56
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
УДК 332.145
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
THE INSTITUTIONAL AND INFRASTRUCTURAL BASIS OF THE SMALL BUSINESS DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN
© 2014 Джабраилова А. О.
Дагестанский государственный педагогический университет
© 2014 Dzhabrailova А. О.
Dagestan State Pedagogical University
Резюме. В статье анализируется современное состояние малого предпринимательства в Республике Дагестан, выявляется влияние институциональной среды на рост предпринимательской активности населения. Рассматриваются существующие факторы, препятствующие развитию предпринимательства в регионе, наиболее значимыми из которых являются доступность финансовых средств и деятельность контролирующих органов. Предлагаются меры по преодолению преград и стимулированию предпринимательства в республике.
Abstract. The article analyzes the current state of small entrepreneurship in the Republic of Dagestan, reveals the influence of the institutional environment on the growth of entrepreneurial activity. Examines existing factors hindering the development of entrepreneurship in the region, the most significant of which are the availability of funds and activities of regulatory bodies. Proposes measures to overcome barriers and encourage entrepreneurship in the country.
Rezjume. V stat'e analiziruetsja sovremennoe sostojanie malogo predprinima-tel'stva v Respublike Dagestan, vyjavljaetsja vlijanie institucional'noj sredy na rost predprinimatel'skoj aktivnosti na.selenija.. Rassmatrivajutsja sushhestvujushhie faktory, prepjatstvujushhie razvitiju predprinimatel'stva v regione, naibolee znachimymi iz ko-toryh javljajutsja dostupnost' finansovyh sredstv i dejatel'nost' kontrolirujushhih organov. Predlagajutsja mery po preodolenijupregrad i stimulirovanijupredprinimatel'stva v respublike.
Ключевые слова: предпринимательство, институциональна.я среда, инфраструктура, развитие региона, рост экономики.
Keywords: entrepreneurship, institutional environment, infrastructure, regional development, economic growth.
Kljuchevyeslova: predprinimatel'stvo, institucional'naja sreda, infrastruktura, razvitie regiona, rost jekonomiki.
Формирование современных институтов поддержки малого предпринимательства в Республике Дагестан происходило еще в рамках трансформации административно-командной системы с середины 1980-х годов. В частности, возможность осуществления предпринимательской деятельности на всей территории советского государства обеспечивали законы СССР «Об индивидуально-трудовой деятельности» [7] и «О кооперации в СССР» [6]. В последующем, в процессе формирования основ рыночной экономики принималось множество нормативно-правовых актов, призванных стимулировать развитие предпринимательства и формировать «правила игры» в рыночной системе хозяйствования. Но, к сожалению, в России и в ее регионах за годы реформирования социально-экономической системы так и не был сформирован действенный механизм стимулирования развития предпринимательства и
выстроена эффективная система взаимодействия государства, муниципалитетов и бизнеса.
За последние годы в России наблюдаются большие подвижки в совершенствовании институциональной базы стимулирования развития предпринимательства - выработаны поправки в налоговое законодательство, направленные на налоговые послабления, внесены изменения в лицензионное законодательство, принят целый ряд антикоррупционных законов, закреплены в нормативно-правовых актах проблемы участия бизнеса в реализации государственных программ в экономике и социальной сфере, а также участия субъектов малого предпринимательства в системе государственного и муниципального заказа и т. д.
Несмотря на все это как в России в целом, так и в отдельных регионах сохраняются проблемы институционально-инфраструктурного ограничения. В частности, наблюдаются высокий уровень административных барьеров, низ-
Общественные и гуманитарные науки
• ••
57
кий уровень развития механизмов финансовой поддержки малого бизнеса, отсутствие современной культуры видения цивилизованного бизнеса, несбалансированная система налогообложения, высокий уровень коррумпированности и т. д.
