УДК 159.9
ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ
Елена Петровна Логунова
кандидат педагогических наук, доцент [email protected] Анастасия Сергеевна Мартынова
студент
Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы духовно-нравственного потенциала современной молодёжи и причины деформации ее ценностных ориентаций.
Ключевые слова: современная молодёжь, духовно-нравственное развитие, духовный потенциал, ценностные ориентиры.
Сегодня российское общество переживает сложный процесс трансформации во всех сферах жизни, следствием чего становится появление нового культурного типа человека. Одна из главных характеристик этого «нового человека» - то, что ключевыми для него являются материальные приоритеты. Эти процессы имеют самые негативные последствия для социального благополучия современной молодежи. К сожалению, молодые россияне сталкиваются в обществе не только с материальным, но и моральным дефицитом. Обращаясь к вышесказанному можно сказать, что помимо содержания и наполненности духовной жизни молодежи меняется также и само понятие духовности, вследствие чего оно воспринимается молодыми людьми размыто.
Потребительские стандарты поведения, пришедшие к нам с процессом глобализации, вынуждают молодежь удовлетворять постоянно растущие материальные потребности за счет духовного развития, что приводит к замене истинно духовных ценностей ценностями материальными [8, с. 30].
В философской литературе понятие "духовное" трактуется в противопоставлении "материальному". "Духовное" считается
противоположностью рациональному, прагматичному и бездушному.
Под духовностью понимают духовность жизни человека с высокими нравственными идеалами, ее наполненность христианскими добродетелями, постоянное самосовершенствование.
Таким образом, духовность можно определить как внутреннее качество индивида, социальной группы, сообщества и общества в совокупности. Духовность - это форма существования сознания индивида как субъекта исторического развития. Рассматривая понятие духовности, следует иметь в виду, что ее ценность определяется качеством содержания, а не количеством. Чтобы представить полноценное рассмотрение духовной жизни современной молодежи, необходимо проанализировать три основных компонента молодежной духовности: культурный компонент (ценностные ориентации молодежи); интеллектуальный компонент (акцент на познавательных
ценностях молодежи); моральный компонент (нормы морали современной молодежи).
Ценностно-культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями: само формирование ценностных ориентаций в молодежной среде сегодня представляет собой сложный и противоречивый процесс; среди жизненных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь, образование.
Образование как ценность воспринимается через призму общественного спроса на специалистов с высшим образованием. Частично это свидетельствует об утилитарном отношении к выбору профессии и, следовательно, к выбору желаемого направления образования. О бедности молодые люди судят весьма категорично, не видя (или не желая видеть) причины, которые к ней приводят, и объясняя это "неспособностью жить и адаптироваться".
Это особенно заметно при анализе ценностных ориентаций юношей и девушек в возрасте до 18 лет. Исследование показывает, что основными ценностями, определяющими смысл жизни молодых людей до 18-ти лет и в возрасте 23-30 лет, являются здоровье (до 18 лет - 12%, от 18 до 23 лет - 14%), материальное благополучие (до 18 лет - 19,5%, от 18 до 23 лет - 15%), любовь (до 18 лет - 19%, от 18 до 23 лет - 20 и 15%).
Семья остается, к сожалению, одной из немногих традиционных ценностей для молодежи. Ценности и духовный мир молодого человека формируются в семье и в обществе в процессе образования и воспитания. Однако часть молодого поколения ставит на первое место не семейные ценности, а материальное благополучие. Они считают, что, прежде всего, нужно стать независимым от родителей, сделать карьеру, и только потом заводить семью.
Рассмотренные данные позволяют выделить несколько направлений ценностных ориентаций современной молодежи: процесс индивидуализации, ориентация на собственные достижения, желание иметь высокооплачиваемую
работу, которая обеспечит наличие основных ценностей - комфорта и высокого уровня потребления.
Будущее любого общества во многом определяется интеллектуальным ресурсом этого общества, главным носителем которого является молодое поколение. Карл Мангейм отметил, что молодые люди призваны вывести общество из кризиса, потому что именно они являются субъектом, способным мобилизовать свои скрытые резервы [5].
В связи с этим необходимо учитывать ценность образования и науки как основных институтов, реализующих интеллектуальный потенциал, суть которого раскрывается в удовлетворении потребности в знаниях [6, с. 21].
Молодежь как наиболее восприимчивая к инновациям социальная группа быстро усваивает ценностные модели рыночной, капиталистической культуры. По сравнению со старшим поколением молодые сотрудники характеризуются индивидуалистической стратегией поведения в сфере работы, в частности, своей готовностью прилагать все усилия для максимизации прибыли.
Образование ценится молодыми людьми в той мере, в какой оно приносит доход и повышает статус.
Таким образом, образование теряет свою реальную ценность и становится лишь средством достижения высокого положения в обществе, которое связано с большими материальными возможностями и наличием власти.
Таким образом, подытоживая вышеперечисленные проблемы, можно сказать, что основными ориентирами при выборе будущей профессии для современной молодежи являются достижение высокого положения в обществе, наличие возможностей для финансового самоутверждения и т.д.
Нравственность как часть духовной жизни современной молодежи определяется уровнем развития в массовом сознании основных жизненных ценностей и их структурой.
