Екатерина Яковлевна Власова
Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики природопользования Уральского государственного экономического университета, лауреат премии им. В.Н. Татищева и Г.В. де Геннина в области науки, техники и медицины
Проблемы экологического воспроизводства в условиях реформ
Проблемы природопользования были и всегда будут актуальны вследствие того, что, являясь одновременно условием жизнедеятельности в целом, природная среда обладает специфическими свойствами, которые должны быть учтены при регулировании и оптимизации взаимоотношений в системе «общество - природная среда».
В числе этих свойств - саморегулирующая, самовосстанавливающая, самовоспроизводящая способности, которыми человечество пользуется и которым пытается доверить заботу о снижении оказываемого негативного влияния. Такое отношение «сходило с рук», пока не был достигнут тот самый предел «само...», за которым стали возникать экологические кризисы (локальные и охватывающие ряд регионов) и даже целые зоны экологических бедствий. Для человечества настало время одуматься и умерить свои аппетиты в бесконтрольном и безудержном наращивании потребления.
Возникла объективная необходимость целенаправленной деятельности по поддержанию вышеназванных качеств, свойств среды обитания и жизнедеятельности. Логичность этого очевидна, так как результаты деятельности человека по удовлетворению своих потребностей обусловлены балансами в природной среде, потенциалом природы, и чтобы продолжать пользоваться ими, необходимо «платить» природе за предоставленную ею возможность удовлетворять потребности, с тем чтобы сохранить для будущих поколений природно-ресурсный потенциал и компенсировать негативное воздействие на него.
Сущность такой «платы» заключается в компенсации потребленных (в ряде случаев ослабленных, обедненных) полезностей, которыми объективно обладает природная среда. Экономическим выражением (проявлением) этого является поддержание потребительских свойств, имеющих место без участия человека, пригодных и необходимых для
его жизнедеятельности (сам человек - часть природы), и возможное их приращение на основе затрат труда.
Кроме того, природная среда в целом, а значит, и ее структурные элементы, их свойства и взаимосвязи между ними обладают инерционностью - способностью сопротивляться негативному воздействию и сохранять свойства системы (но в то же время и способностью сохранять измененные (загрязненные) свойства даже после осуществления специальных восстановительных мероприятий). Таким образом, в системе «общество -природная среда» лаговый момент более продолжителен, чем в других сферах приложения труда (отраслях, производствах).
Масштабы необходимых компенсаций ущерба, причиняемого природной среде (а значит, населению, условиям социально-экономического развития), в нашей стране всегда были «скромными», они не увеличились и теперь. Весьма показательной в этом отношении является тенденция снижения
(причем системного) доли планируемых средств в расходной части бюджета страны - примерно с 1% в 1980-х годах до
0,4% в 1997 г. Опыт стран с более благоприятной экологической обстановкой свидетельствует о необходимости увеличения и поддержания этого показателя на уровне 3% ВНП для ее стабилизации и 5-7% ВНП для заметного улучшения.
Практикуемый ранее остаточный принцип финансирования природоохранных мероприятий должен получить адекватное принципам рационального природопользования развитие. Такой подход может быть представлен соответствующей схемой (см. рисунок).
Природные ресурсы, объекты с их свойствами
+
Трудовая
деятельность
У довлетворение потребностей
+
Сохранение
ПРП
Схема рационального природопользования
Очевидно, что это динамическое равновесие нарушено и продолжает нарушаться, так как в основном усилия направлены на реализацию первого элемента в правой части
условного равенства, причем с резко возрастающим дефицитом первого элемента в левой части равенства и снижением доли трудовой деятельности, необходимой для его предотвращения.
Названные проблемы (имеющие планетарный характер) рассмотрены автором ниже на примере проводимой в России социально-экономической реформы. Основной причиной выбора данного аспекта послужило то обстоятельство, что: на стыке старых и новых методов хозяйствования и взаимодействия в системе «природа - общество» существующие проблемы проявляются наиболее выпукло; экономика России отличается ярко выраженной природоэксплуатирующей базой; то же самое можно сказать о ее взаимоотношениях с другими странами и ее участии в международном разделении труда.
Особую важность и актуальность в рассматриваемой ситуации представляет проблема разгосударствления собственности, приватизация. Образно можно сказать, что право собственности, право распоряжения природными ресурсами и объектами является первым началом экономики (подобно первому началу термодинамики), так как оно определяет и право распоряжения полученным результатом их пользования.
