Научная статья на тему 'Проблемы формирования российской идентичности в контексте обеспечения информационной безопасности южнороссийского макрорегиона (по результатам эмпирических исследований)'

Проблемы формирования российской идентичности в контексте обеспечения информационной безопасности южнороссийского макрорегиона (по результатам эмпирических исследований) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / INFORMATIONAL SECURITY / ЮЖНОРОССИЙСКИЙ МАКРОРЕГИОН / SOUTHERN RUSSIAN MACRO-REGION / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / MASS-MEDIA

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зети П. П.

Рассмотрены основные проблемы формирования российской идентичности в южнороссийском макрорегионе. По результатам эмпирических исследований выделены информационные механизмы, способствующие формированию позитивной гражданской идентичности в процессе обеспечения информационной безопасности региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers the main problems of formation of Russian identity in the southern Russian macro-region. According with the results of applied researches informational mechanisms of formation positive civil identity in the process of informational security of the region have been determined.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования российской идентичности в контексте обеспечения информационной безопасности южнороссийского макрорегиона (по результатам эмпирических исследований)»

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЮЖНОРОССИЙСКОГО МАКРОРЕГИОНА (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЭМПИРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ)

П. П. Зети1

Рассмотрены основные проблемы формирования российской идентичности в южнороссийском макрорегионе. По результатам эмпирических исследований выделены информационные механизмы, способствующие формированию позитивной гражданской идентичности в процессе обеспечения информационной безопасности региона.

Ключевые слова: идентичность, информационная безопасность, южнороссийский макрорегион, средства массовой информации.

The paper considers the main problems of formation of Russian identity in the southern Russian macro-region. According with the results of applied researches informational mechanisms of formation positive civil identity in the process of informational security of the region have been determined.

Key words: identity, informational security, southern Russian macro-region, mass-media.

Политические процессы, происходящие в развитых странах, и фрагментация политических систем приводят к усилению этническо-религиозных групповых идентичностей и размыванию национально-политической самоидентификации. Данные процессы снижают устойчивость политической системы и не способствуют сохранению стабильности в государстве и обществе. В России в 1990-е гг. конфессиональная идентичность была одним из множества факторов, которые удерживали трансформирующиеся российское общество и государство от рас-

1 Зети Полина Петровна - кандидат политических наук, преподаватель кафедры политологии и политического управления Кубанского государственного университета, младший научный сотрудник отдела политологии и конфликтологии Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН. Эл. почта: zeti@yandex.ru

Публикация подготовлена в рамках проекта «Информационная безопасность в молодёжной среде как фактор противодействия экстремизму», грант Президента Российской Федерации МК-1421.2012.6.

пада. Однако сегодня стало очевидно, что на этой основе не удастся сформировать прочный фундамент национальной идентичности [5, с. 7]. Вместе с тем опыт 1990-х гг. показал, насколько опасна политизация этничности, этнической идентичности. В современной политической стратегии приоритет отдаётся гражданской общероссийской идентичности. Национальную идентичность можно интерпретировать как отнесение граждан к определённым государствам. Она утверждается прежде всего через систему воспитания, образования, государственный язык, традиции, культуру и пр. В современном мире идентичность играет огромную роль, поскольку концепция перехода от структуры национальных государств к структуре глобального мирового сообщества оказалась несостоятельной [7, с. 80].

В сложившейся ситуации усиливается роль средств массовой информации как основного субъекта информационного воздействия, формирования общественного мнения, способствующего становлению идентичности. Средства массовой информации наполняют информационное пространство содержанием, способствующим как стабилизации общества, так и возрастанию в нём напряжённости. По мнению С. П. Капицы, позиция СМИ далеко не всегда отвечает интересам общества и только ведёт к деградации ценностей в современном мире, поскольку место в общественном сознании, которые навязывают этим событиям, не отвечают их значению в жизни общества [3, с. 75]. Соответственно в целях инновационного устойчивого развития современного общества большое внимание должно быть уделено обеспечению информационной безопасности.

