ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОРОССИЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)
П. П. Зети1
Рассмотрены основные проблемы формирования российской идентичности в южнороссийском макрорегионе. По результатам эмпирических исследований выделены информационные механизмы, способствующие формированию позитивной гражданской идентичности в процессе обеспечения информационной безопасности региона.
Ключевые слова: идентичность, информационная безопасность, южнороссийский макрорегион, средства массовой информации.
The paper considers the main problems of formation of Russian identity in the southern Russian macro-region. According with the results of applied researches informational mechanisms of formation positive civil identity in the process of informational security of the region have been determined.
Key words: identity, informational security, southern Russian macro-region, mass-media.
Политические процессы, происходящие в развитых странах, и фрагментация политических систем приводят к усилению этническо-религиозных групповых идентичностей и размыванию национально-политической самоидентификации. Данные процессы снижают устойчивость политической системы и не способствуют сохранению стабильности в государстве и обществе. В России в 1990-е гг. конфессиональная идентичность была одним из множества факторов, которые удерживали трансформирующиеся российское общество и государство от рас-
1 Зети Полина Петровна - кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, младший научный сотрудник отдела политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Эл. почта: zeti@yandex.ru
Публикация подготовлена в рамках проекта «Информационная безопасность в молодёжной среде как фактор противодействия экстремизму», грант Президента Российской Федерации МК-1421.2012.6.
пада. Однако сегодня стало очевидно, что на этой основе не удастся сформировать прочный фундамент национальной идентичности [5, с. 7]. Вместе с тем опыт 1990-х гг. показал, насколько опасна политизация этничности, этнической идентичности. В современной политической стратегии приоритет отдаётся гражданской общероссийской идентичности. Национальную идентичность можно интерпретировать как отнесение граждан к определённым государствам. Она утверждается прежде всего через систему воспитания, образования, государственный язык, традиции, культуру и пр. В современном мире идентичность играет огромную роль, поскольку концепция перехода от структуры национальных государств к структуре глобального мирового сообщества оказалась несостоятельной [7, с. 80].
В сложившейся ситуации усиливается роль средств массовой информации как основного субъекта информационного воздействия, формирования общественного мнения, способствующего становлению идентичности. Средства массовой информации наполняют информационное пространство содержанием, способствующим как стабилизации общества, так и возрастанию в нём напряжённости. По мнению С. П. Капицы, позиция СМИ далеко не всегда отвечает интересам общества и только ведёт к деградации ценностей в современном мире, поскольку место в общественном сознании, которые навязывают этим событиям, не отвечают их значению в жизни общества [3, с. 75]. Соответственно в целях инновационного устойчивого развития современного общества большое внимание должно быть уделено обеспечению информационной безопасности.
На Юге России особенно остро ощущается потребность в формировании эффективной информационной политики, обеспечивающей основы безопасности полиэтничного, поликонфессионального региона. В политике по развитию региона комплексно переплетаются государственные интересы, национально-культурная самобытность и традиции местного самоуправления. Парадоксальным образом в глобальном открытом обществе усиливается фрагментация этнопо-литического сознания, которая усложняет, а порой и искажает межгрупповую коммуникацию, провоцирует эскалацию конфликтности и политизацию этничности [7, с. 81-82]. Вместе с тем региональная информационная политика характеризуется отсутствием стратегии, способствующей повышению политико-правовой культуры населения и консолидации общества. По мнению учёных Южного научного центра РАН, в ряде случаев СМИ, публикуя непроверенную информацию, способствуют эскалации социальной напряжённости [1, с. 34]. Следствием этого может стать апатия населения или страх, которые не способствуют консолидации общества в ответ на террористические угрозы, межэтнические конфликты, проявления насилия. Особенным образом это воздействует на молодёжь как наиболее активного потребителя информации.
В этой связи можно представить некоторые результаты экспертного опроса, посвящённого проблемам информационной безопасности Юга России, прове-
дённого базовой кафедрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета и Южного научного центра РАН и при непосредственном участии автора статьи [6]. Опрос проходил в ряде субъектов Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Адыгея) и Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Северная Осетия). В группу экспертов вошли учёные и специалисты в сфере информационной и региональной безопасности, этноконфликтологии (в том числе сотрудники Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН), журналисты, политики. Всего были опрошены 30 экспертов.
По утверждению экспертов, динамика развития современного Российского государства и гражданского общества, а также процессы, протекающие в мировом сообществе, порождают множество новых проблем информационной безопасности не только на федеральном, но и на региональном уровне. Эксперты выделяют проблемы, которые требуют разрешения на региональном уровне: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на информационную деятельность; развитие регионального информационного рынка; развитие регионального сегмента единого информационного пространства, которое образуется совокупностью региональных информационных ресурсов и инфраструктуры. Решение этих проблем предполагает создание региональной системы обеспечения информационной безопасности, которая должна выявлять угрозы интересам субъекта Федерации в информационной сфере и защищать эти интересы, а также обеспечивать взаимодействие региона с федеральной властью, межрегиональное взаимодействие, координацию деятельности государственных и негосударственных структур, действующих на территории региона.
