СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
УДК 1174
С.П. Сахарова
учитель русского языка и литературы,
г. Курск, РФ Эл. почта: [email protected]
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
Аннотация
Современный мир стремительно трансформируется, он предъявляет новые требования. Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся, мотивации приобретает особое значение. Что должно стать главным в процессе обучения, чтобы у ученика появилась устойчивая потребность в знаниях? Анализ сложившейся системы в образовании показал, что нужны новые подходы, новые методы и технологии.
Ключевые слова: ученик, внутренняя мотивация, коллективные формы работы, стимул, свобода выбора.
Народная мудрость гласит: «Ученик, который учится без желания, - это птица без крыльев». Как же подготовить школьников к самостоятельному обучению на протяжении всей жизни, как способствовать успешному развитию личности ученика? Что влияет на познавательную активность учащихся?
Эти вопросы волнуют, как молодых педагогов, так и опытных. Конечно, учитель может приказать, заставить. Но работают ли эти приемы и методы? Достаточно вспомнить, как часто мы произносим фразу: «Сколько раз тебе говорить?!», чтобы понять, что методы кнута и пряника действуют плохо. Но мы их продолжаем применять. Помните историю про мартышку, которая, чтобы достать орехи, просунула лапу в бутылку с узким горлышком, а вынуть не могла, так как не хотела выпускать орехи. Но разве мы сами зачастую не действуем аналогично? Мы держимся за то, что всегда срабатывало, даже после того, как это явно перестало действовать [1, с. 53].
Данные приемы позволяют контролировать других людей, но не меняют их. Более того, с одной стороны они зачастую порождают стрессы, сопротивление и испорченные отношения. А с другой стороны - лишь желание получить награду. Кому из нас не знаком вопрос ученика: «А это на оценку?» В одной семье моего ученика поощряли за хорошие оценки материально, но как только деньги перестали его интересовать, ученик снова стал плохо учиться. Дети очень быстро усваивают, что хорошее поведение можно использовать, чтобы поторговаться. Это можно понять по вопросам, часто звучащим на уроках: «А что мне за это будет?» или «А что я получу, если буду себя хорошо вести?».
Чем сильнее акцент на внешнее вознаграждение в виде оценки, тем более легких путей для ее получения ищет школьник. Недоступная восприятию ребёнка отдалённая цель обучения подменяется ближней целью - получить хорошие отметки, причём ребёнок не понимает, что это лишь суррогат настоящей цели [2, с. 147]. Чтобы создать стимул, я приклеивала за каждую пятерку на обложку ученической тетрадки смайлики. И если набиралось пять смайликов, то ставила дополнительную пятерку в журнал. В результате некоторые ученики стали переклеивать смайлики со всех тетрадей на одну, ради получения заветной пятерки. Так, желание стимулировать породило мелкий обман.
Более того ряд экспериментов показал, что порой желание получить награду даже тормозит работу мысли. Рассмотрим знаменитый тест для экспериментов в области продуктивного мышления [3, с. 83]. На столе - свеча и закрытая коробка с кнопками. Требуется закрепить свечу на стене так, чтобы воск не капал на пол или на стену. Минут через 5-10 большинство участников находят решение: нужно высыпать кнопки из коробки, закрепить коробку на стене кнопками и поставить в неё свечу.
На основе этого теста был проведён эксперимент. Первая группа просто пыталась решить тест, члены другой знали, что за быстрое решение их ждет денежное вознаграждение. В результате второй группе потребовалось на три с половиной минуты больше, чем первой.
Затем задачу упростили: кнопки извлечены из коробки. На этот раз мотивированная группа победила.
СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 4/2019
Почему? Да потому, что задачка стала легче. Стимул очень хорошо воздействует в тех заданиях, где правила просты и направление работы очевидно, а творческий подход мотивация на награду часто губит.
21 век диктует новые условия: когда многие простые задачи выполняют запрограммированные машины, нужны люди, способные мыслить креативно, творчески. И тогда система награждения и наказания часто не действует, а порой и противодействует.
Как же сделать так, чтобы современные дети захотели учиться? Бежать с ускорением в неправильном направлении? Но известно, что если не знаешь, куда, то неважно быстро или медленно двигаться. Методы же поощрений и наказаний тоже безнадежно устарели. Нужен абсолютно новый подход, подход, основанный больше на внутренней мотивации. Неприязнь к учебе возникает тогда, когда нам приходится учиться. Внутренняя мотивация включается, когда занимаешься тем, что нравится.
Современным ученикам нужны уроки за пределами классных кабинетов, позитивный настрой, возможность говорить, сотрудничать, самому искать знания, а главное - свобода выбора.
Однако никакие реформы в образовании не сработают, если и педагог не захочет меняться и учиться новому. В притче «Крылья» от Шалвы Амонашвили говорится: «Если хочешь посадить человеку дерево, посади плодовое. Но если тебе доверили ребёнка на воспитание, то верни его крылатым» [4, с. 26]. Список использованной литературы:
1. Маршалл М. Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться. - М.: ЭКСМО, 2014. - 416 с.
2. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
3. Пинк Д. Драйв: Что на самом деле нас мотивирует. - М.: Альпина Паблишер, 2013. - 274 с.
4. Амонашвили Ш.А. Педагогические притчи. - М.: Амрита, 2014. - 180 с.
© Сахарова С.П., 2019
УДК 373
Каримов М.Ф.
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Султангужина Д.И. студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ НИЗШИХ КИСЛОТ И СОЕДИНЕНИЙ ФОСФОРА НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ХИМИИ
Аннотация
Рассмотрены особенности изучения учащимися старших классов средних общеобразовательных школ физических и химических свойств низших кислот и соединений фосфора на занятиях по неорганической химии.
Ключевые слова
Фосфор, низшие кислоты фосфора и их физические и химические свойства.
Необходимый для всех живых организмов на Земле химический элемент фосфор и его соединения обладают рядом уникальных физических и химических свойств, изучение которых может быть осуществлено углубленно в современной средней общеобразовательной школы [1].