Научная статья на тему 'Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях'

Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3980
541
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / PSYCHOLOGICAL COUNSELING / EFFICIENCY / RESEARCH METHODS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Арпентьева Мариям Равильевна

Статья посвящена проблемам и направлениям изучения эффективности социально-психологического консультирования и психотерапии в зарубежных исследованиях. Обсуждаются наиболее актуальные вопросы методологии исследований консультирования и эффективности. Рассматриваются функции психологической помощи в современной цивилизации. Особое внимание уделяется критике возможностей психологической помощи и обсуждению ее негативных эффектов в развитии человека и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of efficiency of social-psychological counselling of foreign investigations

The article deals with the problems and directions of research on the effectiveness of socio-psychological counseling and psychotherapy in international research. What is discussed, are the most topical issues of research methodology, and counseling effectiveness. What is also discussed, is the psychological support in modern civilisation. Special attention is paid to criticism of opportunity for psychological help and discussion of its negative effects in the development of societas.

Текст научной работы на тему «Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях»

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.983

Арпентьева Мариям Равильевна

Калужский государственный университет mariam_ira@mail.ru

ПРОБЛЕМЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Статья посвящена проблемам и направлениям изучения эффективности социально-психологического консультирования и психотерапии в зарубежных исследованиях. Обсуждаются наиболее актуальные вопросы методологии исследований консультирования и эффективности. Рассматриваются функции психологической помощи в современной цивилизации. Особое внимание уделяется критике возможностей психологической помощи и обсуждению ее негативных эффектов в развитии человека и социума.

Ключевые слова: психологическое консультирование, эффективность, методы исследования.

Современные зарубежные исследования психологического консультирования и психотерапии включают несколько основных направлений. Это, прежде всего, методологическое, в рамках которого лидируют качественные исследования и качественный подход [18], включающий «эвристические исследования, феноменологический анализ и изучение «жизненного опыта» субъектов консультирования, консультативного дискурса, осуществляемые как в рамках «кейс-стади», так и других, выборочных и статистических методов [20]. К типичным объектам исследования в работах Дж. МакЛеода и К. Мустака-са относятся навыки и техники консультирования, феномены взаимодействия, а также анализ проблем эффективности и результативности консультирования. В сравнительном контексте изучаются краткосрочное, в том числе ограниченное по времени («time-limited therapy») и ургентное, а также долгосрочное консультирования, их разные направления (школы). Критикуются претензии ур-гентных направлений помощи на существование универсальных, действенных во всех типах ситуаций, способов помощи, а также проблемы неудовлетворенности клиентов эффективной и успешной помощью, не предоставляющей клиентам возможности свободы выбора, времени и пространства переживания реализации этой свободы: превращение психологической помощи в «починку психологических механизмов». Рассматривая эти проблемы, исследователи, например, Дж. МакКарти, выходят к пониманию многослойности психологической помощи как диалога, исцеляющей роли в нем не столько психотехнических, сколько ценностносмысловых аспектов, не столько «починки», сколько развития, не столько избавления от страданий, сколько их ценностное осмысление [17].

В рамках методического подхода фокусом исследований является проблема методов изучения эффективности и успешности консультирования. Наиболее широко распространен подход к изучению феноменов, процессов и эффектов, связанный с изучением консультативных бесед («conversation analysis), а также консультативного дискурса как диалогического и убеждающего. Исследования при этом осуществляются как в форме «кейс-

стади», так и в ряде других, в том числе опросных форм [23]. В работах Х. Данберри, Дж. Девиса и других исследователей отмечаются сложности методического аспекта исследования консультирования, существование различий критериев и общей эффективности в работе специалистов разных школ и личностных типов с клиентами разных половозрастных, культурно-религиозных и социально-статусных групп, с компетентными и некомпетентными в консультировании клиентами. Кроме того, важной проблемой остается и классический вопрос о различиях критериев эффективности и успешности разных форм и видов консультирования, психотерапии и супервизии [2; 6; 7]. Особенно проблематична, по мнению зарубежных исследователей, оценка эффективности в кросскультурном консультировании: кросс-культурные штудии используются как «выпуклый пример» или модель, отражающая противоречивость и неоднозначность процессов и результатов взаимных влияний общающихся, их рефлексии и преобразования субъектами консультирования, наблюдателями и исследователями [6]. Помимо оценок клиентов в изучении эффективности консультирования используются ее оценки со стороны экспертов и супервизоров, а также их оценки клиента и результатов его продвижения в ходе консультирования («dient assessment»), оценки личности и деятельности консультанта, его развития в ходе консультативной деятельности, супервизии и переобучения.

