Научная статья на тему 'Развитие экологического налогообложения в российской Федерации'

Развитие экологического налогообложения в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2826
420
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НАЛОГИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / НАЛОГОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ЭКОЛО-ГИЧЕСКОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ / ENVIRONMENTAL TAXES / ENVIRONMENTAL TAXATION / TAX MECHANISMS OF ENVIRONMENTAL PROTECTION STIMULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Солнышкова Юлия Николаевна

Эффективная система экологического налогообложения это один из основных инструментов государственной политики, который имеет множество преимуществ по сравнению с традиционными способами экологического регулирования и иными инструментами экологической политики. Целью данной статьи является изучение проблем экологического налогообложения в Российской Федерации и определение путей его реформирования. Проанализированы четыре основные группы экологических платежей: энергетические налоги, транспортные налоги, платежи за загрязнение и ресурсные налоги, рассмотрены основные мировые тенденции и перспективы их применения в РФ. Результаты, полученные в работе, позволяют оценить преимущества и недостатки современного экологического налогообложения, а также возможные направления его дальнейшего развития в России. Подробно рассмотрены пути реформирования транспортного налога с учетом экологической составляющей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author argues that an effective system of environmental taxation is one of the main instruments of state policy that has many advantages over traditional methods of environmental regulation and other instruments of environmental policy. The purpose of the article is to study the problems of environmental taxation in the Russian Federation and identify ways to reform it. Four main groups of environmental payments (energy taxes, transport taxes, pollution charges and mineral resource taxes) are analyzed; major global trends and prospects for their ap-plication in the Russian Federation are considered. The results and fi ndings of the study help assess the advan-tages and disadvantages of the current environmental taxation as well as possible directions for its further develop-ment in Russia. Ways to reform the transport tax taking into account its environmental component are considered in detai

Текст научной работы на тему «Развитие экологического налогообложения в российской Федерации»

«йй* [email protected] Юлия Николаевна Солнышкова,

кандидат экономических наук, доцент кафедры налогов и налогообложения, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

УДК 336.2 РЭУ им. Г.В. Плеханова

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Эффективная система экологического налогообложения - это один из основных инструментов государственной политики, который имеет множество преимуществ по сравнению с традиционными способами экологического регулирования и иными инструментами экологической политики. Целью данной статьи является изучение проблем экологического налогообложения в Российской Федерации и определение путей его реформирования. Проанализированы четыре основные группы экологических платежей: энергетические налоги, транспортные налоги, платежи за загрязнение и ресурсные налоги, рассмотрены основные мировые тенденции и перспективы их применения в РФ. Результаты, полученные в работе, позволяют оценить преимущества и недостатки современного экологического налогообложения, а также возможные направления его дальнейшего развития в России. Подробно рассмотрены пути реформирования транспортного налога с учетом экологической составляющей.

Ключевые слова: экологические налоги, экологическое налогообложение, налоговые механизмы экологического стимулирования.

Yu.N. Solnyshkova

DEVELOPMENT OF ENVIRONMENTAL TAXATION IN THE RUSSIAN FEDERATION

The author argues that an effective system of environmental taxation is one of the main instruments of state policy that has many advantages over traditional methods of environmental regulation and other instruments of environmental policy. The purpose of the article is to study the problems of environmental taxation in the Russian Federation and identify ways to reform it. Four main groups of environmental payments (energy taxes, transport taxes, pollution charges and mineral resource taxes) are analyzed; major global trends and prospects for their application in the Russian Federation are considered. The results and findings of the study help assess the advantages and disadvantages of the current environmental taxation as well as possible directions for its further development in Russia. Ways to reform the transport tax taking into account its environmental component are considered in detail.

Keywords: environmental taxes, environmental taxation, tax mechanisms of environmental protection stimulation.

Актуальность темы вытекает из осознания важности природных ресурсов как для экономики Российской Федерации, так и для состояния окружающей природной среды на территории нашей страны и за ее пределами. Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен годом экологии. Цель этого решения - привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны.

К сожалению, в нашей стране до сих пор не появилось понятие экологического налога, соответственно, и в Налоговом кодексе РФ не существует данного определения, что является существенным пробелом в терминологии налогообложения.

В классическом виде экологические налоги отражают величину негативных экстернальных издержек, вызванных загрязнением окружающей среды. Их особенность состоит в том, что они в денежной форме выражают потери для общества, которые возникают

вследствие деятельности налогоплательщика, но обычно не учитываются самим налогоплательщиком, поскольку прямо не относятся к его производственным расходам. В связи с этим в основе экологических налогов лежит принцип «загрязнитель платит», согласно которому названные потери должен компенсировать тот, из-за кого эти потери возникли. Однако на практике в силу ряда причин реализовать такую концепцию в ее чистом виде довольно трудно. В настоящее время налог может считаться экологическим при наличии связи его размера с негативным воздействием на окружающую среду объекта налогообложения. Такое воздействие может быть разным, в связи с чем можно наблюдать большое разнообразие экологических платежей. Однако вся их совокупность может быть разделена на четыре основные группы:

- энергетические налоги;

- транспортные налоги;

- налоги на загрязнение;

- ресурсные налоги.

