ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСЛОВИИ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ
УДК 338.1
Римма Алимжановна Джумаева
доцент, к.э.н., доцент кафедры
менеджмента и предпринимательской
деятельности ГОУ ВПО «Казанский
государственный технологический
университет»
Тел.: 8(843)231-88-30,
E-mail: [email protected]
Рассмотрены теоретико-
методологические аспекты решения проблем взаимодействия между государством, промышленными предприятиями и организациями сферы науки и образования в связи с модернизацией российской экономики. Предложено создание в регионах инновационного образовательно-производственного кластера, который позволит сформировать условия для устойчивого экономического развития национальной экономики.
Ключевые слова: инновационный образовательно-производственный кластер, образовательный процесс, методология формирования кластера, модернизация экономики, рынок труда.
Rimma Alimzhanovna Dzhumaeva
Candidate of science, economicl, associate professor of management and entrepreneurship of SEI HPE "The Kazan State Technology University" Phone number: 8(843)231-88-30, E-mail: [email protected]
PROBLEMS OF MODERNIZATION OF THE ECONOMY COUNTRIES
In the article the theoretical and methodological aspects of problems of interaction between government, industry and institutions of science and education in connection with the modernization of the Russian economy. Proposed creation of regional innovative educational and industrial cluster, which would create conditions for sustainable economic development of the national economy are reviewed.
Keywords: innovative educational and industrial cluster, the educational process, methodology, cluster formation, modernization of the economy, the labor market.
1. Введение
Модернизация экономики затрагивает своими процессами абсолютно все стороны жизни общества, его связей и уровней развития. Кроме того, модернизация экономики позволяет формировать устойчивое развитие национальной экономики. Среди основных направлений модернизации особо отмечают реструктуризацию отраслей экономики, обновление основных фондов, внедрение новых технологий, повышение конкурентоспособности продукции и т.п. Но практически ничего не говорится о том, кто непосредственно воплощает в жизнь поставленные правительством цели и задачи. Нельзя забывать, что разработкой и реализацией программ развития национальной экономики и ее модернизации в том числе, занимаются люди, обладающие знанием, опытом, навыками, способностями и т.д., т.е. кадры.
В настоящее время стоит вопрос о соответствии квалификационного и профессионального уровня специалистов на рынке труда требованиям, предъявляемым современной экономикой страны в период модернизации производства.
Неоднократно в научной и профессиональной литературе отмечался тот факт, что в первую очередь существует проблема по организации взаимодействия между промышленными предприятиями и организациями сферы образования и науки. Решение указанной проблемы невозможно без решения вопроса, связанного с разработкой новой техники и технологии подготовки кадров, соответствующей требованиям современного производства. Наряду с вышеуказанными проблемами существует проблема разработки механизма передачи новой технологии из сектора науки в промышленный сектор.
Все названные проблемы напрямую влияют на темпы роста современной экономики страны, закладывают основу для дальнейшего развития, определяют перспективы роста.
Вполне очевидным становится тот факт, что без глубокой модернизации методологических подходов к развитию рынка труда не представляется возможным решение выше представленных проблем и задач.
2. Методология формирования инновационного образовательно-проювод-ственного кластера
Для формирования условий успешной модернизации отечественной экономики автор предлагает рассмотреть некоторые направления модернизации рынка труда. Характеризуя механизм функционирования рынка труда следует уделять внимание не только уровню профессиональной подготовки рабочей силы, но и определению существующих коммуникационных механизмов, способов их модернизации под требования текущей ситуации.
Автор считает целесообразным выработать методологические подходы по решению поставленных задач и предлагает систематизировано рассмотреть поставленные вопросы, выделить ряд основных моментов:
- рассмотреть вопрос и предложить методологию формирования кластера, в который будут входить предприятия и организации различной профессиональной деятельности;
- рассмотреть и предложить механизм формирования коммуникаций между участниками рынка труда с учетом современной ситуации;
- системно увязать указанные выше два пункта в единую методологию.
По мнению автора, представляется возможным формирование инновационного образовательно-производственного кластера в современных условиях. Предложенный кластер будет учитывать интересы всех участвующих сторон, позволит объединить усилия в решении как совместных, так и индивидуальных задач.
