Х. Г. Тухбиев
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В СИСТЕМЕ ВОЕННО - ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Ключевые слова: культура общения, взаимоотношения, психология, военнослужащий.
Повышение уровня профессиональной деятельности военнослужащих непосредственно связано с формированием культуры общения, так как от военнослужащего требуется умение расположить к себе человека в различных направлениях общения: служебной, педагогической, военно-профессиональной и неформальном общении.
Key words: culture of dialogue, mutual relations, psychology, military man.
Increase level of professional work military men is connected with formation of culture dialogue as from the military man ability to gain the person in various directions of dialogue is required: office, pedagogical, military-professional and informal dialogue.
Введение
В настоящее время в социальном пространстве и во всех видах жизнедеятельности человека происходят существенные изменения в содержании и структуре общения, взаимодействии людей. Необходимо отметить, что эти изменения происходят и в воинских коллективах. В силу особого характера совместной образовательной, военно-
профессиональной и служебной деятельности проблема формирования культуры общения военнослужащих приобретает особую значимость и актуальность. Культура общения органически входит в образ жизни современного военного специалиста, становится все более действенным фактором формирования здорового нравственного климата в коллективах, что, в конечном счете, позволит каждому военнослужащему более эффективно использовать имеющийся потенциал в соответствии со своими интересами и склонностями.
1. Формирование культуры общения военнослужащих
Общение - основная форма человеческого бытия, вечное и непременное свойство человека, а культура общения составляет часть его духовной культуры. Подсчитано, что на общение с подчинёнными у руководителя уходит до 80% рабочего времени, эффективность его труда на три четверти зависит от уровня умения взаимодействовать и контактировать с людьми. Однако проведенные исследования и анализ многих служебных конфликтов показывает, что в основе их возникновения лежат просчёты во взаимоотношениях военнослужащих, отсутствие некоторых командиров профессиональных навыков межличностного общения. Поэтому для повышения эффективности руководства важно знать психологические закономерности и механизмы процесса общения, умение использовать эти знания на практике, опираться не только на личный опыт, но на научный теоретический материал [1].
Качественный уровень подготовки
современных офицеров определяется многими факторами. Один из них - формирование культуры
общения в воинском коллективе. Для целостного представления содержания и процесса формирования культуры общения в воинском коллективе необходимо провести анализ используемых в данном случае основных базисных понятий: общение, коммуникация,
коммуникативная культура, коммуникативные умения, коммуникативные способности,
коммуникативная компетентность.
Общение - это фундаментальная междисциплинарная категория. Она активно разрабатывается у нас в стране и за рубежом на философско-методологическом, социально-
психологическом и педагогическом уровнях. По общему признанию общение - это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. В самом общем виде оно выступает как форма жизнедеятельности. Основной характеристикой общения является то, что с его помощью люди строят свои отношения друг с другом, а также формируют отношение к самому себе.
Г. Р. Шагивалеева считает необходимым соотнести понятие «общение» с более широким понятием - «коммуникация». Коммуникация - это связь, в ходе которой происходит обмен информацией. А главным средством общения является - язык (речь). Общение направлено на установление психологического контакта между людьми, его цель - изменение взаимоотношений с людьми, установление взаимопонимания, влияние на знания, мнения, отношения, чувства других людей [2].
Социальный психолог В.Г. Крысько рассматривает общение как единство пяти сторон: межличностной, когнитивной, коммуникативно-информационной, эмотивной и поведенческой. Они изображены на схеме 1.
Межшшноаная
Л
\
Г N
когнитивная ■^моигвная
I
7
Ноьслснчсская
1Ш.формашошиш
Схема 1 Стороны общения
Межличностная сторона общения отражает взаимодействие человека с непосредственным окружением: с другими людьми и теми общностями, с которыми он связан своей жизнью. Прежде всего, это семья и профессиональная группа, которые пользуются сложившимися культурно-историческими и профессиональными шаблонами поведения. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает национально-этнические, социально-возрастные,
эмоционально-эстетические и другие эталоны и стереотипы общения.
