Научная статья на тему 'Проблемы и направления экологизации налоговой системы России'

Проблемы и направления экологизации налоговой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
937
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ (ПЛАТЕЖИ) / ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / ТРАНСПОРТНЫЕ НАЛОГИ / ЭМИССИОННЫЕ НАЛОГИ / РЕСУРСНЫЕ НАЛОГИ / ФИСКАЛЬНЫЕ НАЛОГИ / СТИМУЛИРУЮЩИЕ НАЛОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ СБОР / УТИЛИЗАЦИОННЫЙ СБОР / ПЛАТЕЖИ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ENVIRONMENTAL TAXES (PAYMENTS) / ENERGY TAXES / TRANSPORT TAXES / EMISSION TAXES / RESOURCE TAXES / FISCAL TAXES / STIMULATING TAXES / ENVIRONMENTAL FEE / UTILIZATION FEE / PAYMENTS FOR NEGATIVE IMPACT ON THE ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мочалова Л. А., Гриненко Д. А.

Рассматриваются проблемы экологизации налоговой системы России. Одной из очевидных проблем авторы считают преобладание фискальных экологических налогов (платежей), главной функцией которых является пополнение доходной части государственного бюджета в целом, над экологическими, поступления от которых тратятся на финансирование экологических программ. По мнению авторов, к первым можно отнести энергетические, транспортные и ресурсные налоги (платежи), ко вторым – эмиссионные налоги (платежи). В России энергетические налоги представлены в виде акцизов на топливо, транспортные – в виде акцизов на транспортные средства и транспортного налога; к ресурсным налогам относятся налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В качестве эмиссионных налогов (платежей) выступают плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и утилизационный сборы. Авторы приветствуют внедрение новых и увеличение суммы существующих стимулирующих экологических налогов (платежей), однако при этом предостерегают от ситуации возможного снижения конкурентоспособности производителей и уровня материального благополучия потребителей. Чтобы этого не произошло, рекомендуется придерживаться принципа бюджетной нейтральности, предусматривающего увеличение экологических налогов при одновременном снижении других налогов для предприятий и граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Issues and directions for ecologization of tax system in Russia

The article reveals the issues referring to ecologization of the Russian tax system. The evident issue taken into account by the authors is the predominance of the environmental fiscal taxes, the main function of which is to replenish the revenues of the state budget. The environmental fiscal taxes prevail the environmental incomes, that are to be spent on financing environmental programs only. According to the authors, the first include energy, transport and resource taxes (payments), the second – emission taxes (payments). As for Russia, energy taxes are presented in the form of excise taxes on fuel, transport-in the form of excise taxes on vehicles and transport tax; resource taxes include: tax on mining, water tax, land tax, fees for the use of wildlife and for the use of water biological resources. The emission taxes (payments) are the following: payment for negative impact on the environment, environmental fee, recycling fee. The authors welcome the introduction of new and the increase in the amount of existing stimulating environmental taxes (payments), but warn against the situation of a possible decrease in the competitiveness of producers and the level of material well-being of consumers. To prevent this from happening, they recommend the principle of fiscal neutrality, which provides for an increase in environmental taxes while reducing other taxes for businesses and citizens.

Текст научной работы на тему «Проблемы и направления экологизации налоговой системы России»

Б01 10.24411/2077-7639-2018-10017

Проблемы и направления экологизации налоговой системы России

Мочалова Л.А., Гриненко Д.А.

Рассматриваются проблемы экологизации налоговой системы России. Одной из очевидных проблем авторы считают преобладание фискальных экологических налогов (платежей), главной функцией которых является пополнение доходной части государственного бюджета в целом, над экологическими, поступления от которых тратятся на финансирование экологических программ. По мнению авторов, к первым можно отнести энергетические, транспортные и ресурсные налоги (платежи), ко вторым - эмиссионные налоги (платежи). В России энергетические налоги представлены в виде акцизов на топливо, транспортные - в виде акцизов на транспортные средства и транспортного налога; к ресурсным налогам относятся налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов. В качестве эмиссионных налогов (платежей) выступают плата за негативное воздействие на окружающую среду, экологический и утилизационный сборы. Авторы приветствуют внедрение новых и увеличение суммы существующих стимулирующих экологических налогов (платежей), однако при этом предостерегают от ситуации возможного снижения конкурентоспособности производителей и уровня материального благополучия потребителей. Чтобы этого не произошло, рекомендуется придерживаться принципа бюджетной нейтральности, предусматривающего увеличение экологических налогов при одновременном снижении других налогов для предприятий и граждан.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ ГОСТ 7.1-2003

