УДК 796.0
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ
СИБГУ ИМ. М.Ф. РЕШЕТНЕВА
PROBLEMS OF FORMING A HEALTHY LIFE STUDENT SIBGU NAMED
AFTER MF RESHETNEVA
Пастухова Анастасия Александровна
студент
Сибирский государственный университет науки и технологии имени М.Ф.
Решетнева г. Красноярск, Россия Pastuhova Anastasia Alexandrovna
student
Siberian State University of Science and Technology named after M.F. Reshetnev
Krasnoyarsk, Russia
Аннотация. Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — основа формирования здоровой нации, важная стратегическая проблема национальной безопасности. Приоритетные факторы формирования ЗОЖ студентов — являются регулярные занятия физической культурой, наличие сбалансированного рационального питания, отказ от вредных привычек. В исследовании раскрываются основные причины, связанные напрямую или косвенно с их нарушениями.
Absract. A healthy lifestyle (HLS) is the basis for the formation of a healthy nation, an important strategic issue of national security. The priority factors in the formation of students' healthy lifestyles are regular physical education, the presence of a balanced nutrition, the rejection of bad habits. The study reveals the main reasons related directly or indirectly to their violations.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, культура здоровья, физическое воспитание, студенчество.
Keywords: healthy lifestyle, health culture, physical education, students.
Актуальность. Здоровый образ жизни в последние годы стал актуальной темой для обсуждения, раньше этот вопрос поднимался лишь при обследовании у врача, а сегодня можно услышать и увидеть призывы к здоровому образу жизни практически везде: как на телевидении, так на радио и в газетах. В настоящее время увеличилось число исследователей, которые изучают отношение современной молодежи к здоровому образу жизни и рассматривают влияние социально-психологических факторов на отношение молодежи к здоровому образу жизни.
В исследовании рассматривается отношение студентов к здоровому образу жизни и факторы, которые оказывают влияние на образ жизни студентов. Это проблема достаточно актуальна в наше время.
Цель и задачи исследования. Определить понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ), выделить актуальные проблемы ЗОЖ у студентов бакалавриата ВУЗов, наметить перспективы решения, а также механизмы, позволяющие наиболее эффективно вести пропаганду здорового образа жизни.
Материалы и методы исследования. Основным методом исследования в данной работе выбрана анкетная форма опроса. Она наиболее удобна при обработке и анализе данных, так же позволяет значительно сократить время сбора информации, чего бы не произошло при методе беседы или интервьюирования.
Результаты исследования и их обсуждение. ЗОЖ - это система поведения, основанная на мировоззрении с целью достижения физического, духовного, морального и социального благополучия. Это условие эффективной профессиональной деятельности современного человека.
Основными факторами здорового образа жизни являются: эволюционная и генетическая сущность человека; отношение к себе как личности; фактор личной гигиены; определение положительных стереотипов в жизни; адекватная самооценка для формирования эмоций, основанных на результатах собственной деятельности; выбор деятельности, интересов, профессии соответствующих способностям, наклонностям; отношение к семье, коллективу, обществу.
Результаты анкетирования студентов экономического факультета показало, 45% ответили, что для обеспечения высокого уровня социального благополучия им необходимы занятия физической культуры, 25% необходимо наличие сбалансированного рационального питания, 20 % отказ от вредных привычек, 10% гигиена.
На основе проведенного анкетирования студентов экономического факультета, можно сделать вывод, что приоритетными направлениями здорового образа жизни современной молодежи для обеспечения высокого уровня социального благополучия являются: регулярные занятия физической культурой, наличие сбалансированного рационального питания, отказ от вредных привычек, гигиена.
Особенности развития студенческого организма связаны в этот период с наращиванием мышечной массы, изменением формы грудной клетки и жизненного объема легких, при этом он хорошо адаптируется к различным физическим нагрузкам.
Современные студенты СибГУ имеют целый ряд проблем со здоровьем, связанных с нарушением опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой, вегетативной и др. систем, что является результатом отсутствия потребности в занятиях физической культурой и спортом. [4. С. 133]
Важной основой развития физической культуры студентов СибГУ являются принципы многообразия, вариативности, оптимизации и гармонизации содержания физкультурной деятельности. Выбор вида деятельности у студентов напрямую зависит от индивидуальных потребностей, мотивов. Последнее формируются под влиянием возрастных, половых, индивидуальных особенностей. [1. С. 66]
Коллективные занятия физической культурой у студентов СибГУ способствуют формированию общей работоспособности, функционирования центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, также развивается инициативность, решительность, чувство коллективизма, коммуникативность. На занятиях физической культуры студенты экономического факультета, с одной стороны, получают оптимальную физическую нагрузку, адекватную их состоянию здоровья, с другой, эмоционально-психологическую разгрузку, что
способствует большей эффективности учебных занятий в течение дня. Любая физкультурно-спортивная деятельность расширяет диапазон двигательных навыков и умений, повышает работоспособность и адаптационные возможности организма студенческой молодежи, ее учебную эффективность, но и формирует такую степень физического совершенствования, которая обеспечивает потребность в организации ЗОЖ. [3. С.126]
Регулярные занятия физкультурой способствуют развитию таких качеств личности как дисциплинированность, ответственность, организованность.
