УДК 502/504:37.03
Р.С.Гарифуллина, И.А.Юркина
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Статья посвящена вопросам экологического образования в системе среднего и высшего образования в РФ. Если средние школы несут ответственность за экологическое воспитание детей и подростков, то экологическое образование молодежи, по мнению авторов, является прерогативой высшей школы. В целом, работа по экологическому формированию личности должна представлять собой строгую систему с наработанной методологией и методикой воспитания и просвещения. По утверждению авторов экологическое образование, как часть общего образования, является носителем базовых ценностей культуры и неотрывно в деле формирования разносторонне развитого человека.
Ключевые слова: экология, экологическое воспитание, экологическое образование, культура, экологическая культура, окружающая среда, концепции образования, принципы образования.
R.S.Garifullina, IAYurkina THE CONCEPTUAL BASIS OF ECOLOGICAL EDUCATION IN RUSSIA
The article is devoted to questions of ecological education in the system of secondary and higher education in the Russian Federation. If secondary schools bear responsibility for ecological education of children and teenagers, ecological education of youth, according to the authors, is a prerogative of the higher school. As a whole, the work on ecological education of the personality has to represent a strict system with the definite methodology and technique of education. According to the authors ecological education, as the part of the general education, is the carrier of basic values of culture and is vital for the education of a developed personality.
Keywords: ecology, ecological education, culture, ecological culture, environment, education concepts, principles of education.
Важнейшим институтом развития экологической культуры является образование. Школа обеспечивает социализацию человека, университет формирует его личность и определяет направление будущей деятельности, принципы и знания, которыми каждый из нас руководствуется во взаимоотношениях с природой. Очевидность потребности в экологической ориентированности населения и приобретение способностей, стереотипов экологической самоорганизации вызвала потребность в усилении экологической составляющей образования. Вместе с практическими действиями в этом направлении появились педагоги в рамках учебного предмета «экология», соответствующие методические разработки, учебно-методические комплексы, исследования в области экономического образования и т.п.
В соответствии с Экологической доктриной РФ экологическое воспитание, образование и просвещение признаны одним из средств реализации государственной экологической политики нашей страны. Экологическое воспитание, призвано формировать активную природоохранную позицию, должно базироваться на идее необходимости и возможности выхода из экологического кризиса [1]. Конституционные обязанности сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам конкретизируются в действующем законодательстве РФ. Статья 12 Закона «Об охране окружающей природной среды» устанавливает, что граждане обязаны: принимать участие в охране окружающей природной среды, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды, своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. В разделе XI «Экологическое воспитание, образование, научные исследования» статьей 73 предусматриваются всеобщность, комплексность и непрерывность экологического воспитания и образования; в статье 74 говорится об обязательности преподавания экологических дисциплин во всех учебных заведениях независимо от их профиля. Статья 75 гласит, что при назначении на должность, аттестации и переаттестации необходимо учитывать профессиональную экологическую подготовку руководящих кадров и специалистов. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не допускаются к выполнению работы, требующей соответствующих экологических знаний
В последние годы в результате ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также под влиянием решений международной общественности (Декларация Рио, Повестка дня на XXI и др.) вопросам образования и воспитания придается все большая экологическая направленность. И в дошкольном и школьном возрасте превалирует воспитательный процесс, то в высшей школе возрастает роль образовательных аспектов. Здесь роль и значение экологического образования существенно возрастают, так как выпускники вузов в своей профессиональной деятельности в зависимости от ее направленности призваны участвовать либо в экологическом воспитании и образовании новых поколений, либо в развитии новых технологий, производственных процессов и услуг. Эпоха научно-обоснованного управления природными процессами ставит задачу целенаправленной экологической подготовки молодого поколения людей, формирования у них высокого уровня общей культуры, в том числе экологической. Образованию как системе всестороннего и духовного развития личности присущи экологические ценности, однако современное инструментально ориентированное образование не обеспечивает формирования
гуманистического мышления, которое является основой экологической культуры . В этой связи требуются новые концепция, методологические, теоретические и дидактические основы конструирования содержания и технологий образования, ориентированных на развитие экологической ментальности школьника. Это требование находит отражение в нормативных документах как международного, так и федерально-регионального уровней.
