Вестник ПСТГУ
IV: Педагогика. Психология
2005. Вып. I. С. 23-48
Теоретико-педагогическая модель построения народной школы С.И. Миропольского
Н. П. Рязанцева
К. пед. н., ст. преподаватель кафедры психологии и педагогики Курского института социального образования (филиал РГСУ)
В статье изложены основные положения С.И. Миропольского о народной школе. Его педагогические идеи и в настоящее время позволяют говорить о предложенной им цельной воспитательной системе. Истинная народная школа, по мнению С.И. Миропольского, должна иметь живую связь с Церковью и опираться на национальные традиции.
Одной из самых значительных школ, получивших широкое распространение в России во второй половине XIX - начале XX в., была церковно-приходская школа. В ее задачи входили нравственное воспитание и начальное обучение. Вклад этих школ в дело просвещения огромен. Современные исследования позволяют открыть неизвестную до сих пор страницу российского образования и вернуть истории незаслуженно забытые имена. Видным идеологом и практиком церковно-приходской школы был Сергей Иринеевич Миропольский, который всю жизнь трудился над историческим и педагогическим обоснованием этого рода учебных заведений, осуществлял методическую подготовку, обучал учителей. Эту школу он называл народной, так как считал ее продолжательницей отечественных традиций образования.
В теоретических работах С.И. Миропольский затрагивает все важнейшие вопросы педагогической мысли своего времени: взгляды на человека, цели школы, воспитывающее обучение и средства воспитывающего обучения, содержание образования, основные дидактические положения, процесс обучения в народной школе, роль учителя.
В основе системы С.И. Миропольского лежат взгляды на человека как высшее творение. Во второй половине XIX в. в развитии педагогической теории и практики решающее значение имели религиозные традиции воспитания и вера педагогов России в православные основы общества. Так, С.И. Миропольский рассматривал православ-
ную веру как единственно возможную основу построения народной школы в России. Церковь, семья и школа неразделимы, так как решают общую задачу (воспитание новых членов Церкви и государства). Размышления С.И. Миропольского о религии, нравственности и нравственном идеале человека нашли отражение в его теоретической и практической деятельности.
С.И. Миропольский считал, что наиболее последовательно воспитание в духе национальных религиозных идеалов может осуществляться в народной школе, которая, несмотря на особенности, вызванные задачами второй половины XIX в., сохраняет специфику и атмосферу, свойственные ей на протяжении столетий, что и определяет ее ориентацию на религиозно-нравственное воспитание, на формирование человека-христианина. Современные исследования (Н.Н. Баркова) подтверждают эту точку зрения. С.И. Миропольский рассматривает само явление воспитания и обучения с христианской точки зрения. Школа и Церковь для него неразделимы. «Народная школа должна быть вся - один тон, один дух, одно религиозное направление. Только при таком единстве внутреннего строя и деятельности школа народная может достигнуть своей высокой цели»1. Миропольский считает, что религиозно-нравственное направление должно стать главным воспитательным элементом школы. Причем речь идет не только о воспитании, но и обучении.
Книга С.И. Миропольского «Задачи, план и основы устройства нашей народной школы» посвящена изложению основных принципов народной школы и их практическому применению. Взгляды С.И. Миропольского на человека и поставленная им цель воспитания определили основное положение этой работы: обучение не цель, а средство нравственного влияния на ребенка. Идею воспитывающего обучения С.И. Миропольский находит и у великого славянского педагога Я.А. Коменского, учение которого впоследствии называет ориентиром своих педагогических поисков. Дидактические положения, предлагаемые для народной школы и школы вообще, С.И. Миропольский во многом заимствует из «Великой Дидактики».
Вслед за Я.А. Коменским он поддерживает идею воспитывающего обучения. Истоки этого он видит в исторических традициях русской школы, которая с самого основания признавала воспитание основной своей целью. Это объясняется тем, что русская школа всегда была церковной, то есть в основе ее было приобщение ребенка к нравственным идеалам христианства. Это привело С.И. Мирополь-
1 Миропольский С.И. Учитель. Его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности. С приложением учительской хрестоматии. Изд. 2-е. СПб., 1897. С. 1.
ского к выводу о неразрывной связи обучения и воспитания. Воспитывающее обучение, по мнению С.И. Миропольского, предполагает неразрывную связь с воспитанием.
С.И. Миропольский называл Я.А. Коменского родоначальником и основателем современной педагогической науки. Он не считал это преувеличением, так как «все основные начала современной педагогии мы находим у Коменского; выражены они с такой ясностью, точностью и полнотой, что никакое сомнение здесь невозможно; некоторые из идей его так глубоки, что они и до нашего времени служат еще проблесками, вопросами дня».
С.И. Миропольский во всех педагогических работах подчеркивал значение Я.А. Коменского в развитии педагогики как науки. Роль образования молодых поколений для общества и государства, всеобщность образования, идея воспитательного обучения, идея наглядного обучения, сообразность обучения с природой, начала дисциплины, мягкий и гуманный характер обучения, значение физического воспитания, детских игр, учебных экскурсий, необходимость образования женщины - это неполный перечень проблем, о которых писал Я.А. Коменский. Исходя из вышеперечисленного, С.И. Миропольский делает вывод о том, что Я.А. Коменский является истинным творцом народной школы в Европе. Для России значение его педагогики тем более велико, что он славянский педагог и в его школах обучение велось на родном языке. Еще одной чертой педагогики Я.А. Коменского, на которую обращал особое внимание С.И. Миропольский, является основание этой педагогики на христианском учении, которое он понимал в глубине и единстве живых его начал, как животворную, нравственно возрождающую силу жизни. С.И. Миропольский видит заслугу Я.А. Коменского в выдвижении на первый план родного языка и в том, что он, как христианин, требовал, чтобы и преподавание, и дисциплина в школах были проникнуты христианским духом. Воспитательные идеалы народной школы во многом перекликаются с воспитательными идеалами Я.А. Коменского. У С.И. Миропольского знания, нравственность и религия также являются средствами воспитания.
С.И. Миропольский пропагандировал труды Я.А. Коменского во многих своих педагогических работах, однако это не всегда находило положительный отклик. Так, его критиковали за «преклонение» перед человеком, который не являлся педагогом вообще, да и жил 200 лет назад (см., например, статью А. Пятковского «Педагогическое идолопоклонство»). Другие называли идеи Я.А. Коменского непригодными для русской жизни: «фантазии и действительность в деле
нашей народной школы». Но вклада Я.А. Коменского в развитие педагогики нельзя отрицать. С.И. Миропольский это прекрасно понимал, используя его дидактические работы для построения народной школы. Идея Я.А. Коменского о воспитывающем обучении является основной в теоретических работах С.И. Миропольского, главной воспитывающей силой С.И. Миропольский называет религию. Все учение должно быть направлено к тому, чтобы дети познали, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2), и научились исполнять эту волю. Школа должна иметь живую связь с Церковью, так как в основе народной школы С.И. Миропольского лежат национальная вера и исторические особенности, следовательно, без Православной Церкви не может быть истинно национального христианского воспитания. С.И. Миропольский постоянно подчеркивает, что при союзе с Церковью учитель обладает важными средствами в деле воспитания. «Средства эти заключаются в добрых христианских навыках по заповедям Церкви»2. В учебнике дидактики С.И. Миропольского они представлены следующим образом:
1. Посещение учениками богослужения. Следует отметить, что С.И. Миропольский считал православную веру тем исторически сложившимся основанием, на котором строятся народные представления о нравственности, отношениях между людьми, общественном строе. Поэтому зачастую, объясняя те или иные положения своей школы, он ссылается на исторические условия, «благочестивую старину», традиции «глубокой древности». В данном случае обоснованием воспитательных средств народной школы тоже служат его ссылки на народные традиции и христианский уклад жизни. «Благочестивая старина завещала нам любовь к храму Божию, и народ русский свято хранит этот завет; свято должна хранить его и школа народная»3.
