Научная статья на тему 'Проблемы эколого-краеведческого образования (из опыта работы школы № 39 г. Саранска)'

Проблемы эколого-краеведческого образования (из опыта работы школы № 39 г. Саранска) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
157
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы эколого-краеведческого образования (из опыта работы школы № 39 г. Саранска)»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

• *

ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(из опыта работы школы № 39 г. Саранска)

А.А.лмашкин,; доцент кафедры физической географии и геоэкологии

МГУ им. Н.П.Огарева,

А.В.Леонтьев, директор школы № 39,

О.В. Чест НОШ, учитель географии и экологии школы № 39

Вступая в третье тысячелетие, важно ческой обстановкой и, как следствие, к осознать положение, сложившееся во ухудшению здоровья населения. По нашим взаимоотношениях природы и человечества, ландшафтов и этносов. Обострение геоэкологической ситуации происходит на разных уровнях: глобальном, региональном и локальном — и связано с природными, историческими, экологическими или социальными процессами.

Вот некоторые факты, отражающие развитие геоэкологических ситуаций в крупном регионе, каким явлйется Россия, оказывающих влияние на глобальные процессы функционирования географической оболочки. Ежегодно в России отмечается до 700 разрывов нефтепроводов; у островов Новой Земли затоплено 17 атомных

данным, тяжелыми металлами загрязнено около 1 ООО км2 (гои общей площади Мордовии 26 тыс. юг). Среднюю и высокую степени загрязненности тяжелыми металлами в г. Саранске имеют 22 км2, что составляет приблизительно 10 % всей его площади. Восточные районы республики характеризуются слабой обеспеченностью пресными питьевыми водами. Экологическое положение усугубилось после радиа-

реакгоров; загрязнены воды 75 % поверхностных водотоков, снабжающих населе-

цио иного загрязнения значительной территории республики (около 1 630 км2) в результате аварии на Чернобыльской АЭС. В последнее время заметно обострились противоречия между экологическими условиями и экономическими интересами общества. Все это придает особую важность

ние питьевой водой; 20 % территории вопросу выбора верной стратегии управ-

страны заражены продуктами космоса; в

России насчитывается около 300 мест за-

t

хоронения химического оружия; в 1990 г. было произведено 105 млнт зерна, а в 1994 г. — 81 млнт, в связи с чем по Московской области 80 % сельхозпродуктов завозится из-за границы; 19 % импортных продуктов, по оценкам экспертов, опасны для здоровья; по. данным специалистов, в регионах от 20 до 50 % заболеваний связано с загрязнением окружающей среды; средняя продолжительность жизни мужчин России снизилась за последние пять лет с 59,3 до 58,2 года.

Не менее остра геоэкологическая ситуация в нашем регионе. Интенсивное воздействие на окружающую среду привело к возникновению на территории Мордовии ряда локальных участков с напряженной экологической и санигарно-эпидемиологи-

ления природопользованием.

Коренное улучшение экологической обстановки в Мордовии подразумевает прежде всего восстановление и сохранение природной среды, обеспечивающей благоприятные условия для жизнедеятельности людей. В современной сложной социально-экономической ситуации надо признать совершенно неприемлемой практику распыления материальных и финансовых средств, отпускаемых правительством на мероприятия по охране и оздоровлению окружающей среды. Рациональное целевое расходование ресурсов должно базироваться на комплексном анализе состояния экосистем и антропогенной нагрузки на территорию ■ с целью выделения зон “экологической конфликтности” и определения направлений использования их природно-ресурсного потенциала, на создании

А А.Ямаписин, А.В.Леонтьев, О.В.Честнова, 2000

республиканской системы экологического мониторинга окружающей среды, информационно объединяющей отраслевые и ведомственные службы мониторинга.

С учетом сказанного выше узловым моментом организации природоохранных работ на территории Республики Мордовия является разработка Территориальной комплексной схемы охраны природы. В данном документе регламентируется экономическое и социальное развитие территории на базе анализа стартового потенциала. Кроме того, в нем нормируется осуществление мероприятий по развитию и размещению производственных сил в строгом соответствии с приведенными там же экологическими ограничениями, а также внедрение комплекса мероприятий по экологизации сельскохозяйственного производства, эффективному использованию экологических функций лесов, восстановлению и охране малых рек и водоемов, по рациональному использованию и охране подземных вод, по созданию оптимальной системы охраняемых природных территорий в Республике Мордовия.

