Научная статья на тему 'Проблемы формирования общекультурных компетенций студентов в дидактической системе организации высшего образования'

Проблемы формирования общекультурных компетенций студентов в дидактической системе организации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
273
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
LABOR FUNCTIONS / TRAINING / COMPETENCE / EDUCATIONAL PROCESS / METHODOLOGY / EDUCATION / SELFEDUCATION / ТРУДОВЫЕ ФУНКЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МЕТОДОЛОГИЯ / ВОСПИТАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / САМООБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исмагилов Раис Миргалимович

На этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась необходимость развития личностных качеств студента при его профессиональной подготовке. В этой связи на примере федерального государственного образовательного учреждения высшего образования были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты тех общекультурных компетенций, которые проявляются и формируются в образовательном процессе, требуют выработки методологии разработки и внедрения в него современных технологий включения задач гуманитарной экспертизы технических решений и непосредственно влияют на развитие коммуникативных способностей студента и дальнейший профессиональный успех выпускника высшего образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исмагилов Раис Миргалимович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE DIDACTIC SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

At the stage of implementation of the federal state educational standards of the third generation there was a necessity of development of personal qualities of the student during his training. In this regard, on the example of the federal state educational institutions of higher education, some theoretical and practical aspects of the general cultural competence were examined, which appear and are formed in the educational process, require production of the methodology for developing and implementing in it modern technologies of inclusion of humanitarian expertise tasks of technical decisions and directly affect the development of communicative abilities of the student and further professional success of graduates of higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования общекультурных компетенций студентов в дидактической системе организации высшего образования»

УДК 378.02:37.016

Р. М. Исмагилов

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

На этапе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения появилась необходимость развития личностных качеств студента при его профессиональной подготовке. В этой связи на примере федерального государственного образовательного учреждения высшего образования были рассмотрены некоторые теоретические и практические аспекты тех общекультурных компетенций, которые проявляются и формируются в образовательном процессе, требуют выработки методологии разработки и внедрения в него современных технологий включения задач гуманитарной экспертизы технических решений и непосредственно влияют на развитие коммуникативных способностей студента и дальнейший профессиональный успех выпускника высшего образовательного учреждения.

Ключевые слова: трудовые функции, профессиональная подготовка, компетенции, образовательный процесс, методология, воспитание, обучение, самообразование.

Переход нашей страны на рельсы постиндустриального развития требует коренных преобразований в политике, экономике, организации труда, что ставит перед современной системой образования проблему необходимости ее глубокой перестройки с целью формирования личности, способной реализовать свои умения и навыки в конкретных условиях решения народно-хозяйственных задач. В этой связи новый этап реализации государственных образовательных стандартов высшего образования характеризуется реформированием комплекса образовательных процессов во взаимосвязи с достижением заданных результатов, определяемых как общекультурные и профессиональные компетенции. При этом наибольшее затруднение как в теоретическом, так и в практическом аспекте представляет формирование и оценка общекультурных компетенций. Если вопрос создания социокультурной среды университета, обеспечивающей условия для развития общекультурных компетенций, определенный стандартом высшей школы, находился в числе приоритетных во все времена, то проблема методического обустройства процесса формирования данных компетенций на занятиях требует проработки и новых подходов. Очевидно, что задачи формирования общекультурных компетенций выпускников вуза должны решаться комплексно: как возможностями воспитательной системы посредством внеаудиторных мероприятий, реализацией социокультурных проектов, молодежных инициатив по разным направлениям, так и потенциалом учебных дисциплин, производственных практик.

И. Я. Лернер в своих работах отмечал, что обучение и воспитание представляют собой единый процесс, предполагающий усвоение учащимися знаний, умений, опыта творческой деятельности и эмоциональной воспитанности. По его мнению, если первые три элемента определяют уровень ин-

теллектуального развития человека, составляют его содержание, то названные компоненты в целом обусловливают и составляют содержание духовного развития личности. Масштаб и характер объектов, включенных в систему ценностей, вызывающих ту или иную силу эмоционального отношения, определяют уровень и масштаб духовного развития личности [1].

В этом контексте современное высшее образование ставит своей целью «...обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации...» [2]. Образ выпускника в таком случае предстает как личность, способная к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности, реализации творческого потенциала, готовая к индивидуально-ответственному поведению, обладающая высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности и совместному труду.