2. Участие в клиросном чтении и пении. С.И. Миропольский признавал его необходимым, так как оно предполагает активное участие ребенка в церковной службе, а значит, воспитание становится действенным. Кроме того, такое участие «трогает и радует родителей, располагает их к школе»4.
3. Классная молитва. Общая молитва, когда дети и наставник просят помощи в своих трудах, необходима перед занятиями. С.И. Миропольский подробно останавливается на том, как, когда и кем эта молитва совершается.
4. Религиозно-нравственное чтение. Следует отметить, что в народной школе религиозно-нравственное чтение - компонент обяза-
2 Миропольский С.И. Учебник дидактики. СПб., 1895. С. 20.
3 Там же. С. 21.
4 Там же.
тельный и необходимый. Если целью школы является воспитание, и воспитание религиозное, то естественно, что «духовное просвещение, назидание и утешение» дети получают из книг «божественных». Среди таких С.И. Миропольский на первом месте ставит книги Святого Писания, особенно Евангелие и Псалтирь, так как они хорошо известны народу, да и обучение грамоте осуществлялось по ним в течение веков. Также он говорит о житиях святых, святоотеческих писаниях и современных изданиях церковно-просветительного характера.
5. Приучение к послушанию и исполнению заповедей и обычаев Православной Церкви. Так как воспитание осуществляется в народной школе в духе церковности, то совершенно необходимо приучить ребенка с самого раннего возраста к исполнению обычаев, установленных Церковью. Прекрасной школой религиозного воспитания С.И. Миропольский называл посещение церкви, подготовку к исповеди и причастию, соблюдение постов, строгое исполнение обетов, «дела милости христианской». Эти обычаи должны быть святы для детей.
6. Воспитание «добрых нравственных качеств». «Главная задача начальной школы не в области знаний и умений, но в воспитании сердца и добром направлении воли. От сердца исходит жизнь душевная, а воля, направленная к добру, руководимая совестью, служит основанием нравственного характера человека»5. Эта мысль С.И. Миропольского определила во многом его теоретические взгляды на построение народной школы в целом. Он был твердо убежден, что единственно верные средства для нравственного воспитания дают только религия и Церковь. Поэтому все воспитательные средства, которыми располагает педагогика (наставление, пример, напоминание, убеждение, предостережение, приучение), бессильны без «истинной основы воспитания» - страха Божия. Это чувство вездеприсутствия Бога и опасение оскорбить Его недостойными делами. Оно, как считает С.И. Миропольский, рождает добровольное послушание заповедям, преданность правде, добру и благочестие. Для того чтобы противопоставить злу добро, надо развить в детях «добрые нравственные качества», среди которых С.И. Миропольский называет чувство нравственного долга, совесть, правдивость, воздержанность, скромность, дружелюбие, трудолюбие.
7. Участие в жизни детей вне школы. Учитель народной школы должен стремиться к тому, чтобы школа представляла согласно живущую семью. Для этого С.И. Миропольский предлагает не только раз-
5 Там же. С. 24.
вивать в детях дух товарищества в стенах школы, но и не терять связи с детьми и вне ее. Сам учитель посещает семьи детей, а дети приходят в храм.
В дидактических работах («План, основы и задачи устройства нашей народной школы», «Дидактика» и др.) С.И. Миропольский много пишет о средствах воспитывающего обучения. Значительное место среди них помимо религии занимает школьная дисциплина, которую он понимает прежде всего как внутренний микроклимат школы. «Дисциплину, в истинном значении этого слова, вовсе нельзя понимать в смысле одного чисто внешнего порядка, хотя последний ею и предполагается» (в этом высказывании ясно видно отношение С.И. Миропольского к дисциплине вообще и применительно к народной школе)6. Он считает, что дисциплина - это прежде всего живая система нравственного влияния школы и учителя на учащихся. Исполнение учениками правил поведения, тишина и порядок еще не показатели связи учеников с учителем и школой. «Где нет в детях правдивости, доверия и любви к учителю, там нет дисциплины, как бы ученики ни были послушны учителю»7.
Миропольский считал школьную дисциплину необходимым условием истинно образовательной школы. Посредством дисциплины ученики становятся учениками, то есть детьми, которые в школе получают не только умственное, но и нравственное образование. Кроме профессиональных качеств и сам учитель должен обладать высоким нравственным потенциалом, быть способным влиять на нравственное развитие ребенка. «Главная цель дисциплины - это область побуждений, нравственного настроения, развитие чувства законности, понимание разумности и выгод порядка и постепенное образование в детях истинно человеческого характера»8. Средство для достижения этой цели - сам учитель, «полная самоотвержения и нравственно-достойная его личность, внушающая к себе любовь, почтение»9.
Таким образом, С.И. Миропольский понимает дисциплину намного шире, не только как проявления внешнего порядка, хотя много внимания уделяет и этому вопросу. Близки идеям С.И. Миропольского о школьной дисциплине мысли В.Д. Сиповского, который посвятил этому вопросу отдельную статью. Недостатком современных представлений о школьной дисциплине Сиповский считал ее идентичность с понятием дисциплины взрослых на службе, которая тре-
6 Миропольский С.И. Задачи, план и основы устройства нашей народной школы. Спб., 1884. С. 159.
7 Там же.
8 Там же. С. 160.
9 Там же.
бует точного выполнения приказа. Для службы это неплохо, но в школе едва ли возможно. Дисциплина в школе не может существовать сама по себе, она является элементом воспитания. «Истинное воспитание не может удовлетвориться одним лишь пассивным послушанием из-за страха наказания»10. Такая дисциплина носит внешний характер, она основана на страхе наказания. Этот взгляд созвучен мыслям С.И. Миропольского о дисциплине как прежде всего о духе школы. Для поддержания такого внутреннего порядка школьной жизни В.Д. Сиповский предлагает учителю пересмотреть методы и содержание преподавания с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся, не обременять их большим объемом домашней работы, давать возможность отдохнуть детям как на уроках, так и на переменах. Основной же воспитательной силой для установления школьной дисциплины В.Д. Сиповский, как и С.И. Миропольский, называет личность учителя. «Все это необходимо иметь в виду прежде, чем думать о дисциплине и приступать к детям с дисциплинарными взысканиями, которые очень, очень часто, повторяем, являются возмутительной несправедливостью, действующей самым вредным образом на нравственность воспитанников...»11
Еще одно важное средство воспитывающего обучения - его индивидуализация. Термин «индивидуализация обучения» в современной педагогической науке встречается очень часто. В самом деле, представить обучение без индивидуального подхода к ученику невозможно. Читая книги С.И. Миропольского и других педагогов прошлого века, можно увидеть, что и столетие назад эта проблема была актуальной. В то время под индивидуализацией обучения понималось требование соизмерять ход и приемы обучения с личностью ученика, со степенью его развития и восприимчивости, с характером и силами и т. д. С.И. Миропольский распространял это требование и на воспитание.
