УДК 130.2
ПРОБЛЕМЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЧЕЧЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ДУХОВНОЙ
КОНКУРЕНЦИИ
М.М. Бетильмерзаева1), В.Ю. Гадаев2), М.М. Керимов3)
1,2)Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный 3)Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова, г. Грозный
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]
Предложена рефлексия о сущности феномена этнокультурной безопасности как фактора противодействия деструктивным глобалистским и религиозно-радикалистским воздействиям на духовное бытие чеченцев и их нового поколения. Рассмотрены внешние и внутренние вызовы, угрозы и риски этнокультурной безопасности чеченцев. Выявлены уровни знаний молодежи своей аутентичной культуры. Определены отношения молодых чеченцев к родной традиционной культуре. Сформулированы научно обоснованные рекомендации, способные обеспечить этнокультурную безопасность молодежи как фактора противодействия деструктивным процессам в ее духовно-нравственной сфере. В основу исследования легли методы наблюдения в студенческих группах, контент-анализа, социологические и полевые материалы, собранные среди городской и сельской молодежи, а также анализ информации из опроса экспертов, интернет источников, научных публикаций и т. д.
Ключевые слова: этнокультурная безопасность, чеченская молодежь, глобализм, культурное многообразие, монокультура, угрозы, риски, факторы этнокультурной безопасности.
Введение. В последнее время, как известно, человечество испытывает непреодолимые препятствия в своем продвижении к новым заманчивым вершинам цивилизационного развития. Все явственнее обнаруживается резкое обострение противоречий во всех жизненно важных сферах человеческого бытия. В современном глобализирующемся мировом пространстве усиливается геополитическое соперничество
транснациональных корпораций и монополистических государств, главной целью которых является достижение и сохранение высокого уровня своей жизни, обеспечение повседневного комфорта для привилегированной части землян, установления своих специфических духовно-культурных ценностей, обретение доступа к жизненно важным природным ресурсам и в первую очередь энергетическим. Для достижения своих стратегических целей
ведущие мировые державы, в частности, пытаются утвердить собственные цивилизационные модели мироустройства: Израиль (Великий Вечный Израиль), Исламский мир (Всемирный Халифат), современный Запад (Новый Вавилон), Китай (Датун), Индия (Мать Индия) и т. д. [Мировые проекты].
В стратегических планах многих великих держав не просматриваются модели развития цивилизаций и культур малых народов, имеющие тенденцию к медленному угасанию, что чревато потерей культурного многообразия человечества и его неизбежной гибели. Данное обстоятельство актуализирует проблему многополярного мира, сохранения, защиты и дальнейшего развития этнонациональных культур больших и малых этносов человечества, в том числе и народов России.
В контексте данной проблемы в последнее время предпринимаются усилия по научному исследованию реальных вызовов, угроз и рисков этнонациональным культурам народов РФ. Среди ученых, рефлексирующих в этом направлении, можно назвать Гадаева В.Ю. [3], Бетильмерзаеву М.М. [2], Нанаеву Б.Б. [5], Тонконогова А.В. [8], Перепелкина Л.С. [6], Сулейманову Р.Р. [7], Щукину Р.И. [10] и др.
В дискурсах названных ученых в большей мере рассматриваются общие проблемы этнокультурной безопасности как составной части национальной безопасности российского общества, вне контекста ее конкретной этнической специфики.
Целью данного исследования является рефлексия о сущности феномена этнокультурной безопасности как фактора противодействия деструктивным глобалистским и религиозно-радикалистским воздействиям на духовное бытие чеченцев и их нового поколения. В рамках обозначенной цели ставятся задачи: рассмотрение внешних и внутренних вызовов, угроз и рисков этнокультурной безопасности чеченцев; выявление уровня знаний молодежи своей аутентичной культуры; определение отношения молодых чеченцев к родной традиционной культуре; формулирование научно обоснованных рекомендаций, способных обеспечить этнокультурную безопасность молодежи как фактора противодействия деструктивным процессам в ее духовно-нравственной сфере.
