Научная статья на тему 'Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел'

Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3801
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПРАКТИЧЕСКИЙ ПСИХОЛОГ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Степанова Ю. Б.

В статье рассматриваются особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Степанова Ю. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of activity of practical psychologists in internal affairs bodies

Special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement bodies are examined in the article. The author reveals the problems which beginner psychologists encounter.

Текст научной работы на тему «Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел»

Ю. Б. Степанова

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Работа представлена кафедрой педагогики Санкт-Петербургского университета МВД России.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Ф. Гейжан

В статье рассматриваются особенности деятельности практических психологов в правоохранительных органах. Выявляются проблемы, с которыми сталкиваются начинающие психологи.

Special features of the activity of practical psychologists in the law-enforcement bodies are examined in the article. The author reveals the problems which beginner psychologists encounter.

В последние два десятилетия в связи с интенсивными социально-экономическими преобразованиями в нашей стране значительно расширилась роль практической психологии. Ее развитие обусловлено возрастанием неопределенности и нервно-психологических нагрузок, характерных для граждан любого общества в периоды его существенных преобразований.

Для сотрудников правоохранительных органов система «отрицательного давления» на психические структуры значительно усилена. По роду своей деятельности большинству из них приходится общаться и взаимодействовать с криминальными и асоциальными элементами. Для работы многих сотрудников различных подразделений органов внутренних дел (ОВД) характерны экстремальные ситуации, ненормированный рабочий день, опасность, необходимость противостоять подкупу и сопротивлению лиц, подозреваемых в нарушении закона и административных норм. Научные источники свидетельствуют о высокой доле феноменов профессиональ-ного выгорания, профессиональных деформаций, суицидов среди сотрудников правоохранительных органов.

Признание сложности ситуации обусловило расширение деятельности психологических служб в органах внутренних дел.

С 1993 г. во многих подразделениях вводятся штатные должности психологов, которые первоначально комплектуются выпускниками факультетов психологии гражданских вузов. Появилась необходимость целенаправленной профессиональной подготовки практических психологов в образовательных учреждениях МВД России. Такая подготовка была организована с 1999 г., и в 2003 г. осуществлен первый выпуск специалистов данного профиля.

Анализ деятельности выпускников психологического факультета Санкт-Петербургского университета (СПбУ) МВД России позволил выявить целый ряд вопросов, к решению которых начинающие психологи оказываются недостаточно готовыми. Несмотря на усиление практико-ориентированных дисциплин в составе программ профессиональной подготовки психологов для правоохранительных органов, к выполнению значительного круга задач выпускники оказываются неподготовленными, многие знания и умения им приходится осваивать непосредственно в ходе выполнения служебных обязанностей. Это затрудняет их адаптацию, приводит к текучести кадров и неудовлетворенности собственной деятельностью, снижает качество профессиональной деятельности.

В нашем исследовании была поставлена задача изучить типичные проблемные ситуации и затруднения, с которыми сталкиваются практические психологи в подразделениях органов внутренних дел, и на этой основе построить рекомендации для совершенствования содержания и методов их профессиональной подготовки.

В соответствии с требованиями нормативных документов на практического психолога в подразделениях ОВД возлагается несколько основных задач. Это, во-первых, организация и проведение профессионального психологического обследования лиц, принимаемых на службу в органы внутренних дел, и сотрудников, перемещаемых на другую должность в системе МВД России. Цель такой работы - определение их пригодности к службе в органах внутренних дел, а также прогнозирования психологической готовности к выполнению определенных оперативно-служебных задач. Во-вторых, в задачи психолога входит осуществление психологического сопровождения и поддержки сотрудников, проведение мероприятий по их психологической реабилитации и восстановлению профессиональной работоспособности. В-третьих, это организация и проведение социально-психологической работы, обеспечение благоприятного социально-психологического климата в коллективах, психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел, а также сотрудников и членов их семей. В-четвертых, осуществление профессионально-психологической подготовки сотрудников, оказание сотрудникам, вновь принятым на службу, психологической помощи в адаптации к условиям оперативно-служебной деятельности, психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников, в том числе в экстремальных условиях.

Анализ кадрового потенциала психологической службы показывает, что специальную психологическую подготовку, позволяющую специалистам адаптироваться к решению специфических задач психоло-

гического отбора и помощи сотрудникам правоохранительных органов, имеют менее четверти психологов. Вместе с тем больше половины из них имеют высшую психологическую подготовку, а спецификой решаемых в ОВД задач им приходится овладевать в процессе профессиональной деятельности. Кроме того, 8% не имеют специально психологической подготовки вообще. Следует отметить, что большая их часть имеет стаж работы более 5 лет. Это говорит о большом практическом опыте, полученном постепенно в процессе становления психологической службы в ОВД и в процессе специальной курсовой переподготовки.

