проведение их экологической экспертизы. Без осуществления этого механизма туристическим организациям будет крайне сложно решить земельные вопросы, соблюсти все законодательные ограничения, что приведет либо к прекращению развития туристического комплекса края, либо к его развитию в теневом секторе экономики.
Для системного развития сферы туризма Главным управлением экономики и инвестиций разрабатывается проект Программы развития туризма в Алтайском крае на среднесрочную перспективу. Её основными целями являются создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного высокотехнологичного всесезонного туристического комплекса, направленного на полное гармоничное удовлетворение потребностей граждан России и иностранных граждан в туристических услугах, а также сохранение уникальных природных и социально-культурных рекреационных ресурсов Алтайского края при полноценном их использовании для развития сферы туризма. Достижение этих целей требует работы по следующим направлениям с активным привлечением рекламы:
- формирование нормативно-правовой базы туризма Алтайского края и оказание организационно-методической помощи туристическому сектору экономики со стороны администрации края;
- формирование имиджа Алтайского края как центра всесезонного туризма и продвижение его туристического продукта на российский и международные рынки;
- стимулирование развития материально-технической базы туризма путем привлечения российских и иностранных инве-
стиций для реконструкции действующих и создания новых средств размещения;
- развитие инфраструктуры территорий (транспорт, электроснабжение, связь, коммунальное хозяйство), создание благоприятных условий для развития туристических зон на территории края.
Туризм может являться серьезным источником доходов в бюджет. Развитие государственно-частного партнерства во многом решает вопросы вывода бизнеса из теневого сектора экономики. Формирование современного туристско-рекреационного комплекса края позволит не только сделать качественный скачок в развитии отрасли, но и решит многие другие социально-экономические задачи. Развитие туристического потенциала экономики позволит увеличить в целом ее конкурентоспособность, что не только приведет к улучшению баланса денежных потоков Алтайского края, но и будет способствовать увеличению оборота денежных средств.
Библиографический список
1. Арефьев В.Е. Туризм на Алтае: предпосылки развития и проблемы полезности / В.Е. Арефьев, А.В. Чудов. — Барнаул, 2004. — 128 с.
2. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм: учебное пособие для вузов / Д.К. Исмаев. — М.: Мастерство, 2007. — 192 с.
3. Егоров Г.М. Туристские районы СССР. Алтайский край / Г.М. Егоров, В.С. Ревякин, А.О. Кеммерих. — Барнаул: Профиздат, 1997.
4. Романов А.А. География туризма: учебное пособие / А.А. Романов, Р.Г. Саакянц. — М.: Спорт, 2005. — 464 с.
+ + +
УДК 338.3.1:663.1 А.В. Боговиз,
Д.С. Пивнев
ПРОБЛЕМЫ ДОХОДНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ЗЕРНА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
Ключевые слова: Алтайский край,
производство зерна, государственная поддержка, стабилизация доходов сельхозпроизводителей.
Доходность сельскохозяйственных
предприятий в России остается крайне низкой. В основе этой экономической ситуации лежат причины как объективного,
так и субъективного характера. Парк сельскохозяйственной техники недостаточен, практически изношен, суммы, направляемые на обновление парка машин, хоть и значительные, но процент обновления пока остается небольшим; хозяйства слабо заинтересованы в повышении своей эффективности. Все это усугубляется диспаритетом цен на промышленную и сельскохозяйственную продукции, сезонным колебанием стоимости зерна и возрастающим уровнем инфляции, которая и сводит рентабельность сельхозпроизвод-ства в стране к минимальному уровню.
Рассматриваемый круг проблем касается всех отраслей аграрного сектора АПК, но он особенно актуален для зерновой отрасли, которая в агропромышленных регионах России, в том числе в Алтайском крае, является структурно образующей.
По мнению ведущих экономистов России, решение данной проблемы возможно путем совершенствования механизмов государственной поддержки доходности производителей зерна.
Признавая в качестве одного из приоритетных направлений развития аграрной экономики внедрение в производство современных технологий, Правительство РФ широко практикует использование системы компенсационных выплат с учетом специализации и региона сельскохозяйственного производства.
Наиболее утвердившимися в отечественной практике являются:
— дотации и компенсации для поддержки элитного семеноводства и племенного дела в животноводстве;
— компенсации части затрат на электрическую, тепловую энергию, природный газ и другие виды топлива, используемые специализированными предприятиями на технологические нужды при выращивании овощей в защищенном грунте и предприятиями по переработке льна и конопли;
— дотации на поддержку овцеводства;
— компенсации до 30% затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;
— компенсации до 50% затрат сельских производителей на страхование урожая сельскохозяйственных культур и др.
На региональном уровне формируется механизм поддержки сельхозпроизводст-ва из бюджета региона и местных бюджетов. Их объемы, с одной стороны, определяются уровнем необходимого со-
финансирования для получения федеральных бюджетных средств, с другой стороны, количеством действующих целевых программ поддержки и заложенных в них средств исходя из возможностей бюджета.