Вывод о необходимости индивидуализации в школе он теоретически обосновывает, опираясь на труды Я.А. Коменского. Сообразность обучения и воспитания с природой воспитуемого он понимает как приспособление к природным способностям учащихся. С.И. Миропольский вслед за Я.А. Коменским убеждает учителей очень осторожно относиться к определению способностей ребенка, так как никому не может быть отказано в праве на образование. Здесь С.И. Миропольский, основываясь на взглядах Я.А. Коменского о личности ребенка, излагает свои мысли об обязательном начальном образова-
10 Антология педагогической мысли России второй половины XIX - начала XX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., 1990. С. 383.
11 Там же. С. 390.
нии в России. Во многом его высказывания перекликаются с выводами современных педагогов о системах работы с отстающими и способными детьми.
В плане воспитания С.И. Миропольский обращает внимание на работу с детьми, которых и в наше время называют трудными. Шалости и нарушения порядка этими детьми вынуждают учителя ломать волю упрямца, то есть делать «из благородного скакуна скромного осла»12. Чаще всего, считает он, так происходит, когда учитель из-за собственной лени не учитывает в своей педагогической практике индивидуальные особенности детей. С.И. Миропольский предлагает учителям энергию таких детей (которая часто уходит на шалости) направить на какую-либо деятельность, где они могли бы применить свои силы.
Требование индивидуализации в обучении и воспитании является, по словам С.И. Миропольского, необходимым условием всякой школы и воспитания. Однако человека воспитать может только человек. Исполнительность и педагогическая добросовестность, конечно, необходимы, но без любви к детям и любви к своему труду все усилия педагога могут привести к формализму. «Одна любовь может труд воспитания обратить в наслаждение»13.
Тема индивидуального подхода в образовании в то время активно обсуждалась в педагогических кругах. Об этом можно прочитать в работах М.И. Демкова, А.Н. Острогорского и др. С.И. Миропольский хотел, чтобы народная школа впитала в себя лучшее, что есть в российской педагогике, поэтому призывал учителей видеть в каждом ребенке те качества, которые помогут ему в дальнейшем полноценно реализовать себя в обществе. Особое внимание он уделяет «даровитым» ученикам. Творческий подход учителя в своей работе позволит выявить и помочь развиться таланту ребенка. С.И. Миропольский, как и А.Н. Острогорский, обращает внимание педагогов на то, что именно в школьном возрасте необходимо помочь развиться природным задаткам. Он критикует дореформенную школу за недостаточное внимание как к слабым, так и к сильным ученикам. Однако он отмечает, что учителя, которые выделяют учеников с разными способностями из общей массы, всегда были и есть в российских школах. Школа страдает от применения принципа расчета учебной работы на силы среднего ученика.
Индивидуальный подход к ученику провозглашается практически всеми педагогами XIX века. Происходит это потому, что при пост-
12 Миропольский С.И. Задачи, план и основы устройства нашей народной школы. С. 173.
13 Там же. С. 176.
роении новых типов школ они хотели избежать промахов и ошибок прошлого. Только видение в каждом ученике неповторимых личностных качеств поможет этим качествам выявиться в полной мере.
Развивая педагогические идеи своего времени, С.И. Миропольский предлагает методы воспитания, направленные на нравственное развитие учащихся. Его точку зрения разделяли многие педагоги, принадлежащие к разным течениям педагогической науки. В.Д. Сиповский считает образованным человеком не того, кто много знает и умственно развит. Знания могут быть полезны или вредны в зависимости от того, на что и как они направлены. «Только тогда получат они смысл и цену, когда ими руководят облагороженное чувство, разумные принципы, высокий нравственный идеал»14. Поэтому главной задачей школы является выработка этих руководящих начал. Одним из них является проблема воспитания.
С.И. Миропольский, как и его современники, много писал о воспитании в народной школе. Его книги («Задачи, план и основы устройства нашей народной школы», «Учебник дидактики», «Ученик и воспитывающее обучение в народной школе»), статьи в журналах Министерства народного просвещения «Семья и школа», «Народное образование», многочисленные отзывы на статьи и книги других педагогов позволяют сделать вывод о том, что он считал этот вопрос основополагающим.
Однако следует заметить, что в середине XIX в. об этом писали и спорили очень многие. Начало было положено статьями Н.И. Пирогова «Вопросы жизни» и «Школа и жизнь», определившими, по мнению К.Д. Ушинского, основную задачу педагогики середины XIX века. Н.И. Пирогов писал, что школа совершает ошибку, не обращая внимания на общечеловеческое воспитание, так как самая существенная потребность любой страны - в истинных людях. А общечеловеческое воспитание не исключает специального, им школа может заниматься после. Иначе общество забывает сделать детей людьми. Общество и государство стремятся сделать школу проводником к распространению известных убеждений, взглядов и понятий и рассадником специалистов, необходимых им для достижения своих целей. То есть общество в первую очередь видит своей целью «сделать из детей с самого раннего детства негоциантов, солдат, моряков, духовных пастырей и юристов»15.
Возникновение специального образования в России он относит ко времени правления Петра Великого, когда для проведения госу-
14 Антология педагогической мысли России... С. 381.
15 Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. М., 1985. С. 36.
дарственных реформ во всех областях необходимы были специалисты. До того времени школа была ориентирована прежде всего на воспитание человека в православной вере. В.Я. Стоюнин был согласен с высказываниями Н.И. Пирогова о том, что государство, создавая закрытые учебные заведения, воспитало ребенка для своих нужд, лишая его воспитания в семье, забывая о воспитании человека. Идея общечеловеческого воспитания поддерживалась В.Я. Стоюниным, так как он считал, что государство сильно не армией и полицией, а образованными и честными людьми. Поэтому школа ставит перед собой задачу воспитания и образования человека, полезного обществу и стране. Главными в этом случае становятся принципы любви к человеку и уважения личности, индивидуальный подход в воспитании.
Таким образом, взгляды С.И. Миропольского на цели и задачи народной школы были определены педагогическими исканиями второй половины XIX в., когда педагоги стремились к созданию школы на основе национально-религиозных традиций, основной целью которой являлось воспитание (С.А. Рачинский, К.П. Победоносцев, К.Д. Ушинский). Однако С.И. Миропольский был твердо убежден, что такая школа в России уже существовала и необходимо использовать ее опыт. Это церковная школа, первое образовательное учреждение, сложившееся в Русском государстве.
Средством воспитывающего обучения становится и его содержание, если оно соответствует цели и поставленным задачам того, кто организует педагогический процесс. С.И. Миропольский высказывал убеждение в том, что содержание образования должно совпадать с той иерархией ценностей, которая принята в семье, отдающей ребенка на обучение. Для него самого это в первую очередь было религиозное образование, продолжающее традиции русской школы. Сохранению в качестве главной воспитательной цели христианско-право-славного нравственного идеала человека в народной школе способствовало большое влияние религии в жизни страны и общества. Для решения данной задачи педагогами, в том числе и С.И. Миропольским, использовались учебные предметы, особо насыщенные воспитательными элементами и, в первую очередь, Закон Божий. В курс обучения он вводит церковное пение, русскую и церковнославянскую грамоту, чистописание, счисление и начальные сведения из отечественной географии и истории.