Один из экспертов выдвигает такой, с его точки зрения, важный аспект информационной безопасности, как противодействие информационному воздействию потенциальных противников России, а также целенаправленная и системная деятельность по закреплению позитивных установок граждан в отношении государства и соотечественников.
Отмечается и то, что на региональном уровне следует избегать чрезмерного акцентирования внимания всех средств массовой коммуникации на проблемах национальных и конфессиональных отношений, а также однобокой и непрофессиональной трактовки происходящих в регионе событий. В качестве аспекта информационной безопасности, наиболее важного на региональном уровне, выделяют и преодоление этноконфессиональных ярлыков и стереотипов.
В целом, по мнению экспертов, принявших участие в опросе, установки общественного сознания формируют следующие каналы информации:
— телевидение и Интернет (особенно социальные сети) (в этом уверены 100% экспертов);
— газеты, в целом печатные СМИ, особенно региональные (так считают 80% опрошенных);
— несколько видов каналов информации, характеризуемых как межличностное общение, в которое включается вся коммуникативная среда, в которой находится человек (микроколлективы), а также такой канал, как слухи (мнение 50% экспертов);
— радио и семья (мнение 30% опрошенных экспертов).
— лидеры общественного мнения (президент, глава правительства и др.), формирующие установки общественного сознания (точка зрения 10% экспертов).
При этом ряд экспертов отмечает, что в последнее время в формировании установок общественного сознания возрастает роль именно Интернета, который помимо прочего нацеливает молодых людей на националистические или патриотические установки.
В целом эксперты подчёркивают комплексный характер воздействия каналов информации — от традиционных СМИ, социальных сетей в Интернете до межличностного общения, которые в разной степени влияют на формирование установок общественного сознания.
Как считает один из экспертов, безопасности полиэтничного общества несут угрозу множественные негативные стереотипы, присутствующие в групповом сознании представителей различных народов, составляющих региональный (локальный) социум. Большинство экспертов выделили наличие негативных стереотипов в отношении «лиц кавказской национальности» как фактор потенциальной угрозы безопасности полиэтничного региона. Данное обстоятельство усугубляется существующими в российском обществе мигрантофобией и исла-мофобией. Российские СМИ в недавнем прошлом сами способствовали распространению негативных этнических стереотипов. Сегодня средства массовой информации более строго следят за подачей информации, связанной с этнической проблемой, но не используют в полной мере свой потенциал для противодействия негативным этническим установкам в общественном сознании. Интернет даже способствует формированию данных стереотипов (об этом свидетельствует общение молодых людей на форумах и чатах). По мнению ряда экспертов, не менее острую опасность для российского общества представляет устойчивый негативный стереотип русского народа, составляющего большинство населения страны. Один из экспертов полагает, что на данный момент в общественное сознание все активнее проникает стереотип об ущербности и безнравственности русского народа. В этом есть доля вины и общенациональных средств массовой информации. Также выделяется проблема существования подогреваемого враждебной пропагандой стереотипа восприятия русского народа как народа-колонизатора.
Таким образом, эксперты обозначили как угрожающую интересам региональной и национальной безопасности группу негативных этнических стереотипов в отношении «лиц кавказской национальности». Данная проблема давно уже стала предметом обсуждения в российском научном, политическом и журналистском сообществе. Обозначена и другая не менее опасная для государства и общества угроза, а именно существование негативного стереотипа русского народа среди народов Северного Кавказа.
Учёные Южного научного центра РАН формирование российской идентичности и интегрирующего образа «мы — россияне» считают сложной проблемой, решение которой связано с особенностями нашей страны. С одной стороны, становление российской идентичности происходит в поликультурной и муль-тиэтнической среде, с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением. В этих условиях не стоит вопрос, быть населению мультикультурным или нет. Множественность культур уже есть, и гражданам приходится выбирать между различными комбинациями элементов публичного выражения идентичности и решать, какое внимание уделять каждому из них. Сфера выражения идентичности весьма широка. Речь может идти об определении «культурного акцента» в системе образования, при проведении праздников, установке памятников, учреждении эмблем и т. д. С другой стороны, разрушение социалистической идеологии и официальной версии советской истории поставило под вопрос позитивную идентичность трёх поколений советских людей, переводя этот конфликт из плоскости политических или идеологических коллизий в персональную проблему и экзистенциальный кризис. В результате патриотическое сознание приобрело неустойчивый, аморфный, неопределённый характер [2, с. 53].