При этом современный этап развития мировой экономики напрямую связан с развитием малого и среднего предпринимательства. Именно в этом сегменте экономики создается новая экономика, основанная на инновациях. В западных экономически развитых странах в настоящее время возникновение новых малых предприятий рассматривается как главный источник формирования новых рабочих мест, увеличения доходов и повышения качества жизни населения, а также потенциальный катализатор инноваций и регионального развития [3]. Анализ социально-экономической ситуации в развитых странах показывает высокую долю субъектов малого предпринимательства в экономике страны. Доля субъектов малого и среднего предпринимательства в экономике развитых стран варьируется по различным критериям в следующих пределах:
1. В общем количестве предприятий - от 97,6 % (США) до 99,3 % (Германия);
2. В общей численности экономически активного населения - от 50,1 % (США) до 69,3 % (Япония);
3. В валовом внутреннем продукте - от 52 % (США) до 57 % (Германия) [4].
В современной России эти показатели значительно ниже: доля в ВВП - 20 %, в общей численности занятых - 25 %, в общем количестве предприятий - около 40 % [10].
В последние годы принимаются меры по стимулированию развития малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан. При этом, следует заметить, что, несмотря на положительную динамику развития предпринимательства в регионе, в 2010 году по отношению к 2001 году общее число предприятий и организаций в Республике Дагестан снизилось на 14 %, а в России в целом за этот же период увеличилось на 44 %. Это связано с тем, что в секторе предпринимательства Республики Дагестан существует большое количество проблем, препятствующих созданию и развитию предпринимательских структур. Ключевыми проблемами, влияющими на развитие предпринимательства в Республике Дагестан выступают: общественно-политическая нестабильность в регионе; сложная криминогенная обстановка в городах республики; высокий уровень коррупции; религиозно-политический экстремизм и терроризм; наличие множества административных барьеров ведения бизнеса, формируемых на муниципальном уровне; низкая капитализация предприятия, приводящая к низкой кредитоспособности и инвестиционной привлекательности; дефицит внебюджетных финансовых ресурсов и ограниченность заемных источников финансирования; высокая стоимость кредитных ресурсов в регионе; не-
развитость фондового и страхового рынков и т. д.
За последние несколько лет, во многом благодаря снижению административных барьеров и частичного формирования инфраструктуры поддержки развития предпринимательства, в Республике Дагестан наблюдается ускорение развития сектора малого предпринимательства [2]. В 2012 году количество малых предприятий в республике увеличилось на 39,3 % и составило 7,8 тыс. единиц, оборот малых предприятий составил 149,9 млрд. руб., что составляет 103,9 % к 2011 году. В 2012 году государственной поддержкой воспользовались 12,2 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства (малые и средние предприятия, индивидуальные предприниматели). По данным официальной статистики, в 2012 году в сфере малого предпринимательства создано 2,3 тыс. новых рабочих мест.
В научной литературе последних лет часто встречается позиция, связанная с тем, что эффективность функционирования малого бизнеса напрямую связана с увеличением объемов бюджетного финансирования данного сегмента экономики. Анализ данных по Российской Федерации с 2005 по 2011 г. государственной поддержки малого и среднего предпринимательства показывает, что бюджетные вливания увеличились в 14 раз (с 1,49 млрд. руб. в 2005 г. до
20,8 млрд. руб. в 2011 году), а рост доли малого и среднего бизнеса по разным критериям вырос незначительно. В 2006 г. только из федерального бюджета на различные программы стимулирования малого и среднего предпринимательства в регионах было выделено 2,54 млрд. руб., в 2007 - 3,14, в 2008 - 3,65, в 2009 г. - 10,39, в 2010 - 15,01 млрд. руб. [9].
Вместе с тем, увеличение объемов финансирования программ поддержки малого и среднего предпринимательства из федерального бюджета практически не отразилось на динамике основных экономических показателей деятельности малых предприятий в 20082011 гг., более того, она оказалась отрицательной. По данным Росстата, например, только за 2008 - 2009 гг. среднесписочная численность работников упала с 10436,9 до 10247,5 тыс., чел., оборот предприятий упал с 18727,6 до 16873,1 млрд. руб., а инвестиции в основной капитал -с 472,3 до 346,1 млрд. руб. и т. д. [8].
Значительных позитивных изменений не вызвал рост государственного финансирования и в отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства. В отраслевой структуре сократилась и доля малых инновационных предприятий: от 0,1 % (Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский) до 0,3 % - в Центральном ФО [8].
