5. Карпович, М. М. Лекции по интеллектуальной истории России (XVIII - начало ХХ века). М., 2012. 352 с.
6. Пирожкова, Т. Ф. Славянофильская журналистика. М., 1997. 221 с.
7. Ратников, К. В. «Польский вопрос» в русской консервативной публицистике 18301840 гг. (М. П. Погодин, С. П. Шевырев, Ф. В. Булгарин, Н. И. Греч) // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2013. № 1. С. 73-80.
8. Ратников, К. В. Русская публицистика против европейской русофобии: полемические статьи М. П. Погодина и С. П. Шевырева в газете «Le Nord» // Знак: Проблемное поле медиаобразования. 2012. № 1. С. 89-95.
9. Ратников, К. В. Свобода слова по-европейски: оценка С. П. Шевыревым итальянской и французской прессы начала 1860 гг. // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2012. № 3.С. 78-83.
10. Теплов, В. В. Идеологизированная псевдоэтнография (научная несостоятельность антирусской «теории» Франциска Духинского) // Изв. высш. учеб. заведений. Урал.регион. 2013. № 2. С. 80-83.
11. Цимбаев, Н. И. И. С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России. М., 1978. 264 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 205-209.
С. Л. Троянская, М. А. Петрова
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ И СТИЛЯ МЕДИАПОТРЕБЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Ставится проблема формирования культуры и стиля медиапотребления студентов в процессе образования. Экспериментальное исследование и анализ индивидуального стиля медиапотребления студентов показали, что личностный и профессиональный рост предполагает реализацию комплекса образовательно-воспитательных задач, а именно: формирование информационных компетенций, развитие рефлексивных способностей и критичности восприятия, мотивационной и волевой сфер личности.
Ключевые слова: медиапотребление, индивидуальный стиль медиапотребления студентов, компетенции, процесс образования.
Информационное общество требует от человека сформированного отношения к различным сторонам действительности, самоопределения. Иначе информационное пространство «отформатирует» тебя и твою психику, говоря словами К.-Г. Юнга, по уровню среднего омас-совленного индивида [6]. Возрастающая мощь информационных технологий сводит к нулю все индивидуальные различия. Мы согласны с мнением философа В. Хесле, что целостность индивидуального сознания может быть достигнута лишь в результате его контакта и противоборства с миром [5]. При этом надо понимать, что индивидуальное сознание не способно вобрать в себя все то, что кажется возможным.
Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в современном мире по-
всеместно употребляется как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации (печать, фотография, радио, кинематограф, телевидение, видео, мультимедийные компьютерные системы, включая Интернет). В нашем случае мы исследуем Интернет. Медиапотребление - это социальная практика использования коммуникационных средств (медиа) для получения и освоения определенного символического содержания и осуществления социальных связей и взаимодействий. Приходится признать, что современное медиапространство, и Интернет в том числе, создает не только широкие возможности для оперативного доступа к широким базам данных, но и риск «интоксикации» сознания слабо структурированной, бесполезной и порой откровенно вред-
ной информацией. Актуальность этого риска возрастает по мере формирования привычки к пассивно-бездумному поглощению медиапродукции, которая закладывается еще в юном возрасте. Жизненно необходимо, используя весь потенциал образовательного пространства, планомерно развивать в обществе информационную культуру, позволяющую повысить осознанность восприятия и критичность оценивания медиапродукции. Парадоксально, но проблема развития индивидуальной культуры медиапотребления, при всей ее актуальности, остается одной из наиболее слабо исследованных на сегодняшний день [3].