Мочалова Л.А., Гриненко Д.А. Проблемы и направления экологизации налоговой системы России // Дискуссия. -2018. - Вып. 91. - С. 70-76.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Экологические налоги (платежи), энергетические налоги, транспортные налоги, эмиссионные налоги, ресурсные налоги, фискальные налоги, стимулирующие налоги, экологический сбор, утилизационный сбор, платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Важным инструментом экологизации экономики нашей страны являются экологические налоги (платежи). В их основе лежит разработанная А. Пигу теория отрицательных внешних издержек, которые возникают у общества при негативном воздействии хозяйствующего субъекта на окружающую среду. По мнению учёного, ставка

экологического налога (налога Пигу) должна устанавливаться на единицу загрязняющего вещества и быть равной предельным общественным издержкам, чтобы достигался баланс между объемом производства налогоплательщика и потерями общества, возникающими из-за этого производства [1].

DOI 10.24411/2077-7639-2018-10017

Issues and directions for ecologization of tax system in Russia

Mochalova L.A., Grinenko D.A.

The article reveals the issues referring to ecologization of the Russian tax system. The evident issue taken into account by the authors is the predominance of the environmental fiscal taxes, the main function of which is to replenish the revenues of the state budget. The environmental fiscal taxes prevail the environmental incomes, that are to be spent on financing environmental programs only. According to the authors, the first include energy, transport and resource taxes (payments), the second - emission taxes (payments). As for Russia, energy taxes are presented in the form of excise taxes on fuel, transport-in the form of excise taxes on vehicles and transport tax; resource taxes include: tax on mining, water tax, land tax, fees for the use of wildlife and for the use of water biological resources. The emission taxes (payments) are the following: payment for negative impact on the environment, environmental fee, recycling fee. The authors welcome the introduction of new and the increase in the amount of existing stimulating environmental taxes (payments), but warn against the situation of a possible decrease in the competitiveness of producers and the level of material well-being of consumers. To prevent this from happening, they recommend the principle of fiscal neutrality, which provides for an increase in environmental taxes while reducing other taxes for businesses and citizens.

FOR CITATION APA

Mochalova L.A., Grinenko D.A. (2018). Issues and directions for ecologization of tax system in Russia. Diskussiya [Discussion], 91, 70-76.

KEYWORDS

Environmental taxes (payments), energy taxes, transport taxes, emission taxes, resource taxes, fiscal taxes, stimulating taxes, environmental fee, utilization fee, payments for negative impact on the environment.

Применяемые в настоящее время в России экологические налоги (платежи) довольно разнообразны. Порядок взимания многих из них представлен в Налоговом кодексе РФ. Среди них выделяются:

— энергетические (energy taxes) — налоги на энергоресурсы (энергоносители), используемые в транспортных целях и стационарно;

— транспортные (transport taxes) — налоги, взимание которых связано с владением транспортными средствами и их использованием;

— эмиссионные (emission, pollution taxes) — налоги (платежи), которые связаны с загрязнением окружающей среды путём выбросов и сбросов загрязняющих веществ и размещением отходов

и ориентированы на компенсацию ущерба, наносимого окружающей среде, здоровью населения и материальным ценностям;

— ресурсные (resource taxes) — налоги (платежи), связанные с владением и пользованием природными (минеральными, водными, земельными, лесными и др.) ресурсами.