Миропольский, обосновывая содержание обучения в народной школе, подробно ознакомился с программами других начальных школ. Его мнение осталось неизменным: обучение должно носить воспитательный характер, знания сами по себе не имеют ценности.
Поэтому главным предметом у него остается Закон Божий. Первая и главная задача народной школы - религиозно-нравственное образование и воспитание учащихся, вторая - «сообщение полезных и доступных для учащихся знаний и умений». В состав Закона Божия входит изучение молитв, Священная история Ветхого и Нового Заветов, краткий катехизис и учение о богослужении.
Дополнениями к этому предмету служат церковное пение и церковнославянская грамота. С.И. Миропольский считает, что эти предметы имеют глубокое воспитательное значение. «Правильное преподавание их не только сообщит детям нужные знания, но утвердит в них благочестивые навыки и даже введет их в деятельное участие в богослужении, научив их языку Церкви и ее пению»16. Следовательно, предметы эти необходимы каждому православному человеку. Кроме того, церковнославянский язык развивает умственные способности и позволяет закрепить знания о русском языке, так как они являются родственными.
Огромное воспитательное значение помимо практических целей имеет изучение родного языка. Это положение С.И. Миропольский также обосновывает исторически, вспоминая, как высоко ценили грамотность и книги наши предки. Он приводит слова летописца Нестора: «Велика бывает польза от чтения книжнаго, мудрость бо обретает от словес книжных; се бо суть реки, напояющи вселенную; се бо суть исходища мудрости; книгам бо есть неисчетная глубина; есть бо в печали утешаемы есьмы; се суть узда воздержанию; мудрость бо велика есть»17.
Несмотря на большое разнообразие типов школ в конце XIX в. и различные подходы к содержанию обучения в том или ином учебном заведении, роль родного языка оставалась главной. К.Д. Ушинский, С.А. Рачинский также называют его необходимым орудием всякого учения книжного и устного.
Обучение счислению действует «благотворно на умственное развитие учащихся» и имеет широкое применение в быту, поэтому имеет образовательное и практическое значение. Арифметика, как считает С.И. Миропольский, позволяет развивать логическое мышление и умственные способности вообще.
Что касается сведений из отечественной истории и географии, то в полном объеме, как самостоятельные предметы, они не входят в курс начальной школы из-за нехватки учебного времени. Важнейшие сведения и события излагаются в книге для чтения. Следует отметить,
16 Миропольский С.И. Учебник дидактики. С. 29.
17 Там же. С. 68.
что в своей книге для чтения С.И. Миропольский использовал исторический и географический материал. Из ряда статей дети должны были узнавать о природных богатствах и землях Русского государства. Из статей по истории знать, как жили наши предки в старину, чему они учились, как «постепенно собиралось и строилось Русское царство, какие оно переживало грозные времена, испытания, нашествия врагов, и как народ сохранил свое могущество; здесь они увидят примеры доблести, самоотвержения, верности царю и отечеству и (главное) узнают, что русский народ всегда был силен своею православною верою, единодержавною царскою властью»18.
О роли чтения в детском возрасте не было единого мнения. Учебные книги К.Д. Ушинского (которые С.И. Миропольский считал лучшими для народной школы) отвечали требованиям С.И. Миропольского. Но существовала иная точка зрения. Так, Д.И. Писарев считал ненужными гуманитарные знания вообще, предлагал больше места отводить математике и естественным наукам, детское чтение же называл пустой тратой времени. О воспитательном влиянии книг в детском возрасте писал Н.В. Шелгунов. «Книги — вот главный источник, из которого молодежь черпает содержание для своих новых ассоциаций, представлений, которыми она проверяет окружающую ее жизнь. <...> Книги, действительно, то наследие веков, в котором выразилась память человечества»19. Но Н.В. Шелгунов считал чтение современного школьника беспорядочным, а потому зачастую бесполезным. Он видит в детской литературе много ненужной «занимательности» (Майн Рид и т. д.), уводящей в сторону мечтательности. Поэтому для круга детского чтения он предлагает жизнеописания не вымышленных, а реальных героев (Александр Македонский, Юлий Цезарь и др.). А если герои иногда бывали «бичами человечества», то это не страшно, так как ребенок сам сумеет справиться с материалом и правильно его переработать.
Следует заметить, что эти положения частично нашли применение в земской школе, когда учебные книги не содержали художественных произведений. Это не могло не вызвать критики у С.И. Миропольского, С.А. Рачинского, К.П. Победоносцева и других педагогов, которые основой книги для чтения считали художественные произведения, направленные на нравственное воспитание учащихся. Таким образом, народная школа, как школа начальная, решала задачу элементарного обучения, создавая основу для учения дальнейшего. Краткий курс обучения был обусловлен ограниченным временем для
18 Там же. С. 30.
19 Антология педагогической мысли России... С. 210.
учебы, что создавало определенные проблемы. С.И. Миропольский называл проблему содержания обучения наиболее спорной и сложной в начальной школе. Ответы на все вопросы, связанные с этой проблемой, он призывает искать у Я.А. Коменского. Нельзя видеть в народной школе лишь школу грамотности, задачи которой исчерпываются только обучением чтению, письму и счету. По этому поводу С.А. Рачинский писал К.П. Победоносцеву, что наступил момент по-истине роковой, когда голая грамотность распространяется быстро, стихийно: «с головой же она остаться не может».
Здесь Рачинский, как и Миропольский, отдает предпочтение церковным школам, которые вместе с сельским духовенством сохранили запас живых сил и способны спасти страну. Школы грамоты С.И. Миропольский называет подготовкой к обучению в народной школе, так как зачастую они организовываются в далеких деревнях, где нет ни собственного помещения, ни подготовленных учителей. Но и они могут быть полезны для народа, если продолжат традиции семейного воспитания, если основой их станет церковное обучение. С.И. Миропольский спорит с теми, кто считает народную школу «агрономическим учреждением», то есть считает, что задачи ее чисто утилитарные. Конечно, в первую очередь это относится к земским школам.
Критика земских школ (а Рачинский вообще считал их рассадником всего дурного, что есть в России) обусловлена чисто практическими задачами, которые они перед собой ставили. С.И. Миропольский и его единомышленники видели в народной школе продолжательницу традиций русского образования, а, следовательно, главная задача (воспитание христианина) решалась обязательным введением Закона Божия и воспитательным элементом в обучении.
Основной задачей начальной школы у Я.А. Коменского является воспитание человека, эту же цель ставит перед школой и С.И. Миропольский. Для этого надо, следуя Коменскому, «всех учить всему». Я.А. Коменский писал об этом в своей «Великой Дидактике». С.И. Миропольский подробно объясняет русским педагогам, что это значит: всему научить конечно же невозможно. Да и Я.А. Коменский не это имел в виду. Основы наук, в том числе и основы нравственности, закладываются в младшем школьном возрасте. Только тогда возможно полное развитие личности. Поэтому С.И. Миропольский принимает за основу содержание обучения в народной школе Я.А. Коменского и подробно останавливается на образовательном и воспитательном значении каждого предмета. Курс обучения в церковно-приходской школе практически такой же, так как эта школа призвана
продолжить традиции национального образования и ставит перед собой цель воспитания человека, развитие всех его личностных и нравственных качеств. Изложенный таким образом курс начальной школы С.И. Миропольский называет вполне достаточным и исполнимым на практике. Однако курс этот по усмотрению учителя может сокращаться или расширяться в зависимости от условий и времени обучения.