Все это характеризует позицию, связанную с тем, что одним только увеличением объемов финансирования при существующей институциональной среде и инфраструктуре невозможно обеспечить рост предпринимательской активности населения. Для этого необходимо
58
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
внести кардинальные изменения институциональной базе функционирования малого предпринимательства, адекватные общемировым тенденциям и специфике ведения хозяйственной деятельности в регионах.
Для выявления проблем в сфере малого предпринимательства органами государственной власти Республики Дагестан проводится постоянный мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2011 г. было проведено исследование, целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионе, выявление актуальных проблем его развития, а также исследование административных барьеров в предпринимательстве РД. В исследовании приняло участие более 1000 представителей малого и среднего предпринимательства Республики Дагестан. В результате были выделены следующие основные проблемы, препятствующие развитию малого и среднего бизнеса в Республике Дагестан (см. табл.).
Таблица
Результаты опроса предпринимателей по проблемам малого бизнеса, _______в % к числу опрошенных*
Ограниченность финансовых средств 21,8%
Высокая налоговая нагрузка 18,3%
Трудности с получением кредита 17,9%
Проверки контрольно-надзорных органов 17,5%
Коррупция в органах власти и управления 14,3%
Административные барьеры 13,4%
Высокие ставки арендной платы 10,5%
Криминальная обстановка 4,5%
Действия или бездействия монопольных организаций (водо-, энерго-, теплоснабжающих) 1,3%
Проблема размещения бизнеса, отсутствие помещений 2,8%
Другое 2,1%
* По результатам Мониторинга деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства. Махачкала - ММЦ «Дагестан- Москва», 2011.
Как видим из данных таблицы, одним из основных ограничений в развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан является доступность привлечения финансовых средств, необходимых для первоначального создания и дальнейшего развития предприятия -только чуть более 5 % субъектов малого бизнеса пользуются кредитными ресурсами, которые являются в основном краткосрочными со сроками от 3 до 12 месяцев. Не способствуют развитию кредитования малого бизнеса и ставки по кредитам, которые составляют от 18 % годовых и выше. Все это характеризует необходимость развития республиканских и муниципальных фондов кредитования малого предпринимательства, которые являются базовыми элементами инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства в регионе.
Значительное влияние на предпринимательскую активность в регионе оказывает деятельность государственных и общественных
контролирующих органов. Необоснованные проверки, проводимые этими структурами, приводят к тому, что тормозится деятельность малых предприятий, уходит много сил и времени, предприниматели несут непредвиденные расходы (в том числе и на взятки проверяющим). В большинстве случаев проблемы, возникающие с проверяющими структурами, носят характер давления на бизнес с целью вынуждения на дачу взятки. Все это способствует уходу малого бизнеса в теневой сектор экономики.
Как показывает множество исследований, в России теневая экономика и коррупция неразрывно связаны между собой и оказывают сильное влияние друг на друга. Теневой сектор находится вне поля правовой защиты и является благодатной почвой для разрастания коррупции. Теневая экономика создает устойчивый спрос на коррупционные услуги и программирует необходимое ей число коррумпированных чиновников. С другой стороны, наличие коррумпированного чиновника и создаваемых им административных барьеров заставляет бизнес «уходить в тень» [5]. В связи с чем, одним из основных факторов создания нормальных условий развития предпринимательства в регионе является преодоление коррупции в органах власти, что может способствовать снижению теневой экономики.
Среди немаловажных проблем, препятствующих развитию предпринимательства в регионе, является недостаток коммерческой недвижимости, что привело к установлению экономически необоснованных высоких ставок арендных платежей. Такая практика приводит к значительному росту цен на продукцию (работы, услуги) сектора малого бизнеса, что красноречиво подтверждается ситуацией на наших продовольственных и вещевых рынках, где в целом уровень цен намного выше, чем в соседних регионах. Считаем необходимым регулирование цен на коммерческую недвижимость с учетом приоритетности видов деятельности через формирование регионального и муниципального фондов коммерческой недвижимости и установление льготных ставок арендных платежей, созданием технопарков, технологических платформ и зон, бизнес-инкубаторов.
