А.Р. ГАРДАНОВ
кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, г. Уфа
А.М. ЮМАГУЖИНА старший преподаватель кафедры социальной работы Башкирского государственного университета, г. Уфа *
Проблемы формирования экологически ответственного сознания в обществе всеобщего риска
В последние десятилетия мировое научное сообщество поднимает вопрос об уточнении концепции устойчивого развития, принятой в 1991 г. в Рио-де-Жанейро и в 2002 г. в Йоханнесбурге, определяя, что для создания модели устойчивого развития мира существует необходимость формирования нового, нравственного и экологического взгляда на глобальные проблемы человечества.
Актуальной задачей современной экологической науки является формирование и расширение общественного экологического сознания на духовных основах. Еще 15 лет назад российский ученый О.Н. Яницкий определил современное общество как «общество всеобщего риска»1, связав преодоление этого риска с концепцией всеобщего экологического развития. Но на данный момент мы можем констатировать неуклонное развитие и эскалацию всеобщего риска, который несет в себе угрозу для всего человечества. В современном мире «расширенного потребления» и неразумной эксплуатации природных ресурсов отсутствуют условия формирования экологически ответственного человека. Созданный по западному типу российский вариант «потребительского общества» воспроизводит и транслирует на все сферы жизни человека в большей степени материальную структуру
* Гарданов Андрей Рифгатович, Юмагужина Асия Маратовна, e-mail: a.umagvzhina@mail.ru
1 Яницкий О.Н. Россия как «общество риска»: контуры теории // Россия - трансформирующееся общество / Под ред. В.А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001, с. 21-44.
ценностей, где отсутствует необходимость воссоздания утраченных гармоничных отношений человека и природы. Культивирование материальных ценностей порождает непостоянство, неопределенность, неуверенность, бесхарактерность современного человека с колеблющимся мировоззрением и ориентирует человека на потребление без нужды2. Политика потребительского общества должна уступить место обществу разумного потребления, и именно эта модель реализуется в рамках экосистемного подхода. Необходимо осознать и признать, что Россия как экосистема прошла качественные изменения со времен советского периода. Изменения коснулись фактически всего: государственного устройства, территории, типа собственности, количества населения и его социального и экономического состава, климата. Уход от общественных и коллективных ценностей к индивидуальным, эгоистическим обусловил дезинтеграцию и «атомизацию» населения, наличие локальных зон процветания и ареалов эколого-экономической деградации населения. Бедность выходит за границы социально-экономического определения и становится экологическим феноменом. Богатое российское меньшинство ведет обособленный образ жизни, базируясь на «островках» процветания, а неимущее большинство создает экосистему, основанную на принципах отлучения от благ цивилизации и радостей социального порядка, эксплуатации себя и своих близких, среды своего обитания. И эти изменения не окончательны и непредсказуемы3.
Активно меняется окружающая социальная реальность. Сформировалась новая опосредованная виртуальная экосистема, существующая в виде социальных сетей, блогов разного толка, сообществ и т.п. Выступая иной формой существования,
2 Эрет А. Живое питание. М.: ЭКСМО, 2012. 256 с.
3 Яницкий О.Н. Россия как экосистема // Социологические исследования. 2005, № 7.
идентификации, принадлежности, культурного потенциала и культурного обмена человека, она десакрализирует физическое пространство как таковое. Данные процессы сопровождаются вымиранием деревень, сел, ПГТ, малых городов и увеличением количества населения мегаполисов. Мегаполисы видятся единственным источником для существования и трудовой деятельности человека. Современный человек уже не привязан к определенной территории и земле, он свободно перемещается и не «отягощен» культурой и природой определенной местности, он теряет свою самобытность. Меняется ритм, образ, стиль, качество жизни и баланс экосистемы. В городских условиях проживания усиливается давление на человека. Плотная жилая застройка, увеличение количества транспортных средств, парковки на пешеходных дорожках, гаражи в придомовых зонах, уменьшение рекреационных зон, рост количества и мощностей технических средств, используемых в быту, мобильные средства связи, вездесущая реклама, шумы - все это повышает уровень раздражения, беспокойства, психологической усталости человека, отражаясь на здоровье городского жителя, сокращая годы его жизни.
