Научная статья на тему 'Духовный потенциал современной молодёжи: Актуальные проблемы и возможные пути их решения'

Духовный потенциал современной молодёжи: Актуальные проблемы и возможные пути их решения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
963
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ МОЛОДЁЖЬ / CONTEMPORARY YOUTH / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ / SPIRITUAL MORAL DEVELOPMENT / ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SPIRITUAL POTENTIAL / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / THE SELFDETERMINATION OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Костюк Юлия Анатольевна, Казанцева Дина Борисовна

Особенности духовно-нравственного потенциала современной молодёжи и причины деформации её ценностных ориентаций. Возможные пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPIRITUAL - MORAL POTENTIAL OF THE CONTEMPORARY YOUTH

The article touches the special features of the spiritual moral potential of the contemporary youth. The causes of the values changing of the youth and as the consequence the rising problems of the self-development of the personality and the society as the whole. Children acquire and appropriate values of adults. And today these values are exposed to resolute revision. And, there is it in the extremely unstable social, economic, ecological, psychological situation, during change of types of spiritual culture, in essentially changed moral atmosphere. The ways out of these problematic situation are suggested.

Текст научной работы на тему «Духовный потенциал современной молодёжи: Актуальные проблемы и возможные пути их решения»

УДК 159.9

ДУХОВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Костюк Юлия Анатольевна, кандидат психологических наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, пр. Вернадского, д. 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: Julia.kostyuk@mail.ru

Казанцева Дина Борисовна, кандидат психологических наук, Пензенский государственный университет; ул. Красная, д. 40, Пенза, Россия, 440000; e-mail: dinasens@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Особенности духовно-нравственного потенциала современной молодёжи и причины деформации её ценностных ориентаций. Возможные пути выхода из сложившейся проблемной ситуации.

Ключевые слова: современная молодёжь, духовно-нравственное развитие, духовный потенциал, самоопределение личности.

Тема духовности и духовно-нравственного воспитания личности в последнее время всё чаще обсуждается на всех уровнях. Её актуальность определяется состоянием современного российского общества, характеризующегося глубоким кризисом духовности, нравственности и культуры подрастающего поколения и общества в целом, охватившим все стороны жизнедеятельности человека.

Особо остро эта проблема стоит в подростковой и молодёжной среде, так как именно этот слой социума наиболее подвержен внешним воздействиям в силу своих возрастных особенностей. Известно, что дети усваивают и присваивают ценности взрослых. А сегодня эти ценности подвергаются решительному пересмотру. Причём происходит это в крайне нестабильной социальной, экономической, экологической, психологической обстановке, в ходе смены типов духовной культуры, в принципиально изменившейся нравственной атмосфере, когда не просто ниспровергнуты все идеалы, авторитеты, но и отсутствуют значимые общественные силы, ответственно утверждающие новые нормы, что ведёт к духовному вакууму [7].

Изменения социально-экономической и политической ситуации в стране привели к необходимости становления и самоопределения молодёжи в условиях изменяющегося общества, теряющего ценностные ориентиры и существенно деформировавшего духовный потенциал — важнейший критерий психического и духовного здоровья личности и основы её становления.

Развитие молодёжи происходит путём наследования социокультурных образцов духовной жизни старшего поколения, с учётом изменяющегося социального опыта и получаемых новых знаний, идей, в результате чего формируются специфические индивидуально-личностные потребности, интересы, ценности. Эволюция общественных отношений происходит путём изменения социальной структуры в связи с политическими, идеологическими, экономическими, культурными реформами. Однако при этом подразумевается необходимая гармонизации разнонаправленных социокультурных процессов. Особенность сложившихся ныне условий — обилие различных, противоречащих друг другу смыслов и значений информации, формирующей амбивалентность, лабильность и неустойчивость сознания молодого поколения, требующей противоположного поведения, что ведёт к дезорганизации личности. В современной реальности молодёжи приходится жить в услови-

ях глубоких противоречий — между размытостью ценностно-нормативных стандартов и агрессивностью наступающих современных образцов культуры; между потребностью общества в преемственности духовно-нравственной самоорганизации самоопределяющейся личности и отсутствием теоретически обоснованных форм и методов организации жизнедеятельности молодых людей.

