ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИИ МЕХАНИЗМ АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОГО РЫНКА СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
Алексеев А.Н., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга МИЭМП
Статья посвящена изучению теоретических аспектов организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка. Автор дает свою трактовку основных понятий, формулирует принципы организационно-экономического механизма. Исследование актуализировано привязкой к экстремальной специфике хозяйствования северных регионов России.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, крайний север, организационно-экономический механизм.
ECONOMIC-ORGANIZING MECHANISM OF AGROFOOD MARKET OF NORTHERN REGION
Alexeev A., Ph.D., the senior lecturer of chair of the management and marketing of MIEML
This article reveals theoretical aspects of economic-organizing structure of agrofood market. The author defines basic principles and formulates paradigms of economic-organizing engine. This research is linked to actually extreme and specific socio-economic existence of northern regions of Russia.
Keywords: agrofood market, economic-organizing mechanism.
Современный рынок представляет эмерджентную систему отношений, функционирующих по конкретным правилам, и включает в себя, как минимум, пять уровней агентов. Это отдельное предприятие, отраслевые ассоциации, финансовый капитал, государство, межнациональные корпорации. Рыночные отношения на уровне отдельных предприятий, отраслей и регионов требуют управления процессами, происходящими в аграрном секторе экономики и на продовольственном рынке. Ведущая роль в этом принадлежит формированию и развитию конкурентной среды, повышению конкурентоспособности продукции отдельных хозяйствующих субъектов.
Понятие аграрный рынок можно определить как совокупность различных видов рынков, на которых складываются экономические отношения между субъектами агропромышленного комплекса и различными категориями потребителей по поводу обращения и распределения продукции, работ и услуг, производимых в аграрной сфере.
В сферу аграрных рынков могут быть включены рынки сельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями и животными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др., однако базовым здесь все же является агропродоволь-ственный рынок.
Академик РАСХН Э.Н. Крылатых предлагает трактовать агро-продовольственный рынок как систему экономических отношений и институциональных структур доведения сельскохозяйственной продовольственной продукции до конечного потребителя через системы биржевой, оптовой, розничной торговли путем использования логистических и информационных сетей. По его мнению в качестве основ агропродовольственного рынка можно выделить три базовые составляющие:
- субъекты агропродовольственного рынка: продавцы (производители продукции или посредники), покупатели (оптовики, перерабатывающие предприятия, хранилища, население, государственные учреждения);
- институциональные основы агропродовольственного рынка: законодательные акты и правила торговли; органы и методы регулирования рыночной конъюнктуры и пр.;
- инфраструктура агропродовольственного рынка: материально-техническая и организационная системы закупки, транспортировки, хранения и продажи продукции, биржи, оптовые структуры, сети розничной торговли, системы финансовых расчетов между продавцами и покупателями, информационные маркетинговые службы и пр. [3; с. 7]
Проблемы формирования организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка нашли отражение в трудах А.И. Алтухова, В.Р. Боева, Н.Н. Воробьева, Э.Н. Крылатых,
В.В.Кузнецова, Е.Г. Лысенко, В.И. Назаренко, А.С. Миндрина, Н.Н. Мироновой, А.А. Шутькова и ряда других исследователей.
Агропродовольственный рынок имеет существенные особенности, которые отличают его от других товарных рынков. В частности, сельхозтоваропроизводители в силу специфики сельскохо-
зяйственного производства, не могут оперативно наращивать или сокращать производство продукции в связи с колебаниями спроса; потребители сравнительно равномерно потребляют продовольствие и не могут отложить его потребление на длительный срок; сельское хозяйство подвержено влиянию погодных условий, предложение продукции колеблется по годам; производимая сельскохозяйственная продукция является в основном скоропортящейся; имеет место слабая эластичность спроса и предложения по сравнению с ценами на продовольственные товары.
