Экономический механизм обновления материально-технической
базы АПК РД.
Economic update mechanism logistical base APC RD
Адилов Р.М. д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит» ДГИНХ
Османова М.М. соискатель ДГИНХ
Аннотация
В статье рассмотрены теоретические аспекты организационно-экономического механизма обновления материально-технической базы агропромышленного комплекса Республики Дагестан, анализируется современное состояние и предложены направления совершенствования механизма материально-технического обновления сельского хозяйства Республики.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс, материально-техническая база АПК, организационно-экономический механизм материально-технического обновления.
Abstract
The article discusses the theoretical aspects of the organizational-economic mechanism for updating the material and technical base of agricultural complex of the Republic of Dagestan, analyzes the current situation and proposes ways of improving the mechanism of material-technical updates of Agriculture of the Republic.
Keywords: agricultural complex, material-technical base of agriculture, organizational and economic mechanism of material-technical updates .
Кризис отечественного сельского хозяйства помимо причин общеэкономического и исторического характера обусловлен несовершенством материально-технической базы отрасли.
Изучение предшествующих научных разработок показало, что по своим количественным, качественным и структурным характеристикам материально-техническая база российского агрокомплекса не соответствует требованиям современного этапа экономического развития. Например, обеспеченность сельского хозяйства России основными техническими средствами в 2013 году составляла по отдельным видам 17-80% от норматива. При этом, по экспертным оценкам, отечественная техника по сравнению с зарубежными аналогами обеспечивает 90% потенциальной производительности, 35-40% надежности, 40% соответствия мировым стандартам по общему техническому уровню. Технические средства АПК России в основе своей являются ресурсорасточительными - как по технико-эксплуатационным параметрам, так и по воздействию на окружающую среду. В то же время научные разработки по развитию материально-технической базы АПК были ориентированы преимущественно на совершенствование системы снабжения агрокомплекса необходимыми материально-техническими средствами в рамках стандартных централизованных административных и экономических регуляторов. В условиях рыночных отношений возрастает роль гибких экономических стимулов и механизмов регулирования развития рынка материально-технических средств для АПК. Поэтому решение вопросов стимулирования ограниченного платежеспособного спроса и производства технических средств для российского агрокомплекса требует новых подходов, основанных на принципах комплексности регулирования, компенсационного характера стимулирующих мер и адаптации мирового опыта к условиям российской экономики.
Материально-техническое обновление АПК включает технические,
технологические, организационные и экономические мероприятия.
Организационно-экономический механизм обновления технической базы является составной частью экономического механизма хозяйствования в агропромышленном комплексе России и представляет собой систему экономических и организационных мероприятий, направленных на повышение технической оснащенности и совершенствование технологий с целью обеспечения производства продукции в сельскохозяйственных предприятиях с минимальными затратами всех ресурсов.
Обновление технической базы подразделяется на простое и качественное. При простом обновлении происходит замена отслужившей свой срок машины на новую с аналогичными параметрами. При качественном обновлении происходит замена имеющейся техники на более производительную, применяются более прогрессивные технологии производства возделывания культур или содержания скота и птицы.
Основными блоками организационно-экономического механизма обновления технической базы сельского хозяйства являются:
анализ состояния и планирование механизации сельскохозяйственного производства, оптимизация состава машинно-тракторного парка;
проведение экономической оценки новых технологий и сельскохозяйственной техники;
установление источников финансирования обновления техники (собственных и привлеченных), их размеров;
формы и методы финансовой поддержки обновления техники из федерального и региональных бюджетов;
совершенствование ценообразования и сокращение диспаритета цен на сельскохозяйственные технику и продукцию;
создание новых и совершенствование существующих организационных форм и структуры обслуживающих предприятий по обеспечению и ремонту техники (новой и подержанной), выполнению механизированных работ;
совершенствование нормативной базы использования и ремонта
сельскохозяйственной техники.
Конкретные мероприятия в зависимости от уровня их реализации подразделяются на внешние, зависящие от управленческих структур государства (на федеральном и региональном уровнях), и внутренние, зависящие только от сельскохозяйственных предприятий. К первой группе мероприятий относятся: техническая политика государства по развитию АПК, его финансовая поддержка, налоговая политика, ценообразование, страхование техники, стимулирование технического переоснащения, установление порядка начисления амортизации и списания техники, экономическое обоснование основных концепций развития механизации, обновление нормативной базы и т.д.