Реализация мероприятий, связанных с ликвидацией негативных последствий техногенного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, имеет условный, трудносоизмеримый в денежном выражении экономический эффект, что достаточно отчетливо проявилось во многих региональных экологических кризисах. Но она позволит стабилизировать, а в дальнейшем и снизить техногенное воздействие на окружающую среду. Общий механизм этого процесса должен складываться из следующих элементов: модернизации существующих и ввода новых экологически безопасных производств и технологий, применения более совершенной формативно-правовой базы, совершенствования экологического образования и воспитания, усиления контроля за состоянием окружающей среды,' введения научно обоснованной системы защиты и воспроизводства растительного и животного мира, оптимального структурирования природного каркаса территории. Основным программным документом регионального экологического возрождения должна стать Территориальная комплексная схема охраны

природы.

Важнейшим условием нормализации экологической обстановки является формирование экологического мышления у населения, и в первую очередь, у подрастающего поколения. Совершенствование методики школьного образования требует, как правило, использования в учебном процессе принципиально новых учебных пособий, а подчас и стимулируется таковыми. Большое значение имеют также вопросы организации внеклассной работы, которая призвана углубить знания, полученные учениками в рамках обязательных школьных дисциплин.

Изложенные факты послужили основным мотивом для организации в саранской школе № 39 экологического факультатива ‘Тлобальные и региональные экологические проблемы” Основным направлением работы семинара стало создание учениками “законченных” географических произведений: карт, атласов, книг и т. а Подобные работы заполняют ощутимый пробел между натурными наблюдениями учеников, с одной стороны, и работой с текстовой информацией учебников — с

датой.

Умение анализировать экологогеографическую информацию становится все более необходимым современному человеку, причем не только специалисту в области географии. Интересно отметить, что школьники — участники семинара не были ориентированы на поступление в вуз на специальности экологической ориентации. Они довольно отчетливо сознавали, что их дальнейшая деятельность будет связана с инженерными, экономическими, юридическими специальностями, и в последующем успешно сдали экзамены на соответствующие факультеты Мордовского университета.

Результатами работы факультатива “Глобальные и региональные экологические проблемы” стали такие материалы, как экологическая карта Республики Мордовия, экологическая карта г. Саранска, а такие рукописные книги “Наш дом Саранск”, “Национальный парк "Смольный", “Большая Саранка” и др., в которых ученики постарались отразить особенности природы, населения, хозяйства территории как в пространственном, так и во временном аспекте. В отдельные разделы были

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

f

» л І *¡

і у /і і ■ >

І

»•

t і

выделены проблемы использования природных ресурсов и вопросы развития разномасштабных геоэкологических процессов. Краеведческая информация представлена в виде тематических карт, сопровождаемых текстовыми пояснениями, а также таблицами, диаграммами, графиками. Эти произведения уникальны уже потому, что подчас впервые синтезируют картографическую информацию, распыленную до того по различным ведомственным учреждениям, литературным источникам, личным архивам. Универсальность представленных работ является гарантией того, что практически любой пользователь может почерпнуть из них массу полезных для себя знаний о р. Саранке, г. Саранске и Мордовии в целом.

Важным моментом в разработке экологических карт является составление легенды. Она должна быть проста, но в то же время отражать основные деструктивные и стабилизирующие процессы. С учетом того что топографическая карта несет значительную информацию о состоянии территории (леса, реки, населенные пункты и др.), основными задачами при ее составлении являются интерпретация условных знаков географических объектов и дополнение карты специальной информацией. Условные знаки должны быть простыми и наглядными. Поэтому их разработка должна составлять самостоятельную задачу. Участники семинара сочли важным включить в экологическую карту Республики Мордовия следующие разделы.

А. Особоохраняемые природные территории — Мордовский государстве! заповедник им. П.Г.Смидовича; Мордовский госуд арственный национальный парк “Смольный”; заказники; природные памятники (комплексные, ботанические, зоологические, геологические);

Б. Техногенное загрязнение окружающей среды — загрязнение почв цезием—137; загрязнение почв й атмосферы тяжелыми металлами.

Содержание настенной Экологической карты Республики Мордовия дополняется двумя стендами: 1) “Природные

2) ’’Техногенные ландшаф-

і :і

і

ты”. В качестве иллюстративного материала используются фотографии, сделанные учениками в краеведческих экспедициях.

Интересную компоновку имеет экологическая карта г. Саранска. Она включа-

ет три блока: 1) входные характеристики (географические координаты, приток солнечного тепла, количество осадков, количество потребляемых городом воды, топлива и продовольствия); 2) экологические ситуации на территории города (источники загрязнения поверхностных вод, атмосферы, почв и т. п.); 3) выходные параметры техногенных систем (общие объемы сбросов сточных вод в поверхностные водотоки, выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; объемы твердых отбросов).