Продовольственные товары - это особый вид товаров, представляющих собой основу жизнеобеспечения населения. Они являются важнейшей жизненной необходимостью, но в то же время, с наступлением насыщения, спрос на них снижается, и потребитель переключает внимание на другие категории товаров, в частности предметы длительного пользования.
Рынок продовольствия означает совокупность всех товарноденежных отношений между сельскохозяйственным производителем, закупщиком, переработчиком, оптовой и розничной торговлей, конечным потребителем. На первый план здесь выходит многоуровневая система связей между производством, переработкой, транспортировкой, хранением, распределением и потреблением. И на каждый из этих элементов свое специфическое влияние оказывают особенности районов Крайнего Севера, характеризующихся экстремальными условиями ведения сельскохозяйственного производства, неудовлетворительным состоянием транспортной инфраструктуры, отсутствием выстроенной системы хранения продуктов питания и, в то же время, стратегической и геополитической важностью данных территорий для Российской Федерации.
Производитель сельскохозяйственной продукции не имеет возможности начать очередной производственный цикл без того, чтобы не продать свою продукцию, а покупатель принимает решение о покупке самостоятельно. В связи с этим производитель ориентирован прежде всего на запросы и возможности покупателя. В связи с этим формируется механизм контроля над производителем и экономическая зависимость производителя от потребителя.
Для практической реализации данной схемы должны быть созданы как экономические, так и правовые предпосылки и условия. К ним могут быть отнесены свобода выбора покупателем поставщика ресурсов; отсутствие у производителя возможности самовольно устанавливать цены на продукцию, нарушая тем самым, баланс платежеспособного спроса; всеобщая распространенность отношений эквивалентного обмена и отсутствие монополизма производителя или потребителя (в противном случае, как справедливо указывает Т.В. Гомелько, это приведет к диспаритету цен и спаду производства, что и случилось с АПК в переходный период). Институты продовольственного рынка охватывают как нормы, регулирующие отношения, так и их носителей (предприятия, институты инфраструктуры рынка и т.д.). [2; с. 10]
Как отмечает Т.С. Сухих, спрос на продовольствие характеризуется низкой эластичностью, которая свойственна сельскому хозяйству в целом, как отрасли весьма консервативной. В то же вре-
мя, товары сельскохозяйственного производства в большинстве своем являются продукцией первой жизненной необходимости, многие ее виды - незаменимы. Следовательно, спрос на них может и не уменьшаться при повышении цен. Исходя из этого, предложение продукции отрасли через производство внутри страны представляет собой сферу человеческой деятельности, которая не может измеряться только экономической целесообразностью, поскольку отсутствие ее несовместимо с жизнью. Спрос на продукцию сельского хозяйства изменяется сравнительно медленно и определяется многими факторами, специфическими, характерными для наших отечественных условий (ЛПХ, дачи, подсобные хозяйства предприятий других отраслей).
Предложение аграрной продукции в зависимости от изменения цен обладает инерционностью, особенно в земледелии и в отраслях животноводства с длительным циклом производства. При этом объем производства и величина предложения существенно зависят от почвенных и климатических условий, которые носят вероятностный характер и повышают риски. Причем, между производством и предложением продовольствия на рынке возникает определенный лаг, что усиливает негативное инфляционное воздействие на сферу сельского хозяйства. Без учета этих особенностей отрасли невозможно принимать правильные управленческие решения, которые в условиях рыночных отношений приобретают особую актуальность.
В сельском хозяйстве производится большой объем скоропортящейся и сезонной продукции. Это объективно требует интеграции и кооперации производства, переработки и реализации в сравнительно сжатые сроки. Отсюда возникают объективные факторы, определяющие особенности агропродовольственного рынка: с одной стороны, разрыв актов купли-продажи во времени и пространстве, с другой - развитие интегрированного рынка.
Таким образом, агропродовольственный рынок, не будучи в современных условиях ни саморегулируемым, ни самодостаточным, не может успешно функционировать без постоянного государственного вмешательства и поддержки. Масштабы последней, как правило, весьма значительны - в большинстве зарубежных стран они существенно превышают весь объем расходов нынешней российской казны.