В соответствии с Конституцией страны собственником природных ресурсов и объектов является население соответствующего уровня территориальной организации общества по иерархии: государство, субъекты Федерации, хозяйственно-административные образования -муниципалитеты, округа, районы, вплоть до хозяйствующих субъектов. Автор считает, что термин «собственность на природные ресурсы и объекты» условен, так как они никем не созданы, а обособление государственными и иными границами никогда не вычленит их из экосистемы более общего порядка (уровня) и не сможет отнять у других право пользоваться ими. Весь предшествующий период наша отечественная экономика фактически строилась на праве безраздельного государственного владения этими ресурсами и объектами, а государство, в свою очередь, «передоверяло»
их министерствам и ведомствам. Последние в полной мере распоряжались природными ресурсами и объектами в собственных интересах, что привело к таким экологическим последствиям, как деградация Арала, Волги, экосистем Урала и Западной Сибири, проблема Байкала, при полном отсутствии какой-либо ответственности за это со стороны государства, его ведомств, отдельных должностных лиц.
Законы федерального устройства государства обусловливают передачу полномочий по владению и распоряжению природными ресурсами и объектами регионам с последующим распределением этого права между хозяйствующими субъектами внутри субъекта Федерации. Практически все природные ресурсы и объекты остаются в государственной собственности. Олицетворяя государство, отдельные чиновники (избранные и не избранные, а назначенные волевым путем при пассивности основной части населения) в настоящее время принимают решения (ни в коем случае не отражающие интересы населения) о праве небольшой группы людей владеть, распоряжаться природными ресурсами и объектами. Более того, возможность получения квоты на экспорт природных ресурсов частными фирмами (лицами) резко снижает формы даже государственной собственности и распоряжения. Так называемая практика разрешения на экспорт природных ресурсов отдельным частным лицам лишает население возможности воспользоваться результатами их деятельности. Частные лица, получив такое право, реализуют ресурсы за рубежом и полученную валюту оставляют там же. Тем самым они снижают возможность инвестиций в экономику страны (деньги «работают» в другой стране), подрывают ресурсообеспечение отечественных природопотребителей, «сбивают» ранее достигнутую цену и при этом не несут никакой ответственности за экологические последствия изъятия ресурсов.
Сам процесс ускоренной, т.е. не подготовленной ни социально, ни экономически, ни экологически, приватизации (по типу ускоренной коллективизации, имевшей место в России в прежние годы) сузил круг лиц, имевших право распоряжаться как ранее созданными объектами народного хозяйства, так и природными ресурсами, т.е. обеспечил резкое расслоение населения. При этом очень незначительная его часть получила возможность радикально улучшить свои условия проживания (строить коттеджи за городом, покупать чистую воду, хорошие продукты питания, доброкачественное (дорогое) медицинское обслуживание, системно поправлять здоровье и отдыхать на лучших курортах мира) и снизить для себя экологический риск. Оставшейся части населения дано «право» пользоваться
гораздо худшими условиями жизнеобеспечения и не доживать до заслуженной пенсии как по выслуге, так и по старости. Можно сказать, что существующие приоритеты способствуют воспроизводству небольшой части населения и деградации основной его массы.
Процесс ускоренной приватизации первого этапа весьма больно ударил по сложившейся ранее практике закрепления ответственности градообразующих предприятий за экологическую обстановку в крупных городах. Новые владельцы предприятий вооружились лозунгом «Предприятие мое, теперь я не обязан платить городу и поддерживать экологическую инфраструктуру». За короткий срок возникла крупная проблема. Население, создавшее мощности и потенциал этих предприятий, оказалось «выброшенным за борт» вместе с его потребностями в лучшей экологической обстановке и достойных условиях проживания.
Первый этап приватизации не решил вопроса о праве собственности на землю, который является основной проблемой экологического воспроизводства, так как от этого зависит и экологическая, и продовольственная (количественная и качественная) безопасность населения страны. Проблема, на взгляд автора, даже не в том, разрешать или не разрешать куплю-продажу земельных участков, а в том, чтобы при этом могла быть реализована главная воспроизводственная функция земли и земля не превратилась в объект спекуляции для лиц, которые и не помышляют работать на ней, став владельцами.
