Научная статья на тему 'Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретический и эмпирический уровни'

Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретический и эмпирический уровни Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1149
245
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / БЕЛАРУС

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Титаренко Л. Г.

Рассмотрены экологические ценности населения Беларуси, которые были замерены на уровне сознания и поведения в ходе эмпирического исследования. Полученные результаты сопоставлены с экоцентрической теоретической моделью ценностей, которая соответствует обществу с устойчивым типом развития. Особое внимание уделено реальному уровню экологической информированности населения, который недостаточно эффективно стимулирует активное экологически ориентированное поведение населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ECOLOGICAL VALUES OF THE POPULATION IN THE REPUBLIC OF BELARUS: THEORETICAL AND EMPIRICAL LEVELS

The author discusses the ecological values of the population of Belarus that have been measured empirically on the level of mass consciousness and mass behavior. The empirical results have been compared with the theoretical model of ecological values that fits the sustainable development model of a societal development. Special attention is paid to the actual level of ecological awareness of the population that currently does not actively stimulate the ecologically oriented behavior.

Текст научной работы на тему «Экологические ценности населения Республики Беларусь: теоретический и эмпирический уровни»

Л. Г. ТИТАРЕНКО,

доктор социологических наук, профессор,

Белорусский государственный университет, г. Минск

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСИ

теоретический и эмпирический уровни

Рассмотрены экологические ценности населения Беларуси, которые были замерены на уровне сознания и поведения в ходе эмпирического исследования. Полученные результаты сопоставлены с экоцентрической теоретической моделью ценностей, которая соответствует обществу с устойчивым типом развития. Особое внимание уделено реальному уровню экологической информированности населения, который недостаточно эффективно стимулирует активное экологически ориентированное поведение населения.

Ключевые слова: экологическая ценность, экологическое сознание, экологическое поведение, экологическая информированность, Беларусь.

Теоретическая модель экологических ценностей. Теоретическая модель экологических ценностей создана в социальной философии и экологической социологии на основе анализа глобальных проблем человечества, переосмысления базовых жизненных потребностей человека, моделей оптимального образа жизни в современном обществе. Можно рассматривать экологически ориентированный подход к ценностям как ответ на «вызов» современности - угрозу экологического кризиса. В формирование этой модели внесли вклад многие философы, социологи, экологи: Э. Фромм, А. Швейцер, направление инвайер-менталистов, представители Римского Клуба А. Печчеи, А. Кинг, С. Гроф, Э. Ласло, Р. Вейгель, П. Шульц, Р. Данлэп, Д. Урбан и др. В России идеи экоцентризма развивают О. Н. Яницкий, Р. Б. Камаев, Д. С. Рыжевская, В. И. Да-нилов-Данильян, С. Н. Глазачев и др. Данная модель экологических ценностей ориентирована на построение устойчивого общества, в котором само его развитие будет гармонично способствовать сохранению жизни человека и созданию/сохранению условий для жизни последующих поколений. На сегодня устойчивое развитие общества остается регулятивным принципом, неким идеалом развития, реально не существующим, но являющимся признанной моделью развития на будущее. Поэтому значительную важность представляет рассмотрение системы экологических ценностей, соответствующих модели устойчиво развивающегося общества.

Вершина ценностной пирамиды в экоцентрической модели - человек, который рассматривается как часть природы, образующая с экосистемой слож-

ную саморазвивающуюся систему. Ввиду неразрывности человека и природы данная ценность может рассматриваться как экологическая. Одновременно ее можно рассматривать комплексно, силами многих наук, т. е. не только под углом экологии, но и социальных наук, этики, философии, биологии и т. д. Везде человек представлен как часть определенного сообщества (группы, коллектива), существующего в определенной природной среде, и поэтому неразрывно с ней связанный компонент этой среды. Данная сложная система постоянно развивается, и так как человек занимает в ней важнейшее место, он несет и ответственность за ее нынешнее состояние и ее будущее.