Ко второй группе мероприятий, которые определяют сельскохозяйственные предприятия после проведения экономической оценки, относятся: приобретение новой (отечественной или зарубежной) или подержанной техники; выбор поставщиков техники по минимальным ценам с гарантией ее качества, других обслуживающих предприятий, выполняющих механизированные работы (МТС, мехотряды и т.д.), внедрение форм внутрихозяйственного использования техники; восстановление работоспособности подлежащей списанию техники; материальное стимулирование работников за внедрение новой техники; методы планирования механизации сельскохозяйственного производства; обоснование источников финансирования и способов приобретения техники.
Проблема ресурсного обеспечения российского агрокомплекса имеет два основных аспекта: технический и финансовый. Техническое состояние материально-технической базы отечественного АПК не позволяет достичь такого уровня продуктивности, который позволил бы полностью решить проблему самообеспечения ресурсами.
По состоянию на 1 января 2014 г. в сельскохозяйственном производстве Республики Дагестан во всех категориях хозяйств насчитывалось сельскохозяйственной техники (таблица 1).
Таблица 1
Наличие сельскохозяйственной техники во всех категориях хозяйств Республики Дагестан (единиц)
1992 2000 2005 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Тракторы 12150 6187 4309 3516 3297 3109 2816 2896 2745 2732
Зерноуборочные комбайны 2067 1246 1022 875 798 755 674 676 639 614
Кукурузоуборочн ые комбайны 233 108 42 42 41 35 35 26 24 22
Кормоуборочные комбайны 643 215 149 165 133 83 74 79 73 73
Косилки 1551 752 535 493 465 449 413 432 410 406
Пресс-подборщики 1798 1029 811 716 685 606 582 567 548 536
Сеялки 2123 1176 928 832 769 684 620 630 612 596
Для эффективного ведения сельскохозяйственного производства парк тракторов должен составлять порядка 12350 ед., зерноуборочных и кормоуборочных комбайнов - 1 160 ед. и 473 ед. соответственно.
При этом до трех лет эксплуатации составляют тракторы 13,8 % (в 2012 г. - 11 %), зерноуборочные комбайны - 3,7 % (3,1 %), кормоуборочные комбайны - 4,1% (2,7 %) от их общего количества. Со сроком эксплуатации более 10 лет составляют тракторы - 58,2 %, зерноуборочные комбайны - 74,5 %, кормоуборочные комбайны - 91,8 % от их общего количества.
Финансовый аспект проблемы заключается в хронической неплатежеспособности аграрного сектора, которая является естественным следствием многолетней государственной политики ценовых диспаритетов и невыполнения финансовых обязательств последних лет.
По данным отчетов о финансово-экономическом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей, представленных УСХ районов, рентабельность (с учетом субсидий) за 2013 г. составила на уровне 7,1 % против -6,8 % в 2012 г. Показатель рентабельности без субсидий отрицательный и составил 10,6 %.
Из-за ограниченных инвестиционных возможностей даже прибыльные сельскохозяйственные предприятия Республики не в состоянии приобретать технические средства в необходимом для производства количестве, в бесперспективном положении находятся экономически слабые и убыточные хозяйства, у которых вовсе отсутствуют средства на техническое оснащение. Таких сельскохозяйственных предприятий в Республике 67 % и в них сосредоточено 30% (140 тыс га) пашни (3).
По данным районных органов управления АПК Республики, в 2013 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями за счет всех источников инвестирования приобретено 404 ед. различной сельскохозяйственной техники на сумму 755,7 млн. руб. в том числе 122 ед. тракторов, 14 ед. зерноуборочных комбайнов, один кормоуборочный комбайн и 7 ед. прочих комбайнов (табл. 2).
