УДК 378
ПРОБЛЕМЫ ДИДАКТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
Н. И. ПИРОГОВА
© 2013 В. А. Иноземцев
аспирант каф. педагогики e-mail: [email protected]
Полтавский педагогический университет им. В. Г. Короленко
В статье рассматриваются основные дидактические принципы. Раскрыто значение наглядности как одного из важнейших принципов в дидактике Н.И. Пирогова. Проанализирована тесная связь между методами и формами обучения, эффективность их использования в учебно-воспитательном процессе.
Ключевые слова: дидактические принципы, методы обучения, наглядность, принцип воспитывающего обучения, принцип сознательности, принцип прочности знаний.
Личностно ориентированная парадигма образования определила новые содержательные ценностные ориентиры образования. Постепенно Украина модернизирует систему непрерывного образования и воспитания. Именно современное украинское образование должно обеспечить формирование необходимых гражданину компетентностей, политико-правовых и социально-экономических знаний, способствовать развитию образовательных интеграционных процессов в государстве. Современный этап развития науки и техники требует подготовки
высококвалифицированных специалистов. Успешное решение этой задачи невозможно без существенного повышения уровня преподавания дисциплин в учебных заведениях, умелого внедрения разнообразных инновационных и традиционных, проверенных педагогической практикой, методов обучения. Поэтому возникает необходимость использования антропологических идей в учебно-воспитательном процессе.
Исключительное значение приобретает переосмысление и объективное освещение вклада выдающихся деятелей образования. Изучение историко-педагогического опыта, в частности проблемы дидактических принципов в творческом наследии
Н.И. Пирогова, может предоставить в этом смысле важные результаты.
В педагогической теории не существует четко определенного, общепринятого перечня дидактических принципов обучения. В педагогике существовало немало дидактических концепций. В зависимости от понимания процесса обучения они трактовались по-разному, имели свои цели и стратегии. Перед дидактикой возникла дилемма: какими методами обучения дать системное, общее, фундаментальное, качественное образование. Следующие исследования в дидактике были направлены на то, чтобы сохранить все лучшее из предыдущих дидактичных систем и найти новое решение актуальных проблем. Принципы дидактики были предметом научного анализа многих ученых: Я. Коменского, Г. Песталоцци, К. Ушинского, В. Вахтерова, П. Каптерева, Б. Гринченко, которые исследовали разные принципы обучения для обеспечения его эффективности.
Целью данной статьи является изучение и обобщение идей выдающегося деятеля образования XIX в. Н.И. Пирогова относительно содержания образования, форм и методов обучения, принципов, которыми необходимо руководствоваться для обеспечения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
Н.И. Пирогов - прогрессивный педагог и просветитель, человек нового типа: образованный, гуманный реформатор, классик демократической педагогической мысли, который сделал неоценимый вклад в развитие отечественной культуры. Н.И. Пирогов, как гражданин, гуманист, патриот, выступил против существующей образовательной системы, которая не могла обеспечить подготовку «настоящего человека». В статье «Вопросы жизни» (впрочем, как и в других своих педагогических сочинениях) Н.И. Пирогов противопоставил официальному курсу образования идею общечеловеческого воспитания, которое должно подготовить к общественной жизни высоконравственного человека с широким умственным кругозором [Константинов 1982: 201]. Критикуя официальную систему образования за ее сословный характер, ограниченную, узкоспециальную направленность, формализм в преподавании, отрыв от жизни, педагог предложил реформировать систему образования, отбросив догматические методы обучения, которые господствовали в то время в школе. Они, по мнению Пирогова, не обеспечивали сознательного усвоения знаний, тормозили развитие творческого мышления и личности ученика. В противовес официальной педагогике Н. И. Пирогов в ряде статей обосновывает принципы обучения в духе демократической педагогики, сочетание наглядности и слова, дифференцированного подхода к методам обучения и воспитания, учет индивидуальных особенностей, роли учителяи и его творчества в учебно-воспитательном процессе. Особенное внимание педагог уделял усовершенствованию методов и форм обучения, применению активных методов, которые позволили бы «держать внимание учеников в постоянном напряжении».