На Юге России особенно остро ощущается потребность в формировании эффективной информационной политики, обеспечивающей основы безопасности полиэтничного, поликонфессионального региона. В политике по развитию региона комплексно переплетаются государственные интересы, национально-культурная самобытность и традиции местного самоуправления. Парадоксальным образом в глобальном открытом обществе усиливается фрагментация этнопо-литического сознания, которая усложняет, а порой и искажает межгрупповую коммуникацию, провоцирует эскалацию конфликтности и политизацию этничности [7, с. 81-82]. Вместе с тем региональная информационная политика характеризуется отсутствием стратегии, способствующей повышению политико-правовой культуры населения и консолидации общества. По мнению учёных Южного научного центра РАН, в ряде случаев СМИ, публикуя непроверенную информацию, способствуют эскалации социальной напряжённости [1, с. 34]. Следствием этого может стать апатия населения или страх, которые не способствуют консолидации общества в ответ на террористические угрозы, межэтнические конфликты, проявления насилия. Особенным образом это воздействует на молодёжь как наиболее активного потребителя информации.

В этой связи можно представить некоторые результаты экспертного опроса, посвящённого проблемам информационной безопасности Юга России, прове-

дённого базовой кафедрой политологии и политического управления Кубанского государственного университета и Южного научного центра РАН и при непосредственном участии автора статьи [6]. Опрос проходил в ряде субъектов Южного федерального округа (Краснодарский край, Ростовская область, Республика Адыгея) и Северо-Кавказского федерального округа (Ставропольский край, Республика Ингушетия, Республика Дагестан, Северная Осетия). В группу экспертов вошли учёные и специалисты в сфере информационной и региональной безопасности, этноконфликтологии (в том числе сотрудники Института социально-экономических и гуманитарных исследований Южного научного центра РАН), журналисты, политики. Всего были опрошены 30 экспертов.

По утверждению экспертов, динамика развития современного Российского государства и гражданского общества, а также процессы, протекающие в мировом сообществе, порождают множество новых проблем информационной безопасности не только на федеральном, но и на региональном уровне. Эксперты выделяют проблемы, которые требуют разрешения на региональном уровне: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина на информационную деятельность; развитие регионального информационного рынка; развитие регионального сегмента единого информационного пространства, которое образуется совокупностью региональных информационных ресурсов и инфраструктуры. Решение этих проблем предполагает создание региональной системы обеспечения информационной безопасности, которая должна выявлять угрозы интересам субъекта Федерации в информационной сфере и защищать эти интересы, а также обеспечивать взаимодействие региона с федеральной властью, межрегиональное взаимодействие, координацию деятельности государственных и негосударственных структур, действующих на территории региона.

Один из экспертов выдвигает такой, с его точки зрения, важный аспект информационной безопасности, как противодействие информационному воздействию потенциальных противников России, а также целенаправленная и системная деятельность по закреплению позитивных установок граждан в отношении государства и соотечественников.

Отмечается и то, что на региональном уровне следует избегать чрезмерного акцентирования внимания всех средств массовой коммуникации на проблемах национальных и конфессиональных отношений, а также однобокой и непрофессиональной трактовки происходящих в регионе событий. В качестве аспекта информационной безопасности, наиболее важного на региональном уровне, выделяют и преодоление этноконфессиональных ярлыков и стереотипов.

В целом, по мнению экспертов, принявших участие в опросе, установки общественного сознания формируют следующие каналы информации:

— телевидение и Интернет (особенно социальные сети) (в этом уверены 100% экспертов);

— газеты, в целом печатные СМИ, особенно региональные (так считают 80% опрошенных);

— несколько видов каналов информации, характеризуемых как межличностное общение, в которое включается вся коммуникативная среда, в которой находится человек (микроколлективы), а также такой канал, как слухи (мнение 50% экспертов);

— радио и семья (мнение 30% опрошенных экспертов).

— лидеры общественного мнения (президент, глава правительства и др.), формирующие установки общественного сознания (точка зрения 10% экспертов).

При этом ряд экспертов отмечает, что в последнее время в формировании установок общественного сознания возрастает роль именно Интернета, который помимо прочего нацеливает молодых людей на националистические или патриотические установки.

В целом эксперты подчёркивают комплексный характер воздействия каналов информации — от традиционных СМИ, социальных сетей в Интернете до межличностного общения, которые в разной степени влияют на формирование установок общественного сознания.

