литература
1. Калинина, О.А. Этническая культура марийцев (традиции и современность) // АЭМК - Вып. 26 (Сбор. статей МарНИИ). - Йошкар - Ола, 2002. 152 с.
2. Волков, Г.Н. Этнопедагогика чувашей. Чебоксары. Чуваш. кн. Изд-во, 1997, 341 с.
3. Бенифанд, А.В. Праздник: сущность, история, современность // А.В.Бе-нифанд. - Красноярск: изд-во Красноярского Университета, 1986, 141 с.
4. Дёмина, Л.В. Традиционный народный праздник в контексте современной культуры // Вестник ЧГАКИ. 2011. №1 (25) С.103-107.
5. Ожегов, С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. - С.36.
6. Козлова, Е.В. Приобщение детей к традициям русской народной песни. // Вестник Калужского Университета. РИА «Калужский Печатный Двор», 2015. С. 102-105.
7. Щуров, В.М. Жанры русского музыкального фольклора: Учеб.пособие для музыкальных вузов и училищ. В 2-х ч. Ч.1: История, бытование, музыкально - поэтические особенности. - М.: Музыка, 2007. - 400 с.
8. Пашина, О.А. Календарно - песенный цикл у восточных славян. - СПб.: Композитор. Санкт - Петербург, 2006. - 280 с.
9. Земцовский, И. Методика календарных песен. Л., 1975. 114 с.
10. Лебедева, Е.И., Керимшеева О.А. Русские народные праздники как средство этнохудожественного образования студентов // Наука и современность. 2015. №37-1 С.133-137.
Руднев Я.И.
гендерные особенности информационного потребления современной молодежи, имеющей право участвовать в выборах
Исследование специфики культуры информационного потребления современной молодежи обусловлено влиянием большого числа доступности информации и способов ее обработки. Медиапотреблению в научном сообществе
уделяется большое внимание: в частности, этой теме посвящены работы Е.Л. Вартановой, Н. Больца, A.A. Даниловой, Д. Брайант, с. Томпсон, с.г. Кара-Мурзы, с.с. смирнова, Т.И. фроловой, О.В. смирновой, И.А. Полуэхтовой и других авторов.
Время, как универсальная категория социальной среды, сжалось, и по отношению к распространению информации имеет весьма интенсивное распространение. современные средства массовой информации становятся мощным оружием в схемах гибридных, холодных воин, и отличным современным орудием маркетинговых, социальных и политических технологий. Изменения особенностей медиапотребления, произошедшие за последние 15-20 лет, дали новый импульс подобного рода научным исследованиям. спектр научных исследований раскрывается в следующих направлениях: влияние масс-медиа на процесс социализации ребенка в целом (К.В. Рубчевский, М.В. Шувалова, Е.ф. Кислицына, Е.А. Макрева и др.); влияние просмотра телепередач, мультфильмов, фильмов и рекламы на личность, психику и здоровье детей разного возраста (О.И. заянкаускас, Е.В. Таточенко, М.В. Бугаева, К.А. Красюкова, уВ. Варнава, О.М. фомичева, Т.Б. Курбацкая, Л.с. Михеева, Н.П. Павлова, Е.В. Целикова). В результате, влияние масс-медиа на формирование системы ценностей, потребностей, мотивов и поведение человека является уже доказанным психологическим фактом (А. Бандура, Ю.с. Николаева, Е.Р. Южанинова, Е.В. Шепелева, А.г. здравомыслов, В.А. Ядов и др.). Через средства массовой коммуникации транслируется не только информация, но и идеи, мировоззрение, ценности, потребности, интересы, влечения, которые благодаря процессам идентификации и подражания усваиваются индивидом.
современные социально-психологические исследования показывают, что около 80% личного мнения среднестатистического респондента об определенных социальных факторах, происходящих в мире и заполняющих его жизненное пространство, сформированы под активным влиянием средств массовой информации [4].
Таким образом, культура медиапотребления современной молодежи в условиях выраженности определенных мотивационных тенденций является актуальным исследованием на современном этапе развития психологической и политологической наук.