В зависимости от целевого использования все перечисленные экологические налоги (платежи) подразделяются на две группы:

— маркированные (earmarked) — собственно экологические, стимулирующие налоги, поступления от которых тратятся на финансирование экологических программ (маркировкой при этом называют увязку налогов с конкретным направ-

лением расходования денежных средств); примером таких налогов выступают все эмиссионные налоги (платежи);

— немаркированные (non-earmarked) — фискальные (финансирующие) налоги, главной функцией которых является пополнение доходной части государственного бюджета, а второстепенной — сокращение объемов негативного воздействия на окружающую среду; к ним относятся энергетические, транспортные и ресурсные налоги (платежи) [1, 2, 3].

Изучение видов и структуры экологических налогов (платежей), взимаемых с налогоплательщиков в России, показало, что в большей своей части они являются фискальными. Это энергетические (акцизы на топливо), транспортные (акцизы на транспортные средства, транспортный налог), ресурсные (налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов) налоги.

Планируемый к введению в России углеродный налог (налог на углерод), призванный сократить выбросы парникового газа и тем самым смягчить проблему «глобального потепления», является энергетическим, то есть в первую очередь фискальным, а уже во вторую — стимулирующим. Зарубежный опыт продемонстрировал два варианта установления базы данного налога: 1) определение налога в зависимости от содержания углерода в топливе

(прямой налог на углерод); 2) введение налога в виде акцизов на топливо и привязка их уровня к содержанию углерода (косвенный налог на углерод) [4].

Следует отметить, что ставки фискальных экологических налогов в России, как правило, постоянно увеличиваются, растёт и их доля в доходе бюджета страны. Однако при этом снижения нагрузки на физических и юридических лиц другими налогами не происходит, отсюда наблюдаются снижение конкурентоспособности отечественных производителей и сокращение платежеспособности отечественных потребителей. В то же время, европейский опыт экологизации налоговых систем демонстрирует возможность реализации более позитивного для экономики сценария. Имевшие место в странах Европейского союза экологические налоговые реформы были ориентированы на смещение налоговой нагрузки с налогов на труд (подоходный налог, взносы на социальное страхование) на налоги, связанные с загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов. Это позволило одновременно достичь экологических целей (табл. 1) и улучшить экономические показатели развития стран [5]. При реализации в идеальном виде экологические налоговые реформы не отразились на размере налоговых поступлений в бюджет и не увеличили нагрузку на налогоплательщиков.

Наиболее эффективные экологические налоговые реформы были осуществлены в 1990-х

Таблица 1

Функции экологических налогов (платежей) в странах Евросоюза

Экологический налог (платеж) Результат внедрения налога (платежа) Функция налога (платежа)

Налог на изменение климата (введен в Великобритании в 2001 году) Выбросы парниковых газов снизились на 6-8% Стимулирующая (приоритетная), фискальная (второстепенная)

Налог на выбросы окислов серы (введен в Швеции в 1991 году) Выбросы окислов серы сократились на 15-20% за 4 года после введения налога

Налогообложение токсичных отходов (введено в Германии в 1991 году) Образование токсичных отходов за 3 года снизилось на 15%

Транспортные налоги: на пройденные километры, акциз, при покупке автомобиля (введены во всех европейских странах) Возросли налоговые поступления от общих сумм собираемых налогов, например, в Италии - на 4,5%, в Ирландии - на 10,2% Фискальная (приоритетная), стимулирующая (второстепенная)

Платежи за пользование природными ресурсами (введены во всех европейских странах) Составляют от 3 до 12% доходов бюджета

годах и в начале 2000-х годов в Великобритании и Швеции. Так, в 1996 году в Великобритании был введен налог на захоронение отходов на официальных полигонах, основной целью которого являлось стимулирование применения более современных способов утилизации отходов. Опыт Швеции впервые показал вполне реальной ситуацию бюджетной (фискальной) нейтральности экологической налоговой реформы: увеличение ставок существующих экологических налогов и введение новых экологических налогов при снижении налогов на другие факторы производства — труд или капитал. В 2004 году при увеличении ставки налога на выбросы углекислого газа произошло одновременное снижение подоходного налога, а также снижение взносов на социальное страхование [5]. При этом показатели поступлений от экологических налогов (платежей) в некоторых странах Европейского союза (например, Германии) оказываются сопоставимы с годовыми бюджетами менее развитых стран (табл. 2) [6].