На диагностическом этапе исследования выявлялись представления психологов о собственной деятельности. Было опрошено (с использованием метода анкетирования, индивидуальных бесед, дневников самонаблюдения, экспертных оценок) 79 человек, работающих в различных подразделениях органов внутренних дел.

Более половины опрошенных отметили, что на должность психолога они попали по рекомендации знакомых или родственников, а также случайно. 40% отвечавших выбрали формулировку «целенаправленно, по собственному желанию». В единичных случаях отмечены ответы «по распределению». Сочетание непрофильного образования со случайным или вынужденным выбором работы, безусловно, снижает процесс адаптации к условиям деятель -ности психолога, отрицательно влияет на качество выполняемых функциональных обязанностей, приводит к текучести кадров в первые годы работы.

Половина опрошенных психологов оценили свою профессиональную подготовленность в начале работы как низкую или ниже среднего. 45% ответивших считают, что их подготовленность была средней, в том числе и те, кто пришел из непрофильных вузов или техникумов. 5% оценили свою подготовленность как высокую или выше среднего (это выпускники СПбУ МВД России).

Проблемы деятельности практических психологов в органах внутренних дел

Следует отметить, что проводившийся параллельно опрос экспертов (начальники подразделений, в которых работают психологи, оценивали их подготовленность в процессе индивидуальных диагностических бесед с автором исследования) показал, что подготовленность подавляющего большинства специалистов-психологов (62%) руководством оценивается как средняя или ниже среднего и 38% получили оценку выше среднего и высокую (8%). Закономерно, что более высокими оценками эксперты оценивают подготовленность психологов, имеющих опыт работы более двух лет. Возможность самостоятельно работать у начинающих специалистов оценивается, как правило, ниже среднего. В качестве особо значимых недостатков в профессиональной подготовке эксперты отмечают умение налаживать контакт с людьми. В ряде случаев отмечались высокие запросы начинающих специалистов при недостаточной исполнительности. При этом под исполнительностью понималась готовность выпол-нять любые поручения, которые руководство считает важным возложить на выпускника вуза, в том числе выполнение несвойственных им функций (подготовка документов и отчетов по отделу кадров, участие в инспекторских выездах и др.).

Эти данные свидетельствуют, во-первых, о том, что начинающие специалисты действительно испытывают трудности при вхождении в практическую профессиональную деятельность, во-вторых, недоверие к опытности начинающего психолога вынуждает руководство подразделения поручать им разного рода несвойственные психологической службе функции, что порождает определенное напряжение во взаимоотношениях специалиста и руководителя подразделения.

Выделение типичных затруднений начинающих психологов осуществлялось по трем основным направлениям:

1) обобщение ответов на один из вопросов анкеты, о которой речь шла выше; 2) целенаправленные беседы с начинающи-

ми психологами, стаж работы которых составляет 1-2 года;

3) ведение дневника самонаблюдений. С начала исследовательской работы такой дневник заполнялся на протяжении двух лет. В нем фиксировались виды работ, которые выполнялись автором в качестве психолога УВД Выборгского района (факультет психологии СПбУ МВД России закончен в 2003 г.), и отмечались затруднения разного типа и вида.

Сопоставление информации, полученной по этим трем диагностическим направлениям, ее анализ и обобщение позволили выделить типичные для начинающих сотрудников затруднения и проблемы, подготовку к которым целесообразно усилить в период обучения в вузе и в процессе непосредственной профессиональной деятельности.

В анкету, которую заполняли психологи из всех районных управлений, были включены вопросы: «С какими трудностями Вы чаще всего сталкивались в начале деятельности в должности психолога?» и «Что является наиболее трудным в Вашей работе в настоящее время?». Были получены следующие ответы на эти вопросы, расположенные по частоте встречаемости.

Трудности в начале деятельности: отсутствие опыта, практики, практических умений, профессиональных навыков; недостаточная осведомленность о нормативно-правовой базе, незнание законов, недостаток психологической подготовки; отсутствие навыков психологического консультирования; отсутствие навыков в оформлении документов; отсутствия взаимопонимания с руководством и при взаимодействии с сотрудниками подразделения; недостаток психологических знаний и информированности о деятельности психолога у сотрудников и руководства подразделения; отсутствие рабочего места, специального оборудования; использование психолога не по назначению; недостаток уверенности в себе.

Более опытные специалисты-психологи отмечают такие затруднения, как (располо-

жены по частоте встречаемости): взаимодействие с сотрудниками отдела кадров; большой объем бумажной работы, мало работы непосредственно с сотрудниками; отсутствие рабочего кабинета, специального оборудования; отсутствие понимания со стороны руководства; использование психолога не по назначению; низкая психологическая культура сотрудников; материальная сторона низкая оплата труда; отсутствие перспектив карьерного роста; трудностей нет.