Программа и методики исследования: В 2016 году в сентябре нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей медиапо-требеления и мотивационных тенденций в области выбора информации. Базой нашего исследования выступил социально-гуманитарный факультет Балашов-ского института сгу имени Н.г Чернышевского. Экспериментальная выборка состояла из студентов 2-3 курса. Объем выборки составил 60 человек. Из них 24 мужского пола и 36 женского пола. средний возраст испытуемых составил 18,23 года. Для сбора эмпирических данных использовались методики, разработанные научным коллективом из Балашовского института саратовского государственного университета: опросник ИсМ (Индивидуальный стиль медиапо-
ребления) и МСИА (Мотивационная структура информационной активности). Данные методики являются самостоятельными инструментами, позволяющими осуществлять мониторинг современного состояния культуры медиапотребления молодых людей.
В качестве метода математической обработки данных применялся сравнительный анализ по критерию Стьюдента. Результаты сравнительного анализа выявили специфические различия в группе молодежи между индивидуальным стилем медиапотребеления и мотивационной структурой информационной активности.
В ходе анализа результатов исследования удалось выявить, что для группы студентов, как показано на рисунке 1, предпочитаемым ресурсом потребления выступает интернет, книги и телевидение.
телевизор интернет книги журналы радио газеты
Рис. 1. Показатели средних ранговых показателей предпочтений в медиапотреблении современной молодежи
Менее предпочитаемыми выступают радио, газеты и журналы. Тенденция на современном этапе развития интернета является закономерной, что связано с легкой доступностью данного информационного ресурса.
Полученные данные согласуются с оценками, даваемыми другими исследователями. Так, Л.Е. Кражавина на основе анализа данных Росстата констатирует, что за последние 5 лет в нашей стране наблюдается отток молодежи из традиционного телесектора в сторону интернет-среды [2]. Отечественный исследователь И. В. Лизунова приходит к выводу, что интернет становится для россиян ведущим фактором проведения досуга, основным источником информации [3], что объяснимо высоким уровнем оперативности, интерактивности и возможности выбора [4].
Книги в студенческой среде среди источников медиапотребеления занимают
почетное второе место по предпочитаемости, этот фактор также согласовывается с анализом других авторов по данной проблеме [5].
Специфические тенденции предпочтения удалось выявить в уровне тендерных предпочтений источников медиапотребеления. Так, на статистическом уровне удалось выявить, что в группе студентов женского пола более высоким предпочтением пользовались книги, как источник медиапотребеления 0=3,9 при р<0,001), то есть молодежь женского пола, чаще прибегает к книгам и их чтению, чем студенты мужского пола, что, скорее всего, связано с семейной социализацией.
Таблица 1
статистический анализ гендерных различий предпочитаемости источников медиапотребеления
Среднее женский пол Среднее мужской пол t-критерий Степень свободы Уровень значимости
телевизор 3,88889 3,33333 1,66587 58 0,101132
интернет 1,22222 1,66667 -1,72325 58 0,090171
книги 1,83333 2,58333 -3,90343 58 0,000250
журналы 4,38889 4,16667 0,71852 58 0,475321
радио 5,05556 4,75000 0,99737 58 0,322726
газеты 4,72222 4,58333 0,43522 58 0,665016
При исследовании основных характеристик индивидуального стиля
медиапотребеления удалось выявить, что в группе современной молодежи, уровень проявления эмоционально-познавательной вовлеченности в медиапотреблении характеризуется умеренным и избирательным проявлением эмоциональных и когнитивных компонентов вовлеченности. Отслеживаются потоки информации, но при этом он не склонен тратить излишнее количество времени и душевных сил на получение какой либо информации, которая продаётся в сМИ как важная или новая. Любого рода «медиафакты» имеют второстепенное значение в его жизни по сравнению с теми фактами и событиями, которые составляют его повседневное существование. Данный уровень показан на гистограмме 2.
эпв ВКМ РКМ эпи
Рис. 2. Результаты средних показателей по основным качествам медиапотребеления современной молодежи
Также высокие показатели были получены нами по уровеню волевого контроля медиапотребления, что говорит о способности чётко ставить цели при поиске и обработке информации и продуктивно достигать ее с минимальными затратами времени и материальных ресурсов. Эмоциональные реакции на медиапространство характеризуются высокой мобильностью, гибкостью, а познавательная активность ориентацией на решение наиболее актуальных задач. Рефлексивная критичность медиапотребления говорит о способности чётко формулировать критерии оценки и отбора медиасообщений. Они способны быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию, сообразность потребления медиаинформации, критериев полезности воспринимаемой информации. Выражено наличие своеобразных фильтров в восприятии и потреблении медиаинформации, высокая продуктивность медиапотребления.
