ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗБИТИЯ
mt
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ*
МАРЕМКУЛОВА Р.Н.,
кандидат экономических наук, доцент, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,
e-mail: [email protected];
БОГАТЫРЕВ А.З.,
кандидат юридически наук, заведующий кафедрой конституционного и административного права, Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,
e-mail: [email protected];
АРИПШЕВА М.В.,
старший преподаватель,
Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова,
e-mail: [email protected]
В связи с тем, что у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, возникла необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики, которые в конечном итоге определяют ее конкурентные преимущества.
Ключевые слова: экономика; муниципальная экономика; общественный локальный сектор экономики; рыночный сектор экономики; региональная экономика; местное самоуправление; конкурентоспособность.
Because at the majority of municipalities in many regions of Russia processes of reduction of rates of social and economic development are observed, there was a need for consideration of essence of the mechanism and conditions of ensuring effective development of municipal economy which finally define its competitive advantages.
Keywords: economy; municipal economy; public local sector of economy; market sector of economy; regional economy; local government; competitiveness.
Коды классификатора JEL: R11, R51, R58.
В настоящее время у большинства муниципальных образований во многих регионах России наблюдаются процессы сокращения темпов социально-экономического развития, что связано с постепенным истощением экономических ресурсов, вследствие их неэффективного использования, с отсутствием оптимальных механизмов стимулирования предпринимательской активности и согласования интересов субъектов хозяйствования данной территории. В результате муниципальная экономика, теряя имеющиеся конкурентные преимущества, не в состоянии адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде, а органы местного самоуправления в условиях дестабилизации экономической ситуации не могут обеспечить высокий уровень жизни населения.
Поэтому существует необходимость в рассмотрении сущности механизма и условий обеспечения эффективного развития муниципальной экономики, с учетом существования объективных интеграционных взаимосвязей между составными секторами муниципальной экономики, конкурентоспособный потенциал которых и формирует внутренние резервы положительной экономической динамики, определяющей в конечном итоге конкурентные преимущества локальной территории.
Муниципальный уровень хозяйствования в системе конкурентных отношений имеет свои специфические особенности и включает две взаимосвязанные плоскости, в рамках которых, с одной стороны, местное самоуправление в силу своего особого статуса выполняет на своей локальной территории функцию координации и регулирования рыночных отношений; с другой — выступает как равноправный участник рынка [1].
* Научная статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы.
© Р.Н. Маремкулова, А.З. Богатырев, М.В. Арипшева, 2012
ПРОБЛЕМЫ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО ПОТЕНЦИАЛА.
115
Органы местного самоуправления способны, рационально определяя направления и пределы рыночного реформирования различных отраслей городского хозяйства при сохранении полноценной субъектной структуры муниципального общественного сектора, содействовать появлению эффективных и гибких форм экономических отношений между хозяйствующими субъектами, более приспособленных к изменениям конъюнктуры рынков, обеспечивая тем самым устойчивость, конкурентоспособность и эффективность муниципальной экономики.
При явных положительных чертах конкуренции вполне очевидна необходимость ее стимулирования между локальными территориями, однако, при этом в условиях неравномерного социально-экономического развития муниципальных образований важно обеспечить согласованность стабильного функционирования рыночного конкурентного механизма в хозяйственном комплексе локальных территорий при одновременной взвешенной корректировке его со стороны государства и местных органов власти с целью придания ему социальной направленности.
Механизм реализации конкурентоспособного потенциала муниципального образования определяется спецификой секторов муниципальной экономики, каждый из которых обладает своим набором факторов, источников и внутренних резервов конкурентоспособности.
Локальный общественный сектор, отвечающий за производство и реализацию общественных благ, обусловливает возможность и направление трансформации предпочтений граждан в стратегические цели социально-экономического развития муниципального образования.
Интенсивное развитие рыночного сектора способствует концентрации деловой активности на локальной территории, росту промышленного производства, увеличению объемов потребления в связи с притоком в город трудовых ресурсов, а следовательно, способствует усилению конкурентных позиций города на внешних рынках и росту его пространственных характеристик.