Это детерминирует специфичность поведения молодёжи во взаимодействии со сверстниками и представителями старших поколений, выливающегося в столкновения и конфликты.

Социокультурная регуляция духовной жизни молодёжи, как правило, осуществляется посредством потребления духовной культуры, обеспечивающей условия и средства становления её как субъекта производства духовных и физических сил и оптимальное адаптационное вхождение в социокультурное пространство. Это пространство содержит высшие образцы духовных и нравственных ценностей в сферах индивидуального и группового сознания, которые определяют выбор смысложизненных ценностей в ходе самоопределения и самореализации в рамках молодёжной субкультуры.

Снижение эффективности институциональных и нарастание спонтанных саморегуляционных процессов приводит к ситуации неопределённости, размытости, нечёткости ценностно-нормативных стандартов. Современные социокультурные образцы, широко представленные в СМИ, оказывают неоднозначное влияние на сознание и поведение молодых людей. Знание о внешнем и внутреннем мире, о себе у молодых людей конструируется создаваемым информационным пространством, воспринимаемым как реальность с последующим выстраиванием по нему алгоритма собственной практической деятельности. Возникновение у молодого человека той или иной потребности, предопределяемой такой информацией, свидетельствует о том, что полученные знания приобрели для него смысл стимула, побуждающего к действию. Таким образом, в современном мире складывается ситуация, когда не человек управляет реальностью, а ирреальность, поданная определённым образом посредством СМИ, в известной степени управляют им, формируя ценности потребления материальных благ.

В январе 2010 года в Пензенской области было проведено психолого-социологическое исследование молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет [6], чтобы выявить доминирующие у них ценностные ориентации. Результаты исследования свидетельствуют, что современная молодёжь отдаёт приоритет материальным благам, при этом большинство из них считает, что материальные ценности и достижение материального благополучия более приоритетны, чем духовно-нравственное развитие. Такие ценности, как патриотизм и любовь к родине, для большинства опрошенных оказалась не значимыми. Ценность красоты природы и искусства значима лишь для 14% респондентов, великодушие считают ценным качеством 11%, бескорыстие — 17%, смирение — 11% участников исследования. При этом смирение определяется современной молодёжью как одно из самых бесполезных качеств в современном мире, в то время как материальное благополучие (деньги, карьера, власть) значимо для более чем 90% опрошенных. При этом любовь, честность и доброта востребованы более чем на 70%, однако большинство респондентов уверены, что эти качества скорее помешают их карьерному росту, чем будут ему способствовать [6].

По результатам исследования можно явно проследить наличие внутренних противоречий у молодого поколения. К таким традиционным ценностям, как добро, честность, справедливость добавились новые ценности: карьера, успешность, независимость. Однако, в сознании молодых людей реализация новых ценностей несопоставима с сохранением прежних, традиционных. Это заблуждение приводит к внутриличностному конфликту и требует психологической коррекции.

Ранее в диссертационном исследовании [9] нам удалось выявить ряд предполагаемых причин превалирования низкого уровня духовно-нравственного развития у современной молодёжи. К ним относятся:

— отсутствие у молодых людей чётких представлений о понятиях, характеризующих духовно-нравственную сферу;

— отсутствие значимости в реальном сознании современной молодёжи ценностей, провозглашаемых образовательными учреждениями для мотивации воспитательно-образовательного процесса учащихся (познание, творчество, активная жизненная позиция);

— недостаточный уровень развития воли и эмпатии как основных элементов эмоционального и поведенческого компонентов в процессе духовно-нравственного развития.

Неразрешённые личностные противоречия, как отмечает А.А. Деркач, выливаются в противоречия с социумом, когда желания не соответствуют способностям, а характер не позволяет использовать способности в направлении осуществления желаний. Только гармонизация этих составляющих обеспечит реализацию сверхвозможности субъекта [3, с. 82]. При этом необходимо регулировать внешние и внутренние условия, способность к построению зрелых типов жизнеотношений, оптимально развивающих личность.