Весьма неприятная и бесперспективная роль отводится при этом и предприятиям-природопользователям, вынужденным «включиться» в процесс дальнейшего ухудшения экологической обстановки. Дело в том, что отсутствие целостной государственной социально-экономической и экологической региональной политики заставляет их действовать по принципу «как-то надо выжить». Нарушается воспроизводственный процесс в целом, в том числе (и в первую очередь) воспроизводство природных ресурсов. Несоблюдение основных принципов в экономике для природопользования имело такие последствия, как резкое падение темпов строительства и ввода в эксплуатацию даже обычных очистных сооружений, не говоря уже о необходимости экологизации самой экономики. Более того, даже существующие очистные сооружения из объектов охраны природы превратились в объекты, загрязняющие природу. Так как они работают в основном с перегрузкой, то сводится на нет практика утилизации образующихся осадков, отходов. Причина - так называемое общесплавное водоотведение, а по сути - общая безответственность. И на этом фоне взимается плата за хранение этих самых отходов, техногенных образований, хотя очевидно, что они являются ничем иным, как потребительной стоимостью, созданной предшествующим трудом, но не реализованной полностью. Возникает экономический парадокс: нужны затраты, нужно отвлекать часть созданной стоимости, чтобы сохранять уже созданную стоимость, так как последняя грозит негативными экологическими и социальными последствиями. Эффекту, тем более эффективности, здесь нет места, т.е. отсутствует основополагающая категория экономики.
Для того чтобы избежать непосильных долгов и выдать зарплату своим работникам, предприятия идут на сокращение и без того скудных затрат на природоохрану, снижают долю амортизации в себестоимости продукции (забыв саму идею амортизации специфических основных фондов - природных объектов, все еще помогающих снижать негативное воздействие человека), не говоря уже о техническом перевооружении или использовании полученной прибыли на улучшение экологической обстановки.
Государство и здесь задает опережающие темпы - в данном случае темпы получения средств от предприятий и регионов на неподотчетные цели (ведение войны в своей же стране, наращивание аппарата управления, поспешную передислокацию вооруженных сил из других государств и т.д.). Хотя очевидно, что снижение налогового пресса и тем самым «открытие кислорода» для многочисленных потенциальных предпринимателей в сумме может принести в государственный бюджет больше, чем изъятие основной части созданной стоимости у малого количества предпринимателей, к тому же снижающих свою экономическую активность. Имеет место и еще одна, не менее опасная тенденция. Не стимулируется реальное предпринимательство, теряется интерес к труду: предприниматель лишается возможности
распорядиться полученным результатом (основной его частью), утверждается тезис «работать не выгодно, работой трудно обеспечить благополучие», т.е. идет процесс деградации личности (особенно подрастающего поколения) в противовес объективной необходимости ее (личности) воспроизводства.
Тенденция иждивенчества (в том числе по отношению к природным ресурсам и объектам) культивировалась в нашей стране десятилетиями. Нельзя считать это плодом только нынешней политики государственного управления и реформ. Были и периоды упомянутой выше насильственной коллективизации (как на нынешнем этапе, только в обратном порядке), массовой мелиорации, кукурузизации, индустриализации. При этом подспудно выдвигалась идея, что «надо сделать только вот это, и все будет хорошо, все будут накормлены, одеты, обуты, все будут довольны; нет надобности вкладывать большой труд, тем более трудиться добросовестно и системно». На эту же мысль наталкивает современная действительность. Создавать «свое дело», выпускать продукцию невыгодно, гораздо быстрее можно получить результаты в сфере купли-продажи, в банковском деле. Серьезность последствий в том, что деградирует и природа, и ее активная часть - человек, призванный регулировать отношения в системе «общество -природная среда».
Из-за нежелания группы людей, олицетворяющих власть в стране (и ранее, и ныне), считаться с законами экономики наша страна, ее граждане втянуты сегодня еще в один антигуманный и разрушительный для природы и человека вид деятельности - в производство и продажу вооружения, т.е. в потенциальное антивоспроизводство.
Этот процесс в принципе не имеет права на существование:
он разрушает природную среду, отвлекая огромное количество природных, территориальных ресурсов, самую высокоразвитую часть интеллектуального потенциала общества;
разрушается личность, так как трудящимся, занятым на предприятиях военно-промышленного комплекса, тоже надо получать зарплату и они уже готовы не считаться с тем, что втянуты в античеловеческую и антиприродную (антижизненную) деятельность; этот процесс противоречит самой идее устойчивого социально-эколого-экономического развития, потому что устойчивое развитие экономики не может быть обеспечено без устойчивости ее материальной основы - природной среды (природопользования), а создание и хранение вооружения таят опасность огромного количества случайных явлений, способных привести даже к глобальной катастрофе.
