УДК656.078.89
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА Каменева Вера Владимировна, к.э.н., доцент Россия, г.Хабаровск, Тихоокеанский государственный университет
Одним из основных сдерживающих факторов развития предпринимательства в транспортной отрасли является ограниченностьфинансовых-ресурсов. В статье рассматриваются особенности использования лизингового договора предприятиями малого бизнеса,как способа инвестирования средств в формирование парка подвижного состава.
Ключевые слова: малый бизнес, лизинг, лизинговый платеж, амортизация, специальный налоговый режим.
FINANCINGPROBLEMSOFTHETRANSPORT ENTERPRISES
IN SMALL BUSINESS KamenevaVera Vladimirovna, Cand.Econ.Sci., associate professor Russia, Khabarovsk, PacifikNationalUniversity
Abstract: One of the main constraints to business development in the transport sector is the limited financial resources. The article discusses the features of the lease agreement in small businesses as a way of investing in the formation of transport sector.
Keywords: small business, leasing, the leasing payment, amortization, special tax regime.
Транспортная отрасль играет важнейшую роль в обеспечении жизнедеятельности дальневосточного региона. Особенность географического положения, характеризующаяся большими расстояниями между населенными пунктами и удаленностью от центральных областей страны, требуют развития, как перевозчиков, так и транспортной инфраструктуры. Большая роль здесь отводится предприятиям среднего и малого бизнеса. Одна из важнейших задача, которую решает малый бизнес в экономике -обеспечение самозанятости населения. Для Хабаровского края это еще и способ снижения оттока населения из региона, размеры которого в последние годы достигли угрожающих размеров .Несмотря на положительный тренд основных показателей в секторе малого и среднего бизнеса в Хабаровском крае, результаты опубликованного в 2011 году рейтинга Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ"показали низкую оценку предпринимателями края качества условий для развития малого и среднего бизнеса.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по итогам 2011 года в крае зарегистрировано 52438 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе: 138 -
средних, 16506 - малыхпредприятий и 35794 - индивидуальных предпринимателей. Увеличение общего числа субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с предыдущим годом составило 5,7 %, или 2824 единиц. По числу субъектов малого и среднего предпринимательства, а также почисленности занятых на малых и средних предприятиях, по итогам 2011 годаХабаровский край занимал 2 место в Дальневосточном Федеральном округе после Приморского края. Доля занятых в малом и среднем бизнесе от общего числа занятых в экономике края по итогам 2011 года составила 28,3 %.
За 2011 год поступления денежных средств от малого и среднего бизнеса в бюджет края составили 9,2 млрд. рублей, в бюджеты всех уровней - 13 млрд. рублей. Оборот малых предприятий в 2011 год увеличился на 27 % и составил 169 млрд. рублей, оборот средних предприятий - 48,5 млрд. рублей. При этом по средним предприятиям наблюдается снижение доли оборота в общем обороте экономики края на 1 %, по малым предприятиям -увеличение доли оборота на 4,2 %.
Большинство малых и средних предприятий (до 40%) занимаются торговлей, около 22 % работают в сфере услуг (здравоохранение, социальные услуги, ЖКХ, наука, информационные технологии и др.). Производственный малый бизнес представляют лишь 8,3 % от общего числа предприятий. Строительством занимается 15,3 %, около 6 % - транспортом и связью, 3 % - гостиничным бизнесом, 2,3 % - сельским и лесным хозяйством. Территориально основная часть средних, малых предприятий и индивидуальных предпринимателей сосредоточена в городах Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре.
Незначительная доля предприятий малого бизнеса в транспортной отрасли обусловлена, прежде всего, сложностями, с которыми вынуждены сталкиваться предприниматели на этапе старта. Наиболее существенная из них - проблема привлечения инвестиций для формирования подвижного состава и приобретения оборудования. Приобретая транспорт за счет собственных средств, предприятие существенно снижает свою платежеспособность, т.к. переведя оборотные активы во внеоборотные, в дальнейшем начинает испытывать проблемы с осуществлением текущих платежей в обеспечение эксплуатационных расходов. Ограниченность в собственных средствах, как правило, требует привлечения финансирования из внешних источников.