Педагог определяет целесообразность сочетания в работе с учениками словесных, наглядных, практических методов обучения. Считая, что дар слова - это единственное и неоценимое средство проникнуть внутрь человеческого естества значительно глубже, чем путем самих внешних ощущений, Н.И. Пирогов особенное внимание предлагает уделять умелому сочетанию его с наглядностью, что является «жизненным условием образования». Наглядно, считал Н.И. Пирогов, учить нелегко; это - «искусство, с которым наши учителя знакомы только по слухам; учение наглядное все зависит от того, как сам учитель примется за дело и будет своего дела ли мастер». Но великий педагог был убежден, что «ни наглядность, ни слово, сами по себе, без уменья с ними обращаться, как надо и без иных условий, ничего путнего не сделают». Ученый рекомендует широкое применение наглядности от начальной школы и до университета, потому что, по мнению автора, «кто от души желает учить и воспитывать будущее поколение, тот должен наглядное обучение принять к сердцу, ознакомиться с ним и сделать его основой преподавания». Наглядность, по мнению ученого, необходимо применять для обеспечения сознательного обучения. Великого ученого волновало, чтобы «преподаватели занялись серьезно обсуждением не того, что преподается, а как они преподают - практически-педагогические приемы для лучшего и сознательного восприятия учащимися сообщаемого им учителями». Если подают материал, сложный для понимания, утверждал он, то его нужно иллюстрировать, если возможно, какими-то ощутимыми объектами, сопровождать ситуацией из жизни, рассказом, предусматривая возможные последствия, так, чтобы материал стал доступным, осознаваемым. Вопрос способа изложения учебного материала Н. И. Пирогов называет «жизненным вопросом нашей педагогики» и советует применять такие активные методы, которые побуждали бы учеников к действиям, превращая их из объекта учебно-познавательной деятельности в субъект педагогического процесса. Новые методы обучения, считал Н.И. Пирогов, могли бы обеспечить принципиально иное качество усвоения знаний, такое, чтобы и в будущей
практической деятельности ученики, которые пришли к знанию через осознание и понимание, смогли легко воспользоваться им.
Н.И. Пирогов придерживался и других принципов обучения, которые считаются общепризнанными в классической дидактике. С высокой оценкой слова связан и взгляд Пирогова на роль и значение таких методов в средней школе, как рассказ учителя, беседы, сочинения учащихся [Пирогов 1952: 215]. Он настаивал на доступности, осознанности обучения и подчеркивал, что каждый урок должен быть по силам всем ученикам, и был уверен, что учитель также должен обеспечить прочность усвоения знаний.
Нисколько не отвергая важного значения хорошо составленных программ, он оставался того мнения, что учитель, владеющий педагогическим тактом и опытный в искусстве изложения предмета, и при несовершенной программе может сделать то, чего другой и при самой лучшей не сделает. Н. И. Пирогов считал, что у талантливого учителя программа в голове, а не на бумаге.
Ценным было и утверждение ученого о том, что важным рычагом для развития личности учеников на всех этапах является включение в учебно-воспитательный процесс игровой деятельности, так как в результате игровых методов развивается внимание, память, любознательность, усиливается работоспособность, чувство ответственности. Игра тренирует умение не только смотреть, но и видеть, логично мыслить. При правильной организации игры она способствует развитию мышления, чувств, фантазии. Игровой метод, на взгляд Н.И. Пирогова, это способ игрового взаимодействия педагога и ученика, который обеспечивает достижение цели обучения. Ученого можно считать сторонником развивающего обучения. Он отмечал, что главная задача педагога - «выкладывать науку» для развития той или другой умственной или душевной способности, развивать у учеников интерес к новому учебному материалу, а это, по мнению Пирогова, главнее всего для успешного обучения.
В последние годы практика применения игровых заданий определила методическую мысль, что наступило время обобщения практического опыта объективной оценки целесообразности применения игровых заданий, определения их удельного веса и места в системе обучения.
Одной из важнейших задач, от которых зависит социально-экономическое и культурное развитие страны, является воспитание и обучение подрастающего поколения. Воспитание является неотъемлемой составляющей обучения, поэтому особенное место в наследии Н. И. Пирогова занимала концепция воспитывающего обучения. Для Пирогова было аксиомой, что учитель только тогда отвечает своему назначению, когда одновременно с преподаванием он воспитывает учащихся. Каждый учитель, говорил он, должен владеть предметом своего преподавания настолько и так, чтобы поднимать им одновременно задачи обучения и воспитания. А для этого надо не только знать предмет и знать его в совершенстве, но знать также способы и методы преподавания, при помощи которых успешнее и естественнее разрешаются эти задачи. Главным, считал великий педагог, остается решить вопрос не о необходимости воспитательного элемента в преподавании, а «в какой мере необходимо применить его и каким образом» [Пирогов 1952: 645]. По мнению Пирогова, конечная цель разумного воспитания должна заключаться в постепенном развитии в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира, и преимущественно общественного, то есть того, в котором ему со временем придется действовать.
В задачу воспитания, по его мнению, должно входить постепенное формирование нравственных современных убеждений, твердой и свободной воли, следовательно, воспитание тех гражданских и человеческих доблестей, которые составляют «лучшее украшение времен и общества» [Пирогов 1952: 645]. Н.И. Пирогов
считал, что преподавание прежде всего должно обогатить ум положительными сведениями и сочувствовал тому правилу дидактики, по которому «преподавание должно соображаться не только с детской природой, но и с сущностью сообщаемой науки».
