ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
АБДУЛАЕВА 3.3.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Низкий рейтинг развития предпринимательства в Республике Дагестан по сравнению с другими регионами страны актуализируют проблему создания благоприятной предпринимательской среды, как главного фактора регионального развития, способствующего преодолению этой негативной тенденции. В статье рассматриваются основные проблемы, тормозящие развитие малого и среднего бизнеса в регионе, в том числе и с позиций самих предпринимателей, а также предложены меры государственной поддержки данного сектора.
ABDULAEVA
BUILD A GOOD PROBLEMS BUSINESS ENVIRONMENT IN THE REPUBLIC DAGESTAN
Low rating of business in the Republic of Dagestan, compared with other regions of the country actualize the problem of creating a favorable business environment, as the main factor for regional development in order to combat this negative trend. The paper discusses the main problems hampering the development of small and medium-sized businesses in the region, including the positions of the entrepreneurs, and the steps that government support of the sector.
Ключевые слова: предпринимательство, благоприятная предпринимательская среда, регион, мониторинг, условия функционирования.
Keywords: entrepreneurship, favorable business environment, region, monitoring modalities.
В настоящее время вопросы поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан приобретают особое значение, так как создание условий для устойчивого развития предпринимательства помогает смягчить последствия финансового кризиса и обеспечить дополнительную занятость и рост производства.
В последние годы высокими темпами продолжается рост основных макроэкономических социально-экономических показателей республики. За последние пять лет объем ВРП увеличился в среднем на 11,6% в год и в 2010г. достиг 302,8 млрд.руб.. Значительно выросли денежные доходы населения и средняя заработная плата. Это свидетельствует об определенных успехах предпринимательского сектора республики.
Однако, практически по всем основным макроэкономическим показателям республика существенно отстает от средних показателей по стране и отдельных субъектов СКФО, а по ВРП на душу населения занимает 70 место среди 83 субъектов Российской Федерации. Это характеризует неудовлетворительное состояние использования имеющегося потенциала республики, остроту проблем организации общественного производства, в целом низкий уровень развития предпринимательства и неэффективность деятельности всего бизнес сообщества республики.
По данным УФНС РФ по РД на 1 января 2011г. в республике зарегистрировано 14709 ед. юридических лиц и более 70 тысяч индивидуальных предпринимателей. Налоговые поступления от малого бизнеса в консолидированный бюджет Республики Дагестан выросли с 2 млрд.141 млн. рублей в 2009 году до 2 млрд.505 млн. рублей в 2010 году. Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) составила 21835 человек. Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий от совокупного количества экономически активного населения в 2010 году составила 4,7 процентов, доля выпуска продукции малых и средних предприятий - 4,9 процентов.[3]
Наибольшее число малых предприятий зарегистрировано в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 6774 единиц, в строительстве - 3385 ед., в обрабатывающем производстве - 3885 ед., оптовая и розничная торговля - 2580 ед. Такая отраслевая структура малого и среднего предпринимательства остается практически неизменной на протяжении последних пяти лет.
Однако, несмотря на такую положительную динамику развития предпринимательства в регионе, за последние 10 лет (2001-2010гг) общее число предприятий и организаций в Республике Дагестан снизилось на 14%, а в России в целом увеличилось на 44%. По данным Росстата на 10000 чел. населения в России приходится 113 малых предприятий, а в Республике Дагестан - 15 или меньше в 7,5 раза.
Это связано с тем, что в секторе предпринимательства республики существует большое количество проблем, препятствующих формированию благоприятной предпринимательской среды и эффективному развитию бизнеса. Основными причинами неудовлетворительного состояния предпринимательской среды и торможения развития предпринимательства являются:
❖ общественно-политическая нестабильность, сложная криминогенная обстановка, коррупция;
❖ религиозно-политический экстремизм и терроризм;
❖ наличие административных барьеров;
❖ недостаточная кредитоспособность, инвестиционная привлекательность и прозрачность предприятий;
❖ дефицит внебюджетных финансовых ресурсов и ограниченность заемных источников финансирования;
❖ высокая стоимость кредитных ресурсов в банковской системе;
❖ неразвитость фондовых и страхового рынков.
Комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства РД проводится постоянный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В марте 2010 года было проведено исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионе, выявление актуальных проблем его развития, а также исследование административных барьеров в малом и среднем пред-принимательств РД. В исследовании приняло участие 500 представителей малого и среднего предпринимательства республики.
Результаты данного мониторинга, а также проведенный нами анализ современного состояния и развития предпринимательства позволили выделить и обобщить следующие основные проблемы, препятствующие развитию предпринимательства и формированию благоприятной предпринимательской среды в регионе. (табл. 1)
Помимо этих, назывались также такие проблемы, как проблемы, возникающие при регистрации предприятий, проблемы при получении или продлении лицензий, ограниченность доступа к материальным ресурсам и инфраструктуре, низкая квалификация персонала, отсутствие доступа к информации государственных и муниципальных органов и др.
Таблица 1
Проблемы малого бизнеса_
Ограниченность финансовых средств 21,8%
Высокая налоговая нагрузка 18,3%
Трудности с получением кредита 17,9%
Проверки контрольно-надзорных органов 17,5%
Коррупция в органах власти и управления 14,3%
Административные барьеры 13,4%
Высокие ставки арендной платы 10,5%
Криминальная обстановка 4,5%
Действия или бездействия монопольных организаций (водо-, энерго-, теплоснабжающих) 1,3%
Проблема размещения бизнеса, отсутствие помещений 2,8%
Другое 2,1%
Анализ состояния малого бизнеса в республике показывает, что его развитию препятствуют громоздкая и неэффективная система согласований и разрешений, отсутствие координации в деятельности органов надзора и контроля, безответственность, непрофессионализм и откровенные поборы со стороны работников государственных структур.
Решить проблемы ограниченности финансовых средств и снижения налоговой нагрузки на малый бизнес региональные власти могут только в ограниченных пределах, тем более в ситуации с нашей республикой, которая является дотационным регионом. В ситуации ограниченности финансовых средств для решения социальных проблем у республиканских и местных властей возникает соблазн переложить часть бремени социальной ответственности на малый бизнес. Однако такая практика приводит к уменьшению количества малых предприятий, уходу их в «тень», сокрытию доходов, а это, в конечном счёте, к дальнейшему уменьшению налоговых платежей в бюджет
республики. Не секрет, что во многих городах и районах республики помимо законных налоговых отчислений, предпринимателям приходится выплачивать средства в различные муниципальные и городские фонды (на уборку территории, на озеленение, на благоустройство, содержание милиции и пр.) в добровольно-принудительном порядке. Это приводит к удорожанию продукции (работ, услуг) малых предприятий, уменьшению их конкурентоспособности, лишает малые предприятия части доходов. Искать защиты в судах республики от произвола со стороны чиновников стало делом абсолютно бесперспективным, так как крайне редко судебные органы республики в спорах между предпринимателями и представителями власти занимают сторону первых.
Особое недовольство предпринимателей республики вызывает деятельность контрольно-надзорных органов. В РФ принят закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», однако, по результатам исследования, только 34,3% предпринимателей знакомы с его содержанием, 51,3% слышали о нём, а 14,4%о даже не знают о его существовании. Кроме того, большинство предпринимателей не знают в полной мере прав и обязанностей проверяющих органов. Необоснованные проверки приводят к тому, что тормозится деятельность малых предприятий, уходит много сил и времени, предприниматели несут непредвиденные расходы (в том числе и на взятки проверяющим). Контролирующие органы не соблюдают частоту проверок, установленную законодательством, нарушая, таким образом, закон, однако крайне редко несут ответственность за свои действия. В большинстве случаев проблемы, возникающие с проверяющими органами, заканчиваются после дачи определённой суммы.
Наибольшие нарекания предпринимателей по данным исследования вызывают представители Госсанэпиднадзора (28,6%), Энергонадзора (17,8%), милиции (16,5%). В предгорной и горной зонах республики большое беспокойство представителям малого бизнеса доставляют работники милиции, в Махачкале «активность» людей в погонах ниже. В случаях явного ущемления законных прав представителей малого бизнеса со стороны контролирующих органов, предприниматели редко обращаются в суд, а предпочитают иные способы защиты своих интересов. В большинстве случаев предприниматели обращаются к так называемым авторитетным людям из властных структур (24,8%), в структуры государственной поддержки малого бизнеса (15,2%), в органы исполнительной власти (13,8%), в правозащитные организации (11,8%). О неблагополучности судебной системы республики говорит тот факт, что только 18,1% предпринимателей считают, что судебные органы могут защитить их интересы.