Объектом исследования является этнокультурная безопасность чеченской молодежи, а предметом - исследование уровня этнокультурных знаний молодежи, построения типологии молодежи в их отношении к своей культуре, выявление ключевых факторов негативной трансформации отношения части молодежи к чеченской культуре с целью их нейтрализации
и мобилизации воспитательных усилий по защите этнокультурных ценностей чеченцев в соответствии с ключевыми императивами многополярного мирового пространства.
Методика и организация исследования: использованы социологические методы (анкетные опросы, интервью, наблюдения в студенческих группах), социологические и полевые материалы, собранные среди городской и сельской молодежи, а также анализ информации из опроса экспертов, интернет источников, научных публикаций и т. д.
Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, в современном мире проживает более 8 миллиардов человек, составляющие примерно 4 тысячи больших и малых этносов, которые дорожат своими уникальными духовно-материальными ценностями. И многие века верность традиционному культурному наследию самим человечеством воспринимается как высшая добродетель, что составляет сущность многополярного мира. Однако в последнее время развивается западная глобалистская парадигма однополярного мира, ведущая к установлению прозападного культурного стандарта, к размыванию культурного многообразия, униформизации и стандартизации подлинно народных культурных достояний, к деградации уникальных этнических ценностей. В этих условиях проблема противостояния вызовам глобализма и обеспечения этнокультурной безопасности каждого народа, в том числе и всех российских народов, особенно их новых поколений, выдвигается на ключевые позиции.
Этнокультурная безопасность в самом общем виде - это система условий, обеспечивающая сохранение этнокультурных ценностей (мировоззренческих, религиозных, нравственных, эстетических, аксиологических) в пределах исторически устоявшейся традиции. Для реализации задачи по созданию эффективных условий сохранения и развития этнокультурного богатства чеченцев, необходимо провести научный мониторинг его реального наличия в их культурном арсенале. Современную культуру чеченцев, на наш взгляд, следует обозначить понятием этнонациональная культура, представляющая собой результат длительной исторической эволюции, когда в ней синтезируются древние этнические ценности и относительно новые для чеченцев капиталистические отношения, развивается обогащенная позитивными внешними ценностями духовная культура и традиционный ислам, в то же время пытаются ужиться пришлые западные и восточные феномены.
Культура чеченцев, как и у других народов, делится на два вида: материальная и духовная. Материальная культура чеченцев -
совокупность всех материальных ценностей, созданных чеченцами в процессе своего исторического развития: орудия труда, оружие, одежда, домашняя утварь, ремесленные, керамические, металлические, ювелирные изделия, мебель, транспорт, башенные и сакральные комплексы, декоративно-прикладные изделия, различные постройки, жилища, современная инфраструктура, логистика и т. д.
Духовная культура чеченцев - совокупность способов и результатов деятельности чеченцев в исторически обусловленном процессе духовного освоении мира, (т. е. с древнейших родоплеменных времен и до наших дней), отраженная в их языке, устном народном творчестве, религиозных верованиях, научных, этических и эстетических воззрениях, устоявшейся ментальности, аккумулирующая относительно устойчивые, длительное время сложившиеся представления о многогранной жизни этноса.
Когда речь идет о решении проблемы обеспечения этнокультурной безопасности молодежи, имеется в виду прежде всего выявление вызовов (враждебность), угроз (опасность) и рисков (возможные неблагоприятные последствия) несущие реальную деградацию традиционным этническим ценностям чеченцев и их новому поколению. В этой связи следует пояснить, что у чеченцев в прошлом в процессе своей длительной исторической эволюции относительно стабильно функционировал веками сложившийся уникальный духовно-культурный код (стандарт) «Нохчалла» и этический кодекс чести «Къонахалла», которые посредством традиционных механизмов согласованно санкционировали для трансляции молодежи соответствующие представители старшего поколения и авторитеты фамильно-родственной микросреды.
