ББК 65.325.151
А.В. Боговиз, Н.М. Оскорбин, Е.И. Роговский Принципы формирования системы индикативного планирования производства зерна в Алтайском крае*
A.V. Bogoviz, N.M. Oskorbin, E.I. Rogovsky
The Principles to Form the System of Indicative Planning of Grain Production in the Altai Territory
Представлены теоретические и прикладные разработки организационного механизма индикативного планирования производства зерна в условиях Алтайского края. Рассмотрены проблемы повышения рентабельности производства зерна в конкретных условиях региона и разработки модели государственной поддержки отрасли в различных сценарных условиях. Даны рекомендации по ее использованию на практике.
Ключевые слова: региональная экономика, индикативное планирование, производство сельскохозяйственной продукции, принцип доходности, рентабельность производства.
Одним из фундаментальных принципов рыночной экономики выступает окупаемость затрат как текущих, так и вложений капитала инвесторов. Количественно указанный принцип может быть выражен показателем рентабельности производства товаров и услуг, а его уровень характеризует степень привлекательности бизнеса как в настоящем, так и в будущем. Показатель рентабельности выступает индикатором эффективности воспроизводственного процесса, возможностей и потенциала развития производства. Это теоретическое положение характерно для всех сфер экономической деятельности, но применительно к рыночной среде производства сельскохозяйственной продукции требует детального исследования, результаты которого представлены в данной работе.
Рассматриваемый круг проблем касается всех отраслей сельского хозяйства, но особенно актуален для зерновой отрасли, которая в Алтайском крае является структурообразующей. Стабилизация и развитие производства зерна, создание условий устойчивого развития сельскохозяйственных предприятий, занятых производством зерна, выступают существенным фактором развития сельского хозяйства края. В этой связи теоретическое исследование проблемы повышения рентабельности производства зерна в конкретных условиях региона, разработка модели государственной поддержки отрасли в раз-
* Работа выполнена при поддержке ведомственноаналитической программы «Развитие научного потенциала высшей школы 2009-2010» №2.2.2.4/4278.
The paper presents theoretical and applied investigation of the institutional mechanism of indicative planning of the grain production in the Altai. The authors consider problems of increasing grain production profitability in this region, development of state support for industry in various conditions and give recommendations for its use in practice.
Key words: regional economy, indicative planning, agricultural production, principle of profitability, profitability of production.
личных сценарных условиях и рекомендаций по ее использованию на практике являются актуальными и значимыми для АПК России.
Требование доходности производства в сельском хозяйстве на достаточном для субъектов экономической деятельности уровне не становится обычно предметом дискуссий. Дискуссионными положениями в современной литературе выступают пути достижения принципа доходности в сельском хозяйстве России. Выделим три крайних точки зрения.
Сторонники первой утверждают, что в условиях сельского хозяйства России эффективные собственники обеспечивают для своих сельскохозяйственных предприятий принцип доходности. Так, в работе [1] отмечается, что рентабельность производства зерна в России «...в начале 1990-х гг. значительно превышала 100%, в настоящее время она снизилась более чем в 3 раза». Очевидно, что эти цифры экономистами могут быть оценены как благоприятные для отрасли, в том числе с учетом существующего в настоящее время уровня инфляции. В таком случае возникает необходимость анализа существующих статистических оценок рентабельности. Исследования, выполненные в ряде работ [2; 3], показывают, что оцениваемые по бухгалтерским балансам и существующей статистической информации показатели рентабельности методически не корректны. Они не учитывают существенных нарушений воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве, потребленной стоимости земельных ресурсов, искажения отчетных данных,
экономика
в том числе за счет «теневых» отношений. В работах [2-4] показано, что в разное время и на некоторых территориях Алтайского края принцип доходности производства зерна выполняется при нормальном воспроизводстве капитала, а также приведены примеры, когда этот принцип нарушается. Проблема состоит и в том, что производители зерна не могут гарантировать доходность своего производства как в среднесрочной, так и в стратегической перспективе.
Вторая точка зрения представлена сторонниками либеральной модели рыночной экономики и может быть выражена следующим утверждением. Рыночные механизмы способны с использованием инструментов конкуренции и банкротства обеспечить рентабельное производство продукции в сельском хозяйстве России. Указанная модель рыночной экономики теоретически и при определенных условиях практически способна обеспечить выполнение принципа доходности, но возникает вопрос: примет ли общество и его агент - государство - результаты этого пути в сельском хозяйстве и в социальной сфере? Очевидно, что сокращение пашни на 50% и более в Алтайском крае в условиях либеральной модели экономики не является приемлемой стратегией функционирования сельского хозяйства края.
