Таким образом, можно сделать вывод, что промышленные предприятия имеют тенденции к более качественному изменению в области управления персоналом, при этом не во вред кадрам, как это делалось ранее при внедрении тех или иных инноваций в области управления персоналом, а во благо. Отвечая на вопрос, почему в Республике Коми очень редко внедряются новые технологии в области управления персоналом, можно отметить, что предпосылки для внедрения уже есть, не хватает смелости внедрить их первыми на своих предприятиях. Руководство промышленных компаний в Республике Коми по-прежнему считает целесообразным оставить все на своих местах, боится сопротивления со стороны персонала. Однако, как уже отмечалось, нововведения не вредны, вредны только псевдонововведения.
В последние годы в Республике Коми предпринимаются определенные шаги по решению социально-трудовых, демографических, миграционных проблем и проблем в управлении персоналом. В «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» отмечается, что цель демографической политики Республики Коми
— преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов, создание условий для стабилизации численности населения республики, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Там же отмечается, что целями государственной политики Республики Коми в области доходов населения и социальной защиты населения являются последовательное повышение уровня жизни населения республики, сокращение масштабов бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения, обеспечение доступности качественных социальных услу. В антикризисной
программе Республики Коми указывается значимость трудовых ресурсов, Перед менеджерами организаций ставится задача сохранения работников и снижения показателей текучести кадров. Достижению оказанных целей будет способствовать решение следующих основных задач:
— в сфере доходов населения: создание для граждан трудоспособного возраста условий, позволяющих им за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; приближение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы к среднереспубликанскому уровню заработной платы.
— в сфере социальной защиты населения: совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий; повышение эффективности оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям; развитие и укрепление системы социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения; повышение эффективности функционирования государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Коми [6].
Анализ демографической ситуации, складывающейся в Республике Коми, позволяет сделать вывод, что в ближайшие 10-15 лет будет обостряться проблема с обеспечением отраслей народного хозяйства человеческими ресурсами. Выходом из создавшейся ситуации может стать рост производительности труда за счет повышения профессионализма человеческих ресурсов.
Литература
1. Иванов В.Н., Патрушев В.Н. Инновационные и социальные технологии государственного и муниципального управления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001.
2. Монусова Г.А. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №12.
3. Егоров В.Д. Методологические аспекты изучения трудового потенциала населения. — М.: Экон-Информ, 2002.
4. Тимофеев А.В. Управление численностью персонала крупной промышленной компании в современных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — №1.
5. Крылов Н.А. Лизинг персонала. Новые кадровые технологии // Коммерсантъ. — 2006. — №11.
6. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: Постановление Правительства РК от 27.03.2006 г. № 45: в ред. от 22.10.2010 г. // Республика. — 2006. — № 63.
ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
В.Р. Грязнухина-Степанова,
научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН (г Якутск)
М.И. Слепцова,
старший научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, (г Якутск),
кандидат технических наук [email protected]
В статье рассмотрены проблемы в области недропользования нефтегазового комплекса на примере Республики Саха (Якутия).
Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, недропользование, нефтегазовый комплекс, освоение месторождений, социально-экономическое развитие, углеводородное сырь3.
УДК 553.(571.56) ББК 26.325.3(2РОС.ЯКУ)
Сегодня на Севере, где численность населения составляет го газа, 15% угля, вырабатывается более 15% электроэнергии. На 8% всего населения страны, производится свыше 20% нацио- долю Севера приходится почти 100% добычи алмазов, золота, нального дохода России, добывается 75% нефти, 92% природно- никеля, олова, слюды-флогопита, апатитов, сурьмы. По данным
Информационно-аналитического центра Федерации профсоюзов России, каждый житель севера дает в среднем в 3 раза больше дохода, чем средний житель России [1].
Сложные природно-климатические условия, в которых развиваются экономика и социальная сфера районов Крайнего Севера, обусловливает объективно повышенные производственные издержки и затраты на жизнеобеспечение населения. Неразвитость транспортной сети, труднодоступность многих богатых сырьевыми ресурсами районов препятствуют созданию и развитию добывающих отраслей, вспомогательных производств, их инфраструктуры, способствуют постоянно углубляющейся дифференциации северных территорий по уровню социальноэкономического развития. Однако в ходе рыночных преобразований в стране специфические особенности Севера практически не учитываются. Высокие издержки северного производства оказывают негативное влияние на финансовое положение всех предприятий. В большинстве северных районов удельный вес убыточных предприятий и уровень их просроченных задолженностей выше, чем в целом по стране.
