Научная статья на тему 'Проблемы формирования интегрированой системы маркетинговой информации на мебельных предприятиях'

Проблемы формирования интегрированой системы маркетинговой информации на мебельных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА / МАРКЕТИНГОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИСМИ / INTEGRATED SYSTEMS / MARKETING INFORMATION / MOVEMENT OF THE MARKETING INFORMATION / SMI

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Обоимова И. В.

Обоимова И.В. ПРО БЛЕМЫ ФОР МИРО ВАНИ Я ИН ТЕГРИРО ВАНО Й СИСТЕМЫ МАР КЕТИН ГОВОЙ ИН ФОР МАЦИИ НА МЕБЕЛЬНЫХ ПРЕД ПРИ ЯТИЯХ. Рассмотрены основные проблемы и преимущества формирования интегрированной системы маркетинговой информации на мебельных предприятиях. Предложена модель движения маркетинговой информации на мебельных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Обоимова И. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oboimova I.V. THE PROBLEMS OF FORMULATION OF THE INTEGRATED SYSTEMS OF THE MARKETING INFORMATION IN THE FURNITURE INDUSTRY. The basic problems and advantage of formation of the integrated systems of the marketing information in the furniture industry are considered. The model of movement of the marketing information at the furniture industry is offered.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования интегрированой системы маркетинговой информации на мебельных предприятиях»

ЭКОНОМИКА

Целесообразно, на наш взгляд, поэтапное увеличение уровня платы за лес на корню размером 15-20 % стоимости продукции переработки. Такой подход позволит застраховаться от возможных ошибок, имея в виду возможность перманентного анализа на проходящих аукционах и торгах лесосечного фонда.

В части дифференциации по породносортиментному составу и расстоянию вывозки необходимо сохранить мотивации к лесозаготовкам с большой дальностью вывозки и заготовками древесины для традиционных потребительских нужд.

Работа по ценообразованию должна вестись в постоянном режиме, так как это важный элемент реализации государственной лесной политики. Наряду с совершенствованием ценовой политики необходим пересмотр ряда инструкций по рубкам, порядку применения санкций за нарушения и др.

Изменения производственной и территориальной структуры промышленной сферы лесного сектора по принципу обратной связи окажет влияние и на структуру лесного хозяйства. Если прежде задача по воспроизводству лесных ресурсов формулировалась в достаточно общем виде как оптимизация средств при выборе способов лесовосстановления, то в данном случае она приобретает несколько иные формы.

При ориентации лесопользования на производство в значительных размерах био-

топлива, не потребуется распылять средства на искусственное лесовосстановление всех вырубаемых площадей. В большей степени можно рассчитывать на естественные способы лесовозобновления, при которых формируются насаждения, отвечающие потребностям нового рынка лесной продукции. При этом затрачивается минимум средств на предотвращение нежелательной трансформации земель лесного фонда. Основные же средства будут направлены на целевое выращивание балансов, высококачественного пиловочника и т.д., что соответствует опыту развитых стран и новой стратегии развития лесопромышленного комплекса.

Планирование подобной производственной программы лесопользования, лесовосстановления и материально-технической базы для осуществления будет производиться на более высоком уровне обоснованности с применением расчетно-технологических нормативов.

Библиографический список

1. Булдаков, Ф.В. Основные вопросы организации производства топливных древесных гранул / Ф.В. Булдаков // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2008. - № 5. - С. 69-70.

2. Кожухов, Н.И. Лесной сектор экономики России на рубеже 3-го тысячелетия / Н.И. Кожухов. - М.: ВНИИЛМ, 1999. - 187 с.

3. Лесной кодекс. Комментарии. - М.: ВНИИЛМ, 2007. - 856 с.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ

системы маркетинговой информации на мебельных предприятиях

ИВ. ОБОИМОВА, асп. каф. экономики и организации ВС ПЛК МГУЛ

В настоящее время большинство крупных мебельных предприятий обладает множеством информационных систем, функционирующих на различных организационных уровнях. Каждая информационная система обслуживает отдельные бизнес-процессы предприятия. Большая часть этих систем никак не связана, поэтому менеджерам нелегко собрать все данные, необходимые для

oboimovi@mail. ru

получения целостной картины состояния предприятия. Такое разделение общего потока информации на множество отдельных систем и баз данных может отрицательно влиять на эффективность работы всей компании.

