будут заложены в расчеты, необходимые для определения продовольственного баланса Алтайского края.
Полученные научные результаты используются в практической деятельности главного управления сельского хозяйства Алтайского края, ЗАО «Предгорье», СПК «Красноще-ковский», СПК «Дальний», СПК «Верх-Камышенский», а также в учебном процессе Алтайского государственного университета.
Библиографический список
Кундиус В.А. Паритетность экономических взаимоотношений в АПК на основе индикативного ценообразования: монография /
В.А. Кундиус, М.Г. Кудинова. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2004. 223 с.
+ + +
УДК 631.145:633.1(517.15) И.В. Ковалева
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ПРОДУКЦИИ АПК
Рыночная экономика представляет собой систему общественных отношений и действует на основе и в рамках принимаемых законов. Несмотря на то, что рынок базируется на спросе и предложении, конкуренции, получении прибыли, абсолютной свободы на нем быть не может. В противном случае развиваются монополизм и другие негативные тенденции, нарушается экономическая стабильность общества. Следовательно, нужна система регулирующих механизмов, удерживающих социальноэкономические процессы в рамках интересов общества. Еще в 1776 г. А. Смит, указывая на необходимость государственного вмешательства в рыночные процессы, писал: «... иногда особые распоряжения правительства могут продолжительное время держать рыночную цену многих товаров намного выше их естественной цены... Подобные повышения рыночной цены могут держаться так до тех пор, пока сохраняют силу правительственные постановления, вызывающие их». Он выделял несколько «способов вмешательства на рыночные процессы: «во-первых, ограничивая конкуренцию в некоторых промыслах меньшим числом людей, чем сколько обратилось бы к ним без такого вмешательства; во-вторых, усиливая конкуренцию в других промыслах сравнительно с тем, что была бы при естественных условиях; в-третьих, стесняя свободный переход труда и капитала от одного промысла к другому и с одного места в другое» [3].
Проблемам регулирования рынка много внимания уделял в своих работах Н.Д. Кондратьев. Считая рыночное хозяйство естественным, он вместе с тем не допускал отсутствия регулирования. Абсолютно свободного рынка нет: рынок везде и всегда регулируется экономическими рычагами и, прежде всего, ценовыми, кредитными, налоговыми. Н.Д. Кондратьев признавал планирование, но отвергал директивный характер планов.
Исследуя в целом макроэкономические проблемы, Н.Д. Кондратьев рассматривал сельское хозяйство в связи со всем народнохозяйственным комплексом. Он писал: «Чистое или простое сельское хозяйство есть миф. Никакого хозяйства вне общества история не знает... всякое единичное хозяйство несет на себе печать того социального строя, в котором оно существует» [2, с. 76].
Основным направлением формирования инвестиционной привлекательности регионального рынка сельскохозяйственной продукции является государственная политика регулирования и поддержки АПК, которая заключается в использовании экономических инструментов (цен, налогов, дотаций, субсидий и т.п.). Поэтому недостаточно определить только размеры требуемых прямых дотаций и косвенных мер поддержки, поскольку сразу возникнет проблема изыскания данных средств в скудеющих ресурсах бюджета.
Инструментами государственной финансово-кредитной политики являются:
- прямая бюджетная государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей, выплачиваемая в виде дотаций и компенсаций;
- безвозвратные государственные капитальные вложения, которые являются инвестициями государства и служат инструментом привлекательности для осуществления предпринимательской деятельности в АПК;
- возвратные государственные капитальные вложения, которые размещаются на конкурсной основе среди хозяйствующих субъектов;
- кредитование по льготным условиям, товарные кредиты;
- государственная поддержка депрессивных территорий, а также территорий с конъюнктурно неблагоприятной структурой производства.
По мнению О.А. Егеревой, «... следует сохранить дотационный характер и перевести сельское хозяйство на интенсивный путь развития» [1, с. 114].
Во всех развитых странах мира государство регулирует аграрный сектор экономики с целью перераспределения доходов из более монополизированного промышленного сектора в менее монополизированное сельское хозяйство. Агропромышленное производство также субсидируется для поддержания более низких цен на социально значимую продукцию — продовольствие.
Западное общество относится к сельскому хозяйству не только как к отрасли, производящей продукты питания, но и как к нечто большему, потому что оно определяет условия жизни на значительной территории, является крупнейшим потребителем материальнотехнических ресурсов, сокращает уровень безработицы, обеспечивая другие отрасли народного хозяйства рабочими местами. Поскольку сельское хозяйство объективно неконкурентоспособно, правительство многих стран рассматривает поддержку сельского хозяйства как обязательный элемент государственной политики.
Инвестиционная привлекательность сельскохозяйственного региона предполагает восстановление паритетности цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию на уровне, который позволит поддерживать необходимую рентабельность и условия для расширенного воспроизводства на собственной экономической основе.