Наиболее многочисленные сторонники третьего пути признают необходимость существенного государственного регулирования экономики сельского хозяйства. Однако в настоящее время согласованных подходов и принципов этого регулирования не выработано.
В данной статье представлены теоретические и прикладные разработки, которые относятся к третьему пути обеспечения доходности в сельском хозяйстве на примере производства зерна в условиях Алтайского края. Они направлены на обоснование региональной системы индикативного планирования и к разработке организационно-экономического механизма ее реализации, которые обеспечивают рыночный уровень рентабельности производства зерна. Охарактеризуем основные методические положения исследования.
В период рыночной трансформации экономики России не обеспечено устойчивое развитие отрасли. В сельском хозяйстве не созданы условия стабилизации и развития производства, снизилась его доля в ВВП России, парк тракторов и сельскохозяйственных машин не достаточен для проведения основных сельскохозяйственных работ и характеризуется высоким (свыше 70%) износом. Добавим к сказанному серьезные нарушения почвенного плодородия, высокий уровень необрабатываемой пашни (в 2005 г. в Алтайском крае - более 20%), недопустимо низкий уровень оплаты труда основных работников сельскохозяйственных предприятий. Эти проблемы возрастают в связи с принятием обязательств в будущем по ограничению прямой государственной поддержки
производства сельскохозяйственной продукции при вступлении России в ВТО.
Выход из кризиса в сельском хозяйстве России многие ученые связывают с совершенствованием методов государственного регулирования экономики, с восстановлением и поддержанием условий не только простого, но и расширенного воспроизводства основных производственных фондов и инфраструктуры, социальной поддержки села и сельского производства.
Назрела необходимость комплексного подхода к анализу проблем российского сельскохозяйственного производства, при этом следует рассмотреть не только тактические, но и стратегические проблемы развития, оптимизацию его территориального размещения, создание цивилизованных условий проживания сельского населения. Отдельные результаты исследований данной проблемы представлены в публикациях [2-9]. При разработке комплексной системы индикативного планирования производства зерна в Алтайском крае необходимо решить ряд задач по следующим направлениям:
- провести анализ и оценку эффективности существующих мер государственной поддержки производителей зерна в Алтайском крае;
- исследовать особенности воспроизводственного процесса возделывания зерновых культур и факторов, которые определяют доходы и затраты производителей зерна Алтайского края;
- разработать и согласовать с субъектами рыночных отношений методику расчета уровней индикативной рентабельности производства зерна в различных почвенно-климатических зонах Алтайского края;
- разработать организационно-экономический механизм государственной ресурсной поддержки производителей зерна, обеспечивающей нормативный уровень рентабельности;
- разработать и согласовать регламенты системы государственной поддержки производителей зерна в Алтайском крае, включая регламенты индикативного планирования объемов его производства и территориального размещения.
В системе индикативного планирования в целях стабилизации доходов производителей зерна необходимо, по нашему мнению, придерживаться следующих положений.
1. При расчете уровней поддержки следует учитывать прогнозируемый «коридор» цены зерна на сельхозпродукцию. Кроме того, затраты на обеспечение производственного процесса, на технику и ее модернизацию нужно учитывать исходя из среднестатистических показателей, определенных типовыми технологиями производства зерна в различных почвенно-климатических зонах.
2. Необходимо разработать прикладные математические модели воспроизводственного процесса воз-
делывания зерновых культур и факторов обеспечения доходности производителей зерна в условиях АПК Алтайского края, согласовать со специалистами администрации края концептуальные основы моделирования доходности производства зерна, оптимизационные и имитационные модели оценки рентабельности производства зерна в заданных сценарных условиях ценообразования на региональном зерновом рынке, а также предложения по величине экономических нормативов издержек производства зерна в условиях Алтайского края.
3. Апробировать на реальных данных методику расчета рентабельности производства зерна в различных почвенно-климатических зонах Алтайского края. Согласовать принципы формирования сценарных условий и механизма повышения рентабельности производства зерна в современных условиях. Проверить достоверность прогнозных оценок доходности производства зерна в Алтайском крае.
В целях практической реализации разработанного подхода по обеспечению рыночной доходности и формирования системы индикативного планирования производства зерна в Алтайском крае подготовлены основные положения проекта соответствующей целевой программы.
Основная цель программы - обеспечить экономические условия рентабельного производства зерновых культур в Алтайском крае при изменениях ценовых и почвенно-климатических факторов.
