Научная статья на тему 'Проблемы финансирования климатических проектов в российской Федерации в современных условиях'

Проблемы финансирования климатических проектов в российской Федерации в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
440
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИМАТИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ / ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА / ИНВЕСТИЦИИ / БЮДЖЕТНЫЕ АССИГНОВАНИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / CLIMATE PROJECT GREENHOUSE GASES / CLIMATE CHANGE / INVESTMENTS / BUDGET ALLOCATIONS / TAX INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна

В статье обосновывается актуальность реализации климатических проектов с целью адаптации российского бизнеса к низкоуглеродной экономике. Автором выявлены факторы, препятствующие реализации инвестиционных проектов, направленных на регулирование парниковой эмиссии, а также предложены возможные пути привлечения финансовых ресурсов для их осуществления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузминых Юлия Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHALLENGES IN FINANCING CLIMATE PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CURRENT CONTEXT

The article substantiates the relevance of implementing climate projects in order to adapt Russian business to a lowcarbon economy. The author identified factors that impede the implementation of investment projects aimed at regulating greenhouse emissions, and examined possible ways to attract financial resources for their implementation

Текст научной работы на тему «Проблемы финансирования климатических проектов в российской Федерации в современных условиях»

УДК 336.64

ПРОБЛЕМЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Кузминых Юлия Валерьевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д.э.н., доцент, e-mail: [email protected]

В статье обосновывается актуальность реализации климатических проектов с целью адаптации российского бизнеса к низкоуглеродной экономике. Автором выявлены факторы, препятствующие реализации инвестиционных проектов, направленных на регулирование парниковой эмиссии, а также предложены возможные пути привлечения финансовых ресурсов для их осуществления

Ключевые слова: климатический проект; парниковые газы; изменение климата; инвестиции; бюджетные ассигнования; налоговые льготы

CHALLENGES IN FINANCING

CLIMATE PROJECTS IN THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CURRENT CONTEXT

Kuzminykh Iuliia V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Management, Doctor of Economics, Docent, e-mail: [email protected]

The article substantiates the relevance of implementing climate projects in order to adapt Russian business to a low-carbon economy. The author identified factors that impede the implementation of investment projects aimed at regulating greenhouse emissions, and examined possible ways to attract financial resources for their implementation

Keywords: climate project, greenhouse gases; climate change; investments; budget allocations; tax incentives

Для цитирования: Кузминых Ю.В. Проблемы финансирования климатических проектов в Российской Федерации в современных условиях // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2020. № 1 (73). С. 67-72.

Экологические проблемы, вызванные техногенным типом развития экономики, уже во второй половине XX в. вышли на мировой уровень. Изменение климата планеты как глобальная экологическая проблема носит долгосрочный характер и «охватывает комплекс взаимодействий между климатическими, экологическими, экономическими, политическими, институциональными, социальными и технологическими процессами» [1], что требует совместных усилий всего международного сообщества в ее решении. Климатические

изменения вызываются повышением уровня парниковых газов в атмосфере Земли, при этом порядка 80 % парникового эффекта обеспечивается эмиссией углекислого газа (СО2). В настоящее время совокупная величина выбросов парниковых газов в мировом энергетическом секторе, который оказывает решающее воздействие на климатические изменения, оценивается в 33 890,8 млн тонн СО2-эк-вивалента и имеет тенденцию к увеличению [2], что подтверждает необходимость принятия мер по регулированию углеродного баланса планеты.

Таблица 1

Ведущие эмитенты парниковых газов в мировом энергетическом секторе*

2017 г. 2018 г.

№ Страна Объем выбро- % Объем выбро- % 2018/2017, %

сов, млн тонн сов, млн тонн

СО2 -эквивалента СО2-эквивалента

1 Китай 9229,8 27,8 9428,7 27,8 102,2

2 США 5014,4 15,1 5145,2 15,2 102,6

3 Индия 2316,9 7,0 2479,1 7,3 107,0

4 Россия 1488,4 4,5 1550,8 4,6 104,2

5 Япония 1171,8 3,5 1148,4 3,4 98,0

6 Германия 762,6 2,3 725,7 2,1 95,2

7 Республика Корея 678,8 2,0 697,6 2,1 102,8

8 Иран 622,1 1,9 656,4 1,9 105,5

9 Саудовская Аравия 591,1 1,8 571,0 1,7 96,6

10 Канада 549,5 1,7 550,3 1,6 100,1

ИТОГО 33242,5 100 33890,8 100 102,0

В том числе ЕС 3549,5 10,7 3479,3 10,3 98,0

Составлено автором на основе [2]

Целесообразность использования данных сектора «Энергетика» мировой и национальной экономики для характеристики общей картины объемов и динамики парниковой эмиссии определяется следующими факторами:

- достоверность учета выбросов парниковых газов в энергетическом секторе выше, чем в других отраслях экономики;

- энергетика вносит максимальный вклад в суммарные выбросы парниковых газов (более 70 % совокупной эмиссии) [3].