Придавая особую значимость вопросам координации взаимодействия между предприятиями промышленного сектора и организациями сферы науки и образования, автор предлагает рассмотреть вопрос формирования инновационного образовательно-производственного кластера на основе высшего учебного заведения, промышленного предприятия и государственных органов, отвечающих за устойчивое состояние рынка труда.
Например, в случае реализации программ по переподготовке и повышению квалификации специалистов одной организацией представляется сложным про-
№6, 2010
48
вести данные работы сотрудниками этой организации, так как возникают дополнительные моменты, увеличивающие риск по достижению эффективности образовательного процесса такие как:
- недостаточность финансовых, материальных, сырьевых, технологических и технических средств;
- недостаточный профессиональный уровень, как непосредственных сотрудников, так и отсутствие достаточного опыта в сфере образования у руководства предприятия;
- необходимость привлечения ряда узких специалистов в области;
- отсутствие культуры и традиций внутри коллектива в области образования и самообразования.
В связи с этим предлагается решить перечисленные проблемы путем совместной интеграции между различными видами организаций на рынке труда.
Считаем целесообразным, что организации-участники должны быть сформированы в инновационный образовательно-производственный кластер, решающий комплекс проблем и задач в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации.
Важным фактором стратегического партнерства между организациями инновационного образовательно-производственного кластера является достижение стратегических целей в области своей профессиональной деятельности.
Отметим положительные моменты от создания инновационного образовательно-производственного кластера для каждого участника рынка труда.
Для промышленных предприятий это:
- снижение собственных издержек в связи с повышением квалификации персонала;
- появление дополнительных конкурентных преимуществ от постоянного образовательного процесса на фоне существующих разовых программ;
- стратегическое партнерство с высшими учебными заведениями, государственными структурами в области регулирования рынка труда;
- доступ к сети экспертов;
- улучшение квалификационного уровня персонала производства;
- продвижение и реклама предприятия (особенно данный факт важен для средних и малых предприятий).
Для научных организаций (ВУЗ, НИИ и т.п.) это:
- практическое внедрение и апробация новых разработок в сфере образовательного процесса;
- определение областей народного хозяйства и секторов промышленного производства, нуждающихся в модернизации;
- доходы для осуществления своей деятельности;
- информация о достижениях по информационным каналам отраслей промышленности;
- обучение молодых специалистов в рамках производственных программ;
- широкое участие в государственных программах и заказах;
Для государственных органов, осуществляющих деятельность на рынке труда это:
- поддержка промышленных структур, ориентированных на интенсификацию производства;
- реализация мероприятий в рамках государственной политики развития приоритетных направлений исследований в различных сферах народного хозяйства;
- разработка высокотехнологичных разработок путем создания конкурентоспособных производств;
- реализация образовательных и профессиональных программ в промышленном секторе экономики;
- формирование необходимых правовых, организационных и экономических механизмов взаимодействий науки и производства;
- развитие эффективно действующих образовательных структур;
- выполнения региональных образовательных программ, направленных на создание условий для экономического роста и технологического перевооружения региона.
Следует отметить, что целью инновационного образовательно-производственного кластера является осуществление комплекса мероприятий по реализации инновационной политики на территории субъектов Российской Федерации, достижению экономической эффективности участников от своей профессиональной деятельности.
Не исключается, что на одном региональном рынке могут сформироваться несколько инновационных образовательно-производственных кластеров.
При возникновении ситуации, когда необходимо провести комплекс работ по реализации образовательного процесса, инициированного вне инновационного образовательно-производ-
ственного кластера, не исключается, что за право реализации проекта в рамках конкурентной борьбы будут взаимодействовать несколько подобных кластера.
В этом случае, по мнению автора, работы по осуществлению образовательного процесса будет осуществлять инновационный образовательно-производственный кластер, обладающий следующими качествами:
- высоким научно-техническим и производственным потенциалом;
- высоким качеством и полнотой оказываемых услуг;
- развитой внутренней инфраструктурой и внешними механизмами взаимодействий;
- составом участников, обладающих традициями и опытом в сфере образования;
- сформированным банком специалистов;
- участием в государственных программах и программах частных фондов по заявленной тематике;
- осуществлением контроля за ходом выполнения работ по этапам на всех стадиях с процедурой оценки качества образовательных услуг.