Предметы, входящие в элементарный курс обучения, практически одинаковы в разных проектах школ. Н.И. Пирогов называет Закон Божий, грамоту, письменность, счетность и наглядное обучение.
B.Я. Стоюнин кроме этого добавляет пение и рисование, понятие о природе и месте в ней человека (у Н.И. Пирогова это наглядное обучение). С.И. Миропольский включает в курс церковно-приходской школы эти предметы, добавляя церковное пение и церковнославянский язык. Критике этот курс обучения подвергался в основном в советский период. И.А. Соловков критикует программы церковно-приходских школ за религиозность и «голую» грамматику. С.Ф. Егоров приводит данные о преобладании религиозного компонента в обучении. Однако анализ учебников по словесности, рекомендованных как для церковных, так и для других типов школ (Н.Я. Некрасов,
C.И. Миропольский), показывает, что в них использован богатый языковой материал, который позволяет решать не только учебные, но и воспитательные задачи.
Взгляды С.И. Миропольского на цели воспитания и его содержание нашли отражение в уже упоминавшихся выше его книгах «Задачи, план и основы устройства нашей народной школы», «Учебник дидактики» и статьях «Идея воспитывающего обучения в применении к народной школе», «Теория и практика в воспитании». С.И. Миропольский призывает не забывать основной задачи школы: «Школа должна образовывать и воспитывать человека. Сообщение знаний и умений служит только средством для этой цели»20.
Таким образом, С.И.Миропольский использовал в своих работах по дидактике опыт работы выдающихся педагогов прошлого и своих современников. Эти дидактические положения не потеряли своей актуальности и в начале XX в., когда выходили в свет другие учебники.
Разрабатывая основы народной школы, С.И. Миропольский подробно останавливается на самом процессе обучения в ней. Для того чтобы показать преемственность этой школы по отношению к русским традициям и использование современных достижений педагогики, он дает анализ основным системам и формам обучения. Систе-
20 Миропольский С.И. Задачи, план и основы... С. 55.
мой обучения он называет организацию преподавания, то есть распределение, группировку и ход учебных занятий в школе. В своей книге «Задачи, план и основы устройства нашей народной школы» он распределяет системы обучения по отношению к учителю, ученикам и предметам обучения. Давая анализ всем этим системам, С.И. Миропольский призывает учителей сделать разумный выбор и «не повторять тех промахов, которые уже достаточно выяснились теоретически и практически»21. При анализе каждой из них он старается показать как положительные, так и отрицательные стороны. Так, удобство предметной системы (преподавание разделяется по предметам) заключается, по его мнению, в том, что преподавание специализируется. Но он считает, что, несмотря на все положительные стороны, она непригодна для начальной школы. Начальное обучение предъявляет совершенно иные требования и другие условия для учителя. «Задача начальной школы прежде всего - образовательная, главный центр ее не познания, не учеба, а личность дитяти, все обучение есть только средство для развития последней. Недостаточно передать ребенку то или другое знание: это лишь половина дела. Знание, что два плюс два равняются четырем, еще не улучшит человека, как знание имен, лиц и событий священной истории еще не сделает его религиозным»22. На детскую личность должны подействовать все знания элементарного курса во всей их совокупности и взаимосвязи.
Только связь между предметами, которую С.И. Миропольский отмечает и в трудах Я.А. Коменского, поможет преодолеть разрозненность и необъединенность знаний. При этом С.И. Миропольский обоснование классной системы обучения тоже берет у Коменского. Оценивая классную систему в целом, С.И. Миропольский имеет в виду элементарный характер начальной школы и ее образовательные задачи. «Детская личность здесь составляет не только центр, где сосредоточиваются все образовательные лучи просветительных сил школы, но и исходную точку, от которой следует отправляться в обучении»23. С.И. Миропольский считает, что в начальной школе нецелесообразно дробление неделимого курса. Здесь учитель заботится не только о том, чтобы дети знали предмет, но и о «связности преподавания». Начальный же курс располагается концентрически, «а правильная концентрация возможна только при классной системе».
Кроме того, начальное обучение сосредоточивается на детской личности, образовательном и воспитательном влиянии на нее. Дети, которые приходят в начальную школу прямо из дома, не могут при-
21 Там же. С. 125.
22 Там же. С. 128.
23 Там же. С. 130.
выкнуть ко многим учителям сразу. Этот психологический фактор также учитывает С.И. Миропольский. Он рассматривает и такие системы обучения, как одиночное, взаимное и совокупное. Одиночное обучение он оценивает как отмирающую форму, дошедшую еще со времен первых русских школ. По его мнению, оно возможно как индивидуальное и в том случае, когда в классе до четырех учеников. Взаимное обучение (бель-ланкастерская система) представляется С.И. Миропольскому нежелательным в начальной школе. Система одновременного обучения (по группам или всего класса) названа им наиболее удобной не только в учебном, но и в воспитательном отношениях. Учитель сам руководит всем процессом обучения и воспитания, и под его влиянием «создается живая детская личность». А так как класс неоднороден, то деление на группы (не более трех) может дать «прекрасные плоды». В целом же система одновременного обучения представляется С.И. Миропольскому выгодной как для учителя, так и для учеников.
Все нововведения и реформы в области образования не могут обойти стороной проблему личности педагога и его влияния на учащихся. Педагогическую деятельность не случайно называют творческой, так как именно в ней сочетаются нормативные и эвристические действия. Здесь раскрывается индивидуальность педагога, связанная с его личностными качествами. Основной задачей учителя в наше время можно назвать помощь маленькому человеку в самореализации, в том, чтобы стать творческой, думающей личностью. Вопрос о роли педагога, учителя в школе, особенно в начальной школе, активно обсуждался и в середине XIX в., в период появления новых типов начальных учебных заведений.
С.И. Миропольский писал, что работа учителя невозможна без видения в человеке, в ребенке высшего творения. «Дети по учению Слова Божия - Божий дар: почему и народ православный смотрит на чадородие как на благословение Божие. Дети - существа невинные, они чисты душою, простосердечны, доверчивы, незлобливы, почему Господь, Спаситель мира, сказал, что «их есть царствие небесное», призывал их к себе, благословлял и ставил в пример верующим»24. Ссылаясь на Евангелие и Священное Писание, православные педагоги XIX в. (К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, С.И. Миропольский и др.) писали о том, как важен период детства в жизни человека и какую ответственность накладывает это на учителя. Связано это и с тем, что школа призвана продолжить то, что начато в семье. «В православной христианской семье нашего народа первые,
24 Миропольский С.И. Учебник дидактики. С. 12.
самые дорогие впечатления детства принадлежат религии»25. Семейное воспитание - основа всякого общественного воспитания.