Однако применение опыта введения экологических налогов (платежей) в развитых странах в условиях России, по мнению ряда специалистов, малоэффективно по причине большой разницы в уровне их экономического и социального развития. Например, о разнице в уровне экономического и социального развития России и стран Европейского союза свидетельствует то, что по уровню ВВП на душу населения по паритету покупательской способности Россия в 2017 году находилась на 48-м месте из 187 стран [ 7 ], а в опубликованном 21 марта 2017 года списке стран по индексу человеческого развития, составленном на основе оценочных данных 2015 года, занимает 49-е место из 188 стран [8]. Ученые-экономисты считают, что на данном этапе развития экономики

России целесообразно анализировать ситуацию с установлением ставок экологических налогов (платежей) в более близких по социальному и экономическому развитию к России странах, например, странах ВЫСБ, к которым кроме нашей страны относятся Бразилия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика (ЮАР).

Однако для данных развивающихся стран решение экологических проблем (в том числе при помощи экологических налогов) зачастую остаётся второстепенной задачей даже в том случае, если в них наблюдается высокий уровень загрязнения.

Например, в Бразилии экологические налоги как таковые не взимаются, а экологическое регулирование осуществляется преимущественно с помощью административно-контрольных механизмов. Существует один введенный Законом № 10336 от 19 декабря 2001 года сбор «СГОБ-СотЬш1!уе1з» (дословно «вмешательство в экономическую сферу»), плательщиками которого являются предприятия нефтегазовой промышленности [8]. С целью поддержания конкурентоспособности отечественных производителей в Бразилии действует ограничение, в соответствии с которым расходы на природоохранные мероприятия и оборудование не должны превышать 0,5% будущих ожидаемых расходов на ведение хозяйственной деятельности. Однако в связи с актуальностью экологических проблем в настоящее время в Национальном конгрессе Бразилии ведутся дискуссии о необходимости разработки и проведения «зелёной» налоговой реформы, целью которой является введение фискальных экологических налогов [9, 10].

В Китае, являющемся мировым лидером по объёмам выбросов углекислого газа [11], с 1 января 2018 года ввели экологический налог для предприятий-загрязнителей. Новый налог за-

Таблица 2

Поступления от экологических налогов (платежей) в ведущих странах мира

Страна Поступления в разные налоговые периоды, млн евро

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год

Великобритания 50,820 55,671 63,764 58,265

Швеция 10,294 9,535 9,931 10,349

Дания 10,712 10,621 10,847 11,065

Испания 19,622 19,382 20,857 20,640

Германия 57,947 58,292 58,064 58,461

Нидерланды 21,558 22,256 22,952 23,701

менил существующий с 1979 года сбор за загрязнение окружающей среды. Экологический налог рассматривается в качестве одной из основных мер, которая повысит себестоимость «грязных» производств, будет стимулировать экологическую модернизацию промышленности и улучшит состояние окружающей среды [12].

В таких странах ВШСБ, как Индия и ЮАР, возможности введения экологических налогов фактически не используются.

В целом можно заключить, что правительства стран ВШСБ осведомлены о существовании и актуальности экологических налогов как экономического инструмента экологического регулирования. Однако конкретные меры, направленные на борьбу с загрязнением окружающей среды и истощением природных ресурсов, зачастую принимаются ими исходя из возможностей развития экономики страны. Приоритетами для стран ВШСБ являются борьба с бедностью, развитие промышленности и увеличение объёмов торговли, которые связаны с задачами обеспечения экономического роста и увеличения доходов населения. Введение экологических налогов со ставками, принятыми в развитых странах, может помешать решению данных задач [13].