Поиски новой идентичности в современном обществе требуют выработки государственной стратегии в области внутренней и внешней политики, а также обеспечения национальной безопасности России. Учёные обращают внимание и на тот факт, что среди жителей Юга России российская идентичность более выражена, что может быть объяснено необходимостью консолидации всех социальных сил для стабилизации ситуации в южном макрорегионе [2, с. 58].
Из сказанного следует актуальность поиска оптимальных информационных механизмов формирования позитивной гражданской идентичности для обеспечения безопасности в мультикультурном обществе. Эксперты, принявшие участие в опросе, обращают внимание на то, что данная проблема тесно связана с затянувшимся кризисом идентичности российского общества, подчеркивают неразработанность идеологии гражданской идентичности (гражданского национализма) в России. Поэтому важнейшей задачей национальной безопасности является защита и сохранение российской идентичности как сущностной основы и одновременно важнейшего ресурса конкурентоспособности в современных условиях. Этническое самосознание не должно вступать в противоре-
чие с общероссийской гражданской идентичностью, на основе формирования подлинного доверия в отношениях между этническими группами должен создаваться важнейший сегмент информационного пространства [7, с. 81]. Приведем высказывания некоторых экспертов: «.с малых лет необходимо прививать чувство патриотизма, взаимоуважения и солидарности друг к другу, уважение к другим народам и культурам. Необходимо создавать фильмы с национальными героями в главных ролях, писать книги, издавать журналы, изображающие нашу славную Родину, нашу богатую историю». «Для Северного Кавказа наиболее актуальны художественные фильмы и детская анимация. Эти виды формирования установок общественного мнения чрезвычайно актуальны в силу высокой эмоциональности, популярности и возможности влияния на младшие возрастные группы. Актуальность художественных фильмов и детской анимации определяется тем, что для традиционного в своей основе мировосприятия низкоэмоциональные средства будут совершенно неэффективны» [6].
Вместе с тем формирование позитивной гражданской идентичности в России возможно только при тесном взаимодействии государства и сильного гражданского общества. Эксперты также подчеркивают важность задействования всех имеющихся информационных механизмов в формировании позитивной гражданской идентичности населения России. Однако успешно решить данную задачу невозможно только с помощью информационных технологий. Необходимо поощрение гражданской активности населения, укрепление гражданского общества, совместные усилия Российского государства и общества в решении наиболее болезненных для общества этнополитических, социально-экономических и социокультурных проблем.
В этой связи немаловажная роль отводится российской политике по реализации государственных интересов, которые должны быть направлены и на улучшение качества жизни, и на устойчивое развитие государства и общества с учётом интересов населения. При анализе результатов социологического опроса населения, проведённого кафедрой политологии и политического управления КубГУ в городах и районах Краснодарского края в 2011 г. в рамках научно-исследовательского проекта «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на Юге России», были выявлены наиболее важные приоритетные направления реализации государственных интересов.
Несмотря на то что в соответствии полученными данными сложно выделить ярко выраженную консолидированную позицию по наиболее важным приоритетам, на первую позицию 30% респондентов ставят защиту территориальной целостности государства. 18% респондентов первоочередную задачу в реализации государственных интересов видят в преодолении коррупции во властных структурах. Особую остроту изучаемые проблемы приобретают в региональном измерении Юга России, на ситуацию в котором оказывают влияние специфические конфликтогенные факторы: геополитическое положение региона, его
близость к конфликтным зонам, угроза сепаратизма и терроризма (в том числе информационного), высокая этническая мозаичность, национализм, активное развитие информационных технологий. Всё это может способствовать распространению девиантных политических практик, которые не способствуют устойчивому развитию государства.
К методам преодоления данных деструктивных тенденций 13% респондентов отнесли повышение уровня правосознания населения и консолидацию населения на основе общих духовных ценностей, поставив данные направления реализации государственных интересов на третье и четвёртое места.
Следующим, пятым приоритетом в реализации государственной политики население Краснодарского края видит преодоление кризиса доверия с помощью повышения социальной ответственности власти. Примерно на такой же позиции в приоритетах государства, по мнению граждан, должно быть социальное оздоровление межгрупповых и межличностных взаимодействий, таких как, например, преодоление мигрантофобии и деструктивных конфликтов, что актуально для полиэтничного социально-политического пространства Юга России.
К важным аспектам в обеспечении региональной информационной безопасности относятся профессионализм и социальная ответственность СМИ. Зачастую именно от позиции журналистов и направления информационной политики государства во многом зависит социально-политический климат в государстве и обществе. Однако 17% респондентов отвели данному направлению седьмое место в приоритетах государства, не выделяя в число наиболее значимых.
На последних позициях в приоритетных направлениях реализации государственных интересов, по мнению опрошенных жителей Краснодарского края, должны быть восприимчивость бизнеса к инновациям, обеспечение более справедливых принципов распределения материальных благ и духовно-нравственное оздоровление общества через культурную, образовательную и информационную политику. Далее приведена таблица, в которой отданный процент мнений соответствует позиции приоритетного направления в рейтинге.