В современном обществе потребление сельскохозяйственной продукции сосредоточено в крупных промышленных центрах, что вынуждает сельского товаропроизводителя искать посредников и делиться с ними частью дохода. Существуют и другие внутриотраслевые особенности аграрного рынка, которые накладывают отпечаток на его формирование и функционирование, а также на конкурентную среду этого специфического рынка, которая, в свою очередь, оказывает влияние на сельскохозяйственного товаропроизводителя. Примечательно, что конкурентоспособность продукции, производимой сельским хозяйством, ниже, чем в других сферах экономики, что связано с особым характером этой продукции.
Анализируя ситуацию, складывающуюся на аграрном рынке России нельзя не отметить тенденцию, разрушающую его равновесие - сокращение объемов предложения собственных товаропроизводителей и ускоренный рост цен по сравнению с ростом денежных доходов населения. Это приводит к неэффективному использованию производственного потенциала сельского хозяйства, трудностям реализации продукции, экономической замкнутости территорий, сдерживанию формирования и эффективного функционирования агропродовольственных рынков регионов, в том числе и территорий Крайнего Севера.
Рассматривая агропродовольственный рынок как систему, важным является определение категории его механизма, который в экономической литературе часто сводится к трактовкам ценового механизма, финансово - кредитной и налоговой системе и др.
Н.Н. Воробьев отмечает, что рыночный механизм представляет собой сложную систему закономерно связанных друг с другом элементов, представляющих собой определенное целостное консолидированное образование, построенное на взаимодействии рыночных структур и информационных институтов.
Одной из основных задач аграрного рынка в современных условиях является удовлетворение населения в продуктах питания по приемлемым ценам за счет отечественного производства. Данную жизненно важную функцию осуществляет сельское хозяйство, которое ныне по ряду объективных и субъективных причин оказалось в условиях системного кризиса. Исходя из этого, считаем вполне справедливым мнение Н.Н. Воробьева, который предлагает рас-
сматривать организационно-экономический механизм агропродо-вольственного рынка как сложную консолидированную систему, объединяющую товаропроизводителей сельскохозяйственной продукции, рыночные институты с целью гарантированного доступа населения страны к продуктам питания в количестве и качестве, достаточных для здоровья человека. Данный механизм должен способствовать созданию необходимых условий для обеспечения населения продуктами питания производимыми, прежде всего, отечественными товаропроизводителями.
Однако, далеко не на всей территории России организационно-экономический механизм агропродовольственного рынка способен обеспечить население исключительно местными продуктами питания. Это связано, прежде всего, с различиями по уровню доходов населения, размером оплачиваемого за счет бюджетных ассигнований спроса специальных потребителей, региональной структуры потребления, доли потребностей, удовлетворяемых населением за счет нерыночных источников (семенной сельхозпро-изводство, охота, рыболовство, сбор дикоросов и т.д.)
Исследование межрегиональных продовольственных и сырьевых связей предполагает научную классификацию региональных агропродовольственных рынков. Ее основным критерием может быть деление регионов страны на группы вывозящих, самообеспе-чивающих и ввозящих. Для вывозящих регионов критериями вторичной классификации их рынков могут служить структура ассортимента поставляемых в другие российские регионы и на экспорт видов продукции АПК, а зависимых от поставок продовольствия регионов - различие структуры его вывоза. Исходя из этих критерием, среди рынков вывозящих регионов можно выделить подгруппу, поставляющую за пределы своей территории широкий ассортимент продукции АПК. К числу таких региональных рынков могут быть отнесены вывозящие одновременно продовольственное и фуражное зерно, продукцию технических культур, плоды и овощи. Это рынки регионов Северного Кавказа, областей Центрального Черноземья и т.д.
В другую подгруппу, поставляющую преимущественно зерно, растительное масло и продукты животноводства, могут быть отнесены рынки вывозящих регионов Поволжья, Южного Урала.