Современная Россия, оказавшись перед непростым выбором дальнейшего пути развития, ориентируясь на вектор технологического и потребительского развития, переживает глубокие изменения в сфере своих политических,
экономических и культурных ценностей. Государство, некогда самодостаточное в духовном смысле, постоянно движется к консолидации с чуждой системой нравственных ценностей, оторванной от традиций национальной культуры. Внедрение западных ценностей в российское духовное пространство приводит к формированию в России двойных моральных стандартов, что, в свою очередь, создает дисгармонию между личностью и обществом.
Тем не менее, обращаясь к социологическим исследованиям, можно сделать вывод о сохранении высокой значимости среди молодежи таких ценностей, как любовь, дружба, здоровье, семья, престижная работа [1, с. 143].
С сожалением отметим, что патриотизм как ценность в сознании современной городской молодежи слабо развита. Большинство молодых людей не видят никаких перспектив для самореализации и готовы покинуть свою страну.
Следует подчеркнуть важность религии в формировании нравственности современной молодежи.
Хантингтон С. отмечает, что в России "ленинское светское атеистическое государство» было заменено современным российским государством, которое позиционирует православие как ключевой элемент русской духовности и культуры" [3].
Таким образом, можно сделать вывод, что нравственные нормы современной молодежи формируются под влиянием двух мощных процессов: глобализации и возрождения православия как главной национальной религии.
Традиционные нравственные ценности России включают в себя: государственность и суверенитет, социальную справедливость и равенство, терпимость, ценность религиозных и мифологических идей, духовное самосовершенствование, жертвенность и преданность, уважение к традициям, любовь, устои патриархальной семьи, видение и понимание женщины в этой семье как матери и хранительницы домашнего очага и т.д. [5, а47].
В период так называемой первичной социализации личности в возрасте 18-20 лет формируются базовые ценности, которые затем остаются достаточно стабильными и претерпевают изменения только в кризисные периоды жизни человека и его социального окружения [2, с. 121].
Современная молодежь социализируется в сложных условиях трансформации традиционных ценностей и формирования новых социальных отношений. Такая ситуация приводит к растерянности, неуверенности в собственном будущем и, самое главное, безразличию ко всему, все это способствует нередко росту агрессивности и экстремизма среди молодежи, повышению уровня девиантного и делинквентного поведения молодежи [7, с. 25]. Отправной точкой для активной разработки этих проблем можно условно назвать период начала 90-х годов прошлого века, то есть период, который совпадает с началом процесса глобализации. Вернее, это процесс глобализации, а затем активной американизации, который многие винят в появлении проблемы деградации современной российской молодежи.
Робин Уильямс еще в 60-е годы ХХ века выделил основные ценности американцев, которые с годами не потеряли своей актуальности, более того, стали еще в большей степени интегрированными в духовное сознание американцев [5, с. 223]. Среди выделенных ценностей можно отметить: личный успех; активность и трудолюбие; эффективность и полезность; прогресс; вещи как признак благополучия; уважения к науке и т.д.
В заключение следует отметить, что процесс глобализации является неотъемлемой частью развития современного мира. В связи с этим повторное закрытие "железного занавеса" с целью воспитания духовно здоровой молодежи не может являться оправданно конструктивным решением. В процессе осуществления диалога с другими странами должно реализовывать отбор и «фильтрацию» потока поступающей информации, сохраняя при этом национальную самобытность культуры. Общество без культурных основ, ценностей и традиций, человеческого сознания и ответственности, духовных и
нравственных принципов не способно выжить. Она теряет стабильное состояние сообщества людей и приходит в упадок.
Список литературы:
1. Аббаньяно Н. Экзистенция как свобода // Вопросы философии. 2017. №7. С. 146-148.
2. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия: Учебное пособие. -Белгород, 2018. C. 119-227.
3. Баёв П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. https://ecsocman.hse.ru/data/2011/06/11/1267347850/Baev.pdf
4. Бойков В.Э. Ценности и ориентиры общественного сознания россиян // Социс. 2019. № 7. С. 46-51.
5. Вишневский Ю.Р., Ковалева А.И., Луков В.А., Ручкин Б.А., Шапко В.Т. Практикум по социологии молодежи. М.: 2018. 265 с.
6. Воронина Т.П. Философские проблемы образования в информационном обществе //Автореферат дис. д-ра филос. наук. М.: 2019. 36 с.
7. Журавлев В.В. Формирование духовной культуры молодежи: проблемы, поиски, решения // Социально-политические науки. 2019. № 6. С. 24-26.
8. Козлова О.Н. О реальности и целостности поколения современной российской молодежи // Молодежь в контексте социальных перемен. М.:2017. С. 31-44.
UDC 159.9
PROBLEMS OF THE SPIRITUAL LIFE OF MODERN RUSSIAN
YOUTH
Elena P. Logunova
Сandidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor
E-mail: [email protected] Anastasia S. Martynova
student
Michurinsky State Agrarian University
Michurinsk, Russia
Abstract. The article deals with the problems of the spiritual and moral potential of modern youth and the causes of deformation of its value orientations.
Key words: modern youth, spiritual and moral development, spiritual potential, value orientations.
Статья поступила в редакцию 29.03.2022; одобрена после рецензирования 11.04.2022; принята к публикации 12.05.2022.
The article was submitted 29.03.2022; approved after reviewing 11.04.2022; accepted for publication 12.05.2022.