Человек совмещает в себе биологическую и социальную природу, существует в определенной экологической среде и в конкретной ситуации, поскольку его жизнь и есть условие существования всех других «человеческих» ценностей, а также высшая ценность в системе взаимодействия человека и природы. Ценности выделяются только в очеловеченном сообществе, они соизмеримы только потому, что в системе отношений есть человек: нет человека - нет и ценностей.

Следующий уровень в теоретической модели экологических ценностей представлен базовыми ценностями, которые образуют основу, фундамент для того, чтобы человек мог гармонично существовать в окружающей его среде, т. е. необходимые для реализации человека и осуществления его жизнедеятельности. Этот уровень включает две сложные комплексные ценности, здоровую экологическую среду и экологически ориентированный образ жизни, каждая из которых далее может быть разложена на ее составляющие подсистемы ценностей:

Здоровая экологическая среда как подсистема включает целый ряд ценностей. В условиях города это прежде всего следующие ценности: хороший для жизни человека воздух, здоровая для жизни человека питьевая вода и хорошее состояние водоемов, здоровая земля (как для практических нужд - выращивания цветов, других растений, так и для обитания на ней в целом), рациональная ликвидация отходов (промышленных и бытовых).

Здоровый, экологически ориентированный образ жизни населения предполагает наличие следующих ценностей: физическая культура населения, поддержание уровня здоровья, профилактика здоровья, рациональное питание (а значит, и экологически чистые продукты питания), наличие возможностей для рекреации (чистая территория для отдыха, доступность этой территории для населения), наличие здорового жилья (отсутствие вблизи него факторов загрязнения среды обитания).

Указанные выше ценности важны как на уровне отдельного человека, так и на уровне урбанизированного сообщества в целом. Однако они достижимы лишь в сообществе: невозможно представить здоровой экологии для одного человека - жителя города, это именно коллективная ценность, пользование которой также является коллективным. Отсюда и их особая важность, связанная с некоторой двойственностью: коллективным характером данных ценностей, который вместе с тем не отменяет их ценности для каждого отдельного человека, для его индивидуального существования.

Эти же ценности можно представить как третий системный уровень в теоретической модели экологических ценностей населения. Если первый уровень предполагает их социально-философский анализ (частично он был осуществлен нами в предыдущем разделе), второй - социологический анализ информации на уровне социальной общности, то для анализа состояния ценностей на третьем уровне необходим междисциплинарный подход, т. е. учет взаимодействия экономических, медицинских, социальных, биологических и иных составляющих. Как справедливо утверждает О. Яницкий, изучение сложных и разнокачественных систем, какими являются социально-экологические феномены, требует разнообразных знаний, помогающих «социально интерпретировать биологические и иные не-социальные явления и процессы» [1, с. 41].

Экологические ценности, характеризующие экоцентрический мировоззренческий подход к пониманию взаимоотношений человека (общества) с природой в условиях современности, можно рассматривать и как элемент экологической картины мира.

Если на этой основе выделить идеи, которые наиболее важны для реализации модели устойчивого развития общества, то необходимо назвать следующие: понимание человека как органического элемента сложной экосистемы, в которой природа имеет самостоятельную ценность и требует бережного к ней обращения, признание целостности и единства мира, ответственность человека за развитие сложной экосистемы, необходимость постоянной рефлексии по поводу происходящих изменений в этой целостной системе, поддержание баланса взаимодействия между человеком, обществом и природой. Устойчивое общество, построенное на указанных идеях, будет стремиться к такому повышению уровня и качества жизни своих граждан, которое не будет подрывать баланс его отношений с окружающей средой, а научно-технический прогресс не будет ставиться выше сохранения природного многообразия, поддержания экологической устойчивости всей системы.

Граждане общества, ориентированного на устойчивое развитие, должны иметь высокий уровень экологической культуры, т. е. обладать достаточными экологическими знаниями, быть ориентированы на поддержание экологического баланса в обществе, а их действия должны быть направлены не только на сохранение того богатства, которое предоставила им окружающая природная среда, но и на ее охрану. Это значит, что уровень развития экологического сознания и поведения граждан должен соответствовать принципам экоцентризма, а экологические ценности должны восприниматься ими как личные, реализованные в деятельности. Таких граждан уже не надо будет заставлять бережно использовать природные ресурсы или строить свой быт на принципах экологизма: они сами будут к этому стремиться, поддерживая баланс в отношениях с природой и осознавая собственную ответственность за свои действия.