Выполненные автором исследования в сфере управления углеродной эмиссией показали, что 2/3 всех выбросов парниковых газов приходится на десять стран, в число которых входит и Российская Федерация (см. данные табл. 1). Следует отметить, что состав ведущих эмитентов парниковых газов остается неизменным в течение последних двадцати лет, при этом позиция России в этой группе достаточно стабильная. Страна занимает четвертое место, ее доля в общем объеме всех выбросов в указанный период составляет порядка 4-6 %.

Анализ динамики выбросов парниковых газов на территории России позволяет сделать вывод об относительной стабилизации эмиссии в период 1998-2018 гг. по сравнению с резким сокращением выбросов в 1990-1997 гг., что наглядно представлено на рис. 1.

Начиная с 2020 г. базовым документом, который регулирует меры по снижению концентрации парниковых газов в атмосфере, главной причины изменения климата, является Парижское соглашение (ПС). Страны - участницы ПС обязуются принять меры, чтобы повышение общемировой температуры составило менее 2°С, а с учетом серьезности существующих рисков - стремиться

ограничить рост температуры уровнем 1,5°С [4]. Обязательства сторон соглашения носят название «национальных вкладов» и должны пересматриваться с периодичностью один раз в пять лет в сторону ужесточения (повышения).

Российская Федерация подписала Парижское соглашение 22 апреля 2016 г. одновременно со 174 странами - участницами Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Полноправным участником ПС Россия стала только после его принятия согласно постановлению Правительства от 21.09.2019 № 1228 [5]. В рамках ПС РФ продекларировано следующее национальное обязательство -ограничить выбросы парниковых газов на уровне 70-75 % от уровня 1990 г. к 2030 г. при условии максимально возможного учета поглощающей способности лесов [6]. Учитывая, что порядка 11 % (из 2530 % заявленного снижения эмиссии по сравнению с базовым годом) может быть обеспечено за счет сектора «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство» [7], обязательства России носят достаточно «мягкий» характер по сравнению с заявленными национальными вкладами развитых стран в глобальную цель (см. табл. 2). Так, Канада и Япония заявили цели по снижению выбросов парниковых газов по отношению к 2005 г. или 2013 г., в которых у них был более высокий уровень выбросов, чем в 1990 г. Наряду с этим, Южная Корея планирует достичь продекларированных сокращений парниковой эмиссии не к 2030 г. (сроку окончания действия ПС), а уже к 2025 г. Страны ЕС, достигшие значительных успехов на пути к низкоуглеродной экономике, стремятся к сокращению выбросов на 40 % по отношению к 2030 г.

Обязательства США, которые обеспечивают порядка 15 % парниковых выбросов и занимают

Рис. 1. Количество выбросов парниковых газов на территории Российской Федерации в период 1990-2018 гг.* в секторе «Энергетика» национальной экономики, млн тонн СО -эквивалента

Составлено автором на основе [2]

■.

вторую строчку в списке ведущих эмитентов, не рассматриваются, поскольку США объявили о своем выходе из ПС и имеют формальное членство в соглашении только до конца 2020 г.

Таблица 2

Национальные климатические обязательства развитых стран - ведущих эмитентов парниковых газов [8]

Страна (региональное объединение) Базовый год Национальное обязательство, % сокращения выбросов парниковых газов к 2030 г.

ЕС 1990 40

Канада 2005 30

Япония 2013 26

Южная Корея Базовый сценарий (при отсутствии природоохранных мер) 37 (к 2025 г.)

По мнению экспертов, проводивших исследования в области климатических изменений [7; 8; 9], РФ сможет выполнить свои обязательства, не прилагая чрезмерных усилий со стороны государства, хозяйствующих субъектов и населения страны. Согласно инерционному сценарию («с мерами») [7], который учитывает только уже действующие мероприятия стимулирования низкоуглеродного развития российской экономики, уровень выбросов парниковых газов к 2030 г. по отношению к 1990 г. будет равен 74,1 % с учетом абсорбции парниковых газов лесными экосистемами и 63,1 % без учета вклада сектора «Землепользование, изменения в землепользовании и лесное хозяйство».