Следующий подход, социокультурный, контекстно-ориентирован: в рамках этого подхода ставится вопрос о социально-политической и социально-экономической эффективности и значении консультирования и психотерапии, ее пользе и издержках.

В рамках подхода активно критикуется медицинская парадигма помощи, эксплуатирующая «мифы о психических болезнях», «комплексах». Иногда, например, Р. Бреггин, указывается на «токсичность» психиатрии («toxic psychiatry»), ее вред для личности и общества [4], необходимость «де-медикализации» («de-medicalizing misery»).

Консультирование и психотерапия в современном мире начали выступать как формы религиозного сознания и опыта [22], будучи, как пишет

38

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

© Арпентьева М.Р, 2015

Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях

Дж. Спинелли, на самом деле, обожествленными «науками лжи», переполненными ошибками, казусами и неточностями [24]. Их существование связано с осуществляемой в интересах профессионального сообщества, а также социально-политических интересах управляющих сообществом лиц, целенаправленной «мануфактурой жертв».

Психотерапевтическая и психиатрическая «индустрии» (therapy industry, manufacturing victims), по мнению другого критика, Т Диненна, эксплуатируют общество, мешая людям самостоятельно решать их проблемы и использовать внутренние силы [9]. Поэтому в последнее время, например П. Молони, активно изучаются причины «психотерапевтической эпидемии» [19], в том числе в контексте традиционных моделей «плацебо», те «доказательства успешности», которые обусловили власть психотерапии в обществе.

Д. Хили, Дж. Мессон, другие исследователи концентрируют внимание на заблуждениях и ошибках в психиатрии и психологической помощи в целом, особенно в связи с тревогой специалистов и общества по поводу злоупотребления людьми, модифицирующими психическое состояние лекарственными препаратами: своеобразного «фармагеддона» (pharmageddon) [13; 15]. Анализируются «парадоксы пациентов» (patient paradox), связанные с тем, что многочисленные заблуждения и откровенные фальсификации в психиатрии, психотерапии и консультировании, вместо пользы приносят клиенту вред, но, как отмечает М. Макар-ти, клиент может считать этот вред пользой [17].

С. МакКарти-Джоунс и другими учеными отмечается значимость проверки эффективности (создание системы методов и критериев для тестирования) процессов оказания помощи. Указывается, что специалистам, в первую очередь, необходима смена парадигм в понимании и лечении психозов: преодоление негативных последствий «фармагед-дона» и «переосмысление безумия» («rethinking madness»): исправление допущенных ошибок лежит в пространстве поиска «смыслов безумия» (search for the meanings of madness), «слушания голосов» (hearing voices) клиента, в том числе - голосов галлюцинаций [16]. Исследователи отмечают, что клиенту нужны сочувствие, понимание и любовь, а не лекарства [4]. Подчеркивают роль внимательности в психотерапии, диалога с клиентом и взаимопонимания, наличие которого положительно сказывается на оценках эффективности [20; 21]. Роль взаимопонимания как феномена «обучения и бытия» в консультировании хотя и не является осмысленной в должной мере, однако, «между строк» присутствует во всех работах. Отмечается важность психологических и системных подходов к изучению психических нарушений и их исцелению [22].

Отдельная часть критики, которая связана с педагогическим подходом к изучению консуль-

тирования, ориентирована на переосмысление сеттинга: включает исследования, фиксирующие неэффективность «лечения беседой» [19], включая эффекты плацебо и эффекты, роднящие психологическую помощь с шаманскими практиками и другими практиками более или менее откровенной манипуляции сознанием клиента. Изучая критерии и способы эффективности помощи, специалисты, на их основе, формулируют для клиентов советы как извлечь максимальную пользу из психотерапии. Изучение самого консультирования как «лечения беседой», предполагающей «знание когда и что сказать» [24], сталкивается со многими трудностями, поскольку, будучи полем совместной жизнедеятельности, взаимоотношений, консультирование не является «запрограммированным» процессом. Напротив, жесткое программирование, вне базовых, общих для различных направлений психотерапии и моделей консультирования, принципов общения, организующих сеттинг, деструктивно - прежде всего, для консультанта. Поэтому подчеркивается важность постоянного повышения квалификации, обучения, супервизии и самосупер-визии специалиста, важность заботы консультанта о самом себе (self-care) как ведущем компоненте успешной и эффективной помощи, развития его компетентности как умения «учиться и быть» («learning and being»).