Здоровье студентов СибГУ зависит от их физической активности и образа жизни. Систематические нарушения распорядка дня, снижение длительности ночного сна, продолжительное пребывание перед монитором компьютеров, крайне малое пребывание на свежем воздухе, приводит к развитию синдрома хронической усталости и снижению общей реактивности.
Важную роль в обеспечении ЗОЖ студентов СибГУ играет рациональное питание. Рациональным называют физиологическое питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера трудовой деятельности. Студенты относятся к категории «развивающихся организмов» (возраст 17-25 лет), поскольку темпы роста их организма требуют постоянного поступления с пищей - белка, минеральных солей, витаминов и микроэлементов. Дефицит необходимых биологических активных веществ, связанный с нарушением или полным отсутствием культуры питания (например, доля пищевых ингредиентов на завтрак и обед должна составлять 75 % от суточного потребления). Характер питания зависит от: уровня образования родителей, их материального положения, установок на ЗОЖ в семье. [2. С. 97] Вышесказанное свидетельствует о том, что правильное питания является не столько
и и /" и и
медицинской, сколько социальной проблемой. Среди различных нарушений питания современных молодых людей значительное место занимает избыточное потребление продуктов фаст-фуда, недостаточное потребление белка, нехватка витаминов в пище. У большинства студентов СибГУ не сформирована потребность и мотивация к организации здорового рационального питания, что свидетельствует о непонимании важности здоровья. [5. С. 229]
Выводы. Студенчество представляет собой группу молодежи, отличающую активной жизненной позицией, но имеющая ряд сложностей для достижении высокого духовного, физического и социального благополучия для себя, своей семьи и в целом общества. Для формирования здорового образа жизни современной молодежи необходимо организовать активный образ жизни, проводить спортивно-массовые мероприятия для популяризации регулярных занятий физической культурой и спортом, а также повышении доступности этих видов оздоровления.
С целью осуществления сбалансированного рационального питания принять ряд мер по обеспечению студентов горячим питанием в СибГУ и в общежитиях. Осуществлять профилактику по снижению распространенности табакокурения, снижению потребления алкогольных напитков, профилактика потребления наркотиков и наркотических средств. Осуществлять в СибГУ просветительскую и воспитательную работу, направленную созданию мотивации к здоровому образу жизни.
Литература
1. Демидова И. Ф. Изучение представлений молодежи о здоровом образе жизни // Новая наука: «Стратегии и векторы развития». Уфа, 2016. С. 65-67.
2. Ешеева Д. В., Базарова Т. С. Образ жизни семьи как фактор формирования здорового образа жизни // Сборник международной научной конференции «Социальное сиротство как актуальная проблема современного общества»». Улан-Уде, 2016. С 96-98.
3. Зотин В. В., Яцковская Л. Н. Социально-педагогические аспекты формирования мотивации у студентов к здоровому образу жизни // Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика физической культуры». Казань,
2011. С.125-127.
4. Зотин В. В., Мельничук А. А., Арнст Н. В. и др. Мониторинг физического развития учащихся образовательных учреждений // Сборник трудов IV международной научно-практичекой конференции «Экология. Здоровье. Спорт». Чита,
2012. С.132-135.
5. Комачков Р. Ф, Елаева Е. Е. Ценностно-мотивационные ориентации студентов педагогических специальностей к физкультурно-спортивной деятельности // Science Time. 2015. № 1 (13). С. 228-232.
References
1. Demidova I.F. Izucheniye predstavleniy molodezhi o zdorovom obraze zhizni [The study of the ideas of young people about a healthy lifestyle] //novaya nauka: «Strategii i vektory razvitiya». Ufa, 2016. S. 65-67.
2. Yesheyeva D.V., Bazar ova T.S. Obraz zhizni s em 'i kak faktor formirovaniya zdorovogo obraza zhizni [Family lifestyle as a factor in the formation of a healthy lifestyle] //sb.mezhdunar.nauch.konf. «Sotsial'noye sirotstvo kak aktual'naya problema sovremennogo obshchestva». — Ulan-Ude, 2016. — S 96-98.
3. Zotin V. V., Yatskovskaya L.N. Sotsial'no-pedagogicheskiye aspekty formirovaniya motivatsii u studentov k zdorovomu obrazu zhizni [Socio-pedagogical aspects of the formation of students' motivation for a healthy lifestyle] //sb.st.vseross.nauch.prakt.konf. «Teoriya ipraktika fizicheskoy kul'tury». Kazan', 2011. S.125-127.
4. Zotin V.V. Monitoring fizicheskogo razvitiya uchashchikhsya obrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Monitoring the physical development of students of educational institutions] /Mel'nichuk A.A., Arnst N.V. i dr.//sb.tr.IV mezhdunar.nauch.prakt.konf. «Ekologiya.Zdorov'ye.Sport.». Chita,2012. S.132-135.
5. Komachkov, R. F. Tsennostno-motivatsionnyye oriyentatsii studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey k fizkul'turno-sportivnoy deyatel'nosti [Value-motivational orientations of students of pedagogical specialties to physical culture and sports activities] / R.F. Komachkov, Ye. Ye. Yelayeva //Science Time. 2015. № 1 (13). S. 228-232.