Ряд предприятий осуществляет перевозочный процесс с использованием транспортных средств, взятых в аренду. Такое решение позволяет осуществить быстрый старт в начале производственной деятельности, однако в дальнейшем сопряжено с существенными эксплуатационными затратами, т. к. в аренду на рынке Хабаровска и края обычно предлагается подержанный транспорт из Японии и Китая с существенным износом. К тому же и сам арендатор не особенно заинтересован в долгосрочном использовании конкретных транспортных единиц и пытается за время арендного договора
извлечь из них максимум пользы, экономя на текущих профилактических ремонтах. Планируя долгосрочное пребывание на рынке транспортных услуг, предприниматель естественно заинтересован в создании собственного парка подвижного состава и оборудования.
Поиск источников финансирования является одной из острейших проблем для малого бизнеса. Широкий спектр кредитных предложений банков достаточно обременителен для предпринимателей из-за высоких процентных ставок. К тому же получить кредитные средств вновь созданному предприятию затруднительно в связи с невозможностью обеспечить залоговые требования кредитной организации своим имуществом. Далеко не все банки согласны заниматься небольшими проектами и брать на себя дополнительные риски, присущие малому бизнесу. Наиболее приемлемым и перспективным способом привлечения финансовыхресурсов для предпринимателей в данной ситуации может стать лизинговая сделка. Анализируя портфели лизинговых компаний, сотрудничающих с малым бизнесом, можно сказать, что самым востребованным предметом лизинга у небольших предприятий являются грузовые и легковые автомобили - на них приходится до 40% договоров.
Лизинг является финансовым инструментом для реализации программы технического развития и перевооружения транспортной организации, деятельность которой ориентирована на долгосрочную перспективу. Появляется возможность значительно быстрее, чем, например, через механизмы накопления собственных средств или привлечения кредитных ресурсов, обновлять свои основные фонды, использовать в производстве более производительное и технически совершенноеоборудование.
Для лизингополучателядоговор лизинга предоставляет возможность получить транспортные средства и начать экономическую деятельность без крупных единовременных затрат, что особенно актуально для начинающих мелких и средних предпринимателей. Затраты на приобретение подвижного состава равномерно распределяются на весь срок действия договора, при этом высвобождаются средства на другие производственные цели. Обеспечивается защита основных фондов предприятия от риска устаревания (морального износа), т. к. лизинг способствует быстрой замене устаревшего оборудования на более современное. Предприятием не привлекаются заемныесредства, что позволяет поддерживать в балансе оптимальное соотношение собственного и заемного капитала. Несмотря на то, что лизинг фактически означает внешнее финансирование, при нем не происходит роста долгосрочных заимствований: если взятое в лизинг оборудование не находится на балансе предприятия, то не существует и дополнительных балансовых обязательств. Также в зависимости от условий договора техническое обслуживание и ремонт транспортных средств может взять на себя лизингодатель.
Как правило, договоры лизинга заключаются на условиях последующего выкупа объекта лизинга по остаточной стоимости, которая на момент
окончания договора обычно незначительна, т.к. законодательство (федеральный закон «О лизинге») предоставляет право ускоренной амортизации с коэффициентом ускорения до 3 всех видов движимого имущества, составляющего объект лизинга и относимого к активной части основных фондов.Например, если транспортное средство отнесено к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования от 7 до 10 лет ускоренная амортизация оборудования при лизинге с коэффициентом 3 позволит списать его за 28 месяцев, т.е. меньше, чем за 3 года. По окончании договора лизинга его остаточная и, соответственно выкупная цена будет минимальной.
Важным аспектом для малого предприятия можно считать упрощение бухгалтерского учета, так как по основным средствам, начислению амортизации, выплате части налогов и управлению долгом учет осуществляет лизинговая компания.
Кроме перечисленных возникает также ряд преимуществ в части налогообложения:
- сокращение размеров налога на имущество предприятий, поскольку стоимость объектов лизинга, в большинстве случаев, отражается в активе баланса лизингодателя, который и является плательщиком указанного налога. К тому же, ускоренная амортизация позволяет быстрее снизать остаточную стоимость объекта лизинга, которая является налоговой базой для начисления налога на имущество;
- снижение размеров налога на прибыль, поскольку лизинговые платежи относятся на затраты, включаемые в себестоимость продукции;
- НДС, включенный в лизинговый платеж, принимается в вычету при расчете выходного НДС.