В существующем механизме государственной поддержки АПК субъектов Федерации предусмотрен предварительный сбор от них заявок и обоснований сумм в рамках постановления Правительства РФ. По нашему мнению, это обстоятельство значительно увеличивает сроки расчетов и приводит к тому, что объемы компенсаций и дотаций доводятся до хозяйств уже фактически после выполнения ими полевых работ.
Механизм государственной поддержки предусматривает реализацию этих цифр без корректировки на уровне региона. При этом поступившие суммы адресно перечисляются на счета конкретных товаропроизводителей, получателей средств.
Следует признать, что на сегодняшний день налажен достаточно эффективный механизм контроля по целевому использованию этих средств. Кроме того, на уровне Министерства сельского хозяйства России ведется мониторинг эффективности распределения и использования бюджетных средств между конкретными получателями государственной поддержки. Регионы сегодня только определяют порядки распределения бюджетных средств, т.е. базу, кому и сколько давать и кто может претендовать на их получение.
Существующий механизм государственной (федеральной и региональной) поддержки АПК имеет, по нашему мнению, значительный недостаток — государственная поддержка не увязана с требованиями гарантированного обеспечения доходности сельскохозяйственного производства.
Несмотря на значительные уровни поддержки сельскохозяйственного производства в России как из федерального, так и регионального бюджетов, порядок распределения средств является недостаточно эффективным.
Для экономики России при разработке механизма региональной ресурсной поддержки актуальной является проблема как формирования фондов поддержки, так и выбора путей и методов эффективного использования средств этих фондов.
Одни авторы считают необходимым изменить формы и методы прямого участия государства в инвестиционном про-
цессе, сделав упор на целевую государственную поддержку производства социально значимой продукции сельского хозяйства, финансирование инновационных и других программ общенационального характера, имеющих важное народнохозяйственное значение [1]. Другие утверждают, что необходима переориентация субсидий с уровня производителя на уровень потребителя. Это должны быть программы, расширяющие спрос на отечественные мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты. За счет одних и тех же бюджетных средств одновременно решаются две проблемы переходного периода: повышение доходности производства в сельском хозяйстве и повышение покупательной способности населения [2].
Таким образом, проведенный анализ показывает, что существующие меры государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей направлены на компенсацию отдельных неблагоприятных экономических, природных или социальных условий производства. Необходимо, по нашему мнению, совершенствовать порядок распределения бюджетных средств, учитывая при этом технический, технологический и ценовой факторы доходности сельских товаропроизводителей.
Необходима специальная программа, которая устанавливала бы формы реализации государственной поддержки и применялась ко всем эффективным собственникам, кроме предприятий в стадии банкротства. Ее наличие можно было бы учитывать при разработке долгосрочных стратегических планов и программ развития, включая инновационные по критериям эффективности сельскохозяйственного производства.
Теоретические и прикладные аспекты эффективности, применимые для оценки аграрного производства, рассматривались в работах таких ученых-экономистов, как: А.И. Амосов, А.И. Алтухов, В.Р. Боев, И.Н. Буздалов, А.В. Бусыгин, Д.Ф. Вер-мель, А.М. Емельянов, В.И. Нечаев, А.А. Никонов и др. Необходимо отметить, что экономическая наука имеет методологические основы для решения проблем экономической эффективности производственных систем. Так, согласно общепринятой концепции М. Фарpелла (1957), выделяют три типа эффективности: техническую, ценовую (аллокатив-
ную) и экономическую. Применительно к сельскохозяйственному производству технически эффективна та организация, ко-
торая производит максимальное количество продукции при определенном количестве затрат, при данном уровне технологии [3, 4]. Сельскохозяйственное предприятие обладает аллокативной эффективностью, если достигнутый в нем уровень производства является максимальным в сложившихся условиях ценовых соотношений (цена ресурсов — цена продукции) и применяемых технологий производства продукции. Экономически эффективна та организация, которая обладает и технической и аллокативной эффективностью.
Наряду с раздельными показателями технической и аллокативной эффективности выделяют показатель общей продуктивности факторов производства, который базируется на использовании концепции производственных функциях вида:
Y = AF (Xlt), 0)
где Y — выпуск объекта 1 (фирма / отрасль / страна) во время t;
X — вектор затрат;
A — член, определяющий производительную способность данного объекта при определенном количестве затрат и существующем технологическом уровне.
Технология, воплощенная в функции
F(X), является заданной и общей для
всех i [3].
Общая продуктивность факторов производства (total factor productivity) обозначается как TFP [3]. Тогда TFP-индекс в
период t — это отношение выпуска к общим затратам:
TFPt = At =
Yit
F (Xu)
(2)
Основная трудность использования введенных показателей состоит в сборе исходных данных для их вычисления. Заметим, что при оценке эффективности в числовых показателях TFP-индекс аналогичен рентабельности производства. Рассматриваемая система показателей носит аналитический характер, отражает совокупность причинно-следственных связей и может использоваться не только при сравнительном анализе группы сельскохозяйственных производств, но и при факторном анализе результативности производства.