Обеспечение четкой координации действий подразделений и повышение уровня организации производства может быть

164

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

выполнено путем интеграции маркетинговой информации в единую интегрированную систему управления на предприятии. Под интегрированной системой маркетинговой информации понимается совокупность функциональной структуры управленческой, производственной и организационной деятельности предприятия, которые объединены в единую систему в целях сбора, хранения, обработки и распространения необходимой информации для управления маркетингом с использование современных компьютерных технологий.

Интегрированные информационные системы мебельного предприятия позволяют решить следующие задачи:

- для руководящего состава - обеспечение актуальной и достоверной информацией для принятия своевременных управленческих решений; обеспечение контроля над финансовыми ресурсами предприятия; обеспечение координации ресурсов и работ; предоставление своевременной информации о наличии определенных негативных тенденциях, а также их выявление и устранение;

- для отдела сбыта и снабжения - отслеживание статистики баз данных товарного ассортимента; планирование затрат на транспортировку и сроков поставки продукции; определение оптимальных транспортных маршрутов, способов транспортировки и хранения продукции; ведение контрактов; распространение сведений о частоте дефектов и возврата; быстрая передача заказов; проверка отслеживание уровня запасов и доступности [2];

- для службы финансово-бухгалтерской - полный контроль денежных потоков организации; отслеживание денег, принадлежащих фирме; реализация необходимой учетной политики; контроль за выполнением смет, планов и договоров; оперативный сбор необходимого набора финансовых документов; осуществление налогового и бюджетного планирования; отслеживание товарно- материальных потоков[2];

- для отдела маркетинга и рекламы - оперирование информацией о потенциальных и существующих клиентах, а также фиксирование отношений с ними; регистрация

контактов с клиентами; фиксация всех проводимых маркетинговых компаний по продвижению товара, по расширению рынка сбыта; ведение статистики продаж;

- для отдела складского учета - процесс управления складами; оперативный поиск товара по складам; приемлемое размещение продукции на складах; управление поступлением товара с учетом контроля его качества[2];

- для производственного отдела - ведение баз данных об объеме производственных запасов и об объеме бракованных материалов; отслеживание данных о проведении плановых и внеплановых ремонтов оборудования; выявление фактической численности персонала посменно; планирование производства и потребности в материалах;

- для отдела управления кадрами -планирование и разработка персонала, учет прибылей; отслеживание соискателей.

В целом работу интегрированной информационной системы в контуре управления маркетингом на мебельном предприятии определяет ее функциональная структура, информационное обеспечение и комплекс технических средств с созданием автоматизированного рабочего места (АРМ) при учете локальной и глобальной сети и программноматематического обеспечения.

Согласно модели многоуровневой системы оперативного управления, предложенной С.А. Соколициным в 1991 г. [3], существует три уровня стратифицированного описания интегрированной автоматизированной системы управления промышленным предприятием (ИАСУ). Одна и та же система, в зависимости от целей исследования, может быть описана с помощью различного набора страт. Разработка функциональной ИАСУ базируется на методологии системного анализа, позволяющего закреплять автоматизируемые функции за основными компонентами таким образом, чтобы их совместное функционирование обеспечивало достижение всего комплекса поставленных целей. Функциональную структуру головного компонента целесообразно представлять в виде функциональных структур подсистем с указанием взаимосвязей с подсистемами и комплексами задач других

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

165

ЭКОНОМИКА

компонентов. В комплекс могут объединяться задачи, обеспечивающие расчет показателей по фазам (планирование, учет, контроль, анализ, регулирование) или по уровням управления (предприятие, производство, цех, участок, рабочее место) [3]. Руководствуясь принятым составом уровней иерархии, а также функциями управления мебельного предприятия по уровням, представим возможное движение маркетинговой информации в интегрированной автоматизированной системе управления мебельным предприятием (рис. 1).

