Научная статья на тему 'Регулирование процессов нефтегазового природопользования на территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия): итоги и перспективы'

Регулирование процессов нефтегазового природопользования на территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия): итоги и перспективы Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
109
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Герт А. А., Супрунчик Н. А., Соболев М. Ю., Миляев Д. В.

В статье отражены вопросы практического регулирования государством процессов нефтегазового природопользования на территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В современных условиях основным документом, регламентирующим такие процессы, является «Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)». Анализ результатов выполнения мероприятий данной Программы свидетельствуют об их эффективности для государства. ФГУП «СНИИГГиМС» осуществляет непрерывное сопровождение и мониторинг выполнения Программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Герт А. А., Супрунчик Н. А., Соболев М. Ю., Миляев Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Регулирование процессов нефтегазового природопользования на территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия): итоги и перспективы»

УДК 553.98(083.13):(571.5)+(571.56)

А.А. Герт, Н.А. Супрунчик, М.Ю. Соболев, Д.В. Миляев ФГУП «СНИИГГиМС», Новосибирск

РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ НЕФТЕГАЗОВОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИЯХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ И РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ): ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В статье отражены вопросы практического регулирования государством процессов нефтегазового природопользования на территориях Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). В современных условиях основным документом, регламентирующим такие процессы, является «Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)». Анализ результатов выполнения мероприятий данной Программы свидетельствуют об их эффективности для государства. ФГУП «СНИИГГиМС» осуществляет непрерывное сопровождение и мониторинг выполнения Программы.

Problems of practical state regulation of oil and gas nature management processes in the Eastern Siberia and Sakha Republic (Yakutia) are reflected in the article. The principal document regulating such processes in present-day circumstances is “The program of geological study and granting for use of HC raw materials fields of Eastern Siberia and Sakha Republic (Yakutia). The result analysis of the present program measures implementation testifies their effectiveness for the State. FGUP SNIIGG&MS realizes permanent maintenance and monitoring of program fulfillment.

Нефтегазовые недра территорий Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) характеризуются значительным ресурсным потенциалом, что позволяет рассматривать их в контексте решения задач геополитики. По состоянию на 01.01.2006 объём извлекаемых запасов нефти категорий С1 и С2 по южным территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) составляет 1168,8 млн. т, объём извлекаемых ресурсов нефти категорий С3 и Д1 - 4813,7 млн. т.

В то же время такие факторы, как низкая степень разведанности и значительная удалённость нефтегазовых провинций от рынков сбыта, большая продолжительность процесса освоения недр, комплексный и межведомственный характер решаемых задач, необходимость координации действий и согласования интересов государства и частных компаний предполагают применение специальных методов к оценке перспектив недропользования.

Одним из таких методов является программный подход. Регулирование масштабных процессов освоения новых перспективных территорий осуществляется государством через принятие федеральных

программных документов. В настоящее время основные усилия государства и недропользователей применительно к нефтегазовым территориям Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) направлены на использование их нефтяного потенциала. В 2005 г. в СНИИГГиМС под руководством МПР России и Роснедра разработана и действует (приказ МПР № 219 от 29.07.2005) «Программа геологического изучения и предоставления в пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия)» (далее - Программа). Основной целью данной Программы является ресурсное обеспечение нефтепроводной системы в направлении рынка стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) общей мощностью до 80 млн. т нефти в год. Программой, прежде всего, рассматриваются территории, прилегающие к направлению трассы ВСТО - южные территории первоочередного освоения и лицензирования (рис. 1). В конце 2007 г. подготовлен проект Программы с учётом дополнений и уточнений по результатам выполнения программных мероприятий в 2005-2006 гг., в котором учитываются также северные территории Восточной Сибири.

Рис. 1. Территории первоочередного освоения Восточной Сибири и

Республики Саха (Якутия)

Программа является реальным механизмом государственного регулирования процессов геологического изучения и предоставления в

пользование месторождений углеводородного сырья Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) и одной из форм государственно-частного партнерства (ГЧП).

Анализ состояния минерально-сырьевой базы нефтегазодобычи, возможностей ее наращивания, добычных возможностей свидетельствует о том, что существующая сырьевая база рассматриваемой территории достаточна для начала её освоения и реализации крупных экспортных проектов.

Наиболее крупными (базовыми) по запасам нефти являются Юрубчено-Тохомское, Куюмбинское, Верхнечонское и Талаканское месторождения. По оценкам СНИИГГиМС прирост запасов нефти промышленных категорий к 2020 г. составит около 1794,5 млн. т, в том числе за счет за счёт ресурсов С3 + Э1 855,5 млн. т. К 2030 г. величина прироста достигнет 2100 млн. т, в том числе за счет ресурсов 1658,7 млн. т.

Следует отметить, что геологоразведочными работами последних трёх лет, выполненными на территории Восточной Сибири и Якутии выявлены новые перспективные осадочные бассейны и зоны нефтегазонакопления севернее территорий первоочередного освоения (Чуньский рифейский осадочный бассейн, области на севере Тунгусской синеклизы, севере Хатангской седловины, территория северо-западного склона Байкитской антеклизы и восточный и северо-восточный борт Курейской синеклизы). Их ускоренное изучение должно дать прирост запасов нефти, которые помогут обеспечить полномасштабную эксплуатацию нефтепровода ВСТО.

В связи с этим наращивание сырьевой базы и последующей добычи нефти возможно также за счет нелокализованных прогнозных ресурсов углеводородов категорий Д1 + Д2 новых, перспективных на нефть и газ площадей, расположенных на этих северных территориях. По оценкам СНИИГГиМС прирост запасов нефти промышленных категорий по этим территориям к 2030 г. может составить около 1064,7 млн. т.