Однако, как правило, для разработки прогнозов экспертами анализируются данные, начиная

с 1990 г., который традиционно рассматривается как базовый год для определения обязательств в сфере регулирования парниковой эмиссии. Следовательно, принимается во внимание резкий спад выбросов в течение 1990-1997 гг. (рис. 1). Если взять для анализа данные по выбросам парниковых газов за последние десять лет, то линия тренда с высокой величиной достоверности аппроксимации 0,949 (рис. 2) отразит возможное наращивание эмиссии парниковых газов на перспективу, которое потребует дополнительных мер по обеспечению выполнения климатических обязательств со стороны России.

На необходимость разработки и реализации мероприятий по декарбонизации экономики России также влияют следующие обстоятельства. Положениями ПС предусмотрено, что каждый последующий национальный вклад стороны соглашения будет носить более амбициозный характер, чем предшествующие обязательства. Следовательно, в перспективе потребуется переход на так называемый «сценарий с дополнительными мерами» (энергоэффективный сценарий) [7].

Кроме того, независимо от уровня выполнения национальных обязательств в целом, представителям топливно-энергетического комплекса и других энергоемких отраслей экономики России необходимо учитывать риски снижения конкурентоспособности экспортной продукции на международных рынках. Это связано с тем, что большинство стран - участниц ПС осуществляют активную политику в сфере борьбы с климатическими изменениями. На сегодняшний день уже 77 стран взяли на себя обязательства сделать свою экономику углеродно-нейтральной к 2050 г., в том числе европейские лидеры - Германия, Великобритания, Франция. Еще 70 стран обязались в 2020 г.

Рис.2. Количество выбросов парниковых газов на территории Российской Федерации в период 2009-2018 гг. * в секторе «Энергетика» национальной экономики, млн тонн СО-эквивалента

Составлено автором на основе [2]

:

расширить свои национальные вклады по сравнению с уже продекларированными [10]. Велика вероятность того, что для выполнения климатических обязательств страны, импортирующие из РФ продукцию, имеющую существенный «углеродный след», введут дополнительные «углеродные таможенные пошлины», в результате чего снизится спрос на российские товары [11].

Таким образом, представляется актуальным уже в настоящее время проведение комплекса мер по декарбонизации экономики, в том числе реализации бизнесом инвестиционных проектов, имеющих своей целью снижение эмиссии парниковых газов или увеличение их абсорбции (климатических проектов). В условиях, когда в России меры по ограничению парниковой эмиссии не носят системного характера и не опираются на комплексные экономические расчеты [11], существенным препятствием для реализации климатических проектов является недостаток собственных финансовых ресурсов у предприятий и их незначительное целевое финансирование и стимулирование со стороны государства. Именно эти два главных внешних фактора по оценке предпринимательских структур тормозят внедрение всех видов инноваций, в том числе экологических, в состав которых входят проекты, направленные на сокращение выбросов парниковых газов и увеличение их поглощения [12].

Принимая во внимание, что в настоящее время основные мероприятия, способствующие снижению выбросов парниковых газов в атмосферу, осуществляются в рамках государственных (национальных) программ по повышению энергетической эффективности, энергосбережению и использованию возобновляемых источников энергии, проанализируем источники их финансирования.

На реализацию государственной программы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период 2020 г.» была предусмотрена общая сумма финансирования, равная 9 531 млрд руб., из которой планировалось выделить 70 млрд руб. из федерального бюджета (0,7 %), 625 млрд руб. из региональных бюджетов (6,6 %), а величина поступлений из внебюджетных источников предусматривалась в 8 837 млрд руб. (92,7 %) [8]. В 2013 г. указанная программа была завершена. Действующая государственная программа «Развитие энергетики» включает в себя подпрограмму с аналогичным названием. По оценкам экспертов возможный объем средств внебюджетных источников финансирования подпрограммы «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» за период ее реализации составит 90,2 %, а бюджетных ассигнований - всего 9,8 % от общего объема финансирования [13].

Следует отметить, что указанное соотношение бюджетных и внебюджетных источников (примерно 1:9) характерно для всей инновационно-инвестиционной деятельности. Так, в 2017 г. удельный вес средств всех бюджетов в структуре затрат на технологические инновации составил 9,3 % [12].

Помимо прямых бюджетных ассигнований государство может осуществлять косвенное финансирование климатических проектов, реализуемых частными предпринимательскими структурами, за счет предоставления государственных гарантий по кредитам, возмещения части затрат на уплату процентов по кредитам или лизинговых платежей, налоговых льгот и других аналогичных мер стимулирования инвестиционной деятельности.