Нормативно-правовой подход, помимо факторов «любви» к клиенту как человеку, выделяет проблемы осознания и соблюдения нормативноправового и этического аспектов консультирования, включая вопросы заключения и соблюдения контрактов, соблюдения и нарушения конфиденциальности и т.д. [25]. Этот подход, как отмечают

Э. Тжелвейт, Б. Картрайт и другие, внешне парадоксальным образом пересекается с подходом, ориентированным на осмысление ценностно-смысловых аспектов консультирования. С вопросом ценностных и этических аспектов психологической помощи, по мнению исследователей, пересекаются вопросы религиозно-духовного развития и осмысления консультативных отношений [5], понимания и раскрытия тайного сакрального или «теневого», их взаимодействия, соотношение глубинного и «вершинного» понимания (смыслов жизни, ценностей личности) и осознания трансперсональных аспектов преобразующих отношений в эффективном консультировании, а также осознания «теневых сторон» личности и общения. Обращение к ним даже психически больным людям дает возможность «духовного спасения» и пробуждения, путем перехода «через безумие к освобождению». Консультирование, как пишет Э. ВанДорцен, в его трансперсональном измерении рассматривается как повседневная мистерия, имеющая многочисленные и важные для понимания происходящего экзистенциальные аспекты, пласты [8], именно их

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

39

ПСИХОЛОГИЯ

существование обусловливает неэффективность ургентной и унифицированной помощи: диалог с клиентом не может быть осуществлен «на скорую руку». Экзистенциальность психологической поддержки не отрицает возможности подчас «мгновенного» проникновения в жизненный мир клиента и такого же «мгновенного» исцеления. Однако, за «мгновением» - огромная предыстория, в ходе которой клиент и консультант учатся быть людьми, выживая в мире, в котором выживание подчас просто - невозможно. Важный момент этой разномасштабной по времени и охвату лиц мистерии - с ее чудесами исцеления - этика и ценности консультанта [25], во многом определяющие эффективность и успешность помощи.

Следующий подход, ориентирован на анализ процессов и результатов помощи клиентам, попавшим в экстремальные ситуации, пережившим или переживающим травмирующий опыт и/или находящихся в состоянии горевания, тяжелой «объектной» потери. В психотерапии (острого или хронического) горя (grief therapy) выделяются специальные классические и современные техники и креативные практики (например, психотерапия творчеством, библиотерапия, дебрифинг). Внимание исследователей обращено к процессам смысловой реконструкции опыта потерь в диалоге клиента и консультанта. Особенно интересно подчеркнуть «новое возвращение» в психологическую помощь психофизиологических подходов: они включаются в системы работы с клиентами и пациентами, позволяя за счет интеграции физиологических и психологических механизмов исцеления, работать с самыми сложными проблемами. «Сенсорные» и иные диалоги, обращенные к фокусированию человека на опыте телесных переживаний и их трансформации в психологически безопасной среде, - по мнению исследователей, демонстрируют высокую эффективность помощи.

В рамках исследований влияния и преодоления опыта травмы, практиками и учеными обращается особое внимание на осмысление в консультировании ее симптомов: изучения «памяти тела», неозвученных из-за травмы голосов и / или голосов «самой» травмы («unspoken voice»), а также синхронизмов и предупреждаюших об опасности знаков и «историй» в диалоге и жизни клиента и консультанта («cautionary tales»). Дж. Сиднелл и Т Стиверс, многие другие зарубежные ученые отмечают в качестве важного момента сеттинга «преобразующую силу чувствовать себя в безопасности» («feeling safe») [22]. Так, в популярной нейрофизиологической теории «блуждающих нервов» (polyvagal theory), основанной на идее о том, что выбор поведения и психологический опыт диктуются «физиологическим состоянием», отмечается, что в состоянии стресса нервная система может «саботировать» способность человека понимать

происходящее, соотносить факты, явления. Нервная система оценивает риски и безопасность в окружающей среде автоматически и все время. Ощущение безопасности является, поэтому, относительным и зависит от состояния нервной системы.

В процессе помощи нужно не столько интенсивно втягивать клиента в преобразование его смыслов и жизнедеятельности сами по себе, сколько создавать атмосферу безопасности. Деятельность «обезболивает» переживание, человек какое-то время не чувствует стресс, однако, это, по мнению Ст. Поргеса, не снимает стресс и его последствия [22]. Он полагает, что люди используют деятельность и других людей, чтобы регулировать собственные психические состояния: быть человеком означает так или иначе зависеть от другого человека. Однако в процессе развития человек создает себе безопасные условия, создавая границы своего жизненного пространства, конфиденциальность, которая дает возможность не быть сверхбдительным и принять участие в жизненных процессах, требующих, как преобразующее взаимодействие, «безопасных» сред. В ситуации травмы «ошеломляющие впечатления» оказывают интенсивное влияние на переработку информации, а также рождают потребность «вернуться к истокам», найти возможность - место и время - осмыслить необычный опыт в психологически и физически безопасной обстановке.

