Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Гогоберидзе Зураб Меджитович
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск); кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социальных работ Гогоберидзе Фатима Юсуповна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени Умара Джашуевича Алиева (г. Карачаевск)
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ В МНОГОНАЦИОНАЛЬНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Аннотация. Данная статья посвящена проблемам формирования духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном коллективе. В этой статье утверждается, что нравственное воспитание может быть духовным процессом и частью духовного образования студента, если мы рассматриваем духовность как выражение религиозного стремления и как проявление глубочайшего чувства личности. Даже в социальных условиях, где вопросы о религии часто запрещены, педагоги, тем не менее, имеют уникальную возможность развивать духовное развитие студента с помощью музыки и письма, а также посредством других средств, которые заставляют студентов задуматься о своем месте в мире.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, социальные условия, духовное развитие, многонациональный коллектив, межнациональная коммуникация, культура.
Annotation. This article is devoted to the problems of the formation of spiritual and moral values of students in a multinational team. This article argues that moral education can be a spiritual process and part of a student's spiritual education if we consider spirituality as an expression of religious aspiration and as a manifestation of the deepest sense of personality. Even in social conditions, where questions about religion are often forbidden, teachers, nevertheless, have a unique opportunity to develop the spiritual development of the student through music and writing, as well as through other means that make students think about their place in the world.
Keywords: spiritual and moral values, social conditions, spiritual development, multinational team, interethnic communication, culture.
Введение. Под культурой межнациональной коммуникации понимается часть гражданского сознания, социально-этического поведения человека, воспитанного на национальных и общечеловеческих ценностях нравственной культуры.
Актуальность данной статьи заключается в том, что в последние годы все чаще поднимается вопрос о необходимости изучения проблемы, которая формирует духовно-нравственные ценности студентов в многонациональном обществе. Это не только новые средства, но и новые формы и методы обучения, новый подход к обучению. Легко думать о нравственном воспитании как о процессе, помогающем студентам разрешать этические дилеммы, о том, как поступать правильно в мире. Проведя изучения в полевых условиях в нескольких государственных и частных несектантских и религиозных школах, мы видели, как учителя работают с дилеммами и тематическими исследованиями, связанными с предрассудками и принципами справедливости.
Основная цель, которую мы ставим перед собой, пользуясь современными методами в изучении вопросов формирования духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном обществе, состоит в том, чтобы показать, как стоит их эффективно применять для повышения качества обучения студентов, образования и воспитания их коммуникативной культуры.
Исходя из общей цели, в статье ставятся задачи:
- выявить специфику духовно-нравственной ориентации молодёжи в многонациональном коллективе в современных условиях;
- показать ведущее место и роль традиционной культуры народов в стабилизации и прогрессивном развитии многонационального общества;
- осуществить теоретическое обоснование поликультурного образования как ведущего аксиологического направления образовательной политики многонационального общества;
- теоретически обосновать возможность использования отечественных и зарубежных теорий и опыта по исследуемой проблеме;
В данной статье выявляются недостатки и ограничения существующих обычных способов изучения вопроса для вырабатывания духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном обществе.
Было проведено тематическое исследование, чтобы узнать реакцию рядовых студентов, осваивающих вопросы образования духовно-нравственных ценностей в многонациональном обществе, на применение всевозможных технологий во время учебы.
Изложение основного материала статьи. Наряду с тем, что нравственное воспитание охватывает вопросы о поведении и этических действиях, оно охватывает также несколько других областей, включая вопросы о достоинстве и гражданских правах, вопросы о неизвестных вещах и вопросы об универсальных существующих вопросах и убеждениях.
По мере того, как у студентов складываются навыки, которые они хотят развить, чтобы выразить себя, они проходят духовный процесс в школе и дома, что может привести к тому, что они увидят себя одухотворенными объектами как взрослые на работе и снова дома. В религиозных школах и в других местах, где разрешается целый цикл духовного самовыражения, учителя могут развивать широкий спектр самодостаточности с помощью искусства, личной молитвы, немаловажных общих собраний и академической работы, касающейся душевных вопросов. Развитие не заканчивается обычной религиозной или академической экспрессией [5].
Занятия искусством и спортом дают молодым людям возможности для расширения своих личных границ, знакомства с новыми личностями, а затем примирения со своими физическими и собственными ограничениями. В этой статье будет сделан вывод о том, что духовное развитие должно стать значимой статью нравственного воспитания.
Нравственное образование включает в себя несколько разнообразных сфер изучения. Отдельные из них могут появляться формально как часть учебной программы, а некоторые из них могут начинаться неформально незапланированными способами. Прохождение этики может быть самой известной и главной ареной этического развития. Но это является одной из нескольких разделов, которые наблюдались на занятиях в государственных и персональных учебных заведениях. Эти разделы исследования включают в себя:
- проблемы нравственной практики;
- поведение по отношению к другим;
- моральный долг как члена общества.