При ответе на открытый вопрос «На Ваш взгляд, на чём нужно в первую очередь акцентировать внимание для успешной реализации государственных интересов на Юге России?» респонденты высказывали самые разные мнения, однако можно проследить некоторые общие тенденции в видении данного вопроса. С точки зрения респондентов, необходимо акцентировать внимание на проблеме коррупции и усилить противодействие коррупции во властных структурах, обеспечивать защиту территориальной целостности и укрепление государственных границ.
Особое внимание следует уделять противодействию и борьбе с терроризмом и экстремизмом, организованной преступности, профилактике и урегулирова-
Ранжирование приоритетных направлений реализации государственных интересов
России
Позиция Приоритетное направление реализации государственных интересов Количество опрошенных респондентов, %
1 Защита территориальной целостности 30
2 Преодоление коррупции во властных структурах 18
3 Повышение уровня правосознания населения 13
4 Консолидация населения на основе общих духовных ценностей 13
5 Преодоление кризиса доверия с помощью повышения социальной ответственности власти 16
6 Социальное оздоровление межгрупповых и межличностных взаимодействий (преодоление мигрантофобии и деструктивных конфликтов) 16
7 Профессионализм и социальная ответственность СМИ 17
8 Восприимчивость бизнеса к инновациям 17
9 Обеспечение более справедливых принципов распределения материальных благ 15
10 Духовно-нравственное оздоровление общества через культурную, образовательную и информационную политику 24
нию межэтнических и религиозных конфликтов и в целом способствовать гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, преодолению мигрантофобии. Ряд респондентов высказали недоверие к существующей власти и указали на необходимость решения проблем в системе управления, аппарате чиновников, на важность преодоления бюрократизма.
Среди основных экономических вопросов требуют пристального внимания со стороны государства бедность, экономическое неравенство, безработица, рост цен и налогов. Поэтому к первоочередным задачам относятся развитие экономики, малого и среднего бизнеса, промышленного производства, сельского хозяйства, туристско-рекреационного комплекса, привлечение инвестиций, государственная поддержка населения, особенно молодых семей, и создание благоприятных условий для развития молодёжи. Также респонденты подчеркнули необходимость внимания к таким вопросам, как культура и образование, развитие науки, проблемы детства и семьи, ответственность СМИ, правосознание граждан, исполнение законов, морально-нравственное состояние общества, социальные вопросы, здравоохранение, проблема СПИДа и наркомании, а также Олимпиада 2014 г. в Сочи и укрепление международного сотрудничества.
В результате анализа процесса формирования общероссийской гражданской идентичности южнороссийского макрорегиона в контексте обеспечения информационной безопасности можно сделать следующие выводы. В макрорегионе остаётся актуальной проблема соотношения этнической, региональной и гражданской политической идентичности. В развитии национального (этнического) самосознания действуют две тенденции: к этнической идентичности и к общероссийской идентичности. В сложившейся ситуации важно соблюдение баланса и наличие общей для всех народов объединяющей национальной идеи. В противном случае национальное самосознание может замкнуться на узкопрагматичных интересах либо превратится в агрессивный национализм [4, с. 74-75]. Поэтому для укрепления национальной и региональной безопасности представляется действенным способствование формированию позитивной гражданской идентичности населения южнороссийского макрорегиона с использованием всех информационных механизмов.
Вместе с тем процессы регионализации, усиливающиеся в связи с глобализацией, и информационные угрозы остаются постоянными конфликтогенными факторами, которые требуют систематического отслеживания и теоретического осмысления в процессе формирования общегражданской идентичности.
Библиографический список
1. Авксентьев В. А., Зинев С. Н., Майборода Э. Т. Конфликтологическая экспертиза угроз и рисков региональной безопасности в контексте «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Труды ЮНЦ РАН. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.
2. Иванова С. Ю., Шульга М. М. Компаративный анализ российской и цивилизацион-ной идентичностей // Труды ЮНЦ РАН. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. Т. 5. Социальные и гуманитарные науки.
3. Капица С. П. Гиперболический путь человечества. Через демографическую революцию к обществам знаний. М.: ИД ТОНЧУ, 2009.
4. Михайлов В. Стратегия социально-политической стабильности на Российском Кавказе // Государственная служба. 2010. № 6.
5. Религиозный фактор и проблемы безопасности Юга России: колл. монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010.
6. Экспертный опрос «Информационная безопасность в полиэтничном социуме» // Научный архив исследовательского проекта «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)» аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)». Этап исследования 2011 г.
7. Юрченко В. М. Политическое сознание в структуре национальной идентичности // Государственная служба. 2010. № 1.