По направленности воспроизводства элементов духовной жизни или их отсутствия можно судить о направленности и устойчивости процессов в обществе, перспективах сохранения его культурно-исторической целостности и уникальности, где и закладываются основы менталитета с особым восприятием мира и духовности. Основы верований и ценностей, традиций закреплены в глубинных пластах сознания, придавая менталитету устойчивость и способность передаваться из поколения в поколение. Преемственность при этом всегда являлась главным стабилизирующим фактором в механизме воспроизводства, играя роль важнейшего социального регулятора. Поэтому столь важно то, что общество передаёт молодёжи. Социальное наследование формирует мировоззренческие позиции. Информационное пространство, создаваемое вокруг молодёжи, как среда обитания, способно нести как позитивный, так и негативный заряд, который, воспроизводясь в новом поколении, способен стабилизировать или дестабилизировать индивидуальную и общественную жизненную ситуацию. Игнорирование информационной составляющей преемственности, насыщение её деструктивной информацией ценностей бездуховности способствуют созданию долгосрочных деформаций в общественном сознании и поведении, качественно ухудшая жизнь российской молодёжи и её потомства уже в недалёком будущем.

Современные трансформационные процессы затронули основание бытия человека, детерминируя изменение его качественных параметров. В российском обществе, где доминирует славянская культура, особенность которой — воспроизводство собственно духовного развития личности и общества, детерминирующее всё многообразие культурных проявлений, уже нарушена преемственность передачи исторического духовного опыта молодому поколению. Именно он, воспроизводясь, сохранял сущность и преемственно передавался в ролевых моделях из поколения в поколение. Последние десятилетия опыт старших поколений перестал предопределять ориентацию на будущее подрастающего поколения. Продолжая наследовать, они уже не воспроизводят социокультурные образцы, ролевые модели предыдущих поколений.

Столь фундаментальные изменения не происходят одномоментно, существует переходный этап апробации новых социальных структур на обломках устоявшейся менталь-ности путём болезненного процесса её трансформации. Доминирование устаревших ценностей прекращается, и проявляются новые ценности, соответствующие плюральному обществу. Отсюда и особенность нынешнего периода — сосуществование разных ценностей, часто противоречащих друг другу. Это определяет лабильность и неустойчивость сознания и амбивалентность социального положения личности. Именно поэтому основной отличительной характеристикой современной реальности становится социальная дезорганизация и неопределённость, множество противоречий в духовном воспроизводстве, существенная трансформация духовно-нравственных ценностей особенно у молодёжи. Массовая культура, конструируя новую целостную картину мира, формирует не терминальные, а инструментальные ценности, определяя линию поведения человека, влияя на процесс формирования индивидуального и группового сознания и определяя, таким образом, будущее российского общества.

На состоявшемся в Москве ещё в 1996 году международном конгрессе, посвящённом духовному единению народов, была выдвинута идея единой для всех народов цели развития общества, утверждено начало перехода человечества на новый виток эволюционного развития — от человека разумного к человеку духовному. Становление человека духовного предложено считать целью развития современного общества. Следовательно, духовный потенциал молодёжи в современном обществе, с учётом всех происходящих в нём изменений, может быть восстановлен только в контексте перспективного общественного развития с принятием общечеловеческих ценностей и смыслов, при нахождении баланса между ценностями общества и ценностями самореализующейся личности, при уравновешивании всей системы личных и общественных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

[1]. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001; Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика, образ мыслей. Учебное пособие. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

[2]. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. — М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994.

[3]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752 с.

[4]. Добреньков В.И. Глобализация и Россия: Социологический анализ. — М., 2006.

[5]. Ильин И.А. Путь духовного обновления. Собр. соч. в 10 т. Т.1. — М.: Русская книга, 1993.

[6]. КазанцеваД.Б. Трансформацинные процессы духовного потенциала личности: Монография / Д.Б. Казанцева; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пензенский гос. ун-т» (ПГУ). — Пенза, 2010.