Снизить экологические риски возможно при изменении вектора развития современного общества, посредством развития экологического взгляда на окружающую нас действительность, экологического мышления и экологического сознания в целом. Экологическое сознание - совокупность ценностных ориентаций, представлений и знаний людей как о самой природе, так и о характере взаимодействия общества и природы - имеет два аспекта развития: филогенетический и онтогенетический. В первом случае речь идет об изменениях экологического сознания в процессе исторического развития общества, и в этом смысле можно говорить о том, что каждой общественно-исторической формации соответствует свой господствующий тип экологического сознания, который определяется господствующим типом производственных отношений. Во втором случае речь идет о процессе
формирования экологического сознания индивида, чья социальная деятельность протекает в конкретно-исторических условиях и несет на себе печать индивидуального жизненного опыта.
Выявление и анализ факторов, дифференцирующих людей по типам экологического сознания, представляет собой научный интерес. Выделяются несколько устойчивых структур индивидуального сознания (их можно назвать типами или парадигмами сознания), сквозь призму которых люди могут воспринимать и оценивать состояние среды обитания или, иначе, окружающей среды. Было выявлено шесть таких доминирующих типов:
1) глобально-экологический;
2) нравственно-этический;
3)правовой;
4) организационно-производственный;
5) технологический;
6) эстетический4.
Экологическая проблема как осознание несоответствия между реально существующей и социально желаемой экологической ситуацией, в том или ином месте, в представлениях населения, по мнению А.В. Баранова, ассоциируется с загрязнением окружающей среды. Несмотря на то, что в научном понимании экологическая проблематика значительно шире, данное утверждение следует считать верным, поскольку оно дает основание рассматривать, с некоторой долей условности, негативные оценки состояния элементов городской среды, тревогу, озабоченность по этому поводу как показатель осознания экологических проблем среды обитания человека5.
В зависимости от степени обеспокоенности состоянием среды обитания А.В. Барановым было определено четыре типа носителей
4 Массовая коммуникация и охрана среды (опыт социологического исследования) / Под ред. М. Лауристин, Б. Фирсова. Таллин: Ээсти раамат, 1987. 296 с.
5 Баранов А.В. Восприятие загрязнения городской среды населением города // Бюллетень Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, 1984, №№ 3-4.
экологического сознания. Первый, «экологист», очень сильно встревожен экологической ситуацией любых масштабов, беспокоится о дальнейшей деградации среды, поддерживает любые действия в ее защиту, готов платить из своего кармана за высокое качество среды обитания. Второй, «пассивный пессимист» - разделяет озабоченность «экологиста», в отличие от него тратить собственные средства не желает. «Пассивный оптимист» - хотя и встревожен экологической ситуацией, надеется, что все изменится к лучшему, готов жертвовать качеством среды обитания ради решения насущных экономических проблем. «Необеспокоенный» - мало интересуется экологическими проблемами, не имеет мнения о целесообразности экономических и экологических приоритетов6.
От уровня обеспокоенности граждан напрямую зависит понимание экологических проблем современного общества. В условиях городской среды обитания у человека меняется характер взаимоотношений с природной средой, он становится антропогенным и все более искусственным. Городской образ жизни в настоящее время предполагает целенаправленный характер изменения среды обитания, путем замещения привычной, естественной среды на комфортную для условий города. Можно с уверенностью говорить о специфической особой городской природе, которая определяет психологическую и социальную структуры человека. В свою очередь, город несет в себе и ряд ограничений, которые затрудняют возможность свободного морального и нравственного выбора человека.
Решение насущных экологических проблем современности возможно при формировании экологически ориентированного человека, осознающего свою ответственность за выбранный путь развития.
Гарданов А.Р., Юмагужина А.М. Проблемы формирования экологически ответственного сознания в обществе всеобщего риска. Экологические проблемы
6 Баранов А. Там же.
носят антропологический характер и напрямую зависят от общественного сознания. Главной целью современного общества является формирование экологически ответственного сознания, что позволит создать перспективу преодоления кризиса человечества.
Ключевые слова: экология, сознание, общественное сознание, экологическое сознание, среда обитания.
Gardanov A. R., Yumaguzhina A.M. The issues of forming ecologically responsible consciousness in the society of universal risk. Environmental problems have an anthropological character and depend directly on public consciousness. The main goal of modern society is the formation of ecologically responsible consciousness that enables one to set up the prospects of overcoming the crisis of mankind.
Key words: ecology, consciousness, public consciousness, ecological consciousness, environment.