Однако беспрецедентная по масштабу и глубине драматизма социальная катастрофа в Чеченской Республике конца 20-го века внесла свои трагические коррективы в судьбу чеченцев, что крайне негативно сказалось во всех ключевых устоях их экзистенциальной динамики и особенно в этнонациональной культуре. Несколько лет жестокой войны, кровавые разборки господствующего криминала, затяжной социально-политический беспредел, антагонистический раскол внутри чеченского этноса и его кровнородственных сегментов оказали свое определенное влияние на систему этнонациональных ценностей молодого поколения.
К сказанному важно добавить, что после краха Советского Союза и падения «железного занавеса» чеченская этнонациональная культура впервые испытала беспрецедентную широкомасштабную экспансию и агрессию со стороны инонациональных, порою чуждых социокультурных ценностей и с Востока, и с Запада, что обусловило угрозы уникальному духовному бытию чеченцев и их традиционным механизмам трансляции молодежи аутентичной этнической культуры. В самом общем виде эти угрозы делятся на внешние и внутренние, и представляют собой совокупность деструктивных факторов, несущих реальную опасность этнонациональной культуре чеченцев и их новому поколению.
Внешние угрозы - это деструктивное воздействие внешних факторов на общественное сознание и образ жизни чеченцев с целью деградации их этнонациональных ценностей и стереотипов поведения. Данные угрозы этнокультурной безопасности чеченской молодежи, главным образом, можно разделить на три вида: со стороны Запада (вестернизация), Востока (остернизация), русскоязычной России (русификация) и т. д.
Здесь важно сказать, что взаимовлияние культур и языков народов современного мира - закономерный процесс и играет объективно прогрессивную роль в жизни взаимодействующих народов, в том числе и чеченцев. Однако данный благотворный процесс при нарушении меры может привести к негативному результату - к неконтролируемой ассимиляции малых культур, противодействие которой можно реализовать в процессе сохранения и развития обогащенной полезными заимствованиями этнонациональной культуры.
Угрозы этнокультурным традициям чеченцев со стороны западных ценностей был обусловлен развитием в Чечне, после краха социалистической системы, доселе мало известных и чуждых капиталистических отношений. Процесс «вестернизации» духовного мира части чеченской молодежи усилился после известной чеченской трагедии на рубеже 20 и 21 веков, когда тысячи чеченцев вынуждены были мигрировать в капиталистический Запад в поисках лучшей доли, что во многом негативно сказалось на состоянии этнокультуры чеченских мигрантов. Особый негатив этот процесс получил, когда чеченские предприниматели и особенно предпринимательницы начали активно осваивать западные рынки и тесно соприкасаться с западным образом жизни, с ее либеральной вседозволенностью.
Следует подчеркнуть, что особенно существенное воздействие на процесс трансформации чеченской этнокультуры оказал «восточный
фактор», когда в духовной культуре чеченцев усилились процессы «остернизации», т. е. некритическое восприятие и присвоение этносом восточных духовных ценностей и поведенческих норм.
В этой связи особо следует сказать, что и поныне их негативное влияния у определенной части верующих, особенно у некоторых молодых мусульман, продолжает сохраняться. Среди них высказывается мнение о необходимости утвердить в чеченском обществе подлинный ислам времен Пророка (а.с.с.) и первых его последователей (салафитов) и решительно отказаться от традиционного суфизма, преодолеть, по их мнению, тлетворное влияние на истинную веру этнонациональной культуры, самобытного народного искусства.
Бесспорно, чеченцы должны быть правоверными мусульманами, выполнять все необходимые, ключевые исламские предписания, исходя из Корана и Сунны Пророка (а.с.с.), находится на истинном пути к своему Творцу. Но почему-то на этом истинном пути чеченцам предлагают отбросить веками созданную им самобытную этническую культуру и традиционное суфийское вероубеждение.