Анализ педагогического наследия Н.И. Пирогова свидетельствует, что одним из ведущих принципов обучения считался принцип наглядности, в основе которого лежит ряд положений: мир можно познавать; человеческие знания, проверенные практикой, дают объективную картину развития мира; научность обучения обеспечивается прежде всего содержанием школьного образования. Ученый считал, что преподавание должно подчиняться научным требованиям предмета и сам предмет не должен быть только орудием для посторонних целей. Но развитие, - будет ли оно следствием воспитания, или преподавания, - если оно не подкреплено положительным знанием, переходит в «фразу, в мыльный пузырь, который гроша не стоит» [Пирогов 1952 : 645]. Педагог считал, что развитие должно опираться на факт, на знание, быть его прямым, конечным выводом и только тогда может получить цену. Способ применения воспитательного элемента в преподавании зависит, по мнению Пирогова, от даровитости преподавателя, его собственного развития и, наконец, от свойства самого предмета. К сожалению, отмечает ученый, многие наставники неясно определяют, что такое воспитательный элемент в преподавании и что такое развитие ученика путем преподавания науки. Он упрекает школы, что они не владеют или плохо владеют орудием развития положительных, научных сведений.
Определенное место в дидактических взглядах Н. И. Пирогова занимает принцип прочности знаний. Он был крайним противником всякого неглубокого и непрочного усвоения знаний и склонялся к мысли, что занятия должны обеспечивать основательные и прочные знания. По мнению Пирогова, гораздо лучше, если учащиеся усвоят меньше, но хорошо и, что очень важно, «почувствуют в процессе обучения вкус, влечение к науке и приобретут хоть какой-нибудь навык в самостоятельной работе» [Пирогов 1952: 35]. Ученый считал, что школа должна вооружать воспитанников глубокими, а не поверхностными, формальными знаниями. Он хотел, чтобы ученики общеобразовательной школы выходили из нее «солидно образованными людьми, способными к самодеятельности», а не «верхоглядами». Педагог считал недопустимым, чтобы ученики учились лишь для того, чтобы сдать экзамен по тому или другому предмету, а также был противником бездумного запоминания учебного материала и зубрежки. Он требовал сознательного, глубокого и крепкого усвоения знаний учениками. А это можно обеспечить лишь доступностью материала и высоким мастерством его освещения. Учителя, акцентировал Н.И. Пирогов, должны приучать учеников к осмысленному усвоению знаний, а не к бездумному, механическому заучиванию текста учебника. «Знать и уметь применять к делу, к жизни!» - таким было требование педагога к обучению, к знаниям молодежи.
Задача школы - подготовить воспитанников к жизни, сформировать у них желание продолжать свое образование после ее окончания самостоятельно, отмечал Н. И. Пирогов. Поэтому с развитием у учеников интереса к познаниям, учебе, наряду с вооружением их крепкими знаниями школа должна привить навыки самостоятельной учебной работы, научить воспитанников сознательно овладевать ими.
В контексте формирования учебно-познавательной, информационной компетенций и компетенции самоопределения интересны следующие слова ученого: «Ошибаются те из наставников, кто думает, что они все сделали, если изложили науку ученикам в современном ее виде. Наука - дело большое и безграничное, едва досягаемое и для жизни, не только для школы. Если школе удается сделать учеников восприимчивыми к науке, дать им сознательное научное направление, привить в них
любовь к самостоятельным занятиям наукой, то больше ничего и требовать нельзя. Школа только тогда достигает своего назначения, если выпускник будет понимать, что такое истинная, настоящая наука, и если он научится производить ее из самого себя, сознательно и самостоятельно» [Пирогов 1952: 139].
Наиболее известны представители отечественной прогрессивной педагогической мысли (К. Ушинский, М. Корф, Х. Алчевская, М. Бунаков, С. Русова, А. Макаренко и др.) под реализацией принципа личностного подхода понимали необходимость глубоко изучать личностные качества учеников, создавать благоприятные условия для развития личности. Основой методики обучения они провозглашали исключение всякого рода насилия над личностью, демократизм отношений между учителем и учеником. Главной идеей обучения и воспитания Н.И. Пирогова был учет индивидуальных особенностей характера, темперамента и достоинства учеников. Педагог утверждал, что действительное воспитание должно быть направленным на «внутреннее» лицо ученика, его способности, желания, интересы.
Чтобы судить об исторических заслугах Пирогова, нам следует помнить, что изучение педагогических сочинений, биографических и автобиографических данных, оставленных нам Пироговым, показывает, что он дал ряд ценнейших соображений по методике обучения и воспитания. Его практическая педагогическая деятельности и творческие труды сыграли видную роль в развитии отечественной педагогики и школы. Выдвинутая им прогрессивная идея воспитательного обучения -это большая заслуга перед педагогикой. Его большое внимание к методам обучения, в частности
требование умелого сочетания слова и наглядности, прочности знаний, индивидуального подхода к учащимся, стало ценным вкладом в развитие педагогической теории и практики.
Библиографический список
Константинов Н. А., Медынский Е. Н., Шабаева М. Ф. История педагогики. 5-е изд. М.: Просвещение, 1982. 447 с.
Пирогов Н. И. О цели литературных бесед в гимназии // Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. С. 215-219.
Пирогов Н. И. Вопросы жизни // Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. С. 55-85.
Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1985. 496 с.
Пирогов Н. И. О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий // Пирогов Н. И. Избр. пед. соч. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1952. С. 132-139.