Цели воспитания, которые выдвигались в то время, позволяют судить не только о взглядах педагогов и общественных деятелей, но и обо всей направленности учебно-воспитательной деятельности тех или иных учебных заведений. Религиозно-нравственный идеал в воспитании присутствовал в работах сторонников различных философских и педагогических течений, так как они видели в нем идеал общехристианский, общечеловеческий. В педагогике того времени большое влияние имели представители так называемого общечеловеческого направления, заданного в первой половине XIX в. Н.М. Карамзиным, И.И. Мартыновым, И.Ф. Богдановичем, И.В. Киреевским, И.М. Ястребовым и др. К этому направлению принадлежал Н.И. Пирогов, который внес большой вклад в развитие понятий о значении воспитания. Основой воспитания и целью его он называет христианское учение. В христианстве человек находит ответ на самый главный вопрос жизни - о цели нашего бытия. «Вспомним еще раз, что мы христиане и, следовательно, главной основой нашего воспитания служит и должно служить Откровение»26. Однако в обществе Н.И. Пирогов не видит следов этой мысли, так как здесь побеждает стремление к материальным благам. Родители и общество, заботясь о будущем детей, не должны забывать, что «это право ограничивается обязанностью развивать всецело и всесторонне все благое, чем наделил их Творец»27.
Н.И. Пирогов высказывает мнение о том, что Церковь, школа и государство неотделимы от жизни народа. Проблемы, которые они решают, одинаковы. Н.И. Пирогов подчеркивал, что наставники назначены руководить детьми не только в научном, но и в нравственном отношении. Отмечая важность нравственного влияния на ребенка, Н.И. Пирогов говорит о том, что в данный момент нельзя сразу потребовать от учителей «знания дела и самых высоких добродетелей». Ведь их никто не готовил. Учителей необходимо обучать педагогике, а инспекторов и директоров выбирать по их педагогическим заслугам. Сам Н.И. Пирогов опубликовал четыре проекта педагогических семинарий. В школьном деле большую роль в решении различных проблем он отводил педсоветам, а учителей призывал постоянно совершенствовать свое мастерство.
То направление в педагогике, к которому принадлежали К.П. Победоносцев, С.А. Рачинский, С.И. Миропольский и другие учителя,
25 Там же. С. 13.
26 Пирогов Н.И. Указ. соч. С. 30.
27 Там же. С. 200.
принято называть официальным, так как оно поддерживалось правительством. Но эти педагоги были твердо убеждены, что для российских школ на первом месте должно стоять воспитание, и само обучение должно носить воспитывающий характер. Педагогические работы того времени об учителе отвечали на вопрос, волновавший общество: как учитель может повлиять на нравственное и умственное развитие ребенка. Вопрос этот наряду со всеми проблемами народной школы не раз затрагивался педагогами второй половины XIX века. К.П. Победоносцев считал, что проблемы образования решаются не количеством школ, а количеством «живых» учителей, которые являются живой душой школы. Но в деле подготовки учителей много трудностей. По словам К.П. Победоносцева, православное воспитание ребенка должно начинаться с первых лет его жизни. В его понимании воспитание должно помочь человеку жить. Поэтому человека нельзя отрывать от среды, в которой тот родился. При этом не следует забывать о том, что школа должна подготовить энергичных и практичных людей, то есть знания не должны существовать отдельно от умений.
По мнению К.П. Победоносцева, народ ценит в народной школе то, что она «учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и бояться, любить Отечество, почитать родителей». Это та основа, которая дает человеку нравственную силу, необходимую для того, чтобы «сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными внушениями и соблазнами мысли». К.П. Победоносцев обосновывал религиозное воспитание в своих педагогических заметках. По его мнению, начала нравственного учения непрочны и шатки, если они не коренятся в вере. Вера же является тем источником, который помогает определить цель жизни. Цель воспитания, которую выдвигает К.П. Победоносцев, - образовать характер в человеке на основе соединения евангельской любви и знания. Этой цели можно достигнуть, если школа непосредственно связана с Церковью. Такая задача стоит в первую очередь перед учителями.
О роли учителя в деле воспитания писали многие педагоги и общественные деятели. Все они без исключения понимали, какое огромное влияние оказывает учитель на ребенка, особенно в младшем школьном возрасте, поэтому делали вывод о том, что учительством должны заниматься специально подготовленные специалисты. Так, К.Д. Ушинский, «учитель русских учителей», писал, что учительская семинария должна давать практические знания и умения, сведения должны быть ясны, точны и разнообразны. А учителям младших классов и народных школ помимо энциклопедичности знаний необходимы характер, нравственность и убеждения, так как «больше вли-
яния оказывает на учеников личность учителя, чем наука, излагаемая здесь в самых элементарных началах»28. В проекте учительской семинарии К.Д. Ушинский пишет, что от учителя народной школы требуется, чтобы жизнь его служила примером для детей и родителей. «Только при этом условии он может иметь нравственное влияние на детей и его школьная деятельность будет истинно воспитательною деятельностью»29.
Таким образом, можно выделить основные требования к деятельности и личности учителя, которые выдвигались в этот период: обязательная профессиональная подготовка (необходимо помнить о том, что в то время не хватало подготовленных специалистов), разносторонние знания, стремление к самообразованию, твердость убеждений, высокие нравственные принципы. Наиболее полно требования к личностным качествам учителя представлены в трудах теоретиков церковно-приходской школы. Это объясняется тем, что такой тип начальных школ первостепенной задачей ставил воспитание детей в духе христианской морали и нравственности.
Особенности этого типа школ требовали серьезного подхода к подготовке учителей. С.А. Рачинский, школу которого С.И. Миропольский взял за образец, объяснял это так: «Задачи русской сельской школы труднее, шире, чем задачи какой-либо сельской школы в мире. Чтобы стать на высоту этих задач, ей предстоит выработать себе особый тип, учебный и нравственный, которому нет образца в школах западноевропейских»30. Педагоги 60-х годов определяли задачу народной школы так: сделать человека человеком. Однако С.А. Рачинский считал, что эта цель непонятна родителям: дети сделаются людьми, «и не видавши азбуки». Поэтому целью школы он называет воспитание христианина.
Миропольский не мог не затронуть вопросы подготовки и деятельности учителей в своих работах. Характеризуя цели, содержание образования, средства обучения и воспитания и процесс обучения в народной школе, С.И. Миропольский постоянно возвращается к роли учителя. Это объясняется и общей для всех педагогов второй половины XIX в. тенденцией к возвышению личности учителя, подчеркиванию важности его примера и нравственных убеждений на подрастающее поколение и личной уверенностью С.И. Миропольского в исключительности деятельности учителя, в особенности учителя народной школы. С.И. Миропольский постарался высказать свое мнение о значении учителя в свете христианского учения. Именно такое
28 Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. М., 1945. С. 177.
29 Там же. С. 181.
30 Рачинский С.А. Сельская школа. Сборник статей. М., 1991. С. 65.