Состояние экономики северных территорий требует активного вмешательства государства в сложившуюся ситуацию. Необходимо остановить спад производства в базовых отраслях экономики районов Севера и обеспечить их устойчивое развитие путем разработки и введения в действие новых законодательных актов, дальнейшего совершенствования уже действующих нормативных документов, применения различных механизмов государственного протекционизма [2]. Отраслевые особенности геологоразведочных работ являются тем «фоном», на который накладываются региональные особенности, под которыми подразумеваются природно-климатические и экономические условия развития производительных сил, присущие определенной территориально-географической зоне страны.
Имеющиеся запасы углеводородного сырья и оценка прогнозных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) являются одним из немногих конкурентоспособных товаров на внешнем рынке, потребителями крупных инвестиций и представляют собой перспективный объект международной кооперации [1]. В этом аспекте следует отметить, что каждый субъект РФ и особенно те из них, в которых минерально-сырьевой комплекс вносит свой весомый вклад в экономику и производство внутреннего валового продукта в целом по России, безусловно,
заинтересован в определении своей роли в реализации государственной политики в области использования доходов от минерально-сырьевого комплекса. Это подтверждается рядом правовых положений:
• статусом единой нераспределенной государственной собственности на богатства недр (Конституция РФ, закон РФ «О недрах»);
• конституционной нормой совместного ведения в сфере пользования и распоряжения ресурсами недр;
• согласно ст. 9 Конституции РФ «земля и другие ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Следовательно, за обеспечение жизнедеятельности народов (т.е. населения) конкретного субъекта РФ отвечают государственные органы данного субъекта [3,4,5,6].
В связи с этим выявлены основные проблемы недропользования в Республике Саха (рис. 1)
Во-первых, эколого-социальная проблема — максимальное сохранение экологии окружающей среды. Географическая среда, как условие естественного существования человека, которое мы должны сберечь для будущих поколений, уникальна. Стратегическая цель экономической политики в мировом сообществе — сохранение и улучшение заповедных территорий подобного характера. Исторический опыт России, а также международный опыт свидетельствуют, что без сохранения традиционного природопользования и создания условий для его развития у коренных народов нет возможности сохраниться в дальнейшем в качестве самостоятельных этносов [3,4,6]. Тем не менее, несмотря на тяжелые природно-климатические и экономические условия Якутии, создание здесь крупной минеральносырьевой базы страны по ряду ведущих полезных ископаемых дает большой народнохозяйственный эффект.
Во-вторых, экономико-правовая проблема — улучшение благосостояния местного населения, на территории проживание которого ведутся работы по разработке месторождений углеводородов и их добычи. В этой связи одной из главных целей государственной региональной политики в области недропользования становится обеспечение социально-экономических основ жизни коренного населения данного региона. В ранних редакциях Закона «О недрах» (ст.42) говорилось, что при пользовании недрами в районах проживания малочислен-
Экономико-
правовая
особенность
Эколого- социальная проблема Экономико- правовая проблема
Отраслевая
особенность
Рис.1. Проблемы недропользования и особенности регулирования недропользования в нефтегазовом комплексе
ных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Федерации, используется для социальноэкономического развития этих народов и групп. В современной редакции это положение отсутствует. Но в законе Республики Саха (Якутия) «О недрах» действует ст.3. «Полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования, пункт о) защита интересов малочисленных и коренных народов, проживающих в республике, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами» [7, 8,9].
В-третьих, экономико-социальная проблема — это проблемы управления недропользованием по реализации крупных проектов должны предопределяться, прежде всего, использованием привлечённых инвестиций для развития инфраструктуры всего региона, а также конкретных территорий, на которых непосредственно ведутся промышленные работы. С повышением валютных поступлений в бюджет федерации от нефтедобычи на территории республики повысятся социальные гарантии всего населения региона.