Эффективность поиска информации проявляется в достаточной самостоятельности и критичности при выборе способов и путей поиска требуемой информации. Они способны ориентироваться в поисковых системах, в информацион-
ных ресурсах сетевых сообществ, но порой требуется значительное количество времени на поиск и обработку искомых данных, что свидетельствует о наличии у испытуемых определенной совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих им ориентироваться в окружающем медиапространстве и выделять среди всех информационных потоков актуально значимую информацию.
Таблица 2
Статистический анализ гендерных различий в уровне качеств индивидуального стиля медиапотребеления
Среднее женский пол Среднее мужской пол t-критерий Степень свободы Уровень значимости
ЭПВ -2,05556 -2,50000 0,14680 58 0,883802
ВКМ 7,88889 7,33333 0,24279 58 0,809021
РКМ 5,00000 9,16667 -2,12095 58 0,038212
ЭПИ 4,72222 6,75000 -1,08677 58 0,281633
ЭПВ -2,05556 -2,50000 0,14680 58 0,883802
При сравнении гендерных различий в уровне проявления качеств индивидуального стиля также удалось выявить статистические различия. Как показано в таблице 2. данной статьи, у студентов мужского пола был выявлен более высокий уровень проявления рефлексивной критичности в медиапотреблении 0=2,12 при р<0,05). То есть, студенты мужского пола быстро улавливают истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию сообразность потребления медиаинформации, критериев полезности воспринимаемой информации. сознание испытуемого характеризуется присутствием своеобразных фильтров в восприятии и потреблении медиаинформации, высокая продуктивность меди-апотребления. В то же время такие респонденты не всегда способны позитивно воспринимать информацию, содержание которой вступает в противоречие с имеющейся у них системой ценностей и взглядов.
При исследовании структуры мотивационных тенденций в медиапотребле-нии удалось выявить, что в общей группе студентов, преобладающей выступает познавательная и реактивная (ситуационная), менее выражена коммуникативная мотивационная тенденция медиапотребеления. Результаты общегруппового распределения представлены в гистограмме 3.
Рис.3. структура мотивационных тенденций в медиапотреблении современной молодежи
статистических различий в уровне проявления мотивационных тенденций в медиапотреблении выявить в зависимости от пола студента не удалось.
Таким образом, статистический анализ выявил, что гендерные различия оказывают влияние на медиапотребление группе молодежи. Было установлено, что студенты-юноши проявляют способность быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию. Они более осознают целесообразность потребления той или иной медиаинформации, критерии полезности воспринимаемой информации. сознание молодежи мужского пола характеризуется присутствием своеобразных фильтров в восприятии и потреблении медиаинформации, высокая продуктивность медиапотребления. В то же время такие респонденты не всегда способны позитивно воспринимать информацию, содержание которой вступает в противоречие с имеющейся у них системой ценностей и взглядов.
В женской выборке в большинстве отсутствуют способности к четкой формулировке критериев оценки и отбора той или иной информации и к построению логического плана ее обработки.
Таким образом, полученные результаты исследования особенностей медиапотребеления в зависимости от гендерных особенностей молодежи, показали достаточно высокое предпочтение в группе девушек к книге как источнику медиапотребления. При этом в группе девушек наблюдался слабый уровень рефлексивной критичности медиапотребления, в тоже время юноши обладали высоким уровнем способности быстро улавливать истинное назначение медиасообщений, целевую аудиторию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева Ю.С. Влияние средств массовой информации на нравственные ценности детей и подростков., Система ценностей современного общества. -2012., № 23., С. 234-237.
2. Кравежина Л.Е. Влияние трансформации медиасреды на деятельность рекламодателей., Экономический журнал. - 2014., Т. 34., № 2., С. 69-75.
3. Лизунова И.В. Чтение в структуре современного медиапотребления., Библиосфера. - 2012., № 5., С. 62-66.
4. Назаров М.М., Ковалев П.А. Российская информационная среда: тренды использования ТВ и интернет в контексте зарубежных сравнений., Информационное общество. - 2014., № 1., С. 38-48.
5. Троянская С.Л., Петрова М.А. Проблемы формирования культуры и стиля медиапотребления у студентов в процессе обучения., Вестник Челябинского государственного университета. 2013., № 22 (313)., С. 205-209.
6. Жижина М. В. Медиапсихология (программа курса). - М.: Перспектива, 2011. - 68 с.