1S1
ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ В РФ
О.Л. Конюкова, канд. экон. наук, доцент Сибирский университет путей сообщения (Россия, г. Новосибирск)
DOI: 10.24411/2411-0450-2018-10244
Аннотация. В статье рассмотрены основные проблемы финансирования обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Указаны изменения, произошедшие в сфере финансирования системы здравоохранения за последние пять лет. Изложен механизм финансирования оказания медицинской помощи в системе ОМС как за работающее население, так и неработающих граждан. Рассмотрены показатели бюджета Федерального фонда ОМС РФ и территориального фонда ОМС Новосибирской области. Предложены меры решения данных проблем.
Ключевые слова: бюджет, государственное финансирование, здравоохранение, страховые медицинские организации, медицинская помощь.
Обеспечение населения медицинской помощью является проблемой для всех стран независимо от уровня развития, моделей хозяйствования и организации [6].
Приоритетной целью политики государства является здравоохранение. Повышение качества в этой области и доступности услуг, предлагаемых медицинскими учреждениями, приведет к улучшению показателей здоровья населения. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.
Главными источниками финансирования деятельности ФОМС являются [5]:
- ежемесячные страховые взносы предприятий и организаций;
- взносы ТФОМС, которые были получены от программ по договорным основам;
- бюджетные ассигнования;
- взносы физических и юридических лиц на добровольной основе;
- доходы от размещения временно свободных денежных средств.
Основное предназначение фонда - это реализация прав граждан на охрану здоровья и получение бесплатной и высококвалифицированной помощи медицинского персонала.
За последнее время произошли изменения в законодательстве в области обязательного медицинского страхования, здравоохранения. Были созданы и введены в
действие программы по модернизации здравоохранения в муниципальных образованиях РФ. Основными проблемами является нехватка средств финансирования, улучшение качества, доступности и эффективности медицинских услуг.
Финансирование оказания медицинской помощи в основном перекладывается на граждан и работодателей. Затраты населения на лекарственные средства и услуги, предоставляемые медицинскими центрами, возрастают. И, несмотря, на увеличение финансирования со стороны государства в 2017 и 2018 гг. здравоохранение было профинансировано на 371 786,6 млн.р. и 378 679,8 млн.р. соответственно, происходит удорожание медицинских услуг, снижение качества бесплатной медицинской помощи [2].
Основными причинами, сложившейся ситуации, являются: ограниченная мотивация медицинских работников, недостаточно квалифицированный персонал, отсутствие необходимого количества оборудования и высокая степень износа медицинского оборудования. Наряду с этим, существует проблема дефицита в кадровом составе как в крупных городах, так и в более мелких муниципальных образованиях.
Проблема неполной загруженности поликлиник связана с недостаточным объе-
мом финансирования. В некоторых регионах, в том числе и в Новосибирской области, все условия, предусмотренные программой ОМС, государственных гарантий выполняются. Средства, выделяемые из Федерального фонда в виде субвенций, позволяют достичь необходимый уровень, который сопоставим с показателем дорожной карты, в соответствие с Указом Президента РФ №597 [1,9].
По данным ТФОМС Новосибирской области за 2016 год сумма доходов и расходов составила 27 323,2 млн.р. и 27 210,7 млн.р. соответственно, что говорит о профиците бюджета территориального фонда в сумме 112,5 млн.р. За 2015 год бюджет ТФОМС НСО был исполнен с превышением расходов над доходами в сумме 399,9 млн.р. Несбалансированный бюджет системы здравоохранения приводит к дополнительным затратам населения на лечение и покупку медицинских препаратов [3, 4].
В связи с ростом разрыва между ресурсами, которые имеет государство и потребностями населения, важную роль играет разработка приоритетных направлений здравоохранения или альтернативность между вариантами управленческих решений по распределению финансовых ресурсов. Ресурсы ограничены в сфере здравоохранения и не всегда способны удовлетворить потребности населения в медицинской помощи, что и заставляет делать выбор и отдавать предпочтение первостепенным задачам для поиска приемлемого решения.
В РФ здравоохранение представляет отрасль, которая имеет динамично развивающийся характер. Разрыв между денежными ресурсами и потребностями населения приводит к повышению цен на услуги медицинских учреждений, и как следствие увеличение расходов на систему здравоохранения.