Когнитивная сторона общения позволяет ответить на вопросы о том, кто собеседник, что он за человек, чего от него можно ожидать, и многие другие, связанные с личностью партнера. Она охватывает не только познание другого человека, но и самопознание. В результате в процессе общения формируются образы-представления о себе и партнерах, которые регулируют этот процесс.
Коммуникативно-информационная сторона общения представляет собой обмен между людьми различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. Если все это рассматривать как информацию, то процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. Но такой подход к человеческому общению является очень упрощенным.
Эмотивная сторона общения связана с функционированием эмоций и чувств, настроения в личных контактах партнеров. Они проявляются в выразительных движениях субъектов общения, их действиях, поступках, поведении. Через них проступают взаимные отношения, которые становятся своеобразным социально-психологическим фоном взаимодействия, предопределяя больший или меньший успех совместной деятельности.
Поведенческая сторона общения служит целям согласования внутренних и внешних противоречий в позициях партнеров. Она обеспечивает управляющее воздействие на личность во всех процессах жизнедеятельности, раскрывает стремление человека к тем или иным ценностям, выражает побудительные силы человека, регулирует
взаимоотношения партнеров в совместной деятельности [3].
Проблема формирования культуры общения в воинском коллективе имеет и более глобальное
значение, поскольку человеческая
жизнедеятельность немыслима без общения людей друг с другом, и ее качество, сам результат определяются культурой отношений. Военный специалист, обладающий в достаточной степени культурой общения, коммуникативными умениями, ориентируется уверенно в самых различных ситуациях военно-профессиональной деятельности: в мирное время - в процессе караульной и внутренней служб, в ходе решения тактических задач, выполнения боевых стрельб, вождения боевых машин и др.; в военное время - в экстремальных условиях, при выполнении задач по установлению мира и правопорядка и тд. От уровня культуры общения в значительной мере зависит не только организационный и технологический успех, развитие различных связей, но также, что не менее значимо, эмоционально-ценностное отношение военного специалиста к процессу и результату своей военно-профессиональной деятельности.
Важнейшей задачей офицера является поиск его индивидуального стиля общения, способность располагать к себе людей, способность понять и воспринимать других [4]. Для каждого офицера важен необходимый уровень сформированное™ коммуникативных качеств личности. Такими качествами, по мнению военных психологов, являются тактичность, доброжелательность и чуткость, культура речи, общительность, самообладание.
Взаимоотношения в воинском коллективе имеют свои особенности, так как они регламентируются не только законами, но и воинскими уставами. Взаимоотношения - это непосредственные личные связи и отношения, складывающиеся в реальной жизни, совместной деятельности, а также в ходе внутриколлективного общения.
Культура общения становится сегодня одним из важнейших показателей социальнопрофессионального статуса военного специалиста. Все это актуализирует проблему формирования культуры общения в воинском коллективе. Данная проблема выступает как средство решения профессиональных задач, как социальнопсихологическое обеспечение трудовой
деятельности, как способ организации
взаимоотношений с подчиненными и коллегами, как средство передачи информации и как средство педагогического воздействия.
В отечественной психологии созданы продуктивные теоретические концепции
(Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), объясняющие и структурирующие развитие человеческих отношений. Различные аспекты культуры общения освещены в многих работах философов, социологов, психологов и педагогов, но несмотря на это необходимо отметить, что в проведенных исследованиях практически не отражаются проблемы формирования культуры общения в воинском коллективе, особенно взаимодействие в процессе военно-служебной
деятельности. Остаются полностью не исследованными противоречия, особенности
межличностных отношений, взаимосвязь
образовательной, военно-профессиональной и служебной деятельности в формировании культуры общения.