учение было приемлемо для народной школы. С.И. Миропольский в теоретических работах, посвященных построению народной школы, излагал «общие начала, дух и характер учительской деятельности», а также подробные указания по процессам обучения и воспитания. Следует заметить, что С.И. Миропольский, хорошо знакомый с достижениями педагогики того времени, понимал важность приближения к тому нравственному идеалу, на который опиралась в своей воспитательной деятельности народная школа. Если прежде в практике воспитания господствовала только вера в религиозные авторитеты, требование послушания и давление на волю воспитанника, то с развитием педагогической антропологии на первое место вышла идея самопознания человека наряду с сохранением его религиозности, идея сознательного выбора, стремление человека к духовно-нравственному самосовершенствованию.
В задачи народной школы С.И. Миропольский включал развитие способностей ребенка. Подобные задачи и цели ставили перед собой практически все учебные заведения второй половины XIX в., но С.И. Миропольский считал, что наиболее последовательно воспитание в духе национальных религиозных идеалов осуществится в народной школе, которая, несмотря на особенности, вызванные задачами своего времени, сохраняет специфику и атмосферу, свойственные ей на протяжении столетий, что и определяет ее ориентацию на религиозно-нравственное воспитание, на формирование человека-хрис-тианина. С.И. Миропольский рассматривает само воспитание и обучение с христианской точки зрения. Школа и Церковь для него неразделимы. «Народная школа должна быть вся - один тон, один дух, одно религиозное направление. Только при таком единстве внутреннего строя и деятельности школа народная может достигнуть своей высокой цели»31. С.И. Миропольский считает, что религиозно-нравственное направление должно стать главным воспитательным элементом школы. Причем речь идет не только о воспитании, но и обучении. Ведь и школа, и учитель, по его мнению, могут достигать высокого уровня религиозно-нравственного воспитания «только при помощи Церкви». Поэтому народная школа С.И. Миропольского должна непременно быть связана с Церковью. Православие - та духовная основа, которая не только связывает нас с обычаями наших предков, но и является основой воспитания. С.И. Миропольский писал об этом так: «Воспитывая детей для царства Божия, как сынов церкви православной, учитель тем самым воспитывает их и для зем-
31 Миропольский С.И. Дидактические очерки. Ученик и воспитывающее обучение в народной школе. СПб., 1890. С. 1.
ной жизни - для семьи, для общества и государства, ибо религия есть основание для всякого воспитания и благочестие на все полезно»32. Такая цель указывает на большую ответственность учителя.
Хорошая теоретическая и практическая подготовка учителя является важнейшим условием в работе школы, поэтому С.А. Рачин-ский и С.И. Миропольский подробно останавливаются на этом в своих работах. Они характеризуют разные учебные заведения, из которых выходят учителя народных школ. В первую очередь это духовные семинарии, которым дается высокая оценка: «учителей-семинарис-тов следует признать образцовыми по научной подготовке»33. Обучение в духовных семинариях продолжалось десять лет. Кроме общеобразовательного и богословского курса их воспитанники слушали курс педагогики и дидактики, практиковали в воскресных школах, что было особенно важно. Высокого мнения был С.И. Миропольский о женских епархиальных училищах. Он предлагал, чтобы учителя для народных школ были «из среды народа». Школа требует от учителя много сил, знаний, труда. С.И. Миропольский пишет, что подъем и успех начальных школ совершится в том случае, когда за дело возьмутся люди знающие, преданные своему труду. Без учителя все приемы и способы преподавания не имеют значения.
Личности учителя народной школы С.И. Миропольский посвятил книги «Учитель, его призвание и качества, значение, цели и условия его деятельности в воспитании и обучении детей», «Практические советы неопытному учителю, с приложением катехизиса молодого педагога» и главы в своих работах «Задачи, план и основы устройства нашей народной школы», «Учебник дидактики». «Каждое призвание свято; призвание же учителя и воспитателя - в сугубой мере»34. Это призвание С.И. Миропольский видел в стремлении достигнуть высокой цели своей деятельности. Он называет обязанность учителя священнейшей, так как в ней нет мелочей. А в доказательство важности учительского призвания приводит слова святителя Иоанна Златоуста: «Выше живописца, выше ваятеля, выше всякого другого художника я считаю того, кто умеет образовать детскую душу»35.
Особое внимание С.И. Миропольский уделял подготовке и самой деятельности учителя народной школы. Для Миропольского это не просто человек, обладающий определенными знаниями, а личность, способная увлечь, повести за собой, подающая пример во всем. Основное качество учителя, которое выделяет С.И. Мирополь-
32 Там же. С. 40.
33 Миропольский С.И. Задачи, план и основы... С. 122.
34 Миропольский С.И. Учитель. Его призвание и качества... С. 40.
35 Там же. С. 42.
ский, - постоянное стремление к самосовершенствованию. «Для учителя необходимо скромное и трудолюбивое стремление всегда учиться, всегда идти вперед, пополняя пробелы в знании и расширяя круг своей опытности»36.
Призывая учителей к постоянному самосовершенствованию, С.И. Миропольский считал, что чем глубже будут вникать они в свою работу, тем отчетливей осознают потребность в знании. «Образование немыслимо без деятельности, без усовершенствования, без неуклонного и постоянного движения вперед»37. Труд учителя концент-ричен, но это не значит, что один и тот же путь он пройдет теми же шагами. Приходит опыт, но кроме него должны прибавляться и новые знания. Только тогда труд учителя будет успешным. Он советует учителю вести дневник своих занятий и наблюдений, для того чтобы анализировать свои удачи и недостатки, что со временем поможет овладеть практикой и приобрести опыт. «Мы воспитываем детей, но и они воспитывают нас...»38 Только анализируя каждый свой шаг в ежедневном общении и работе с детьми, можно добиться положительных результатов. Роль учителя очень велика. С.И. Миропольский пытается найти ответ на вопрос, каким должен быть учитель народной школы, обращаясь к русской истории.
Школа С.И. Миропольского народная, традиционная, так как ее основы берут свое начало в школе допетровских времен, то есть школа эта строится на принципах народности и православия. Поэтому главную цель деятельности учителя он видит в «просвещении детей светом учения и религиозно-нравственном их воспитании»39. В воспитании и образовании детей будущее общества. Работу учителя С.И. Миропольский называет нравственным служением, выполнением долга перед обществом. Здесь особое значение придается воспитанию, прежде всего «в духе православия». «Грамота без страха Бо-жия есть не что иное, как безумному меч»40. Значит, учитель народной школы должен обладать качеством, которое С.И. Миропольский называет «религиозной нравственностью». Тот, кто хочет воспитать детей в «душевной чистоте», должен сам быть крепок в своих убеждениях. «Только истинно верующий человек может быть добрым и верным руководителем детей...»41 А вера у С.И. Миропольского неразделима с патриотизмом, служением Отечеству.
36 Миропольский С.И. Задачи, план и основы... С. 180.
37 Там же. С. 183.
38 Миропольский С.И. Учитель. Его призвание и качества... С. 138.
39 Миропольский С.И. Учебник дидактики. С. 1.
40 Там же. С. 2.
41 Там же. С. 3.