Наиболее комплексный характер косвенных мер стимулирования инвестиционной деятельности со стороны государства, по мнению автора, имеет механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК) [14], который начиная с 2015 г. нашел применение в машиностроении, фармацевтической и химической промышленности, металлургии, авиационной и медицинской промышленности.

Объектом СПИК является инвестиционный проект по разработке и внедрению (или только внедрению) такой технологии, применение которой обеспечит выпуск инновационных товаров, конкурентоспособных на международном рынке. Учитывая мировую тенденцию декарбонизации экономики, конкурентоспособными на мировом рынке сможет стать только та российская продукция, которая имеет низкий или нулевой «углеродный след». Следовательно, механизм СПИП должен стать востребованным, прежде всего, у российских предприятий - участников внешнеэкономической деятельности.

Субъектами СПИК являются, с одной стороны, предприниматели, вкладывающие собственные и (или) привлеченные средства в инвестиционный проект, а с другой стороны, РФ, субъект РФ или муниципальное образование, которые обеспечивают стабильность осуществления хозяйственной деятельности инвестора, налоговые льготы и иные меры государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время механизм СПИК предусматривает льготы по следующим видам налогов [15]:

- налог на прибыль;

- налог на имущество;

- транспортный налог;

- земельный налог.

Представляется целесообразным дифференциация налоговых льгот для климатических проектов в зависимости от уровня взятых инвестором обязательств по сокращению выбросов парниковых газов и (или) их абсорбции. Например, на уровне субъекта РФ ставка налога на прибыль может быть понижена до нуля в случае, если реализация проекта позволит производить полностью углеродно-нейтральную продукцию.

Потенциал привлечения внебюджетных источников за счет реализации механизмов государственной поддержки мероприятий по энергосбережению и росту энергоэффективности может составить сумму, равнозначную величине

бюджетных ассигнований, предусмотренных подпрограммой «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» [13]. Однако на практике не все меры стимулирования инвестиционной деятельности востребованы бизнесом по причине существующих административных барьеров.

Для привлечения финансовых средств в климатические проекты представители российского бизнеса могут также использовать «механизм устойчивого развития (МУР)», что стало возможным после принятия РФ климатического соглашения. МУР - это форма международной кооперации ПС, включающая в себя реализацию совместных инвестиционных проектов, торговлю правами на сокращенные выбросы и другие действия стран, имеющие целью обеспечение общего снижения парниковой эмиссии на глобальном уровне. По мнению главы программы «Климат и энергетика» WWF России А. Кокорина МУР будет представлять собой «рынок покупателя» (иностранного инвестора), на котором базовым критерием выбора инвестиционного проекта станет репутация продавца (принимающей стороны). Наиболее перспективными элементами МУР, в том числе и для РФ, являются совместные проекты, направленные на уменьшение выбросов парниковых газов, включая экспорт технологий в принимающую страну [16]. Для того чтобы получить возможность привлечения финансовых ресурсов через МУР, российские предприниматели должны продемонстрировать готовность реализации мер по адаптации к изменению климата. Следует отметить, что ряд крупнейших российских компаний уже в настоящее время реализует корпоративные программы по управлению выбросами парниковых газов. В их число входит ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК РОСНЕФТЬ», ПАО «Транснефть», ОК РУСАЛ, ОАО «СУЭК», ОАО «РжД» [7]. Активная политика предприятий в сфере регулирования парниковой эмиссии является в современных условиях одним из факторов инвестиционной привлекательности.

Несмотря на перечисленные пути привлечения инвестиций в климатические проекты, проведенные исследования показали, что проблемы в сфере финансирования мер по сокращению выбросов парниковых газов в России превалируют над имеющимися возможностями. Основными причинами, сдерживающими реализацию климатических проектов с точки зрения их финансирования, являются:

Отсутствие федерального закона о государственном регулировании выбросов парниковых газов как нормативно-правовой базы функционирования экономических и финансовых механизмов в сфере управления парниковой эмиссии.

Отсутствие федеральной (национальной) целевой программы (проекта) «Адаптация к изменениям климата», предусматривающей как прямое, так косвенное финансирования мер по сокращению и поглощению парниковых газов.

Недостаточный уровень осознания бизнесом рисков снижения конкурентоспособности российской продукции и доступа к внешним рынкам.

Низкий уровень информированности бизнеса о возможных налоговых льготах и других мерах государственного стимулирования инвестиционных проектов и высокая степень бюрократизма при их получении.