Особенно выраженные проблемы организации эффективного и успешного взаимодействия психолога с клиентом обнаруживаются в практике и исследованиях работы с «военным стрессом», «войной нервов», в ходе которой человек лишен ощущения безопасности. Таким образом, важнейшее условие результативной помощи - безопасность - нарушено или недостижимо изначально.

С этим связан следующий подход: «суперви-зорский». Потребность в безопасности. Как и ряд других потребностей, в настоящее время активно эксплуатируется в консультировании и обществе в целом. Ради реализации стремления к защищенности клиент может приходить к консультанту снова и снова, двигаясь, вместе с консультантом, «по кругу». Возникает так называемый конфликт интересов, осмысляемый и регулируемый в рамках доктрин биоэтики, в том числе, доказательной медицины, персонифицированной психиатрии и т.д. Однако, чтобы выйти из этого круга и отсечь эффекты типа «плацебо», исследователи и практики предлагают более радикальное решение конфликта интересов: полное или частичное разрушение практик психологической поддержки. Они отмечают необходимость обратить внимание на практики активизации. Особо пристального взгляда, на их взгляд, заслуживает разработка подходов и техник руководства самопомощью клиентов: групп самоподдержки и взаимной поддержки. Кроме

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова Ji> 2015, Том 21

Проблемы эффективности психологического консультирования в зарубежных исследованиях

того, для успешного прохождения консультативной мистерии, как практики преобразования себя и клиента, консультанту нужна супервизия: интегративная, развивающая, желательно групповая, связанная с творческим переосмыслением опыта жизни и консультирования, реализующая стремление консультанта к обучению, трансформации -супервизия как трансформация и «стремление учиться» («passionate supervision»).

П. Хенндерсоном, С. Бейджер-Чарлесон и другими учеными подчеркивается важность нравственно осмысленных психотерапевтических отношений, что связано с внедрением в консультирование и обучение ему рефлексивных практик [2; 14]. Такие отношения предполагают становление консультанта, а потом и клиента «рефлексивным исследователем» (becoming a reflexive researcher), опору на собственные смыслы (осознания и переживания) как использование ими самих себя в исследовании своей жизнедеятельности и жизнедеятельности окружающих [10]. Это также требует целенаправленного обучения начинающих консультантов, проведения систематических контекстно-интегративных супервизий и самосуперви-зий, разработки методов обучения клиентов быть клиентами, консультантов - консультантами, осознавать эффекты (процессы и результаты) психологической помощи.

В подходах, ориентированных на осмысление проблем профессиональных деформаций и психологического выгорания подчеркивается необходимость помощи консультанту, указывается, что сострадание к клиентам рождает усталость, ведет к более или менее интенсивной и обширной косвенной травматизации («vicarious trauma»). Миф о безмятежном консультанте (myth of the untroubled therapist) игнорирует вопросы подчас конфликтного соотношения частной жизни и профессиональной практики.

Вопреки сложившемуся ранее взгляду на выгорание как на «знак» окончания (продуктивной) профессиональной карьеры, снижения профессиональной эффективности консультанта, выделяется в самостоятельное направление позиция Д. Глау-берман, Д. Адамс и ряда других исследователей. С их точки зрения, «радость сгорания» (joy of burnout) может стать «новым началом» (new beginning), началом нового этапа в развитии консультанта [12; 21]. Для этого специалисту важно не переоценивать свою устойчивость (resilient practitioner) в преодолении стрессов и разочарований, но помогать себе и пользоваться помощью окружающих: близких, супервизора, проводить самосупервизию. Консультант нуждается в самопомощи и заботе [1; 12]. Он нуждается, как пишет С.Форвард, в том, чтобы быть взрослым, а не «взрослым ребенком» ^dult children), и, помогая клиентам освобождаться от «токсинов» их и своего

прошлого опыта, например, опыта общения с «токсичными родителями» (toxic parents), «токсичными наставниками», «токсичными клиентами», чтобы самому не стать «токсичным консультантом» [11]. Супервизорский подход отмечает, что супервизия и иная помощь консультанту могут быть организованы и в форме в разной мере системного или контекстного коучинга или самосупервизии, в том числе творчеством. Исследователи постулируют существование различных, в том числе по вкладу в работу с консультантом, типов и аспектов «клинической мудрости» супервизора («different wisdom»). Супервизия позволяет помогать консультанту в развитии его свободы, конгруэнтности в практике помощи («freedom to practice»). Важна также самопомощь клиента и консультанта, изучение ее возможностей и ограничений, техники, позволяющие активизировать внутреннюю силу в трудных ситуациях («inner strength»), а также на способность клиента «выжить без психотерапии», поскольку психотерапевтическая помощь в некоторых случаях оказывается, как подчеркивает Дж. Мессон, не более, чем иллюзией (illusion of psychotherapy), связанной с ошибками и неудачами [15].