При проведении работ по образовательным проектам, имеющих народно-хозяйственное, стратегическое значение не исключается возможность кооперации инновационных образовательно-производственных кластеров. Инновационный образовательно-производственный кластер Высшей школы представлен в первую очередь, поскольку именно они в настоящий момент обладают специалистами высокого научно-технического уровня и располагают рядом готовых к реализации образовательных программ.
Функции участников данного инновационного образовательно-производственного кластера сведены в таблицу 1.
3. Механизм формирования коммуникаций между участниками рынка труда
Вопросам формирования коммуникаций между участниками рынка посвящен ряд работ ведущих экономистов, в том числе работы американских экономистов Лютера Гулика и Уорен-на Бенниса. Лютер Гулик [1] определил методы координации между участниками рынка, которые были сведены им в четыре группы:
- координация через механизм передачи информации;
- координация через иерархию;
- координация посредством работы созданной комиссии;
- координация через механизм разработанных правил.
Координация через механизм передачи информации представляет собой организацию и функционированию потоков между участниками. Как правило, информационные каналы складываются спонтанно и совершенствуются в течение определенного времени.
Координация через иерархию представляет собой координацию посредством функционирования иерархической структуры. Данный механизм координации отличается высокой степенью бюрократизма и применяется в качестве основного инструмента взаимодействия между участниками рынка.
Координация через создание комиссии - осуществление контроля за проведением работ по проектам группой ответственных лиц. Эффективность данного типа координации находится в зависимости от состава комиссии в момент принятия решений.
Координация через механизм разработанных правил является динамичной системой, направленной на развитие взаимодействий между участниками посредством совместно отработанных правил. Данный тип координации позволяет:
- оперативно реагировать участникам на изменение рыночной ситуации;
- осуществлять свою деятельность в рамках совместного взаимодействия для достижения поставленных целей.
Каждый участник взаимодействия является абсолютно самостоятельной системой.
В работах Уоренна Бенниса [1] предлагается следующая классификация моделей взаимодействий:
- механистическая модель, основу которой составляет иерархическое построение взаимодействий;
- организмическая модель, основу которой составляют проблемные группы. В данной модели рассматривается построение взаимодействий аналогичное координации через систему разработанных правил.
Рассматривая проблему построения коммуникаций на рынке труда в рамках инновационного образовательно-производственного кластера на основе существующих предприятий, нами отмечен тот факт, что координация участников образовательного процесса
Таблица 1. Функции организаций в рамках инновационного образовательно - производственного кластера
Участник инновационно го образовательно-производственного _кластера_
Высшее учебное заведение
Промышленное предприятие
Инвестор (владелец бизнеса, фонд, государство)
Государственные органы рынка труда
Функции
-постановка проблемы; -генерация идей; -инициация проекта;
-определение необходимых производственных и финансовых ресурсов для проведения работ по проекту;
-ведение документооборота по проекту, связанного непосредственно с образовательной программой;
-участие в государственных и общественных программах;
-обучение студентов, аспирантов; -укрепление собственного научного статуса; -предварительная экспертиза образовательных программ;
-осуществление контроля и оценки хода работ по образовательным программам._
-выявление существующих проблем - определение проблемы;
-резервирование мощностей на выполнение работ по программам;
-повышение квалификации производственного и инженерного персонала;
-производственный, технологический контроль и выявление экономического эффекта от реализации образовательных программ.
-финансирование проекта (как в целом, так и отдельных этапов);
-управление развитием предприятия, решение социальных и производственных задач._
-управление развитием региона, решение региональных социальных и производственных задач;
-выполнение государственной программы модернизации экономики страны._
носит хаотический характер. Основой взаимодействия является передача информации между участниками с жесткими иерархическими структурами.
Как видно из выше представленной информации существует возможность формирования устойчивых коммуникаций между участниками рынка труда. Следует отметить тот факт, что в настоящее время между образовательными учреждениями и потенциальными заказчиками образовательных услуг отсутствует единое взаимодействие. Также слабо развиты коммуникации между промышленным сектором и сектором науки. Придавая особую значимость вопросам развития рынка труда, а также времени необходимого для создания и реализации непрерывных образовательных программ, считаем целесообразным создание новых ком-
муникаций между участниками рынка труда. По нашему мнению, под коммуникациями следует понимать взаимодействия между участниками рынка труда, направленные на повышение уровня профессиональной подготовки и переподготовки специалистов и руководителей с целью повышения производительности труда и реализации на практике государственных задач по программе модернизации экономики страны. Автор считает, что созданные коммуникации позволят осуществить непосредственное взаимодействие между сектором науки и промышленным сектором, то есть будет упрощен механизм передачи знаний, подкрепленный имеющейся у промышленных предприятий производственных площадок для проведения более качественного образовательного процесса при финансовой
№6, 2010
50
поддержке государства, промышленного предприятия и различных фондов.