Следует сказать и о проблемах обеспечения этнокультурной безопасности чеченцев в условиях многонациональной России. Общеизвестно, что РФ - это многонациональное, поликонфессиональное, поликультурное, полилингвальное образование, в котором многие века благополучно проживает огромное количество коренных народов. Межнациональные отношения в стране длительное время развиваются в атмосфере взаимоуважения этнонациональных ценностей, дружбы и согласии. Правда, порою в чиновничьей среде проявлялось неадекватное отношение к российским этносам, их языкам и культуре. Еще в начале 20-го века министр народного просвещения Российской империи Шварц А.Н. писал: «Необходимо неуклонно отстранять всякие притязания инородцев на какую бы то ни было обособленность и национализацию школы». Не так уж давно (2001 г.) с трибуны Государственной Думы РФ одним из заместителей председателя парламента была озвучена подрывная идея: «Мы не должны радоваться, что у нас многонациональное государство. Это наша беда!» [9].
Игнорирование некоторыми чиновниками от образования проблемы развития этнической культуры и языка продолжается и в наши дни, проявляющееся, в частности, в различных дополнениях и изменениях к Федеральному закону о языках народов РФ. Эти коррективы ФЗ о языках, в конечном счете, привели к понижению статуса родных языков и переводу их
из обязательной к добровольной части учебной программы, а также понижению уровня национально-регионального компонента в государственном стандарте образования. Данное обстоятельство может привести к отказу государства от гарантированной поддержки национальных языков и нигилистическое отношение к ним со стороны учащихся и их родителей. Вопреки опасениям некоторых чиновников, установка государства на развитие этнокультурных сегментов в общероссийском культурном пространстве усилит не центробежные, а центростремительные и патриотические тенденции российских народов.
Итак, для этнонациональной безопасности современной чеченской молодежи существуют реальные угрозы со стороны прогрессирующего процесса вестернизации, остернизации, глобализма и некоторых ошибок в российской языковой политике, которые чреваты трансформацией традиционных социокультурных устоев чеченцев и ментальности их нового поколения.
Внутренние угрозы - это совокупность внутренних деструктивных условий и действий, подрывающая этнокультурные основы чеченцев. Следует отметить, что более существенные угрозы этнонациональная культура чеченской молодежи испытывает от самой этой молодежи. О наличии этих угроз подтверждается при рассмотрении реальных знаний молодежи о собственной культуре и ее подлинном отношении к ней.
Наши наблюдения и социологическое изучение названных вопросов показали, что по уровню знаний чеченской этнической культуры молодежь условно можно разделить на следующие типы: имеющая достаточно высокий уровень знаний, имеющая поверхностные знания и вовсе не имеющая их.
При этом первую группу составляет значительное меньшинство, большая же часть молодежи не имеют должных знаний своей культуры или они у них весьма поверхностны, а у отдельных молодых чеченцев, особенно вне Чечни, они почти отсутствуют. В то же время, современная молодежь имеет определенный уровень знаний по арабо-мусульманской истории и культуре, ее изучают в начальных, средних и высших исламских учебных заведениях, что весьма необходимо, а также молодежь имеет определенные знания по истории и культуре Запада и России, которую преподают в соответствии ФГОС РФ в светских образовательных учреждениях, что также весьма актуально. А вот собственное чеченское этнодуховное наследие лишь поверхностно культивируется в семейно-бытовой сфере, а в образовательных учреждениях в должной мере не изучается, что тормозит процесс
воспроизводства этнокультурных ценностей в новых поколениях самого большого этноса на Северном Кавказе.
Свои особенности имеет чеченская молодежь в отношении к чеченской культуре, в оценке ее значимости для социокультурного бытия этноса в настоящем и будущем. В этой связи молодежь Чеченской Республики условно можно разделить на три группы: радикальную, либеральную и умеренную. Радикальная часть в большей мере отчуждена, индифферентна к чеченской культуре и особенно национальному искусству, считает актуальными лишь предписания шариата.
Либеральная молодежь в целом имеет позитивное отношение к национальной культуре и искусству, одобряет в ее составе инокультурные ценности (порою излишне зрелищные, неблагопристойные, низкопробные, низменные и, в основном, западного образца).
