ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
УДК 378.1
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНЫХ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ РЫНКА ТРУДА И СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
О. Н. Беленов, В. Н. Морозова, И. В. Шилова
Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 сентября 2016 г.
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с сопоставлением профессиональных и образовательных стандартов. В работе представлены способы достижения единых подходов к оценке качества подготовки выпускников вузов представителями рынка труда и сферы образования. Ключевые слова: профессиональные стандарты, образовательные стандарты, профессиональные компетенции, компетентностный подход, критерии оценки компетенций.
Abstract: the article deals with issues related to the comparison of professional and educational standards. The paper presents the ways of achieving a common approach to assessing the quality of training for graduates by labor market representatives and the academic environment.
Key words: professional standards, educational standards, professional competence, competence approach, competence evaluation criteria.
В постиндустриальной экономике повышаются запросы работодателей в отношении качества подготовки специалистов, но при условии отсутствия системной взаимосвязи между высшим образованием и рынком труда возникает существенный дисбаланс между требованиями к выпускникам со стороны работодателей и уровнем подготовки студентов в учебных заведениях.
Взаимоотношения между работодателями и выпускниками высших учебных заведений следует строить на основе удовлетворения обоюдных интересов, которые возникают в ходе их взаимодействия. Необходимо учитывать, что каждый из участников этого процесса (работодатели, выпускники и представители высшей школы) преследует свои интерес и цели, но в то же время вынуждены идти навстречу требованиям другой стороны и должен активно взаимодействовать с целью выявления потребностей в специалистах и определения уровня их подготовки. Необходимым условием обеспечения высокого качества высшего образования является включение представителей реального сектора экономики, объединений работодателей в работу по постановке целей, реализации образовательного процесса и оцениванию его результатов. В настоящее время одним из направлений осуществления данного ус-
© Беленов О. Н., Морозова В. Н., Шилова И. В., 2016
ловия является разработка и применение профессиональных стандартов [1].
Профессиональные стандарты (ПС) - комплекс документов, представляющих актуальную информацию о требованиях к квалификациям, необходимым для выполнения тех или иных видов профессиональной деятельности. Профессиональные стандарты начали разрабатываться в нашей стране в середине 1990-х гг. по инициативе представителей бизнес-сообщества. В создании единой методологии разработки и механизмов внедрения в практику профессиональных стандартов как одного из элементов национальной системы квалификаций серьезную роль сыграл Российский союз промышленников и предпринимателей. В 2012 г. государственные институты активно включились в процесс создания национальной системы квалификаций, сегодня разработку профессиональных стандартов координирует Министерство труда России, и в течение 2013 г. был принят ряд документов, закрепивших единый подход к разработке профессиональных стандартов. К настоящему моменту утвержденные профессиональные стандарты включены в Национальный реестр профессиональных стандартов, в котором выделяются области, виды и наименования профессиональной деятельности. В последней актуальной версии реестра (от 15 августа 2016 г.) насчитывается 818 видов профессиональной деятельности.
Разработка профессионального стандарта начинается с определения основной цели конкретного вида профессиональной деятельности. Далее проводится анализ ее структуры и с учетом сложившегося в данном производственном процессе разделения труда выделяются обобщенные трудовые функции (ОТФ). В состав ОТФ входит определенный набор трудовых функций (ТФ), в описании которых указываются составляющие ее действия [2].
Для каждой профессии определено несколько квалификационных уровней. Например, для области профессиональной деятельности «Финансы и экономика» в профессии «бухгалтер» выделено два уровня, для профессии «специалист по страхованию» - три уровня квалификации. Для описания определенного уровня каждой профессии используется таблица, представляющая общие требования к профессии для данного уровня квалификации, должностные обязанности и соответствующие им основные умения и навыки, а также знания, необходимые для выполнения соответствующих должностных обязанностей. В ПС достаточно детально проработаны функции и задачи профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, знания и умения, которыми должен владеть специалист для эффективного решения профессиональных задач. В ПС используется традиционная терминология «необходимые умения и навыки», но смысловая составляющая применяемых формулировок в определенной мере сопоставима с компетентностным подходом, применяемым в ФГОС ВО [там же].
Тем не менее при более детальном сравнительном анализе ПС в области профессиональной деятельности «Финансы и экономика» и ФГОС ВО по направлению подготовки «Экономика» выявляется наличие различных подходов к предъявляемым уровням умений, знаний и навыков выпускников вузов. В требованиях, предъявляемых выпускникам вузов профессиональными и образовательными стандартами, наблюдается несогласованность, определяемая различиями в терминологии и концептуальными расхождениями [3].