Анализ результатов проведенных аукционов и выполнения поисково-разведочных работ недропользователями на лицензионных участках, по мнению экспертов [1,2,10], выявил ряд существенных проблем.
К числу наиболее острых, сдерживающих повышение эффективности региональных работ, рациональное недропользование на участках распределённого фонда недр и решение главной задачи по ускоренному приросту разведанных запасов нефти, подготовленных к промышленному освоению, относятся следующие весьма актуальные:
— проблемы при проведении региональных геофизических работ по уточнению строения нефтегазоносности слабо изученных перспективах территорий в рамках федеральных программ и госзаказов;
— проблемы при проведении аукционов, передаче в пользование лицензионных участков и выполнении поисково-разведочных работ на локальных участках [1,2].
К низкой эффективности поисково-разведочных работ на лицензионных участках ведет также отсутствие в действующей стратегии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы четкого механизма планирования прироста запасов углеводородного сырья и контроля за выполнением плановых показателей, в том числе раздельно по категориям С1 и С2.
Необходима разработка и срочная реализация системных мер по переводу предварительно оцененных запасов категории С2 в разведанные запасы газа категории С1, подготовленные к промышленному освоению, по каждому из объектов, планируемых к вовлечению в освоение в рамках Восточной газовой программы.
Требуется детальное научное и геолого-промысловое изучение вопросов комплексного освоения месторождений, содержащих, наряду с крупными запасами газа, значительные запасы нефти, часто находящиеся в виде нефтяных оторочек в непосредственном фазовом контакте и тесной гидродинамической связи с основными залежами газа. В частности, в программах геологоразведочных работ по доразведке Среднеботуобинско-го, Чаяндинского и других НГКМ необходимо предусмотреть проведение специализированных научных исследований и геоло-го-промысловых экспериментов по оптимальному разделению нефтяной и газовой частей залежи ботуобинского горизонта в целях разработки рациональных методических подходов к разработке месторождений, обеспечивающих максимально полное освоение извлекаемых запасов нефти и газа.
В лицензионные соглашения необходимо включать более конкретные обязательства недропользователей по последовательному изучению и решению проблемы рационального извлечения, утилизации и использования полезных компонентов
углеводородных газов (гелий, этан, пропан, бутан и др.). Необходимо принятие срочных мер по совершенствованию правового поля для недропользовательской деятельности. В частности, после принятия ФЗ о месторождениях федерального значения нефтегазовые компании не заинтересованы в открытии и лицензировании крупных месторождений. Поэтому потенциально крупные объекты рассматриваются в виде совокупности блоков, контролирующих более мелкие самостоятельные месторождения. Темпы прироста запасов нефти и газа при этом значительно ниже ожидаемых. Новое положение налогового кодекса о недрах устанавливает отмену отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предполагая, что добывающие компании нефтегазового комплекса ежегодно будут финансировать геологоразведочные работы для восполнения убывающих запасов. В данное время это положение налогового кодекса практически не соблюдается в полном объеме большинством недропользователей и не контролируется со стороны государства [2,11].
Перечисленные выше недостатки и проблемы в проведении аукционов на право пользования недрами свидетельствуют о необходимости совершенствования федеральных законов по недропользованию:
— для подготовки сырьевой базы необходима активная политика в области лицензирования недр, проведение большого объема геологоразведочных работ. В частности, требуемый прирост запасов нефти на не выявленных в настоящее время месторождениях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) оценивается Энергетической стратегией России до 2030 г. в размере 1-1,2 млрд т. [12].
— Республика Саха, как субъект Федерации, в котором минерально-сырьевой комплекс вносит свой весомый вклад в экономику и производство внутреннего валового продукта страны, безусловно, рассчитывает на реализацию государственной политики в области использования доходов от минерально-сырьевых ресурсов.
На основе исследования механизмов регулирования и рационального недропользования выявлены особенности регулирования недропользования в нефтегазовом комплексе (рис 1).
Особенность первая — экономико-правовая. Проблема раздела собственности на ресурсы недр сводится в конечном итоге к поиску оптимального баланса экономических интересов Федерации и субъектов и, прежде всего, к наполнению их бюджетов. В большинстве стран законодательно закреплена государственная форма собственности, например на недра и только государственный орган может дать право на геологоразведочные работы и на добычу того или иного полезного ископаемого.