Рынки ввозящих регионов по объему и структуре их спроса и источникам предложения продукции могут быть подразделены на три подгруппы. Одна из них - рынки мегаполисов, которые в условиях значительной концентрации городского населения нуждаются во ввозе основных видов продовольствия и сырья для его производства и лишь частично самообеспечиваются малотранспортабельными продуктами.
Вторая подгруппа включает продовольственные рынки промышленно развитых российских регионов, где местная продовольственная база в условиях возросшего промышленного населения становится недостаточной для его продовольственного обеспечения. Примерами могут служить региональные агропродовольствен-ные рынки Тюменской и Кемеровской областей.
Третья подгруппа- продовольственные рынки районов Крайнего Севера, которые по своим природным условиям и наличию пригодных для ведения сельского хозяйства земельных ресурсов не могут удовлетворить потребности населения в продовольствии за счет собственного производства и характеризуются крупными объемами и богатым ассортиментов поставляемых продуктов, с целью достаточного по физиологическим нормам продовольственного обеспечения населения.
Таким образом, организационно-экономический механизм агро-продовольственного рынка северного региона, по нашему мнению, следует рассматривать как эмерджентную систему, включающую в себя взаимодействие производителей сельскохозяйственной продукции, рыночных институтов и регулирующих государственных органов, с целью обеспечения гарантированного круглогодичного доступа населения экстремальных территорий к продуктам питания в количестве, необходимом для активной, здоровой жизни.
Важным является формулирование и последующее использование принципов развития организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка районов Крайнего Севера, направленных на комплексное повышение его эффективности, с учетом системы внешних и внутренних факторов.
Полагаем, что в современных условиях, основными принципами развития организационно-экономического механизма агропро-довольственного рынка северных регионов с учетом продовольственного обеспечения населения, должны стать:
- внесение корректив в социальную политику государства, существенное повышение уровня доходов и качества питания различных групп населения с низкими доходами;
- установление физиологически обоснованных норм питания населения, различных половозрастных групп, проживающих на территориях с экстремальными природно-климатическими условиями;
- создание в районах Крайнего Севера страховых запасов продуктов питания в достаточных объемах;
- повышение эффективности аграрного сектора районов Крайнего Севера по исторически сложившимся направлениям конкурентных преимуществ, в частности в сфере оленеводства, картофелеводства и др.
- оптимизация импорта продовольствия с учетом интересов населения районов Крайнего Севера и всей страны в целом через экономически обоснованные рычаги, совершенствования «северного завоза»;
- модернизация инфраструктуры агропродовольственного рынка;
- экономическое стимулирование рыбохозяйственного комплекса, как имеющего важнейшее значение не только с позиции продовольственного обеспечения жителей Крайнего Севера, но и с пози-
ций обеспечения населения рабочими местами, объектами социальной инфраструктуры и т.д.;
- согласованность экономических и социальных целей северных территорий;
- формирование структуры продовольственных товаров с учетом региональных особенностей потребления и традиций малочисленного коренного населения.
Литература:
1. Алексеев А.Н. Теоретические основы развития агропродо-вольственного рынка районов Крайнего Севера: монография. - М.: РУДН, 2010. - 158 с.
2. Гомелько Т.В. Регулирование продовольственного рынка (теория, методология, практика) / Т.В. Гомелько; автореф.дис. ... д-ра экон.наук. - М.: 2009. - 47 с.
3. Крылатых Э.Н. Агропродовольственные системы: исследование процессов интеграции, конкуренции, инновации / Э.Н. Крылатых [Электрон, ресурс]: Режим доступа: http://www.rosnou.ru/ pub/conferens/03.doc
4. Шутьков А.А., Шутьков С.А. Аграрная политика России: социально-экономические проблемы. - М.: НИБ, 2008. - 339 с.