Роль общекультурных компетенций в подготовке выпускников учреждений высшего образования бесспорно высока. По мнению исследователя Е. В. Леоновой, «в современном постиндустриальном обществе для профессионального успеха выпускнику вуза необходимо быть готовым к непрерывному образованию в течение всей жизни, деятельности в постоянно меняющихся условиях рынка труда. Он должен уметь быстро анализировать информацию, принимать творческие решения в ситуации неопределенности, обладать коммуникативной компетентностью. Все эти качества входят в состав профессиональных и общекультурных компетенций, сформированность которых, наряду

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2016. 12 (177)

с усвоенными знаниями, умениями и навыками, является результатом высшего профессионального образования» [3].

Как известно, каждая организация, в зависимости от принадлежности к той или иной отрасли народного хозяйства, составляет обобщенные трудовые функции по каждому виду деятельности, перечень, реализующий эти функции, и соответствующие должностные инструкции специалиста в зависимости от особенности и специфики организации, а также области ее деятельности, которые ложатся в основу перечня соответствующих компетенций образовательного стандарта и формирующих его профиль компетенций. По результатам опросов представителей высших учебных заведений во время совместных деловых встреч работодателями неоднократно подчеркивалась значимость общекультурных компетенций в профессиональной деятельности, позволяющих существенно повысить адаптационные возможности выпускников образовательных учреждений в рабочей среде.

Следовательно, при разработке основных образовательных программ учебное заведение обязано учитывать требования работодателей, при этом каждый элемент программы должен быть наполнен ценностным содержанием, отражающим социальные ожидания и требования к личностным качествам будущего специалиста. Не случайно, статья 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предоставляет свободу образовательным организациям «в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам» [2].

Практика реализации образовательных стандартов, достижения новых образовательных результатов посредством имеющегося методического обеспечения процесса формирования и оценивания общекультурных компетенций в дидактической системе Омского государственного университета путей сообщения выявила следующие проблемы:

- отсутствие конкретных механизмов формирования и оценивания общекультурных компетенций;

- недостаток инструментов сопряжения обучающего и воспитательного контекста конкретного занятия;

- необходимость обновления традиционных методов обучения, их педагогическая обоснованность в процессе формирования личностных и профессиональных качеств выпускника.

Разумеется, в этом направлении ведется целенаправленная работа всего профессорско-преподавательского состава, в первую очередь методического подразделения. Например, дисциплина «Основы обеспечения качества» относится к вариативной

части блока 1 «Дисциплины/модули» ФГОС 27.03.02 «Управление качеством» (уровень бакалавриата) и предполагает формирование у студентов в образовательном процессе общекультурной компетенции ОК-7 «Способность к самоорганизации и самообразованию» в рамках выбранного направления подготовки для приобретения навыков организации собственной учебной деятельности. Целью рабочей программы данной дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков, т. е. компетенций, обеспечивающих им квалифицированное эффективное решение задач по обеспечению качества благодаря овладению навыками чтения технической документации и самостоятельного ведения необходимой документации на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000 как нормативно-правовых документов. В процессе изучения дисциплины наряду с освоением требуемой общепрофессиональной (ОПК-1) и профессиональной (ПК-22) компетенций у студентов формируются критическое мышление, ответственность в принятии возможных организационно-управленческих решений, способность работать с любой информацией, использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности. Данные навыки необходимы будущему специалисту по качеству для правильного понимания менеджмента качества во всех его аспектах, а не только для контроля качества готовой/производимой продукции, улучшения основных и вспомогательных процессов производства, повышения качества работы структурных подразделений, а также изучения новых методик и технологий управления качеством.

Формирование общекультурной компетенции необходимо для лучшего понимания и выполнения требований системы менеджмента качества (СМК), сформулированных на основе упомянутых стандартов, поскольку осознание сути изучаемого происходит через собственное восприятие каждого индивида. В соответствии с поставленной целью задачами и уровнем предъявления содержания образования в процессе обучения компетенция включает компоненты, описанные в таблице.

Таким образом, в процессе усвоения дисциплины происходит постепенное овладение студентом навыками самоорганизации и самообразования, позволяющими быстро и эффективно изучать необходимую документацию, находить в ней возможности для дальнейших улучшений описываемых управленческих и производственных процессов.

