Научная статья на тему 'Проблемы формирования коммуникативной компетентности у спортсменов-футболистов'

Проблемы формирования коммуникативной компетентности у спортсменов-футболистов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
216
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ / ФУТБОЛ / СПОРТСМЕН / ИГРОК / КОМАНДА / INTERPERSONAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE / FORMATION / FOOTBALL / ATHLETE / PLAYER / TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синяев С. С.

В статье автор рассматривает особенности формирования коммуникативной компетентности у спортсменов-футболистов как внутри команды, так и вне команды. В работе представлены рекомендации, полученные из собственных наблюдений автора за долгие годы игры в различных футбольных клубах. Эти рекомендации позволят руководству и спортсменам более профессионально и компетентно строить межличностное общение в процессе групповой взаимосвязанной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of communicative competence formation of football players

The author considers the football players’ communicative competence peculiarities inside and outside of the team. The paper presents the recommendations received from the author’s observations over the years playing in various football clubs. These recommendations will help authorities and sportsmen to build more professionally the interpersonal communication in group activities.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования коммуникативной компетентности у спортсменов-футболистов»

№ 5 (23) МАЙ 2012

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

С. С. Синяев, аспирант,

кафедра профессионального образования

и педагогического менеджмента,

Астраханский государственный университет,

г. Астрахань, Россия,

[email protected]

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СПОРТСМЕНОВ-ФУТБОЛИСТОВ

Профессиональная деятельность специалиста в области физической культуры и спорта во многом определяется знаниями и умениями коммуникативного характера, связанными с организацией и осуществлением делового и межличностного общения, поэтому проблема формирования у футболистов коммуникативной компетентности имеет большую значимость.

В спорте, за исключением отдельных исследований, вопросы формирования профессиональной коммуникативной компетентности спортсмена-футболиста практически не рассматривались. В своем исследовании автор попытался проанализировать ситуации клубов, команд и найти пути решения данной проблемы.

В любом виде спорта, и особенно в футболе, можно выделить стандартные ситуации, выражающиеся наличием и необходимостью индивидуальных, звеньевых и командных действий и взаимодействий, основанных на индивидуальном межличностном общении как внутри команды, так и вне команды, а именно с болельщиками, с прессой и т. д.

Первостепенное значение для понимания роли межличностных контактов во взаимодействующей команде имеет их «привязанность» к целям и задачам совместной деятельности, к специфическим условиям взаимодействия партнеров. Поэтому, прежде чем рассматривать особенности формирования коммуникативной компетентности в команде, охарактеризуем хотя бы кратко

условия совместной деятельности, в которых возникает процессе межличностного общения.

Участвуя в чемпионатах по футболу в различных зонах России, в том числе в командах, становившихся чемпионами в различных регионах страны, автор имел возможность, опираясь на достижения педагогической науки, внимательно анализировать различные аспекты жизнедеятельности клубов и искать пути усиления их игры. Автор надеется, что они будут интересны для специалистов в этой области, тренерских штабов профессиональных клубов.

Рекомендации автора позволят руководству и спортсменам более профессионально и компетентно строить межличностное общение как внутри команды, так и вне ее. Отметим, что стремление к получению, а затем внедрению практических рекомендаций педагогической науки характерно для команд, достигающих высоких результатов. В таких клубах хорошо налажена обратная связь всех субъектов командной игры на основе владения техникой коммуникативной компетентности. Как правильно отмечает профессор Л. В. Петровская, коммуникативная компетентность включает в себя умение «прогнозировать межличностные события, выбирать и осуществлять эти адекватные способы в процессе взаимодействия с ними»1, иначе говоря, коммуникативная компетентность — это способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

Футбол представляет собой групповую взаимосвязанную деятельность, взаимодействие игроков, в котором динамически развивается процесс индивидуальных и групповых действий. Он имеет соревновательный и преимущественно двигательный характер деятельности. Техника футбола основана на передачах, целенаправленном передвижении игроков с мячом как основном элементе взаимодействия игроков.

