УДК 338.48-6:7/8
Н.А. САДИЕВА
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Рассматриваются современное развитие и перспективы культурного туризма в Азербайджанской Республике. Автор раскрывает особенности развития культурного туризма в республике на основе концепции развития нишевых сегментов в туристских де-стинациях Азербайджана.
Ключевые слова: развитие туризма, культурный туризм, нишевые сегменты туризма, туристская дестинация.
This article reviews the modern development plans and perspectives of cultural tourism in Azerbaijan Republic. The author presents the specifications of development and basic concepts of segmentation in Azerbaijan's tour destinations.
Key words: tourism development, cultural tourism, niche tourism segments, tour destination.
Культурный туризм, как отмечается во многих документах международных и национальных организаций экспертами и специалистами, является символом и индикатором современного развития туризма. Это связано со сложными процессами глобализации, приводящими к уничтожению уникальности и своеобразия культур. Культурный туризм служит идее сохранения разнообразия культур, возрождения культурного наследия, приобщения граждан к всемирному культурному достоянию человечества, разъяснению культурных традиций, трансляции и интерпретации культурной идеи.
Если обратиться к определению культурного туризма, представленному Всемирной туристской организацией (ЮНВТО) и Международным советом по сохранению памятников и объектов (ИКОМОС), то станет очевидным, что эти международные органи-
© Садиева Н.А., 2014
зации рассматривают сам культурный туризм как «вид нишевого туризма, небольшой по объему рынка, тщательно организованный, познавательный или образовательный, зачастую элитарного характера, отвечающий изысканным интересам путешественников, посвященный представлению и разъяснению культурной идеи» [4, а 11]. Исходя из данного определения, можно сделать вывод о том, что в самом определении культурного туризма уже заложена идея «нишевости», неоднородности, диверсифицированности его множественных проявлений в подвидах, дестинациях, мотивациях и профилях культурных туристов.
Как разъясняет Е.В. Мошняга, культурные туристы ориентированы на потребление туристского продукта особого качества. Они ожидают, в частности, что средства размещения в де-стинации должны создавать атмосферу места и времени и обеспечивать искомый культурный опыт. Вместо сувениров («туристского арта») культур-
26 ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2014
ные туристы предпочитают приобретать изделия народных промыслов и ремесел, стремятся изучить историю их происхождения и увидеть, как их изготавливают настоящие носители «живых культур». В целом культурные туристы настроены на аутентичность культуры и не терпят заурядности [6, с. 213].
Современный культурный туризм постоянно расширяет перечень своих разновидностей, среди которых сегодня различают этнический, этнографический, исторический, археологический, архитектурный, фольклорный, наследный, генеалогический, гастрономический, другие подвиды культурного туризма, отражающие отдельные аспекты и пласты культурных традиций стран и народов. В этой связи Е.В. Мошняга отмечает, что «в начале XXI века "культурный туризм" стал зонтичным термином для широкого перечня близких по природе и характеру видов туризма - исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и многих других - вследствие того, что все они объединены общими мотивационны-ми устремлениями путешественников (поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов) и общими культурно-историческими ресурсами» [5, с. 174].
Всемирная туристская организация (ЮНВТО) в своих документах также выделяет так называемые нишевые виды культурного туризма, содержательно описывающие небольшие сегменты рынка культурного туризма. Под ни-
шевыми видами туризма понимаются узкоспециализированные виды путешествий, ориентированные не на массовые рынки спроса и продвигающие не массовые дестинации, а обеспечивающие предложение на микросегментах туристского рынка, которые, однако, могут иметь тенденцию к развитию и расширению.
Современный культурный туризм закрепил за собой статус социально, экологически и этически ответственного и устойчивого туризма. Иными словами, культурный туризм можно считать важнейшим инструментом устойчивого развития дестинаций [6, с. 213]. Концепция устойчивого развития получила распространение благодаря публикации в 1987 г. Доклада Всемирной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее» [8]. В этом документе дано концептуальное определение устойчивого развития как развития, которое удовлетворяет потребностям настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои потребности.
В настоящее время «устойчивое развитие» и «устойчивый туризм» рассматриваются в контексте регионального развития, сохранения экосистем и культурных сообществ, находят отражение в государственных концепциях и стратегиях развития, программных документах и материалах международных организаций [7, с. 337].
