Научная статья на тему 'Проблемы и особенности недропользования в нефтегазовом комплексе Республики Саха (Якутия)'

Проблемы и особенности недропользования в нефтегазовом комплексе Республики Саха (Якутия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
509
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
минерально-сырьевой комплекс / недропользование / Нефтегазовый комплекс / освоение месторождений / Социально-экономическое развитие / углеводородное сырьё / mineral and raw material complex / mining industry / Oil and gas complex / development of deposits / socio-economic development / raw hydrocarbon materials

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рязнухина-степанова В. Р., Слепцова М. И.

В статье рассмотрены проблемы в области недропользования нефтегазового комплекса на примере Республики Саха (Якутия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рязнухина-степанова В. Р., Слепцова М. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses problems existing in the sphere of mining industry in relation to oil and gas extraction in the Republic of Sakha (Yakutia).

Текст научной работы на тему «Проблемы и особенности недропользования в нефтегазовом комплексе Республики Саха (Якутия)»

Таким образом, можно сделать вывод, что промышленные предприятия имеют тенденции к более качественному изменению в области управления персоналом, при этом не во вред кадрам, как это делалось ранее при внедрении тех или иных инноваций в области управления персоналом, а во благо. Отвечая на вопрос, почему в Республике Коми очень редко внедряются новые технологии в области управления персоналом, можно отметить, что предпосылки для внедрения уже есть, не хватает смелости внедрить их первыми на своих предприятиях. Руководство промышленных компаний в Республике Коми по-прежнему считает целесообразным оставить все на своих местах, боится сопротивления со стороны персонала. Однако, как уже отмечалось, нововведения не вредны, вредны только псевдонововведения.

В последние годы в Республике Коми предпринимаются определенные шаги по решению социально-трудовых, демографических, миграционных проблем и проблем в управлении персоналом. В «Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года» отмечается, что цель демографической политики Республики Коми

— преодоление тенденций неблагоприятного развития демографических процессов, создание условий для стабилизации численности населения республики, увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения. Там же отмечается, что целями государственной политики Республики Коми в области доходов населения и социальной защиты населения являются последовательное повышение уровня жизни населения республики, сокращение масштабов бедности и обеспечение социальной защиты уязвимых категорий населения, обеспечение доступности качественных социальных услу. В антикризисной

программе Республики Коми указывается значимость трудовых ресурсов, Перед менеджерами организаций ставится задача сохранения работников и снижения показателей текучести кадров. Достижению оказанных целей будет способствовать решение следующих основных задач:

— в сфере доходов населения: создание для граждан трудоспособного возраста условий, позволяющих им за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте; приближение уровня оплаты труда работников бюджетной сферы к среднереспубликанскому уровню заработной платы.

— в сфере социальной защиты населения: совершенствование системы предоставления мер социальной поддержки и государственных социальных гарантий; повышение эффективности оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям; развитие и укрепление системы социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; обеспечение доступности и повышение качества социальных услуг для населения; повышение эффективности функционирования государственных учреждений социального обслуживания населения Республики Коми [6].

Анализ демографической ситуации, складывающейся в Республике Коми, позволяет сделать вывод, что в ближайшие 10-15 лет будет обостряться проблема с обеспечением отраслей народного хозяйства человеческими ресурсами. Выходом из создавшейся ситуации может стать рост производительности труда за счет повышения профессионализма человеческих ресурсов.

Литература

1. Иванов В.Н., Патрушев В.Н. Инновационные и социальные технологии государственного и муниципального управления. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО Изд-во «Экономика», 2001.

2. Монусова Г.А. Удовлетворенность трудом: межстрановые сопоставления // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — №12.

3. Егоров В.Д. Методологические аспекты изучения трудового потенциала населения. — М.: Экон-Информ, 2002.

4. Тимофеев А.В. Управление численностью персонала крупной промышленной компании в современных условиях // Менеджмент в России и за рубежом. — 2006. — №1.