Действия игроков имеют последовательный характер. Одновременное выполнение спортсменами своих функций (выбор места, подготовка к последующим действиям, обманные движения, отвлечения, страховка партнеров и т. п.) направлено на обеспечение последующих действий партнеров. Успешность взаимодействия в команде складывается из профессионально-коммуникативной компетентности межличностного общения игроков, из эффективности и согласованности выполнения элементов, действий всех или части игроков2. Таким образом, профессиональная компетентность спортсмена-футболиста складывается, прежде всего, из его образовательного уровня, специальных профессиональных знаний, умений и навыков, общих инструментальных навыков, но в то же время все это должно быть подкреплено личностными и деловыми качествами спортсмена, его общей культурой, умением разбираться в окружающем мире и, безусловно, коммуникативной компетентностью.

Различные тактические построения, распределение функций участников и являются вариациями форм организации коллективной деятельности, в которых отража-

ются способы их совместного отношения к предмету деятельности, мера участия во взаимодействии, последовательность предметных преобразований. По сути, речь идет о стороне совместной деятельности каждого из спортсменов, связанных воедино с ее логикой и целями, с учетом условий взаимодействия, в игре на поле.

Однако чтобы охарактеризовать ситуации общения при стандартных взаимодействиях партнеров, важно выделять не столько внешние параметры условий, в которых осуществляется деятельность, сколько внутренние существенные факторы, в совокупности составляющие собственно-психологический контекст профессионально-коммуникативной компетентности. Для этого необходимо задать следующие вопросы.

Насколько тесно по выполняемым функциям связаны партнеры? В какой мере уровень их технико-тактической и физической подготовленности соответствует сложности решаемых задач и способствует взаимодействию? Каков стаж их совместной спортивной деятельности и насколько хорошо они знают особенности друг друга? Насколько их представления о путях решения различных двигательных задач совпадают или не совпадают? Каковы отношения взаимодействующих партнеров?

Только ответив хотя бы на часть этих вопросов, можно понять и объяснить, как участники совместной деятельности воспринимают происхождение, оценивают вклад партнера и собственный вклад в решение общегрупповой задачи и выступают соответственно объектом или субъектом общения.

Профессиональное решение этих задач принадлежит тренеру — главному организатору коммуникативной компетентности, он не должен упускать из вида ценность личности спортсмена, которая начинается с ценности личности тренера.

Формирование эффективной коммуникативной компетентности начинается с теоретического обоснования проблем развития общения двух типов — вне и внутри команды. Как показывает опыт, развитое

№ 5 (23) МАЙ 2012

т

полноценное общение объединяет в себе два взаимосвязанных, но существенно различающихся уровня: уровень внешний поведенческий и уровень внутрикомандный, затрагивающий весь спектр решения профессиональных задач, поставленных перед каждым членом футбольного клуба. Отметим определяющую роль уровня внутреннего, внутрикомандного, по отношению к внешнему. Естественно, что понятие эффекта составляет концентрирование клуба на реализацию целей, поставленных руководством в качестве основных. Поэтому очень важно профессионально овладеть ролями коммуникаторов — тренеру, футболисту — партнеру по общению. Исходя из определения проф. Б. Ф. Ломова, что коммуникативная деятельность «это система сопряженных актов»3, требуется правильно организовать взаимодействие субъектов по созданию коллективного сознания, нацеленного на достижение высших целей в ходе разнообразных действий. Обязательным для профессионалов, ответственных за подбор, воспитание футболистов, становится понимание ими потребностей, мотивов спортсмена, приходящего в команду уже сформированным жизнью. А затем направлять свои усилия на раскрытие смысла своих принципиальных установок, регулирующих действия и поступки новичка в коллективе. Замечательный воспитатель А. С. Макаренко писал: «Воспитанник принимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас в душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас»4. Факты и наблюдения автора доказывают, что применение инструментов педагогического воздействия через жест, выражение лица или изменения сти-

ля общения способствуют формированию у спортсмена:

♦ способности взаимодействовать с партнерами на психологически грамотном уровне;

♦ установки на рост технического мастерства.

Из вышеизложенного следует, что для успешной организации совместной коллективной и групповой деятельности решающее значение имеет обоснованный выбор системы сигналов, средств общения, которые максимально способствуют эффективному взаимодействию и согласованности действий участников. Тренер должен знать, с помощью каких именно средств осуществляется межличностный контакт партнеров и какие сигналы являются наиболее оптимальными для тех или иных ситуаций взаимодействия и для конкретных спортсменов.