Молодежь, стоящая на умеренных позициях, всецело поддерживает родную традиционную культуру, при этом не приемлет чуждые чеченцам отдельные ценности восточной культуры и категорически отрицает влияние вульгарной, пошлой, растлевающую молодежь западной культуры. Здесь важно отметить, что отдельная часть чеченской молодежи в реальной жизни больше тянется к западным ценностям, а другая - к арабо-исламским духовным феноменам, а уровень привязанности к родной культуре, несмотря на огромные усилия руководства ЧР, на наш взгляд, в должной мере не поднимается. К тому же, у чеченской культуры и языка существуют влиятельные западные и восточные идеологические конкуренты, которые имеют внешние и внутренние возможности эффективного влияния на чеченскую молодежь. Такой наработанный идейно-пропагандистский потенциал чеченская культура не имеет.
Названные выше угрозы подрывают основы этнонациональной безопасности чеченской молодежи и неизбежно ведут к следующим рискам:
1. Полиэтнизм общества и государства - объективная необходимость. Даже в живой природе существует многообразие видов, без которого они обречены на неминуемое вымирание. Деградация культурных ценностей этносов приведет к однородной социокультурной массе, а стало быть, к гибели всех этносов, в том числе и чеченского народа, ибо моноэтничность, особенно в традиционно полиэтническом обществе и государстве, по нашему мнению, не эффективна.
2. Гибель этнокультурной идентичности граждан России - это уничтожение этнической памяти, собственной культурной самобытности,
потеря их культуры, языка и самое главное - разрыв исторической памяти, в которой зафиксированы совместные ратные подвиги наших предков, многовековое, благотворное взаимовлияние русичей и народов России. А ведь на основе этой жизнеутверждающей исторической памяти строят свою жизнь наши народы, в ней они черпают неиссякаемую мощь российского патриотизма. Деградация этнонациональной культуры неизбежно ведет к подрыву патриотического духа молодого поколения чеченцев.
3. Современный религиозный радикализм под благовидным предлогом очищения Ислама противостоит в Чечне суфизму, который долгие годы адаптировался к подлинным этнокультурным ценностям чеченцев, фактически стал их системообразующим ядром. Подрыв устоявшихся основ народного суфизма неизбежно ведет к деградации вековых духовных ценностей чеченцев, что напрямую угрожает их этнокультурной безопасности.
4. Этнонациональная культура чеченцев обеспечивает многовековую преемственность поколений. Существующие глобалистские вызовы этнокультурной безопасности несут с собой угрозы объективному процессу преемственности поколений, ломке традиционных механизмов передачи новому поколению тысячелетиями выработанных в трудовых и ратных свершениях уникальных духовно-нравственных ценностей, что ведет к исчезновению с исторической арены самого крупного на Северном Кавказе чеченского этноса.
5. Развитие чеченской молодежью собственной этнокультурной идентичности в контексте общероссийской поликультурной идентичности способствует формированию ее духовного мира, органически синтезирующий ценности интернационализма, патриотизма и подлинного гуманизма. Существующие вызовы и угрозы этнокультурной безопасности нового поколения имплицитно ведут к духовно-культурной дезинтеграции всего российского социума.
Современные вызовы, риски и угрозы этнокультурной безопасности чеченской молодежи обусловливает научно - организованную систему мер противодействия данным опасным факторам. В этой системе ключевое место должны занимать такие базовые ценности, как язык, исторически сложившийся культурный код чеченцев «Нохчалла», ядром которого выступает этический кодекс чести чеченцев «Къонахалла», а также развитое этническое самосознание.
Развитию чеченского языки власти республики прилагают беспрецедентные усилия, ибо «без языка нет нации», к тому же у него существуют ныне могущественные конкуренты в лице арабского и английского языков. Несмотря на эти усилия, родной язык чеченцев находится в зоне риска, так как он не является достаточно востребованным в таких ключевых сферах жизни народа, как финансово-экономическая, политико-правовая, научная, образовательная, социальная. Чеченский язык все больше локализуется в семейно-бытовой, духовно-нравственной, этнокультурной, медийной сферах. В этой связи актуализируется проблема расширения социальной базы чеченского языка, привитие его молодому поколению чеченцев, особенно в ареалах их проживания за пределами Чечни, где уровень его знания неуклонно понижается.