[7]. Коваль Н.А. Духовность в системе профессионального становления специалиста: дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1997.

[8]. Костюк Ю.А. Феномен духовности и его место в развитии акмеологии // Акмеология. 2012. № 4 (44). С. 90-95.

[9]. Костюк Ю.А. Психологические основы духовно-нравственного развития подростка в процессе учебной деятельности: дис. ... канд. псих. наук. — М., 2003.

[10]. Мальковская И.А. Профиль информационно-коммуникативного общества (обзор современных теорий) // Социологические исследования. 2007. № 2.

[11]. Федоркина А.П. Массовые формы поведения в контексте новой социальной реальности // Акмеология. 2010. № 4 (36). С. 65-69.

[12]. Шадриков В.Д. Духовные способности. — М.: Магистр, 1996.

SPIRITUAL — MORAL POTENTIAL OF THE CONTEMPORARY YOUTH

Julia A. Kostyuk, K.Ps., the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration; pr. Vernadsky, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail:Julia.kostyuk@mail.ru

Dina В. Kazantseva, PhD in Psychology, docent, Criminal Law Department, Penza State University; mastering in Akmeology and Psychology of Professional Activities Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Vernadsky prospect 84, Moscow, Russia, zip code 119606; e-mail: dinasens@mail.ru

ABSTRACT

The article touches the special features of the spiritual — moral potential of the contemporary

youth. The causes of the values changing of the youth and as the consequence the rising

problems of the self-development of the personality and the society as the whole. Children acquire and appropriate values of adults. And today these values are exposed to resolute revision. And, there is it in the extremely unstable social, economic, ecological, psychological situation, during change of types of spiritual culture, in essentially changed moral atmosphere. The ways out of these problematic situation are suggested.

Key words: contemporary youth, spiritual — moral development, spiritual potential, the self-determination of personality.

REFERENCES

[1]. Anan'ev .G. Chelovek kak predmet poznanija. — SPb.: Piter, 2001; Bitjanova M.R. Social'naja psihologija: nauka, praktika, obraz myslej. chebnoe posobie. — M.: JeKSMO-Press, 2001.

[2]. Bratus'.S. Psihologija. Nravstvennost'. Kul'tura. — M.: Menedzher, Rospedagentstvo, 1994.

[3]. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala. — M.: Izdatel'stvo Mosk-ovskogo psihologo-social'nogo instituta; Voronezh: NPO «MODJeK», 2004. — 752 s.

[4]. Dobren'kov V.I. Globalizacija i Rossija: Sociologicheskij analiz. — M., 2006.

[5]. Il'in I.A. Put' duhovnogo obnovlenija. Sobr. soch. v 10 t. T.1. — M.: Russkaja kniga, 1993.

[6]. Kazanceva D.. Transformacinnye processy duhovnogo potenciala lichnosti: Monografija / D. Kazanceva; Federal'noe agentstvo po obrazovaniju, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovanija «Penzenskij gos. un-t» (PGU). — Penza, 2010.

[7]. Koval' N.A. Duhovnost' v sisteme professional'nogo stanovlenija specialista: diss. ... kand. psihol. nauk. — M., 1997.

[8]. Kostjuk Ju.A. Fenomen duhovnosti i ego mesto v razvitii akmeologii // Akmeologija. 2012. № 4(44). S. 90-95.

[9]. Kostjuk Ju.A. Psihologicheskie osnovy duhovno-nravstvennogo razvitija podrostka v processe uchebnoj dejatel'nosti: dis. ... kand. psih. nauk. — M., 2003.

[10]. Mal'kovskajaI.A. Profil' informacionno-kommunikativnogo obshhestva (obzor sovremennyh teorij) // Sociologicheskie issledovanija. — M., 2007. № 2.

[11]. Fedorkina A.P. Massovye formy povedenija v kontekste novoj social'noj real'nosti // Akmeologija. 2010. № 4(36). S. 65-69.

[12]. Shadrikov V.D. Duhovnye sposobnosti. — M.: Magistr, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.