5. Крылов Н.А. Лизинг персонала. Новые кадровые технологии // Коммерсантъ. — 2006. — №11.

6. О Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года: Постановление Правительства РК от 27.03.2006 г. № 45: в ред. от 22.10.2010 г. // Республика. — 2006. — № 63.

ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОМ КОМПЛЕКСЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

В.Р. Грязнухина-Степанова,

научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН (г Якутск)

[email protected]

М.И. Слепцова,

старший научный сотрудник Института проблем нефти и газа СО РАН, (г Якутск),

кандидат технических наук [email protected]

В статье рассмотрены проблемы в области недропользования нефтегазового комплекса на примере Республики Саха (Якутия).

Ключевые слова: минерально-сырьевой комплекс, недропользование, нефтегазовый комплекс, освоение месторождений, социально-экономическое развитие, углеводородное сырь3.

УДК 553.(571.56) ББК 26.325.3(2РОС.ЯКУ)

Сегодня на Севере, где численность населения составляет го газа, 15% угля, вырабатывается более 15% электроэнергии. На 8% всего населения страны, производится свыше 20% нацио- долю Севера приходится почти 100% добычи алмазов, золота, нального дохода России, добывается 75% нефти, 92% природно- никеля, олова, слюды-флогопита, апатитов, сурьмы. По данным

Информационно-аналитического центра Федерации профсоюзов России, каждый житель севера дает в среднем в 3 раза больше дохода, чем средний житель России [1].

Сложные природно-климатические условия, в которых развиваются экономика и социальная сфера районов Крайнего Севера, обусловливает объективно повышенные производственные издержки и затраты на жизнеобеспечение населения. Неразвитость транспортной сети, труднодоступность многих богатых сырьевыми ресурсами районов препятствуют созданию и развитию добывающих отраслей, вспомогательных производств, их инфраструктуры, способствуют постоянно углубляющейся дифференциации северных территорий по уровню социальноэкономического развития. Однако в ходе рыночных преобразований в стране специфические особенности Севера практически не учитываются. Высокие издержки северного производства оказывают негативное влияние на финансовое положение всех предприятий. В большинстве северных районов удельный вес убыточных предприятий и уровень их просроченных задолженностей выше, чем в целом по стране.

Состояние экономики северных территорий требует активного вмешательства государства в сложившуюся ситуацию. Необходимо остановить спад производства в базовых отраслях экономики районов Севера и обеспечить их устойчивое развитие путем разработки и введения в действие новых законодательных актов, дальнейшего совершенствования уже действующих нормативных документов, применения различных механизмов государственного протекционизма [2]. Отраслевые особенности геологоразведочных работ являются тем «фоном», на который накладываются региональные особенности, под которыми подразумеваются природно-климатические и экономические условия развития производительных сил, присущие определенной территориально-географической зоне страны.

Имеющиеся запасы углеводородного сырья и оценка прогнозных ресурсов Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) являются одним из немногих конкурентоспособных товаров на внешнем рынке, потребителями крупных инвестиций и представляют собой перспективный объект международной кооперации [1]. В этом аспекте следует отметить, что каждый субъект РФ и особенно те из них, в которых минерально-сырьевой комплекс вносит свой весомый вклад в экономику и производство внутреннего валового продукта в целом по России, безусловно,

заинтересован в определении своей роли в реализации государственной политики в области использования доходов от минерально-сырьевого комплекса. Это подтверждается рядом правовых положений:

• статусом единой нераспределенной государственной собственности на богатства недр (Конституция РФ, закон РФ «О недрах»);

• конституционной нормой совместного ведения в сфере пользования и распоряжения ресурсами недр;

• согласно ст. 9 Конституции РФ «земля и другие ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Следовательно, за обеспечение жизнедеятельности народов (т.е. населения) конкретного субъекта РФ отвечают государственные органы данного субъекта [3,4,5,6].