Изучение нормативно-правовой базы и зарубежного опыта инвестиционной деятельности дает основание для анализа государственного управления инвестиционной деятельностью в России.
Для нормального развития экономики, для обеспечения воспроизводства необходим постоянный приток средств. Инвестици-
онный спад, продолжающийся с 1991 г., влечет за собой неблагоприятные для экономики последствия двух типов:
• в долгосрочном аспекте сокращается производственный потенциал и, как следствие, объемы производства, т.е. отодвигается начало экономического роста;
• в краткосрочном аспекте сокращается спрос на продукцию инвестиционных отраслей, и как следствие, сужается внутренний рынок отраслей промежуточного производства, что вызывает скоротечный экономический спад.
Между тем логика и механизм восстановления инвестиционной активности практически не отработаны. В высших хозяйственных кругах до сих пор не сформулирована четкая концепция структурных преобразований (т.е. приоритетов и очередности капиталовложений). Не обнаруживается никакой ясности в вопросе о том, какие из субъектов хозяйства должны задавать направление этих структурных преобразований и инициировать инвестиции. И в результате неофициально формирование новой материальновещественной структуры хозяйства происходит в результате борьбы группировок и кланов — так, как это было в дореформенной России.
В течение 1992-1998 гг. происходил явный структурный сдвиг в сторону топливного и аграрного секторов экономики. Он поддерживался, главным образом, двумя факторами:
а) уменьшением спроса на инвестиционные товары (оборудование, конструкционные материалы и т.д.), который переплетался с ухудшением финансового положения производителей и высокими темпами инфляции;
б) переориентацией производства на внешний рынок (через экспорт и привязку внутренних цен к валютному курсу), где преимущество имеют топливный комплекс и производство промежуточных товаров.
В результате происходящих в экономике структурных перемен еще больше усугубилось неравновесие между отраслями.
К незадействованным резервам увеличения интенсивности инвестиционной деятельности нужно отнести более активное использование привлеченных средств, в том числе банковских кредитов, а также выпуск корпоративных облигаций. Практический интерес для разработки технологий управления внешними инвестиционными ресурсами вызывает деятельность специальных отраслевых и межотраслевых фондов, таких, как Фонд поддержки предпринимательства, Фонд поддержки инвестиционных проектов, которых в России насчитывалось более 50.
Инвестиционная сфера АПК и его потенциал продолжают неуклонно снижаться на протяжении последнего десятилетия. По своей значимости АПК не принято относить к стратегическим отраслям экономики, влияющим на общее экономическое состояние страны. Между тем сельское хозяйство, являясь поставщиком сырья во многие отрасли, влияет на эффективность функционирования предприятий. Принято считать, что АПК малопривлекателен для инвесторов, так как ему присуща малая доходность и высокий уровень риска.
На наш взгляд, данная точка зрения является ошибочной, поскольку кроме объективных причин, влияющих на современное состояние АПК, присутствует тот факт, что потенциал АПК практически не изучен.
В России преодоление инвестиционного кризиса — одна из ключевых проблем реформирования экономики. Одна из причин ничтожного объема средств, привлекаемых в АПК, — отсутствие стратегии инвестирования, адекватной сложившейся экономической ситуации.
Разрешение такой проблемы представляется только на региональном уровне, так как федеральный Центр практически полностью отстранился от проблем сельского хозяйства. Вместе с этим, важно иметь в виду, что региональная агропромышленная политика эффективна и том случае, если имеет в своей основе целевую программу, разработанную исходя из определенных приоритетных направлений развития комплекса и предусматривающую конкретные меры по поддержке и стимулировании производственного и инвестиционного процесса.
Неэффективность государственной поддержки, сведение на нет мотивации к производственному процессу являются сегодня очевидным фактом. Вмести с этим сегодня, в сравнении с предыдущим десятилетием, проявляется большая значимость таких фундаментальных принципов экономики, как специализация и капитализация производства. Определение «точек роста», способных не только поддерживать существующий производственный уровень, но и предопределять его рост, — единственный способ возродить отечественный агропромышленный комплекс.
Адекватное определение перспективной специализации АПК региона позволит проводить единую агропромышленную политику, концентрировать финансовые и технические ресурсы, развивать конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность агропромышленного сектора региона.
В качестве основного критерия при определении перспективной специализации аг-
рарного сектора выбрана инвестиционная привлекательность, поскольку именно инвестиции представляют собой катализатор экономического развития. Данная проблема изучается зарубежными и российскими учеными с различных аспектов достаточно давно.