Наибольшее возмущение представителей малого бизнеса республики вызывает высочайший уровень коррупции в органах власти практически на всех уровнях. По словам предпринимателей, в республике невозможно решить ни один вопрос без определённого подношения какому-либо чиновнику. Практически каждый предприниматель (на условиях анонимности) под-
тверждал факты дачи взяток госчиновникам в процессе ведения предпринимательской деятельности. В ответ на вопрос, каким образом можно добиться улучшения ситуации в данной области, предприниматели в подавляющем большинстве высказывали уверенность в практической невозможности решения этой проблемы (76,4%), абсолютного неверия в действенность принимаемых антикоррупционных законодательных актов (86,2%) и высказывали мнение о необходимости кардинального ужесточения антикоррупционного законодательства.
Представителям малого бизнеса в процессе ведения своей деятельности приходится преодолевать многочисленные административные барьеры, искусственно создаваемые на их пути властными структурами. Многие предприниматели считают, что законодательные требования зачастую необоснованны, создают большие проблемы, отнимают много времени и требуют больших затрат. В подобных случаях предприниматели предпочитают решать возникающие проблемы при помощи взяток и откатов. По данным исследования Комитета РД по поддержке и развитию малого предпринимательства и потребительского рынка, проводившегося летом 2008 г., в Дагестане от 1000 до 10000 и более рублей ежемесячно уходит у предпринимателей на преодоление административных барьеров.[2] На преодоление административных барьеров в текущей деятельности 35,8% опрошенных потратили от 5 до 10% от ежегодного оборота фирмы. 30,9% респондентов потратили при осуществлении текущей деятельности на преодоление административных барьеров менее 5% от ежегодного оборота компании. От 11 до 30% от ежегодного оборота компании потратили на преодоление административных барьеров 21,5% опрошенных предпринимателей. [1]
Уровень административных барьеров в республике как высокий оценивают 39,4% респондентов. 15,6% опрошенных предпринимателей оценивает существующие барьеры как запредельно высокие. Наиболее часто предприниматели сталкиваются с административными барьерами при регистрации субъектов МСП (46,1%), при контроле и надзоре за текущей предпринимательской деятельностью (18,6%) и при лицензировании отдельных видов деятельности (17,8%).
Нарекания представителей малого бизнеса вызывает действующая в республике система лицензирования. Вне зависимости от вида деятельности, представители малого бизнеса называют основными недостатками системы называют отсутствие доступа к нормативным документам, дублирование контроля (надзора) за предприятием со стороны государственных контрольных органов, неоднозначность некоторых отдельных требований, требования и условия, не соответствующие специфике деятельности предприятия, неоправданно завышенные требования по квалификации персонала, неоправданно завышенные требования по материально-технической базе. Отличительной чертой дагестанских предпринимателей является факт того, что подготовкой документов для получения лицензий и получением самой лицензии занимаются сотрудники предприятия и только 10-12% предпринимателей обращаются за помощью к специализированной юридической фирме. Среди основ-
ных причин отказа в получении лицензии предприниматели называли неполный комплект документов, отсутствие нужных заключений и разрешений, неполная или недостоверная информация. Кроме того, на получение лицензии уходит довольно много времени (часто более 1-2 месяцев), что не может не сказаться на деятельности предприятий малого бизнеса.
До не давнего времени в соответствии с ФЗ №128 от 08.08.2001г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в Российской Федерации лицензированию подлежало 105 видов деятельности, на сегодня эта цифра на порядок ниже и составляет 49 видов деятельности, в соответствии с новым ФЗ № 99 от 4 мая 2011г. «О лицензировании отдельных видов деятельности». Однако, несмотря на все изменения, внесенные в новую редакцию закона, значительного изменения ситуации с точки зрения самих предпринимателей и экспертов в сфере лицензирования не отмечается.
