Научная статья на тему 'Влияние социокультурных процессов на трансформацию коммуникативного сознания: на примере молодежи Чеченской Республики'

Влияние социокультурных процессов на трансформацию коммуникативного сознания: на примере молодежи Чеченской Республики Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
личность / сознание / коммуникация / культура / взаимодействие / трансформация / реальность / социум / ценность / personality / consciousness / communication / culture / interaction / transformation / reality / society / value

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мусханова Исита Вахидовна, Буралова Раиса Амхадовна

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформациями коммуникативного сознания представителей современной чеченской молодежи под влиянием социокультурных процессов окружающей реальности. Отмечается, что для организации эффективного межкультурного взаимодействия и коммуникации необходимо изучение не только структуры языка, но и системы формирования мысли конкретным этнофором, представителем той или иной этнической группы. Характеризуется коммуникативное сознание как процесс отражения способности к умственному восприятию и переработке личностью внешней информации, а также способности анализировать происходящие в реальной жизни события. На основе экспериментальных данных сделаны выводы о том, что несмотря на определенные трансформации коммуникативного сознания молодых чеченцев, система духовно-нравственных ценностей чеченского общества, сохранила незыблемые основы, базирующиеся на уважении к старшим, заботе о личности, а нравственные концепты «йахь» (достоинство), «къонахалла» (мужество), «нохчалла» (чеченскость), «г1иллакх» (вежливость) регулируют поведение каждого индивида общества и направлены на укрепление норм социальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL PROCESSES ON THE TRANSFORMATION OF COMMUNICATIVE CONSCIOUSNESS: THE EXAMPLE OF YOUTH OF THE CHECHEN REPUBLIC

This article discusses issues related to the transformations of the communicative consciousness of representatives of modern Chechen youth under the influence of socio-cultural processes of the surrounding reality. It is noted that in order to organize effective intercultural interaction and communication, it is necessary to study not only the structure of the language, but also the system of thought formation by a specific ethnophore, a representative of a particular ethnic group. Communicative consciousness is characterized as a process of reflecting the ability to mentally perceive and process external information by a person, as well as the ability to analyze events occurring in real life. On the basis of experimental data, conclusions are drawn that despite certain transformations of the communicative consciousness of young Chechens, the system of spiritual and moral values of Chechen society has preserved unshakable foundations based on respect for elders, care for the individual, and the moral concepts “yahh” (dignity), “kionahalla” (courage), “nokhchalla” (Chechenness), “g1illakh” (politeness) regulate the behavior of each individual of society and are aimed at strengthening the norms of social reality.

Текст научной работы на тему «Влияние социокультурных процессов на трансформацию коммуникативного сознания: на примере молодежи Чеченской Республики»

Влияние социокультурных процессов на трансформацию коммуникативного сознания: на примере молодежи Чеченской Республики

Мусханова Исита Вахидовна,

доктор педагогических наук, профессор, директор Института филологии, истории и права, Чеченский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Буралова Раиса Амхадовна.

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и методики его преподавания, Чеченский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с трансформациями коммуникативного сознания представителей современной чеченской молодежи под влиянием социокультурных процессов окружающей реальности. Отмечается, что для организации эффективного межкультурного взаимодействия и коммуникации необходимо изучение не только структуры языка, но и системы формирования мысли конкретным этнофором, представителем той или иной этнической группы. Характеризуется коммуникативное сознание как процесс отражения способности к умственному восприятию и переработке личностью внешней информации, а также способности анализировать происходящие в реальной жизни события. На основе экспериментальных данных сделаны выводы о том, что несмотря на определенные трансформации коммуникативного сознания молордых чеченцев, система духовно-нравственных ценностей чеченского общества, сохранила незыблемые основы, базирующиеся на уважении к старшим, заботе о личности, а нравственные концепты «йахь» (достоинство), «къонахалла» (мужество), «нохчалла» (чеченскость), «г1ил-лакх» (вежливость) регулируют поведение каждого индивида общества и направлены на укрепление норм социальной реальности.