Спад производства продукции и объемов оказываемых услуг в действительности усугубляет проблему природопользования. Кажущееся улучшение экологической ситуации (уменьшение выбросов, сбросов, объемов складирования отходов при сокращении объемов производства) резко снижает активную составляющую мероприятий по охране и воспроизводству природных ресурсов и объектов, так как сокращаются финансовые ресурсы для этих целей. Таким образом, пассивное снижение загрязнений природопользователями не обеспечивает необходимые темпы активного осуществления природоохранных мероприятий (адекватно темпам воздействия на экосистему). Снижение активной составляющей ведет к резкому ухудшению эксплуатационно-технических параметров природоохранных сооружений и установок, к их моральному и физическому износу, а значит, «подготавливает» аварии и технологические катастрофы с непредсказуемой скоростью. Только за 1996 г. количество таких катастроф составило более тысячи1.
Эта тенденция становится сравнимой с практикой и режимом эксплуатации атомных станций - останавливать их также экологически опасно, пассивные действия не решают
1 Зеленый мир. 1997. № 29.
проблему.
Автор считает, что фактор активности в природопользовании соответствует необходимости активизации самой экономики во всех ее проявлениях. В этой специфической сфере надо не только быстрее реализовывать природоохранные мероприятия, адекватные темпам и масштабам экономической активности, но и развивать собственно экологическое предпринимательство. Последнее по своей сути является деятельностью в целях получения прибыли на основе практических мероприятий по рациональному природопользованию, успешно осуществляемой в мире конкурентной экономики и весьма перспективной в плане улучшения экологической обстановки и экологического воспроизводства в целом.
К сожалению, этап реформ проходит на фоне нарушенных экономических связей некогда единой, хотя и не очень эффективной, народнохозяйственной системы. Разрушение связей приводит к самым печальным последствиям -снижению возможностей и даже полному прекращению использования эффекта эмерджентности, свойственной всем системам. В мировой практике хозяйствования и природопользования, напротив, все более утверждается тенденция объединения, укрепления экономических связей с целью более эффективного использования результатов разделения труда, в том числе международного. Человечество в целом, в отличие от нас, все более и более определенно приходит к идее о необходимости обеспечения общей безопасности как гарантии обеспечения безопасности отдельных групп, единиц общества. Подтверждением тому является Хартия устойчивого экономического развития с учетом экологической безопасности, а также попытки регулировать процессы возможной деградации экосистем на планете путем создания и осуществления специальных программ, финансируемых Мировым банком и Европейским банком реконструкции и развития. Такая деятельность имеет здравый смысл и перспективу, так как принципы, утверждаемые при этом, бесспорны:
выжить на планете Земля можно только сообща, объединив
усилия;
последствия экологически катастроф и надвигающихся кризисов можно и нужно ликвидировать усилиями многих стран, даже оказывая помощь просто в виде финансовых ресурсов, с тем чтобы локализовать процессы и не дать им распространиться дальше (разумеется, в первую очередь на территорию стран, вносящих свой реальный вклад); разоружению, прекращению вследствие этого бесполезного потребления огромных ресурсов природы, включая человеческое здоровье и жизни, нет альтернативы. Разумеется, не следует обольщаться тем, что названные и общепризнанные задачи легко и быстро будут реализованы. Нельзя забывать и о том, что, к сожалению, в межгосударственных отношениях еще действуют принцип «дьявольского насоса» (Н. Моисеев), принцип «NIMBI», желание сохранить «ножницы» цен на продукцию добывающих и перерабатывающих отраслей, извлекая при этом дополнительную прибыль для своей страны за счет обеднения других стран, принцип объявления и утверждения зон экономических интересов далеко за пределами своей страны.
Решение вышеназванных проблем видится в поэтапном претворении в жизнь принципа единства элементов и паритетности социально-эколого-экономической парадигмы, которая должна заменить существовавшие ранее и сохраняющиеся по инерции тенденции ведомственного подхода и волюнтаризма. Назовем эти этапы.
1. Переход от декларирования к реальной практике демократизации и принципам федерализма:
1) разработка и осуществление научно обоснованной социально-экономической региональной политики;
2) совершенствование государственного устройства на принципах делегирования функций (а значит, и ответственности, отчетности перед населением за свою деятельность) низового хозяйствующего субъекта муниципальному (региону, федерации).
2. Осуществление как экологизации экономики, воспроизводства, так и «экономизации» экологии. Имеется в
виду ответственность и заинтересованность природопользователей при активизации их
предпринимательской деятельности, а также природоохранная деятельность на принципах предпринимательства.
Экологизация воспроизводства не может быть проведена одномоментно, здесь необходим поэтапный подход (см. таблицу).