Экологическая ответственность граждан, ориентированных на модель устойчивого развития и обладающих высокоразвитой экологической культурой, будет проявляться в необходимости сохранять природное окружение,

поддерживать свое здоровье, отвечать за все свои поступки в отношении природных ресурсов и т. п. Иначе говоря, и состояние окружающей среды и ее отдельных компонентов, и собственная жизнь, и здоровье будут восприниматься людьми не только как личная забота, но и как общественно значимая ценность.

Мы рассмотрели теоретическую модель экологических ценностей и соответствующую модель личности, ориентированной на устойчивое экологически сбалансированное развитие общества, заботу о среде проживания. Для формирования такого типа личности обществу необходимо разработать и внедрить целую систему экологического просвещения и экологического воспитания, образования населения. Такая система должна включать не только подрастающее поколение, детей и молодежь, но и все население, и быть нацеленной не только на рост знаний, но и на привитие практических навыков экологической практики, воспитание экологических ценностных ориентаций всех групп населения. Эффективность ее функционирования можно оценить по практическому критерию (реальному экологическому состоянию того или иного населенного пункта, насыщенности экологической тематикой средств массовой информации, уровню здоровья граждан) и субъективно-личностному (оценке населением своих знаний в сфере экологии, их ориентаций и готовности к экологическим действиям, их оценке экологичности собственного образа жизни).

Здоровье как экологическая ценность. Результирующим показателем, или результирующей комплексной ценностью, свидетельствующей о практическом воплощении экологических ценностей в практику определенного сообщества, является здоровье населения. Здоровье можно считать экологически ориентированной ценностью: оно с необходимостью предполагает здоровую экологическую среду обитания, т. е. недостижимо в отрыве от экосистемы. Это одновременно и сугубо индивидуальная, и общественно значимая ценность: чем больше здоровых граждан в обществе, чем выше общий уровень здоровья, тем выше качество жизни граждан в целом.

При этом здоровье нации (его общие показатели - такие, как рождаемость и смертность, уровень заболеваемости) фиксируется в общегосударственной статистике, учитывается во многих важных показателях развития общества. Здоровье отдельного человека комплексно не фиксируется практически нигде, так как медицинская карта дает весьма редуцированное представление о состоянии здоровья отдельного человека в целом, а других документов о комплексном состоянии здоровья не существует. Как показывают многочисленные исследования, состояние здоровья зависит не только от наличия или отсутствия болезней, но и от уровня самооценки гражданином своего здоровья, а также от степени его информированности по проблемам экологии и образа жизни, в том числе по проблемам окружающей среды и здоровья [2]. Поэтому важно изучать не только медицинские показатели здоровья населения, но и социальные, а также измерять мнение граждан об окружающей среде и их здоровье.

Здоровье нации, здоровье граждан любой социальной общности зависит от экологического состояния среды обитания (вода, воздух, почва и пр.), от проявления гражданами заботы о состоянии окружающей среды на любом уровне (место жительства, регион, страна и т. п.), от глубины их знаний о здоровье и окружающей среды. Здоровье так или иначе базируется на экологии.