В связи с этим выявлены основные проблемы недропользования в Республике Саха (рис. 1)

Во-первых, эколого-социальная проблема — максимальное сохранение экологии окружающей среды. Географическая среда, как условие естественного существования человека, которое мы должны сберечь для будущих поколений, уникальна. Стратегическая цель экономической политики в мировом сообществе — сохранение и улучшение заповедных территорий подобного характера. Исторический опыт России, а также международный опыт свидетельствуют, что без сохранения традиционного природопользования и создания условий для его развития у коренных народов нет возможности сохраниться в дальнейшем в качестве самостоятельных этносов [3,4,6]. Тем не менее, несмотря на тяжелые природно-климатические и экономические условия Якутии, создание здесь крупной минеральносырьевой базы страны по ряду ведущих полезных ископаемых дает большой народнохозяйственный эффект.

Во-вторых, экономико-правовая проблема — улучшение благосостояния местного населения, на территории проживание которого ведутся работы по разработке месторождений углеводородов и их добычи. В этой связи одной из главных целей государственной региональной политики в области недропользования становится обеспечение социально-экономических основ жизни коренного населения данного региона. В ранних редакциях Закона «О недрах» (ст.42) говорилось, что при пользовании недрами в районах проживания малочислен-

Экономико-

правовая

особенность

Эколого- социальная проблема Экономико- правовая проблема

Отраслевая

особенность

Рис.1. Проблемы недропользования и особенности регулирования недропользования в нефтегазовом комплексе

ных народов и этнических групп часть платежей, поступающих в бюджеты субъектов Федерации, используется для социальноэкономического развития этих народов и групп. В современной редакции это положение отсутствует. Но в законе Республики Саха (Якутия) «О недрах» действует ст.3. «Полномочия Республики Саха (Якутия) в сфере регулирования отношений недропользования, пункт о) защита интересов малочисленных и коренных народов, проживающих в республике, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами» [7, 8,9].

В-третьих, экономико-социальная проблема — это проблемы управления недропользованием по реализации крупных проектов должны предопределяться, прежде всего, использованием привлечённых инвестиций для развития инфраструктуры всего региона, а также конкретных территорий, на которых непосредственно ведутся промышленные работы. С повышением валютных поступлений в бюджет федерации от нефтедобычи на территории республики повысятся социальные гарантии всего населения региона.

Анализ результатов проведенных аукционов и выполнения поисково-разведочных работ недропользователями на лицензионных участках, по мнению экспертов [1,2,10], выявил ряд существенных проблем.

К числу наиболее острых, сдерживающих повышение эффективности региональных работ, рациональное недропользование на участках распределённого фонда недр и решение главной задачи по ускоренному приросту разведанных запасов нефти, подготовленных к промышленному освоению, относятся следующие весьма актуальные:

— проблемы при проведении региональных геофизических работ по уточнению строения нефтегазоносности слабо изученных перспективах территорий в рамках федеральных программ и госзаказов;

— проблемы при проведении аукционов, передаче в пользование лицензионных участков и выполнении поисково-разведочных работ на локальных участках [1,2].

К низкой эффективности поисково-разведочных работ на лицензионных участках ведет также отсутствие в действующей стратегии геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы четкого механизма планирования прироста запасов углеводородного сырья и контроля за выполнением плановых показателей, в том числе раздельно по категориям С1 и С2.

Необходима разработка и срочная реализация системных мер по переводу предварительно оцененных запасов категории С2 в разведанные запасы газа категории С1, подготовленные к промышленному освоению, по каждому из объектов, планируемых к вовлечению в освоение в рамках Восточной газовой программы.