Современное информационное пространство однозначно показывает, что невозможно свести сущность образовательного процесса только к передаче информации; сегодня преподаватель в большей степени тьютор, чем источник познания; в таких условиях, очевидно, что компетенции форми-

Уровни освоения компетенции

Компетенция Ступени уровней освоения компетенции

ОК-7 - способность к самоорганизации и самообразованию Знать: правила и приемы поиска, выделения и освоения наиболее существенного в документации при самоорганизации своей деятельности. Уметь: находить, выделять и осваивать наиболее существенное в документации на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000. Владеть: навыками поиска, изучения и освоения наиболее существенного в документации на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000, оценки своей готовности к самоорганизации и самообразованию Пороговый уровень Знает основные правила поиска, изучения и обозначения конкретной информации в структуре документов. Умеет осуществлять поиск, изучение и обозначение конкретной информации при анализе содержания стандартов. Владеет основными навыками поиска, изучения и обозначения конкретной информации при анализе содержания стандартов. Базовый уровень Знает приемы поиска, выделения и освоения наиболее существенного в документации на базе стандартов ГОСТ Р ИСО 9000. Умеет находить, выделять и осваивать наиболее существенное в документации, разработанной на основе стандартов. Владеет навыками поиска, изучения и освоения наиболее существенного в документации на основе стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000. Высокий уровень Знает правила и приемы самоорганизации своей деятельности и оценки своей готовности к самоорганизации. Умеет выстраивать систему оценок своей готовности к самоорганизации. Владеет навыками оценки своей готовности к самоорганизации и самообразованию

руются, когда в познавательную деятельность студента вовлекается эмоционально-волевая компонента структуры его личности, для которой информация имеет не только содержательный смысл, но и значимость, а в учебном процессе существует мотивация к восприятию знаний и их освоению в виде навыков и умений.

Поэтому, на взгляд автора, формирование общекультурной компетенции в процессе освоения дисциплины можно осуществлять путем ее конкретизации и декомпозиции, выделенные аспекты компетенции необходимо интегрировать с другими компетенциями в зависимости от темы и цели занятия.

Продемонстрируем проявление рассматриваемой компетенции ОК-7 в ходе изучения темы «Анализ ГОСТ Р ИСО 9001-2008 с точки зрения системного подхода». Данное занятие направлено на освоение профессиональной компетенции ПК-22 «Способность вести необходимую документацию по созданию системы обеспечения качества и контролю ее эффективности».

Как известно, для эффективной организации работы предприятия по установленным критериям качества необходимо разработать документы СМК, устанавливающие порядок и правила выполнения тех процессов, которыми необходимо управлять. Основополагающим уровнем документации СМК является нормативная документация, в ее числе -нормативно-правовая. Чаще всего процесс документооборота «Управление внешними нормативно-правовыми и нормативными документами» включает:

- государственную нормативно-правовую документацию;

- региональную нормативно-правовую документацию;

- ведомственную нормативно-правовую документацию;

- нормативно-правовую документацию предприятия.

Следовательно, целенаправленная деятельность преподавателя по формированию структурных составляющих данной компетенции у студентов должна выражаться в виде набора приемов и методов, позволяющих создать систему представлений, опираясь на собственные знания, умения, опыт и личностное отношение для решения профессиональных задач, и включает применение практико-ориентированных, игровых, диалоговых методов обучения. Использование ролевых игр на занятиях имитирует контекст будущей профессиональной деятельности; при этом акцент делается на работу в малых группах, организуя междисциплинарные связи, формируя самостоятельность и личную ответственность студентов за принятие решений [4]. Студенты осваивают навыки социального взаимодействия, у них закладываются элементы поискового образования и творческой конкуренции.

Этому способствует готовность профессорско-преподавательского состава не только передавать студентам наиболее значимую информацию для будущей профессиональной деятельности, но и обучать их приемам, методам, технологиям постоянного самостоятельного пополнения знаний, самообучения и совершенствования профессионального мастерства [5].

В наибольшей степени компетенция ОК-7 формируется в ходе коллоквиумов по проблемам

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2016. 12 (177)

документационного обеспечения СМК на основе ГОСТ Р ИСО серии 9000, рефлексивной позицио-нальной дискуссии на тему «Зачем предприятию нужна система менеджмента качества?», а также во время практической работы по анализу стандартов ИСО серии 9000.

Наш опыт работы показывает, что ключевую роль в формировании общекультурных компетенций в рамках изучения базовых технических дисциплин играет самостоятельная работа, которая осуществляется в процессе выполнения домашних заданий и отдельных заданий (как групповых, так и индивидуальных) в аудитории при участии преподавателя, посредством организации исследовательской работы по проектированию систем управления производственным процессом, выпуском определенных видов продукции, оказанием услуг. Подготовка студентов к практическим занятиям включает анализ материалов, документов по СМК, разработку той или иной документационной процедуры и проектирование элемента системы документооборота для конкретного предприятия. Окончательное закрепление навыков происходит в рамках реализации блока 2 «Практика» в условиях профильной организации.