Сопоставление приведенных двух перечней показывает, что у начинающих психологов преобладает недостаток знаний и опыта, который приводит к напряжениям и ошибкам; у опытных психологов - большая загруженность при явно недостаточной оплате труда. Индивидуальные беседы показывают, что начинающие психологи чаще испытывают напряжение, растерянность, неуверенность в перспективности и правильности своего выбора. Более опытные сотрудники чаще испытывают раздражение, снижается мотивация труда, нарастает усталость.

Наиболее часто в индивидуальных беседах выявлялись следующие трудности:

• не хватает умения диагностировать профессиональную работоспособность сотрудников, выявить психологические факторы, влияющие на результативность и надежность деятельности;

• не хватает умения провести в подразделениях социально-психологические тренинги.

Помимо этого, «дневник наблюдений» показывает, что наиболее часто в практической работе вызывали затруднения ситуации, в которых молодому специалисту приходится работать (диагностировать или консультировать, проводить коррекцион-ную беседу) с сотрудниками, которые значительно старше по возрасту, опыту и званию. Наладить психологический контакт в этих случаях, вызвать доверие у сотрудника бывает очень сложно. Особенно в тех случаях, когда на консультацию к специа-

листу сотрудник приходит по направлению начальника своего подразделения, т. е. не вполне добровольно. В таких ситуациях молодой специалист оказывается недостаточно защищенным против скептического отношения, недоверия к опыту и знаниям психолога.

Другим затруднением субъективного характера являются взаимоотношения с руководством подразделения, в котором работает психолог.

Следует отметить, что такое положение дел часто бывает оправданно, поскольку заниматься обследованием, консультированием, помощью в разрешении конфликтов в подразделении или коррекции взаимоотношений между сотрудниками и руководством подразделения молодой специалист с первых месяцев работы в подразделении часто не может, не умеет. Это требует оп-ределенного периода адаптации, накопления опыта взаимодействия с людьми, вхождения в специфику служебной деятельности сотрудников определенной специализации. Однако, как показывает анализ (и самоанализ), к такой «черновой» работе выпускники вуза часто бывают не готовы, что приводит к неудовлетворенности своей работой, играет немалую роль в текучести кадров.

В связи с этим важной задачей в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов является психологическая подготовка к адаптации в новом кол -лективе и в новых условиях. Важно учить пережидать сложившуюся ситуацию без конфликтов, стараться налаживать контакты с сотрудниками, заинтересованными в психологической службе, например, может быть, с заместителем начальника отдела кадров.

Изучение условий деятельности психологов в разных районах показывает, что около трети из них не имеют не только кабинета психологической регуляции, оборудования, но и рабочего кабинета, а их рабочее место - в кабинете отдела кадров совместно с несколькими инспекторами. Про-

блема существует объективно. Для эффективной работы психолог должен проводить индивидуальные консультации, изучать психологическое состояние сотрудников, лиц, вновь принимаемых на службу. Кабинет психологической регуляции предусматривает проведение психологической релаксации, снятия нервно-психологиче-ского напряжения, эмоциональной разгрузки, индивидуального и группового консультирования, психопрофилактических и психокоррекционных мероприятий.

В то же время в процессе индивидуальных бесед (и собственного опыта) отмечено, что о многих приборах, которые используются в настоящее время в психологической коррекционной работе, начинающие психологи знают только по литературе и не умеют использовать их на практике. Речь идет о таких приборах, как «Мираж», Люстра Чижевского, проекционное цветодинамическое устройство «Цвето-дин» для регуляции психических состояний, «Активациометр» для диагностики психоэмоциональных состояний и работоспособности и др.

Таким образом, проведенный анализ затруднений психологов в начальный период их работы позволяет сделать вывод о

том, что к трудностям в служебной деятельности необходимо готовить курсантов в период обучения в университете. Они должны уметь адаптироваться в условиях среды, сложившихся ситуациях (отсутствие рабочего места, кабинета психологической регуляции, непонимания со стороны руководства, коллег), не приходить в отчаяние, не идти на крайние меры увольнения или смены профессии.

На основании теоретического анализа и выявления противоречий и затруднений практических психологов была разработана Программа опытно-экспериментальной работы по совершенствованию содержания и методов подготовки психологов в вузе МВД России. Данная программа предусматривала организацию обучения в экспериментальных группах на основе проблемного подхода и строилась с учетом: проблем (и способов их преодоления) сотрудников подразделения, с которыми приходится работать практическому психологу; проблем самого психолога, которые возникают в процессе профессиональной адаптации и становления профессионального мастерства; сложностей взаимодействия психолога с руководством подразделения и коллегами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.