УДК 378.033:39
Е. Г. Шаронова
ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,
г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Проанализированы теоретические аспекты проблемы исследования; рассмотрены этнокультурный, этноэкологический, этнопедагогический, компетентностный подходы, являющиеся базовыми при использовании этнопедагогических основ в социально-экологическом воспитании учащейся молодежи. Определены компоненты (ценностный, мотивационный, гносеологический, праксиологический, личностный) компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой как результата социально-экологического воспитания. Представлены содержательный и процессуальный блоки организации воспитательного процесса с использованием этнопедагогических основ.
Ключевые слова: этнопедагогика, этноэкология, социально-экологическое воспитание.
Актуальность исследуемой проблемы. Проблема взаимодействия «человек - природа - общество» на современном этапе приобретает новое звучание. По мнению ученых-экологов (Д. С. Ермакова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, С. А. Степанова), решение глобальных экологических проблем современности связано с повышением статуса экологического образования и воспитания всех слоев населения. В соответствии с Концепцией устойчивого развития общества социальные, экономические и экологические проблемы современности обусловливают необходимость формирования личности, способной и готовой к оптимальному взаимодействию с природной и социальной средой с учетом экономических преобразований. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20» (2012), в разделе «Устойчивое развитие и гражданское общество» актуализирует проблемы экологического образования и воспитания личности. Сегодня требуется переход общего экологического образования к широкому социокультурному контексту. По утверждению А. Н. Захлебного, в содержании современного экологического образования центральное место смещается в сторону вопросов социальной экологии и экологии человека [2]. В связи с этим в педагогической науке разрабатывается новое направление - социально-экологическое образование и воспитание личности. Феномен «социально-экологический» рассматривается в науке как определенная степень взаимопроникновения, взаимосвязи природного и социального, проявляющаяся во взаимоотношениях индивидов, социальных общностей в процессе их общественного бытия и взаимодействия с природой.
© Шаронова Е. Г., 2017
Шаронова Евгения Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой биологии и основ медицинских знаний Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: evgenija-sharonova@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 06.02.2017
Материал и методика исследований. Использовались методы теоретического анализа нормативных документов, психолого-педагогической и экологической литературы; эмпирические методы: опрос субъектов образовательного процесса, экспериментальное обучение, наблюдение, анализ и интерпретация продуктов деятельности студентов.
Результаты исследований и их обсуждение. На основе анализа научной литературы [4], [7], [9] мы определяем социально-экологическое воспитание как процесс, направленный на усвоение личностью части общечеловеческой культуры и опыта взаимодействия с природной (естественной, антропоестественной, антропогенной) и социальной (культурно-психологический климат, складывающийся в процессе взаимодействия людей друг с другом, общество и общественные отношения, сферы жизнедеятельности человека) средой, обеспечивающий реализацию идей биосферосовместимого развития [8].
В исследовании мы рассматриваем студентов педагогического вуза - будущих учителей как основу формирования нового коэволюционного и биосферосовместимого взаимодействия личности с социоприродной средой. В силу своей профессиональной деятельности именно учитель является носителем инновационных идей и разработчиком преобразований общества.
Процессы модернизации российского образования обусловливают необходимость подготовки компетентного специалиста, готового к постоянному профессиональному и личностному росту, способного нести ответственность за результаты своей деятельности. Сегодня школе нужен учитель, который не только дает хорошие знания по предмету, но и умеет спроектировать, организовать, реализовать процесс воспитания школьников, в том числе и социально-экологического.
Проведенный нами анализ теории и практики социально-экологического образования и воспитания показал, что учителя сегодня недостаточно готовы к процессу социально-экологического воспитания школьников. В этой связи возникает необходимость целенаправленной подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников в условиях высшего профессионального образования.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается необходимость обеспечения гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурная направленность образования отражена и в многочисленных работах современных ученых (А. Б. Афанасьевой, Е. В. Бонда-ревской, Е. В. Николаевой, М. Г. Тайчинова, М. А. Якунчева и др.). Исследованием этнокультурного содержания профессионального образования занимались С. П. Анзорова, Г. Н. Волков, Т. А. Тюменцева и др. Вопросы этнокультурной подготовки будущего учителя подробно рассмотрены М. А. Якунчевым [10]. Теоретические и методологические вопросы этнопедагогики и этноэкологии отражались в работах ученых-педагогов Н. И. Аш-марина, Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, М. Б. Кожановой, Д. Ю. Доронина, Т. Н. Петровой, М. А. Якунчева. Этноэкологические аспекты воспитания чувашских детей рассматривали М. В. Емельянова, Н. С. Иванова, С. Н. Степанов, Е. Г. Шаронова и др.