По мнению автора, инструментом для реализации данного взаимодействия, определяющего цели и решающего задачи в области модернизации промышленного сектора, может быть инновационный образовательно-производственный кластер.
Предпосылка формирования инновационных образовательно-производственных кластеров продиктована также рядом проблем, к числу которых целесообразно отнести:
- необходимость создания структур для реализации государственной программы в области организации непрерывных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации;
- необходимость определения целесообразности существующих программ и разработкой новых образовательных стандартов с учетом модернизации экономики страны;
- необходимость интеграции промышленных, финансовых и научных институтов с целью совместной реализации и генерации программ и проектов развития;
- необходимость подготовки и повышения квалификации специалистов в области промышленного производства;
- необходимость создания методологических основ по организации образовательного процесса, привлечения и формирования необходимых промышленных, финансовых и интеллектуальных резервов;
- необходимость повышения конкурентоспособности отечественной продукции, увеличение доли импортозамещающего оборудования и технологий;
- необходимость привлечения инвестиций в сферу обеспечения повышения производительности труда как основополагающего фактора интенсификации производства в промышленной сфере;
- формирование портфеля социально - и экономически значимых образовательных проектов предприятия;
- необходимость оценки кадрового потенциала предприятия, региона.
Оценка кадрового потенциала каждого инновационного образовательно-производственного кластера позволит упростить определение и оценку кадрового потенциала региона как составляющую часть кадрового потенциала промышленного сектора страны.
Создание инновационного образовательно-производственного кластера позволит повысить кадровый потенциал региона за счет создания и развития новых коммуникационных возможностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие между участниками рынка труда.
По мнению автора, все работы, связанные с разработкой учебного процесса в соответствии с существующими стандартами и требованиями реального сектора экономики, оценке экономической эффективности входят в комплекс работ, называемых образовательным проектом.
Как отмечается в научной литературе [2], наиболее целесообразным и оптимальным механизмом управления и реализации образовательных проектов в рамках одной организации считаются процедуры создания единой команды по проекту с привлечением специалистов из различных отделов предприятия на проведение работ по указанному проекту. В данном случае команда по образовательному проекту ведет реализацию последнего от момента его инициации до момента завершения образовательного проекта. Такая команда создается каждый раз на проведение работ по каждому образовательному проекту.
Таким образом, для решения задач модернизации экономики автор предлагает использовать кластерный подход и в частности формирование инновационного образовательно-производ-
ственного кластера.
4. Заключение
Использование кластерного подхода имеет особое значение для создания условий по обеспечению устойчивого экономического развития, как региона, так и национальной экономики в целом [3]. Кластерная политика направлена на объединение возможностей, знаний и мощностей ряда структур с целью решения совместных и частных задач. Непосредственные результаты от решения подобных задач и будут создавать основу для экономического, социального и технологического развития региона. В то же время будет более широко использован, а впоследствии усилен, существующий научно-технический задел. Получат развитие образовательные и социальные программы, которые и будут сориентированы на развитие региона.
Создание кластеров, основанных на развитие базы знаний, позволит обеспечить экономическое развитие регионов, которые не обладают большими запасами топливно-энергетических ресурсов, а имеют научный и образовательный потенциал.
Литература
1. Классики менеджмента / под ред. М. Уорнера. -СПб. :Питер, 2001.1168 с.
2. Йордан Эдвард. Путь камикадзе («Смертельный марш») / Эдвард Йордан. -М.:Лори, 2005. -109с.
3. Иваненко, Л.В Региональная экономика. Кластерная организация / Л.В. Иваненко. -Самара. : СМИУ-2005.-164с.
References
1. Management Thinking / ed. M. Warner .- SPb.: Peter, 2001 .-1168 p.
2. Jordan Edward. Path kamikaze ("Death March") / Edward Yourdon. -M.: Laurie, 2005. -109p.
3. Ivanenko, L.V Regional Economy. Cluster organization / LV Ivanenko. -Samara.: SMIU, 2005.-164p.