Отсутствие традиций осознанного медиапотребления и эффективной переработки информации весьма негативно отражается на качестве образовательного процесса. Большая часть современных молодых людей - учащихся общеобразовательных и профессиональных учреждений - имеет весьма отдаленные и размытые представления о приемах критического анализа или структурно-содержательной систематизации накапливаемой информации, не обладает умениями и навыками, обеспечивающими эффективный самоконтроль в сфере потребления медиаинформации. При этом каждое новое поколение учащихся и студентов сталкивается с необходимостью освоения и когнитивной переработки все большего количества информации, хранящейся на бумажных и электронных носителях в библиотеках, на интернет-сайтах и порталах. Все эти ресурсы содержат в различных объемах как полезную, так и бесполезную, а иногда и явно деструктивную, отвлекающую от учебной деятельности информацию. Наиболее страдающей категорией в такой ситуации являются добросовестные школьники или высокомотивированные студенты современного вуза. В своем стремлении собрать достаточное количество сведений по ключевым вопросам для их личностного или профессионального становления они сталкиваются с избыточным количеством взаимодублирующих, слабо структурированных текстов, часто недостоверных, а также с необходимостью преодолевать отвлекающие стимулы-искушения, вызываемые «контекстной рекламой», «всплывающими окнами».
Основоположником учения о психологии безопасности образовательной среды И. А. Баевой предложены разные плоскости анализа безопасности:
1) как процесса;
2) как состояния, обеспечивающего базовую защищенность личности и общества;
3) как свойства личности, характеризующего ее защищенность от деструктивных воздействий и внутренний ресурс противостояния (сопротивляемости) деструктивным воздействиям [1].
Внутренний ресурс противостояния вытекает, в первую очередь, из основного регулятора активности личности - потребностно-мотивационной сферы. Так как любой язык не содержит в себе всю полноту передаваемого знания / опыта, медиатекст целесообразно рассматривать лишь как стимул к познанию, как первичный опыт знания о чем-либо. Переживание всей полноты опыта / познания всегда привносит личностную окраску и неизбежно приводит к переосмыслению потребителем ранее полученной информации и коррекции исходно воспринятых смыслов. Научные факты и технологии обретают позитивные социальные смыслы только при условии сохранения и доминирования в индивидуальном и коллективном сознании корневых или традиционных ценностей, как правило, передающихся с использованием тех или иных символических форм. Устойчивая передача архетипически заданных образов от поколения к поколению осуществляется посредством взаимодополняемости символических и знаковых компонентов информации. Таким образом, процесс построения систематизированных научно-технических знаний и культурно укорененных целостных представлений о мире всегда включает в себя феномен символической и знаковой компле-ментарности в отношении способов и форм производства и потребления информации.
Без направляющего и контролирующего воздействия со стороны образовательных и правовых институтов развитие культуры медиапотребления может протекать по самым непредсказуемым сценариям. Не исключены и такие сценарии, при которых развитие информационной культуры не только отдельных личностей, но и целых этнических групп может пойти по тупиковому или откровенно деструктивному пути. В целях предупреждения такого рода явлений в рамках образовательных учреждений необходимо осуществлять целенаправленное развитие культуры безопасного потребления информации.
Являясь прямым следствием отсутствия культуры потребления информации, медиазависимость означает неспособность человека
самостоятельно управлять привходящими информационными потоками и прерывать состояния бесконтрольной медиа-активности, препятствующие его социальной адаптации, личностной самореализации и пребыванию в состоянии эмоционального равновесия. По мере нарастания медиазависимости человек перестает регулировать свое поведение и контролировать информационные потоки. Медиапространство тогда начинает управлять познавательными процессами индивида, стимулируя и направляя в патологическое русло его внимание, процессы запоминания и мышления. Жизненно необходимо, на наш взгляд, используя весь потенциал образовательного пространства, планомерно «воспитывать» информационную культуру, что позволит повысить осознанность восприятия и критичность оценивания широкого ассортимента медиапродукции [2].
Открытие новых возможностей медиапотребления в целях личного и профессионального роста может осуществляться лишь посредством формирования в процессе образования следующих компетенций как способностей и готовности к применению знаний и умений на практике.
1. Способности активно использовать все возможные и доступные источники информации в процессе моделирования решений актуальных проблем.
2. Способности гибко и оперативно анализировать поступающие медиатексты, считывая вложенные в них подтексты и выстраивая собственное видение контекста из внешне разрозненных единиц-сообщений.
3. Способности четко осознавать и интерпретировать возникающие познавательные проблемы как «точки роста», как задачи, требующие и имеющие решение.
4. Способности обобщать большие массивы тематически связанной информации и трансформировать их в принципиально новое сообщение, смысл которого не является механической суммой охваченных единиц информации.