Исторические изменения в жизни жителей России полностью переменили ход социального развития в государстве. Основным источником перемен во всех областях жизни и творчества людей явилась система ценностей, которая стала для них личностно и социально важной. Трансформации, совершающиеся в политической и социально-экономической областях формирования российского общества, сказываются и на развитии системы образования. В сформировавшейся ситуации поиск способов гармоничного развития культур разных народов и мирного их сосуществования является для многонациональной нашей родины главной государственной и социально-политической задачей [3].
Спад образования в России может иметь отрицательные результаты для всего мира. Он представляет опасность для мировой цивилизации. В бедном, аморальном мире полноценное образование неосуществимо. Тем не менее, общество не сможет быть экономически независимым и нравственным без хорошего образования. Образование является верным, долгосрочным гарантом сплоченности и неделимости России как развитого федерального государства. Стратегический конец борьбы за российскую демократию будет разрешаться в школе, в области образования, в области культуры.
Многие отрицательные действия, совершающиеся в мире, являются следствием спада общественных принципов. Следует обратить внимание в первую очередь на педагогическую деятельность, школу как самую постоянную, консервативную в формировании молодежи. Культурологическая парадигма, как олицетворение идей равноправия культуры всех людей (со своими характерными отличиями), играет все более значительную роль в формировании многонациональной культуры. Известные деятели Российской науки и культуры (Д.С. Лихачёв, Г.В. Осипов), говорили об угрозе утраты национального богатства народов России. Они призывали к воссозданию культуры обычаев разных этносов России.
Одним из действенных резервов и способов выполнения этой задания является система образования, где государство может положительно и целеустремленно формировать этнокультурное развитие в обществе.
Педагогика как наука стоит перед надобностью разработки образовательных программ XXI века. Составление образовательной системы многонационального общества на поликультурной базе должно быть в педагогике главным направлением.
Формы, способы формирования духовно-нравственной культуры межэтнических связей молодежи, которые в прошлом были действенными, в нынешнее время часто не эффективны. Быстрый ход преобразования этнического сознания ещё актуальнее ставит проблему улучшения личности с точки зрения человеколюбия [1].
Среди неизученных проблем мы выделили вопросы нации как субъекта культуры и особенно этнометодологической стороны проблемы. Мало исследована также проблема состава национального сознания и его формирование, лучшего соотношения сознания и самосознания, диалектики соотношения локальности и общности.
В историческом смысле национальный вопрос в XX веке в России является для исследователя очень интересным. После Октябрьской революции в двадцатые годы повсюду шло формирование автономных форм самоуправления от национальных районов до национальных округов, автономных и союзных республик. Формируются разнообразные виды национальной культуры. У многих народов формируется своя письменность, система образования, возникают такие виды национальной культуры как театр, литература и искусство. Налагается запрет на все виды национальной дискриминации. В те годы прошли репрессии по отношению ко многим народам.
В толковании материализма не упоминалась инициативная, энергичная сущность нации. Нация есть высшая форма проявления этноса. Для нее присущи органическая целостность с государством и присутствие качеств субъекта деятельности. Принцип деятельности отражает способ жизни нации и ее роль в формировании своего образа жизни, развития сознания и самосознания [3].
Национальное самосознание играет значительную роль в жизни страны, нации, индивида. От его строения зависит, как в будущем будут устанавливать те ценностные качества и ориентации, которые направят на правильный путь жизнедеятельность обучающегося.
Процессы обучения и воспитания молодежи в нынешних условиях требуют исследования всех общественных факторов, которые влияют на формирование человека. Общественное сознание, позиции, принципы людей определяются не только социально-экономическими обстоятельствами нынешней жизни. На них оказывают влияние традиции, привычки, идеи, взгляды, идеалы, которые сформированы человечеством в прошлом.
Ориентация школы на национальную культуру является основным условием сохранения, формирования и изучения этнической культуры, вырабатывания национального самосознания. К данному времени собран значительная научная база, формирующая теоретическую основу для изучения традиционной народной культуры.
Мы отталкиваемся от того, что духовная моральная культура поведения людей всех национальностей, терпимое сосуществование этносоциумов охватывает не только гражданское гармонию в области прямой материальной деятельности, но и завладевает всей системой общественной жизни, как метода жизни и показателя степени формирования этико-этнической культуры многонационального общества, отражает экономическое, общественное здоровье общества [4].