Ключевые слова: личность, сознание, коммуникация, культура, взаимодействие, трансформация, реальность, социум, ценность.

Работа выполнена в рамках реализации государственного задания № 123030700102-9 прикладного научного исследования «Коммуникативное поведение билингва в аспекте межкультурного и межъязыкового взаимодействия в образовательном и культурном пространстве полилингвального региона» на 2023 год.

Развитие единого информационного пространства, высокотехнологичные процессы трансформации окружающей реальности, актуализируют вопросы, связанные с разработкой навыков межкультурной коммуникации. В современном дискурсе дефиниции «глобальное информационное пространство», «глобальное образовательное пространство», «межкультурное языковое сознание» являются ключевыми в исследованиях, рассматривающих проблемы диалога культур. Следует отметить, что серьезные достижения в области изучения межкультурной коммуникации и межкультурного языкового сознания принадлежит научной школе И.А. Стернина. В работе ученного отмечено, что в языковом сознании выделяют психолингвистический и традиционно-лингвистический уровни. И.А. Стернин отмечает, что изучение языка как система правил, единиц, свойственной классической, традиционной лингвистике, в современном мире не может отвечать общественным потребностям в межкультурной коммуникации. По мнению автора, «традиционно-лингвистический подход предполагает описание того, что есть в языке, что уже зафиксировано в текстах, словарях и устной речи, что устоялось, определилось и является общепринятым. Продуктами такого описания являются определенные конструкты лингвистов, предлагающие их понимание значений и функций тех или иных языковых форм и структур на данном этапе развития языка».

Для организации межкультурной коммуникации и эффективного взаимодействия нужно изучить процессы формирования мысли этнической группы, структуры языка. Невозможно не согласиться с мнением И.А. Стернина: «Уровень психолингвистического описания языковых фактов отражает результаты экспериментальных исследований, в частности,

130

выполненных с помощью различных ассоциативных экспериментов и других многочисленных экспериментальных процедур, которые позволяют выявить и описать содержание языковых знаков и структур в том виде, в каком они реально существуют в сознании носителей языка, а также выявить характер взаимодействия языковых единиц и структур в процессах понимания, хранения и порождения речевых произведений» [5].

Коммуникативное сознание в И.А. Стерина определяется как «совокупность коммуникативных знаний и коммуникативных механизмов, которые обеспечивают весь комплекс коммуникативной деятельности человека...» [5].

В процессе межкультурного взаимодействия, восприятие происходит в соответствии с культурными нормами и обычаями. Знакомство с культурой других народов, понимание и принятие их как самобытных, уникальных явлений в мировой цивилизации не углубляет кругозор, но меняет отношение человека к нациям и миру. Происходит осознание мультикультурности и разнообразия мира, влияние на ориентации человека, позволяющие развивать коммуникативные стратегии поведения. В интерактивном взаимодействии проявляются разнообразные формы коммуникативного поведения, и в результате адаптации человека в иной социокультурной среде, определяется психологическая культура. Термин «Психологическая культура» был введен Н.А. Лужбиной [2]. В данной статье наше обращение к психологической культуре обосновывается тем, что коммуникативное сознание и коммуникативное поведение личности, выступают основанием формирования ее интерактивного и креативного компонентов. Кроме того, вхождение личности в ино-культурное пространство способствует развитию ее психологической культуры.

Инокультурное пространство организует процесс осознания и общения окружающей действительности, духовных ценностей представителей других народов, формируя определенное коммуникативное поведение. Считаем

уместным привести слова выдающегося ученого М.М. Бахтина, утверждавшего, что понимание человеческой личности возможно только через диалог. Так, в одной из своих работ, он пишет: «человек открывается как личность в диалогическом взаимодействии. Впечатления от общения выполняют регулятивную функцию; от того, насколько правильно собеседники понимают друг друга, зависит коммуникация» [1].