Особенность вторая — отраслевая. В нефтедобывающей промышленности регулирование рыночных отношений в сфере природопотребления, одной из форм которого является недропользование, экономическая рента представляет собой разницу между стоимостью продукции и расходами на ее добычу.
Особенность третья — региональная. Территориальные органы власти не имеют права повышать налоговую нагрузку в регионе сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия как для населения, так и для предприятий, организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот.
Таким образом, с учетом выявленных проблем и особенностей регулирования недропользования в горнодобывающей промышленности применение налоговых льгот может иметь большое значение в привлечении инвестиций для разработки месторождений нефти и газа в труднодоступных районах с минимумом инфраструктуры. А повышение арендной платы (ренталс), исходя из целостности природной системы, в целом будет способствовать её сохранению.
Литература
1. Варламов А.И., Герт А.А., Ефимов А.С. и др. Ход реализации программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2007. — №5.
2. Голов А., Петерсилье В. Подготовка к лицензированию // Нефть и капитал. — 2005. — №3. — С. 24-26.
3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред.21.02.2007).
4. Консультант Плюс — законодательство Российской Федерации: кодексы, законы, указы, постановления, нормативные акты; законодательство Республики Саха (Якутия) // www.consultant.ru
5. Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2). — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. — 2006. — С. 641-656.
6. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» / Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред.26.06.2007).
7. «О недрах» Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. №2395-1. В ред. 2000 г., ред.от 01.12.2007.
8. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №20. —
С. 1972.
9. Закон РС (Я) от 13 июля 2006 г. З № 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://garant.park.ru:80/doc.jsp?urn=urn: garant: doc:xml:gz:26606917. (дата обращения: 17.10.08).
10. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных регионов: теоретические и методологические аспекты / Под ред. Б.В. Робинсона. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. — 2006. — 328 с.
11. Токарев А.Н. — Особенности налогового регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне в РФ // Регионы: экономика и социология. — 1999. — № 2. — С. 107-113.
12. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. — М.: ГУ ИЭС. — 2003. — 128 с.
О МЕХАНИЗМАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ОСВОЕНИИ МИНЕРАЛЬНОСЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТУВЕ*
Д.Ф. Дабиев,
заведующий лабораторией региональной экономики Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
кандидат экономических наук [email protected]
В.И. Лебедев,
директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),
доктор геолого-минералогических наук [email protected]
В статье предложены проекты, которые можно реализовать на основе государственно-частного партнерства на территории республики, что позволит увеличить объемы приграничной торговли между Тывой и Монголией, создать новые рабочие места в Республике Тыва и Монголии, увеличить бюджетные поступления в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва. Для улучшения инвестиционного климата на территории Республики Тыва и ее приграничных территорий предлагается «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в Республике Тыва».
Ключевые слова: государственно-частное партнерство, минерально-сырьевой потенциал, приграничная торговля, модельная программа, особый эколого-экономический режим, природопользование
УДК: 332.025.12; 332.330.15 ББК 65.04
Существуют различные формы государственно-частного партнерства, наиболее распространенными из которых являются: контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, поставка продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на управление, лизинг (аренда), соглашение о разделе продукции, инвестиционные контракты, концессии, акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях [1].
Даются различные определения термина государственночастное партнерство, например, «...государственное частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное стратегическое средне- и долгосрочное сотрудничество между государством (и/или муниципальными образованиями) и негосударственными хозяйствующим субъектом (лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью), основанное на разделении рисков
и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач и функций» [9].
Наиболее полное, на наш взгляд, определение понятия государственно-частного партнерства дает В.Г. Варнавский, который определяет его как институциональный и организационный альянс между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государством и муниципальными образованиями, в целях реализации национальных и международных, масштабных и сравнительно небольших, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [2]. Таким образом, В.Г. Варнавский подчеркивает, что главной целью государственно-частного партнерства является общественная значимость проекта, кото-
* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономическая оценка эффективности влияния комплексного освоения минеральных ресурсов на социально-экономическое развитие дотационного региона (на примере Республики Тыва)», проект № 10-02-63101 а/Т