В настоящее время в Республике Дагестан наблюдается активный поиск решения существующих в сегменте малого бизнеса проблем. В частности, оказывается активная государственная поддержка развитию предпринимательства через различные программы развития. В ходе реализации республиканских целевых программ выполняются мероприятия по кредитнофинансовой, образовательной, научнометодической, информационной поддержке предпринимателей, приняты практически все необходимые нормативные правовые акты, способствующие развитию предпринимательства, существенно расширены возможности по применению субъектами предпринимательства специальных налоговых режимов [1].
Общественные и гуманитарные науки
59
• ••
Практика развитых регионов России, а также опыт зарубежных стран характеризуют высокую роль следующих групп инфраструктурных объектов в стимулировании развития предпринимательства:
1. Бизнес-инкубаторы.
2. Учебно-деловые центры.
3. Региональные информационноаналитические центры.
4. Торгово-промышленные палаты.
5. Региональные фонды поддержки малого предпринимательства.
На наш взгляд, данные группы инфраструктурных объектов более чем остальные формы поддержки предпринимательской деятельности отвечают территориальным особенностям ведения хозяйственной деятельности, и их развитие является основой создания экономических стимулов развития региона.
Наиболее действенным из всех инструментов стимулирования развития предпринимательства в регионе является создание бизнесинкубаторов. Такие структуры позволяют получить поддержку малому бизнесу по целому ряду направлений, в том числе оказанием услуг консультационного характера, что в итоге поднимает предпринимательскую культуру в обществе. Под бизнес-инкубатором понимают небольшое предприятие, которое предоставля-
ет на принципах совместного использования субъектам малого бизнеса пространство для осуществления хозяйственной деятельности, а также доступ к определенным техническим средствам и услугам в области ведения бизнеса в качестве единого интегрированного и приемлемого по стоимости комплекса. Такая опека и совместное покрытие расходов призваны облегчить начальную стадию развития субъекта предпринимательства путем уменьшения затрат и издержек, что способно снизить вероятность неблагоприятного исхода реализации проекта. Успех реализуемых при бизнесинкубаторе проектов во многом зависит от качества отбора проектов (предприятий), слаженности работы и профессионализма персонала в бизнес-инкубаторе.
Однако состояние и уровень развития предпринимательства, в частности малого бизнеса на региональном уровне, показывает, что в Республике Дагестан все еще не создана благоприятная среда для масштабного развития предпринимательства. С учетом состояния экономики необходимы кардинальные меры по преодолению преград и смещению акцентов государственной политики к совершенствованию институциональной составляющей стимулирования развития предпринимательства в регионе.
Литература
1. Абдулаева З. З. Проблемы формирования благоприятной предпринимательской среды в регионе // Материалы круглого стола «Институциональные проблемы и факторы формирования современной предпринимательской среды», проведенного 29 мая 2012 г. Махачкала: Издательский дом «Наука плюс», 2012. С. 49. 2. Абдулманапов
С. Г., Нестерова А.М. // Приоритеты социально-экономической политики в Республике Дагестан. Вопросы экономики и права. 2012. № 49. С. 54-58. 3. Абдулманапов П. Г. Демографический фактор развития трудоизбыточного региона // Региональная экономика: теория и практика. 2008. № 36. С. 69-73. 4. Бондаренко В. А., Иоффе А. Д., Нагих В. Н. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран // Материалы X Всеросс. конф. представителей малых и средних предприятий. - Москва, 26 мая 2010 г. URL: http://www.giac.ru 5. Государственная политика противодействия коррупции и теневой экономике в России. Том I. М. : Научный эксперт, 2008. С. 6 6. Закон СССР «О кооперации в СССР» от 26.05.1988, № 8998-XI. // Ведомости Верховного Совета СССР, № 22, 1988. 355 с. 7. Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.1986, № 6051-XI. // Ведомости Верховного Совета СССР, № 47, 1986. 964 с. 8. Малое предпринимательство в России. 2010: Стат. сб. M. : Росстат, 2010. 172 с. 9. Малый бизнес и государственная поддержка сектора // Информационно-аналитический доклад. НИСИПП, август 2011 г. URL: http://www.nisse.ru 10. Набиуллина
Э. Доля малого бизнеса в ВВП составляет около 20-25% // Деловая пресса, 29(633) от 22.07.2011 г. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper References
1. Abdulaeva Z. Z. The problem of formation of a favorable business environment in the region // Materials of the round table "Institutional problems and factors of formation of the modern business environment", held on 29, May,
2012. Makhachkala: Publishing house "Nauka plus", 2012. P. 49. 2. Abdulmanapov S. G., Nesterova A. M. The socioeconomic policy in the Republic of Dagestan. The economic and legal issues. 2012. # 49. P. 54-58. 3. Abdulmanapov P. G. Demographic factor in the development of labor-surplus region. // Regional Economics: theory and practice. 2008. # 36. P. 69-73. 4. Bondarenko V. A., Ioffe A. D., Nagikh V. N. The main characteristics of the systems of state and public support and development of SMEs in foreign countries // Materials of the 10th All-Russ. scientific conference ofrepresentatives of the small and medium business. Moscow, May, 26, 2010. URL: http://www.giac.ru