♦-

К экологическим налогам, связанным с автомобильным транспортом, в Российской Федерации относятся акцизы на топливо (группа энергетических налогов), акцизы на транспортные средства и транспортный налог (группа транспортных налогов). Рассмотрим более подробно ситуацию с транспортным налогом.

В сфере транспортного налогообложения наблюдается заметное отставание России от зарубежных стран, поскольку в европейских государствах для целей налогообложения не только используются иные характеристики объектов обложения (транспортных средств), но и само число транспортных экологических налогов больше. В целом за рубежом, в отличие от российской налоговой системы, обычно взимаются три транспортных налога: регистрационный налог, а также периодические транспортный налог и налог на тяжелые транспортные средства. В качестве аналога регистрационного налога можно назвать российский акциз на автомобили, поскольку он как косвенный налог включается в цену транспортного средства и оплачивается лицом при его покупке. Аналогом второго платежа является российский транспортный налог. Третьего платежа в составе российской налоговой системы нет. Строго говоря, действующий порядок исчисления транспортных налогов, т.е. транспортные акцизы и транспортный налог, не позволяет рассматривать их как экологические налоги. Особенностью и отличием экологических налогов является особый порядок исчисления налоговых обязательств, при котором учитывается негативное влияние объекта обложения на состояние окружающей среды. Для российских транспортных налогов налоговой базой является мощность двигателя транспортного средства. По своей природе данная характеристика транспортного средства не является экологическим критерием, на основе которого можно было бы объективно дифференцировать налоговые ставки по степени экологического вреда объекта обложения, поскольку она никак не характеризует негативное воздействие.

Выделим три разные модели построения и реформирования транспортного налогообложения:

1) исключительно на основе экологического критерия (критериев) с полной заменой налоговой базы;

2) замена действующей налоговой базы в пользу сочетания налоговой базы, условно отражающей экологический ущерб, с выраженной экологической составляющей;

3) добавление экологического критерия, от которого будет зависеть размер налога, но с сохранением действующей налоговой базы.

Первая модель фактически означает замену старого налога новым. Вторая основана на том, чтобы использовать экологический критерий вместе с характеристикой, условно связанной с окружающей средой. Пример - объем двигателя автомобиля. Данный показатель косвенно отражает уровень загрязнения атмосферы. Налогообложение строится исходя из того, что чем больше объем двигателя, тем выше уровень выброса вредных веществ. Третья модель основана на дополнении действующего порядка налогообложе-

-♦

ния элементами, позволяющими учесть экологический вред от объекта обложения. Изменение налоговой базы, добавление в нее экологического критерия не является проблемой с точки зрения налогового администрирования. Обычно перед продажей автомобиль проходит ряд тестов, и такие экологические характеристики, как, например, объем выбросов фиксируются в соответствующих документах и затем закрепляются за конкретной маркой автомобиля. Эти данные для прозрачности налогообложения могут даже официально публиковаться, как это делается, например, в Великобритании.

Исходя из зарубежного опыта построения системы транспортных налогов, можно отметить, что размер налога может ставиться в зависимость от таких экологических характеристик, как эффективность двигателя автомобиля, объем выбросов СО2, объем выбросов загрязняющих веществ, соответствие определенному экологическому стандарту. При этом данные характеристики можно совмещать в рамках даже одного налога.

Окружающая среда воздействует на то, как живут люди и как развивается общество. Из этого следует, что экологическое воздействие может считаться негативным, если оно ухудшает условия жизни людей. Соответственно, экологической проблемой являются не потери природы сами по себе, а потери человека, возникающие вследствие нарушения качества экологии.

Таким образом, развитие российской налоговой системы должно проводиться в направлении ее экологизации исходя из признания налогов в качестве значимых инструментов экологической политики. Это, в свою очередь, требует разработки и принятия мер, необходимых для реализации функций налоговой системы, которые способствуют защите окружающей среды и сохранению здоровья населения и потому имеют важное социально-экономическое значение для государства.

Экологические платежи многообразны, но, несмотря на различия, у них есть общие черты, что дает возможность говорить о том или ином платеже как экологическом. В мировой практике понятие экологического налога обычно раскрывается через определение, разработанное Евростатом (Статистической службой Европейского союза) в целях международного статистического учета. В соответствии с данным определением экологическим является налог, налоговая база которого - это физическая характеристика объекта, признаваемого негативно влияющим на окружающую среду, или связанного с ним другого объекта. Такой налоговой базой может быть, например, объем выбросов загрязняющих веществ.