Требуется детальное научное и геолого-промысловое изучение вопросов комплексного освоения месторождений, содержащих, наряду с крупными запасами газа, значительные запасы нефти, часто находящиеся в виде нефтяных оторочек в непосредственном фазовом контакте и тесной гидродинамической связи с основными залежами газа. В частности, в программах геологоразведочных работ по доразведке Среднеботуобинско-го, Чаяндинского и других НГКМ необходимо предусмотреть проведение специализированных научных исследований и геоло-го-промысловых экспериментов по оптимальному разделению нефтяной и газовой частей залежи ботуобинского горизонта в целях разработки рациональных методических подходов к разработке месторождений, обеспечивающих максимально полное освоение извлекаемых запасов нефти и газа.

В лицензионные соглашения необходимо включать более конкретные обязательства недропользователей по последовательному изучению и решению проблемы рационального извлечения, утилизации и использования полезных компонентов

углеводородных газов (гелий, этан, пропан, бутан и др.). Необходимо принятие срочных мер по совершенствованию правового поля для недропользовательской деятельности. В частности, после принятия ФЗ о месторождениях федерального значения нефтегазовые компании не заинтересованы в открытии и лицензировании крупных месторождений. Поэтому потенциально крупные объекты рассматриваются в виде совокупности блоков, контролирующих более мелкие самостоятельные месторождения. Темпы прироста запасов нефти и газа при этом значительно ниже ожидаемых. Новое положение налогового кодекса о недрах устанавливает отмену отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, предполагая, что добывающие компании нефтегазового комплекса ежегодно будут финансировать геологоразведочные работы для восполнения убывающих запасов. В данное время это положение налогового кодекса практически не соблюдается в полном объеме большинством недропользователей и не контролируется со стороны государства [2,11].

Перечисленные выше недостатки и проблемы в проведении аукционов на право пользования недрами свидетельствуют о необходимости совершенствования федеральных законов по недропользованию:

— для подготовки сырьевой базы необходима активная политика в области лицензирования недр, проведение большого объема геологоразведочных работ. В частности, требуемый прирост запасов нефти на не выявленных в настоящее время месторождениях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) оценивается Энергетической стратегией России до 2030 г. в размере 1-1,2 млрд т. [12].

— Республика Саха, как субъект Федерации, в котором минерально-сырьевой комплекс вносит свой весомый вклад в экономику и производство внутреннего валового продукта страны, безусловно, рассчитывает на реализацию государственной политики в области использования доходов от минерально-сырьевых ресурсов.

На основе исследования механизмов регулирования и рационального недропользования выявлены особенности регулирования недропользования в нефтегазовом комплексе (рис 1).

Особенность первая — экономико-правовая. Проблема раздела собственности на ресурсы недр сводится в конечном итоге к поиску оптимального баланса экономических интересов Федерации и субъектов и, прежде всего, к наполнению их бюджетов. В большинстве стран законодательно закреплена государственная форма собственности, например на недра и только государственный орган может дать право на геологоразведочные работы и на добычу того или иного полезного ископаемого.

Особенность вторая — отраслевая. В нефтедобывающей промышленности регулирование рыночных отношений в сфере природопотребления, одной из форм которого является недропользование, экономическая рента представляет собой разницу между стоимостью продукции и расходами на ее добычу.

Особенность третья — региональная. Территориальные органы власти не имеют права повышать налоговую нагрузку в регионе сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия как для населения, так и для предприятий, организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот.

Таким образом, с учетом выявленных проблем и особенностей регулирования недропользования в горнодобывающей промышленности применение налоговых льгот может иметь большое значение в привлечении инвестиций для разработки месторождений нефти и газа в труднодоступных районах с минимумом инфраструктуры. А повышение арендной платы (ренталс), исходя из целостности природной системы, в целом будет способствовать её сохранению.

Литература

1. Варламов А.И., Герт А.А., Ефимов А.С. и др. Ход реализации программы геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2007. — №5.

2. Голов А., Петерсилье В. Подготовка к лицензированию // Нефть и капитал. — 2005. — №3. — С. 24-26.

3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (ред.21.02.2007).