Система финансирования здравоохранения в РФ неидеальна. С одной стороны, имеется остаточный принцип финансирования, главным недостатком которого считается отсутствие надлежащего объема денежных ресурсов на ее развитие. С другой стороны, при ограниченном количест-
ве финансовых ресурсов, создается затратная инфраструктура здравоохранения.
Сложившаяся ситуация в РФ, когда сфера здравоохранения не получает достаточного объема денежных ресурсов, отчасти обусловлена неспособностью собирать страховые взносы вовремя.
По состоянию на 01.11.2017 г. в Новосибирской области в сфере ОМС участвуют 8 869 медицинских организаций, 48 страховых медицинских организаций. На долю 3 крупных СМО приходится 2 828 429 застрахованных лиц, в том числе ООО «СМО «СИМАЗ-МЕД» застраховано 884 736 человек, что составляет 31,3% от общего числа застрахованных; Ф-л» НСК-медицина» ПАО «РОСНО-МС» 1 014 321 человек (35,8% от общего числа застрахованных); Ф-л ООО «СК «ИНГОССТРАХ-М» застраховано 32,9% от общего объема застрахованных, что составляет 929 372 человека [8].
В настоящее время, становится насущной потребность во введении системы разделения финансовых рисков между ТФОМС и страховыми организациями, которая призвана мотивировать страховщиков к эффективному управлению затратами на оказание медицинской помощи застрахованным лицам.
Еще одной проблемой можно назвать распределение объемов медицинской помощи между организациями. В случае их необоснованного занижения или завышения, есть риск получения дополнительных средств. Для устранения такой ситуации требуется повысить эффективность финансового контроля над деятельностью как организаций, так и, ревизионных комиссий.
Все вышеизложенные мероприятия, направлены на увеличение ресурсов и достижение финансовой стабильности системы ОМС, что является фундаментом качества и доступности услуг медицинских учреждений.
Для решения проблем можно предложить следующие направления:
- увеличение государственного финансирования здравоохранения через систему ОМС;
- введение механизма привлечения частных медицинских клиник в систему ОМС;
- разработка стабильной финансовой основы для предоставления населению бесплатной и квалифицированной медицинской помощи в рамках ОМС.
Таким образом, ОМС предполагает структурную, инвестиционно-
Библиографический список
1. Указ Президента РФ от 7.05.2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
2. Федеральный закон от 05.12.2016 № 362-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». URL://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171692/
3. Закон об исполнении бюджета ТФОМС НСО за 2016 год от 03.10.2017 №195-ОЗ. URL://www.novofoms.ru/regulatory_documents/list_doc/7/3896/
4. Закон об исполнении бюджета ТФОМС НСО за 2015 год от 27.09.2016 № 91-ОЗ. URL://www.novofoms.ru/regulatory_documents/list_doc/7/2533/
5. Гамова Э.М. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / Э.М. Гамова, Е.Е. Гамова. - Йошкар-Ола: ПГТУ, 2015. - 160 с. URL://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=439183&sr=1
6. Конюкова О.Л. Финансирование медицинского страхования в Российской Федерации: Дис.к.э.наук: Иркутск, 2003. - 197 c.
7. Показатели деятельности ТФОМС. URL ://www.novofoms.ru/about_the_foundati on/demonstrati on_of_tfoms.php
8. Численность застрахованных лиц по ОМС в Новосибирской области на дату.
URL://www.novofoms.ru/about_system_OMC/chislennost-zastrakhovannykh-lits-po-
oms/
9. Ягнюкова Е.В. ТФОМС НСО. Прямой эфир от 27.05.2016 г. URL://news.ngs.ru/conference/4163/
инновационную перестройку здравоохранения, направленную на повышение экономической эффективности ее функционирования, улучшения качества оказания медицинских услуг и обеспечение конституционных прав граждан РФ в сфере охраны здоровья.
PROBLEMS OF FINANCING MANDATORY MEDICAL INSURANCE IN THE
RUSSIAN FEDERATION
O.L. Konyukova, candidate of economic sciences, associate professor Siberian university of communications (Russia, Novosibirsk)
Abstract. The article discusses the main problems of financing compulsory medical insurance in the Russian Federation. The changes in the financing of the health care system over the past five years are indicated. The mechanism of financing the provision of medical care in the CHI system for both the working population and non-working citizens has been established. The indicators of the budget of the Federal Fund for compulsory health insurance of the Russian Federation and the territorial fund of compulsory health insurance of the Novosibirsk region are considered. Proposed measures to solve these problems.
Keywords: budget, state financing, health care, insurance medical organizations, medical care.