Экологическая составляющая в проблеме здоровья и ее ценность были впервые серьезно переосмыслены после чернобыльской катастрофы, а затем -после распада СССР и последующего кризиса [3]. С конца 1980-х - начала 1990-х здоровье заняло одно из самых высоких мест в иерархии жизненных ценностей населения. Практически во всех опросах населения постсоветских стран, где была возможность дать свой ответ о доминирующих ценностях или выбрать их из блока ценностей, здоровье занимало верхние позиции в иерархии [4]. Данный «ценностный поворот к здоровью» свидетельствует о растущем осознании каждым человеком важности собственного здоровья и необходимости самому о нем заботиться. С другой стороны, если здоровье становится самоцелью, т. е. занимает самое высокое место среди всех ценностей (включая мораль, доверие, взаимное уважение граждан), может наступить обратный эффект, поворот к индивидуализму и эгоцентризму. В таком случае есть опасность подмены социальных проблем на чисто медицинские. На наш взгляд, здоровье как ценность - феномен социальный, связанный с экосистемой в большей степени, чем с экономикой. И понимание его должно быть соответствующим, равно как и формирование механизмов мотивации на экологический образ жизни, на повышение качества экологической среды обитания человека. Поэтому важно раскрыть связи между здоровьем общества и социально-экономическим развитием общества, а также с экологическими аспектами образа жизни населения. С одной стороны, здоровье предполагает совокупность многих мер по обеспечению его охраны и профилактики, созданию условий для здорового образа жизни, с другой - это ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности [5].

Качество жизни и здоровье не зависят напрямую от экономических благ и богатства: самые лучшие для жизни страны - не самые богатые (хотя и не бедные!), а те, которые создали лучшие условия жизни для людей, и где люди чувствуют себя защищенными - и социально, и экологически - и счастливыми [6]. Постсоветские страны не входят в число таких стран. Здесь остается масса нерешенных проблем, негативно воздействующих на человека, поэтому нужна специальная ориентация социальной политики на человека и его здоровье, чтобы они стали более важной ценностью, чем экономическая эффективность.

Тем не менее в нашем регионе, как уже говорилось, здоровье стало доминировать в иерархии жизненных ценностей населения со времени экологической (Чернобыль) и социальной (распад СССР) катастроф. Социологические опросы граждан постсоветского региона подтверждают: здоровье либо прямо называют в числе наиважнейших ценностей, либо выдвигают на первый план социально-экологические ценности, определяющие здоровье - чистый воздух,

доступная питьевая вода, чистые продукты питания (свободные от ГМО, не отравленные химикатами и пр.) [7].

Диалектическая связь между экологическими ценностями разных уровней. Гипотетически чем меньше размер городского поселения, чем «ближе к земле» живут люди, тем легче практически обеспечиваются указанные выше экологические ценности в данном сообществе, достигается баланс между человеком и природой. И наоборот: в большом городе (таком, как Минск) человек сильно зависит от эффективности работы институтов, прямо связанных с городскими властями (работа транспорта, санитарных служб, обеспечивающих чистоту воздуха и воды, городских служб, обеспечивающих наличие мест для отдыха и пр.). Иначе говоря, эти условия зависят от таких макро-факторов, на которые отдельный человек повлиять не в состоянии: наличие в городе заводов и фабрик, теплоэлектростанций, загрязняющих городскую среду, уровень загазованности воздуха, загрязнения воды и земли, наличие механизмов для утилизации отходов и т. п. Вклад отдельного человека в создание и поддержание этих коллективных ценностей весьма невелик. В то же время многие другие ценности человек в состоянии реализовать лично: например, он может делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим труда и отдыха, заниматься профилактикой своего здоровья, потреблять здоровую пищу, не иметь вредных для здоровья привычек, отказаться от работы во вредных условиях и пр. Кроме того, он может выработать оптимистическое отношение к жизни, культивировать в себе оптимистическое мироощущение, что также является ценностью.

В выражении своего отношения к экологических ценностям разных уровней городской среды граждане обычно отдают приоритет экологии города, оценивая важность состояния окружающей среды выше, чем важность экологического состояния на бытовом уровне (в своем домашнем хозяйстве, в жилище) [8]. Данный факт не уменьшает значимости экологических ценностей образа жизни отдельного гражданина или семьи, поскольку экологические ценности на разных уровнях социума (макро-социальный уровень, мезо-уро-вень города и микро-уровень семейно-бытовой жизни) взаимно дополняют друг друга. Для устойчивого состояния развития общества необходим их баланс, т. е. достаточно высокое развитие всех трех уровней.