Таким образом, опыт введения экологических налогов в развивающихся странах основывается на представлении о том, что приемлемый уровень материального обеспечения населения и благоприятное состояние окружающей среды несовместимы. Многие специалисты-практики в России придерживаются такого же мнения и указывают на то, что введение новых и увеличение существующих экологических налогов (платежей) может негативно повлиять на экономическое развитие страны, снизив жизнеспособность отдельных предприятий (вплоть до их полной остановки).

Положительным моментом в развитии нормативно-правовой базы экологического налогообложения в России является тенденция роста видов и величины стимулирующих экологических налогов (платежей).

С 1 сентября 2012 года вступила в действие ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», касающаяся введения утилизационного сбора. Уплата данного сбора производителями транспортных средств гарантирует их будущим владельцам безвозмездную утилизацию пришедшего в негодность товара. В соответствии

с Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания сбора, установленными постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 года № 1291, величина сбора определяется на основе базовой ставки (разной для легковых, грузовых автомобилей и автобусов) и коэффициента, зависящего от рабочего объема двигателя и времени, прошедшего с даты выпуска автомобиля.

С 2015 года в нашей стране введен экологический сбор, необходимость уплаты которого возникла у производителей и импортеров товаров, не обеспечивающих самостоятельно утилизацию отходов от использования товаров (п. 7 ст. 24.2 Федерального закона № 89), или если ими не были достигнуты установленные нормативы утилизации отходов. Ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование,обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства [14]. Средства в объеме поступившего в федеральный бюджет экологического сбора расходуются на реализацию государственных программ в области обращения с отходами.

С 1 января 2020 года предполагается увеличение повышающих коэффициентов платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае несоблюдения технологических нормативов до 25 — за временно разрешённое воздействие и до 100 — за воздействие, превышающее разрешённое, а также применение повышающего коэффициента 100 при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду выше технологических нормативов после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды (для объектов II и III категорий) или программой повышения экологической эффективности (для объектов I категории). Одновременно предполагается предоставление льгот по плате за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ» от 24.07.2014 года № 219 предусмотрены [15]:

— с 1 января 2016 года корректировка платы за негативное воздействие на окружающую среду путём вычитания затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в пределах исчисленной суммы;

— с 1 января 2019 года применение дополнительного коэффициента 2 при начислении амортизации на оборудование наилучших доступных технологий (НДТ);

— с 1 января 2020 года освобождение от взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду после внедрения НДТ.

Таким образом, можно обозначить следующие основные проблемы экологизации налоговой системы России:

1. В стране отсутствует развитая теоретическая и нормативно-правовая база экологического налогообложения.

2. Среди взимаемых экологических налогов в основном преобладают фискальные, а не стимулирующие.

3. При увеличении видов и величины экологических налогов (платежей), к сожалению, не снижаются другие обременения налогоплательщиков, в связи с этим их жизнеспособность, возможность и желание платить налоги снижаются.

Как показывает зарубежный опыт, усилению положительного эффекта от реформирования

экологического налогообложения может способствовать следующее:

1. Введение дополнительных и рост величины существующих экологических налогов (платежей) должны происходить с соблюдением принципа бюджетной нейтральности, заключающегося в том, что если увеличиваются экологические налоги, то уменьшаются налоги на труд и капитал и, соответственно, в целом налоговая нагрузка плательщиков не изменяется.

2. Стимулирующие налоги должны преобладать над фискальными. В данном случае речь идет не только о количественном преобладании налогов, поощряющих внедрение экологически чистых технологий и создание экологически чистой продукции или ограничивающих «грязное», ресурсо- и отходоемкое производство. Из средств, получаемых бюджетами разных уровней от взимания фискальных энергетических, транспортных и ресурсных налогов (платежей), достаточная доля должна выделяться на реализацию экологических программ.

Список литературы

1. Громов В.В., Малинина Т.А. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. М.: Дело, 2015. 84 с.

2. Лутковская С.Ю. Экологические налоги как инструмент природоохранного механизма (Опыт ЕС и перспективы для России) [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. экон. наук. Режим доступа: http://economy-lib.com/ekologicheskie-nalogi-kak-instrument-prirodoohrannogo-mehanizma/ (дата обращения: 17.06.2018).