Экологическое образование, основной целью которого является формирование экологической культуры личности, ориентировано на комплексное решение социальных, экологических, культурных, собственно экологических проблем [2]. Цель экологического образования и воспитания - формирование личности как носителя экологической культуры с целостным представлением о жизни, об окружающем мире, руководствующейся в своей деятельности природосообразными принципами. Под экологическим образованием понимается не просто инкорпорирование элементов науки экологии в отдельные дисциплины и даже не опора на межпредметный подход, реализуемый как введение нового предмета «экология» на разных стадиях обучения - экологическое образование как мировоззренческая основа перехода общества на путь устойчивого развития должно трактоваться в широком смысле слова: как междисциплинарная парадигма системы образования на всех уровнях и для всех возрастов, вооружающая каждого индивидуума способностями решать жизненные задачи, опираясь на экологический подход к ним. Образование в перспективе представляется институтом всестороннего и духовного развития личности, деятельность которого будет основана на экологическом мировоззрении, опираться на базовые ценности культуры. В Законе «Об охране окружающей среды» сказано, что экологическое просвещение осуществляется в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется. Субъектами просвещения осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации, а также образовательными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, библиотеками, природоохранными учреждениями, организациями спорта и туризма, иными юридическими лицами [3].
Экологическая культура в системе образования рассматривается как условие творческой самореализации учащихся в учебно-исследовательской деятельности по решению экологических проблем, а с другой стороны как открытая, динамичная система, которая обогащается и совершенствуется в этой деятельности. Критериями развития экологической культуры школьников являются: личностная значимость экологической культуры как важнейшего компонента интеллектуальной и духовной культуры; глубина и осознанность овладения учащимися основными компонентами экологической культуры; устойчивость потребности учащихся в творческой самореализации в учебно-иссле-дова-тельской деятельности по решению экологических проблем.
Важнейшая задача экологического воспитания - экологизация нравственности. Сфера нравственно-экологической ответственности действует не только в рамках профессиональной морали. Бездумное отношение человека к природе в быту (на отдыхе, при потреблении «даров природы») ничуть не менее разрушительно и губительно, нежели целенаправленное производственное воздействие. Как правило, человек, которому с детских лет не привито нравственное отношение к природе, став субъектом производства, окажется, глух к запоздалым усилиям привить ему нормы профессионально-эко-логической морали. Одним из важнейших моментов экологизации морали является нравственно-экологическое воспитание и просвещение в семье, детских и учебных учреждениях, во всей системе общества. Нормы нравственного отношения к природе, ставшие внутренней потребностью, могут сыграть высокую роль в решении экологических проблем. Следовательно, без обновления научно-технической, инвестиционной, структурно-производственной сферы, без переориентации духовной жизни невозможно обновление сложившихся экологических отношений. Эти тенденции в изменении ценностных установок и должны быть поддержаны и развиты всей системой непрерывного экологического воспитания и образования.
Решение экологических проблем в огромной степени зависит от постановки экологического образования и воспитания подрастающих поколений. Вступающие в трудовую жизнь люди хорошо знать законы природы, пронимать взаимосвязь природных явлений, уметь предвидеть и оценивать последствия вмешательства в естественное течение различных процессов. У них должно быть выработано «экологическое мировоззрение», т.е. сознание приоритетного решения экологических проблем при осуществлении любых проектов, убеждение в том, что без уверенности в безвредности для окружающей среды того или иного мероприятия оно не должно реализовываться. Следовательно, наряду с новой модернизацией человечеству предстоит создать новую культуру во взаимоотношениях между людьми и с природой, субъектом которой является человек. В ее основе должно лежать всеобъемлющее воспитание и образование, которое естественно назвать экологическим.