Как правило, простых белорусских граждан не особенно волнуют глобальные экологические проблемы современности (потепление вод мирового океана, таяние ледников и т. п.), так как указанные проблемы практически не оказывают никакого влияния на повседневную жизнь белорусов. Совершенно иначе они относятся к проблемам экологии своей страны: хотя и здесь непосредственно повлиять на экологию страны отдельный человек не в состоянии, тем не менее такие проблемы, как радиационное загрязнение территории в результате аварии на ЧАЭС, разлив нефти в водных бассейнах как следствие тех или иных аварий, лесные пожары на большой территории воспринимаются довольно эмоционально, вызывают озабоченность населения страны. Как уже

отмечалось нами, Чернобыль вызвал к жизни неизжитый и сегодня синдром постоянного страха, незащищенности человека перед лицом невидимой опасности [9]. Даже когда объективные показатели радиации неизвестны или не являются существенно опасными, зачастую человек испытывает страх и другие негативные эмоции, вызванные неопределенностью всей ситуации и неясностью ее будущего развития. Этот синдром страха и экологической незащищенности имеет место и в других случаях, связанных с социальной незащищенностью [10].

Обеспокоенность граждан состоянием окружающей среды является важным показателем экологических настроений города, села, страны. В Беларуси этот показатель находится на среднем уровне. Так, в исследовании минчан, проведенном в 2010 г., интегральный показатель уровня обеспокоенности проблемами окружающей среды для студенчества составил 3,44 балла, а для старшего поколения - 3,59 балла [11, с. 35]. Эти различия являются статистически значимыми: они показывают, что молодежь характеризуется меньшей тревожностью в отношении экологических проблем, чем старшее поколение. Во-первых, студенты воспринимают экологическую ситуацию более спокойно и объективно, чем старшее поколение, пережившее Чернобыль; во-вторых, студенты зачастую в полной мере не осознают значимости существующих проблем окружающей среды. Причинами такого отношения может быть и недостаточно высокий уровень экологических знаний. В любом случае, одномоментное исследование не может дать ответов на такие вопросы: они предполагают изучение проблемы в динамике.

В восприятии опасности и отношении к ней белорусы не отличаются от граждан других стран, хотя форма выражения опасений по поводу ухудшения состояния экологии у белорусов иная, нежели, скажем, в странах Европейского союза: там жители часто организуют пикеты, демонстрации, обращаются к депутатам для решения экологических проблем (таких, как провоз опасных отходов по территории страны, захоронение этих отходов, функционирование атомных станций устарелых образцов и т. п.). Партии «зеленых» довольно популярны в Германии: в настоящее время они стали активным субъектом на политическом уровне жизни страны.

В Беларуси хотя «зеленые» организации и существуют, они остаются незаметными в общественной жизни решений, не оказывают существенного влияния на принятие государственных решений. Да и граждане в целом намного меньше склонны поддерживать подобные общественно-политические движения, чем в Западной Европе. Так, например, по результатам социологического исследования граждан города Минска (2008) было выявлено, что менее трех процентов горожан состоят в каких-либо экологических организациях (не только партии, но и любых локальных и районных группах защитников окружающей среды), и не более десяти процентов горожан согласны лично способствовать решению экологических проблем города, принимая участие в проведении конкретных природоохранных мероприятий. Главным стимулом

экологически ориентированного поведения граждан на бытовом уровне остаются деньги: в том случае, когда конкретное экологически ориентированное поведение может принести экономические дивиденды, около половины минчан высказывают готовность изменить свое поведение (это прежде всего экономия электроэнергии, тепла и воды в быту). В остальных случаях граждане чаще всего снимают с себя всякую ответственность и возлагают ее на государственные организации [7].

Таким образом, и на макроуровне, и на уровне своего города большинство граждан страны не мыслят себя активными действующими субъектами, они предпочитают оставаться в роли критического (или нейтрального) обозревателя, не вмешивающегося в происходящие процессы и лишь констатирующего проблемы. Они полностью переадресовывают городские проблемы экологии городским властям, т. е. играют роль потребителя и реципиента природоохранных и природосберегающих услуг, а не активного, участвующего в жизни своего города и стремящегося к его улучшению гражданина. Иначе говоря, на мезоуровне фиксируется разрыв между декларируемыми экологическими ценностями населения и практической интериоризацией этих ценностей, воплощением этих ценностей в собственной деятельности.