Участниками программы выступают производители товарного зерна, которые осуществляют производственную и финансово-экономическую деятельность на территории Алтайского края с объемом выручки от производства зерновых культур не менее 40%. Остальные категории хозяйств, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, могут получать государственную ресурсную поддержку по аналогичным программам. Среди основных требований к участнику программы - условие эффективного ведения хозяйственно-финансовой деятельности и принятие обязательств по поддержанию нормального воспроизводственного процесса (поэтапное восстановление технического, технологического уровня производства, почвенного плодородия, кадрового потенциала).
Фонд поддержки рентабельности производства зерна формируется на очередной год, а также на среднесрочный период и распределяется с учетом нормативов рентабельности, нормативов затрат и ценовых факторов дифференцированно по почвенно-климатическим зонам Алтайского края и по категориям хозяйств. При этом учитываются все существующие виды поддержки, в том числе программы страхования рисков.
Операционные действия по сопровождению программы, в том числе расчет объемов фонда
поддержки производства зерна, выполнение операций распределения средств, контроль финансовохозяйственной деятельности зернопроизводителей, осуществляет уполномоченная государством компания.
Основные принципы формирования фонда поддержки и его распределения:
1) расчет нормативов государственной поддержки осуществляется по категориям хозяйств и почвенноклиматическим зонам края в расчете на 1 га площади посева зерновых культур и 1 тонну товарной продукции с учетом нормативного уровня рентабельности производства зерна;
2) поддержка оказывается производителям, осуществляющим возделывание следующих культур: яровая пшеница, озимая пшеница, озимая рожь, гречиха, ячмень яровой и озимый, овес;
3) уточнение объемов господдержки производителей зерна осуществляется поэтапно в течение года с учетом текущей тенденции цен (весна - период посевной кампании; осень - окончание уборочной кампании);
4) на начальном этапе (ноябрь-декабрь) выполняется оценка объема фонда господдержки, который резервируется на следующий год;
5) начисление государственной поддержки осуществляется в ноябре-декабре следующего года по результатам года с учетом уточнения основных параметров (средняя рыночная цена реализации зерна, средние рыночные цены основных материальнотехнических ресурсов, объем господдержки, полученный участниками программы по другим программам государственной поддержки);
6) остаток финансовых средств фонда господдержки резервируется на следующий год;
7) искажение исходных и отчетных данных влечет исключение участника из программы;
8) система нормативов затрат уточняется ежегодно с учетом фактического и планового расхода материально-технических ресурсов в процессе производства;
9) с каждым производителем заключается долгосрочный договор участия в программе.
В качестве информационного обеспечения программы требуется дополнительная разработка структуры паспорта участника программы, проектов договоров участия в программе, программного обеспечения и системы баз данных для хранения и обработки информации по участникам рынка, административным районам, почвенно-климатическим зонам и Алтайскому краю в целом.
Результаты работы могут использоваться для повышения эффективности распределения средств государственной поддержки и формирования системы индикативного планирования производства зерна в Алтайском крае.
экономика
Библиографический список
1. Нечаев, В.И. Региональные аспекты государственного регулирования агропромышленного производства / В. Нечаев, Ю. Бершицкий, С. Резниченко. - СПб., 2009.
2. Роговский, Е.И. Теоретические и прикладные проблемы становления лизинга в АПК / Е.И. Роговский. -Барнаул, 2000.
3. АПК Алтайского края: состояние, проблемы и основные направления социально-экономического развития отрасли / под ред. А.М. Зубахина, Н.М. Оскорбина, Е.И. Роговского. - Барнаул, 2001.
4. Боговиз, А.В. Системный анализ проблем повышения рентабельности производства зерна в Алтайском крае : монография / А.В. Боговиз, Е.В. Понькина. - Барнаул, 2006.
5. Боговиз, А.В. Модели рыночных отношений в сфере сельскохозяйственного производства / А.В. Боговиз
// Доклады Российской академии сельскохозяйственных наук. - М., 2006.
6. Боговиз, А.В. Проблемы рентабельности производства сельскохозяйственной продукции в современных условиях / А.В. Боговиз // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - №2.
7. Боговиз, А.В. Моделирование механизма государственной поддержки сельскохозяйственного производства / А.В. Боговиз, Е.В. Понькина // Ползуновский вестник. -2006. - №1.
8. Лобова, С.В. Состояние и перспективы государственной собственности в сельском хозяйстве Алтайского края / С.В. Лобова, Е.В. Чурина // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - №4.
9. Понькина, Е.В. Информационная технология краткосрочного прогнозирования урожайности и валовых сборов / Е.В. Понькина // Вестник НГУ - 2009. - №1.