Требования к соискателям на вакансии специалистов в области финансов и экономики содержат множество названий конкретных видов деятельности и функций, от сотрудников требуется не столько хорошая фундаментальная подготовка, сколько умение осуществлять эти заявленные виды деятельности.
В образовательном стандарте по направлению подготовки «Экономика» (уровень бакалавриат) существуют два уровня квалификации: «академический» и «прикладной» бакалавр, соответственно
«академические бакалавры» предназначены для осуществления таких видов деятельности, как рас-четно-экономическая, аналитическая, научно-исследовательская, организационно-управленческая и педагогическая, а «прикладные бакалавры» - учетная, расчетно-финансовая, банковская, страховая. Профессиональные задачи, на которые ориентирована программа по подготовке бакалавров в рамках каждого вида деятельности, описаны в ФГОС ВО в достаточно обобщенной форме без излишней детализации. Профессиональные и профессионально-прикладные компетенции, которые должны быть сформированы в соответствии с ФГОС ВО в результате обучения, также отражают скорее общие требования к способности выполнять определенные функции в рамках различных видов деятельности (расчетно-экономической, банковской и т.д.).
Вопросы связи профессиональных и образовательных стандартов актуальны для представителей рынка труда, для которого необходима модель профессионального образования, развивающаяся под влиянием его запросов и сфокусированная на подготовке квалифицированных работников, отвечающих потребностям работодателей.
В рамках проекта программы Европейского Союза «Эразмус плюс» «COMPLETE - Создание центров по развитию компетенций и навыков трудоустройства» (Establishment of Centers for Competence and Employability Development), реализуемого в Воронежском университете, проводился опрос работодателей и выпускников. Одной из задач исследования была оценка несоответствий потребностей и ожиданий представителей бизнеса в отношении выпускников вузов, а также выявление основных причин нежелания принимать на работу молодых специалистов.
Сравнительный анализ полученных данных свидетельствует о существовании заметных различий в отношении мотивов отказа от трудоустройства выпускников вузов по мнению представителей исследуемых аудиторий. Студенты и выпускники основной причиной отказа от трудоустройства считают недостаточный уровень профессиональных компетенций, в первую очередь связанных с практической составляющей («отсутствие опыта работы по специальности» - 59,60 % и 46,40 %, «недостаточная практическая подготовка» -61,70 % и 46,40 % соответственно). Другая актуальная проблема, связанная с трудоустройством, по мнению представителей этих аудиторий, обусловлена их собственными завышенными требованиями, предъявляемыми к будущему месту ра-
боты. Студенты и выпускники полагают, что «высокие ожидания по поводу уровня заработной платы» - 63,80 % и 67,90 %, «нежелание начать карьеру с низовых ступеней» - 48,30 % и 54,80 % соответственно являются одной из причин отказа в приеме на работу.
С точки зрения работодателей, базовые профессиональные навыки, включая практические, вызывают меньше нареканий и реже являются причиной отказа от трудоустройства выпускников вузов. Данные опроса свидетельствуют, что в значительно меньшей степени воронежские работодатели удовлетворены уровнем развития таких ключевых компетенций, как склонность к саморазвитию, навыки коммуникации, способность получать результат, восприимчивость к новому. Две трети участников анкетирования в этой группе отметили «низкую производственную дисциплину, недостаточный уровень ответственности» и «низкий уровень мотивации к труду и профес-
Подготовка выпускников, отвечающих требованиям представителей рынка труда и обладающих необходимыми компетенциями, предполагает разработку единой системы диагностических средств, которая бы позволяла адекватно оценивать уровень выпускника на основе объективных критериев.
Одним из механизмов независимой оценки образовательных программ и подтверждением их качества выступает профессиональная общественная аккредитация (ПОА).
Успешное прохождение вузом ПОА - это одновременно и признание со стороны работодателей, и
сиональной деятельности» как один из мотивов неготовности принимать на работу молодых специалистов. Современный подход предполагает при решении проблемы трудоустройства выпускников вузов использовать принцип личност-но ориентированного трудоустройства, при котором учитываются не только профессиональные, но и личностные характеристики выпускника, которые необходимо увязать с актуальными и перспективными кадровыми потребностями предприятия. Основываясь на результатах опроса руководителей компаний, среди компетенций, остро востребованных воронежским менеджментом, можно выделить способности принимать нестандартные решения, работать с людьми, решать проблемы, готовность к инновациям, эмоциональную стабильность, умение избегать возникновения конфликтных ситуаций. Сравнительные данные причин отказа от трудоустройства представлены в таблице.