На сегодняшний день организация процесса обучения на основе компетентностного подхода вызывает определенные затруднения у части преподавателей. Поэтому, по мнению автора, проблема формирования и оценивания общекультурных компетенций студента университета требует выработки методологии разработки и внедрения современных технологий компетентностного формата. Кроме того, проектирование образовательного процесса в вузе в соответствии с новыми образовательными стандартами обусловливает внедрение коллективных форм взаимодействия педагогов, кооперацию творческого потенциала преподавателей внутри рабочих групп по направлению профессиональной области, так как общекультурные компетенции являются интегральными характеристиками, формируемыми и оцениваемыми разными дисциплинами. В этой связи мы согласны со многими исследователями вопросов достижения образовательных результатов в организации высшего образования, утверждающими, что в конкретизации нуждаются общевузовские и индивидуальные технологии преподавателя по формированию общекультурных компетенций как интегрирующей основы гуманитарной, социальной и технической составляющих образования.

Список литературы

1. Петрунева Р. М. Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика. Волгоград: РПК «Политехник», 2000. 172 с.

2. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон: принят 29.12.2012 N 273-ФЗ // СПС «Консультант-Плюс».

3. Леонова Е. В. Формирование общекультурных компетенций у студентов технического вуза // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 130-131.

4. Исмагилов Р. М. О формировании конкурентной среды процесса обучения // Конкурентоспособность региональной экономики. Вестник филиал ГОУ ВПО ВЗФЭИ, 8-2007. С. 325-328.

5. Верескун В. Д. Задачи профессорско-преподавательского состава университета в информационно-образовательном пространстве // Ростовский гос. ун-т путей сообщения. 1^1.: http://www.t21.rgups.ru/archive2012/upload /А1ев/Уеге8куп%20У.0. -2013-04-05-15-36-27.doc (доступ 16.06.2016).

Исмагилов Р. М., кандидат технических наук, доцент. Омский государственный университет путей сообщения.

Пр. Маркса, 35, Омск, Россия, 644046. E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 01.07.2016.

R. M. Ismagilov

PROBLEMS OF FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCIES OF STUDENTS IN THE DIDACTIC

SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

At the stage of implementation of the federal state educational standards of the third generation there was a necessity of development of personal qualities of the student during his training. In this regard, on the example of the federal state educational institutions of higher education, some theoretical and practical aspects of the general cultural competence were examined, which appear and are formed in the educational process, require production of the methodology for developing and implementing in it modern technologies of inclusion of humanitarian expertise tasks of technical decisions and directly affect the development of communicative abilities of the student and further professional success of graduates of higher educational institutions.

Key words: labor functions, training, competence, educational process, methodology, training, education, self-

education

References

1. Petruneva R. M. Gumanitarizatsiya inzhenernogo obrazovaniya: metodologicheskiye osnovy ipraktika [Humanization of engineering education: methodological bases and practice]. Volgograd, RPK "Politekhnik" Publ., vol. 2000. 172 p. (in Russian).

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii [elektron. resurs]: Federal'nyy zakon: prinyat 29.12.2012 no. 273-FZ [On Education in the Russian Federation [the Electronic resource]: Federal Law: adopted 29.12.2012 no. 273-FZ ]. SPS "Konsul'tantPlyus" [SPS "ConsultantPlus"] (in Russian).

3. Leonova E. V. Formirovaniye obshchekul'turnykh kompetentsiy u studentov tekhnicheskogo vuza [Formation of common cultural competence of students of a technical college]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2010, no. 2, pp. 130-131(in Russian).

4. Ismagilov R. M. O formirovanii konkurentnoy sredy protsessa obucheniya [On the formation of the competitive environment of the learning process]. Konkurentosposobnost' regional'noy ekonomiki. Vestnik filial GOU VPO VZFEI - The competitiveness of the regional economy. Bulletin of the branch of State Educational Institution of Higher Professional Education Financial University under the government of Russian Federation, 2007, no. 8, pp. 325-328 (in Russian).

5. Vereskun V. D. Zadachi professorsko-prepodavatel'skogo sostava universiteta v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve [Tasks of the faculty of the University in information and educational space]. Rostovskiy gosudarstvennyy universitet putey soobshcheniya [Rostov state transport university] (in Russian). URL: http://www.t21.rgups.ru/archive2012/upload /files/vereskyn%20v.d. -2013-04-05-15-36-27.doc (accessed 16 June 2016).

Ismagilov R. M.

Omsk State Transport University.

Pr. Marksa, 35, Omsk, Russia, 644046.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.