Ведь коллективные действия — это важнейший регулятор профессионального общения, облегчающий становление коммуникативной компетентности и приносящий высокие результаты в чемпионате. Порой бывает так, что спортсмены, отличающиеся высоким уровнем профессиональных знаний, навыков и умений, обладающие необходимой эрудицией, но при этом не владеющие правилами взаимодействия друг с другом, оказываются совершенно беспомощными в коммуникационном процессе, поскольку любое общение эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с другом, компетентны в данной ситуации.

Разумеется, сердцевиной коммуникативной компетентности в футбольной команде является систематическое управление

общением, поскольку оно имеет интенсив но-развивающий характер.

В поле зрения тренерского штаба должна находиться и такая проблемная ситуация, как специфика общения разнообразных групп футболистов, поэтому механизм профессиональной коммуникации

Коллективные действия -это важнейший регулятор профессионального общения, облегчающий становление коммуникативной компетентности и приносящий высокие результаты в чемпионате.

Также у команды-чемпиона после трудного сезона усиливается межличностная коммуникация, соответственно более тесно начинают контактировать и члены семей футболистов. Возникающие тесные межличностные отношения переносятся на футбольное поле, где резко активизируется

в профессиональном отношении должен учитывать и присущие им потребности, мотивы, черты характера. И только наличие у тренера высокой коммуникативной культуры позволит ему быть центром коммуникации разновозрастных групп. А через организацию активного общения быстрее преодолеваются коммуникативные барьеры, сформулированные автором на основе многолетнего анализа футбольной деятельности различных профессиональных команд.

Как показывает опыт, межличностные барьеры внутри футбольных команд преодолеваются быстрее теми спортсменами, которые участвовали в соревнованиях.

Интересно и то, что способность партнера согласовывать синхронно свои игровые действия с игроками различных амплуа может быть качеством, не уступающим индивидуальному мастерству, например мастерству обводки или удара головой.

Профессионально-коммуникативная компетентность воспитывается не только во время игры на поле, но и после игры, когда устраивается аналитический просмотр матча, с обязательным комментированием. Так, например, в ходе тактической подготовки футболистам быстро показывают слайды с изображением конкретных игровых ситуаций, и предлагается, глядя на изображения, высказать свое мнение: как бы они поступили, играя в нападении или защите. Тренер оценивает быстроту, точность ответов, дает рекомендации каждому игроку.

Известно, что проигрывающие в процессе соревнования команды становятся менее сплоченными, в то же время опрос, проведенный автором в командах, выигрывавших первенство в различных зонах, свидетельствует, что коллектив, нацеленный на выигрыш чемпионата, сразу со старта может стабильно достигать высоких результатов.

«моторное взаимодействие» (кто кому отдает передачу), что является стержнем командной высокоэффективной игры. Именно такое профессиональное взаимодействие всех игровых звеньев футбольного организма выступает основным средством решения стоящих перед командой высоких, чемпионских задач.

Результаты исследования показали, что повышение профессионально коммуникативной компетентности футболиста как основывающейся на коммуникативных способностях, умениях и знаниях, интеллектуально, личностно и мотивационно обусловленных социально-профессиональных характеристиках, позволяют ему самостоятельно и ответственно осуществлять эффективные и адекватные коммуникативные действия в команде на футбольном поле, взаимодействуя в профессиональной деятельности с партнерами по игре, что влияет на результат игры в целом. ^

1. Петровская Л. А. Общение — компетентность -тренинг. М.: Смысл, 2007.

2. Ломакина О. Е. Проектированность в методике формирования коммуникативной компетенции студентов языкового вуза: Монография. Волгоград: Перемена, 2003.

3. Ломов Б. Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 2008.

4. Козлов И. Ф. Педагогический опыт А. С. Макаренко. — М.: Педагогика, 2003.

5. Ломакина Г. Р. Проблемы формирования профессиональной компетентности специалистов с высшим образованием // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 2 (20) февраль. С. 144-147.

6. Головяшкина М. А. Социальные коммуникации как контекст формирования межкультурной компетентности учащегося // Дискуссия: журнал научных публикаций. 2012. № 1 (19) январь. С. 124-129.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.