5. Способности поддерживать необходимое количество времени интеллектуально продуктивные состояния, обеспечивающие видение новых возможностей.
Совокупность этих информационно-познавательных компетенций определяет и формирует индивидуальный стиль медиапотребления студента. Индивидуальный стиль медиапотребления - это поведенческие стереотипы, эмоциональные реакции и когнитивные навыки [3].
Целью нашей опытно-экспериментальной работы являлось изучение индивидуального стиля медиапотребления (ИСМ) студентов 1 и 2 курсов Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского госуниверситета и влияние процесса обучения на формирование информационно-познавательных компетенций для обеспечения безопасного медиапотребления. Было протестировано 29 студентов специальности «Психолого-педагогическое образование» первого года обучения, и этих же студентов на втором курсе с помощью опросника ИСМ (Ю. Долгов, А. Коповой, Г. Малюченко, В. Смирнов) [3].
Результаты представлены графически на рисунке.
Динамика уровней ИСМ студентов первого и второго годов обучения:
ЭПВ - эмоционально-познавательная вовлеченность; ВКМ - волевой контроль медиапотребления; РКМ - рефлексивная критичность медиапотребления; ЭПИ - эффективность поиска
информации
Из рисунке следует, что показатели по шкале ЭПВ понизились, а по трем шкалам (ВКМ, РКМ, ЭПИ) повысились. Снижение результата по шкале ЭПВ означает, что уровень включенности респондентов в медиапространство от первого ко второму курсу падает; также уменьшается мотивация к получению информации из таких источников, как электронные СМИ (ТВ, Интернет). Все большая часть познавательной активности студентов связывается с книгами, журналами и подобными источниками информации. Судя по всему, причиной снижения результата по шкале ЭВП служит учеба в вузе, она прививает привычку больше читать, получать информацию из книг, журналов, научно обоснованных источников.
Повышение результата по шкале ВКМ свидетельствует о том, что уровень развития у респондентов умений и навыков самоконтроля увеличивается в процессе обучения. Продуктивность расхода времени на поиск и обработку нужных данных растет, улучшается способность распределения и оптимизации времени, затрачиваемого на получение информации. Потребление медиаинформации в большинстве случаев приобретает все более целенаправленный, осознанный характер. Повышение результата по шкале РКМ означает, что критичность при восприятии медиаинформации у студентов ко второму курсу повышается, а значит - улучшается саморефлексия в отношении объективного значения и личностного смысла воспринимаемой информации. Повышается также способность к сравнительному анализу качества сообщений, исходящих из медиапространства, выделению конструктивных идей, новых мыслей. Респонденты учатся улавливать истинное назначение медиасообщений, у испытуемых формируются своеобразные фильтры в восприятии и потреблении медиаинформации, формируется более высокая продуктивность медиапотребления. На рост результата этой шкалы, безусловно, влияет учеба в вузе, так как студенты очень часто выполняют такие виды работ, как доклад, реферат, курсовое проектирование, а это требует от них высокого уровня критичности при восприятии медиаинформации.
Повышение результатов по шкале ЭПИ свидетельствует о том, что у респондентов повышается уровень накопленных знаний, умений и навыков, позволяющих им ориентироваться в окружающем медиапространстве и выделять среди всех информационных потоков актуаль-
но значимую информацию. Формируется самостоятельность и критичность в выборе способов и путей поиска требуемой информации. Респонденты ориентируются в поисковых системах, в информационных ресурсах сетевых сообществ, уменьшается количество времени на поиск и обработку искомых данных, совершенствуются способы нахождения требуемой информации, оптимизируются пути ее поиска, усваиваются новые, более эффективные технологии обработки базы данных.
Таким образом, сравнение полученных результатов показывает, как изменился стиль медиапотребления у студентов в течение одного года обучения в вузе. Студенты все более отдают предпочтение научно обоснованным источникам информации, что связанно с определенными типами заданий, получаемых на занятиях. Молодые люди продуктивнее расходуют свое время на поиск и обработку нужной информации. Медиапотребление носит у них целенаправленный характер, повышается критичность при восприятии медиаинформации. Повышается уровень знаний, умений, навыков, способствующих хорошей ориентации в окружающем медиапространстве. Студенты все лучше овладевают способами поиска и обработки информации.