4. Консультант Плюс — законодательство Российской Федерации: кодексы, законы, указы, постановления, нормативные акты; законодательство Республики Саха (Якутия) // www.consultant.ru

5. Налоговый кодекс РФ (ч. 1 и 2). — Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во. — 2006. — С. 641-656.

6. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» / Федеральный закон от 30.04.1999 № 82-ФЗ (в ред.26.06.2007).

7. «О недрах» Федеральный закон от 21 февраля 1992 г. №2395-1. В ред. 2000 г., ред.от 01.12.2007.

8. О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. №49-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — №20. —

С. 1972.

9. Закон РС (Я) от 13 июля 2006 г. З № 755-III «О территориях традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://garant.park.ru:80/doc.jsp?urn=urn: garant: doc:xml:gz:26606917. (дата обращения: 17.10.08).

10. Пляскина Н.И. Прогнозирование комплексного освоения углеводородных ресурсов перспективных регионов: теоретические и методологические аспекты / Под ред. Б.В. Робинсона. — Новосибирск: ИЭОПП СО РАН. — 2006. — 328 с.

11. Токарев А.Н. — Особенности налогового регулирования нефтегазового сектора на региональном уровне в РФ // Регионы: экономика и социология. — 1999. — № 2. — С. 107-113.

12. Энергетическая стратегия России на период до 2030 года. — М.: ГУ ИЭС. — 2003. — 128 с.

О МЕХАНИЗМАХ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ПРИ ОСВОЕНИИ МИНЕРАЛЬНОСЫРЬЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТУВЕ*

Д.Ф. Дабиев,

заведующий лабораторией региональной экономики Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),

кандидат экономических наук [email protected]

В.И. Лебедев,

директор Тувинского института комплексного освоения природных ресурсов СО РАН (г. Кызыл),

доктор геолого-минералогических наук [email protected]

В статье предложены проекты, которые можно реализовать на основе государственно-частного партнерства на территории республики, что позволит увеличить объемы приграничной торговли между Тывой и Монголией, создать новые рабочие места в Республике Тыва и Монголии, увеличить бюджетные поступления в Федеральный бюджет РФ и в бюджеты Республики Тыва. Для улучшения инвестиционного климата на территории Республики Тыва и ее приграничных территорий предлагается «Модельная программа улучшения инвестиционного климата в Республике Тыва».

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, минерально-сырьевой потенциал, приграничная торговля, модельная программа, особый эколого-экономический режим, природопользование

УДК: 332.025.12; 332.330.15 ББК 65.04

Существуют различные формы государственно-частного партнерства, наиболее распространенными из которых являются: контракты на выполнение работ и оказание общественных услуг, поставка продукции для государственных нужд, контракты технической помощи, контракты на управление, лизинг (аренда), соглашение о разделе продукции, инвестиционные контракты, концессии, акционирование, долевое участие частного капитала в государственных предприятиях [1].

Даются различные определения термина государственночастное партнерство, например, «...государственное частное партнерство рассматривается как взаимовыгодное стратегическое средне- и долгосрочное сотрудничество между государством (и/или муниципальными образованиями) и негосударственными хозяйствующим субъектом (лицом, занимающимся предпринимательской деятельностью), основанное на разделении рисков

и выгод между ними и направленное на реализацию общественно-полезных задач и функций» [9].

Наиболее полное, на наш взгляд, определение понятия государственно-частного партнерства дает В.Г. Варнавский, который определяет его как институциональный и организационный альянс между государством и частным сектором в отношении объектов государственной и муниципальной собственности, а также услуг, оказываемых государством и муниципальными образованиями, в целях реализации национальных и международных, масштабных и сравнительно небольших, но всегда общественно значимых проектов в широком спектре деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [2]. Таким образом, В.Г. Варнавский подчеркивает, что главной целью государственно-частного партнерства является общественная значимость проекта, кото-

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономическая оценка эффективности влияния комплексного освоения минеральных ресурсов на социально-экономическое развитие дотационного региона (на примере Республики Тыва)», проект № 10-02-63101 а/Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.