всех аспектов переходного периода к созданию крупных национальных образовательных центров, а на их основе и нового транснационального образовательного пространства.
ученых, но и специалистов, занимающихся научными исследованиями в области глобализации, экономической теории, социальной сферы, информационного общества, стратегического управления и налогообложения, т.е.
Литература
1. Свиридов О.А. Типология учреждений и современные тенденции в развитии профессионального образования. — М.: Изд-во МИМ. — 1997. — С. 35.
2. Садовничий В.А. В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа- Университетское управление: практика и анализ. — 2000. — № 2(13). — С. 7—11
3. Альгина М.В. Система управления формированием человеческого потенциала в технических вузах. Автореферат дисс...д-ра экон.наук — М., 2007. — С. 43.
4. Бойков С.Н. Инновационные технологии в высшей школе на этапе ее реформирования. Дисс....канд. экон. наук. — М. , 2007.
5. Павлова Н.А. Реформирование системы высшего образования в США в 80—90 гг. ХХ в. Дисс. ... канд. пед. наук. — Пенза, 2001.
6. Ларионова М.В. Сотрудничество в сфере образования в Европе. Нормативная основа, методы и инструменты кооперации. — М.: Лойс, 2006. — С. 336.
7. Малявина А.Б. Государственное управление приоритетным национальными проектами (на примере проекта образования): Автореферат дисс. канд. экон. наук. — 2006. — С. 22.
8. Атоян В., Казакова Н. Университетский комплекс: международное сотрудничество // Высшее образование в России. —2002. — №6.
9. Менеджмент. Маркетинг и экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А.П. Егоршина, Н.Д. Ни-кандрова. — Н.Новгород: НИИМБ, 2004. — С. 526.
УДК 336:37 1
проблемы формирования источников финансирования государственных образовательных учреждений россии
Мерзлова М.П.
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва
The analysis shows the trends in the development of educational services in public and non-public institutes of higher education, including the increase in funding higher education with the help of extrabudgetary funds. The changes in the forming of funding sources for public educational institutions result in the development reduction of educational services and decrease in the quality of professional training.
Рассматривается тенденция развития образовательных услуг в государственных и негосударственных вузах, увеличения финансирования высшего образования за счет внебюджетных средств. Обосновывается влияние изменений в формировании источников финансирования государственных образовательных учреждений на снижение развития образовательных услуг и качества подготовки специалистов.
44
научный журнал СЕРВИС PLUS 2008 / № 2
Проблемы формирования источников финансирования государственных.
Главное преимущество высокоразвитой страны связано с ее человеческим потенциалом, а он, в свою очередь, во многом определяется образованием. Именно в этой сфере на современном этапе находится ключ к обеспечению устойчивого экономического роста страны в средне- и долгосрочной перспективе.
Президент РФ В.В. Путин на VIII съезде Российского союза ректоров, который состоялся 8—9 июня 2006 г. в Московском государственном университете, отметил: «Образование — это важнейший ресурс развития интеллектуального, духовного и нравственного потенциала всей нации, от его успешного развития зависит само будущее — и нашей страны в целом, и наших детей. Соответствие образования современным требованиям, его конкурентоспособность внутри страны и в мире, — все это волнует не только педагогов, но и фундаментальную науку, наших промышленников и, конечно, общество в целом».
Все больший интерес граждане России проявляют к получению высшего профессионального образования: численность студентов из года в год возрастает, так в 2005 г. в государственных вузах обучалось 5985,29 тыс. человек и по сравнению с 2004 г. их численность выросла на 2,1%. Растет степень доверия граждан к негосударственным вузам, численность студентов в этих вузах в 2005 г. составила 1079,29 тыс. человек и выросла по сравнению с предыдущим годом на 5,4%. Финансирование негосударственных вузов осуществляется в основном за счет полного возмещения затрат на обучение студентов. В Послании Президента РФ на 2001 г. сказано: «Образование не может ориентироваться только на бюджетное распределение ресурсов. Внебюджетное финансирование учреждений образования (другими словами — плата за обучение) во многих случаях стало нормой жизни».
Финансирование государственных вузов составляет 40% из бюджетных средств и 60% за счет полного возмещения затрат на обучение студентов (внебюджетных средств). Тенденция развития финансирования высшего профессионального образования в большей степени будет осуществляться за счет внебюджетных средств.
В условиях рынка каждому гражданину должен быть гарантирован определенный объем образовательной подготовки, осуществляемый бесплатно. Однако в дополнение или как
альтернативу рынок предлагает большой выбор образовательных услуг на платной основе. В немалой степени на формирование спроса и предложения на платные образовательные услуги оказал влияние переход к рыночным отношениям, потребовавший получения бизнес-образования, с одной стороны, и сформировавший состоятельный контингент, готовый оплачивать обучение собственных детей в негосударственных школах, вузах — с другой.