Современная реальность наглядно демонстрирует необходимость межкультурной коммуникации, межэтнического взаимодействия. Естественно, для эффективной интеракции необходимо знать традиции, историю, социально-экономические аспекты стран других народов и учитывать психолингвистические особенности коммуникации представителей различных этнических групп. Следует отметить, что коммуникативное сознание отражает интеллектуальный потенциал, способность к переработке информации, умение анализировать жизненные события.

Коммуникативное сознание формируется на основе опыта познания и проходит несколько стадий. На первоначальной стадии человек получает представление об окружающем мире. Этот процесс коммуникативно сознания характеризуется непроизвольностью и совершается в собственной культуре. Если рассматривать через призму чеченской этнической культуры можно говорить о формировании «лела хаар», (умение вести себя), «г1иллакх хилар», (быть воспитанным, проявлять вежливость и уважение) в семье, в раннем детстве, когда усвоение коммуникативных установок происходит на безусловном уровне. Усвоение элементарных норм речевого этикета, коммуникативного поведения в чеченском обществе происходит через усвоение модели поведения, предлагаемой старшими, родителями, дедушками, бабушками, другими значимыми взрослыми. В коммуникативной культуре чеченцев традиционно не приветствовались сентенции и нравоучения, так как доминантой выступал личный пример, демонстрируемый взрослыми.

На последующих стадиях развития коммуникативного сознания, взаимодействуя с другими культурами, без учета знаний, их специфических убеждений, модификаций возникают языковые барьеры. Трудности связаны в основном с разницей в предубеждениях, свойственных каждой личности, и они отличаются у представителей культур.

Для реализации, поставленной в данной работе цели, нами был проведен мониторинг соотношения традиционного и современного в коммуникативном сознании представителей современной чеченской молодежи. В исследовании приняло участи 80 человек, в возрасте 20-23 года, 40 из которых студенты педагогического вуза, 40 - молодые люди, работающие в разных сферах деятельности. Выбор работающей молодежи и студентов обосновывался исходя из предположения о том, что в процессе обучения в вузе молодые люди продолжат получать знания об организации интерактивного взаимодействия, особенностях и специфике своей этнической культуры и культур разных народов. Представители рабочей молодежи могут иметь определенные теоретические знания о родной культуре, но при этом в силу специфики трудовой деятельности чаще сталкиваются с проблемами взаимодействия с представителями разных возрастных групп.

Первый вопрос нашего мониторинга был связан с представлением молодежи о коммуникативном сознании. Были предложены три варианта ответов на утверждение: «Коммуникативное сознание - это... - совокупность взглядов, идей, убеждений, формирующих нравственную картину мира личности; - определяет коммуникативное поведение личности в разных жизненных ситуациях; -показывает принадлежность личности к определенной этнической группе». Второй вопрос был направлен на выяснение знаний традиционной компоненты в коммуникативной культуре молодыми чеченцами чеченцев и ее значимости в современном мире. Третий вопрос позволил определить насколько представители современной чеченской

молодежи согласны с утверждением, что «личный пример имеет сакральное значение в воспитательной парадигме чеченцев и оказывает непосредственное воздействие на формирование коммуникативного сознания». Остальные вопросы были связаны с возможными барьерами в коммуникации с представителями иных культур и способами их преодоления.

Необходимо отметить, что представители современной чеченской молодежи расходятся во мнении, насколько следует придерживаться традиций, которые сегодня, на их взгляд, не представляют особой ценности. Так 67 человек из опрошенных 80-ти утверждают, что ничего предосудительного не находят в том, чтобы брать на руки своих малолетних детей (молодым отцам) в присутствии незнакомых старших, те более это не осуждается в религии. Тогда как в традиционной коммуникативной культуре чеченцев такое поведение молодых людей вызывает осуждение. Практически все опрошенные согласны с тем, что модель отношений матери, отца со своими родителями,ребенок усваивает как матрицу поведения и философия воспитания у чеченцев строится на принципах. У чеченцев всегда ценился опыт взаимодействия, тактичность в общении, умение быть снисходительным к слабым. Авторитет мужчины зависит от отношений к нему в семье. Отец в семейном воспитании занимает главную позицию [3,4].