Прежде всего следует с ранних лет прививать любовь к родному языку, развивать чувства гордости за его историческое величие, ибо он хранитель истории и основа самосознания народа, передает ценности, традиции и особенности культуры. Чеченский язык является родственным древнейшим хуррито-урартским языкам Передней Азии и Закавказья, его следы находят в хурритской письменности, зафиксированы в надписях древневосточных государствах Митании (ХУШ-ХУ1 вв. до н. э.) и Урарту (XIII в. до н. э.). Чеченский язык должен быть для нового поколения с ранних лет критерием духовности, нравственности, патриотичности. Незнание или плохое знание родного языка должно негативно сказываться на имидже молодежи в коммуникативной сфере (формирование референтных групп, создание семьи, родственно-дружеских отношений и т. д.), что будет ее мотивировать на освоение языка своих предков. Каждый молодой чеченец как молитву должен произносить слова о чеченском языке (сказанные Р. Гамзатовым об аварском языке):
Я за него всегда душой болею, Пусть говорят, что беден мой язык, Пусть не звучит с трибуны ассамблеи, Но, мне родной, он для меня велик.
Важным фактором, обеспечивающим этнокультурную безопасность нового поколения чеченцев, выступает исторически сложившийся культурный код чеченцев «Нохчалла», представляющий собой неповторимое, во многом уникальное социокультурное, духовно-ментальное и религиозно-нравственное образование, корневая система которого питается ценностями чеченской традиционной культуры. Ядром культурного кода
чеченцев является чеченский этический кодекс чести «Къонахалла», который формируется из таких традиционных нравственных начал, как служение народу и защита Родины, свобода, мужество, справедливость, верность клятве, вере, дружбе, щедрость, духовная чистота, благородство, честь, выдержка, стремление к знаниям, мудрость, трудолюбие, почитание старости, родителей, женщины, сострадание, гостеприимство и т. д. Размывание под инокультурным влиянием базовых принципов культурного кода чеченцев непосредственно угрожает их этнокультурной безопасности, что актуализирует проблему сохранения и развития ключевых ценностей «Нохчалла» и «Къонахалла», отраженные в учебном пособии «Чеченская традиционная культура и этика» [3; 1].
Ключевую роль в обеспечении этнокультурной безопасности чеченцев играет этническое самосознание, т. е. осознания ими своей принадлежности к древнейшей исторической общности под разными этнонимами: чеченцы, дзурдзуки, мишеги, кавкасиани и т. д. Разные оценки можно встретить в печати о чеченцах, но в основном они комплементарные, и своим прошлым, и настоящим этот народ может только гордиться. Эта гордость не основана на чувствах высокомерии, чванливости, исключительности, превосходства своего народа перед другими народами. Чеченцы не лучше и не хуже других народов, но они уникальны своей героической историей, древним и удивительно содержательным языком, самобытной богатой культурой, феноменальной ментальностью. Понятие чеченец должно быть не только простым этнонимом, но быть почетным званием, которое с гордостью должен носить каждый его представитель и морально лишать этого звания за серьезные прегрешения.
Выводы. Духовные геостратегические установки современного мирового олигархата посягают на вековые духовные устои народов мира, несут реальные вызовы подлинным ценностям полиэтнической России, в том числе и многовековой традиционной культуре чеченцев, что угрожает их этнокультурной безопасности.
Данные вызовы обусловили сложный комплекс угроз, которых условно можно разделить на внешние и внутренние, действующие синхронно, подпитывая друг друга деструктивной для этнокультуры процессами.
Развивающиеся угрозы этнокультурной безопасности чеченцев несут для них реальные риски: уничтожение исторической памяти - основы российского патриотизма и этнической памяти, подрыв процесса преемственности поколений в духовно-нравственной сфере, развитие
процесса духовно-культурной дезинтеграции всего российского социума, девальвация базовых ценностей российской цивилизации -интернационализма, патриотизма и подлинного гуманизма.