Подготовка будущих учителей в рамках этнокультурного подхода направлена на становление гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, воспитание у них интереса, уважения и любви к народной культуре, формирование этнокультурно-педагогической компетентности, способности к деятельности в поликультурной и поли-
этнической среде [3]. В процессе подготовки специалиста этнокультурный подход опирается на этнопедагогические основы. Этнопедагогика определяется как наука о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, о морально-этических и экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде [1]. Этнопедагогический подход предполагает использование национальных особенностей, традиций, культуры, обычаев в процессе обучения и воспитания [5]. Этноэкологический подход основан на соединении экологии и этнической (традиционной, народной) культуры, он дает новые возможности для экологизации сознания современного человека [6]. Соединение в экологическом воспитании собственно экологического и этнокультурного компонентов способствует формированию социальной активности личности по отношению к природной среде.
Наши исследования в области социально-экологического воспитания будущего учителя [8] ориентированы на компетентностный подход, в котором нами выделена компетенция в области взаимодействия с природной и социальной средой, которая представляет собой способность предвидеть и решать социально-экологические проблемы современности, проблемы взаимовлияния человека и природы, строить свои отношения и реализовывать свою деятельность на идеях биосферосовместимого развития. В структуру компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой входят следующие компоненты: ценностный, мотивационный, гносеологический, праксиологический, личностный.
В рамках использования этнопедагогических основ в процессе социально -экологического воспитания мы определяем следующее содержание компонентов компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой: ценностный - система этноэкологических ценностей чувашского народа и народов России (ценностное отношение к воде, почве, животным и растениям, священные места); особенности отношения чувашей к природной среде, норм и правил восприятия ими природы, взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» (Духов день, сельскохозяйственные обряды); осознание необходимости сохранения и воспроизведения природной среды как важнейшей ценности (обряды, песни, пословицы и поговорки о природе); ценность природной среды и личности каждого человека, экологические и социально-экологические ценности личности (экологически благоприятная природная среда, оптимальное взаимодействие с природой (охрана природных объектов, их паспортизация), экологически комфортная благоприятная окружающая человека среда); мотивационный — сложившаяся система потребностей, убеждений, мотивов, интересов взаимодействия с социоприрод-ной средой, мотивация к деятельности по решению социально-экологических проблем (экологические субботники, акции, национальные обряды); определение мотивов экологической деятельности; руководство в экологических делах и поступках чувством добра, желанием защитить все живое с пользой для общества; убежденность в собственной причастности к защите окружающей социоприродной среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в социально-экологической деятельности; ответственность за результаты своей деятельности в социоприродной среде; стремление и готовность к постоянному самообразованию в области природопользования; гносеологический — определяется системой знаний об этно-экологических основах, социально-экологических понятиях, связях и зависимостях, существующих и существовавших ранее в экосоциосистемах; о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения (в том числе этнографических) и путях их решения; об экономических и правовых аспектах природопользования; об установленных об-
ществом и этносом нормах поведения в отношениях с природной и социальной средой; о правах и обязанностях граждан в области взаимодействия человека и природы; об особенностях национальной и общечеловеческой культуры взаимодействия в системе «человек -природа - общество - производство»; о характере воздействия различной человеческой деятельности на окружающую природную и социальную среду; о путях минимизации негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду; о характере влияния на человека и общество в целом негативных факторов окружающей среды; праксиологический — освоение системы умений и навыков поведения в окружающей социоприродной среде (этнографические особенности поведения чувашей в окружающей природной среде); овладение такими группами умений, как исследовательские, поисковые, прогностические, практические; личностный — определяется совокупностью личностно значимых характеристик (социально-экологическая активность, социально-экологическая ответственность на основе знаний основ этнопедагогики и этноэкологии).
Содержательный блок использования этнопедагогических основ в процессе социально-экологического воспитания будущего учителя осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.