Обучающимся необходимо и далее повышать свою информационную компетентность, что, безусловно, является обучающей задачей. Развитие же рефлексивных способностей и критичности восприятия медиаинформации -это также и воспитательная задача учебного процесса в вузе. Подводя итог вышесказанному, мы определили перечень необходимых информационно-познавательных компетенций, которые учащиеся могут и должны приобретать в процессе обучения и воспитания в вузе. В условиях экспансивного развития массме-диа, с целью обеспечения безопасности медиапотребления, усилия педагогов должны быть направлены на то, чтобы научить студентов:
1) внимательно отслеживать воспринимаемые потоки информации, осознанно их воспринимать и критично оценивать, автономно и оперативно дифференцировать поступающие сообщения по их актуальной значимости, источникам и причинам возникновения (когнитивная задача);
2) адекватно оценивать ценностно-смысловую нагрузку медиапродуктов, информационных сообщений, выделяя ключевые смыслы и сопоставляя вкладываемые в них ценности с
собственной системой ценностей, а также теми ценностями, которые являются доминирующими среди их ближайшего окружения (воспитательная задача);
3) полностью или частично блокировать информацию, провоцирующую аффективные реакции, возникновение эмоционального дисбаланса, непродуктивных конфликтов с окружающими (воспитательная задача совершенствования волевой и эмоциональной сфер);
4) активно формировать и поддерживать наиболее полезную для адаптации и личностной самореализации информационную среду (образовательно-воспитательная задача);
5) формировать активную субъектную позицию студента в образовательном процессе. Внутренняя позиция личности есть условие развития чувства личности, способности к са-мостоянию, способности быть личностью.
Все эти задачи носят не только обучающий, но и воспитательный характер. Можно констатировать, что при условии наполненности образовательного процесса поддерживающими, личностно-ориентированными воспитательными учебными ситуациями будет наблюдаться приращение социально-психологических, личностных и индивидуальных ре-
сурсов безопасности человека, обеспечивающей его оптимальное психическое состояние и самореализацию.
Список литературы
1. Баева, И. А. Психологическая безопасность образования глазами учителя / И. А. Баева, Е. Н. Лактионова // Народ. образование. 2009. № 9. С. 112-118.
2. Баева, И. А. Психологическая безопасность среды: условие активной работы и направление научных исследований // Вестн. практ. психологии образования. 2007. № 4 (13). С.47-50.
3. Малюченко, Г. Н. Развитие культуры медиапотребления: социально-психологический анализ. Саратов, 2009. 195 с.
4. Психологическая защищенность и психологическая безопасность современного человека [Электронный ресурс]. иЯЬ: М1р:/^еЬ. Ruscenter.ru/cont2/baeva.doc
5. Хесле, В. Кризис индивидуальной и коллективной идентичности // Вопр. философии. 2000. № 10. С. 112-123.
6. Юнг, К.-Г. Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996. 269 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 22 (313).
Филология. Искусствоведение. Вып. 81. С. 209-211.
И. И. Трубина
СЕТЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И ЛИЧНОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ МОЛОДЕЖИ
Дан анализ возможностей использования новейших интернет-технологий в процессе оптимизации системы медиаобразования молодежи.
Ключевые слова: массовые коммуникации, интернет-технологии, медиаобразование, молодежь, компьютерная эра.
Цифровые технологии не только удовлетворяют новые требования человека, находящегося в ситуации «самоопределения», но и кардинальным образом меняют его отношение к средствам массовой коммуникации. Возможность получения информации в любой точке земли, в состоянии покоя или движения, на любом языке и в любое время - все это составляющие характеристики информационного общества, в котором человек получает неогра-
ниченную возможность получения, обработки и передачи информации. В мире наступает новый этап информационной революции -этап персональной цифровой вселенной: для создания канала медиавещания на мобильное устройство все готово. Самое универсальное на сегодняшний день решение - 1Р-система второго поколения, поддерживающая множество коммуникационных услуг за счет тесной интеграции голоса, видео и информационных