Как считает один из экспертов, безопасности полиэтничного общества несут угрозу множественные негативные стереотипы, присутствующие в групповом сознании представителей различных народов, составляющих региональный (локальный) социум. Большинство экспертов выделили наличие негативных стереотипов в отношении «лиц кавказской национальности» как фактор потенциальной угрозы безопасности полиэтничного региона. Данное обстоятельство усугубляется существующими в российском обществе мигрантофобией и исла-мофобией. Российские СМИ в недавнем прошлом сами способствовали распространению негативных этнических стереотипов. Сегодня средства массовой информации более строго следят за подачей информации, связанной с этнической проблемой, но не используют в полной мере свой потенциал для противодействия негативным этническим установкам в общественном сознании. Интернет даже способствует формированию данных стереотипов (об этом свидетельствует общение молодых людей на форумах и чатах). По мнению ряда экспертов, не менее острую опасность для российского общества представляет устойчивый негативный стереотип русского народа, составляющего большинство населения страны. Один из экспертов полагает, что на данный момент в общественное сознание все активнее проникает стереотип об ущербности и безнравственности русского народа. В этом есть доля вины и общенациональных средств массовой информации. Также выделяется проблема существования подогреваемого враждебной пропагандой стереотипа восприятия русского народа как народа-колонизатора.

Таким образом, эксперты обозначили как угрожающую интересам региональной и национальной безопасности группу негативных этнических стереотипов в отношении «лиц кавказской национальности». Данная проблема давно уже стала предметом обсуждения в российском научном, политическом и журналистском сообществе. Обозначена и другая не менее опасная для государства и общества угроза, а именно существование негативного стереотипа русского народа среди народов Северного Кавказа.

Учёные Южного научного центра РАН формирование российской идентичности и интегрирующего образа «мы — россияне» считают сложной проблемой, решение которой связано с особенностями нашей страны. С одной стороны, становление российской идентичности происходит в поликультурной и муль-тиэтнической среде, с интенсификацией потоков миграции, тотальным этническим самоопределением. В этих условиях не стоит вопрос, быть населению мультикультурным или нет. Множественность культур уже есть, и гражданам приходится выбирать между различными комбинациями элементов публичного выражения идентичности и решать, какое внимание уделять каждому из них. Сфера выражения идентичности весьма широка. Речь может идти об определении «культурного акцента» в системе образования, при проведении праздников, установке памятников, учреждении эмблем и т. д. С другой стороны, разрушение социалистической идеологии и официальной версии советской истории поставило под вопрос позитивную идентичность трёх поколений советских людей, переводя этот конфликт из плоскости политических или идеологических коллизий в персональную проблему и экзистенциальный кризис. В результате патриотическое сознание приобрело неустойчивый, аморфный, неопределённый характер [2, с. 53].

Поиски новой идентичности в современном обществе требуют выработки государственной стратегии в области внутренней и внешней политики, а также обеспечения национальной безопасности России. Учёные обращают внимание и на тот факт, что среди жителей Юга России российская идентичность более выражена, что может быть объяснено необходимостью консолидации всех социальных сил для стабилизации ситуации в южном макрорегионе [2, с. 58].

Из сказанного следует актуальность поиска оптимальных информационных механизмов формирования позитивной гражданской идентичности для обеспечения безопасности в мультикультурном обществе. Эксперты, принявшие участие в опросе, обращают внимание на то, что данная проблема тесно связана с затянувшимся кризисом идентичности российского общества, подчеркивают неразработанность идеологии гражданской идентичности (гражданского национализма) в России. Поэтому важнейшей задачей национальной безопасности является защита и сохранение российской идентичности как сущностной основы и одновременно важнейшего ресурса конкурентоспособности в современных условиях. Этническое самосознание не должно вступать в противоре-

чие с общероссийской гражданской идентичностью, на основе формирования подлинного доверия в отношениях между этническими группами должен создаваться важнейший сегмент информационного пространства [7, с. 81]. Приведем высказывания некоторых экспертов: «.с малых лет необходимо прививать чувство патриотизма, взаимоуважения и солидарности друг к другу, уважение к другим народам и культурам. Необходимо создавать фильмы с национальными героями в главных ролях, писать книги, издавать журналы, изображающие нашу славную Родину, нашу богатую историю». «Для Северного Кавказа наиболее актуальны художественные фильмы и детская анимация. Эти виды формирования установок общественного мнения чрезвычайно актуальны в силу высокой эмоциональности, популярности и возможности влияния на младшие возрастные группы. Актуальность художественных фильмов и детской анимации определяется тем, что для традиционного в своей основе мировосприятия низкоэмоциональные средства будут совершенно неэффективны» [6].