гарантия для студентов, что освоенные ими образовательные программы актуальны для рынка труда.
Факультет международных отношений Воронежского государственного университета в 2016 г. представлял для профессиональной общественной аккредитации четыре образовательные программы: международные отношения (бакалавриат), зарубежное регионоведение (бакалавриат), международные отношения (магистратура), зарубежное регионове-дение (магистратура). Аккредитацию проводила экспертная комиссия Торгово-промышленной палаты Воронежской области (ТПП ВО). В соответствии
Т а б л и ц а
Мотивы отказа от трудоустройства выпускников
Мотивы отказа от трудоустройства выпускников Студенты (240 заполненных анкет), % Выпускники (92 заполненные анкеты), % Работодатели (29 заполненных анкет), %
Завышенная оценка личного профессионального потенциала 29,60 45,20 27,60
Нежелание начать карьеру с низовых ступеней 48,30 54,80 41,40
Высокие ожидания по поводу уровня заработной платы 63,80 67,90 31,00
Психологическая неготовность к работе 47,10 44,00 48,30
Недостаточная теоретическая подготовка 16,70 7,10 44,80
Недостаточная практическая подготовка 61,70 46,40 34,50
Низкий уровень мотивации к труду и профессиональной деятельности 16,70 9,50 62,10
Отсутствие навыков работать в команде 17,90 14,30 17,20
Отсутствие опыта работы по специальности 59,60 46,40 20,70
Низкая производственная дисциплина, недостаточный уровень ответственности 13,30 16,70 62,10
Отсутствие желания к профессиональному развитию 8,80 7,10 44,80
с решением ПОА факультет получил свидетельство о профессиональной общественной аккредитации сроком на 5 лет для всех заявленных программ. Данные программы были признаны отвечающими требованиям рынка труда к специалистам соответствующего профиля [4].
Для оценки качества подготовки выпускников эксперты разработали и использовали несколько критериев, среди которых успешное прохождение выпускниками процедуры независимой оценки квалификаций; соответствие профессиональным стандартам сформулированных в образовательной программе результатов; соответствие учебных планов компетенциям и результатам обучения; соответствие профессиональным задачам материально-технических, информационно-коммуникационных, учебно-методических ресурсов; наличие спроса на профессиональную образовательную программу, востребованность выпускников работодателями; подтвержденное участие работодателей в образовательном процессе [5].
Каждый из обозначенных критериев в свою очередь оценивался исходя из четырех-пяти показателей. Так, для оценки повышения качества подготовки выпускников учитывалось сотрудничество с научными организациями в области повышения квалификации профессорско-преподавательского состава; участие преподавателей в международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях и форумах, методических советах, в научно-исследовательских проектах по профилю деятельности работодателя; эффективность работы органов студенческого самоуправления, молодежных общественных объединений, студенческих отрядов.
Отдельно рассматривалось наличие инновационной площадки, центра прикладных квалификаций, центров по развитию компетенций и навыков трудоустройства.
Одним из важнейших критериев выступало соответствие профессиональным стандартам сформулированных в образовательной программе планируемых результатов освоения профессиональных компетенций. В условиях когда профессиональные стандарты не утверждены, ориентиром для выпускников-международников выступает то, что сформулированные в профессиональной образовательной программе планируемые результаты освоения профессиональных компетенций полностью соответствуют квалификационным требованиям и должностным инструкциям сотрудников МИД РФ и его представительств, экспертов, ана-
литиков, консультантов отделов международного сотрудничества организаций, учреждений, ориентированных на международную сферу.