3. Экологические налоги [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологические_ налоги (дата обращения: 17.06.2018).

4. Башмаков И.А. Налог на углерод в системе налогов на энергию и экологических налогов // Экологический вестник России. 2018. № 3. С. 12-24.

5. Чернявская Н.В., Клейман А.В. Экологические вопросы в современных странах: вопросы применения [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ ekologicheskie-nalogi-v-zarubezhnyh-stranah-voprosy-primeneniya-1 (дата обращения: 17.06.2018).

6. Environmental tax revenue [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show.do?-dataset=env_ac_tax&lang=en/ (дата обращения: 17.06.2018).

7. Список стран по ВВП (ППС) на душу населения [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https://ru.wikipedia. org/wiki/Список_стран_по_ВВП_(ППС)_на_душу_населения (дата обращения: 17.06.2018).

8. Список стран по индексу человеческого развития [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа:

https://ru.wikipedia.org/wiki/Список_стран_по_индексу_ человеческого_развития (дата обращения: 17.06.2018).

9. Contribuigöes de Intervengo no Dominio Económico (CIDE) [Электронный ресурс] // Википедия. Режим доступа: https:// pt.wikipedia.org/wiki/Contribui56es_de_Interven5ao_no_ Domínio_Económico (дата обращения: 17.06.2018).

10. Correia C.W.M., Silva E.L.H. Environmental tax in Brazil: Solution for problems related to the environment? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/pub-lication/298269039_Environmental_tax_in_Brazil_Solution_ for_problems_related_to_the_environment (дата обращения: 17.06.2018).

11. Статистический Ежегодник мировой энергетики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://yearbook. enerdata.ru/co2-fuel-combustion/CO2-emissions-data-from-fuel-combustion.html (дата обращения: 17.06.2018).

12. Бажанов П.В. Экологический налог в Китае: что необходимо знать о новом налоге [Электронный ресурс] // CNLegal: блог о законодательстве КНР. 2017. Режим доступа: https:// cnlegal.ru/china_taxation/china_ecology_tax_2017/ (дата обращения: 17.06.2018).

13. Официальный сетевой ресурс Президента России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kremlin.ru/ events/president/news/55515 (дата обращения: 17.06.2018).

14. Утилизация отходов от использования товаров и экологический сбор: вести с полей // Справочник эколога. 2016. № 3. С. 20-40.

15. Мочалова Л.А. Экологические аспекты модернизации экономики России // Известия УГГУ. 2016. № 3. С. 105-108.

References

1. Gromov V.V., Malinina T.A. Perspektivy ekologizacii nalogovoj sis-temy Rossijskoj Federacii [Prospects for greening the tax system of the Russian Federation]. M.: Delo, 2015. 84 p. (in Russian)

2. Lutkovskaya S.Yu. Ekologicheskie nalogi kak instrument priro-doohrannogo mekhanizma (Opyt ES i perspektivy dlya Rossii) [Ecological taxes as an instrument of environmental mechanism (EU experience and prospects for Russia)] [Electronic resource]: avtoref. dis. ... kand. ekon. nauk. Access mode: http://econo-my-lib.com/ekologicheskie-nalogi-kak-instrument-prirodooh-rannogo-mehanizma/ (access date: 17.06.2018). (in Russian)

3. Ekologicheskie nalogi [Ecological taxes] [Electronic resource] // Vikipediya. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Ekologicheskie_nalogi (access date: 17.06.2018). (in Russian)

4. Bashmakov I.A. Nalog na uglerod v sisteme nalogov na energiyu i ekologicheskih nalogov [Carbon tax in the system of taxes on energy and environmental taxes] // Ekologicheskij vestnik Rossii. 2018. № 3. pp. 12-24. (in Russian)

5. Chernyavskaya N.V., Klejman A.V. Ekologicheskie voprosy v sovre-mennyh stranah: voprosy primeneniya [Environmental issues in modern countries: application issues] [Electronic resource]. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/v/ekologichesk-ie-nalogi-v-zarubezhnyh-stranah-voprosy-primeneniya-1 (access date: 17.06.2018). (in Russian)