Освоение базовых нефтяных месторождений позволит обеспечить годовую добычу нефти к 2019 г. 37,4 млн. т, месторождений-спутников

9.2 млн. т. Вовлечение ресурсного потенциала южных территорий Сибирской платформы позволит увеличить годовую добычу нефти к 2020 г. до

56.2 млн. т, к 2025 г. до 73,1 млн. т. Вовлечение ресурсного потенциала северных территорий Сибирской платформы позволит довести уровень добычи к 2025 г. до 80 млн. т и поддерживать его в течение длительного времени (рис. 2).

Анализ внутреннего и внешнего рынков сбыта углеводородов (прежде всего, стран АТР) показывает, что спрос на нефть достаточен для того чтобы считать разработку восточносибирских месторождений реальной с постепенным выходом объемов производства на максимум.

На начальных этапах скорейший выход нефтепровода на проектную мощность предполагается в значительной мере за счет нефти месторождений Западной Сибири (Александрово-Усть-Тымский район) и Большехетской

зоны Красноярского края. К 2025 г. поставки восточносибирской нефти должны полностью заменить поставки западносибирской.

Важнейшим мероприятием Программы и инструментом государственного регулирования недропользования является программа геологического изучения запасов и ресурсов нефти и газа Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Геологическое изучение недр включает работы, финансируемые за счет федерального бюджета (преимущественно региональные работы на нераспределенном фонде недр), и работы, финансируемые недропользователями (поисково-оценочные и разведочные). Прогнозная динамика затрат на ГРР за счет бюджета и недропользователей приведена на рис. 3.

Годы

Рис. 2. Прогноз годовых объёмов нефтедобычи в Восточной Сибири и

Республике Саха (Якутия):

1 - ресурсы Д1 прогнозных зон, расположенных севернее территорий лицензирования юга Сибирской платформы; 2 - добыча на перспективных территориях юга Сибирской платформы (ресурсы С3+Д1); 3 - месторождения-спутники (запасы С1+С2); 4 - Юрубчено-Куюмбинский центр; 5 - Талакано-Верхнечонский центр

Рис. 3. Прогнозная динамика финансирования геологоразведочных работ на углеводородное сырье на территории Восточной Сибири и Республики Саха

(Якутия)

Участие государства в геолого-разведочных работах - один из механизмов ГЧП. Государство берет на себя 25 % общего объема инвестиций в ГРР, создавая благоприятные условия для последующего привлечения средств недропользователей в новые районы.

В соответствии с программой ГРР на проведение работ в 2005-2006 гг. предусматривалось привлечение 43,1 млрд руб., из которых средства федерального бюджета должны были составить 4,0 млрд руб., а финансовые вложения недропользователей 39,1 млрд руб. Фактически за два года в геолого-разведочные работы было вложено 14,6 млрд руб. (33,8 % от предусмотренных Программой). При этом средства федерального бюджета составили 3,8 млрд руб. (95,5 % предусмотренных Программой).

Инвестиции недропользователей составили около 10,8 млрд руб., или 27,5 % от программных показателей. В результате ГРР компаниями открыты новые месторождения углеводородного сырья и получены приросты промышленных запасов нефти и газа. В то же время общий прирост запасов нефти категории Сі составил за два года всего 21,5 млн т, или 15 % от ожидаемого. Данные за 2007 г. к настоящему времени ещё не получены.

Формирование и реализация научно обоснованной программы лицензирования - второе важнейшее мероприятие Программы и инструмент государственного регулирования недропользования. Согласно Программе территория Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) разделена на 4 газоносные и 12 нефтегазоносных зон, включающих свыше 200 лицензионных участков. Это коммерчески доступная сырьевая база, которая будет осваиваться в первую очередь. Границы участков, предлагаемых для проведения конкурсов и аукционов, намечены и ежегодно уточняются по согласованию между Агентствами (управлениями) по недропользованию и СНИИГГиМС.

В 2005-2013 гг. программой лицензирования предусмотрено предоставление в пользование 213 участков недр, при этом в 2005 г. планировалось распределить 41 участок недр, а фактически распределено 18 участков; в 2006 г. из 57 запланированных с учетом нераспределенных участков прошлого года - 25.

Отставание темпов лицензирования связано с задержкой согласования земельных отводов, несвоевременной подготовкой конкурсной документации, планированием проведения на некоторых участках в последующие годы ГРР за счет средств федерального бюджета, неуплатой первоначального взноса за аукцион, отзывом заявки, параллельной разработкой ОАО «Газпром» программы освоения газовых ресурсов, что требует проведения согласовательных совещаний для исключения противоречий между двумя программами, и пр.

Анализ экономических результатов программы ГРР и лицензирования недр Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия) свидетельствует о том, что мероприятия Программы эффективны для государства. При финансировании ГРР из федерального бюджета в 2005-2006 гг. в объеме 3,8 млрд руб. в результате аукционов бюджетом получено 19 млрд руб. разовых платежей за пользование недрами, т. е. на 1 руб. вложенных средств государство уже получает 5 руб. дохода. В дальнейшем доходы государства должны увеличиться за счет поступления налогов и платежей, выплачиваемых недропользователями, осуществляющими подготовку запасов и реальную добычу в пределах распределенных территорий.

Важные составляющие системы государственного регулирования и условия успешной реализации Программы - непрерывный мониторинг и контроль со стороны Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, курирующей организации (СНИИГГиМС). СНИИГГиМС осуществляет постоянное научное сопровождение и систематический авторский контроль над реализацией программы лицензирования и ГРР.

© А.А. Герт, Н.А. Супрунчик, М.Ю. Соболев, Д.В. Миляев, 2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.