В аудиторной деятельности внедрение этнопедагогических основ возможно на занятиях по дисциплинам «Методика обучения биологии», «Внеклассная работа по биологии»; на спецкурсах, например, таких как «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», «Экологическая педагогика» и др. Внеаудиторная работа дает достаточно широкий пласт использования этнопедагогических основ в процессе исследовательской и проектной работы будущего учителя, участия в мероприятиях в рамках социального партнерства в области решения социально-экологических проблем, в воспитательных мероприятиях, организуемых факультетами и вузом.
Процессуальный блок использования этнопедагогических основ в процессе социально-экологического воспитания будущего учителя имеет четырехстадийную структуру:
1 стадия: введение в феноменологию терминов «социально-экологический», «этно-педагогический», «этноэкологический»; мотивационно-ценностная направленность личности на взаимодействие с социоприродной средой в аспекте этнопедагогики;
2 стадия: накопление и использование знаний социально-экологической и этнопе-дагогической направленности для реализации опыта собственного взаимодействия с со-циоприродной средой на основе этнопедагогических и этноэкологических знаний;
3 стадия: самостоятельная, осознанная деятельность социально-экологического содержания с использованием этнопедагогических основ;
4 стадия: продуктивная профессионально-творческая деятельность социально-экологической и профессионально-педагогической направленности, исследовательская работа, рефлексия на основе этнопедагогических императивов.
Сущность этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования состоит во включении в содержание образования этно-экологических воззрений и традиционного опыта общения с природой своего народа и других этносов, так как в народной педагогике присутствует целостная система традиций, определяющая развитие экологической компетентности отдельной личности и этноса в целом. Внедрение этнопедагогических основ в процесс социально-экологического воспитания будущего учителя реализовывалось нами как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе с использованием разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания.
Рассмотрим некоторые примеры. Особое место занимала самостоятельная исследовательская работа студентов. Им было предложено, например, подготовить сообщения и мультимедиапрезентации по таким темам, как религиозные воззрения чувашского народа на природу; отношение чувашей к животным, к воде и др.; природа и природные объекты в древнечувашской рунической письменности; природа в чувашской литературе. В содержание студенты включали чувашские пословицы и поговорки, рассматривали чувашские праздники, обряды и традиции, подбирали иллюстрации, фотографии и репродукции, аудиоматериалы по теме исследования. Результаты защиты представленных материалов показали, что студенты с большим интересом готовили сообщения, подбирали литературу, составляли мультимедиапрезентации.
Еще одной формой введения в учебно-воспитательный процесс основ этноэкологии явились проекты по экологической топонимике. Студенты изучали районы Чувашской Республики, анализировали названия деревень, полей, оврагов, рощ, урочищ, связанные с природой и природными объектами. В мультимедиапрезентациях они представляли схемы, фотоматериалы, объясняли чувашские и русские названия, их происхождение. Будущие учителя работали с архивными материалами, подключали местные библиотеки и администрацию городов и районов, своих знакомых и родственников. Приведем примеры отзывов студентов о данной работе. Елена М.: «Начала изучать топонимику Красноче-тайского района Чувашии и была удивлена тому, что мало о нем знаю. Живу здесь, а названий мелких речушек, оврагов - не знаю. А еще интересно, что, например, ближайший овраг переводится с чувашского как 'медвежий', бабушка сказала, что раньше у нас было много медведей»; Анжелика А. : «Наш район очень богат разнообразными прудами, речушками, оврагами. Не все они имеют названия, но некоторые испокон веков носят собственные имена. Например, на территории Вурнарского района есть озеро Ракаш -озеро, расположенное в долине реки Большой Цивиль. Вероятнее всего, название произошло от чувашского акгш 'лебедь'. По рассказам местных жителей, давным-давно здесь гнездились лебеди»; Александр С.: «Анализ показал, что многие названия рек и озер Чувашии ведут свое происхождение не только от чувашских, но и от татарских, марийских, мордовских слов»; Аня Г.: «Некоторые экологические названия топонимов повторяются в разных районах. Например: Медвежий овраг, Лебединое озеро». Будущие учителя отмечают, что такого рода занятия можно проводить со школьниками. Лариса С.: «Я думаю, что ребятам это будет очень интересно»; Алена Ч.: «Можно сделать научно-исследовательскую работу и выступить на конференции».