5. Public policy of the anti-corruption and the shadow economy in Russia. Volume I. M.: Nauchny expert, 2008. P. 6.
6. The USSR law "On cooperation in the USSR" from 26.05.1988, No. 8998-XI // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, No. 22, 1988. P. 355. 7. The USSR law "On individual labor activity" from 19.11.1986, No. 6051-XI. // Vedomosti of the Supreme Soviet of the USSR, No. 47, 1986, P. 964. 8. Small business in Russia. 2010: Stat. Coll. M. : Rosstat, 2010. 172 p. 9. Small business and government support for the sector // Information-analytical report. NI-SIPP, August 2011 URL: http://www.nisse.ru 10. Nabiullina E., Share of small business in GNP is about 20-25% // Business press, 29(633) dated 22.07.2011. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper
Literatura
1. Abdulaeva Z. Z. Problemy formirovanija blagoprijatnoj predprinimatel'skoj sredy v regione // Materialy kruglogo stola «Institucional'nye problemy i faktory formirovanija sovremennoj predprinimatel'skoj sredy», provedennogo 29 maja
60
• ••
Известия ДГПУ, №4, 2014
2012 g. Mahachkala: Izdatel'skij dom «Nauka pljus», 2012. S. 49. 2. Abdulmanapov S. G., Nesterova A. M. Prioritety
social'no-jekonomicheskoj politiki v Respublike Dagestan. Voprosy jekonomiki i prava. 2012. № 49. S. 54-58.
3. Abdulmanapov P. G. Demograficheskij faktor razvitija trudoizbytochnogo regiona // Regi-onal'naja jekonomika: teori-ja i praktika. 2008. № 36. S. 69-73. 4. Bondarenko V. A., Ioffe A. D., Nagih V. N. Osnovnye harakteristiki sistem gosu-darstvenno-obshhestvennoj podderzhki i razvitija MSP zarubezhnyh stran // Materialy X Vseross. konf. predstavitelej malyh i srednih predprijatij. Moskva, 26 maja 2010 g. http://www.giac.ru 5. Gosudarstvennaja politika protivodejstvija korrupcii i tenevoj jekonomike v Rossii. Tom I. M. : Nauchnyj jekspert, 2008. S. 6. 6. Zakon SSSR «O kooperacii v
SSSR» ot 26.05.1988, № 8998-XI. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, № 22, 1988. S. 355. 7. Zakon SSSR «Ob individual'noj trudovoj dejatel'nosti» ot 19.11.1986, № 6051-XI. // Vedomosti Verhovnogo Soveta SSSR, № 47, 1986..
S. 964. 8. Maloe predprinimatel'stvo v Rossii. 2010: Stat. sb. M. : Rosstat, 2010. 172 s. 9. Malyj biznes i gosu-
darstvennaja podderzhka sektora // Informacionno-analiticheskij doklad. NISIPP, avgust 2011 g. URL: http://www.nisse.ru 10. Nabiullina Je. Dolja malogo biznesa v VVP sostavljaet okolo 20-25% //Delovaja pressa, 29(633) ot 22.07.2011 g. URL: http://www.businesspress.ru/newspaper
Статья поступила в редакцию 08.09.2014 г.