Недостаточная активность России как принимающей стороны при реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола и затяжной характер подписания (ратификации) ПС РФ, что может негативно отразится на процессе привлечения иностранных инвестиций в российские климатические проекты.

Для решения указанных проблем необходимо:

- скорейшее формирование действенной правовой базы в сфере управления выбросами и поглощением парниковых газов, содержащей экономические и финансовые элементы стимулирования декарбонации российской экономики;

- разработка и внедрение в практику доступного для бизнеса комплекса мер государственной поддержки реализации климатических проектов;

- реализация предпринимательскими структурами активной политики в сфере регулирования парниковой эмиссии.

Подводя итоги вышесказанному, можно сделать следующее заключение. Современный этап развития мирового хозяйства характеризуется переходом к низкоуглеродной экономике, что может привести к снижению конкурентоспособности товаров из России со значительным «углеродным следом» на мировых рынках. В целях предотвращения падения спроса на продукцию для российских предпринимателей становится актуальной реализация инвестиционных проектов, обеспечивающих сокращение парниковых выбросов. В условиях ограниченности бюджетных ассигнований реальными источниками финансирования климатических проектов выступают собственные и привлеченные средства предприятий. Компании могут воспользоваться также мерами косвенного государственного финансирования инвестиционной деятельности путем получения налоговых и иных льгот. Потенциальным источником инвестиций для климатических проектов может стать использование МУР. Для улучшения финансового обеспечения мероприятий по адаптации российской экономики к климатическим изменениям требуются совместные усилия государства и бизнеса.

Библиографический список:

1. Третий оценочный доклад МГЭИК. 1-3 тт. URL: http://www.ipcc.ch/pub/online.htm

2. BP Statistical Review of World Energy 2019. URL: https:// www.bp.com/content/dam/bp/business-sites/en/global/ corporate/pdfs/energy-economics/statistical-review/bp-stats-review-2019-full-report.pdf

3. Иванова О. Парниковый газ. Источники выбросов парниковых газов // URL: https://www.syl.ru/ article/288869/new_parnikovyiy-gaz-istochniki-vyibrosov-parnikovyih-gazov

4. Парижское соглашение об изменении климата. Принято 22 апреля 2016 года // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://unfccc. int/files/meetings/paris_nov_2015/application/pdf/ paris_agreement_russian_.pdf

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 № 1228 «О принятии Парижского соглашения». URL: http://government.ru/docs/37917/

6. INDCs as communicated by Parties / UNFCCC. URL: http://www4.unfccc.int/submissions/indc/ Submission%20Pages/submissions.aspx

7. Седьмое Национальное сообщение по выполнению обязательств по РКИК ООН и Киотскому протоколу. URL: http://unfccc.int/files/national_reports/annex_i_ natcom_/application/pdf/20394615_russian_federation-nc7-1-7nc.pdf

8. Аналитический доклад «Риски реализации Парижского климатического соглашения для экономики и национальной безопасности России». URL: http:// www.ipem.ru/files/files/other/doklad_riski_realizacii_ parizhskogo_klimaticheskogo_soglasheniya_dlya_ ekonomiki_i_nacionalnoy_bezopasnosti_rossii.pdf

9. Пути реализации обязательств России по Парижскому климатическому соглашению. URL: http://www. ipem.ru/news/publications/1480.html

10. Саммит по климату: 77 стран обязались к 2050 году сократить выбросы парниковых газов до нуля. URL: https://news.un.org/ru/story/2019/09/1363512

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Макаров И.А., Степанов И.А. Парижское соглашение по климату: влияние на мировую энергетику и вызовы для России. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/parizhskoe-soglashenie-po-klimatu-vliyanie-na-mirovuyu-energetiku-i-vyzovy-dlya-rossii

12. Индикаторы инновационной деятельности: 2019: статистический сборник / Л.М. Гохберг, К. А. Дитков-ский, И.А. Кузнецова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М: НИУ ВШЭ. 2019. 376 с.

13. Туликов А.В. Внебюджетные источники инвестиций в энергосбережение. URL: https://www.abok.ru/for_ spec/articles.php?nid=5518#note1

14. Федеральный закон от 02.08.2019 № 290-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов». URL: https://base.garant.ru/72361398/1ca fb24d049dcd1e7707a22d98e9858f/#friends

15. Орлова О.Е. Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 12. URL: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/ a87/1003236.html

16. Устойчивому развитию подстроили механизм. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4018426

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.