Рассмотренный подход к проблеме оценки эффективности может найти применение при совершенствовании меха-
низма государственной поддержки производителей зерна, обеспечивающей заданный уровень рентабельности производства. Основная идея его использования состоит в построении математических моделей по типу (1) и (2) сельскохозяйственных производств, которые выступают в качестве «опорных» (нормативных) для каждой почвенно-климатической зоны и выделенных групп сельскохозяйственных предприятий по степени их производственной специализации.
Уровень государственной ресурсной поддержки сельхозпроизводства необходимо определять дифференцированно по условиям производства на основе обоснованной системы нормативов затрат на производства, необходимого уровня рентабельности производства и сложившейся рыночной ситуации [5].
Для реализации указанных принципов государственной поддержка рентабельности производства зерна в Алтайском крае предлагается разработать специальную программу, основные положения которой состоят в следующем.
Целью программы выступает задача обеспечения экономических условий рентабельного производства зерновых культур в Алтайском крае при изменениях ценовых и почвенно-климатических факторов.
Участники программы выступают производители зерна, которые осуществляют производственную и торгово-закупочную деятельность на территории Алтайского края с объемом выручки от реализации зерновых культур не менее 40%. Остальные категории хозяйств, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, могут получать государственную поддержку по аналогичным программам.
Среди основных требований к участнику программы можно выделить в эффективное ведение хозяйственно-финансовой деятельности и принятие обязательств по поддержанию нормального воспроизводственного процесса (поэтапное восстановление технического, технологического уровня производства, почвенного плодородия, кадрового потенциала).
Фонд поддержки рентабельности производства зерна. Фонд поддержки рентабельности производства зерна формируется на очередной год, а также на среднесрочный период и распределяется с учетом нормативов рентабельности, нормативов затрат и ценовых факторов дифференцированно по почвенно-климатическим
зонам Алтайского края и по категориям хозяйств. При этом учитываются все существующие виды поддержки, в том числе программы страхования рисков.
Операционные действия по сопровождению программы. Операционные действия по сопровождению программы, расчету объемов фонда поддержки рентабельности производства зерна, его распределению, контролю за финансовохозяйственной деятельностью осуществляет уполномоченная компания под контролем государственных органов.
Основные принципы формирования фонда поддержки и его распределения:
1) расчет нормативов государственной поддержки осуществляется по категориям хозяйств и почвенно-климатическим зонам края в расчете на 1 га площади посева зерновых культур и 1 т товарной продукции с учетом нормативного (индикативно планируемого) уровня рентабельности производства зерна в регионе;
2) оказание поддержки производителям, осуществляющим возделывание следующих культур: яровая пшеница, озимая пшеница, озимая рожь, гречиха, ячмень яровой и озимый, овес.
3) уточнение объемов господдержки производителей зерна осуществляется поэтапно в течение года с учетом текущей тенденции цен (весна — период посевной кампании; осень — окончание уборочной кампании);
4) система нормативов затрат уточняется ежегодно с учетом фактического и планового расхода материально-технических ресурсов в процессе производства и инновационных сценариев его развития.
Предлагаемый способ стабилизации доходов сельхозпредприятий базируется на рыночных принципах государственного участия в экономике и соответствует зарубежной практике государственного регулирования сельскохозяйственного производства. Отметим, что реализация данного механизма не является простым действием. В условиях мирового кризиса указанные задачи могут в условиях России решаться только поэтапно в течение длительного времени со сменой промежуточных механизмов АПК. Конкретные формы реализации данного механизма государственной ресурсной поддержки подлежат дополнительному исследованию, так как в процессе реализации возникает ряд дополнительных проблем организационно-экономического и методического характера.
Библиографический список
1. Бубликов Б.В. Направления интенсификации производства зерна в Алтайском крае в условиях перехода к рыночным отношениям / Б.В. Бубликов, М.И. Бубликова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 1998.
2. Понькина Е.В. Мониторинг экономических процессов в АПК на региональном уровне с использованием ГИС-технологий / Е.В. Понькина, В.М. Мочалов // Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции: матер. Междунар. экон. конф. / под ред. О.П. Мамченко. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002. — С. 174-177.
3. Нечаев В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства / В.И. Не-
чаев, Ю. Бершицкий, С. Резниченко. — СПб.: Лань, 2009. — 336 с.
4. Gatto M.D. Measuring productivity / M.D. Gatto, A.D. Liberto, C. Petraglia / / Working paper. CRENoS, December, 2008.
5. Громов Е.И. Системный анализ условий повышения эффективности природопользования в системе регионального АПК / Е.И. Громов, И.Н. Перепелица // Российский электронный экономический журнал. — 2007.
Работа выполнена при поддержке ведомственно-аналитической программы «Развитие научного потенциала Высшей школы 2009-2010» № 2.2.2.4/4278.
+ + +