СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кокоша Елена Александровна
старший преподаватель кафедры педагогики ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет»
(г.Донецк, ДНР)
УДК 37.091.2:070 - 51- 043.61
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ЖУРНАЛИСТОВ
PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES AMONG FUTURE JOURNALISTS
В статье представлен и теоретически обоснован комплекс необходимых педагогических условий, способствующих эффективности процесса формирования духовно-нравственных ценностей у студентов-журналистов в процессе профессиональной подготовки.
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, нравственная составляющая, мотивация, профессиональная подготовка
The article presents and theoretically substantiates the set of necessary pedagogical conditions that contribute to the effectiveness of the process of formation of spiritual and moral values among students-journalists in the process of vocational training.
Key words: spiritual and moral values, moral component, motivation, vocational training
Проблема формирования нравственных ценностей у будущих специалистов остается одной из самых актуальных в педагогической науке и практике. Особенно остро она встала в современном обществе, для которого характерны кризис духовности, нравственности, пренебрежение этическими нормами и т.д. Такая ситуация выдвигает на первый план пересмотр содержания профессиональной компетентности современного журналиста, наполнение его ценностями нравственной культуры как основы духовности профессиональной жизни.
Анализ профессиональной подготовки будущих журналистов позволяет отметить, что формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов возможно при создании определенных педагогических условий, направленных на стимулирование преподавателей к творческой работе и студентов к нравственному самосовершенствованию
Для журналистики как духовного явления, для этой «профессии профессий», ценности морали являются главным ориентиром
профессиональной деятельности и мерилом нравственной оценки этой деятельности.
Поиск путей формирования духовно-нравственной культуры у будущих специалистов масс-медиа как стимула и регулятора общественно-политического и духовного процесса, в том числе процесса формирования профессиональной личности журналиста, осуществляли такие ученые, как В. Ризун, Т. Приступенко, А. Москаленко, В. Шкляр, В. Здоровега, Б. Потятиник, С. Криворучко, Т.Тимошенко. Различные аспекты журналистской этики освещаются в трудах российских ученых Д. Авраамова, В. Казаковой, Е. Прохорова, Е. Федоренко и др
Определенный интерес вызывают результаты изучения нравственных ценностей будущего журналиста в исследовании С. Криворучко «Профессиональная этика журналиста на современном этапе развития демократии в Украине», где она условно разделяет ценности на: общечеловеческие (мир, жизнь, согласие, справедливость, благотворительность); национальные (нация, национальная культура, национальная политика, национальное государство); этнические (этнос, этническая культура, история этноса); профессиональные (в частности журналистские - свобода слова, правдивость, ответственность, солидарность, беспристрастность, порядочность); индивидуальные
(самосовершенствование, самовыражение, саморазвитие, рыцарство, благородство, отвага, сострадание, доброта, совесть, искренность) [5, с.39].
Однако, несмотря на весомые результаты этих исследований, без должного внимания осталась проблема определения и обоснования педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у будущих журналистов в процессе профессионально-практической подготовки.
Для обоснования педагогических условий, которые будут способствовать формированию указанного феномена, необходимо уточнить, что понимать под таковыми в контексте заявленного исследования, так как в научной психолого-педагогической литературе можно встретить различные точки зрения толкования этого понятия.
Педагогический словарь определяет термин «педагогическое условие» как некое обстоятельство или обстановку, которая влияет на формирование и развитие педагогических явлений, процессов, систем, качеств личности [6, с.97].
В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются. Люди, познав законы природы, могут создать благоприятные и устранять неблагоприятные условия/факторы своей деятельности. Влияя на явления и процессы, условия сами подвергаются их воздействию. [8, С. 497-498]
В профессиональной педагогике педагогические условия - это обстоятельства, от которых зависит и происходит целостный продуктивный
педагогический процесс профессиональной подготовки специалистов, который опосредуется активностью личности, группой людей.
В.В. Сериков на основании уровней субъективации (гуманистической ориентировки) участников педагогического общения выстраивает логику развития педагогических условий как ступеней развития ситуации [7].
В.И. Андреев считает, что педагогические условия представляют собой результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения ... целей» [1, С.124].
Разработке педагогических условий организации и осуществления учебно-воспитательного процесса также посвящены исследования Ю. Бабанского, В. Беспалько, Л. Выготского, С. Гончаренко, Е. Зеера, Н. Ипполитова, И. Лернера, В. Сластенина и др.
Однако, несмотря на весомые результаты этих исследований, без внимания осталась проблема определения и обоснования педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у будущих журналистов в процессе профессионально-практической подготовки.
Определение компонентов педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей будущих журналистов и теоретическое обоснование их структурирования в определенной взаимосвязи является основной целью данной статьи.
Реализация данной цели, на наш взгляд, возможна, если в процессе профессиональной подготовки журналистов будут спроектированы специальные педагогические условия:
В нашем исследовании под педагогическими условиями понимается комплекс взаимосвязанных факторов, от которых зависит успешность формирования духовно-нравственной культуры будущего журналиста в процессе профессионально-практической подготовки.