Вместе с тем формирование позитивной гражданской идентичности в России возможно только при тесном взаимодействии государства и сильного гражданского общества. Эксперты также подчеркивают важность задействования всех имеющихся информационных механизмов в формировании позитивной гражданской идентичности населения России. Однако успешно решить данную задачу невозможно только с помощью информационных технологий. Необходимо поощрение гражданской активности населения, укрепление гражданского общества, совместные усилия Российского государства и общества в решении наиболее болезненных для общества этнополитических, социально-экономических и социокультурных проблем.

В этой связи немаловажная роль отводится российской политике по реализации государственных интересов, которые должны быть направлены и на улучшение качества жизни, и на устойчивое развитие государства и общества с учётом интересов населения. При анализе результатов социологического опроса населения, проведённого кафедрой политологии и политического управления КубГУ в городах и районах Краснодарского края в 2011 г. в рамках научно-исследовательского проекта «Идеологическое обеспечение реализации государственных интересов на Юге России», были выявлены наиболее важные приоритетные направления реализации государственных интересов.

Несмотря на то что в соответствии полученными данными сложно выделить ярко выраженную консолидированную позицию по наиболее важным приоритетам, на первую позицию 30% респондентов ставят защиту территориальной целостности государства. 18% респондентов первоочередную задачу в реализации государственных интересов видят в преодолении коррупции во властных структурах. Особую остроту изучаемые проблемы приобретают в региональном измерении Юга России, на ситуацию в котором оказывают влияние специфические конфликтогенные факторы: геополитическое положение региона, его

близость к конфликтным зонам, угроза сепаратизма и терроризма (в том числе информационного), высокая этническая мозаичность, национализм, активное развитие информационных технологий. Всё это может способствовать распространению девиантных политических практик, которые не способствуют устойчивому развитию государства.

К методам преодоления данных деструктивных тенденций 13% респондентов отнесли повышение уровня правосознания населения и консолидацию населения на основе общих духовных ценностей, поставив данные направления реализации государственных интересов на третье и четвёртое места.

Следующим, пятым приоритетом в реализации государственной политики население Краснодарского края видит преодоление кризиса доверия с помощью повышения социальной ответственности власти. Примерно на такой же позиции в приоритетах государства, по мнению граждан, должно быть социальное оздоровление межгрупповых и межличностных взаимодействий, таких как, например, преодоление мигрантофобии и деструктивных конфликтов, что актуально для полиэтничного социально-политического пространства Юга России.

К важным аспектам в обеспечении региональной информационной безопасности относятся профессионализм и социальная ответственность СМИ. Зачастую именно от позиции журналистов и направления информационной политики государства во многом зависит социально-политический климат в государстве и обществе. Однако 17% респондентов отвели данному направлению седьмое место в приоритетах государства, не выделяя в число наиболее значимых.

На последних позициях в приоритетных направлениях реализации государственных интересов, по мнению опрошенных жителей Краснодарского края, должны быть восприимчивость бизнеса к инновациям, обеспечение более справедливых принципов распределения материальных благ и духовно-нравственное оздоровление общества через культурную, образовательную и информационную политику. Далее приведена таблица, в которой отданный процент мнений соответствует позиции приоритетного направления в рейтинге.

При ответе на открытый вопрос «На Ваш взгляд, на чём нужно в первую очередь акцентировать внимание для успешной реализации государственных интересов на Юге России?» респонденты высказывали самые разные мнения, однако можно проследить некоторые общие тенденции в видении данного вопроса. С точки зрения респондентов, необходимо акцентировать внимание на проблеме коррупции и усилить противодействие коррупции во властных структурах, обеспечивать защиту территориальной целостности и укрепление государственных границ.