Однако современное образование не способствует формированию гуманистического мышления на личностном уровне - проведенные опросы показывают, что уровень базовых знаний по проблемам экологии
у большинства школьников недостаточен, слабо развиты навыки сопоставления своих поступков с образцами экологически правильного поведения; школьники они не способны грамотно сформулировать ценностные суждения об отношениях человека к окружающей природной среде. Анализ опыта и литературы по педагогическим условиям оптимизации экологического образования позволяет выделить основные проблемы и трудности, возникающие на пути его эффективного осуществления: недостаточная подготовка педагогических кадров по проблемам экологического образования; отсутствие методико-дидактического комплекса по образовательной области «экология»; неразработанность методики экологического образования; необеспеченность преемственности на разных этапах непрерывного экологического образования; слабая материально-техническая база экологического образования подрастающего поколения [4]. До сих пор не реализована идея создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения: отсутствуют государственные стандарты для различных уровней экологического образования; недостаточно его кадровое и научно-методическое обеспечение; не выполняются требования закона РФ «Об охране окружающей природной среды»; недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования; не полностью задействован воспитательный потенциал общественных объединений. В этой связи требуется новый подход к экологическому образованию молодежи, осознанию его приоритетной роли в формировании общей и экологической культуры.
Одной их существенных причин низкого качества экологического воспитания является неадаптированность современного экологического знания к специфике воспитательных задач, неполная осведомленность педагогических субъектов о природных процессах, их скрытом и трансграничном характере. Это имело место и раньше, но только теперь в условиях возросшей мощи и масштабности антропогенных воздействий, цена просчетов общества стала очень высокой [5].
Сегодня требуются новые концепции, методологические, теоретические и дидактические основы конструирования содержания и методики образования. Существующее ныне экологическое образование, основанное на аналитических знаниях о Природе, узко прагматически и потребительски ориентированное, не смогло переломить природоразрушительные тенденции последнего времени. Это свидетельствует о необходимости коренного изменения философии и методологии экологического воспитания и образования, основанного на принципиально новом, целостном, синтетическом представлении о Мире и месте в нем Человека. Подобное воспитание и образование должно дать людям ясное и аргументированное знание об основных принципах и закономерностях взаимодействия людей, общества и природы.
В этом плане интерес представляет метафизическая методология решения экологических проблем, которая предполагает установку на сохранность и целостность, организованностей, обеспечение их воспроизводимости и неразрушаемости, требует рефлексивного расчета последствий, прогноза вариантов хода событий после действия, их вероятности и степени соответствия критерию сохраняемости целостностей, как в локальных объемах, так и в универсальных объемах. Иными словами, вводится идея «вписанности» любых человеческих действий в бытие целостности и универсума. В рамках этой концепции особая роль отводится культуре мышления, необходимости овладения самыми современными формами, разработанными в конце XX и начале XXI века - без этого призывы к новому пониманию экологического подхода становятся иллюзорными. Это актуально прежде всего педагогической среды, так как от педагогического корпуса зависит быстрота вхождения в жизнь подобных форм самоорганизации, налаживания механизма трансляции культуры. Педагоги должны овладеть проверенными образцами и моделями метафизической техники системно-объектного анализа, охватывающего масштабы как локальными, так и универсальными [6].
В последние годы экологическое образование развивается в рамках концепции, серьезно повлиявшей на представления людей о дальнейшем пути развития цивилизации. Речь идет о концепции устойчивого развития как прогресса, при котором удовлетворяются потребности настоящего поколения без риска ограничить удовлетворение потребностей будущих поколений[7]. Одна из основ концепции -взаимодействие антропоцентричного и экоцентричного подходов к проблеме взаимодействия природы и общества. Первый из них связан с представлением о ноосфере в понимании В.И.Вернадского, второй нашел наиболее яркое воплощение в положениях экологической этики Олдо Леополда. Образование в рамках этой концепции должно обеспечить соответствующую систему ценностей. Такие «экологические» ценности, как чистый воздух, чистая вода, которые находятся под угрозой, и без которых невозможно выживание человечества, воспринимаются через призму личного комфорта - высшей цели и ценности для большинства людей. «Мыслить глобально, действовать локально» - эта фраза французского биолога Рене Дюбо стала девизом экологического образования [8]. Концепция устойчивого развития может играть роль «зонтика» для различных отраслей знания, системообразующего фактора при реализации новой системы образования.