При рассмотрении указанного комплекса условий мы ограничимся условиями, созданными в конкретном учебном заведении, помня о том, что и другие условия (влияние общества, семьи и др.) также влияют на данный процесс.
Прежде чем разрабатывать педагогические условия, мы должны определить основные концептуальные идеи, как совокупность теоретических положений, определяющих стратегию и тактику нашего научного поиска.
Первое концептуальное положение мы связываем с необходимостью изменения устаревших подходов в учебно-воспитательном процессе, создания интерактивной образовательной среды, использования психолого-педагогических механизмов и других технологий, нацеленных на раскрытие личностного потенциала будущих журналистов, изменения роли педагога с главного носителя информации на помощника студентов в их научном поиске, соавтора педагогического процесса, где студент и преподаватель выступают партнерами, предоставления студентам возможности выбора в достижении цели духовно-нравственного воспитания.
Второе концептуальное положение определяет важнейшую роль духовно-нравственной составляющей в профессиональной деятельности будущих журналистов
Руководствуясь исходными концептуальными положениями, мы разработали комплекс педагогических условий процесса воспитания духовно-нравственных ценностей будущего журналиста.
Первое педагогическое условие заключается в обеспечении устойчивой цели и положительной мотивации будущих журналистов к овладению нравственными ценностями. С этой целью на каждом занятии необходимо акцентировать внимание на важности и значимости духовно-нравственных ценностей для дальнейшей профессиональной деятельности. Важно обеспечить положительную мотивацию будущих журналистов в овладении нравственной культурой. Традиционные приемы здесь не подойдут, нужны активные методы (игра, соревнование, «круглый стол», дебаты, дискуссии), чтобы вызвать у студентов интерес. Познавательные интересы у студентов формируются под влиянием эмоциональных факторов. Для создания эмоциональной ситуации важно использовать удачно подобранные примеры из профессиональной деятельности журналистов, их преимущества и недостатки.
По нашему мнению, условием, существенно влияющим на формирование мотивов повышения собственной нравственной воспитанности студентов-журналистов, является эмоциональное переживание ими проблем нашего общества, осмысление места морали в системе ценностей человека. Студенты должны осознать, что главный вопрос для журналистики - это морально-этический вопрос. Важно заметить, что без нравственности нет полного портрета идеального журналиста. Он -истинный «голос народа» и это его общественная миссия. Поэтому для школ журналистики нет другого выбора, чем воспитывать у журналистов то «я», которое бы во все времена и во все эпохи было моральным: любовь к краю, к Родине, государству (не путать с властью), к человеку, к отцу, матери, ближнему. И это нравственная позиция журналиста. Система журналистского образования должна идти по пути ориентирования на журналиста, который является совестью, правдой и честью для народа. Поэтому мы предположили, что необходимо создать условия для осмысления студентами критичности состояния нравственности в современной журналистике, осознание ими этой проблемы для себя лично, что, по нашему мнению, будет способствовать закреплению у будущих журналистов потребности в нравственном становлении, и появления внутренних побуждений к овладению нравственной воспитанностью
Следующим приоритетным педагогическим условием, которое способствует, по нашему мнению, эффективному формированию духовной культуры будущего специалиста, является разработка и реализация специального учебного курса «Духовно-нравственная составляющая профессиональной компетентности современного журналиста», который
является составной частью общей профессиональной подготовки журналистов, новым подходом в практическом решении важнейшей задачи по воспитанию у будущих журналистов духовно-нравственных ценностей как основы определения жизненных ценностей и ценностных ориентаций. Его главной целью является формирование у студентов самоценных знаний о месте и роли нравственной составляющей в профессиональной подготовке и профессиональной деятельности журналистов; моральных принципах и качествах; средствах и способах решения с нравственных позиций профессиональных задач. По результатам изучения этого спецкурса будущие журналисты должны уметь: разрабатывать продукты журналистского творчества с позиции господства в них нравственных ценностей; осуществлять анализ предмета журналистского расследования на основе моральных критериев; разрабатывать задачи и план собственного нравственного совершенствования как специалиста; решать нравственные задачи, которые возникают в профессиональных ситуациях по определенному алгоритму; пропагандировать среди других людей азбуку моральных заповедей журналиста; оценивать результаты деятельности специалистов-журналистов по моральным критериям и показателям.
Считаем, что одним из важнейших условий формирования нравственной культуры у будущих журналистов, является организация образовательной среды на основе педагогической аксиологии, гуманизации, личностно ориентированного, имитационно-игрового подходов, создание творческой среды. В рамках нашего исследования мы определяем образовательную среду как субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, эффективное средство организованного целенаправленного воздействия, которое имеет большую силу, чем традиционное обучение. В контексте решения задач по формированию духовной культуры мы выделяем следующие основные принципы нравственного воспитания будущих журналистов:
1. Принцип личностно ориентированного подхода к организации процесса духовно-нравственного воспитания как его методологический регулятив.