Основным преимуществом налогов и других рыночных инструментов по сравнению с традиционными способами экологического регулирования, такими как стандарты, квоты, запреты, является эффективность. В целом эффективность означает, что того же экологического эффекта налогоплательщик может достичь при меньшем уровне своих затрат либо достичь большего экологического эффекта при том же уровне затрат.

♦-

Экологические налоги отличают и такие свойственные им черты, как: устойчивость к коррупционным соглашениям, гибкость, фискальные возможности, воздействие на потребление, прозрачность и ценовая предсказуемость. Эти черты обусловливают преимущества экологических налогов по сравнению с иными инструментами экологической политики.

В России существуют все перечисленные виды экологических налогов. При этом энергетические, транспортные и ресурсные налоги закреплены налоговым законодательством, а налоги на загрязнение представлены в виде соответствующей платы, которая в соответствии с российским законодательством налогом не считается. Энергетическими налогами на топливо, используемое в транспортных целях, являются акцизы на автомобильный бензин и дизельное топливо (топливные акцизы). Транспортными налогами являются акцизы на легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), а также одноименный транспортный налог. Ресурсным является налог на добычу полезных ископаемых, за исключением нефти и газа. К этой же категории относятся водный налог и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

Но именно акцизное и транспортное налогообложение является сейчас главным источником повышения экологической значимости налоговой системы Российской Федерации. Акцизы на транспорт и топливо, транспортный налог образуют поле для налоговых преобразований. Эти преобразования изначально могут иметь разную цель, однако их главная суть заключается в оказании экономического воздействия на поведение налогоплательщика. И применительно к топливным и транспортным налогам это заключается в том, чтобы создавать у налогоплательщика стимулы использовать экологически чистое топливо и экологически безопасные транспортные средства.

Для примера возьмем автолюбителей, которые ездят на экологичных автомобилях. Если с владельцев такого рода машин брать меньший налог, то это будет стимулировать других постепенно пересаживаться с привычных нам автомобилей на более экологичные. Только в данном контексте существующий транспортный налог в России подобного регулирующего эффекта не сможет создать. Несмотря на то что им облагаются автомобили как источники загрязнения, порядок его исчисления, основанный на использовании в качестве налоговой базы мощности двигателя, не связывает размер налога с объемом загрязнения атмосферы. В связи с этим сейчас и появляются предложения его реформирования.

Речь идет прежде всего об установлении разной налоговой нагрузки в зависимости от масштабов экологического вреда, наносимого деятельностью налогоплательщика. Налогообложение становится объективным, когда тот, кто больше загрязняет, и платит больше.

Также важно отметить, что переход к экологическим критериям при налогообложении транспорта не от-

-♦

меняет необходимость учитывать износ дорожного полотна, который действительно имеет место. За рубежом для этого и предназначен налог на тяжелые транспортные средства, который обычно рассчитывается в зависимости от показателей веса автомобиля, а также числа осей вращения.

Отсюда следует вывод о том, что реформировать транспортные налоги в России можно двумя путями: радикальным и умеренным. Первый означает полный отказ от существующей налоговой базы в пользу какого-либо экологического критерия.

Второй, умеренный подход основан на сохранении существующей налоговой базы, но с включением в состав налога экологической составляющей. В Норвегии, например, при исчислении регистрационного транспортного налога учитываются одновременно четыре характеристики: объем выбросов углекислого газа, мощность двигателя, вес автомобиля, объем выбросов оксидов азота. То есть одна половина характеристик объекта отражает его влияние на экологию, а вторая связывает действие объекта с износом дорожного полотна.

Подводя итоги, следует отметить, что реформирование налогов на экологической основе представляет собой экологизацию налоговой системы, когда те же самые налоги получают новое предназначение - быть инструментом природоохранной политики. В этом случае увеличивается социально-экономическая роль налога в экономике страны. Он помогает обществу избавиться от нежелательных способов производства и снизить масштабы потребления экологически небезопасной продукции. Выделение экологических налогов из общей совокупности налоговых платежей имеет значение для лучшего понимания направлений дальнейшего реформирования российской налоговой системы, идентификации налогов, которые должны стать экологическими, решения вопросов о необходимости введения новых налогов и изменения существующих, более полной реализации природоохранной политики страны, выработки путей расходования налоговых поступлений и, наконец, для обеспечения правильности международных сопоставлений. Для повышения значения налоговых инструментов в России следует:

- придать экологическим платежам налоговый статус;

- повысить ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду;

- более широко использовать налоговые механизмы экологического стимулирования при взимании уже существующих налогов.

1. Голубцова Е.В. Роль налогов в экологическом развитии России // Российское предпринимательство. 2012. № 21. С. 184-190.

2. Малинина Т.А., Громов В.В. Перспективы экологизации налоговой системы Российской Федерации. М.: ИД «Дело» РАНХиГС, 2015.

3. Москвина Т.П., Шегурова Е.С. Экологические налоги как инструмент обеспечения безопасности окружающей среды // E-SCIO. 2016. № 2. С. 24-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.