Общение с детьми требует особых качеств учителя, самым первым из которых С.И. Миропольский называет христианскую любовь. Ее не надо смешивать со слабостью, она «строга и бдительна». Здесь он приводит слова святого апостола Павла: «Истинная любовь долго-терпит, милосердует, не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Она радуется истине, полна веры и надежды, все покрывает и терпит и всегда верна. Она созидает, утешает, утверждает»42. («Любовь долготерпит, милосердует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрышает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...»; 1 Кор. 13, 4-8). Сам Миропольский считает, что любовь к детям в человеке естественна, но она должна быть возвышенна. А если с ней соединится и любовь христианская, христианское убеждение, «то она станет источником всех прочих нравственных качеств учителя». Учитель должен следовать лишь по этому пути, потому что, только «живя Христовой жизнью, учитель может вести детей к истинному просвещению»43. Сделав такой вывод, С.И. Миропольский говорит о тесной связи школы и Церкви, так как школа без Церкви и учитель без веры не смогут выполнить своего назначения. Свое мнение он подкрепляет высказываниями педагогов прошлого и своих современников о школе, о вере, о личности учителя и приводит их требования к воспитателю и учителю: воспитатель будет понимать свое назначение, только имея перед собой христианский идеал, и первое требование, предъявляемое ему, есть требование веры. Все это перекликается с мыслями самого С.И. Миропольского о зыбкости воспитательных средств, не подкрепленных религиозной основой. Если учитель достигнет единства нравственного, умственного и религиозного образования, то только тогда сможет «осуществить идею добра в духе воспитанника». Перечисляя качества хорошего учителя, С.И. Миропольский ставит во главе чистоту и твердость религиозно-нравственных убеждений, любовь к храму Божию, безукоризненность в жизни.
Было бы неправильным считать, что только XIX век поставил вопрос о нравственных качествах педагогов. Отношение к учителю и к учению оставалось неизменным в России на протяжении веков. Подчеркивая это, С.И. Миропольский ссылается на на устав Луцкой школы (юго-запад Руси, XV-XVII вв.), в котором очень интересные строки об учителе. «Учитель должен учить и любить детей всех одина-
42 Там же. С. 5.
43 Там же. С. 42.
ково, как сыновей богатых, так и сирот убогих, и тех, которые ходят по улицам, прося пропитания. Учить их, сколько кто по силам научиться может, - не только старательнее об одних, нежели о других: ибо сказано: «просящему у тебя дай и хотящему у тебя заняти не отврати». И еще: «Бог хощет всем спастися и в разум истины приити»44. От учителя Луцкой братской школы требовались прежде всего нравственные качества: чистая вера, добрая жизнь. Первая статья устава гласила: «Учитель сей школы должен быть благочестив, рассудителен, смиренномудр, кроток, воздержлив, не пьяница, не блудник, не лихоимец, не гневлив, не завистлив, не смехотворец (то есть человек легкомысленный, вызывающий смех пустыми речами. - Н.Р.), не басносказатель (враль. - Н.Р.), не пособник ересей; но поспешник благочестия, во всем представляющий собою образец благих дел. В таких добродетелях пребывают ученики, как их учитель»45.
В основу деятельности учителя полагается сознание нравственного долга и ответственности за вверенных ему детей перед Богом и людьми. «А учитель, взяв порученное ему дитя, должен заботливо учить его полезным наукам; за непослушание наказывать, но не ти-рански, а наставнически; не сверх меры, но по силам, не с буйством, а кротко и тихо, не только мирски, но и выше мирского. И чтобы он, по своей небрежности, зависти и лукавству, не остался виновным ни за одного ученика пред Богом Вседержителем, а также пред родственниками ученика и перед ним самим, если бы отнял у него время или занял его чем иным»46.
Актуальность этого вопроса не исчерпала себя и по сей день. Значение учителя в российской школе всегда было очень велико. Уже в XX в. о значении учителя протоиерей В.В. Зеньковский написал так: «Присутствие авторитета, дающее опору и чувство уверенности ученику, влияет коренным образом на всю его установку. Оно обогащает ученика тем, чего у него не имеется. Если устранить учителя, то все вдохновение пропадет. Это явление объясняет творческое значение авторитета в школе, оно поднимает детей с их уровня на более высокий, оно вызывает развитие, создает творческий скачок вперед»47.
К нашим современникам, учителям, работающим в современных школах, предъявляются также высокие требования. Это знание предмета, умение его донести до учащихся, знания по педагогике, психологии, методике преподавания, способность к самообразованию,
44 Мирополъский С.И. Очерк истории церковно-приходской школы от первого ее возникновения на Руси до настоящего времени. СПб., 1910. С. 98.
45 Там же.
46 Там же.
47 Зенъковский В.В. Педагогика. М., 1996. С. 57.
широкий кругозор, увлеченность, интерес к личности учащегося, уважение, терпимость, понимание, доброжелательность и справедливость. Практически везде в структуру педагогических способностей включается способность к проектированию и конструированию своей деятельности, организованность, компетентность в общении, знания в области искусства, литературы, осведомленность в вопросах политики, экономики и религии, социальных и экологических проблемах, наличие увлечений.
Стоит обратить внимание на то, что наряду с профессиональными качествами и личностными способностями не менее важными остаются нравственные качества педагога. Это связано с общей направленностью личности педагога, которая проявляется в отношении к миру, к другим людям и к самому себе, активной жизненной позиции. Не случайно такой метод воспитания, как личный пример, до сих пор остается одним из самых действенных, особенно в младшем школьном возрасте. Эту мысль сформулировал К.Д. Ушинский, когда говорил о том, что только личность может действовать на развитие личности, «только характером можно образовывать характер». «Люди больше верят глазам, чем ушам, поэтому богобоязненная мысль, живое чувство и доброе поведение учителя действуют сильнее всякого наставления», - писал в своих работах С.И. Миропольский48. Об этом учителя не должны забывать.
Взгляды С.И. Миропольского на построение народной школы были схожи с мыслями педагогов того времени. Общей тенденцией было то, что никто из деятелей тех лет не отделял народную школу от семейного уклада, условий жизни народа, его истории, традиций и культуры. И для С.И. Миропольского, и для К.Д. Ушинского, и для Л.Н. Толстого, и для С.А. Рачинского вопрос о народной школе связывался с народным верованием. При всех возможных различиях взглядов на народную школу их объединяла мысль о том, что система воспитания и обучения в школах для народа должна быть национальной. Педагоги расходились в вопросе о том, что положить в основу национального воспитания. К.Д. Ушинский считал, что это должен быть учет своеобразия исторических особенностей и национальной веры. С.И. Миропольский (так же, как и С.А. Рачинский) видел дела школы и Церкви неразделимыми. Теоретические разработки С.И. Миропольского были направлены на религиозно-нравственное воспитание подрастающего поколения.
С.И. Миропольский, как и многие его современники (В.Я. Сто-юнин, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой и др.), предупреждал об отрица-
48 Миропольский С.И. Учитель. Его призвание и качества... С. 72.
тельных последствиях бессмысленного подражания Западу. Российская школа не может быть переделана по чужому образцу. Основа ее должна остаться национальной, она должна сохранить и продолжить традиции, существующие не одно столетие. При этом особое внимание С.И. Миропольский обращает на то, что в России накоплен богатый опыт, как в теории, так и в практике образования, который должен быть востребован школой.
The theoretic and pedagogical model of the public school of S.I. Miropolsky
N.P. Riazantseva
This article expounds the main principles of Miropolsky’s public school. Even nowadays his ideas in pedagogics are saying about the whole educational system. True public school in Miropolsky’s opinion should have a close live relations with the Church and rest on the national tradition.