В процессе преобразований в обществе нередко теряются прежние ценности, идёт поиск новых духовно-нравственных ориентиров. Это состояние делает актуальным вопрос о сохранности основных ценностей, гармонично сливающихся с новыми данными об обществе, человеке, природе. Всё больше осознаётся, что основой прогресса человечества является сам человек, его духовно-нравственная, гражданская позиция,
многоплановая преобразующая творческая деятельность, его культура, гуманистически созидательные взаимоотношения с окружающими людьми.
Вырабатывание культуры гуманистических взаимоотношений и развитие социально-этических знаний и правил поведения молодежи всегда основывалась на принципах согласованности и взаимодополнения культур людей различных этносов. В многонациональном обществе задачи развития у молодежи этнического сознания, культуры этических межэтнических взаимоотношений следует разрешать только вместе с получением знаний о цивилизации, традиции и обычаях местных жителей и людей разнообразных этнических групп.
Современное формирование мира, модификация вида общественных и производственных взглядов показали особую значительность проблемы направления молодёжи на социально важные ценности, их переосмысление, иерархию (В.В. Анисимов, В.А. Караковский, И.С. Кон, Ю.П. Сокольников, Т.А. Стефановская и др.). Они основали педагогические направления, которые мы рассматриваем как предпосылки международного образования на поликультурной основе.
Это, прежде всего педагогическое направление - «воспитание в духе мира» с его главными мыслями об обществе, безопасности, национального взаимодействия, взаимодоверия (М.В. Кабатченко, Г.Б. Корнетов, М.И. Махмутов, Г.Н. Филонов и др.). К нему относится «педагогика ненасилия». На современной стадии социального развития педагогику ненасилия активно разрабатывают И.И. Валеев, Г.Н. Волков, Т.Д. Дмитриев, Т.Н. Петрова, В.А. Ситаров, Я.И. Ханбиков и другие.
В русском словаре существует понятие «духовный» -«относящийся к умственной деятельности, к области духа». К 1990 году обстоятельства меняются. В том же словаре (22-е издание, стереотипное) понятие «духовный» применяется только в религиозном значении. Возникает слово «духовность» как существительное, которое имеет значение свойства души, которое состоит в доминировании божественных, моральных и умственных интересов над вещественными".
В большом энциклопедическом словаре 1991 года (гл. ред. A.M. Прохоров) вообще отрицается определение понятий «духовность» и «духовный». Это говорит о том, что слово «духовность» есть чисто русское понятие, понятие словаря русского языка.
Многие русские ученые и общественные деятели дают свое определение духовности — это Н.А. Бердяев, Д.С. Лихачев, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой и др. В понятие духовности они включают различные аспекты — философский, культурологический, психологический, педагогический, лингвистический и тому подобное [1].
Выводы. Этика, как и умение себя вести, обнаруживается в человеческих взаимоотношениях, или моральных отношениях. Повседневный уровень этических взаимоотношений имеет характерное содержание трех основных составляющих: нормативного, познавательного и ценностного.
Нормативное составляющее здесь показывает систему нравственных норм, действующих в обществе. Они непроизвольно вырабатываются и модифицируются, улучшаясь вместе с переменой жизни в социуме, в подлинном сознании людей.
Познавательное составляющее отражается через систему мнений, взглядов и суждений, которые появляются в разуме людей во их диалога.
Ценностное составляющее проявляется на базе стихийно появляющихся оценок важности любого факта в этических отношениях как в личном, так и в групповом разуме. Бытовой уровень нравственных взаимоотношений как правило называют нравами. А.И. Титаренко считает, что нравы— мнение, отражающее общественные манеры людей, то, как на самом деле ведут себя члены большой или малой социальной группы, что они позволяют себе или запрещают.
Был проведен обзор литературы по проблемам формирования духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном коллективе. Обзор литературы был проведен в качестве средства обучения с теоретической и педагогической точек зрения. Обсуждаются некоторые практические и эффективные способы обучения, предложенные профессиональными педагогами и квалифицированными учителями, о том, как эффективно использовать вопросы формирования духовно-нравственных ценностей студентов в многонациональном коллективе [3].
Обзор литературы позволил прийти к следующему заключению: влияние одной культуры на другую осуществляется посредством языков народов, являющихся носителями культуры. Такую посредническую миссию между культурами народов в условиях нашей страны, безусловно, выполняет русский язык. Одной из основополагающих идей осуществления поликультурного образования является принцип единства интересов народов многонациональной России.
Литература:
1. Организация Объединенных наций: Права человека. — Москва: Прогресс, 1990. - 699 с.
2. Социальная работа: Российский Энциклопедический словарь. — Москва: Прогресс, 1997. - 727 с.
3. Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер, 1997. - 279 с.
4. Юнгхолм Свен-Эрик. Гуманистические ценности социальной работы. — Москва: Мысль, 1995. - 475 с.
5. Юнгхолм Свен-Эрик. Основы социальной работы. — Тула: 1996. - 444 с.