Эмпирическая модель экологических ценностей белорусов. Конструирование эмпирической модели экологических ценностей белорусского населения мы покажем на примере населения города Минска. Этот пример важен, так как Минск - главный город страны, концентрирующий в себе и ее проблемы. Поскольку три четверти белорусского населения проживают в городах, за основу систематизации экологических ценностей белорусов взято именно городское население. На примере двух репрезентативных исследований, проведенных в Минске, выявлены экологические страхи и приоритеты разных групп населения, что позволило создать систему экологических ценностей и приоритетов горожан. Полученная система дает представление об их понимании экологических ценностей, в более общем плане - их экологической культуре.

В процессе конструирования эмпирической модели экологических ценностей нами использована первичная социологическая информация, полученная в ходе двух упомянутых ранее в статье исследований. Первое исследование было проведено в 2008 г. Минским НИИ социально-экономических проблем, репрезентативная выборка составила 1225 человек. Второе исследование проведено кафедрой социологии БГУ под руководством автора в 2010-2012 гг. в три этапа. Общий объем выборки составил 1158 человек, из которых 574 являлись представителями старшего поколения, 584 - студентами разных минских вузов. Сопоставление данных двух исследований продемонстрировало их сходство в основных результатах.

Результаты исследования городского населения, проведенного в 2008 г., позволили выявить мнения горожан как об их экологических ценностях и приоритетах на уровне города, так и о проблемах, которые, с их точки зрения, являются нерешенными в Минске. По данным этого исследования, экологиче-

ские ценности занимают достаточно высокое место в приоритетах населения. Иерархия проблем и экологических приоритетов оказалась следующей: (1) Загрязнение атмосферного воздуха, связанное с выбросами автотранспорта, (2) Проблема качества питьевой воды и водоемов, (3) Санитарное состояние города, особенно дворовой территории. Эти три проблемы оценены как главные на уровне городской экологической среды. В целом как удовлетворительную эту среду оценили 57 %, неблагоприятную или критическую - 32 %. Эта оценка обусловлена недостаточно эффективным решением городских проблем транспорта, ухода за территорией, соблюдением санитарных норм и т. п.

Более высокий уровень экологической озабоченности минчане проявляют на бытовом уровне, когда те или иные вопросы касаются их лично: утилизация бытовых отходов, обустройство частного сектора, экология личного транспорта (его имеют более половины жителей Минска), экологическое качество продуктов питания, строительство гаражей и стоянок. Так, если чистота атмосферного воздуха волнует около 75 % горожан, а остальные указанные проблемы - менее 50 % респондентов, то на уровне личного быта три первых экологических приоритета (в порядке убывания: сроки и условия хранения продуктов питания, радиоактивное загрязнение пищевых продуктов и их химическое загрязнение) получили оценки на уровне 89-94 %. Разница между этими оценками невелика, поэтому можно считать их одинаково важными, а проблему экологического качества продуктов питания - наиболее приоритетной с точки зрения горожан.

Итак, экологическое качество продуктов питания - главное, что беспокоит минчан на бытовом уровне. Действительно, это качество напрямую связано со здоровьем, что подтверждает положение о том, что здоровье - это интегральная экологическая ценность жителей города, волнующая их больше всего и прямо зависящая от состояния экологической среды. Под экологическим качеством продуктов питания здесь понимается их безопасность для здоровья человека, отсутствие таких ингредиентов, которые могут нанести вред здоровью людей. Именно по этой проблеме горожане нуждаются в наиболее полной и объективной информации, чтобы на ее базе они могли составить правильное представление о доступных им продуктах. В противном случае, при недостатке или недостоверности информации, граждане руководствуются домыслами, сплетнями и слухами, теряют доверие к городской власти и уважение к ней.