Обоснованный И.Д. Бехом личностно ориентированный подход к организации процесса духовно-нравственного воспитания будущих журналистов будет способствовать формированию у них сознательного, ответственного отношения к процессу воспитания. Учитывая, что воспитание - это, прежде всего процесс, который осуществляется сознательно и добровольно, привлечение студентов к нему невозможно без переориентации процесса воспитания в вузе на личность, ее интересы, мотивы, стремления, возможности. Поэтому перед преподавателями стоит задача организовать воспитательный процесс таким образом, чтобы студент был не только объектом, но и становился субъектом воспитания, а сам этот процесс превратился в процесс самовоспитания.
Студент только тогда будет стремиться стать духовно-развитым человеком, когда ему духовно-нравственные ценности будут важны, будут восприниматься как личностные.
Это достигается формированием у будущих специалистов образа «Я духовно-развитого человека», в котором наличие нравственных ценностей и их постоянное переосмысление, обновление и пополнение занимает ведущее место.
2. Принцип организации процесса воспитания духовно-нравственных ценностей как творческого процесса обеспечения преобразования полученных студентом о них знаний в личностно значимые убеждения. Принцип направляет духовно-нравственное воспитание личности будущего журналиста на процесс преобразования в его сознании полученных знаний о духовно-нравственных ценностях в личностно значимые убеждения. Этот принцип логически вытекает из первого и требует от преподавателей всех дисциплин организации не только системы нравственного просвещения среди студентов, но и включение их прежде всего в процесс собственного отношения к путям решения профессиональных ситуаций морального характера. Приобретенные духовно-нравственные ценности только тогда переходят в разряд личностно ценных, когда они не просто восприняты личностью, но и видоизмененные с учетом собственных мыслей личности по их поводу. Нравственные ценности будут важны для студентов только при условии, что они вызывают у них определенные чувства. Важно чтобы у будущих журналистов возникало стремление применять их с учетом этих чувств.
3. Принцип всестороннего обеспечения единства нравственного и профессионального развития личности будущего журналиста. Это ведущее требование к организации нравственного воспитания будущих журналистов, с одной стороны, подкрепляет доминирующую роль системных характеристик личности мастера журналистского дела (к системным характеристикам и относятся духовно-нравственные качества специалиста и будущего специалиста). С другой стороны, значимыми являются и функциональные характеристики личности журналиста, к которым относятся прежде всего определенные его умения по осуществлению профессиональной деятельности. Всестороннее обеспечение единства нравственного и профессионального развития личности студента - это обеспечение психологическое, технологическое и учебно-материальное. Опора на этот принцип и предполагает формирование у будущих журналистов активности как в нравственном становлении, так и в сугубо профессиональном, установок на овладение в единстве моральными качествами и профессиональными умениями.
4. Принцип обеспечения гармоничного соотношения социально-значимых и личностных мотивов овладения духовно-нравственными ценностями. Для реализации этого принципа требуется создание у студентов образа духовно-нравственного специалиста, осознание ими собственного
места в обществе и значение их будущей профессиональной журналистской деятельности не только для собственных нужд и их удовлетворения, но и для нужд государства.
Представленная концепция является теоретической основой для построения модели моральной готовности будущих журналистов к профессиональной деятельности.
Выводы. В совокупности перечисленные педагогические условия обеспечивают оптимизацию процесса формирования духовно-нравственной культуры будущего журналиста, способствуют максимальному раскрытию его морального потенциала. Вместе с тем, эти условия требуют комплексной реализации, ведь они взаимосвязаны и не могут действовать изолированно друг от друга.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития / В.И.Андреев.- Казань, 1996. -568 с.
2. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю.К. Бабанский . - М.: Педагогика, 1997. - 254 с
3. Бех 1.Д. Виховання особистосп: [тдруч.] / 1.Д. Бех. - К.: Либщь, 2008. - 344 с.
4. Зеер Э. Ф. Личностно ориентированное профессиональное образование / Э.Ф.Зеер. -Екатеринбург: Изд-во Уральского педагогического университета, 1998. - С.126.
5. Криворучко С.В. Професшна етика журнашста на сучасному етат розвитку демократ в УкраЫ: Дис... канд. фшол. Наук / С.В. Криворучко. - К., 2003. - 181 с.
6. Педагогчний словник / за ред. дшсного члена АПН Украши М.Д.Ярмаченка. - К.: Пед. думка, 2001. -516 с.
7. Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -272 с.
8. Философский словарь. - М: Политиздат, 1986. - 590 с.
Крайнюк Ольга Поликарповна
кандидат педагогических наук Донецкий институт физической культуры и спорта,
(Донецк, ДНР)
УДК: 37.017.92.-057.875(477.62)
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ НА ТЕРРИТОРИИ ДОНБАССА
SPIRITUAL-MORAL EDUCATION OF YOUTH IN DONBASS REGION
Статья является исследованием проблемы формирования духовно-нравственных качеств студентов института физкультуры в процессе обучения. Выяснена структура духовно-нравственных качеств студентов физкультурного профиля и разработана их