СИСТЕМА КОНТРОЛЛИНГА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКИМИ предприятиями
Алексеенко А.М., аспирант кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит предприятий» ГОУ ВПО «Московский Государственный
Университет леса»
В статье рассмотрена система контроллинга для повышения эффективности управления российскими предприятиями. Ключевые слова: предпринимательство, эффективное управление, система контроллинга, управление затратами
SYSTEM OF CONTROLLING FOR MANAGEMENT EFFICIENCY INCREASE BY THE RUSSIAN ENTERPRISES
Alekseenko A., The post-graduate student, «Accounting, analysis and audit companies» chair, Moscow State University Forest, GOU VPO In this article the controlling system to improve management efficiency by Russian enterprises.
Keywords: Entrepreneurship, effective management, controlling system, cost management
Предпринимательство в России является важной составляющей экономики, поэтому качество управления и формирование его развития, как на уровне самих предприятий, так и на уровне институциональной системы, весьма актуально.
Глобализация, научно-технический прогресс и быстрая смена приоритетов и предпочтений привели к усилению конкуренции на российских рынках. В то же время собственники предприятий заинтересованы в их выживании и предъявляют повышенные требования к качеству информационной поддержки управления и объективной оценки эффективности хозяйственной деятельности. Совершенствование систем формирования информации о затратах и финансово-экономических результатах, а также внедрение новых контрольно-информационных систем управления развитием предприятия с учетом опыта более продвинутых в экономическом смысле стран позволяют решить многие актуальные проблемы учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности, выбора направления повышения конкурентоспособности и прибыльности предприятий.
Теоретические основы и вопросы практической реализации концепции контроллинга являются предметом анализа отечественных и зарубежных ученых. Решение проблем разработки системы контроллинга представлено в работах Н.Г. Данилочкиной, В. Б. Ивашкевича, А.М. Карминского, М.В. Мельник, С.А. Николаевой,
С.Н. Петренко, С.Г. Фалько и других авторов. За рубежом проблемы контроллинга исследовали К. Друри, Р. Манн, Э. Майер, X. Фолльмут, Д. Хан, Ч. Хорнгрен, X. Хунгенберг и др.
Применение в российских условиях передового опыта управления предполагает использование специальных принципов и методов в соответствии с отраслевой спецификой рынков, позволяющих инициировать изменения в деятельности предприятий и оценивать достигнутые результаты.
Концептуальная и методическая проработка проблем управления на российских предприятиях отстает от запросов практики.
Вопрос приоритетов особенно важен в специфических условиях отечественной системы хозяйствования, так как эти условия можно считать близкими к экстремальными. Эта не имеющая аналогов в мировой практике скорость системной трансформации, несбалансированность бюджетов всех уровней, дефицит денежных средств на предприятиях, недостаточные объемы инвестирования.
Сказанным выше определяется актуальность разработки комплексных решений, позволяющих на практике осуществить реформу управления на предприятии и построить его работу на качественно новом уровне.
Недостаточная проработанность макроэкономической политики федерального центра, а также сложные региональные и отраслевые условия хозяйствования требуют на уровне предприятия особо надежного подхода к определению финансовых, материальных, временных и человеческих активов, необходимых для управления предприятием.
Анализ работ отечественных специалистов показывает, что понимание роли контроллинга в достижении устойчивости российских предприятий еще недостаточно как в теоретическом, так и в методическом плане. В публикациях, посвященных контроллингу, рассматриваются преимущественно вопросы концептуального характера, анализируется связь контроллинга с системой экономических расчетов, диагностикой финансово-хозяйственного состояния предприятия, его роли в принятии решений. При этом, как правило, не рассматривается механизм организации контроллинга.
«Концепция контроллинга в течение последних 20 лет подвергалась постоянным усовершенствованиям. Сегодня контроллинг представляет собой функцию управления, без которой невозможно представить работу ни одной современной компании»[4]. На сегодняшний день существует множество мнений о понятии и сущности контроллинга. Многообразие определений и взглядов свидетельствует о том, что контроллинг является интенсивно развиваю-