6. Environmental tax revenue [Environmental tax revenue] [Electronic resource]. Access mode: http://appsso.eurostat.ec.eu-ropa.eu/nui/show.do?dataset=env_ac_tax&lang=en/ (access date: 17.06.2018). (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Spisok stran po VVP (PPS) na dushu naseleniya [List of countries by GDP (PPP) per capita] [Electronic resource] // Vikipediya. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_stran_po_ VVP_(PPS)_na_dushu_naseleniya (access date: 17.06.2018). (in Russian)

8. Spisok stran po indeksu chelovecheskogo razvitiya [List of countries on the human development index] [Electronic resource] // Vikipediya. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Spisok_

Информация об авторах

Мочалова Л.А., доктор экономических наук, доцент, Уральский государственный горный университет (г. Екатеринбург, Российская Федерация). Почта для связи с автором: 1_уиСтНа.тос11а1оуа@т. ursmu.ru

Гриненко Д.А., Департамент по управлению муниципальным имуществом, администрация города Екатеринбурга (г. Екатеринбург, Российская Федерация)

Информация о статье

Дата получения статьи: 04.11.2018

Дата принятия к публикации: 16.12.2018

© Мочалова Л.А., Гриненко Д.А., 2018.

stran_po_indeksu_chelovecheskogo_razvitiya (access date: 17.06.2018). (in Russian)

9. Contribuigöes de Intervengo no Dominio Económico (CIDE) [Electronic resource] // Vikipediya. Access mode: https://pt.wiki-pedia.org/wiki/Contribui55es_de_Interven5ao_no_Dominio_ Económico (access date: 17.06.2018).

10. Correia C.W.M., Silva E.L.H. Environmental tax in Brazil: Solution for problems related to the environment? [Electronic resource]. Access mode: https://www.researchgate.net/pub-lication/298269039_Environmental_tax_in_Brazil_Solution_ for_problems_related_to_the_environment (access date: 17.06.2018).

11. Statisticheskij Ezhegodnik mirovoj energetiki [Statistical Yearbook of World Energy] [Electronic resource]. Access mode: https://yearbook.enerdata.ru/co2-fuel-combustion/ CO2-emissions-data-from-fuel-combustion.html (access date: 17.06.2018).

12. BazhanovP.V. Ekologicheskij nalog v Kitae: chto neobhodimo znat o novom naloge [Ecological tax in China: what you need to know about the new tax] [Electronic resource] // CNLegal: blog o zakonodatel'stve KNR. 2017. Access mode: https://cnle-gal.ru/china_taxation/china_ecology_tax_2017/ (access date: 17.06.2018). (in Russian)

13. Oficialnyj setevoj resurs Prezidenta Rossii [The official network resource of the President of Russia] [Electronic resource]. Access mode: http://kremlin.ru/events/president/news/55515 (access date: 17.06.2018). (in Russian)

14. Utilizaciya othodov ot ispol'zovaniya tovarov i ekologicheskij sbor: vesti s polej [Disposal of waste from the use of goods and environmental fees: news from the fields] // Spravochnik ekologa. 2016. № 3. pp. 20-40. (in Russian)

15. Mochalova L.A. Ekologicheskie aspekty modernizacii ekono-miki Rossii [Ecological aspects of the modernization of the Russian economy] // Izvestiya UGGU. 2016. № 3. pp. 105108. (in Russian)

Authors Info

Mochalova L.A., Grand PhD in (Economic) sciences, associate Professor, Department of Economics and Management, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State Mining University" (Yekaterinburg, Russian Federation). Corresponding author: [email protected]

Grinenko D.A., Department of management of municipal property, the city Administration of Yekaterinburg (Yekaterinburg, Russian Federation)

Article Info

Received for publication: 04.11.2018 Accepted for publication: 16.12.2018

© Mochalova L.A., Grinenko D. A., 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.