Существующие вызовы, угрозы и риски этнической безопасности чеченской молодежи актуализирует проблему обеспечения системы мер противодействия данным опасным факторам, ключевыми сегментами которой должны выступать чеченский язык, исторически сложившийся культурный код чеченцев «Нохчалла», где ядром выступает этический кодекс чести чеченцев «Къонахалла», а также развитое этническое самосознание. В этой системе мер в качестве священной заповеди для чеченцев должны быть обозначены слова: «Мы не выживем этнически, если погибнем этнокультурно»!
Список литературы
1. Бакаев, Х. А. Чеченские этнонимы: древность и происхождение / Х. А. Бакаев. -Махачкала : АЛЕФ, 2021. - 398 с.
2. Бетильмерзаева, М. М. Ментальность в контексте культуры (философско-культурологический анализ) : специальность 24.00.01 «Теория и история культуры» : диссертация на соискание ученой степени доктора философских наук / Бетильмерзаева Марет Мусламовна. - Ростов-на-Дону, 2011. - 359 с.
3. Гадаев, В. Ю. Чеченская традиционная культура и этика / В. Ю. Гадаев. - Махачкала : АЛЕФ, 2020. - 516 с.
4. Мировые проекты. - URL: http://vk.com>wall-108958410_680 (дата обращения: 08.04.2024).
5. Нанаева, Б. Б. Социокультурные традиции как феномен самосознания этноса / Б. Б. Нанаева ; Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М. Д. Миллионщикова. - Назрань : Пилигрим, 2009. - 159 с.
6. Перепелкин, Л. Этнокультурная безопасность России: Общественные вызовы и государственная политика / Л. Перепелкин, В. Стельмах // Россия и мусульманский мир. -2003. - № 9. - С. 14-32.
7. Сулейманова, Р. Р. Духовная безопасность российской молодежи: философско-культурологический анализ : диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук / Сулейманова Румиса Рамзанова. - Саранск, 2023. - 162 с.
8. Тонконогов, А. В. Обеспечение духовной безопасности в современной России : монография / А. В. Тонконогов; А. В. Тонконогов ; Акад. упр. МВД России. - Москва : Акад. упр. МВД России, 2011. - 211 с.
9. Федеральный закон № 309 как угроза родным нерусским языкам и единству народов Российской Федерации. - URL: http://m.business-gazeta.ru>blog/381501 (дата обращения: 10.04.2024).
10. Щукина, Р. И. Этнические аспекты национальной безопасности в условиях региона / Р. И. Щукина // Вестник Прикамского социального института. - 2017. - № 8. - С. 178-183.
PROBLEMS OF ETHNO-CULTURAL SECURITY CHECHEN YOUTH IN THE CONTEXT OF MODERN SPIRITUAL COMPETITION
M.B. Betilmerzaeva1), V.Y. Gadaev2), M M. Kerimov3)
1,2)Chechen State Pedagogical University, Grozny 3)Kadyrov Chechen State University, Grozny
1)e-mail: [email protected]
2)e-mail: [email protected] 3)e-mail: [email protected]
A reflection on the essence of the phenomenon of ethnocultural security as a factor in countering destructive globalist and religious-radicalist influences on the spiritual existence of Chechens and their new generation is proposed. The external and internal challenges, threats and risks of ethnic and cultural security of Chechens are considered. The levels of knowledge of the youth of their authentic culture are revealed. The relations of young Chechens to their native traditional culture are determined. Scientifically based recommendations are formulated that can ensure the ethno-cultural safety of young people as a factor in countering destructive processes in their spiritual and moral sphere. The research is based on methods of observation in student groups, content analysis, sociological and field materials collected among urban and rural youth, as well as analysis of information from a survey of experts, Internet sources, scientific publications, etc.
Keywords: ethnocultural security, Chechen youth, globalism, cultural diversity, monoculture, threats, risks, factors of ethnocultural security.