Сегодня многие минчане отличаются экологическим нигилизмом, т. е. либо не имеют объективной информации по экологическим вопросам, либо проявляют экологический инфантилизм, не берут на себя ответственность за собственное здоровье и будущее экосреды, не хотят активно способствовать улучшению своего быта и улучшению среды обитания. Преобладающий тип экологического сознания минчан - пассивный, в лучшем случае некоторые люди готовы что-то сделать для себя и для города сами, не ожидая вмешательства властей. По данным исследования представителей двух поколений минчан, для населения столицы характерны средний уровень знаний о проблемах эко-

логии (3,1 по шкале из 6 баллов) и низкий уровень знаний об экологической политике (2,45), личной включенности в экологические действия (3,35 для студентов и 3,67 для старшего поколения), при вербальной готовности сделать свой образ жизни более экологически ориентированным, выраженном более чем 50 % опрошенных. Исследование выявило, что население строит представления о полезности экологического поведения на основании сиюминутных последствий, в то время как долгосрочные результаты проэкологической либо антиэкологической деятельности ими не осознаются. Такой уровень экологического сознания и поведения недостаточны с точки зрения модели устойчивого развития. Повышение уровня экологических знаний и формирование осознанного отношения к экологии будет способствовать более активному вовлечению населения в повседневные проэкологические практики.

Выявленный в исследованиях недостаточно высокий уровень экологической информированности горожан, наряду с довольно высоким уровнем озабоченности проблемами экологии и низким уровнем личного участия в их решении (как и нежелании участвовать лично в решении таких проблем), подтверждает существование разрыва между теоретической моделью экологических ценностей и эмпирической моделью. Основной разрыв приходится не только и не столько на экологические знания, сколько на представление граждан о путях решения экологических проблем, низкую мотивацию личного активного участия в их решении - охране природной среды, ее улучшении. Так, во втором из упомянутых исследований около трети респондентов указали на свою недостаточную экологическую информированность для переориентации образа жизни на более экологический. Только 40 % заявили, что имеют достаточные экологические знания, что не позволяет считать уровень знаний минчан, как и уровень их экологической информированности, высоким. Однако более двух третьих опрошенных основным препятствием на пути к переходу на экологически ориентированный образ жизни назвали отсутствие собственной инициативы. Вторым препятствием было названо отсутствие поддержки и конкретных мер со стороны государства (чуть менее половины респондентов) [12]. Эти два препятствия соответственно отражают внутренний и внешний локус контроля: с одной стороны, респондентам не хватает знаний и собственной инициативы для перехода к экологическому образу жизни, а с другой - перекладывают ответственность за свою пассивность на государство. Именно отсутствие личной инициативы граждан может быть существенной причиной недостаточно высокого уровня экологических знаний респондентов, их низкой мотивированностью на получение новых знаний, необходимых для переориентации на более экологичный образ жизни.

Проведенный нами анализ эмпирической ситуации (эмпирическая модель экологических ценностей и их воплощения в деятельность гражданами Минска) вскрыл, во-первых, разрыв в уровне озабоченности и понимании гражданами актуальности экологических проблем на разных уровнях, т. е. определенный дисбаланс в экологических ценностях на разных уровнях социальной жизни

населения. Во-вторых, выявился разрыв в декларируемых экологических ценностях и знаниях, с одной стороны, и степени готовности граждан лично участвовать в их реализации. В-третьих, обнаружилось доминирование материальных (денежных) стимулов экологически ориентированного поведения даже на бытовом уровне, когда только наличие финансовых выгод заставляет граждан включаться в деятельность природосберегающего характера.

Сконструированная эмпирическая модель экологических ценностей белорусского населения позволяет сделать вывод, что экоцентризм пока еще не получил на практике широкой поддержки, да и объективные условия городской жизни не всегда способствуют его практическому внедрению. В экологическом сознании и поведении горожан имеет место смесь нового и старого подходов и ценностей: экологическая озабоченность состоянием городской среды в целом и эгоцентризм при восприятии угрозы от конкретных экологических проблем: последняя связывается главным образом с опасностью для личного здоровья и жизни человека, а ответственность за неблагоприятное состояние окружающей среды полностью перекладывается на других.