Таблица 2
Приобретено сельскохозяйственной техники в 2013 году
Источники инвестирования
в том числе собств кредит
Наименование техники Всего лизинг РБ ФБ енные средст ва ные ресурс ы средства МО
Тракторы: -единиц 122 49 17 32 39 31 3
- млн. руб. 263,1 68,6 23,7 44,9 31,7 158,7 4,1
Комбайны, всего -
единиц 22 6 5 1 1 12 3
- млн. руб. 133,4 25,2 20,6 4,6 0,4 106,8 1,0
в т.ч. зерноуборочные:
- единиц 14 5 4 1 1 5 3
- млн. руб. 74,1 22,0 17,4 4,6 0,4 50,7 1,0
кормоуборочные: -
единиц 1 1 1 - - - -
- млн. руб. 3,2 3,2 3,2
картофелеуборочные: -
единиц 4 - - - - 4 -
- млн. руб. 30,1 30,1
томатоуборочные: -
единиц 3 - - - - 3 -
- млн. руб. 26,0 26,0
с/техника: -
единиц 260 45 12 33 77 128 10
- млн. руб. 359,1 52,8 11,1 41,7 30,7 272,7 2,9
Итого: -
единиц 404 100 34 66 117 171 16
- млн. руб. 755,7 146,7 55,4 91,3 62,8 538,2 8,0
Соотношение источников
инвестиций, %; -
единиц 100 24,8 8,4 16,3 29,0 42,3 4,0
- млн. руб. 100 19,4 7,3 12,1 8,3 71,2 1,0
В 2013 г. энергообеспеченность сельскохозяйственных организаций составила 142 л. с. (в 2012 г. - 122 л. с.) на 100 га посевных площадей.
Предусмотренные объемы финансирования мероприятий технической и технологической модернизации в 2013 году из республиканского бюджета не исполнены (табл. 3).
Таблица 3
Объемы финансирования из Республиканского бюджета в 2013 году
тыс. рублей
Наименование мероприятия Предусмотрено Фактически выделено % исполнения
Взнос в уставный капитал 100 000,0 50 000,0 50,0
лизингодателя
Субсидии на возмещение части 25 000,0 16 500,0 66,0
расходов сельскохозяйственных
товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной
техники
Субсидии на возмещение процентных 2 500,0 500,0 20,0
ставок по кредитам
Несмотря на реализацию мероприятий программы, направленных на техническую и технологическую модернизацию сельского хозяйства, продолжается сокращение парка сельскохозяйственной техники. Частично это компенсируется приобретением энергонасыщенной
высокопроизводительной техники и внедрением ресурсосберегающих технологий, использующих комбинированные почвообрабатывающие и посевные агрегаты.
Так, в 2013 году приобретено 24 ед. энергонасыщенных тракторов, в том числе 23 ед. зарубежного производства, 6 ед. высокопроизводительных зарубежных зерноуборочных комбайнов, 60 ед. комбинированных агрегатов, посевных комплексов, а также комплексов машин для производства картофеля, томатов и кукурузы, благодаря которым на площади более 20 тыс. га внедрены современные ресурсосберегающие технологии.
Для повышения эффективности и конкурентоспособности продукции сельскохозяйственных товаропроизводителей за счет технической и технологической модернизации производства необходимо в максимально короткий срок обновить парк сельскохозяйственной техники. Поэтому принятие мер государственной поддержки технической и технологической модернизации сельскохозяйственного производства и их эффективное оказание сельскохозяйственным товаропроизводителям в настоящее время наиболее актуально.
Принятие Правительством Республики Дагестан постановления от 8 апреля 2011 года № 97, предусматривающего предоставление субсидий из республиканского бюджета Республики Дагестан на возмещение части расходов сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение сельскохозяйственной техники позволило стимулировать привлечение внебюджетных инвестиций на обновление машинно-тракторного парка сельскохозяйственных товаропроизводителей. За 2013 год данная мера государственной поддержки в объеме 16 500,0 тыс. рублей оказана 25 хозяйствующим субъектам, которыми приобретено 63 ед. сельскохозяйственной техники, в том числе 25 ед. тракторов и 3 ед. зерноуборочных комбайнов.
В отличие от других регионов страны в сельском хозяйстве республики доминирует мелкотоварное производство. Преобладание мелкотоварного сектора в сельскохозяйственном производстве республики обуславливает многократное увеличение потребности в сельскохозяйственной технике, снижает эффективность ее использования, ведет к росту эксплуатационных
издержек и снижению конкурентоспособности производимой продукции. Свыше 2/3 валовой продукции сельского хозяйства Дагестана производится малыми формами хозяйствования, в их пользовании находится 51% ( 242 тыс га) пашни, 43,3% (21 тыс га) многолетних насаждений и 86% поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Кроме того, сельхозтоваропроизводители 32 горных и предгорных районов ведут "чересполосное" землепользование т.е. их посевные площади небольшими участками разбросаны в нескольких зонах отгонных пастбищ в равнинной части республики, что обуславливает перемещение техники из одного участка на другой и повышение издержек. Общая площадь пашни, обрабатываемая в условиях "чересполосицы", составляет 81,5 тыс га.