Этапы экологизации воспроизводства
Этап Элементы воспроизво дства Содержание мероприятий, процессов
Формирование Соблюдение технологического режима,
культуры дисциплины;
производства (не соблюдение производственной дисциплины;
требует предотвращение излива жидкостей, выбросов,
капитальных и утечек пара, воздуха, газов, рассыпания твердых
текущих затрат, веществ через неплотности устройств, агрегатов,
но способствует о о а о & % о и м к о £ сооружений, вследствие разрыва проржавевших
достижению участков труб, воздухоотводов, контейнеров,
эффекта, равного емкостей;
одной трети предотвращение брака, потерь;
планируемых предотвращение перерасхода сырья, материалов,
результатов энергии;
мероприятий) предотвращение пересортицы, некондиций,
передозировки, неравномерности дозировок по
изделиям, продукции;
повышение качества и надежности, прочности,
износостойкости изделий; снижение материало-, сырье-, энергоемкости производств, готовой продукции, процессов; соблюдение условий и режима хранения сырья, полуфабрикатов, материалов; поддержание комфортности рабочих мест и предотвращение несчастных случаев, аварий
Экологизация РП Достижение проектных показателей эффективности
процессов Производственные процессы, функционирование агрегатов, устройст] очистных установок, сооружений;
производства: широкое использование «побочных» продуктов и
значительное сопутствующих материалов, веществ;
сокращение увеличение «выхода» конечного продукта из
сбросов, единицы вовлеченного в хозяйственный оборот сырья,
выбросов, материалов, энергии (добытой и полученной, изъятой
складирования из природной среды);
отходов (в применение биологических методов борьбы с
пределах вредителями в сельском хозяйстве, биостимуляторов;
проектного применение естественных удобрений (отходов
эффекта снятия загрязнений на животноводства, сапропелей, отходов переработки сельскохозяйственной продукции, отходов
очистных потребления)
сооружениях,
установках)
Внедрение Создание технологий, максимально
ресурсосберегаю приспособленных и «встроенных», подобно
щих и естественным процессам;
малоотходных внедрение биотехнологий;
технологий, достижение малоотходности (минимизации отходов)
биотехнологий производств; замена естественных видов сырья, материалов, веществ искусственно синтезированными адекватными по результатам и экологичными материалами; завершение процесса утилизации отходов в почвенных средах; использование возобновимых источников энергии (ВИЭ); совершенствование сельскохозяйственной технологии, селекционной работы
Ставшее традиционным объяснение положения дел в экономике нехваткой финансовых результатов, выпрашивание «подачек» у мирового банка и ряда стран, а также ссылки на то, что предыдущий экономический режим оставил «плохое экономическое наследие», несостоятельны.
Во-первых, экономика не может развиваться за счет вливаний извне, необходимо привести в движение внутренние силы и факторы. К ним относится создание системы экономической заинтересованности, условий экономической активности, экономической ответственности все большего числа предпринимателей, производящих продукцию, конкурентоспособную в последующем на мировом рынке. Автор считает, что многие виды продукции вполне удовлетворяют потребности населения страны, и это не может объяснить «привязку» потребителей к зарубежной продукции, в первую очередь сельскохозяйственной. Казалось бы, уже давно доказано, что иждивенец никогда не станет творцом и предпринимателем. К тому же за долги так или иначе надо платить.
Во-вторых, имеющийся потенциал, масштабы и характер производства, его результаты используются нерационально. Еще недавно имело место расходование средств на ведение войны в собственном государстве с большими экономическими и людскими потерями, поэтому теперь необходимы значительные ресурсы на восстановление разрушенного (хотя никто не понес ответственности за это крупномасштабное, государственное преступление);
раздут сверх всякой меры аппарат управления, требующий огромных затрат; отсутствует контроль за расходованием средств (развиты коррупция и воровство в крупных масштабах); имеющиеся резервы не используются. Слабо контролируется вывоз средств (превращаемых в валюту и оставляемых за рубежом) из страны. Предпринимаются попытки направить имеющиеся ресурсы на осуществление совершенно не оправданных и нецелесообразных ни с экономической, ни с социальной, ни с экологической точки зрения «проектов», с тем чтобы в процессе принятия решения и дальнейшей реализации удовлетворить интересы узкого круга людей.
Опыт СССР, России в самые тяжелые периоды (индустриализация, военные годы и послевоенный восстановительный период) доказали наличие огромного потенциала страны. Важно не «разбазарить» его, а сохранить и умножить.