Студенты делают выводы о том, что многие названия ведут свое происхождение из тюркской группы языков: мордовского, татарского, марийского. Многонациональный характер Чувашии отражен в ее топонимах, наименованиях праздников и обрядов населяющих ее народов, что приводит нас к выводу о необходимости изучения этнопедагогическо-го и этноэкологического наследия этих этносов. На вопрос об использовании этноэкологи-ческого материала в воспитании школьников студенты единогласно отвечают, что данную работу необходимо проводить для того, чтобы они знали свои корни, берегли природу родного края, чтили традиции предков в отношении к окружающей природной среде.
По отзывам будущих учителей можно судить об их заинтересованности, активной жизненной позиции, желании продолжать изучать свой район и республику, традиции и обычаи своего народа.
Резюме. Наши исследования показывают, что социально-экологическое воспитание учащейся молодежи должно опираться на этнокультурный, этноэкологический, этнопеда-
гогический и компетентностный подходы. Определение компонентов (ценностного, мо-тивационного, гносеологического, праксиологического, личностного) компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой как результата социально-экологического воспитания, особенностей содержательного и процессуального блоков позволит осуществлять воспитательный процесс с использованием этнопедагогических основ в различных образовательных организациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : Магистр-пресс, 2002. - 460 с.
2. Захлебный А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 9. - С. 3-6.
3. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. - С. 302-305.
4. Керимов Д. Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - С. 97-100.
5. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). -С. 105-110.
6. Кулясова А. А. Пример этноэкологического подхода в обучении // О-Мега форум: III международный полярный год : сборник трудов. - СПб., 2008. - С. 195-197.
7. Овсянникова О. А. Социально-экологическое воспитание ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Брянск, 1997. - 16 с.
8. Шаронова Е. Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской Республике. - М. : Флинта, 2013. - 160 с.
9. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика : учебное пособие. - Белгород : БелГУ, 2011. - 247 с.
10. ЯкунчевМ. А. Этнокультурная подготовка студентов высших педагогических учебных заведений // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 75-77.
UDC 378.033:39
E. G. Sharonovа
ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS
I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article analyzes some theoretical aspects of the study, considers ethno-cultural, eth-no-ecological, competence-based approaches, which are basic for ethno-pedagogical foundations in social
© Sharonova E. G., 2017
Sharonovа, Evgenia Gennadyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Biology and Basics of Medical Knowledge, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: evgenija-sharonova@rambler.ru
The article was contributed on February 6, 2017
and ecological education of students. It also identifies the components (evaluative, motivational, episte-mological, praxeological, personal) of the competences in the area of interaction with natural and social environment as a result of socio-ecological education. The author presents the substantial and procedural blocks of the organization of educational process employing ethno-pedagogical basis.
Keywords: ethno-pedagogics, ethno-ecology, socio-ecological education.
REFERENCES
1. Volkov G. N. Pedagogika ljubvi. Izbrannye jetnopedagogicheskie sochinenija : v 2 t. T. 2. - M. : Magistr-press, 2002. -460 s.
2. Zahlebnyj A. N. Koncepcija obshhego jekologicheskogo obrazovanija v povestke dnja XXI veka // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2012. - № 9. - S. 3-6.
3. Karpushina L. P. Jetnokul'turnyj podhod k podgotovke studentov pedagogicheskih vuzov // Fundamen-tal'nye issledovanija. - 2011. - № 12. - S. 302-305.
4. Kerimov D. F. Ponjatie o social'no-jekologicheskom vospitanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. - 2011. - T. 17. - S. 97-100.
5. Kozhanova M. B. Jetnopedagogicheskij podhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.
6. Kuljasova A. A. Primer jetnojekologicheskogo podhoda v obuchenii // O-Mega forum: III mezhdunarod-nyj poljarnyj god : sbornik trudov. - SPb., 2008. - S. 195-197.
7. Ovsjannikova O. A. Social'no-jekologicheskoe vospitanie rebenka v uslovijah sem'i i doshkol'nogo uchrezhdemja : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Brjansk, 1997. - 16 s.
8. Sharonova E. G. Tehnologija social'no-jekologicheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi v Chuvash-skoj Respublike. - M. : Flinta, 2013. - 160 s.
9. Shilova V. S. Social'no-jekologicheskoe obrazovanie studentov: sushhnost', soderzhanie, diagnostika : uchebnoe posobie. - Belgorod : BelGU, 2011. - 247 s.
10. Jakunchev M. A. Jetnokul'turnaja podgotovka studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2010. - № 10. - S. 75-77.