего дипломатического статуса не могут оказывать услуги на коммерческой основе.
Последнее, что необходимо отметить при характеристике германской системы поддержки экспорта, это наличие специальных программ и адресных мер, ориентированных на поддержку экспортирующих предприятий малого и среднего бизнеса, которые делают доступными услуги по поддержке ВЭД для широкого круга предприятий МСБ.
Представляется, что учет приведенного опыта государственной поддержки экспорта в Германии может повысить эффективность национальной системы поддержки экспорта России и позволит российским производителям более активно продвигать отечественную промышленную продукцию на внешние рынки.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Внешняя торговля. Итоговые обзоры по внешней торговле (предварительные результаты) 2013, Федеральное ведомство по статистике Германии, Висбаден, 2014. - 149 с. (Vneshnjaja torgovlja. Itogovye obzory po vneshnej torgovle (predvaritel'nye rezul'taty) 2013, Federal'noe vedomstvo po statistike Germanii, Visbaden, 2014. - 149 s.)
Белов В.Б. Германия. Вызовы 21 века. - М. Издательский дом Весь Мир, 2009, 683 с. (Belov V.B. Germanija. Vyzovy 21 veka. - M. Izdatel'skij dom Ves' Mir, 2009, 683 s.)
Итоги развития мировой торговли в 2013г. Материалы Всемирной торговой организации. - 7 с. http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2013_e/its13_highlights1_e.pdf (Itogi razvitija mirovoj torgovli v 2013g. Materialy Vsemirnoj torgovoj organizacii. - 7 s.)
Станет ли Россия одним из лидеров высокотехнологичного производства?: Материалы к бизнес-конф., 1 октября 2013г. /Технополис Москва. Москва, 2013. 30 с. http://www.hse. ru/data/2013/10/28/1282559304/Skolkovo%20Booklet.pdf (Stanet li Rossija odnim iz liderov vysokotehnologichnogo proizvodstva?: Materialy k biznes-konf., 1 oktjabrja 2013g. /Tehnopolis Moskva. Moskva, 2013. 30 s.)
^ 108
Российский внешнеэкономический вестник
5 - 2015
Зверев А.В. Инновационная система России: проблемы совершенствования: Монография. - М: ИИЦ Статистика России, 2008. -208 с. (Zverev, A.V. Innovacionnaja sistema Rossii: problemy sovershenstvovanija: Monografija. - M: IIC Statistika Rossii, 2008. -208 s.)
Зверев А.В. Страхование экспортных кредитов в Германии: система «Гермес» //Деньги и кредит.- 2009. №10. сс.54-56 (Zverev A.V. Strahovanie jeksportnyh kreditov v Germanii: sistema «Germes» //Den'gi i kredit.- 2009. №10. ss.54-56)
Жаринов А.А. Основные принципы функционирования организаций по поддержке экспорта// Российский внешнеэкономический вестник. 2009. №11. сс.16-23 (Zharinov A.A. Osnovnye principy funkcionirovanija organizacij po podderzhke jeksporta// Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik. 2009. №11. ss.16-23)
Шуйский В.П. Совершенствование системы поддержки экспорта в России// Российский внешнеэкономический вестник.- 2012. №9. сс. 35-48 (Shujskij V.P. Sovershenstvovanie sistemy podderzhki jeksporta v Rossii// Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik.- 2012. №9. ss. 35-48)
Lederman D., Olarreaga M., Payton L. Export promotion agencies: Do they work // Journal of Development Economics, 91 (2010). 257-265 pp.
5 - 2015
Российский внешнеэкономический вестник
109 Q