Однако все эти налоговые преимущества получают только предприятия, применяющие общую систему налогообложения, т.е. являющиеся плательщиками налогов на имущества, на прибыль и НДС. Малые предприятия, занимающиеся перевозкой грузов и пассажиров, как правило, применяют специальные налоговые режимы (УСНО или ЕНВД), в связи с этим они освобождаются от оплаты налога на прибыль, НДС и налога на имущество. Начисление и оплату налога на имущество, переданное в лизинг, осуществляет лизингодатель, т.к. обычно в соответствии с договором лизинга переданный объект учитывается на его балансе. Уплаченный налог на имущество включается в состав лизингового платежа, и лизингополучатель компенсирует его лизингодателю, теряя, таким образом, льготу, предоставляемую ему специальным налоговым режимом. Кроме того, налогоплательщики на общих налоговых режимах могут принять к вычету НДС с лизингового платежа. Малые предприятия такой возможности не имеют, т. к. не являются его плательщиками. Они вынуждены всю сумму платежа относить на себестоимость продукции.Если для предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСНО) такое отнесение снижает налогооблагаемую базу, формируемую как доходы, уменьшенные
на величину расходов (ставка налога 15%), то для предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, лизинговые платежи никак не влияют на снижение налогового бремени.
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) действует на территории Хабаровского края и среди прочих видов деятельности распространяется на автотранспортные услуги. Малые предприятия, занимающиеся автоперевозками, попадают под обложение этим налогом, т.к. согласно письмам Минфина от 25.02.2010 г. № 03-11-11/33 и от 08.07.2008 г. № 03-1104/3/318 автотранспортными услугамисчитаются следующиевиды перевозки пассажиров и грузов:
- перевозка пассажиров автобусами по регулярным маршрутам;
- перевозки пассажиров автобусами по маршрутам (направлениям) с выбором пассажирами мест остановки;
- специальные перевозки пассажиров: доставка работников, школьные, вахтовые и т. п;
- туристско-экскурсионные перевозки пассажиров автобусами;
- разовые перевозки пассажиров автобусами;
- перевозка пассажиров легковыми таксомоторами;
- перевозка пассажиров легковыми автомобилями, кроме таксомоторных.
- перевозка автомобильным транспортом: в прямом международном сообщении, в междугородном сообщении, в местном сообщении;
- перевозка автомобильным транспортом в специализированном подвижном составе, в универсальном подвижном составе;
- перевозка автомобильным транспортом мелких и малотоннажных отправок, тяжеловесных и негабаритных отправок, сборных отправок;
Для расчета ЕНВД с деятельности по перевозке пассажиров и грузов учитывают следующие показатели:
- количество посадочных мест (при пассажирских перевозках), базовая доходность каждого — 1500 рублей;
- количество автотранспортных средств (при перевозке грузов), базовая доходность каждого — 6000 рублей.
При определении физического показателя «количество автотранспортных средств»необходимо учитывать автомобили, которые по факту используются для перевозки грузов. Для организаций, применяющих ЕНВД, оно ограничено 20 единицами. При определении количества автотранспортных средств необходимо учитывать автомобили, принадлежащие организации на правах собственности и автомобили, которыми организация распоряжается на правах аренды и лизинга. Большинство малых предприятий автоперевозчиков соответствуют этим условиям, а потому являются плательщиками ЕНВД.
Главным недостатком лизинга, по мнению руководителей малых предприятий, считается достаточно высокая стоимость этого инвестиционного инструмента. Лизинговый платеж включает в себя стоимость привлечен-
ных лизингодателем кредитных ресурсов, сумму начисленной амортизации, налог на имущество, который уплачивает лизингодатель, как собственник объекта лизинга, а также стоимость услуг самого лизингодателя. Представители транспортных компаний малого бизнеса говорят о высокой стоимости обслуживания сделки и ее сложной структуре.