Факторы и источники конкурентоспособности, формирующие конкурентоспособный потенциал локального общественного и локального рыночного секторов муниципальной экономики коррелируют, взаимозаменяют и взаимодопол-няют друг друга и, в комплексе, отражают исходные возможности достижения определенных преимуществ в пределах и в специфике одной территории.
Рейтинговый анализ конкурентоспособного потенциала по видам (финансовый, трудовой, производственноинфраструктурный, предпринимательский) по городам-курортам КМВ и оценка их конкурентных преимуществ по соответствующим типам показали, что разный уровень конкурентоспособного потенциала локального общественного и локального рыночного секторов обусловливает различную степень влияния на формирование конкурентных преимуществ рассматриваемых городов [4]. Так, например, финансовая устойчивость как одно из ключевых конкурентных преимуществ определяется, прежде всего, состоянием финансового потенциала рыночного сектора: г. Пятигорск, лидировавший по уровню финансового потенциала рыночного сектора в 2006 г. и занимал ведущие позиции и по уровню финансовой устойчивости в том же периоде [4]. Потери в финансовом потенциале рыночного сектора в рассматриваемом муниципальном образовании привели к резкому сокращению уровня финансовой устойчивости. В достижении конкурентного преимущества производственно-инфраструктурного типа - напротив, ведущую роль играет производственноинфраструктурный потенциал локального общественного сектора. Так, в том же муниципальном образовании, в соответствии высокими с рейтинговыми оценками производственно-инфраструктурного потенциала по общественному сектору, и уровень конкурентного преимущества по данному типу тоже достаточно высок.
Таким образом, если в муниципальном образовании наблюдаются кризисные явления, приводящие к потере конкурентного преимущества какого-либо типа, то это со всей очевидностью свидетельствует об ослаблении соответствующего конкурентоспособного потенциала того сектора (рыночного или общественного), доминантное влияние которого было ранее выявлено.
Особенности функционирования локального общественного и локального рыночного секторов определяет необходимость их взаимоувязки и взаимодействия в едином механизме с целью приближения и упорядочивания разнонаправленных (частных и коллективных) мотивов субъектов локальной территории [3]. Эффективность механизма такого взаимодействия с учетом преимуществ пространственной концентрации факторов конкурентоспособности определяет результативность общественного воспроизводства, обеспечивает достаточный уровень благосостояния населения территории, стимулирует экономическую активность и ведущие конкурентные позиции муниципального образования на внешних рынках.
Главное функциональное предназначение локального общественного сектора - достижение определенного баланса интересов субъектов территории и создание основ стабилизации социально-экономических процессов на данной локальной территории; рыночного локального сектора — в создании за счет территориальной концентрации производства и распространения экономической активности существенных преимуществ для потребителей, которые связаны с высоким уровнем разнообразия предложения товаров и услуг [2].
Логическая конструкция механизма межсекторального взаимодействия основана на исходно-выгодном сосредоточении факторов производства, формировании рынков их сбыта, концентрации и специализации предприятий на локальном рынке, что определяет нарастание уровня плотности экономических процессов и формирование конкурентных преимуществ локальной территории, проявляющихся в более интенсивном создании добавленной стоимости, повышении уровня разнообразия предложения товаров и услуг.
Таким образом, в локальном общественном и локальном рыночном секторах экономического пространства города в ходе взаимодействия факторов конкурентоспособности возникают кумулятивные эффекты усиления деловой активности, улучшения социальных характеристик территории, что обусловливает формирование новых конкурентных преимуществ, которые затем, по мере нарастания эффекта, трансформируются в конкурентоспособность территории.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2
116
РН. МАРЕМКУЛОВА, А.З. БОГАТЫРЕВ, М.В. АРИПШЕВА
Межсекторальное взаимодействие имеет важнейшее значение в социально-экономическом развитии города, обеспечивает непрерывность общественного воспроизводства и конкурентное превосходство муниципального образования одновременно по ряду направлений, в условиях постоянных изменений во внешней среде.