При оформлении экологической карты г. Саранска ученики особое внимание уделили выбору условных обозначений, так как в это время комиссией Международной декады ООН по уменьшению опасности стихийных бедствий, газетой “Глобальная Эко реформа” был объявлен

КА

и

конкурс на лучшую карту экологической безопасности. После тщательного оформления экологическая карта г. Саранска была послана в штаб-квартиру комиссии, находящуюся в Женеве. Она получила высокую оценку и была опубликована в газете Глобальная Эко реформа”

Очень сложной и интересной была работа над рукописной книгой “Наш дом Саранск” Перед создателями ставилась

цель определения места в человеческой цивилизации. На обложке название Книги,

написанное на русском языке, дублируется на мокшанском, эрзянском, греческом, латинском, немецком, французском, английском. В работе раскрываются историкоэкологические, геоэкологические, экономико-экологические, социальные аспекты развития родного города. Чтобы усилить временные аспекты, при иллюстрировании книги использован особый прием подачи материала, заключающийся в повторной фотосъемке зданий, кварталов города. Так, за снимком объекта первой половины XX в. идет фотография того же объекта, сделанная учениками в 90-е гг., а на следующей странице в пустом квадрате

надпись: “Состояние в 2020 г.” Каким будет это состояние, во многом зависит от профессиональной деятельности сегодняшних школьников.

Эколого-краеведческая работа подразумевает организацию экспедиционных исследований. Учениками школы № 39 описан ряд маршрутов, наиболее интересными и информативными из которых являются следую:

t

№2, 2000

г. Саранск — с. Атемар — верхо-

I. По линии маршрута хорошо проявляется склоновая смена типов местностей (от лугово-степных до лесных); в эрозионных формах встречаются основные геологические формации восточной Мордовии — терригенная, карбонатная, кремнисто-карбонатная. Особенно интересны геологические объекты в окрестностях с. Атемар, где на сравнительно малой территории можно ознакомиться с верхнемеловыми, палеогеновыми и четвертичными осадками разного генезиса;

2) г. Саранск — Левжинский ланд-фтный заказник. Это комплекс лесной,

НИ

кустарниковой и травянистой растительности северной лесостепи. На Левжинском

склоне растут терн, вишня степная, миндаль низкий, ракитник русский, крушина слабительная, шиповник, бересклет, жимолость лесная, а в травянистом покрове насчитывается более 240 видов растений из 38 семейств;

3) г. Саранск — Мордовский национальный парк “Смольный” Особенностью ландшафтной дифференциации террито-

рии Национального парка является хорошо выраженная склоновая смена природных территориальных комплексов от внутренних водораздельных пространств Апатыря и Пьяны к пойме Алатыря. Эта закономерность определяется пространственными изменениями элементов литогенной основы ландшафтов,

и

Смольный5

которые обусловливают перераспределение тепла и влаги, структурнофункциональные особенности геосистем и

ч»

их устойчивость к антропогенным воздействиям. В склоновой смене природных территориальных комплексов принимают участие геокомплексы хвойных, сме ных, широколиственных лесов. Встречаются болотные комплексы с обилием северных видов растений.

Результаты эколого-краеведческих экспедиций оформлены учениками в виде отдельных отчетов. Важнейшим компонентом эколого-краеведческой работы в

школе № 39 является сотрудничество с НПЦ экологических исследований и кафедрой ботаники Мордовского университета. Эго касается в первую очередь освоения пакетов компьютерных программ по экологии Мордовии, учебных компьютерных программ по экономической географии мира “GLOBUS”. Сотрудники НПЦ —

В.А.Моисеенко, В.НСафонов — оказывают активную информационную поддержку всем учебно-научным программам школьников. Неоценимую помощь в организации

экспедиций ученики получают от доцента Т.Б. Силаевой.

Можно с уверенностью утверждать, что коренное решение современных экологических проблем возможно только при условии правильной и глубокой постановки экологического образования и воспитания.

ОТ ЭКОЛОГИИ СОЗНАНИЯ К ЭКОЛОГИИ ДУШИ

Н.В. Соколова, профессор кафедры педагогики Северного международного

университета

В последние десятилетия ясно обозначилось неотвратимое действие наиболее опасного фактора для всего человечества — экологического. Его угрозу до недавнего времени люди не воспринимали как не-

посредственную опасность, так как у человека отсутствует соответствующий биологический механизм, предупреждающий о

возможности самоуничтожения в резуль-

тате экологической неграмотности и преступности человека перед природой. Сформировавшаяся к XX столетию у человечества психология вседозволенности, потребительского отношения к природе привела к утрате единства человека с ней. Люди перестали осознавать, что человечество живет не в истории, а в природе. Наши предки интуитивно понимали, что их

Н.В.Соколова, 2000

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.