Существуют различные методики по оценке инвестиционной привлекательности региона, страны, предприятия, которые достаточно широко используются для определения инвестиционного рейтинга. Методик для определения инвестиционной привлекательности отрасли недостаточно, причем они часто разрабатываются на основе перенесения методик оценки инвестиционной привлекательности предприятия на оценку инвестиционной привлекательности отрасли. Одна из значительных характеристик отрасли — уровень доходности. Совокупный уровень доходность отдельной отрасли может оцениваться по доходности продаж, доходности активов, доходности собственных средств, доходности инвестированного капитала. Вместе с тем инвестиционную привлекательность можно рассматривать как самостоятельную экономическую категорию, характеризующуюся не только финансовой устойчивостью предприятия. Инвестиционная привлекательность формируется также благодаря конкурентоспособности продукции, уровню инновационной деятельности.
Оценку инвестиционной привлекательности, на наш взгляд, целесообразно осуществлять в такой последовательности:
- определение стратегических целей инвестиционной деятельности;
- позиционирование отрасли в структуре экономики региона;
- определение критериев инвестиционной привлекательности;
- прогнозирование инвестиционной привлекательности отрасли на перспективу.
Необходимость разносторонней оценки обусловлена тем, что инвестиционную привлекательность можно правильно определить на основе комплексной оценки экономического потенциала, который включает в себя, подобно рассмотренному инвестиционному механизму, три составляющие: ресурсный, производственный и рыночный потенциал.
Сущность использования методологического подхода состоит в том, что объект, обладающий наибольшим экономическим потенциалом и максимально его использующий, является наиболее привлекательным для инвестиций извне.
Инвестиционную привлекательность можно определить с помощью интегрального показателя, обобщенно представляющего совокупность экономически показателей, характеризующих результаты деятельности
рассматриваемых объектов, который позволяет определить область предпочтительных решений в выборе объекта для инвестиций.
Оценка инвестиционной привлекательности возможна на основе интегрального показателя, включающего суммарную оценку трех потенциалов ресурсного, производственного и рыночного. Данный принцип можно выразить формулой:
Mi = Mia + MiB + Mic, где Mi — инвестиционная привлекательность i-того подкомплекса;
Mia — оценка ресурсного потенциала i-того подкомплекса;
Miв — оценка производственного потенциала i-того подкомплекса;
Mic — оценка рыночного потенциала i-того подкомплекса.
Данный подход в понимании сущности инвестиционной привлекательности основывается на определении данной категории как оценки имеющегося и не реализованного исследуемыми объектами экономического потенциала, с целью определения области предпочтительных решений в выборе на-
правления инвестиционных вложений, основанной на фактических данных.
Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:
- в научной литературе много внимания уделяется проблемам государственного регулирования инвестиционной деятельности, вместе с тем региональный уровень рассмотрен недостаточно полно;
- предложена методика оценки инвестиционной привлекательности регионального рынка продукции.
Библиографический список
1. Егерева О. А. Формирование и стабилизация агропромышленного комплекса / О.А. Егерева. Саратов, 2001. 198 с.
2. Кондратьев Н.Д. Основные проблемы экономической статики и динамики / Н.Д. Кондратьев. М.: Наука, 1991. 76 с.
3.Смит А. Богатство народов / А. Смит. М.: ЮНИТИ. 1999. 34 с.
УДК 330.322.003.13 Л.А. Четошникова
ПРОБЛЕМЫ ПРИЛОЖЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ В ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЕ
Современная социально-экономическая обстановка в России неблагоприятна для осуществления активной деятельности в сфере реальных инвестиций. Не останавливаясь на причинах, которые привели к ее возникновению и продолжают действовать до сих пор, выделим основные проблемы сложившейся ситуации, сказывающиеся с наибольшей силой на инвестиционной активности в целом и затрудняющие оценку инвестиционных проектов в частности. На наш взгляд, это сохраняющаяся общая нестабильность развития событий во многих сферах деятельности; специфика рынка финансовых ресурсов; несовершенство действующего законодательства. Так, действующее в настоящее время инвестиционное законодательство существует в виде множества актов, созданных разными ведомствами, в разное время, с разными целями и введенных решениями разного уровня.
Каждое из перечисленных обстоятельств накладывает ограничение на использование стандартных методов оценки инвестиций в
том виде, в котором они применяются в странах с развитым рыночным хозяйством.
«Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования», разработанные совместными усилиями ведущих институтов России, основываются на методологии, широко применяемой в современной международной практике. Однако следует учитывать несколько моментов, позволяющих при сохранении методической корректности и объективности оценки инвестиционных проектов учесть особенности российских условий их осуществления.
Так, общая нестабильность, проявляющаяся в невозможности достоверного прогнозирования динамики развития политического, экономического, финансового и других процессов, в том числе и в региональном плане, ставит под вопрос правомерность и необходимость попыток объективной оценки инвестиционных проектов.
В основе инвестиционного анализа заложены прогнозные оценки, и, как следствие, существует определенный риск отклонения