Продвигая устойчивый туризм, туристские администрации реализуют три важнейших принципа туристского развития: 1) качество (так как устойчивый туризм предоставляет качественный опыт для посетителей, улучшает качество жизни принимающего сообщества, защищает качество окружающей среды); 2) непрерывность
(так как устойчивый туризм обеспечивает непрерывность природных ресурсов, на которых он базируется, и непрерывность культуры принимающего сообщества, предоставляющей туристам искомый культурный опыт); 3) равновесие (так как устойчивый туризм уравновешивает потребности туристской индустрии, защитников окружающей среды и местного сообщества) [2, с. 232].
Территория Азербайджанской Республики располагает богатыми и разнообразными культурными ресурсами, которые могут составить основу для формирования концепции развития нишевых сегментов культурного туризма применительно к дестина-циям Азербайджана. Это могут быть и дестинации, через которые пройдут транснациональные маршруты, аналогичные маршруту «Великий шелковый путь». Туристские дестинации современного Азербайджана недостаточно хорошо известны на рынке международного культурного туризма. Однако ситуация меняется, в том числе и потому, что государство проводит активную туристскую политику. Азербайджан - активный участник международных событий ЮНВ-ТО, он представлен тремя ассоциированными членами - Азербайджанской туристской ассоциацией, Азербайджанским институтом туризма и Бакинским туристско-информационным центром. Азербайджан участвовал в разработке концепции «Великого шелкового пути», проводятся исследования по культурному туризму, результаты которых, в частности, нашли отражение в материалах проводившейся Азербайджаном международной конференции «Вкус Великого шелкового пути: кулинария, культура и туризм»
(Баку, 6-7 сентября 2012 г.) [1, с. 10]. Государственная туристская политика направлена на полноценное включение Азербайджана в мировое туристское пространство.
Министерство культуры и туризма Азербайджана отмечает, что в республике традиционно развиваются такие виды туризма, как культурный, исторический, гастрономический, при этом расширяются перспективы международного туризма за счет диверсификации туристского предложения на мировом рынке, интеграции региональных и международных инициатив, таких как «Расширенное соглашение по маршрутам культурного туризма» при поддержке Совета Европы, проект ЮНВТО «Великий шелковый путь» и другие [1, с. 16-17]. Свидетельством особого внимания руководства Азербайджана к развитию культурного туризма в дестинациях республики является тот факт, что Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев объявил 2011 год Годом туризма, в рамках которого состоялись различные культурные события при участии ЮНВТО. Ежегодно в республике проводится около 20 международных ярмарок и выставок, музыкальных фестивалей, форумов и семинаров [9]. В 2012 г. Азербайджанская Республика стала хозяйкой Международного конкурса песни «Евровидение - 2012». Все это свидетельствует о разнообразии возможностей страны в развитии культурного туризма в самых разных нишевых сегментах.
Очевидно, что для более действенного подхода к развитию нишевых сегментов культурного туризма в дести-нациях Азербайджана необходим системный и сбалансированный анализ природно-культурных ресурсов
2В ВЕСТНИК РМАТ № 3 • 2014
Азербайджанской Республики и разработка концепции развития нише-вых сегментов культурного туризма в дестинациях страны, в том числе исследование наличия и состояния природно-культурных ресурсов Азербайджана, выявление степени и качества их использования в разработке туров и программ, определение приоритетных нишевых сегментов культурного туризма в привязке к конкретным дестинациям страны, разработка долгосрочной стратегии развития де-стинаций культурного туризма Азербайджана с акцентом на определенных нишевых сегментах.
При активной политике государственной поддержки развития культурного туризма в Азербайджанской Республике разработка концепции развития нишевых сегментов культурного туризма в дестинациях Азербайджана будет способствовать инвентаризации имеющихся природно-культурных ресурсов, послужит средством более широкого продвижения дестинаций куль-
турного туризма, поможет привлечь необходимое для модернизации туристской инфраструктуры и маркетингового продвижения финансирование, а сама концепция ляжет в основу или расширит государственную программу диверсифицированного развития культурного туризма республики.