Резюмируя, отметим, что практически все зарубежные исследователи, подчеркивают значимость критического мышления, рефлексии в области консультирования и психотерапии, направленных на демистификацию консультирования [24], его научно-философское осмысление. Множественность кризисных тенденций и тенденций активного развития представляют разнонаправленность развития консультирования и психотерапии за рубежом, которая свойственна и отечественной практике помощи. К позитивным моментам исследований можно отнести накопленный опыт теоретических и практических разработок в сфере психологической помощи. К негативным - чрезмерную ажитацию тех или иных сторон рассматриваемых проблем: и качественный, феноменологический, и количественный, классический, и медицинский, и психологический, и социально-правовой и социально-экономический, и социально-политический и духовно-этический, и активизационный и супер-визорский подходы - все они нацелены на решение общей, теоретико-практической задачи и не могут быть изолированы. Напротив, трансдискурсив-ность и метапарадигмальность все в большей мере становятся естественно складывающейся рамкой исследований психологической помощи, предотвращающей как ее упрощение, так и усложнение. Главный вывод, который утверждается всеми исследователями и поддерживается нами, консультирование - его процессы и результаты - поддаются исследованию и предоставляют практике консультирования ценные результаты, стимулирующие обновление практики и ее дальнейшее развитие.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика № 3

41

ПСИХОЛОГИЯ

Библиографический список

1. AdamsM. The myth of the untroubled therapist. -N.Y.: Rout., 2013. - 160 p.

2. Bager-Charleson S. Reflective practice in counseling and psychotherapy. - N.Y.: Learning Matters, 2010. - 192 p.

3. Bond T., Sandhu A. Therapists in court. - N.Y: SAGE, 2005. - 144 p.

4. Bregginp. Toxic psychiatry. - N.Y.:

HarperCollins, 1993. - 578 p.

5. Cortright B. Psychotherapy and spirit. - N.Y: State Univ., 1997. - 272 p.

6. Danbury H. Bereavement counseling effectiveness. - N.Y., 1996. - 280 p.

7. Davies J. Cracked. - N.Y.: Icon Books Ltd, 2014. - 336 p.

8. Deurzen van E. Everyday mysteries. - N.Y: Routledge, 2009. - 384 p.

9. Dineen T. Manufacturing victims. - N.Y.: Constable, 1999. - 336 p.

10. Etherington K. Becoming a reflexive researcher. - N.Y.: King., 2004. - 284 p.

11. Forward S. Toxic parents. - N.Y.: Bantam, 2002. - 320 p.

12. Glouberman D. The joy of burnout. - N.Y: Skyros Books, 2002. - 256 p.

13. Healy D. Pharmageddon. - N.Y: Univ. of California Press, 2013. - 320 p.

14. Henderson P A different wisdom. - N.Y.: Karnac Books, 2009. - 268 p.

15. Masson J. Against therapy. - N.Y., 1992. - 340 p.

16. McCarthy-Jones S. Hearing voices. - N.Y., L.: Cambr. Univ., 2013. - 470 p.

17. McCartney M. The patient paradox. - N.Y.: Pinter&Martin, 2012. - 336 p.

18. McLeod J. Qualitative research. - N.Y.: SAGE, 2011. - 352 p.

19. Moloney Р. The Therapy industry. - N.Y.: Pluto Press, 2013. - 264 p.

20. Moustakas Cl. Phenomenological research methods. - N.Y., 1994. - 208 p.

21. Norcross J.C., Guy J.D. Jr. Leaving it at the office. - N.Y., 2007. - 238 p.

22. Porges St. Clinical insights from the polyvagal theory. - N.Y.: Norton, 2014. - 288 p.

23. Sidnell J., Stivers T. The handbook of conversation analysis. - N.Y: Wiley-Blackwell, 2014. - 848 p.

24. Spinelli E. Demystifying therapy. - N.Y.: PCCS Books, 2006. - 248 p.

25. Tjeltveit A. Ethics and values in psychotherapy. -N.Y.: Routl., 1999. - 352 p.

42

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова Ji> 2015, Том 21

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.