На верхнем уровне в отделе маркетинга концентрируется информация по потребителям товара и по рыночной конъюнктуре. С помощью маркетинговой информации в отделе бухгалтерии проводится анализ издержек производства; в финансово-экономическом отделе - прогноз прибыли, процент снижения цены, прогноз сбыта. Производственный отдел получает данные о динамике емкости рынка из бухгалтерии. В свою очередь из производственного отдела поступает необходимая маркетинговая информация в отдел

управления ресурсами для анализа темпов роста производства.

В процессе использования интегрированной информационной системы маркетинга станет возможным отслеживать продажи товаров на существующих рынках, а также предлагать новые продукты в новых регионах путем обработки заказов на покупку и связыванием их с производством и складом. Фирма нуждается в маркетинговой информации, а также в сведениях о продажах, отраженных в заказах. Благодаря этому предприятие может планировать производство товаров, формировать ценовую политику, планировать рекламу, а также другие кампании по продвижению новых товаров.

Данные, получаемые при вводе заказов, используются в бухгалтерской отчетности фирмы, а также системами учета запасов и производства. Например, система планирования генерирует ежедневный производственный план, основанный на данных о продажах за предыдущие дни. Количество и тип проданных товаров определяют количество и сроки нового производства. [1]

Рис. 1. Функционирование интегрированной системы маркетинговой информации на мебельном предприятии

166

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2009

ЭКОНОМИКА

Организационнол /Технологические

экономические у V проблемы

Рис. 2. Проблемные области интегрированной информационной системы маркетинговой информации

Менеджеры по продажам нуждаются в информации для планирования и отслеживания деятельности трудового персонала, в сведениях о производительности при изготовлении специфических товаров, линий продуктов, а также торговых марок. Сведения о ценах, прибыли, затратах и о величине роста могут использоваться в процессе проведения определенной ценовой политики, для оценки производительности при изготовлении текущих продуктов, а также для прогнозирования показателей производительности в будущем.

На среднем уровне выделяют функции и задачи управления основным производством, управления цехами, задачи автоматизации конструкторской и технологической подготовки, решение которых позволяет значительно сократить сроки подготовки и постановки на производство новых изделий, получить обоснованные нормативы материальных и трудовых затрат.

На нижнем уровне обеспечивается автоматизация оперативного управления производством, в том числе и в реальном масштабе времени по участкам, автоматическим линиям, рабочим местам.

Создание полномасштабной интегрированной системы маркетинговой информации - сложный, дорогостоящий и длительный процесс, который реализуется по следующему сценарию:

- анализ существующих систем или разработка требований к создаваемой системе;

- анализ деятельности предприятия;

- разработка интегрированной системы маркетинговой информации;

- разработка стратегии автоматизации;

- реорганизация деятельности предприятия;

- типовой процесс внедрения системы;

- эксплуатация информационной системы.

Для внедрения автоматизированной системы управления маркетинговой информацией для начала необходимо провести анализ деятельности предприятия. Основной стандарт моделирования бизнес-процессов IDEFO предложен Дугласом Россом более 20 лет назад. Первоначально он назывался SADT - Structured Analysis and Design Technique [3].

Этап формирования интегрированной системы маркетинговой информации (ИСМИ) в динамично меняющемся предприятии представляет собой довольно сложную задачу. Эффективное функционирование ИСМИ сводится к решению четырех основных проблем -организационно-экономических, финансовых, технологических и методических (рис. 2).

В свою очередь к комплексу организационно-экономических проблем можно отнести:

1. Соблюдение адаптивности, т.е. возможности перехода к эффективному функционированию в условиях меняющихся целей и ресурсов

2. Формирование коллектива специалистов для разработки ИСМИ.

3. Установление рациональных способов организации взаимосвязи и взаимодействия маркетинговой информации различных иерархических уровней предприятия.

4. Оптимизацию принятия решений по системе в целом.

5. Модернизацию программной части, вызванную физическим и моральным старением компонентов автоматизированной системой управления.

6. Преодоление противодействия со стороны управляющих и специалистов при внедрении ИСМИ.

Комплекс финансовых проблем включает:

1. Высокие предварительные затраты на проектирование и внедрение ИСМИ.

2. Экономическую оценку капиталовложений предприятия. Все методы экономи-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 4/2009

167

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.