Развитие нишевых сегментов рынка культурного туризма в дестинациях Азербайджана, на наш взгляд, должно послужить решению задач устойчивого развития республики в соответствии с 12 целями устойчивого туризма, определенными в документе ЮНЕП («Экологическая программа ООН») и ЮНВТО «На пути к более устойчивому туризму» [3]: экономическая жизнеспособность, процветание дестинации, качество занятости, социальное равенство, удовлетворение посетителей, местный контроль, благополучие сообщества, богатство культуры, физическая целостность, биологическое разнообразие, эффективность ресурсов, чистота окружающей среды.
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Azerbaijan: Candidate for membership in the Executive Council (seat from Europe) of the United Nations World Tourism Organization (UNWTO) for the period of 2013-2017. Baku: Golden Book, 2013.
2. International Tourism: A Global Perspective. Madrid: UNWTO, 1997.232p.
3. Making tourism more sustainable - a guide for policy makers. Madrid: UNEP-WTO, 2005.
4. Tourism at World Heritage Cultural Sites. Madrid: UNWTO: ICOMOS, 2004.
5. Мошняга Е.В. Концепт «культурный туризм» в системе концептов международного туризма // Знание, понимание, умение. 2009. № 3. С. 173-178.
6. Мошняга Е.В. Тенденции развития культурного туризма и межкультурной коммуникации в глобализирующемся мире // III Международный форум «Туризм: наука и образо-
вание». Проблемы и перспективы развития туризма: сб. материалов научных конференций. 19-21 мая 2009 г., Москва - Химки. Химки: РМАТ, 2009. С. 212-220.
7. Мошняга Е.В. Устойчивый туризм в глобализирующемся мире: тенденции и перспек-тивыразвития // Туризм ирекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды II Международной научно-практической конференции. МГУ им. М.В. Ломоносова, географический факультет, Москва, 20 апреля 2007 г. М.: РИБ «Турист», 2007. С. 337341.
8. Наше общее будущее: доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / под ред. и с послесл. С.А. Ев-теева и Р.А. Перелета; пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.
9. URL: http://www.azerbaiian.travel
УДК 338.48-2-056.26
Ю.Ф ПЕДОСЮК
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА
Формирование безбарьерной среды для безопасного и комфортного пребывания туристов с ограниченными возможностями в дестинации и проживания местных жителей с ограничениями является приоритетной задачей стран, включенных в мировое туристское пространство. Главное условие безбарьерной среды - универсальный дизайн, распространяемый на всю инфраструктуру сообщества (дороги, транспорт, здания, средства размещения и др.). Доступный туризм предполагает создание условий для безбарьерных путешествий людей с инвалидностью, пожилых, людей больших размеров, семей с маленькими детьми.
Ключевые слова: безбарьерная среда, безбарьерный туризм, доступный туризм, доступность, универсальный дизайн, люди с ограниченными возможностями, дестинация.
Creation of barrier-free environment for safe and comfortable staying of disabled tourists in the destination and living of local residents with disabilities is a priority task of the countries involved in the global tourism space. The main condition of barrier-free environment is universal design covering the whole infrastructure of the community (roads, transport, buildings, accommodation facilities, etc.). Accessible tourism presupposes creation of conditions for barrier-free travel of disabled people, senior people, large-size people, families with little children. Key words: barrier-free environment, barrier-free tourism, accessible tourism, accessibility, universal design, disabled people, destination.
Инвалидность и старение населения являются в последнее время темами исследований в контексте изучения современного состояния и развития туризма. Эти характеристики населения оказывают прямое воздействие на спрос и предложение на туристском рынке. Анализ работ последних лет показывает, что безбарьерная среда и доступный туризм - это растущая область туристских исследований и туристской практики. Так же, как и другие сегменты туризма, данный сегмент носит междисциплинарный и многофакторный характер, испытывая в своем развитии влияние географического, демографического, политического,
© Педосюк Ю.Ф., 2014
экономического, социального, психологического, организационного плана, и такие науки, как менеджмент, психология, социальная психология, медицина, архитектура, инженерное дело, культурология постмодернизма, участвуют в исследовании и решении проблем доступного (или безбарьерного) туризма.
Проблема создания безбарьерной среды касается сегодня всех стран и регионов. Национальный институт старения (США) указывает, что в 2006 г. 500 млн чел. в мире были старше 65 лет, и, по прогнозам, к 2030 г. их число вырастет до 1 млрд чел., т.е. 1 из 8 человек на земном шаре будет старше 65 лет [4, с. 5]. Подобная ситуация сложилась во всех развитых западных стра-