В 2006 г. на условиях полного возмещения затрат на обучение в техникумах обучалось 260,8 тыс. чел., в государственных высших учебных заведениях 791,4 тыс. чел., в негосударственных вузах 1176,8 тыс. чел. Платных образовательных услуг было оказано населению 189,6 млрд руб. или на 10,4% больше, чем в 2005 г.
Государственные образовательные учреждения используют средства, получаемые за обучение (на основе полного возмещения затрат студентами), на оплату труда, приобретение оборудования, внедрение новых технологий в учебный процесс и другие учебные нужды по собственному усмотрению.
Подготовленный Министерством финансов РФ Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс» — это удар по жизненно важным для России сферам профессиональной деятельности, ведущий к снижению развития образовательных услуг и качества подготовки специалистов. Закон предусматривает передачу функций главных распорядителей бюджетных средств исключительно федеральным органам исполнительной власти, при этом таких прав лишаются бюджетные учреждения науки, образования, культуры и средств массовой информации. Предлагается изъятие у бюджетных организаций в федеральный бюджет дохода от оказания платных услуг. Они лишаются возможности заключать контракты на выполнение работ (оказание услуг) за счет бюджетных средств, им запрещается получать субвенции и субсидии, они не могут получать гранты и благотворительную помощь. Таким образом, гранты, деньги, получаемые по программе Министерства образования и науки РФ, договорам на выполнение конкретных разработок заказчиками от «предпринимательской, и иной, приносящей доход деятельности», — все будет зачисляться в бюджет.
Очередная законодательная инициатива Минфина России лишает ученых стимула
двигаться вперед. При этом Министерство финансов РФ выдвигает следующий довод. Государство несет по отношению к бюджетным учреждениям так называемую субсидиарную ответственность. В этом случае, к примеру, если институт договор заключил, деньги получил, а заказ не выполнил, государство должно возместить эти средства. В практике таких случаев практически не встречается.
Столь серьезные поправки нельзя принимать сразу, правильнее было бы в порядке эксперимента опробовать нововведения в нескольких организациях, отладить механизм и тогда вынести окончательное решение. Правовая оценка показывает, что поправки способны подорвать научную и образовательную деятельность. Министерство финансов не в состоянии отладить механизм казначейской системы исполнения бюджета и вместо стремления к решению этой задачи, данное ведомство стремится резко сократить число бюджетополучателей.
Чтобы профессиональное образование России было конкурентоспособно на мировом рынке, необходимо признание другими странами образовательных программ, документов об образовании и квалификаций, полученных в России. Это является одной из центральных проблем интернационализации профессионального образования. Однако европейские страны, как правило, весьма серьезно и даже жестко относятся к признанию зарубежных академических квалификаций, избегая создания прецедентов автоматического получения признания без проведения соответствующей экспертизы и оценки. Эта проблема послужила поводом присоединения России в сентябре
Литература
2003 г. к Болонскому процессу, цель которого — формирование единого рынка труда высшей квалификации в Европе; расширение доступа к Европейскому образованию; принятие сопоставимой системы ступеней высшего образования с выдачей признаваемых во всех странах Европы приложений к дипломам. Болонская декларация предусматривает введение двухступенчатого высшего образования, включающего бакалавриат и магистратуру. Препятствием для расширения двухступенчатого образования являются сложившаяся система финансирования высшей школы, слабое участие работодателей в ее развитии, во многом обусловленное затянувшимся спадом производства в большинстве отраслей.
Базисной проблемой в развитии образовательных услуг является участие российского предпринимательства в помощи образовательным учреждениям в подготовке кадров соответствующей квалификации. Бизнесу необходимо участвовать в разработке стандартов подготовки специалистов, делать заказ на их подготовку, принимать на работу выпускников и платить за них вузам, поскольку именно коммерческие предприятия являются крупнейшими работодателями.
В законе «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ» для государственных вузов введены ограничения на использование бюджетных средств, это подрывает систему заключения договоров и финансовую основу их существования. Указанные ограничения сдерживают процесс развития образовательных услуг в государственных вузах и ведут к снижению качества подготовки специалистов.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Норма, 2000.
2. Закон РФ от 26 апреля 2007 г. № 63-Ф3 « О внесении изменений и дополнений в бюджетный кодекс».
3. Закон РФ от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ « Об образовании».
4. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р).
5. Россия в цифрах, 2004 г. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2005.
6. Россия в цифрах, 2005 г. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2006.
7. Россия в цифрах, 2006 г. Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2007.
8. Постановление Правительства РФ от 1 апреля 2003 г. № 181 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг».
9. Образование России: Сб. статистических данных Минобразования России. — М., 2006.
10. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компентностный подход // Высшее образование сегодня, 2004. — № 8.
11. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс. // Вопросы образования, 2005. — № 4.
46
научный журнал СЕРВИС PLUS 2008 I № 2