Эти факторы в сочетании с диспаритетом цен между продукцией сельского хозяйства и машиностроения делают для малых форм хозяйствования и небольших сельскохозяйственных предприятий экономически нецелесообразным закупку собственного парка машин. Поэтому одним из важнейших направлений совершенствования механизма материально-технического обновления, наряду с укреплением технической базы крупных хозяйств, имеет развитие рынка производственно-технических услуг путем создания машинно-технологических станций, которые обеспечат эффективную годовую загрузку сельскохозяйственной техники.
При этом в зонах обслуживания этих формирований будет сосредоточено 249,9 тыс. га пашни и 26,7 тыс. га многолетних насаждений, что составляет 52 и 38 процентов соответственно к их общей площади.
Наличие рынка механизированных услуг даст возможность данным категориям сельхозтоваропроизводителей использовать при производстве сельскохозяйственной продукции высокотехнологичную и
энергонасыщенную технику.
Эффективным инструментом для создания экономических условий для стимулирования инвестиций в развитие рынка механизированных услуг (создание и развитие машинно-технологических станций) является
субсидирование части их затрат на приобретение сельскохозяйственной техники.
Следует активизировать работу по технической модернизации отрасли с использованием механизмов республиканского лизинга (ОАО «Дагагроснаб») и федерального аграрного лизинга (ОАО «Росагролизинг»), показавших свою эффективность и широко востребованных сельскохозяйственными товаропроизводителями.
С использованием средств республиканского бюджета Республики Дагестан, направленных на обеспечение АПК продукцией машиностроения и племенного животноводства на условиях финансовой аренды (лизинга) в 2013 году приобретено и передано хозяйствующим субъектам 34 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 55 400,0 тыс. руб., в том числе 17 ед. тракторов (13,9%, от общего количества тракторов, приобретенных в 2013 г.), 4 ед. зерноуборочных комбайна (28,6% от общего количества зерноуборочных комбайнов, приобретенных в 2013 г.) и один кормоуборочный комбайн.
В 2013 году активизирована работа по привлечению средств федерального аграрного лизинга. С использованием данного механизма государственной поддержки сельхозтоваропроизводителями закуплено 66 ед. сельскохозяйственной техники на сумму 91 300,0 тыс. руб. (в 2012 г. - 47 ед. на 38 600,0 тыс. руб.), в том числе 32 трактора и один зерноуборочный комбайн.
ДРФ ОАО «Россельхозбанк» в 2013 г. было выделено кредитов на закупку сельскохозяйственной техники на 538 200,0 тыс. руб., за счет которых сельскохозяйственные товаропроизводители приобрели 171 ед. различной сельскохозяйственной техники, в том числе 31 трактор (28% от общего количества в 2013 г.), 5 зерноуборочных комбайнов (36% от общего количества зерноуборочных комбайнов).
Таким образом, для модернизации материально-технической базы АПК республики необходимо решение следующих основных задач:
максимально эффективное использование сельскохозяйственными товаропроизводителями мер государственной поддержки, предоставленных на техническое перевооружение сельскохозяйственного производства;
стимулирование приобретения сельскохозяйственными
товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования;
создание экономически благополучных условий для стимулирования привлечения внебюджетных инвестиций в обновление парка машин;
развитие в агропромышленном комплексе рынка механизированных услуг;
сохранение существующих и создание новых рабочих мест в сельскохозяйственном производстве;
повышение инновационной активности сельскохозяйственных товаропроизводителей и расширение масштабов развития сельского хозяйства на инновационной основе;
Эффективность реализации основных направлений обновления технической базы проявляется в выполнении полностью и в установленные сроки технологических процессов по возделыванию сельскохозяйственных культур и производству продукции животноводства; в обеспечении планируемых объемов сельскохозяйственной продукции; в снижении затрат на эксплуатацию техники и их доли в себестоимости продукции.
Список использованной литературы.
1. Закон Республики Дагестан от 2.03. 2012 № 11 об утверждении республиканской программы «Повышение технической оснащенности
сельскохозяйственного производства в Республике Дагестан на 2012-2020 годы»
2. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
3. Республиканская программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.
4. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года. Ю.Ф. Лачуга и др.; М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009 .
5. Адилов Р.М. Экономический механизм материально-технического обеспечения сельского хозяйства. М.: ВНИЭТУСХ. 2001
6. Адилов Р.М. Азаева М.А. Материально-техническая база АПК: проблемы и перспективы./ «Проблемы развития АПК региона». №3 2012.