Среди проблем дагестанскими предпринимателями называлась и проблема высоких ставок арендных платежей. Такая практика приводит к значительному росту цен на продукцию (работы, услуги) сектора малого бизнеса, что красноречиво подтверждается ситуацией на наших продовольственных и вещевых рынках, где в целом уровень цен намного выше, чем в соседних регионах. Исследователи в сфере малого бизнеса не сомневаются в том, что значительную часть (зачастую более половины и больше) ставок арендных платежей составляет коррупционная составляющая, т. е. доходы, получаемые чиновниками через подставные лица и фирмы. Во многих регионах России (Москва, Санкт- Петербург и др.) приняты специальные законы, регулирующие эту область взаимоотношений между малым бизнесом и властями. Например, для предприятий, ведущих свою деятельность в приоритетных областях, устанавливаются льготные ставки арендных платежей, возможен выкуп помещений с правом рассрочки платежей, создаются специальные технопарки, технозоны, бизнес-инкубаторы с низкими ставками арендных платежей для предприятий малого бизнеса.
Все вышесказанное позволяет нам выделить ряд проблем в области развития малого и среднего бизнеса, которые тормозят процесс формирования современной предпринимательской среды. По мнению половины опрошенных представителей малого и среднего предпринимательства, условия предпринимательской деятельности в Республике Дагестан приемлемые, с отдельными нарушениями. 27,3% предпринимателей-респондентов считают условия для предпринимательства неблагоприятными. 14,5% опрошенных отметили, что положение бесправное. И лишь 8,2% опрошенных считают условия для предпринимательства благоприятными.
Таблица 2
Оценка предпринимателями условий предпринимательской _деятельности в Республике Дагестан (в %) _
Благоприятные, без нарушений 8,2
Приемлемые, с отдельными нарушениями 50,0
Неблагоприятные, с нарушениями 27,3
Проблемные, положение бесправное 14,5
Тем не менее, для формирования современной благоприятной предпринимательской среды и успешного развития предпринимательства в Республики Дагестан имеются все объективные и субъективные факторы. Принята Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года, провозглашена активная республиканская инвестиционная политика, создана законодательная и нормативно-правовая база стимулирования и государственной поддержки инвестиционной деятельности малого и среднего предпринимательства и т.д. Вместе с тем республика располагает природно-ресурсным, производственным, потребительским, инфраструктурным, интеллектуальным, институциональным и инновационным потенциалом.
С учетом этого, можно выделить следующие основные направления государственной поддержки предпринимательства и формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе:
❖ оказание предпринимателям, особенно средним, малым и микропредприятиям финансовой помощи и материально-технической, инфраструктурной, институциональной и информационной поддержки;
❖ преодоление коррупции и бюрократизма в органах власти, устранение административных барьеров на пути возрождения и развития предпринимательства;
❖ обеспечение общественно-политической стабильности, принятие эффективных мер по нейтрализации негативного влияния на предпринимательство религиозно- политического экстремизма и терроризма;
❖ принятие энергичных и эффективных мер по выводу из «тени» и достоверному учету всех бизнес структур, прежде всего, малого и среднего предпринимательства;
❖ принятие мер по совершенствованию кредитной системы, наращиванию объемов и облегчению условий кредитования предпринимательской деятельности;
❖ расширение участия общественных объединений, некоммерческих организаций и других структур гражданского общества в поддержке предпринимательской деятельности, активизация работы советов по содействию развития малого и среднего предпринимательства при органах местного самоуправления муниципальных образований.
Учет и реализация предложенных мер будет способствовать решению вышеперечисленных проблем, а также формированию благоприятной предпринимательской среды в республике.
_Литература_
1. Административные барьеры в малом и среднем бизнесе, Махачкала, «Ра-дуга-1», 2010.
2. Мониторинг ситуации в секторе малого и среднего бизнеса в
3. Республике Дагестан, Махачкала, «Лотос», 2008, с. 25.
4. Федеральный портал малого и среднего предпринимательства. [Электронный ресурс] - [2011]. - Режим доступа: http://smb.gov.ru/ .