Необходимость разработки эффективной социально-экономической политики муниципального образования, позволяющей в максимальной степени реализовать имеющийся конкурентоспособный потенциал, продиктована нарастающими процессами глобализации и интенсивностью изменения конъюнктуры внешних рынков. В ходе ее осуществления необходимо использовать новые возможности меняющейся экономической ситуации, гибкие инструменты реагирования, на основе взаимосвязанных императивных целей, достижение которых обеспечивает конкурентные преимущества муниципальной экономики в системе рыночных отношений.
Императивы муниципальной экономической политики должны отражать в комплексе всю систему взаимосвязанных социальных, промышленных, научно-технических, финансово-бюджетных приоритетов развития муниципального образования в разрезе общественного и рыночного локальных секторов в муниципальной экономики.
Среди важнейших направлений муниципальной экономической политики, связанных с использованием конкурентного потенциала рыночного локального и местного общественного секторов, необходимо выделить: создание конкурентной среды в приемлемых отраслях локального общественного сектора в разумных пределах рыночного реформирования различных подотраслей общественного сектора муниципального хозяйства; использование потенциала интеграции малого и крупного бизнеса, корпоративного взаимодействия расположенных на локальной территории предприятий в рамках определенного кластера; усиление конкурентных позиций на внешних рынках в системе межмуниципальных связей; активизацию участия местных администраций в проблемах осуществления внешнеэкономической деятельности предприятий своей территории.
Необходим переход от административных методов управления процессом создания и распределения муниципальных общественных благ к экономическим, предполагающим сотрудничество с другими субъектами локальной территории на контрактной основе, что позволит органам местного самоуправления более рационально использовать бюджетные ресурсы, гибко реагировать на изменение общественных предпочтений в потреблении муниципальных услуг, учитывать интересы всех субъектов муниципального хозяйства. Доля участия муниципалитета в контрактных отношениях с частным бизнесом зависит от порядка их организации и могут быть формализованы посредством акционирования, договоров аренды концессии, доверительного управления, аутсорсинга, муниципального подряда (заказа).
Местные администрации должны также содействовать расширению кооперационных связей между предприятиями производств, концентрированно расположенных в пределах локальной территории города, необходимой их интеграции в рамках единой технологической цепочки, что позволит в результате оптимальной кооперации и появления эффекта от масштаба увеличить объемы налоговых платежей в бюджет; повысить уровень удовлетворенности основных жизненных потребностей населения, привлечь крупные структуры к участию в муниципальных программах и инвестиционных проектах.
В рамках муниципальной промышленной политики важным вопросом является определение приоритетов кластерного развития, инструментов и институтов, содействующие формированию имиджа территории, разработке и продвижению по информационным каналам важнейших для муниципальной экономики кластеров для формирования нового качества экономического потенциала территории и усиления конкурентных позиций.
В вопросах межмуниципального сотрудничества и введения состязательных элементов в механизм финансовой поддержки муниципальных образований главную регулирующую функцию должны выполнять вышестоящие органы власти, как региональные, так и федеральные, компетенция которых позволит разрешать возникающие проблемы между муниципалитетами на всех этапах сотрудничества.
Конкурентная стратегия муниципальных образований курортно-рекреационной зоны, обладающих специфическим и уникальным потенциалом, находится в прямой зависимости от результативности деятельности местных органов власти, способных своевременно реагировать на изменения социально-экономической ситуации; принимать своевременные меры по нейтрализации воздействий факторов внешней среды, способных отрицательно влиять на развитие региона; разрабатывать и реализовывать уникальные стратегии, основанные на взаимодействии конкурентного потенциала общественного и рыночного локальных секторов экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авилова Т.В. Конкурентное преимущество в условиях «новой экономики» // Проблемы современной экономики. 2009. № 2(30).
3. Вальвашов А.Н. Оценка и развитие конкурентных преимуществ города: На примере городов Краснодарского края: дис. канд.экон. наук , Краснодар, 2005.
4. Маремкулова Р.Н. Формирование адаптивного инструментария реализации конкурентоспособного потенциала муниципальной экономики (на примере городов-курортов Кавказских Минеральных Вод). Дисс... канд. эконом. наук. Шахты. 2009.