Сравнение разработанной нами теоретической модели экологических ценностей населения с полученной в ходе исследований эмпирической моделью экологических ценностей городского населения Беларуси позволяет выявить направления, требующие особого внимания городских властей, средств массовой информации, институтов образования и воспитания, для успешного продвижения нашей республики по пути устойчивого развития. Существенную роль в данном процессе должны сыграть экологическое просвещение и образование, основная цель которых - формирование системы объективных экологических знаний, которая сможет раскрыть перед гражданами весь спектр их возможностей и потенциал в экологической сфере.

Литература

1. Яницкий, О. Н. Экосоциология как перспектива / О. Н. Яницкий // Ежегодник / Ин-т социологии РАН. - М., 2009. - Вып. 8: Россия реформирующаяся. - С. 36-56.

2. Мокану, В. И. Система здравоохранения в переходном обществе: состояние и тенденции / В. И. Мокану // Проблеми розвитку соціологічноі теорії. - К., 2012. - С. 210-217.

3. Ходорівська, Н. Постчорнобильский соціум: ризики та шанси выживання / Л. Амбжа-дін, Ю. Саэнко, Н. Ходорівська // Соіологія: теорія, методи, маркетинг. - 2006. - № 4. - С. 1-18.

4. Образ жизни и здоровье населения новых независимых государств: сб. науч. ст. / Б. И.; редкол.: К. Хепфер, Д. Ротман, С. Туманов. - Минск, 2003. - 276 с.

5. Шабунова, А. А. Общественное здоровье и его измерение / А. А. Шабунова // Социологический альманах: сб. ст. / Ин-т социологии НАН Беларуси; под ред. И. В. Котлярова [и др.]. -Минск, 2011. - Вып. 2. - С. 173-181.

6. Инглхарт, Р. Модернизация, культурные изменения и демократия / К. Вельцель, Р. Ин-глхарт. - М.: Новое издательство, 2011. - 464 с.

7. Українське суспільство : соціологічний моніторинг (1992-2006) / за ред. В. М. Ворони, М. О. Шульги. - К.: ІС НАНУ, 2006 - 578 с.; Россия реформирующаяся: ежегодник / редкол. М. К. Горшков. - М., 2009. - Вып. 8. - 466 с.

8. Социологические исследования проблем экологии городской среды в оценках минчан. -Минск: МНИИСЭП, 2008.

9. Титаренко, Л. Г. Глобальные факторы риска и их влияние на динамику экологических ценностей населения Беларуси / Л. Г Титаренко // Социология. - 2011. - № 2. - С. 85-91.

10. Kessler, G. Rising level of insecurity in Latin America / G. Kessler // Global Dialogue. -2012. - Vol. 2, № 5. - Р. 20-22.

11. Титаренко, Л. Г. Экологический образ жизни минчан / Л. Г Титаренко // Социологические исследования. - 2011. - № 3. - С. 32-37.

12. Титаренко, Л. Г. Экологически ориентированный образ жизни как составляющая высокого качества жизни населения и устойчивого развития общества / Л. Г. Титаренко // Социологический альманах: сб. ст. / Ин-т социологии НАН Беларуси; под ред. И. В. Котлярова [и др.]. - Минск, 2011. - Вып. 2. - С. 157-164.

L. G. TITARENKo

the ecological values of the population in the republic of Belarus: theoretical and empirical levels

summary

The author discusses the ecological values of the population of Belarus that have been measured empirically on the level of mass consciousness and mass behavior. The empirical results have been compared with the theoretical model of ecological values that fits the sustainable development model of a societal development. Special attention is paid to the actual level of ecological awareness of the population that currently does not actively stimulate the ecologically oriented behavior.

Key words: ecological value, ecological consciousness, ecological behavior, ecological awareness, Belarus.

Поступила 29.10.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.