Особое внимание следует уделять противодействию и борьбе с терроризмом и экстремизмом, организованной преступности, профилактике и урегулирова-

Ранжирование приоритетных направлений реализации государственных интересов

России

Позиция Приоритетное направление реализации государственных интересов Количество опрошенных респондентов, %

1 Защита территориальной целостности 30

2 Преодоление коррупции во властных структурах 18

3 Повышение уровня правосознания населения 13

4 Консолидация населения на основе общих духовных ценностей 13

5 Преодоление кризиса доверия с помощью повышения социальной ответственности власти 16

6 Социальное оздоровление межгрупповых и межличностных взаимодействий (преодоление мигрантофобии и деструктивных конфликтов) 16

7 Профессионализм и социальная ответственность СМИ 17

8 Восприимчивость бизнеса к инновациям 17

9 Обеспечение более справедливых принципов распределения материальных благ 15

10 Духовно-нравственное оздоровление общества через культурную, образовательную и информационную политику 24

нию межэтнических и религиозных конфликтов и в целом способствовать гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений, преодолению мигрантофобии. Ряд респондентов высказали недоверие к существующей власти и указали на необходимость решения проблем в системе управления, аппарате чиновников, на важность преодоления бюрократизма.

Среди основных экономических вопросов требуют пристального внимания со стороны государства бедность, экономическое неравенство, безработица, рост цен и налогов. Поэтому к первоочередным задачам относятся развитие экономики, малого и среднего бизнеса, промышленного производства, сельского хозяйства, туристско-рекреационного комплекса, привлечение инвестиций, государственная поддержка населения, особенно молодых семей, и создание благоприятных условий для развития молодёжи. Также респонденты подчеркнули необходимость внимания к таким вопросам, как культура и образование, развитие науки, проблемы детства и семьи, ответственность СМИ, правосознание граждан, исполнение законов, морально-нравственное состояние общества, социальные вопросы, здравоохранение, проблема СПИДа и наркомании, а также Олимпиада 2014 г. в Сочи и укрепление международного сотрудничества.

В результате анализа процесса формирования общероссийской гражданской идентичности южнороссийского макрорегиона в контексте обеспечения информационной безопасности можно сделать следующие выводы. В макрорегионе остаётся актуальной проблема соотношения этнической, региональной и гражданской политической идентичности. В развитии национального (этнического) самосознания действуют две тенденции: к этнической идентичности и к общероссийской идентичности. В сложившейся ситуации важно соблюдение баланса и наличие общей для всех народов объединяющей национальной идеи. В противном случае национальное самосознание может замкнуться на узкопрагматичных интересах либо превратится в агрессивный национализм [4, с. 74-75]. Поэтому для укрепления национальной и региональной безопасности представляется действенным способствование формированию позитивной гражданской идентичности населения южнороссийского макрорегиона с использованием всех информационных механизмов.

Вместе с тем процессы регионализации, усиливающиеся в связи с глобализацией, и информационные угрозы остаются постоянными конфликтогенными факторами, которые требуют систематического отслеживания и теоретического осмысления в процессе формирования общегражданской идентичности.

Библиографический список

1. Авксентьев В. А., Зинев С. Н., Майборода Э. Т. Конфликтологическая экспертиза угроз и рисков региональной безопасности в контексте «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Труды ЮНЦ РАН. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009.

2. Иванова С. Ю., Шульга М. М. Компаративный анализ российской и цивилизацион-ной идентичностей // Труды ЮНЦ РАН. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009. Т. 5. Социальные и гуманитарные науки.

3. Капица С. П. Гиперболический путь человечества. Через демографическую революцию к обществам знаний. М.: ИД ТОНЧУ, 2009.

4. Михайлов В. Стратегия социально-политической стабильности на Российском Кавказе // Государственная служба. 2010. № 6.

5. Религиозный фактор и проблемы безопасности Юга России: колл. монография. Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2010.

6. Экспертный опрос «Информационная безопасность в полиэтничном социуме» // Научный архив исследовательского проекта «Информационная безопасность в полиэтничном социуме (на материалах ЮФО)» аналитической ведомственной целевой программы Министерства образования и науки РФ «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)». Этап исследования 2011 г.

7. Юрченко В. М. Политическое сознание в структуре национальной идентичности // Государственная служба. 2010. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.