Проведенный анализ педагогических исследований показывает, что военные не обладают соответствующим уровнем культуры общения, который должен соответствовать современным требованиям, у большинства офицеров имеются значительные пробелы в знаниях и умениях, необходимых для общения в военнопрофессиональной и военно-педагогической деятельности. Многие военнослужащие имеют отдаленные представления о культуре общения и ее месте в решении профессиональных задач.
В настоящее время имеет место противоречие между объективной необходимостью формирования культуры общения в воинском коллективе с учетом особенностей жизнедеятельности военнослужащих, их взаимодействия в военно-профессиональной и военнослужебной деятельности и недостаточной разработанностью данной научной проблемы.
Анализ научной литературы позволил выяснить, что в современной педагогической науке нет единого подхода к проблеме формирования культуры общения среди военнослужащих, прежде всего, это обусловлено, многообразием взглядов на сущность понятий «культура» и «общение». Отсюда возникает проблема - вопрос, каковы же психологопедагогические условия формирования культуры общения военнослужащих в образовательной, военнослужебной и др. видах деятельности? Проблема формирования культуры общения требует как теоретического осмысления, так и практической реализации.
Не менее важное место следует отнести и воинскому этикету. Общевоинские уставы Вооруженных Сил РФ как свод законов жизни военнослужащих армии и флота придают нормам и правилам воинского этикета законодательный характер. Это предусматривает их обязательное соблюдение всеми категориями военнослужащих. Так, например, в статье 67 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ сказано: «Военнослужащие должны постоянно служить примером высокой культуры, скромности и выдержанности, свято блюсти воинскую честь, защищать свое достоинство и уважать достоинство других. Они должны помнить, что по их поведению судят не только о них, но и о Вооруженных Силах в целом».
На наш взгляд, культура общения военнослужащих в системе военно-профессиональной
подготовки может существенно повыситься при реализации следующих психолого-педагогических условий:
- культура общения представляет собой единство и взаимосвязь коммуникативных, перцептивных, интерактивных структурных компонентов, где формирование будет возможно когда: раскрытие содержания структурных
компонентов явления культуры делового общения становится основой для разработки содержания программы формирования данной культуры у военнослужащего;
- культурологическую среду как условие формирования общения должны образовывать взаимосвязь военно-служебной, образовательной и различных видов военной деятельности;
- базисные культурологические знания, культурологические и коммуникативные умения определяются в различных видах образовательной, военно-служебной деятельности на основе интегративного подхода;
- профессиональная направленность формирования культуры общения и взаимодействия в воинском коллективе определяются профессиональными обязанностями военно-служебной деятельности и носят характер общественного и межличностного отношения;
- неформальное общение определяется потребностями, интересами, склонностями, симпатиями, в них реализуется социальная роль индивида.
Все виды деятельности образуют культурно-образовательную среду как особый тип взаимосвязи, взаимозависимости образовательного и воспитательного процесса, военнопрофессиональной и военно-служебной
деятельности. Формирование культуры общения во всех видах деятельности может осуществляться непосредственно через приобщение каждого военнослужащего к культуре, включение их в культурную деятельность и общение.
Литература
1. Маклаков А.Г. Военная психология. - М.: Оникс, 2005г.
2. Шагивалеева Г.Р. Психология общения: Методическое пособие. - Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2005. - 125с.
3. В.Г.Крысько. Социальная психология: Курс лекций / -3-е изд.-М.:Омега-Л,2006. -352с;
4. Иванов, В.Г., Ахметгареев, Р.А., Вараксин, В.Е.
Компетентностная модель формирования готовности будущих специалистов к инновационной профессиональной деятельности в системе «вуз-войска» /В.Г Иванов., Р.А. Ахметгареев, В.Е. Вараксин //
Вестник КГТУ - 2011. - № 4. - С. 242-245.
© Х. Г. Тухбиев - полковник, начальник факультета военного обучения КНИТУ, [email protected].