Модель экологического образования в рамках концепции устойчивого развития представляется наиболее соответствующей сегодняшней ситуации. Положительные тенденции в развитии экологического образования наметились с недавнего времени. В Москве прошел круглый стол ведущих общественных экологических организаций. На нем были выработаны предложения по выполнению решений всемирного
саммита по устойчивому развитию в Российской Федерации. Похожий список, но применительно к мировому сообществу в целом, накануне саммита выработал «Гринпис». Оба документа содержат наиболее животрепещущие проблемы окружающей среды и развития, важнейшие из которых - соответствие нагрузки, оказываемой человечеством на биосферу и способности биосферы выдерживать эту нагрузку. Стоит отметить, что большинство этих проблем не рассматриваются в рамках существующей системы экологического образования, где центральное место по прежнему отводится изучению закономерностей динамики популяций, сукцессии экосистем, пищевых взаимосвязей.
В такой ситуации внедрение концепции образования для устойчивого развития станет ключевой задачей ближайших лет. Её успешное решение повлияет на формирование экологического сознания, повысит интерес молодежи к сфере инженерных и технических специальностей, станет стимулом к развитию современных экологичных технологий и к реализации экологических проектов. Это важный фактор становления гражданского общества и перехода России от «мирового ресурсного донора» к динамично развивающейся на основе внедрения эффективных и перспективных технологий стране.
Литература
1.Гайсин И.Т. Преемственность системы непрерывного экологического образования Автореф. Дис. ... д-ра пед. наук. - Казань, 2000.- 32 с.
2.Гизатуллина И.М. Традиции татарской народной педагогики, как средство формирования национального самосознания учащийся подростков/ Гизатуллина И.М. - Казань,1999.-284 с.
3.Глазачев С.Н. Экологическая культура и образование: очерки, истории, теории и практики.-М.,1997.-197с.
4.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Естествознание, 1990.-172с.
5.Глушкова Л.С. формирование экологической воспитанности школьников: Автореф. дис. ... канд. пед. наук.- Калининград, 1999.- 20 с.
6.Гончарова Ю.А педагогическое проектирование среды экологического образования средствами исследовательской деятельности
7.Гришина Е.А Молодежь и реформы. Экономико-политический аспект// Молодежь и становление новой России. - М.: Внити, 1996. С.34-36.
8.Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации (конец XIX - 90-е XX вв.). Материалы XIX сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической науки/ Под ред. М.В. Богуславского и З.И. Равкина. - М.: ИТОП РАО, 1998. - 290 с.
1. Gajsin I.T. Preemstvennost' sistemy nepreryvnogo jekologicheskogo obrazovanija Avtoref. Dis. ... d-ra ped. nauk. - Kazan', 2000.- 32 s.
2. Gizatullina I.M. Tradicii tatarskoj narodnoj pedagogiki, kak sredstvo formirovanija nacional'nogo samosoznanija uchashhijsja podrostkov/ Gizatullina I.M. -Kazan',1999.-284 s.
3. Glazachev S.N. Jekologicheskaja kul'tura i obrazovanie: ocherki, istorii, teorii i praktiki.- M.,1997.-197s.
4. Global'nye problemy i obshhechelovecheskie cennosti.- M.: Estestvoznanie, 1990.-172s.
5. Glushkova L.S. formirovanie jekologicheskoj vospitannosti shkol'nikov: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk.-Kaliningrad, 1999.- 20 s.
6. Goncharova Ju.A. pedagogicheskoe proektirovanie sredy jekologicheskogo obrazovanija sredstvami issledovatel'skoj dejatel'nosti
7. Grishina E.A. Molodezh' i reformy. Jekonomiko-politicheskij aspekt// Molodezh' i stanovlenie novoj Rossii. - M.: Vniti, 1996. S.34-36.
8. Gumanisticheskaja paradigma obrazovanija i vospitanija: teoreticheskie osnovy i istoricheskij opyt realizacii (konec XIX - 90-e XX vv.). Materialy XIX sessii Nauchnogo Soveta po problemam istorii obrazovanija i pedagogicheskoj nauki/ Pod red. M.V. Boguslavskogo i Z.I. Ravkina. - M.: ITOP RAO, 1998. - 290 s.