№2, 2000
г. Саранск — с. Атемар — верхо-I. По линии маршрута хорошо проявляется склоновая смена типов местностей (от лугово-степных до лесных); в эрозионных формах встречаются основные геологические формации восточной Мордовии — терригенная, карбонатная, кремнисто-карбонатная. Особенно интересны геологические объекты в окрестностях с. Атемар, где на сравнительно малой территории можно ознакомиться с верхнемеловыми, палеогеновыми и четвертичными осадками разного генезиса;
2) г. Саранск — Левжинский ланд-фтный заказник. Эго комплекс лесной,
НИ
кустарниковой и травянистой растительности севеоной лесостепи. На Левжинском
склоне растут терн, вишня степная, миндаль низкий, ракитник русский, крушина слабительная, шиповник, бересклет, жимолость лесная, а в травянистом покрове насчитывается более 240 видов растений из 38 семейств;
3) г. Саранск — Мордовский национальный парк “Смольный” Особенностью ландшафтной дифференциации террито-
рии Национального парка является хорошо выраженная склоновая смена природных территориальных комплексов от внутренних водораздельных пространств Алатыря и Пьяны к пойме Алатыря. Эта закономерность определяется пространственными изменениями элементов литогенной основы ландшафтов,
и
Смольный5
которые обусловливают перераспределение тепла и влаги, структурнофункциональные особенности геосистем и
ч»
их устойчивость к антропогенным воздействиям. В склоновой смене природных территориальных комплексов принимают участие геокомплексы хвойных, сме ных, широколиственных лесов. Встречаются болотные комплексы с обилием северных видов растений.
Результаты эколого-краеведческих экспедиций оформлены учениками в виде отдельных отчетов. Важнейшим компонентом эколого-краеведческой работы в
школе № 39 является сотрудничество с НПЦ экологических исследований и кафедрой ботаники Мордовского университета. Эго касается в первую очередь освоения пакетов компьютерных программ по экологии Мордовии, учебных компьютерных программ по экономической географии мира “GLOBUS”. Сотрудники НПЦ — В.А.Моисеенко, В.НСафонов — оказывают активную информационную поддержку всем учебно-научным программам школьников. Неоценимую помощь в организации
экспедиций ученики получают от доцента Т.Б. Силаевой.
Можно с уверенностью утверждать, что коренное решение современных экологических проблем возможно только при условии правильной и глубокой постановки экологического образования и воспитания.
ОТ ЭКОЛОГИИ СОЗНАНИЯ К ЭКОЛОГИИ ДУШИ
Н.В. Соколова, профессор кафедры педагогики Северного международного
университета
В последние десятилетия ясно обозначилось неотвратимое действие наиболее опасного фактора для всего человечества — экологического. Его угрозу до недавнего времени люди не воспринимали как не-
посредственную опасность, так как у человека отсутствует соответствующий биологический механизм, предупреждающий о
возможности самоуничтожения в резуль-
тате экологической неграмотности и преступности человека перед природой. Сформировавшаяся к XX столетию у человечества психология вседозволенности, потребительского отношения к природе привела к утрате единства человека с ней. Люди перестали осознавать, что человечество живет не в истории, а в природе. Наши предки интуитивно понимали, что их
Н.В.Соколова, 2000
£ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
образ жизни должен быть адекватен зако- атра, художественной литературы, общественных наук. Использование произведений литературы, особенно региональной,
нам природы, которая покоряется ли тому, кто сам подчиняется ей” (Ф. Бэкон).
В XX в. ученые-космисты, философы, писатели, утверждая идею особого предназначения человека, доказали, что жизнь человечества, его духовная эволюция возможны лишь в единстве и гармонии с природой. Современный человек, решая сиюминутные, порой примитивные задачи, далек от философского осмысления окружающего мира и осознания своего места в нем. В условиях нестабильной политики и больной экологии новые поколения не могут вырасти здоровыми, нормально развиваться умственно и нравственно. Одна из острых проблем обучения и воспитания молодежи — возрождение, формирование экологического сознания путем постижения прекрасного и непознанного мира природы. Чувство природы, ее красоты дано людям от рождения, и развивать его необходимо с раннего детства.
Непосредственное общение с миром животных, растений — вот важнейшее средство формирования
экологической культуры, основа развития интуиции, об-разно-эсгетического восприятия детства, логического мышления, духовного потенциала личности. Следует признать, что изучение отдельных вопросов по основам взаимодействия человека, общества с природой, включенных в программы дисциплин естественно-математического, художественно-эстетического циклов, не обеспечивает решение этой проблемы. Фундамент экологического сознания, экологической культуры может быть сформирован всем содержанием образования при интеграции различных дисциплин в системе межпредметных связей.
У современной молодежи необходимо воспитывать отзывчивость души, форми-
ровать чувство красоты, духовность средствами искусства: живописи, музыки, те-
музыки, живописи позволит усилить эмоционально-экологическую наЛравленность по таким предметам, как биология, география, химия, физика и др.
Межпредметная интеграция содержания образования позволит эффективно решать вопросы ее трансформации в педагогический принцип обучения и воспитания. Успешное решение этой задачи определяется, во-первых, соблюдением преемственности в работе всех форм учебнообразовательных учреждений, во-вторых, личной позицией, отношением воспитателя, учителя, преподавателя к ее решению. В процессе, экологического обучения и воспитания молодежи осуществляется и ее гуманистическое воспитание, одной из составляющих которого является ноосферное мышление, а также переход от экологического сознания к экологии души, что является первым шагом в решении проблемы самосохранения.
Землянам необходимо постичь законы развития окружающего мира, осознав свое место в нем и огромную ответственность за сохранение жизни на Земле. Современный человек часто пользуется искаженными, неверными представлениями об этом. Возникла необходимость в разработке и изучении во всех учебно-образовательных учреждениях специального интегрированного курса “Экология”, базирующегося на научных знаниях современного уровня. Однако основой нового курса должны
быть труды В.И.Вернадского о биосфере, А.Л.Чижевского по космической биологии,
философские идеи Ф.М.Достоевского, работы
Мартину са,
современных ученых, раскрывающие различные аспекты взаимоотношений человечества с природой, формирующих планетарное мышление человека будущего.