Приближению образовательных стандартов к требованиям работодателей способствует активное участие последних в образовательном процессе по направлениям подготовки. В целях совершенствования содержания образовательных программ представители от работодателей (Представительство МИД РФ, Управление международного сотрудничества и др.) приглашаются к обсуждению проектов учебных планов по направлениям. Так, по предложению работодателей и согласованию с ними в учебный процесс на факультете международных отношений введены такие дисциплины, как основы проектной деятельности, дипломатический протокол и этикет, методы политического анализа. Представители работодателей ведут курс «Основы проектной деятельности», курируют написание аналитической записки в рамках документально-ознакомительной или производственной аналитической практики. В рамках производственной практики на 3-м курсе бакалавриата на базах практики читаются отдельные лекции. Все программы практик согласованы с работодателями. Представители работодателей приглашаются в ВГУ на установочные и заключительные собрания по практикам, на производстве курируют практикантов, определяют индивидуальные задания для студентов по согласованию с кафедрой, что отражается в дневнике по практике. Работодатели имеют возможность предложить темы выпускных квалификационных работ. Зачастую темы выбираются по итогам производственной практики после 3-го курса.
Фонды оценочных средств подлежат согласованию с работодателями. Так, по направлению «Международные отношения» все фонды оценочных средств согласованы с работодателем в лице Представительства МИД г. Воронежа. Промежуточные результаты освоения студентами профессиональных и общекультурных компетенций (итоги промежуточных аттестаций) обсуждаются на заседании кафедр и минимум два раза в год на заседании ученого совета факультета с принятием плана корректирующих мероприятий. В тесном сотрудничестве с непосредственными работодателями - Управлением таможенной службы - с сентября 2016 г. началась реализация магистерской программы «Менеджмент таможенных услуг».
Работодатели присутствуют также на дне открытых дверей для абитуриентов.
Студенты факультета, обучающиеся на выпускных курсах, имеют возможность пройти обучение в Центре подготовки специалистов компании «ЛТ08» в течение двух семестров, после чего будут трудоустроены в компанию. Центр проводит обучение по дополнительной программе в области 1Т-технологий, бизнес-процессов, в сфере экономики. Бесплатное обучение, в котором теория сочетается с практикой, стипендия, диплом по окончании обучения, трудоустройство и карьерные возможности международного уровня делают центр востребованным среди студентов 3-4-го курса бакалавриата и 1-2-го курса магистратуры [6].
Одним из критериев оценки при проведении аккредитации выступало количество участников и победителей конкурсов профессионального мастерства (по специальности). Применительно к студентам факультета речь шла о моделировании деятельности международных организаций (модели ООН), наличии международных сертификационных экзаменов по определению уровня владения профессиональным иностранным языком и др. За последние три года студенты имеют более 150 сертификатов участников международных, региональных конкурсов в рамках профессиональной деятельности в области международных отношений. Среди них дипломы участников Моделей ООН и сертификаты лучших делегатов; сертификаты об уровне владения профессиональным иностранным языком; сертификаты победителей конкурса переводчиков.
Студенты факультета, большинство из которых являются обладателями сертификатов программ международной академической мобильности, победителями целого ряда конкурсов, подтверждающих успешное освоение профессиональных компетенций, активно участвуют в молодежных общественных объединениях, являются постоянными участниками Моделей ООН, по мнению экспертов, задают достаточно высокую планку для оценки профессионального мастерства.
О системном характере учета достижений студентов - участников молодежных общероссийских, региональных, муниципальных объединений, сборных команд - свидетельствуют ежегодные отчеты о достижениях студентов факультета международных отношений всех уровней отдельно по направлениям: «Научная деятельность студентов», «Достижения во внеучебной работе», «Международная активность студентов ФМО». Факультет использует ряд мер стимулирования студентов, имеющих достижения в межвузовских и региональных соревнованиях, конкурсах, смотрах. Каждый
семестр проходят заседания стипендиальной комиссии факультета международных отношений о назначении повышенной академической стипендии за достижения в учебной, научно-исследовательской, культурно-творческой, спортивной и общественной деятельности студентам факультета, обучающимся за счет средств федерального бюджета по очной форме. При отборе студентов для участия в международных обменных программах преимущество имеют активные участники конференций, молодежных объединений, сборных команд и др.
Отдельное внимание профессионально-общественная аккредитация уделила показателям ресурсного обеспечения подготовки профессиональных кадров на факультете; обеспеченности интеграции научной, образовательной и воспитательной деятельности. Повышению качества подготовки выпускников способствует эффективное сотрудничество ППС с научными организациями. Все преподаватели участвуют в международных и региональных конференциях, повышении квалификации.
В качестве рекомендаций было отмечено участие преподавателей, реализующих программы, в создании центров оценки и сертификации квалификаций на базе организаций - потенциальных работодателей; интенсификация работы по анализу рынка труда в части информирования студентов и выпускников о наличии вакансий не только на региональном рынке труда [7].