В целях поддержки малого и среднего предпринимательства правительством Хабаровского края в рамках реализации государственной целевой программы "Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013-2020 годы" предусмотрено предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства Хабаровского края на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей. Субсидиями могут воспользоваться субъекты малого и среднего предпринимательства края,приобретающие оборудование по договорам лизинга для осуществления предпринимательской деятельности, если средняя численность их работников не превышает 50 человек. Субсидированию подлежат произведенные при заключении договора лизинга затраты из расчета70 % от авансового платежа. Размер субсидиине может превышать 3 млн. рублей на одного получателя поддержки.Субсидирование распространяется на лизинговые договоры, действующие не менее шести месяцев на дату подачи заявки илизакрытые не ранее двенадцати месяцев на дату подачи заявки. Предметом лизинга для получения субсидии может быть оборудование, универсальные мобильные платформы, нестационарные и модульные объекты для ведения предпринимательской деятельности.
Воспользоваться предоставленными возможностями, к сожалению, могут не все малые предприятия, учитывая жесткие условия предоставления субсидии по срокам действия договора лизинга, а также начала и результатов деятельности хозяйствующего субъекта.
Наиболее эффективным мероприятием для расширения практики применения лизинга в хозяйственных отношениях могло бы стать внесение изменений в налоговое законодательство, касающееся объектов лизинга:
- исключение объектов лизинга, числящихся на балансе лизингодателя и переданных в лизинг предприятиям, использующим специальные налоговые режимы, из налоговой базы при начислении налога на имущество;
- освобождение лизингодателей от уплаты НДС по сделкам с хозяйствующими субъектами, применяющими специальные налоговые режимы.
Подобные меры на государственном уровне позволили бы снизить затраты предприятия малого бизнеса при обновлении своей производственной базы, уменьшить общую себестоимость своих услуг, повысив тем самым их конкурентоспособность. Снижение налогового бремени лизингодателей в части уплаты НДС по лизинговым договорам с малыми предприятиями также может стать стимулом для роста их интереса к деловому сотрудничеству с предприятиями малого бизнеса.
Таким образом, из рассмотренных способов финансирования развития материальной базы транспортных предприятий в сфере малого бизнеса
(собственные средства, аренда, привлечение кредита, лизинг), наиболее реальными и эффективными, рассчитанными на долгосрочное функционирование субъекта на рынке транспортных услуг, можно считать лизинговые договоры. Их достаточно высокая стоимость может быть скорректирована целенаправленной программой государственных и региональных органов управления, направленной на развитие малого бизнеса, в том числе и в сфере транспортных услуг.
Список литературы
1. Государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае на 2013 - 2020 годы». - постановление правительства Хабаровского края от 17 апреля 2012 г. № 124-пр.
2. Федеральный закон РФ от 29.10.1998 г. № 164-ФЗ «О лизинге».
3. Адамов Н. А., Лизинг: правовая сущность, экономические основы, учет и налогообложение. - 2-е изд., испр. и доп./ Н. А. Адамов, А. А. Тилов. - СПб. : Питер, 2006. -160 с.
4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "О финансовой аренде (лизинге)" (постатейный). / А. Н. Борисов. - М. :Юстицинформ, 2005. - 208 с.
УДК 339.56
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ИМПЕРАТИВЫ ПОСТРОЕНИЯ МЕХАНИЗМА
РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА Каминский Виктор Викторович, соискатель Асеева Юлия Александровна, аспирант Россия, г. Ростов-на-Дону, Ростовский государственный экономический
университет (РИНХ)
В статье рассматриваются концептуальные особенности механизма восстановительного роста внешнеторговой деятельности Ростовской области в 2011-2013 гг., базирующиеся на выявлении и учете направлений воздействия факторов, определяющих развитие экспортного сектора и импортозамещающих производств региона. Это составляет основу современного вектора стратегической реидентификации внешнеторговой деятельности Ростовской области, основу которой должна составить экспортно-ориентированная и импортозамещающая индустриализация хозяйственного комплекса региона, которая отвечает общим национальным приоритетам инновационной модернизации российской экономики.
STRATEGICIMPERATIVES BUILDINGMECHANISMOF EXTERNAL TRADE REGION Kaminskiy Viktor Viktorovich, the candidate Aseyeva Yulia Alexandrovna, postgraduate Rostov State Economic University (RSUE), Rostov-on-Don, Russia