Ответы респондентов позволяют нам сделать следующие выводы: коммуникативное сознание представителей современной чеченской молодежи претерпело трансформацию под влиянием исламских ценностей, что проявляется в их коммуникативном поведении; система духовно-нравственных ценностей чеченского общества, независимо от глобали-зационных, цифровых трансформаций построена на уважении к старшим, заботе о личности; нравственные концепты «йахь» (достоинство), «къонахалла» (мужество), «нохчалла» (чеченскость), «г1иллакх» (вежливость) регулируют поведение каждого индивида общества

132

и направлены на укрепление норм социальной реальности.

Литература

1. Бахтин, М.М. Автор и герой в эстетической действительности. М.: Искусство, 1979. 424 с.

2. Демина Л. Д., Лужбина Н.А. Психологическая культура личности: общепсихологический контекст // Сибирский психологический журнал.

2004. № 19. С. 7-11.

3. Мусханова И.В. Этнопсихологические особенности развития личности в чеченской семье // Вестник Академии наук Чеченской Республики. 2015. № 3 (28). С. 121-124.

4. Мусханова, И. В. Психолого-педагогические условия формирования этнокультурной личности в семье // Психология и психотехника. 2011. № 5 (32). С. 81-84.

5. Стернин, И.А. Язык и национальное сознание / И.А. Стернин // Логос. -

2005. - № 4 (49). - С. 156-171.

THE INFLUENCE OF SOCIO-CULTURAL PROCESSES ON THE TRANSFORMATION OF COMMUNICATIVE CONSCIOUSNESS: THE EXAMPLE OF YOUTH OF THE CHECHEN REPUBLIC1

Muskhanova I.V., Buralova R.A.

Chechen State Pedagogical University

This article discusses issues related to the transformations of the communicative consciousness of representatives of modern Chechen youth under the influence of socio-cultural processes of the surrounding reality. It is noted that in order to organize effective intercultural interaction and communication, it is necessary to study not

only the structure of the language, but also the system of thought formation by a specific eth-nophore, a representative of a particular ethnic group. Communicative consciousness is characterized as a process of reflecting the ability to mentally perceive and process external information by a person, as well as the ability to analyze events occurring in real life. On the basis of experimental data, conclusions are drawn that despite certain transformations of the communicative consciousness of young Chechens, the system of spiritual and moral values of Chechen society has preserved unshakable foundations based on respect for elders, care for the individual, and the moral concepts "yahh" (dignity), "kionahalla" (courage), "nokhchalla" (Chechen-ness), "g1 illakh" (politeness) regulate the behavior of each individual of society and are aimed at strengthening the norms of social reality.

Keywords: personality, consciousness, communication, culture, interaction, transformation, reality, society, value.

References

1. Bakhtin, M.M. Author and hero in aesthetic reality. Moscow: Iskusstvo, 1979. 424 p.

2. Demina L. D., Luzhbina N.A. Psychological culture of personality: general psychological context // Siberian Psychological Journal. 2004. No. 19. pp. 7-11.

3. Muskhanova I.V. Ethnopsychological features of personality development in the Chechen family // Bulletin of the Academy of Sciences of the Chechen Republic. 2015. No. 3 (28). pp. 121-124.

4. Muskhanova, I.V. Psychological and pedagogical conditions for the formation of an ethno-cultural personality in the family // Psychology and psychotechnics. 2011. No. 5 (32). pp. 81-84.

5. Sternin, I.A. Language and national consciousness / I.A. Sternin // Logos. - 2005. - No. 4 (49). - pp. 156-171.

1 The work was carried out as part of the implementation of the state task No. 123030700102-9 of the applied scientific research "Communicative behavior of a bilingual in the aspect of intercultural and interlan-guage interaction in the educational and cultural space of a multilingual region" for 2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.