В соответствии с рекомендациями ПОА [там же] в целях содействия профессиональному росту выпускников предусмотрены следующие меры: расширение мероприятий по качественной адаптации выпускников на рынке труда и первом рабочем месте, особенно в части знакомства с нормами трудового права, взаимодействия в трудовом коллективе, управления стрессовыми состояниями и т.д.
Высокую оценку получила практика ежегодного мониторинга закрепленности выпускников в соответствии с полученной квалификацией. В связи с этим полезными представляются такие рекомендации ПОА, как расширение инструментария используемых профориентационных методик для молодых специалистов: самостоятельный анализ рынка труда, навыки самопрезентации, навыки самоанализа мотивации, навыки планирования карьеры; продолжение ведения базы данных выпускников для анализа карьерной траектории выпускников.
Для профориентации студентов с целью дополнительной мотивации использования молоды-
ми специалистами (выпускниками программы) полученных в процессе обучения знаний, умений и навыков хорошо зарекомендовала себя практика проведения мастер-классов, тренингов с участием зарубежных и российских специалистов, теоретиков и практиков. Эффективными представляются также практикуемые на факультете разъяснения студентам специфики профессиональной деятельности с привлечением выпускников факультета, действующих практиков.
Возвращаясь к вопросу о границах соответствия учебных планов запрашиваемым работодателями результатам освоения профессиональных компетенций, отметим, что добиться полного совпадения профессиональных и образовательных стандартов - задача амбициозная, но вряд ли осуществимая. Дело в том, что учесть все запрашиваемые работодателями компетенции вузу сложно не столько в силу «ограниченной емкости» учебного плана, сколько в силу «разноплановости» запросов. Другое дело, что максимальное приближение профессиональных и образовательных стандартов, а также выработка единых критериев оценки качества подготовки выпускников представителями профессионального сообщества и академической среды - это возможный и реально выверенный вектор развития образования, а также мощный рычаг для повышения конкурентоспособности образовательной программы и востребованности выпускника одновременно.
Воронежский государственный университет Беленое О. Н., доктор экономических наук, профессор, проректор по международному сотрудничеству и маркетингу, декан факультета международных отношений E-mail: belenov@vsu. ru Тел.: 8 (473) 220-88-69
Морозова В. Н., кандидат исторических наук, доцент кафедры международных отношений и мировой политики факультета международных отношений
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 224-74-02
Шилова И. В., преподаватель кафедры международной экономики и внешнеэкономической деятельности
E-mail: [email protected] Тел.: 8 (473) 224-74-02
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинов В. И. Профессиональные стандарты: от разработки к применению / В. И. Блинов [и др.] // Высшее образование в России. - 2015. - № 4. -С. 5-13.
2. Программно-аппаратный комплекс «Профессиональные стандарты». - Режим доступа: http:// www.profstandart.rosmintrud.ru/
3. Кузнецова Т. А. Согласование квалификационных требований, предъявляемых профессиональными и образовательными стандартами к выпускникам вузов / Т. А. Кузнецова, Н. Н. Матушкин, С. И. Пахомов // Мониторинг образования. -2009. - № 4. - С. 3-9.
4. Центр делового образования Союза «Торгово-промышленная палата Воронежской области» : реестр аккредитованных программ. - Режим доступа: http://www.vrn-ok.com/241.html
5. Критерии и показатели профессионально-общественной аккредитации // Заключение по экспертизе образовательных программ «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», реализуемых в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». - 2016, февраль.
6. Центр подготовки специалистов «ATOS ». -Режим доступа: ru.atos.net
7. Заключение по экспертизе образовательных программ «Международные отношения», «Зарубежное регионоведение», реализуемых в ФГБОУ ВО «Воронежский государственный университет». - 2016, февраль.
Voronezh State University
Belenov O. N., Doctor of Economic Sciences, Professor, Vice-Rectorfor Marketing and International Cooperation, Dean of the International Relations Faculty
E-mail: [email protected]
Tel.: 8 (473) 220-88-69
Morozova V. N., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of International Relations and World Politics Department, International Relations Faculty
E-mail: [email protected]
Tel.: 8 (473) 224-74-02
Shilova I. V., Lecturer of the International Economics and Foreign Economic Activity Department
E-mail: [email protected]
Tel.: 8 (473) 224-74-02